Каким же представляется нам воссозданный из летописных отрывков и преданий облик Пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы? После кончины свт. Стефана Пермского, последовавшей в 1396 г., в Перми более 20 лет не было епископа. В январе 1398 г. епископом Пермским был избран и рукоположен Исаакий, но он  из Москвы на кафедру не приехал. Отсутствие в Перми архиерея породило беспорядки в новообращенной пастве и надежды сторонников язычества на возрождение древних верований. Этому способствовала активизация живших по соседству вогульских племен, совершавших набеги и принуждавших христиан к возвращению в язычество. Свидетель событий Епифаний Премудрый писал: «Великое было смятение в Земле Пермской[…], немалое разрушение учинилось, большая печаль у людей, великий плач и рыдание в церкви Пермской, поскольку опора церковная порушилась и столп церкви исчез[…]Еретики-волки, душегубы разбойники, иноязычники-вогуличи наступают, рать еретическая с большой злобой вооружается на Церковь, а воеводы нет, который бы орудием духовным ее разбил…» . По данным Коми-Вымской (Вычегодско-Вымской) летописи, только в 1418 г. на Пермскую кафедру с центром  в Усть-Выми был поставлен епископ Герасим . Предание говорит, что он был «муж святой жизни; с ревностью очищал он плевелы, появившиеся на ниве христовой» . Его прибытие на Пермскую землю стабилизировало положение в епархии. Свт. Герасим принялся ревностно исполнять свои святительские обязанности. Проявляя заботу о своей пастве, он постоянно путешествовал по епархии и миссионерствовал среди язычников. Важнейшим направлением деятельности епископа в это трудное время была защита пермяков от  нападений соседей: вогулов, вятчан и новгородской вольницы. Защита христианского населения перед лицом внешней опасности становится дипломатической задачей епископа, так как  Москва была еще неспособна контролировать ситуацию на северо-востоке Руси. Отсутствие сил для отражения нападений врага вынуждало епископа Герасима идти на крайние меры и  рисковать жизнью. Предание говорит, что во время одного из набегов вогулов святитель внезапно проник в их стан и явился свирепому вождю Асыке. Смелость епископа удивила князя язычников. Он внял его просьбам и убеждениям и велел дикарям удалиться в свои места.

http://bogoslov.ru/article/1261736

Раздоры русских князей в борьбе за великокняжеский престол спровоцировали новые набеги остяков и вогулов во главе с князем Асыкой на земли зырян. На этот раз усмирить дикарей решили новгородцы, владевшие землями по рекам Ваге и  Двине. В 1446 г. 3000 новгородских дружинников под командованием Василия Своеземцева и Михаила Яковлева вторглись в земли вогулов и дошли до Урала. Воинственный князь вогуличей Асыка был взят в плен и  принужден дать клятву более не тревожить христиан. Перемирие позволило епископу Питириму заняться устроением церковной жизни в своей епархии, проявить заботу о пастве. В 1447 г. он прибыл в Москву, чтобы  ходатайствовать перед Великим князем Василием Темным о помощи зырянам. По его просьбе пострадавшим были уменьшены подати и отправлены подарки от семьи Великого князя. В 1448 г. епископ Питирим принял участие в церковном соборе, избравшем митрополитом Киевским и всея Руси свт. Иону. В мирные годы святитель Питирим неутомимо учил и просвещал свою паству, объезжал селения пермяков, распространял духовные книги. Древнее житие святителя говорит, что он любил проповедовать не только в церквях, но и на открытых местах, в окружении большого количества народа. Характерной чертой подвига свт. Питирима является миссионерская направленность его деятельности. Апостольская ревность влекла его к соседним народам. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует, что свт. Питирим впервые вышел с проповедью за границы своей епархии и крестил жителей соседней Перми Великой и ее столицы Чердыни. «Летом 1455 приезжал владыка Питирим в Великую Пермь на Чердынь крестить ко святой вере Чердынцев» . Его миссионерский талант был настолько ярким и сильным, что даже враги зырян – вогулы, жившие по соседству, под его влиянием стали постепенно обращаться к христианской вере. Успешная проповедь свт. Питирима среди вогулов вызвала ненависть князя Асыки. Войдя в союз с вятчанами, свирепый вождь вновь возобновил набеги на земли зырян. 19 августа 1455 г., в воскресный день, отряд вогулов тайно подплыл к Усть-Выми на плотах и проник в город, творя убийства и погромы. Главной целью этого набега была расправа над епископом Питиримом. В древнем житии свт. Питирима содержится краткое описание его мученической кончины. «И пришли тайно вогуличи в страну и предали многих смерти; сего же святого, схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною» .

http://bogoslov.ru/article/1261736

29/11 Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107). Святителя Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского, в Ближних пещерах почивающего (1194). Святителей Герасима (1441–1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских. Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу , глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник... (общий священномученику). Ин тропарь, глас тойже Апостольских нравов подражателю/и престола их снаследниче,/архиереев удобрение и мучеников славо, Богодухновенне,/на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/и, слово истины исправляя,/до крове пострадал еси,/священномучениче Игнатие,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас тойже От востока днесь возсиявый/и тварь всю просветивый ученьми,/мученичеством украсися богоносный и божественный Игнатий. Величание Величаем тя,/священномучениче Игнатие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Лаврентию, затворнику Печерскому, епископу Туровскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 8 Всеблаженне Лаврентие,/затворивый себе Господа ради в месте тесне/и в нем многа лета трудолюбие поживый,/молися о нас ко Господу,/яко да и мы от всякаго греха чувства затворше,/получим отверзение дверей милости Господни в день судный. Кондак, глас 6 Усердие Лавре Печерстей желая от чудес прославления,/себе же самаго смиряя,/отреклся еси онаго,/бедне диаволом мучима, исцелити,/отслав его ко пещере,/идеже он исцелившися,/блаженне Лаврентие,/прослави с тобою Господа,/прославляющаго святых Своих. Величание Величаем тя,/святителю отче Лаврентие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителям Герасиму, Питириму и Ионе, епископам Великопермским, Устьвымским, глас 8 Равноапостольному святителю Стефану наследовавший/и Православия светом страну Зырянскую озаривший,/святителие Христовы Герасиме, Питириме и Ионо,/престолу Пресвятыя Троицы ныне предстояще,/молитеся пастве вашей от врагов ненаветованней быти/и всем православным людем в мире спастися. Ин тропарь, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пермь. Церковь Вознесения Господня. Феодосьевская церковь Карта и ближайшие объекты Одной из последних церквей, построенных в г. Перми, является церковь Вознесения Господня. Она получила народное название купеческой. 10 апреля 1902 г. из Пермской духовной консистории была выдана книга записи прихода и расхода денежных сумм комитету по постройке нового храма. На постройку церкви жертвовались значительные суммы. Некоторые суммы церковь получила по завещаниям горожан от 30 до 200 руб. 13 мая 1903 г. была выдана грамота епископа Пермского и Соликамского Иоанна на закладку в г. Перми нового храма в честь Вознесения Господня и двух приделов: первый, во имя Св. Феодосия (церковь также носит название Феодосиевской) Черниговского Чудотворца, второй, во имя Св. Питирима, Герасима и Ионы. Место для постройки храма было частично продано и частично подарено епархии купцом Александром Павловичем Бабаловым. В документах архива имеется дарственная выпись, план усадебной земли, удостоверения на продажу. В 1904 г. уже был освящен в нижнем этаже храма престол во имя Серафима Саровского. Строительство здания церкви было закончено в 1901 г. В верхнем этаже храма главный средний придел освящен в честь Вознесения Господня 12 декабря 1910 г., правый, во имя Феодосия Черниговского Чудотворца, освящен 26 октября 1914 г., левый - во имя первосвятителей Пермских Св. Питирима, Герасима и Ионы. С 1904 г. по 1918 г. настоятелем церкви являлся Стефан Михайлович Богословский. имевший неоднократные награды от духовного ведомства. В 1918 г. Вознесенская церковь оставалась одной из крупнейших церквей города Перми. Кружечный доход церкви составлял 8140 руб. 60 коп. В приходе церкви в 1918 г. значилось 5 хозяйств духовных лиц, 33 - чиновников, 163 - мещан и купцов, 102 - крестьян. Существовал приходской совет церкви, проходили собрания общины. Отрицательное влияние на разобщение церковной общины сыграло разделение православного вероучения на различные течения. В 1927 и 1928 гг. группа верующих обращалась в горисполком с просьбой регистрации новой общины, т.к. " посещать близкий нам Феодосиевский храм, который теперь находится в руках так называемых " григорьевцев " , мы не можем по своим религиозным убеждениям " . В конце 1928 г. по результатам обследования церкви административным отделом было вынесено постановление о передаче здания " более благонадежной общине " .

http://sobory.ru/article/?object=02914

У свято Собору святих звершили в 11 лютого 2019 р. 16:07 11 февраля 2019 года, в день празднования Собора Екатеринбургских святых и 134-летия образования Екатеринбургской епархии , в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга торжественное богослужение возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ,  архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан ,  епископ Щигровский и Мантуровский Паисий , епископ Каменский и Камышловский Мефодий , епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений , епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий , епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид . Архипастырям сослужило многочисленное духовенство Екатеринбургской митрополии , а также прибывший в уральскую столицу по приглашению митрополита Кирилла исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков . За богослужением молились игумении монастырей митрополии и сестры Ново-Тихвинской обители. Песнопения Литургии исполнил хор духовенства митрополии и сестринской хор Александро-Невской Ново-Тихвинской обители. Духовенство и паства исполнили величание всем святым, в земле Екатеринбургской просиявшим. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Андрей Щукин. По завершении богослужения митрополит Кирилл поздравил всех с праздником и отметил, что произнесенное за Литургией благодарение Святейшему Патриарху Кириллу очень важно, потому что по благословению Его Святейшества празднуется День Екатеринбургских святых. Владыка также попросил духовенство и паству сугубо произнести многолетие владыке Викентию, митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому , своему предшественнику на Екатеринбургской кафедре , по представлению которого Святейший Патриарх Кирилл учредил праздник Екатеринбургских святых. «Екатеринбургская епархия учреждена в 1885 году при императоре Aлekcahдpe III, — напомнил митрополит Кирилл. — Сегодняшний день — это день Екатеринбургской епархии, это праздник святых, который сугубо совершает земля Пермская — епископов Великопермских Питирима, Герасима и Ионы. И когда мы совершаем праздник здесь, в Екатеринбурге, это такая зримая духовная связь, которая напоминает нам, чтобы мы не отрывались от своих корней, потому что Пермская епархия является родоначальницей тех епархий, которые сегодня существуют на территории нашей области, в нашей митрополии. И памятью святых Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, и всех святых, в земле Екатеринбургской просиявших, мы сегодня осеняем сегодня нашу жизнь и сугубо этот святой день».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5371564...

Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 575-576, 579; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 127-128; Верюжский. Вологодские святые. С. 342-346; Дмитриев А. А. Пермская старина: Сб. ист. статей и мат-лов преимущественно о Пермском крае. Пермь, 1889. Вып. 1. С. 144-145; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 112-113; Красов А. В., свящ. Зыряне и просветитель их св. Стефан, первый еп. Пермский и Устьвымьский. СПб., 1896. С. 39; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 205-207; Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122; Зубарев Л. В. Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона//Изв. Перм. епарх. церк.-археол. об-ва. 1917. Вып. 2. С. 96-108; Грибова Л. К истории Перми Великой: 500 лет христианизации//Наш край: Мат-лы для изучения. Пермь, 1964. Вып. 1. С. 50-59; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 228-229, 231; Оборин В. А. Возникновение и ранняя история г. Чердыни: XV-XVII вв.//Из прошлого Чердынского края. Пермь, 1974. С. 11-15; Соловьев. История. 1989. Кн. 3. С. 71; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 178-179; Вершинин Е. В. И еще раз о князьях вымских и великопермских//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2000. Вып. 3. С. 285-305; Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы. Прил. к ст.: Чагин Г. Н. Северная Русь и Пермские земли в XI-XV вв.//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2000. Вып. 3: Новгородская Русь: Ист. пространство и культурное наследие. С. 282; он же. Христианизация Перми Великой и Чердыни и ее роль в развитии государственности и культуры в XV-XVII вв.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чтений, посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 5-18; Мацук М. А. Святители Великопермские (Усть-Вымские) Герасим, Питирим, Иона//Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001. С. 12-23; Алексеев Ю. Г. Устюжская летопись и поход 1462 г.//Вестн. СПбГУ. Сер. 2. 2002. Вып. 4. 26. С. 19-28; Романова А. А. Чудеса Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 233-235; Преображенский А. С. Урок язычникам: Икона «Чудо в Хонех» из с. Комарицы и христианизация зырян//Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. М., 2005. С. 93-121; Тарасов А. Е. Религиозные аспекты политики моск. князей во 2-й пол. XV - 1-й тр. XVI в.: Дис. М., 2007. С. 225-229; Власов А. Н. Поздние Повесть о Стефане Пермском и Сказание о Пермских епископах: Проблемы лит. преемственности//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 710-731; Мальцев Г. И., Лалаян М. С. Христианизация Перми Великой. Чайковский, 2007. С. 57-58; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 64-65; Абеленцева О. А. Митр. Иона и установление автокефалии Рус. Церкви. М.; СПб., 2009. С. 268-270, 276.

http://pravenc.ru/text/578252.html

В описи имущества усть-вымской Благовещенской ц. 1671 г. кроме надгробной иконы значится и др. старинный образ подобной иконографии «их же (святителей.- Авт.) в палатке Архангельской церкви за ветхостью» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 98-98 об.). Можно предположить, что более ранняя икона действительно существовала, либо созданная в 1607 г. уже пришла в ветхое состояние. Известно о поновлении образа в 1811 г. иконописцем Яковом Поповым (Там же. Л. 93), когда были допущены неточности в копировании текста надписи. Свящ. Иоанн Верюжский в 1880 г. воспроизвел надпись на надгробной иконе Пермских святителей («в серебряном басманном окладе») в Благовещенской ц. иначе, что, возможно, объясняется использованием записи митр. Евгения (Болховитинова), сделанной до поновления образа («…написан бысть сей св. образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, в славу св. Троицы, Отца и Сына и св. Духа, повелением их, смиренным епископом Иоасафом вологодским и великопермским и положен бысть сей образ на гробницах их великих чудотворцев, Герасима, Питирима и Ионы» - Верюжский. Вологодские святые. С. 327-328). Автор сообщает также о др. «древней» иконе святителей в Вознесенском храме Усть-Выми (Там же. С. 328. Примеч. 1). Согласно текстам иконописных подлинников XVIII-XIX вв. (под 6 мая, 7 июня, 26 окт.), И. «подобием сед, власы кудрявы, брада аки Димитрия Прилуцкаго, на главе шапка святительская, ризы святительския и омофор, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 42); «сед, кудряв, брада Димитрия Прилуцкаго, в шапке, риза святительска» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 156; более краткое описание - Там же. Л. 78). По форме округлой, недлинной бороды он уподобляется известному Вологодскому преподобному. Обычно И. изображался в епископском богослужебном облачении - подризнике, фелони, омофоре, митре, поручах и сапожках, в редких случаях облачение святителя дополнено палицей и параманом (или епитрахилью). В надписях на иконах он, как правило, именуется епископом Пермским.

http://pravenc.ru/text/578252.html

Вологодский архиеп. Маркелл «по своему обещанью... поехал на Усть-Вым Пермским чюдотворцем помолитись» ( Суворов Н. И. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 22. С. 862). По-видимому, с XVIII в. в Усть-Выми 24 янв.- 5 февр. проводилась Герасимовская ярмарка, на к-рую приезжали жители не только Яренского и Усть-Сысольского уездов Вологодской губ., но и Вятской, Пермской, Архангельской губерний. Имя Г. включено под 24 янв. в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 7 об.), а также, в частности, в «Месяцеслов» и «Алфавит русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 7 об., 350 об., 1807-1811 гг.), в др. старообрядческие святцы, напр. Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131 (164). Л. 111 об., 1-я четв. XIX в.). Г. прославляется в службе Собору 3 Пермских святителей и в акафисте Собору 7 Пермских епископов. В обращенных к Г. тропаре и кондаке Церковь величает его «яко священника превелика и апостолов и мучеников совсельника» (Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 313-314). В 1907 г., когда праздновалось 300-летие канонизации первых Пермских епископов, свящ. Афанасий Какорин написал посвященный им цикл поэм. Ист.: АИ. Т. 1. 39. С. 74; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. С. 161, 166; Вып. 2. Стб. 91; Т. 9. С. XXIII; Доронин П. [Г. ] Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. КФАН СССР. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 261; Вычегодско-Вымская летопись//Родники Пармы. Сыктывкар, 1989. [Сб. 1]. С. 25; На земле свт. Стефана//ЖМП. 1996. 7. С. 8; Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы/Подгот. текста: А. Н. Власов, Н. А. Петренко//История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы/Ред. А. Н. Власов. Сыктывкар, 1996. С. 76-92; Низов В. В. «Чюдеса великих чюдотворцев епископов Пермьских Герасима, Питирима и Ионы» как ист. источник//Шведы и Рус. Север: Ист.-культ. связи: К 210-летию А. Л. Витберга: Мат-лы междунар.

http://pravenc.ru/text/164553.html

Блаженный Герасим скончался посреди неусыпных трудов своих. Больной он возвращался из поездки по церквам, ближайшим к владычнему городу. При обозрении церквей он, видимо, принимал личное участие в церковном богослужении, по крайней мере, с ним были архиерейские священные одежды. И вот уже «на усть-вымском лугу, за мало стадий от соборныя церкви, бысть удушен святый отец за нечто от своих домочадцев, неповинно кончину восприя месяца января в 24 день». В каком году последовала мученическая кончина святителя, точно неизвестно. Несомненно, не ранее 1441 года и не позднее 1447 года. Предание прибавляет, что святой Герасим был удавлен омофором, а виновником смерти его был слуга вогулич, которого он взял на воспитание, чтобы сделать из него проповедника православной веры диким его соплеменникам. Преемником святому Герасиму был поставлен чудовский архимандрит Питирим. Святой Питирим был родом из Ярославля. С юных лет он принял иноческое пострижение и проходил путь подвижничества под руководством старца Кирилла. Будучи архимандритом Московского Чудова монастыря, святой Питирим в 1440 году крестил Иоанна III, сына великого князя Василия Темного. Инок Пахомий Логофет, писавший по благословению митрополита Ионы житие святого митрополита Алексия, в 1459 г. в предисловии к этому житию говорит: «Иное извлек я из самого достоверного писания архимандрита Питирима, бывшего потом епископом Перми. Он кратко написал о святителе и составил канон в похвалу ему, слышав впервые о его жизни и чудесах. Сей епископ и вместе мученик не только пострадал от неверных за веру, но много потерпел бед и от князя, считавшего себя верным, которого потому нужно считать худшим неверного, что осквернил руки свои кровию брата». В последних словах указывается на Шемяку, долго свирепствовавшего в Двинской области. Итак, преемникам блаженного Герасима было еще труднее проходить святительское поприще. Недавно обращенная паства его, не окрепшая в вере, терпевшая бедствия от инородных соседей, при святом Питириме вынуждена была нести на себе последствия кровавой борьбы русских князей между собою. Сам святитель немало пострадал от этих беспорядков: его движимое имущество было разграблено, равно как и церковное богатство: священная утварь, казна, книги, колокола. Может быть, он подвергался и тюремному заключению, вытерпев «многия томления».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сия церковь около 1745 года построена на месте деревянной Николаевской, строенной с 1711 года по грамоте Иосифа, Архиепископа Устюжского, а пособием бывшего Сибирского Генерал-Губернатора Князя Гагарина. Она была соборной монастырской, и при ней находилась с западной стороны каменная же монастырская ТРАПЕЗА, ныне уже разрушившаяся. В верхней церкви – царские врата Китайской работы наборные из фольги под слюдяным прозрачным стеклом с накладными оловянными цветами и с фигурными иконами. С западной стороны от церкви – каменная КОЛОКОЛЬНЯ недавней кладки. Саженях в 50 прямо к западу, на другой холме, находятся две ЦЕРКВИ каменные же: 1) Благовещенская, построенная на месте деревянной, бывшей кафедральной Пермских Епископов, и освящённая в 1746 году, Января 25. С северной стороны к ней прикладен в 1749 году по грамоте Устюжского Епископа Варлаама придел каменный же во имя Всех Святых, а освящён в 1764, году Января 29. В сем приделе против царских врат несколько вправо сооружена общая гробница над тремя тут почивающими Пермскими Епископами: Герасимом, Питиримом и Ионой 114 . На этой гробнице положена большая в серебряном басманном окладе в человеческий рост Икона, изображающая сих трёх святителей со следующей внизу оной надписью: «,Лета 7115 (1607) месяца Июня в 8 день при Благочестивейшем Царе и Великом Князе Василии Ивановиче, всея Русии Самодержце и при Святейшем Ермогене, Патриархе Московском и всея Русии, написан бысть этот образ трёх Святителей: Герасима, Питирима и Ионы, Пермских чудотворцев повелением Их Епископом Иоасафом Вологодским и Великопермским. А положен этот образ на гробнице их, Великих чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы в Славу Святой Троицы Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 2) Вторая близ этой Благовещенской церкви к северо-западу каменная же, во имя Св. Стефана, первого Епископа Пермского, когда построена и освящена, не известно, а вероятно, также после 1740 года бывших там пожаров. Прежде находившиеся на сих местах деревянные церкви, Благовещенская и Стефановская, также после пожаров построены были по грамоте Преосвященного Маркела, Архиепископа Вологодского и Великопермского, данной в 1661 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010