Ист.: Житие прп. Герасима, Болдинского чудотворца. М., 1893, 1994р; Описание о российских святых. С. 86-87; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 267-270 [«Изустная память»]; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 210-212 [«Изустная память»], 213-266 ред. Жития], 266-284 ред. Жития] (ср. также с. 67-107); Смоленские ЕВ. 2001. 3. С. 2-5. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 413; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 24-30; Ключевский. Древнерусские жития. С. 304-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 125-126; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 198-199; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 127; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 14-17; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902. С. 284-294; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 341-348; Дмитриева Р. П. Антоний//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47 [Библиогр.]; Макарий. История РЦ. Т. 4. Ч. 1п. С. 212-213, 238, 246, 263, 476; Даниил (Сычёв), иером. Прп. Герасим Болдинский (1489-1554)//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 40-49. Е. В. Крушельницкая Иконография Первое упоминание об иконе с изображением Г. относится к 1585 г.: «...писал иконник образ преподобнаго старца Гарасима Болдинского на красках по игуменскому Онтоньеву веленью для отдачи, дали иконнику за образ промену полтину денег...» (РИБ. Т. 37. Стб. 23). Фраза «для отдачи» свидетельствует о том, что образ святого к тому времени был востребован не только в стенах Болдинской обители. В 1673 г. переписчик Жития диак. Прохор приложил к тексту образ преподобного ( Маркелов. С. 82). Однако ранние изображения Г. в наст. время неизвестны. В иконописном подлиннике посл. четв. XVII в. содержится следующее предписание об изображении Г.: «Сед, брада Власиева, на главе схима» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 104 об.). С XVIII в. рекомендуется под 1 мая писать Г. «подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия; инде пишут надсед, брада космочками» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Краткий вариант изложен в подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 202). В рукописи XVIII в. из собрания С. Т. Большакова, как и в филимоновской, Г. назван новым чудотворцем ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 94).

http://pravenc.ru/text/164547.html

Преподобные Герасим Болдинский и Герасим Иорданский в молении Иисусу Христу. Роспись над входом во Введенскую ц. Герасимова Болдинского мон-ря. Мастер С. Н. Петров. 2000 г. Преподобные Герасим Болдинский и Герасим Иорданский в молении Иисусу Христу. Роспись над входом во Введенскую ц. Герасимова Болдинского мон-ря. Мастер С. Н. Петров. 2000 г. 2-я редакция Жития Г., созданная в кон. XVI - нач. XVII в., сохранилась в единственном списке - РНБ. Погод. 711. Л. 1-26 об., сер. XVII в. По содержанию она близка к 1-й редакции, отличается от нее упрощенным в лит. отношении изложением. Во 2-й редакции подчеркнуто значение Троицкого Данилова мон-ря в жизни Г., духовный отец к-рого - прп. Даниил Переславский - провозглашается преемником рус. чудотворцев Пафнутия Боровского , Никиты Переславского и Сергия Радонежского . Более подробно рассказано об основании мон-ря в Свирковых Луках (изложена история Салтыкова). Текст 2-й редакции обрывается в начале рассказа о посмертных чудесах святого (на 1-м чуде, к-рое, как и отличное от него 1-е чудо 1-й редакции, произошло в игуменство Иосифа Краснописца). Имя Г. включено под 1 мая в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 316), в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В «Месяцеслове» старообрядческого мон. Ионы Керженского Г. упоминается под 2 мая, «Алфавит русских святых» того же составителя содержит краткое Житие Г. (ЯМЗ. 15544. Л. 12, 369 об.- 370, 1807-1811 гг.). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено в 1964 г., и в Собор Смоленских святых, учрежденный в 1984 г. В кон. XIX в. в Болдинском мон-ре над источником, рядом с к-рым Г. поставил келью, была устроена деревянная часовня, не сохранившаяся до наст. времени. В 1990 г. близ этого места был установлен поклонный крест. 20 июля 2001 г. состоялось обретение мощей Г. под руинами Иоанно-Богословского придела Троицкого собора. В наст. время они почивают в возрожденном Герасимовом Болдинском мон-ре, во Введенской ц., у юж. стены (храм освящен в 1997). В мае 2004 г. частицы мощей святого были переданы в вяземский Иоанно-Предтеченский мон-рь, а также в московский храм вмч. Димитрия Солунского на Благуше.

http://pravenc.ru/text/164547.html

Радуйся, яко от древа животнаго присно насыщаешися Радуйся, Герасиме, преподобне отче наш. Кондак 13 О, предивный угодниче и великий чудотворче преподобне отче Герасиме, приими малое сие моление наше, в похвалу тебе возносимое, и ныне, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, молися о всех нас, да избавимся муки вечныя и сподобимся во Царствии Небеснем со всеми святыми пети Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов лики возвеселишася о тебе, угодниче святый, егда измлада прилепився к Богу всем сердцем и желанием возжелев облещися во иноческий ангельский образ, вселился еси в Даниловскую обитель, в нейже приемши пострижение, вождению Богомудраго старца вдался еси и Богови угодил еси житием твоим. Сего ради ублажаем тя сице: Радуйся, от юности ярем заповедей Христовых на ся вземый. Радуйся, вся красная мира сего, любве ради Божия, презревый. Радуйся, земных сродников и другов отчуждивыйся, да не горняго со ангелы дружества лишен будеши. Радуйся, странником на земли быти изволивый, да не странен на небесех явишися. Радуйся, равноангельнаго жития ревнителю. Радуйся, богоносных отец усердный подражателю. Радуйся, проявителю истиннаго послушания. Радуйся, попрателю воли своея. Радуйся, плоть свою со страстьми и похотьми распявый. Радуйся, воителю противу духов злобы поднебесных крепко ратовавый. Радуйся, иноческих обетов исполнение. Радуйся, христоноснаго монашества украшение. Радуйся, Герасиме, преподобне отче наш. Кондак 1 Избранному угоднику Божию, просиявшему святым пустынным житием и ликовствующему ныне в чертозех небесных со Ангелы и всеми святыми, Болдинския обители Чудотворцу, святому Герасиму, приидите, чтущие память Его, акафистную хвалу принесем: ты же, угодниче святый, не отрини сие недостойное приношение наше, но яко со дерзновением предстояй горнему Престолу Вседержителя, услыши нас, зовущих ти: Радуйся, Герасиме, преподобне отче наш. Молитва преподобному отцу нашему Герасиму, Болдинскому чудотворцу О добре наш пастырю и Богомудрый начальниче, преподобне отче Герасиме, услыши нас молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Герасим Болдинский, прп. - житие Герасим Болдинский (1490 - 1554), преподобный. В миру Григорий, родился в 1490 году в Переславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни преподобного Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе. Старец принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, и вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем. Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись, передали Дорогобужскому наместнику, который приказал посадить его в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. В то время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился ему и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у святого и обещал ограждать его от нападений. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 году воздвиг храм во Имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме (1553), а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик преподобного Герасима - Петр Коростелев. Под духовным руководством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель Вологодский, Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе и погребенный в Болдинском монастыре.

http://pravicon.com/info-2060

Строительство велось под руководством «церковного мастера» Терентия, упоминания о котором сохранились в расходной книге Болдинского монастыря за 1591 г. (РЯБ. Л., 1924. Т. 37. Стб. 117–118). Монастырские расходные книги отражают проведение подготовительных работ к строительству – постройку печей для обжига кирпича, доставку дров, изготовление кирпича, подвоз камня на известь (РИБ. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 300–302, 304, 305:308). С Болдинским монастырем был связан известный древнерусский зодчий Федор Конь, возводивший стены Смоленска, – приходные книги хранят записи о значительных денежных вкладах зодчего в монастырь (РИБ. Л., 1924. Т. 37. Стб. 198:244). Архитектурные памятники Болдинского монастыря были взорваны оккупантами в 1943 г. Сохранилась только одна угловая башня. Многолетние реставрационные работы велись под руководством П. Д. Барановского. Ныне монастырь возобновлен. 933 Переславль Залесскш – город на берегах реки Трубеж, основан не позднее 1152 г. суздальским князем Юрием Владимировичем. До 1302 г. город имел своих князей, в XV–XVI вв. являлся вотчиной московских князей. 934 Данилов монастырь – Троицкий Данилов монастырь основан преподобным Даниилом в Переславле Залесском в 1508 г. Даниил родился ок. 1460 г. в Переславле, принял постриг в Пафнутьевом Боровском монастыре. Через 12 лет он вернулся в Переславль, поселился сначала в Никольском, а затем в Горицком монастыре, в котором провел тридцать лет. Особое попечение Даниил имел о погребении нечаянно умерших людей, тела которых находили на дорогах. На месте их погребений Даниил построил храм во имя всех святых. Вокруг этого храма стали строить кельи, и вскоре образовался монастырь, настоятелем которого стал Даниил. Умер Даниил в 1540 г., открытие его мощей состоялось в 1652 г., тогда же преподобный Даниил был канонизован; память празднуется 7 апреля, 30 декабря, 28 июля (все даты здесь и далее по старому стилю). Житие Даниила Переславского, составленное тридцать лет спустя после его кончины, сохранило упоминание о его ученике Герасиме Болдинском и донесло до нас интересную подробность, о которой не сказано в Житии Герасима,Герасим был «кожествец», шил изделия из кожи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свт. Иова прибудет архиеп. Варлаам для погребения святителя), но не подверглось тлению. 18 нояб. А. был погребен в Софийском соборе у сев. стены. Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса; в житии описаны 2 чуда, случившиеся в 1598 г.: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни. О посмертном чуде святителя рассказывается также в 1-й редакции жития прп. Герасима Болдинского. Инок Дионисий из Болдинского мон-ря, бывший учеником А., после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание прп. Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу прп. Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: «Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех» ( Крушельницкая. С. 265). Время канонизации и составления тропаря и кондака А. неизвестно. А. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1841 г. имя А. было включено в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В службе Собору А. упоминается в славнике стиховных стихир вечерни, в 1-м тропаре 1-й песни и 2-м тропаре 9-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 460, 464). 9 сент. 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи А. и 26 сент. перенесены из Софийского собора в храм свт. Николая во Владычной слободе Вологды. Ист.: Житие А. [в выдержках]//Вологодские ГВ. 1853. 11 апр. 15. Ч. неофиц. С. 119-120; Описание о российских святых. С. 112; ПСРЛ. Т. 37: Устюжские и Вологодские летописи. С. 195-197; Минея. Май. Ч. 3. Соч.: Житие Герасима Болдинского// Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. литературе.

http://pravenc.ru/text/115856.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первое богослужение в новоосвященном храме 6 июня 2010 г. 13:51 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. У врат обители Его Святейшество встречали губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, глава Дорогобужского района В.Е. Цуренков, представители администрации Смоленской области. Святейший Патриарх Кирилл освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря, а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий , епископ Брянский и Севский Феофилакт , епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , настоятель монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов). За богослужением молились председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, представители администрации Смоленской области. За Литургией пел хор братии московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря . На малом входе помощник настоятеля монастыря игумен Иринарх (Андреев) за труды, понесенные по возрождению обители и по воссозданию Свято-Троицкого собора, был возведен в сан архимандрита, а эконом монастыря игумен Тихон (Кошелев) за усердное служение награжден крестом с украшениями. Собор не смог вместить всех молящихся, и богослужение транслировалось на большом экране, установленном у стен храма. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель монастыря архимандрит Антоний, который преподнес Его Святейшеству образ преподобного Герасима Болдинского, основателя обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1175517.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкого Болдинского монастыря 6 июня 2010 г. 16:22 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря , а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры! Сердечно благодарю за эти теплые слова, за прекрасный образ преподобного Герасима. Мы действительно празднуем сегодня три события: 20-летие возрождения обители, 480-летие со дня ее создания и освящение возрожденного Свято-Троицкого собора. То, что сейчас сказал отец Антоний, перенесло мою мысль к тем трудным временам в начале 1990-х годов, когда вместе с отцом Антонием, тогдашним настоятелем церкви в Дуброво, мы путешествовали по епархии, посещали храмы — открытые и закрытые. Все это производило тяжелое впечатление: действующие храмы мало чем отличались от закрытых. Никогда не забуду, как приехав в Липецы и подойдя к храму, я спросил отца Антония: «Так это открытый храм или закрытый?» Он отвечает: «Открытый храм, здесь священник служит». Я говорю: «Такого быть не может» — перед нами был полуразрушенный храм. Да и область была в тяжелом состоянии. Часто мы по колено в грязи шли с отцом Антонием, на лошади добирались, на тракторе, потому что даже машины повышенной проходимости пройти по тем местам к нашим приходам не могли. Но самое, может быть, трудное, что было тогда для меня как для правящего архипастыря Смоленской земли — это духовная бедность. В храмах не было народу, особенно в сельских, да и в городских. И вот однажды я приехал сюда, в это место, где, как мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел здесь? Я увидел развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадив и этого собора, который, по мнению ученых, был построен Федором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, — тем, кто воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить никакого другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого первого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. Отец Антоний был назначен на эти руины — и жить-то здесь было негде, — с тем чтобы начать собирать братию и восстанавливать обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/1176331.ht...

Через 17 лет после кончины архимандрита Андрея, Российская империя рухнула, и для Болдинского монастыря настали черные времена. Впрочем, настали они не в один день. Ещё три года обитель - в условиях жёсткого давления новых властей - сохраняла свой статус. Более того, в 1919 году по инициативе П. Д. Барановского началась серьёзная реставрация уникальных древних построек. Тем не менее, в начале ХХ столетия Болдинская обитель в архитектурном плане представляла собой чуть ли не единственный в стране образец, сохранившийся в практически неизменном виде с эпохи царя Фёдора Иоанновича. Увы, послереволюционные годы, которые вообще можно рассматривать как годы повсеместного утверждения нового варварства, она не пережила. Уже в 1920 году большевики упразднили монастырь - Троицкий собор при этом был обращён в приходскую церковь. Здания передали организованному в монастырских стенах историко-художественному музею (тоже - детищу Барановского). На протяжении 1920-х годов монашеская жизнь ещё теплилась в монастыре - так, по сообщению 1924 года, в нём проживало семеро монашествующих во главе с игуменом Пафнутием (Ковалёвым). Однако долгую такую ситуацию богоборцы, разумеется, терпеть не желали. В 1927 году реставрационные работы были прекращены. В 1929 году газета " Правда " писала: " Монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам... " Это сообщение прозвучало сигналом к атаке. Вскоре музей перевели в Дорогобуж, а в 1930 году его директора и последних иноков арестовали и отправили в ссылку (чуть позже был репрессирован и П. Д. Барановский). Монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу " Гигант " . Тот действовал по сценарию, уже отработанному в масштабах всей страны: в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, в Введенской церкви - сыроваренный завод, в часовне - сепаратор. Новая жизнь началась! Великая Отечественная война страшным огненным валом прокатилась по Смоленщине. Во время фашистской оккупации в Дорогобужском крае развернулась партизанская война - по сути, фашисты здесь не являлись хозяевами.

http://sobory.ru/article/?object=10903

Взял его старец Даниил к себе в келью под духовное руководство. И проявлял Герасим свой добрый нрав во всем, жил же у старца в послушании добродетельном, почитая старца, как Бога, а братию, как ангелов. Смирением своим и послушанием, трудами и подвигами, строгим воздержанием и молитвами пребывающих в монастыре удивил, так что и сам старец Даниил дивился, как в таком молодом возрасте мудрость зрелая может быть; и много раз старец Даниил молил о нем Бога, чтобы дал Бог Герасиму терпение и крепость до конца жизни. Так прожил Герасим у старца Даниила в келье двадцать лет во всяческом послушании и угождении Богу. Затем старец Даниил, видя, что Герасим живет во всем по заповедям Господним и по обету иноческому, дал ему отдельную келью и повелел в ней жить. Преподобный же ни в чем не перечил старцу своему, но во всем волю его исполнял во благо, и принимал повеление старца как повеление Божие. И когда начал он жить в своей келье, стал труды к трудам прилагать и подвиги к подвигам, в посте и молитве беспрестанно день и ночь без сна пребывая. Было у него смирение великое и любовь ко всем, целомудрие и прочие добродетели, и имел он в себе начало премудрости – страх Божий, о земной же проходящей тленной жизни сей не заботился и презирал ее. Когда же Герасим начал жить в своей келье, стал он помышлять об уходе в другое место, в пустыню, чтобы одному безмолвствовать. И поведал он о своем помышлении старцу Даниилу. Старец же не велел ему и ругал за такое намерение. И стал преподобный Герасим молиться Богу со слезами беспрестанно, день и ночь без сна пребывая, и думал про себя втайне: «Господи, устрой все, как ты изволишь, твоя воля, а не моя». Прожил преподобный Герасим с этим помыслом шесть лет, и, еще более распаляясь сердечным желанием уйти в пустыню, стал он старца молить со слезами, говоря: «Отче, отче, не презирай своего чада, подай прощение рабу своему, отпусти Бога ради и даруй мне молитвы свои, чтобы стали они сопутствующими и пребывающими со мною во все дни до скончания жизни моей». Старец Даниил, видя, что Герасим непреклонен в своем намерении, возложил все на Бога, сказав: «Воля Господня да будет». И отпустил его с миром, оградил его крестом и вооружил молитвою, дал наказ обо всем, благословил его и сказал: «Да будет, чадо, на тебе Божья милость, а Пречистая Богородица во всем тебе помощница и заступница, и молитвы с тобою преподобного отца нашего Сергия чудотворца и старца моего преподобного Пафнутия, чудотворца Боровского», – ибо был блаженный Даниил учеником преподобного Пафнутия чудотворца Боровского, Пафнутий же – ученик старца Никиты Переславского чудотворца, а Никита – ученик преподобного Сергия чудотворца. И так отпуская его, сказал старец Даниил с радостными слезами: «Мир тебе, чадо, мужайся и крепись перед ополчением невидимых врагов». И еще пророчески добавил: «Много будет тебе, чадо, от дьявола искушений и от злых людей, которые принесут тебе лютые беды. Но сила их немощна против милости Божией». И с тем отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010