Мать часто брала Герасима с собой на богомолье – к Троице, в Данилов... Однажды они были в Оптиной и отправились к преподобному Амвросию за благословением. Преподобный обнял мальчика за голову, благословил и велел вести его, двенадцатилетнего, к игумену проситься в монастырь. Мать со слезами исполнила благословение. Так с детства отец Георгий стал иночествовать. Ребенок и тосковал по родителям, и скучал в монастыре, но не свернул с этого пути. В дальнейшем он стал настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря Калужской губернии. В 1918 году отца Георгия арестовали по ложному обвинению. Чудом он оказался переведен в Таганскую тюрьму, где познакомился с епископом Феодором (Поздеевским) , который в то время был настоятелем Данилова монастыря. В 1922 году владыку Феодора освободили, и он вызволил отца Георгия из тюрьмы, взяв его к себе в обитель духовником. «Отец Георгий имел дар утешения и прозорливости, к каждому у него был особый подход. Он как бы видел указываемый Богом жизненный путь человека и направлял его на этот путь» 21 . В то страшное время непрекращающегося политического давления атеистического государства на своих граждан, на Церковь людям был необходим совет, как жить, чтобы не потерять свою совесть, не опорочить веру. Перед молодежью остро стоял вопрос о выборе учебного заведения, профессии. И отец Георгий, имея за плечами всего три класса образования, мудро учитывал склонности и обстоятельства своих интеллигентных чад, находя возможности для реализации их способностей. Особенно много в его окружении собралось врачей и медсестер. Со временем почти все они стали монахинями, многие прошли тюрьмы, ссылки, лагеря. Но в 20-е годы Господь отпустил им недолгое время для радостей: молитвы, дружбы, общения. Таня с друзьями не пропускала ни одной службы. Впоследствии она говорила, что эти годы, 1923–1928, были лучшими годами ее юности. В те годы одна из духовных чад отца Георгия, В. В. Кузьмина, подарила батюшке домик в Сергиевом Посаде, неподалеку от церкви Архангела Михаила. Туда и выезжал батюшка летом на отдых, окруженный своими духовными чадами. Среди них была и Таня Мельникова. Со временем батюшка оформил часть домика в ее собственность, но тогда Тане это было ни к чему и домом распоряжалась другая духовная дочь отца Георгия – М. К. Шитова (будущая схимонахиня Михаила).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    По линии отца у князя Георгия Александровича предками были грузинские цари и царевичи, а по линии матери – родственники Александра Даниловича Меншикова, знаменитого сподвижника Императора Петра Первого.    Нет сейчас дружбы между Россией и Грузией, как между государствами, но народная дипломатия ломает эти преграды. Потому что у нас Один Бог – Иисус Христос, и Он – наш Руководитель и Предводитель. И именно Свет Христа был путеводной звездой Георгия Александровича, родившегося в России, всем сердцем полюбившего Россию, не жалевшего своих сил и средств для ее процветания. Россия стала его второй Родиной. Потомок Царя, Пророка и Псалмопевца Давида, который мог бы быть Царем Грузии, смиренно остался жить в России, смиренно покоится в маленьком городе Лыскове и силой своего немеркнущего влияния вновь и вновь притягивает к себе как русских людей, так и грузин.     Сейчас весь мир восстал против России, и нам, кроме Бога, Святых и подвижников благочестия, коим и является Князь Георгий Александрович Грузинский, уповать больше не на кого. Незримо они помогают нам.     Когда в XIII веке вел свои сражения с врагами Руси Благоверный князь Александр Нев­ский, ему пришли на помощь Святые русские князья Борис и Глеб. Иэто отражено в Житии святого Александра Невского. Было явление этих князей. А значит, была и духовная незримая помощь. Так и сейчас: призывая на помощь того же Светлейшего князя Георгия Александровича Грузинского, мы можем не сомневаться в его помощи. Он молится за нас. Он радуется, что мы его не забываем. И поэтому надо такие встречи развивать, надо укреплять дружбу наших народов. За годы перестройки было во многом упущено патриотическое воспитание. И поэтому появляются у нас, в России, особенно в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, выступления оппозиции против защиты Отечества. Мы с грустью смотрим в интернете видеоролики о совсем еще юных ребятах, которые не любят свою Родину, желая покинуть ее, и даже пытаются участвовать в акциях вредительства. Но, если не будет России, не будет и мира на всей планете Земля. Она просто прекратит свое существование.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/18/k_170l...

В 2000 году, за месяц до канонизации отца, матушка Лидия похоронила своего старшего сына Сергея и невестку Анну, погибших в автокатастрофе. Это была очень тяжелая утрата. С конца 2003 года матушка Лидия часто проживала в Зачатьевском женском монастыре , настоятельницей которого являлась ее дочь – игумения Иулиания. Казалось, жизнь вошла в спокойное русло. Но оказалось, что Матушка способна взять еще одну высоту. 5 декабря 2008 года, по духовному совету схиигумена Илия , духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни, и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II , в день его блаженной кончины, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий постриг ее в монашество с именем Георгии, в честь ее духовного наставника старца Георгия (Лаврова). 11 июня 2010 года монахиня Георгия мирно отошла ко Господу, причастившись накануне Святых Христовых Таин и пособоровавшись. Отпевание проходило 13 июня в освященном в честь ее отца Владимирском приделе храма Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре. Собралось много людей (приблизительно человек 250-300). Пришли насельницы обители, родственники, близкие, духовные чада о. Глеба, прихожане храмов Москвы. Отпевание по строгому монашеском чину возглавил духовник обители и московского духовенства протоиерей Николай Важнов в сослужении протоиереев Владимира Воробьева , Александра Салтыкова , Георгия Полозова, Александра Ильяшенко и сонма духовенства (12 священников и три диакона). В том числе сослужили двое сыновей Матушки — протоиереи Иоанн и Кирилл. Дочь игуменья Иулиания и сын Василий читали псалтырь и молитвы. Домашняя церковь провожала одного из своих устроителей в Церковь Небесную. Матушку Георгию похоронили, по ее просьбе, на Ваганьковском кладбище в ту самую могилу, где в 1923 г. была погребена ее мама. Она рассказывала в своих воспоминаниях, что с этим местом связаны были ее первые детские переживания вечных истин. Здесь она поняла когда-то, что все люди смертны, сюда она приходила вместе с отцом, в последний раз в 1937 г., чтобы обратиться к Тому, Кто победил смерть.

http://pravmir.ru/matushka-zhizn-cerkovy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЬВОВСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Львовский Георгиевский храм Храмы-предшественники Первый Львовский храм во имя святого Георгия находился на горе, впоследствии названной Святоюрской, еще в княжеские времена. Православная деревянная церковь и оборонный монастырь были построены при князе Льве Даниловиче около 1280 года. На территории первой церкви на Святоюрской горе были захоронены останки князя Ярослава Осмомысла . После уничтожения обоих сооружений польским королём Казимиром III в 1340 году на этом месте была возведен в 1363 — 1437 годах новый православный храм, каменная трёхапсидная церковь-базилика в византийском стиле. Впоследствии, в 1744 — 1770 годах на этом месте был сооружен, уже как униатский , собор святого Георгия (Юра) (см.), ставший главным униатским храмом Львова. Строительство храма Строительством новой церкви святого Георгия во Львове занималась Буковинская консистория Черновицкой епархии , ведавшая во времена владычества здесь Австро-Венгерской империи делами всей Православной Церкви в Галиции . В 1856 году на улице Францисканской (теперь Короленко) ею был куплен значительный земельный участок с двумя домами возле бывшего монастыря францисканцев . В 1895 году был утвержден проект строительства православного храма и церковного дома, исполненный архитектором Густавом Захсом из Вены. Храм предполагалось освятить в честь Святой Троицы , но специальным распоряжением австрийских властей было предписано переименовать его в церковь святого Георгия; это было сделано с тем, чтобы не напоминать о временах, когда во Львове был православный храм Святой Троицы и чтобы подчеркнуть низкий статус православного храма по сравнению с греко-католическим собором святого Юра (святого Георгия) . 1 сентября 1897 был положен краеугольный камень под храм и начато его строительство. В этом же году был организован строительный комитет, в который вошли Михаил Грушевский, профессор Львовского университета, известный украинский историк и Осип Мончаловский, известный галицко-русский журналист. Строительство от закладки фундамента до его полного завершения вёл архитектор Винсент Равский .

http://drevo-info.ru/articles/8869.html

Митрополит очолив з нагоди престольного свята храму на в 7 травня 2019 р. 15:44 6 мая 2019 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами Московской городской епархии   митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию в храме вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе в г. Москве. Его Высокопреосвященству сослужили управляющий Северо-Восточным и Западным викариатствами столицы  архиепископ Егорьевский Матфей , заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Зеленоградский Савва , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков , благочинный Георгиевского церковного округа, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Даниловского церковного округа протоиерей Олег Воробьев, столичное духовенство. За Литургией была провозглашена заупокойная ектения о всех, в годы Великой Отечественной войны скончавшихся ; также было вознесено прошение о погибших в авиакатастрофе в аэропорту Шереметьево 5 мая. Проповедь перед причастием произнес настоятель храма Живоначальной Троицы в Филимонках г. Москвы иерей Прокопий Воронцов. По окончании богослужения митрополит Истринский Арсений посетил ежегодный парад кадетов «Не прервется связь поколений» на площади Победы перед главным входом в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. В числе гостей парада на трибунах у музея присутствовали мэр Москвы С.С. Собянин, член Совета Федерации ФС РФ, председатель Московского городского совета ветеранов, дважды Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны В.И. Долгих, ветераны Великой Отечественной войны и труда, представители Русской Православной Церкви, общественных организаций и государственных структур, школьники, их родители и педагоги. После исполнения Государственного гимна Российской Федерации к кадетам обратился С.С. Собянин. Митрополит Арсений приветствовал участников парада от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и призвал молодое поколение помнить подвиг прославленных русских полководцев и брать с них пример. Владыка поздравил ветеранов с наступающим Днем Победы и передал кадетам икону вмч. Георгия Победоносца. Затем к собравшимся обратился В.И. Долгих. В завершение парада участники возложили цветы к мемориалу «Огонь памяти и славы». Центральное викариатство г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5432841...

В воздвизальный крест из кремлевского Благовещенского собора (1552-1553) помимо др. святынь была вложена частица мощей вмч. Георгия Победоносца, о чем сказано в надписи на обороте пластины кон. XVII - нач. XVIII в. (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 63-165). В 1557 г. Кизический митр. Иоасаф привез от К-польского патриарха Дионисия II др. частицу мощей святого (ПСРЛ. Т. 13. С. 275). «Чиновник соборный», содержащий службы 10-20-х гг. XVIII в., предписывал 23 апр. выносить в Успенский собор эту святыню для поклонения. Частицы мощей и кровь св. Георгия упоминаются в описях Образной палаты (1669), Благовещенского (1680-1681) и Успенского (1701) соборов Московского Кремля ( Зверев А. С. К-польские и греч. реликвии на Руси//Христианские реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 114-115). В наст. время частицы мощей святого хранятся в Воскресенской ц. в Сокольниках, в ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе (привезены из Лидды в 1998), в Никольской ц. в Покровском, в Петропавловской ц. в Лефортове. Белокаменный рельефный образ вмч. Георгия, созданный по византийскому образцу итальянским скульптором, в 1464 г. по повелению вел. кн. Иоанна III был помещен на Фроловских (Спасских) воротах Московского Кремля (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). Это изображение впоследствии стало гербом Москвы. В наст. время фрагменты образа хранятся в ГТГ и ГММК. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Частицы мощей вмч. Феодора Стратилата находятся в храме Христа Спасителя. Частицы мощей вмч. Пантелеимона имеются в храмах во имя прор. Илии в Обыденском пер., во имя свт. Николая Чудотворца в Покровском, в Зачатьевском и Даниловом мон-рях, на подворье афонского Пантелеимонова мон-ря в Москве. Кроме того, чтимая икона вмч. Пантелеимона из бывш. Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот ныне доступна для поклонения в Воскресенской ц. в Сокольниках.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1937 г. он женился, и тоже чудесным образом. Он жил на окраине города, которая называлась Красюковка. Снимал комнатку в мезонине. Дом этот был куплен старцем отцом Георгием Лавровым для его духовных чад. (В настоящее время мощи отца Георгия находятся в Свято-Даниловом монастыре). Дом был куплен, чтобы чада могли жить и работать в Сергиевом посаде. Но отца Георгия тогда уже не было в живых, а его чада все отбывали наказание в тюрьмах и ссылках, в том числе и хозяйка этого мезонина Татьяна Борисовна Мельникова. Она была близким духовным чадом отца Георгия, сопровождала его в ссылку в Кара-Тюбе. Он уже был тяжко болен раком гортани. После освобождения, по дороге в Нижнем Новгороде он скончался. Татьяна Борисовна вернулась домой, а через полгода ее снова арестовали- за отца Георгия, которого уже не было в живых- и ее, и общих друзей. Ее сослали на три года в Забайкалье. За это время в пустующем помещении поселился молодой Тихон Тихонович. Соседи сдали ему комнаты. В 1936 г. она возвращается. Ей говорят: «Ваш дом занят». Приютили ее у соседей. В Москву, к родителям, она вернуться не могла. Было постановление, что после ссылки нельзя жить в больших городах. У нее как ссыльной было «минус сто». Но поскольку Сергиев посад был в 70 км, она рискнула там поселиться. Хотела поступить в медицинский институт, поскольку по образованию была медсестрой. Ей говорят: «Жилец, который занимает ваш мезонин- преподаватель и может вам помочь». Он ей очень помог по физике, химии. Они занимались примерно год. Она успешно сдала экзамены, но за это время Тихон Тихонович понял, что не может дальше жить без нее. Он поехал к ее родителям просить ее руки. Она приняла его предложение. Поженились, и с тех пор Тихон Тихонович жил в этом мезонине до 1979 г. Их венчал духовник отца Тихона отец Вениамин Воронцов, будущий митрополит Елевферий. Будучи в Москве, Тихон Тихонович ходил в Марфо-Мариинскую обитель, был там сторожем и помогал во всех делах. Там и служил отец Вениамин, бывший его духовником. Когда обитель закрыли- перешел в церковь святителя Николая на Щепах, когда и эту закрыли- в Николо-Кузнецкий храм. Но это пока он был студентом. А когда поселился в Сергиевом посаде, то очень близко сошелся и стал руководиться у последнего наместника Лавры отца Кронида Любимова. У них образовалась тесная духовная связь. Отец Кронид ему настолько доверял, что незадолго до своего ареста вручил ему на хранение святыню-антиминс Лавры, который отец Тихон хранил до открытия Лавры в 1946 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Отметив эти особенности сочинения выпускника Георгия Говорова, заметим и дальний, быть может, их отголосок у святителя Филарета Московского в его «Беседе в день Тезоименитства Благовернаго Государя Наследника Цесаревича Великаго Князя Николая Александровича», произнесенной в 1858 году, где святитель, рассуждая на темы воспитания, говорит о «добром воспитании», которое Библия дала народу ветхозаветному, и в конце приходит к следующему выводу: «Ветхий завет есть детство человечества, и его начальное воспитание под рабским страхом закона. Христианство есть высший возраст человечества, и его совершительное под благодатию воспитание; здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода; и тогда человек внутренно уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом» 13 . Если даже мысль Георгия Говорова и не легла в основу мысли Московского святителя, то, во всяком случае, приведенный фрагмент проясняет то, что понравилось последнему в юношеской работе первого. Как бы то ни было, ровно через десять лет после святителя Феофана, в 1851 году, Киевскую академию закончил другой ее выдающийся воспитанник, Памфил Данилович Юркевич . По окончании Академии он остался преподавать в ней, не приняв сан и не постригшись. Десять лет Памфил Данилович трудился на академической кафедре философии, а в 1861 году был приглашен на вновь открывшуюся после долгого перерыва философскую кафедру в Московском университете, что следует считать признанием не только его личных заслуг, но и высокого уровня преподавания философской науки в духовных Академиях. Пробыв на этой кафедре до своей достаточно ранней смерти (он умер в 1874 году, не дожив и до пятидесяти лет), Юркевич все эти тринадцать лет с достоинством отстаивал высокие принципы подлинной философии против прогрессистских (материалистических и позитивистских) увлечений времени. Достаточно привести ту оценку, которую дал трудам своего учителя его знаменитый ученик, Владимир Сергеевич Соловьев, в написанной в память о нем в год его смерти статье: «Если высотой и свободой мысли, внутренним тоном воззрений, а не числом и объемом написанных книг определяется значение настоящих мыслителей, то бесспорное почетное место между ними должно принадлежать покойному московскому профессору Памфилу Даниловичу Юркевичу » 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Рака с мощами преподобноисповедника Георгия Даниловского находится в Покровском храме. Воспитанник знаменитой Оптиной Пустыни, исповедник Георгий (+ 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Честные мощи преподобноисповедника Георгия были обретены вскоре после его прославления, осенью 2000 года. Святые мощи преподобного Саввы Сторожевского хранились более пятидесяти лет в семье православного архитектора Михаила Михайловича Успенского (1893—1984). 25 марта 1985 года они были переданы в Данилов монастырь. Тринадцать лет мощи пребывали в алтаре храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 22 августа 1998 года их торжественно перенесли в Саввино-Сторожевский монастырь в связи с празднованием его 600-летия. Святой — ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского — был основателем Саввино-Сторожевского монастыря. Ныне в Даниловом монастыре хранится ковчег с частицей мощей преподобного Саввы Сторожевского, который выносится для поклонения в дни памяти святого — 19 января и 3 декабря. Башмачок святителя находится в Покровском храме, в отдельном киоте. Бархатный башмачок с частицей мощей был подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, когда в Россию для поклонения была доставлена десница святителя Спиридона. Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Частица мощей святителя Николая Мирликийского подарена монастырю в 1991 году. Ковчег с частицей мощей поставлен в северном приделе храма Святых Отцов, рядом с ракой с мощами святого князя Даниила. Эта икона самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Написана в Москве в XVII веке, издревле принадлежала Даниловому монастырю. В настоящее время образ находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

— Который час? — Без четверти двенадцать. — Ну, слава Богу, — сказал Святейший, точно только этого часа и ждал, и стал креститься. — Слава Тебе, Господи! — повторил он и снова перекрестился. — Слава Тебе, Господи! – сказал он и перекрестился. — Слава Тебе, Господи! – сказал он и занес руку для третьего крестного знамения. Настоятель Ильинского храма в Обыденном прот. Александр Толгский позднее говорил: «После признаний, сделанных мне во время исповеди одного из врачей больницы Бакунина, у меня нет ни малейших сомнений в том, что Патриарх Тихон был отравлен». Публикация подготовлена по монографии игумена (ныне архиепископа) Георгия (Данилова) «Житие и служения святителя Тихона, Патриарха Московского». Иллюстрации — из монографии игумена Георгия (Данилова) и из открытых источников. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 февраля, 2016 5 декабря, 2015 18 ноября, 2019 18 ноября, 2018 29 ноября, 2017 31 августа, 2017 16 июня, 2017 16 мая, 2017 31 марта, 2016 22 февраля, 2016 5 декабря, 2015 18 ноября, 2019 18 ноября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/9-let-patriarxa-tixona...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010