Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Шитая икона. Сер.- 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ) Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Шитая икона. Сер.- 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ) По предположению А. В. Сиренова, к перенесению мощей 1645 г. было написано т. н. Владимирское Житие Г. В. (наиболее ранний список - ГВСМЗ. В-5636/109. Л. 40-89, 1695 г.), основанное на тексте, близком к Симеоновской летописи XV в. (та же летопись послужила источником для составления и «надгробных листов» во владимирском Успенском соборе). Особый вариант Жития Г. В. («Житие и страдание»), в основу к-рого лег текст из Степенной книги, был создан ок. сер. XVII в. в Костроме (известен в 1 списке - РГБ. Ф. 218. 768. Л. 10 об.- 43, 2-я четв. XVIII в.), по-видимому, Сергием (Шелониным) , в 1647-1648 гг. являвшимся настоятелем Ипатиевского во имя Св . Троицы муж. мон-ря . В это Житие включено повествование об основании Г. В. Юрьевца-Повольского. Костромское Житие Г. В. было, вероятно, использовано при составлении старообрядцами Сказания о граде Китеже (кон. XVII в.), главным героем к-рого является Г. В., пострадавший «от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви». В отредактированном виде эта редакция Жития вошла в Четьи-Минеи Андрея Денисова (см. Денисовы ) 1713-1715 гг. Старообрядческий мон. Иона Керженский включил краткое Житие Г. В., составленное на основе Степенной книги, в «Алфавит русских святых» (ЯМЗ. 15544. Л. 129 об.- 130, 1807-1811 гг.). В 1774 г. во имя Г. В. был освящен юж. придел владимирского Успенского собора. Вероятно, в это время на столпе над гробницей князя появилась стихотворная надпись, автором к-рой считают имп. Екатерину II Алексеевну (опубл.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 38). В 1795 г. во имя Г. В. был освящен левый придел нижегородского Архангельского собора, в 1863 г.- левый придел Спасо-Преображенского собора Н. Новгорода. В 1889 г. в дар Н. Новгороду из Владимира была передана великокняжеская шапка, по преданию принадлежавшая Г. В. Св. мощи Г. В. после их вскрытия в февр. 1919 г. были изъяты из владимирского Успенского собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (ранее 1958), в наст. время почивают в Успенском соборе. Имя Г. В. включено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) .

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

А. Успенского собора во Владимире, входящая в состав соборного иконостаса 1767-1774 гг. (иконописцы владимирского архиерейского дома Михаил Матвеев и Яков Серёгин). На иконе, написанной маслом в академической манере, Г. А. представлен вполоборота влево, с прижатой к груди правой рукой, в левой держит копье (эта деталь, не связанная с обстоятельствами жизни блгв. князя,- типичный княжеский атрибут или заимствование из поздней иконографии святых Бориса и Глеба, изображенных с орудиями мученической смерти). В соответствии с традицией княжеской иконографии синодального периода Г. А. облачен в подбитую горностаем шубу и княжескую корону западноевроп. типа с горностаевой опушкой. Не исключено, что изображение Г. А. (в паре с мч. царевичем Димитрием Угличским) размещалось в деисусном чине иконостаса 2-й пол. XVIII в. в Троицкой ц. суздальского Ризоположенского мон-ря, бывш. собора Троицкого мон-ря, построенного в 1700 г. ( Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский жен. мон-рь: Ист.-стат. описание. Владимир, 1900. С. 70). Блгв. кн. Глеб Андреевич. Фрагмент иконы " Святые князья владимирские Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич. 1884 г. (ГИМ) Блгв. кн. Глеб Андреевич. Фрагмент иконы " Святые князья владимирские Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич. 1884 г. (ГИМ) Большинство известных изображений Г. А. входит в состав композиций с образами др. Владимирских чудотворцев. Так, в XVIII-XIX вв. получили распространение иконы всех св. владимирских князей, мч. Авраамия Болгарского и нек-рых избранных святых. Во Флорищевой пуст. Владимирской губ. находилась икона XVIII в., где были представлены св. цари Константин и Елена, блгв. князья Александр Невский, Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Г. А. и мч. Авраамий Болгарский ( Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127). Изображение Г. А. было включено в роспись заложенной после 1724 г. камнем арки вост. ворот Рождественского мон-ря во Владимире: здесь образу Божией Матери «Знамение» предстояли св.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Митрополит Георгий обратился к участникам богослужения и поздравил всех с днем памяти святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича: «Князь Георгий Всеволодович погиб в бою с татаро-монголами, закончившемся поражением русских воинов. По нашим земным меркам, казалось бы, какая тут честь и слава? Проиграл сражение, сколько наших воинов полегло… Но это был истинный угодник Божий. Он, страстотерпец, взошел на Голгофу и через эти мученические труды удостоился Царствия Небесного. Желаю всем нам трудиться во славу Божию, чтобы наши немощные труды, осоленные Его благодатью, принесли большие добрые плоды и проложили дорогу в Небесные обители. Очень радостно видеть сегодня здесь наших гимназистов. Дети — это наши вера, надежда и любовь, будущее нашего Отечества, одним из великих сынов которого является святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович». Правящий архиерей сугубо поприветствовал архиепископа Юстиниана и преподнес ему иконы великого князя Георгия Всеволодовича, преподобного Серафима Саровского с частицей мощей и панагию с образом преподобного Серафима. В свою очередь архиепископ Юстиниан отметил, что он с большой духовной радостью пребывает на нижегородской земле. «Мне давно хотелось попасть в Нижний Новгород в день памяти святого князя Георгия Всеволодовича. И вот Господь сподобил меня оказаться здесь и сослужить митрополиту Георгию, с которым мы когда-то вместе учились в Московских духовных школах . Князь Георгий — один из тех русских князей, которые раздвигали границы Руси на восток и несли свет Православия людям», — сказал архиепископ Юстиниан. В тот же день в нижегородском кремле состоялась церемония возложения цветов к памятнику князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону Суздальскому, установленному рядом с Михаило-Архангельским собором. В мероприятии приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, епископ Балахнинский Илия, епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Сормовский Иннокентий, секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, главный федеральный инспектор по Нижегородской области Александр Мурзин, заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев, мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, председатель городской Думы Олег Лавричев, председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода Сергей Горин, гимназисты, входящие в состав городского военно-патриотического объединения «Пост имени дважды Героя Советского Союза генера-лейтенанта авиации В.Г. Рязанова Дворца детского творчества имени В.П. Чкалова, курсанты Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина.

http://patriarchia.ru/db/text/6004843.ht...

Благочестивая мать его усердно занималась воспитанием своих сыновей. Самая жизнь ее с некоторого времени подавала им пример христианского терпения. Она впала в тяжкий недуг и пребыла, в нем семь лет до самой своей кончины, пред коей удалилась она в устроенную ей обитель и приняла пострижение. Это было в 1205 г. , когда княжичу Георгию был 16-й год. Перед своей смертью Великая Княгиня Мария много поучала детей своих жить между собой в христианской любви и не губить распрями Русской земли, и Георгий ближе всех принял к сердцу наставления своей матери. В 1211 году Георгий Всеволодович вступил в брак с благочестивой княжной Агафьей Всеволодовной, дочерью князя Черниговского, Всеволода Чермного. Писатель жития св. Георгия, сказав об этом бракосочетании, похваляет сию чету, говоря, что св. Георгий и супруга его Агафия «благочестивого корене, добре научены были благочестию и были оба святы и праведны, и милостивы, и кротки, обидимых изымали из рук обидящих, и монашеский и священнический чин весьма любили, и подавали им милостыню, также и нищих весьма миловали и воздержанию прилежали, любили пост и целомудрие и чистоту и еще во многом угодили Христу добрыми делами своими, желая, по Господню слову, наследовать землю кротких и покой праведных обрести». ( Мф. 5:5 ; Пс. 94:11 ; Евр. 4:3 . ). В следующем 1212 году, 15 апреля 7 , скончался Великий Князь Всеволод Георгиевич. По кончине его, несмотря на трогательное предсмертное завещание детям Великой Княгини Марии о хранении взаимного мира, между ними возникли несогласия, но в них невиновен был св. Георгий. Поводом к этим несогласиям было то, что Великий Князь Всеволод перед смертью назначил наследником своим не старшего сына своего, Ростовского князя Константина, а второго сына Георгия. Впрочем, в первые четыре года, по кончине Всеволода, поддерживался еще мир между братьями, благодаря тому, что занявший по воле родителя Владимирский престол кроткий Георгий всеми силами старался угождать брату, ездил к нему в Ростов и праздновал с ним его семейные и церковные торжества, да и Константин Всеволодович, любя просвещение и мирные занятия, сам по себе не склонен был к вражде и войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В XII–XIII веках, когда жил благоверный князь Георгий, Русская земля сильно страдала от междоусобий удельных князей, между которыми была разделена. Отец Георгия великий князь Всеволод III пытался достигнуть объединения и за свои заслуги получил имя Великого Всеволода, однако не был в состоянии прекратить удельную вражду и при своей жизни не раз привлекал детей своих к участию в междоусобной борьбе. Таким образом молодой Георгий в первый раз выступает в истории действующим вместе с отцом и братьями в осаде Пронска в 1207 году. В следующем году Георгий Всеволодович отражал нападение прежнего пронского князя Михаила и двоюродного его брата Изяслава на Московские волости великого князя, действовал потом против мятежных новгородцев. В 1212 году великий князь Всеволод стал изнемогать и захотел при жизни урядить сыновей, которых у него в то время оставалось шестеро: Константин, Георгий, Ярослав, Святослав, Владимир и Иоанн. Он послал за старшим Константином, княжившим в Ростове, желая дать ему после себя стольный город Владимир, а в Ростов посадить Георгия. Но Константин не соглашался на такое распоряжение и ответил отцу: «Если хочешь сделать меня старшим, то дай мне начальный город Ростов и к нему Владимир, или, если тебе так угодно, дай мне Владимир и к нему Ростов». Всеволод, посоветовавшись с боярами и епископом Иоанном, решил наказать непослушного Константина — отдать старшинство Георгию и 14 апреля 1212 г. на 64 году жизни скончался. Константин оскорбился на Георгия и «воздвиже брови своя со гневом». Так сделался великим князем владимирским Георгий Всеволодович, получивший в наследие неустроенную землю, борьбу городов и князей и нерасположение обиженного старшего брата. Уже в следующем году Константин, недовольный потерей старшинства, возбудил всю землю Суздальскую и поднял восстание на брата Георгия. И остальные братья приняли участие в междоусобии. Собранные ими войска сошлись под Ростовом у реки Ишни. На сей раз братья помирились и разошлись по своим городам без битвы, так как великий князь, сильный миролюбием и предусмотрительностью, имел средства избежать кровопролития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта) ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ГЕРАСИМ († после 1503) Лухский [Луховский], прп. (пам. 7 июня - в Соборе Ивановских святых и 23 янв. - в Соборе Костромских святых ) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_15.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня, в праздник святого Георгия Победоносца, мы вспоминаем русского полководца М.В.Скопина-Шуйского 06.05.2009 241 Время на чтение 3 минуты Сегодня Святая Церковь чтит память небесного покровителя русских воинов и русских монархистов Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия . Великомученик Георгий, один из самых чтимых на Руси святых, покровитель Москвы и Русского государства, был родом из Каппадокии (Малая Азия). Он поступил на службу в римское войско и вскоре проявил себя как талантливый военноначальник. Высоко отмеченный императором Диоклетианом, св. Георгий не прельстился этим и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых правителем-язычником. За этот он был подвергнут жесточайшим мучениям, однако укрепляемый Знамениями Небесными, воин Христов мужественно переносил изощренные издевательства, в результате чего во Христа уверовала и супруга императора - императрица Александра, ставшая христианкой. Тщетным оказалось и предложение Диоклетиана разделить с ним царскую власть. Тогда, в 303 г., св. Георгий был приговорен к смертной казни через усекновение главы. Воссоединившись с Воинством Небесным как Победоносец, св. Георгий прославился многими чудесами заступничества. Одно из них - убиение змея, пожиравшего жителей Бейрута. На Руси почитание Георгия Победоносца началось практически сразу же после принятия русским народом христианства и получило особое значение. Этого святого воспринимали как победоносного воителя, заступника православного народа. Его образ на коне и поражающего змея вошел в герб Русского государства, его имя носили несколько великих строителей нашего Отечества (Ярослав Мудрый - во святом крещении Георгий, основатель Москвы князь Юрий (Георгий) Долгорукий, Великий Князь Юрий (Георгий) Всеволодович - Егорий Храбрый, сложивший голову в битве на р. Сити, первый Великий Князь Московский Юрий Данилович), в честь него были названы тысячи русских церквей и монастырей. В народе его почитали под именами Георгий, Юрий, Егорий.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/05/06/to...

14 мар.), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав Ростиславич († 1180 г., пам. 14 июня), известный под именем Храброго; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174 г., пам. 30 июня), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученическою смертию; правнук Глеб Андреевич († 1175 г., пам. 20 июня), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношею; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299 г., пам. 19 сент.), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черного; сыновья Черного; князья Давид и Константин Феодоровичи (память обоих 19 сент.). Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!.. В семействе и потомстве великого князя Всеволода III, называемого Большое Гнездо, святыми являются: сын его Георгий Всеволодович († 1238 г., пам. 4 мар.), павший в первой битве с татарами на р. Сити; внук его Василько Константинович Ростовский († 1238 г., пам. 4 мар.), по характеристике современника – красавец лицом, с очами светлыми и грозными, храбрый, добрый сердцем, ласковый с боярами, весьма воспитанный и очень образованный, замученный в татарской орде за имя Христово; другой внук Феодор Ярославич († 1233 г., пам. 5 июня), скончавшийся в положении жениха непосредственно пред брачным пиршеством, которое по воле отца для него было приготовлено; третий внук Большого Гнезда, брат Феодора, Александр Ярославич Невский († 1263 г., пам. 23 ноябр.), знаменитый богатырским отражением нападений со стороны шведов, немцев и литовцев, установивший благоприятные отношения с татарами; сын Александра Невского, правнук Большого Гнезда, Даниил Александрович († 1303 г., пам. 4 мар.), благочестивый и добрый князь Московский; правнуки Большого Гнезда братья Василий Всеволодович († 1249 г., пам. 3 июля) и Константин Всеволодович († 1257 г., пам. 3 июля), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович († 1285 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В 1238 году монголо-татарские орды хана Батыя опустошили область великого княжения. Великий князь Георгий с сыновьями и немногочисленным войском вынужден был отступить в Ярославский удел своего воспитанника Всеволода. Здесь, на реке Сити, их настигли отряды неприятелей. Произошла кровавая сеча, в которой погибли великий князь Георгий и князь Всеволод Ярославский, отец Василия и Константина. Василько Ростовский был пленен и мученически погиб за веру и отечество. К 1238 году относится первое упоминание в летописях о старшем сыне погибшего ярославского князя Василия (родился не позднее 1229 года), как об одном из князей, спасшемся от меча Батыева. Возмужание осиротевших юных князей пришлось на сложное, тяжелое время. Наследование княжения принял на себя старший брат Василий. Ему предстояло укреплять ослабевший дух своих подданных, вселять в них надежду, помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на реке Сити. Летописи свидетельствуют, что князь Василий Всеволодович в страхе Божием правил княжеством, не вступая в междоусобные споры с соседями. Им были восстановлены и обновлены разрушенные в Ярославских пределах монголо-татарами многие храмы. В 1239 году князь Василий Всеволодович впервые отправился вместе с другими князьями в Орду «про свою отчину», то есть для того, чтобы получить от хана утверждение на Ярославское княжение; он был отпущен, по свидетельству летописца, ханом Батыем «с честью». Позже Василий Всеволодович еще несколько раз ездил в Орду: в 1244 году с Владимиром Константиновичем, князем угличским; в 1245 году вместе со своим дядей великим князем Ярославом Всеволодовичем. По возвращении из последней поездки к хану он женился на княжне Ксении. У них было двое детей — дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Зимой 1249 году князь Василий Ярославский отправился во Владимир на Клязьме для встречи с родственным ему святым благоверным великим князем Александром Невским († 1263 г.). Там он тяжело заболел и 8 февраля преставлся ко Господу. Гроб с телом князя Василия Всеволодовича от Владимира до Ярославля провожали его двоюродные братья: ростовский и белозерский князья Борис и Глеб Васильковичи вместе со своей матерью, а также сам великий князь Александр Невский — столь велико было их уважение к молодому, но зрелому духом безвременно почившему князю. Погребение совершил епископ Ростовский Кирилл в ярославском соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне которого был положен гроб с телом князя Василия Ярославского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В Нижнем Новгороде освящена мозаичная икона основателя города, установленная на Дмитриевской башне кремля 5 октября 2020 г. 16:12 4 октября 2020 года в рамках мероприятий по подготовке к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода на площади Минина и Пожарского совершено освящение мозаичной иконы основателя города — святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. Образ, созданный нижегородской иконописной мастерской «Ковчег», установлен над воротами Дмитриевской башни кремля. Чин освящения иконы совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . На освящении молились секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, руководитель епархиального отдела культуры протоиерей Михаил Сторонкин, руководитель организационного отдела епархии протоиерей Александр Малафеев, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев, настоятель Михаило-Архангельского и Никольского храмов в кремле протоиерей Василий Спирин и другие клирики епархии, а также руководитель мастерской «Ковчег» Алексей Анциферов. На мероприятии присутствовал исполняющий обязанности главы Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. В своем обращении к собравшимся митрополит Георгий отметил, что такие благословенные дела, как установка и освящение иконы князя Георгия Всеволодовича над воротами Дмитриевской башни, являющейся одним из символов города, укрепляют историческую память, связь поколений. «Украшая свою землю святыми образами, мы показываем, что нижегородцы — не иваны, родства не помнящие. У нас великая культура, история, благословенные традиции. Если не забывать об этом, то будут у нас и славное настоящее, и великое будущее. Пусть святой князь Георгий Всеволодович — основатель Нижнего Новгорода — благословляет нас на пути праведные во славу Божию, на благо богохранимого нашего Отечества, родного города и народа Божия», — добавил глава Нижегородской митрополии . Исполняющий полномочия главы города в своем выступлении рассказал, что икона великого князя Георгия находилась над воротами Дмитриевской башни до революционных событий XX века. Образ можно рассмотреть на снимках известного нижегородского фотографа Максима Дмитриева. В начале 1990-х годов икону основателя города вернули на башню. До настоящего времени там сменились несколько образов. «Пусть эта икона напоминает жителям и гостям города в том числе и о 800-летии Нижнего Новгорода, в преддверии празднования которого она установлена», — сказал Юрий Шалабаев. Иконы, ранее украшавшие Дмитриевскую башню, были выполнены в разных техниках. Мозаика там появилась впервые. Ее, в отличие от живописного образа, не нужно помещать под стекло, поскольку смальта, из которой изготовлена мозаика, не боится атмосферных воздействий. На мозаичной иконе святой Георгий Всеволодович изображен в княжеском одеянии с крестом и мечом в руках — как мученик и как защитник родной земли. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010