12 июня 1919 г. еп. Борис уехал в Омск, где вскоре был назначен «епископом армии и флота». 11 мая 1919 г. по постановлению ВВЦУ Сибири и с согласия Колчака к хиротонии во епископа Соликамского, викария Пермской епархии, был определен архим. Варлаам (Новгородский) , хиротония состоялась 15 июня в Омске в присутствии еп. Бориса. 20 окт. 1919 г. Соликамский еп. Варлаам был назначен временно управляющим Пермской епархией. 1 июля 1919 г. 2-я Красная армия взяла Пермь. В Сибирь вслед за войсками Колчака уехали не менее 300 священно- и церковнослужителей Пермской епархии (почти треть духовенства), большая часть из них осела в Екатеринбурге, Ирбите, Челябинске, Тюмени. 30 янв. 1920 г. скончался от тифа еп. Варлаам (Новгородский), его похоронили в склепе под кафедральным Преображенским собором. По указу Синода епископом Пермским и Кунгурским был назначен Геннадий (Туберозов) , еп. Нарвский, к месту служения он не прибыл. На Пермскую кафедру был определен Коломенский еп. Сильвестр (Братановский; впосл. архиепископ), приехавший в Пермь после Пасхи. Архиерей опубликовал воззвание к духовенству, в котором были слова: «Из трех точек опоры: православие, самодержавие, народность... в конце февраля 1917 г. был выбит средний устой - самодержавие. Поэтому пошатнулась Россия, накренилась и стала катиться по наклонной плоскости» (цит. по: Агафонов. 2003. С. 69). Еп. Сильвестр организовал в Перми 8-месячные пастырско-богословские курсы, работавшие в 1920-1922 гг. Летом 1921 г. сильная засуха поразила Поволжье, Крым, Кавказ и юг Украины, что привело к неурожаю и голоду. В Екатеринбургской губ. голодали 800 тыс. чел., в Пермской губ.- 658 тыс. чел., в Челябинской губ.- 600 тыс. чел. В мае 1922 г. в Осинском у. ежедневно умирали от голода до 120 чел. По инициативе Пермского еп. Сильвестра 18-19 дек. 1921 г. и в Рождество Христово по церквам Перми и Мотовилихи прошел сбор денег и продуктов в пользу голодавших. Епископ поручил заниматься сбором денег и продуктов председателю Союза приходских советов священнику Троицкой ц. завода Мотовилихи П. Козыльскому. С дек. 1921 по авг. 1922 г. в церквах Перми и Мотовилихи собрали 80 млн р. и 27 пудов 17 фунтов продуктов. Еп. Сильвестр произносил проповеди о сострадании и помощи голодавшим. Пермский свящ. А. Бирилов 18 февр. 1922 г., за 10 дней до послания патриарха свт. Тихона о помощи голодавшим, писал в газ. «Звезда» 39) о том, что Церковь собирает деньги, питание, одежду, но этого недостаточно, «необходимо самим приходским советам совместно с духовенством сейчас же... уделить часть церковных ценностей гибнущим от голода». Весной 1922 г. проходили духовные концерты, сбор от к-рых направлялся в пользу голодающих.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Журманов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. 50-е гг. XX в. Иоасаф (Журманов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. 50-е гг. XX в. (Журманов Александр Ефремович; 10.04.1877, С.-Петербург - 18.03.1962, Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Из семьи ремесленника. В 1894 г. окончил С.-Петербургское 2-е реальное уч-ще, в 1898 г.- С.-Петербургский коммерческий плановый ин-т им. Озерского. С 1898 г. работал инспектором страхового общества «Россия» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 62. С. 3 об.). В 1908 г. назначен бухгалтером и делопроизводителем Александро-Невской лавры , зачислен в братию. 27 янв. 1915 г. С.-Петербургским и Ладожским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) пострижен в монашество с именем Иоасаф. 2 марта 1915 г. в Троицком соборе лавры рукоположен во диакона викарием С.-Петербургской епархии Нарвским еп. Геннадием (Туберозовым) . Был помощником заведующего Серафимо-Антониевским скитом лавры, лаврским библиотекарем и заведующим музеем. 31 окт. 1917 г. назначен помощником заведующего кладбищенской лаврской конторой, с 5 февр. по июль 1918 г. член особой ревизионной комиссии по проверке лаврского хозяйства. 25 марта 1918 г. рукоположен во иерея. По нек-рым данным, в нач. нояб. 1918 г. арестован органами ЧК, освобожден в февр. 1919 г. 27 марта 1919 г. назначен заведующим кладбищенской конторой, с осени 1919 г. исполнял обязанности казначея. 2 янв. 1920 г. назначен членом Духовного Собора лавры. 30 мая того же года утвержден в должности казначея с оставлением заведующим кладбищенской конторой. 22 сент. 1920 г. избран членом и казначеем приходского совета храмов лавры. 13 апр. 1922 г. назначен заместителем наместника лавры, а с 26 июля временно исполнял должность наместника. 3 авг. 1922 г. возведен в сан архимандрита. В том же году уклонился в обновленческий раскол. 14 сент. 1922 г. обновленческое Петроградское епархиальное управление назначило И.

http://pravenc.ru/text/578084.html

Благодаря активной деятельности еп. Сергия его статус как Ямбургского епископа был повышен: 10 дек. 1901 г. он стал 2-м викарием С.-Петербургской епархии, 22 февр. 1903 г.- 1-м викарием. Стремясь сблизить с Церковью образованное общество, епископ с нояб. 1901 г. вел религиозно-философские собрания представителей духовенства и мирян, на к-рых обсуждались проблемы общественной и церковой жизни: взаимоотношения Церкви, интеллигенции и гос-ва, свобода совести, Церковь и брак, догматы христианства в совр. мире и мн. др. (в апр. 1903 собрания были прекращены по распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева ). С апр. 1905 г. еп. Сергий временно управлял Финляндской и Выборгской епархией. После утверждения 6 окт. 1905 г. еп. Сергия на Финляндской кафедре статус Ямбургского вик-ства понизился: хиротонисанный 6 нояб. 1905 г. на Ямбургскую кафедру еп. Сергий (Тихомиров) стал 3-м викарием епархии и не менял статус за все время пребывания на кафедре (первенство перешло к Нарвскому викариатству ). С открытием в С.-Петербургской епархии Кронштадтского вик-ства статус Ямбургской кафедры снова понизился: хиротонисанный во епископа Ямбургского 22 февр. 1909 г. еп. Феофан (Быстров) сначала имел статус 4-го викария, 30 дек. того же года переименован в 3-го викария. При переводе еп. Феофана на Симферопольскую кафедру Ямбургским епископом 19 нояб. 1910 г. был назначен Георгий (Ярошевский) , который получил звание 3-го викария (с 22 нояб. 1911 - 2-й викарий). 13 мая 1913 г. еп. Георгий был назначен правящим архиереем Калужской епархии, 30 мая 1913 г. ректором СПбДА и епископом Ямбургским стал Анастасий (Александров) в звании 3-го викария (с 20 марта 1914 - 2-й викарий С.-Петербургской епархии). Кроме должности ректора СПбДА еп. Анастасий с 1913 г. также занимал пост председателя С.-Петербургского епархиального миссионерского совета. В связи с тем что в июне 1917 г. епархия стала называться Петроградская и Гдовская, указом Синода от 17 июня 1917 г. было упразднено ее 1-е вик-ство - Гдовское , Ямбургский еп. Анастасий стал 1-м викарием Петроградской епархии. С тех пор до кон. 1927 г. статус Ямбургских (Кингисеппских) епископов не менялся. После кончины еп. Анастасия 6 июля 1918 г. Ямбургская кафедра ок. 3 лет оставалась вакантной, полномочия 1-го викария перешли к Нарвскому еп. Геннадию (Туберозову) .

http://pravenc.ru/text/1684634.html

скончался. Тело его с крестным ходом, возглавляемым еп. Нарвским, вик. Петроградской епархии Геннадием (Туберозовым) , было перенесено в академический храм СПбДА. Заупокойную литургию и отпевание совершил 26 июня митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) . А. похоронен на братском лаврском кладбище недалеко от могилы митр. Антония (Вадковского) . А. является автором книг по славистике, сравнительному языкознанию, рус. диалектологии, церковнослав. и литов. языкам, психологии и физиологии речи, истории Черногории. В совершенстве владел санскритом, свободно говорил на многих слав. языках. Состоял почетным членом Московской, Казанской и Петроградской ДА, Петроградского слав. благотворительного об-ва, Петроградского и Московского археологических ин-тов, Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, имп. Одесского об-ва истории и древностей, Общества любителей древней письменности , Галицийско-рус. об-ва в Петрограде; председателем Комиссии по научному изданию слав. Библии ; членом Комиссии по пересмотру и исправлению текстов церковно-богослужебных книг; товарищем председателя Русского об-ва ревнителей сближения англикан. Церкви с правосл. ; председателем Комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам; членом-учредителем Об-ва возрождения художественной Руси; товарищем председателя Комитета Красного Креста духовно-учебных заведений; действительным членом состоявшего под председательством св. мц. вел. кнж. Ольги Николаевны особого Комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну; действительным членом Георгиевского комитета. По поручению Мин-ва народного просвещения А. составил программу и руководство преподавания литов. языка, лит-ры и истории в средних учебных заведениях Виленского и Варшавского учебных округов, состоял наблюдающим за преподаванием богословия и Закона Божия в высших учебных заведениях Петрограда. Заведовал единоверческими церквами и приходами Петроградской епархии и правосл. рус. приходами, находившимися вне пределов Российской империи.

http://pravenc.ru/text/114834.html

(на студенческий фонд ин-та и Богословско-пастырское уч-ще он пожертвовал 600 тыс. р.). 28 янв. 1921 г. В. был избран 1-м почетным членом ин-та. В Петрограде работали также различные богословские курсы, при мн. храмах существовали кружки для изучения Закона Божия, читались лекции о вере. В 1918-1919 гг. в епархии издавался «Петроградский церковный вестник» (с кон. 1918 - только офиц. часть). Чрезвычайно активным и пользовавшимся поддержкой архиерея было братское движение. 12 дек. 1917 г. состоялись выборы в совет Братства приходских советов Петрограда и епархии, к-рое стало играть важную роль в жизни епархии. Весной 1918 г. В. благословил создание братства св. Софии, задуманного А. В. Карташёвым для объединения православно мыслящей интеллигенции. Братство сложилось только весной 1920 г., было тесно связано с Богословским ин-том и просуществовало ок. года. 15 июля 1918 г. В. открыл трудовое Александро-Невское братство для выделки свечей (бывш. свечной завод). Большую роль в духовной жизни Петрограда в нач. 20-х гг. играли митрополичья Крестовая ц. и Александро-Невское братство, созданное в 1919 г. на базе существовавшего в лавре кружка молодежи. Основой духовной жизни братства, включавшего лаврских монахов и мирян обоего пола, были богослужения. Службы здесь длились дольше, чем в приходских храмах, устав соблюдался более точно, практиковалось строго уставное чтение и общенародное пение. За каждой службой обязательно произносилась проповедь. В своей деятельности по управлению епархией В. опирался на викариев. При его избрании Петроградскими викариями являлись епископы Ямбургский Анастасий (Александров) , Кронштадтский Мелхиседек (Паевский) , Нарвский Геннадий (Туберозов) . 17 июня 1917 г. вместо Кронштадтского вик-ства было открыто Ладожское. 30 июля 1917 г. В. возглавил в Луге хиротонию Артемия (Ильинского) во епископа Лужского. 6 июля 1918 г. умер еп. Анастасий. 23 июня 1919 г. Высшее Церковное Управление приняло постановление об увеличении числа епископов. Однако в связи с тяжелым положением в Петроградской епархии незадолго до этого, 23 апр., В.

http://pravenc.ru/text/150263.html

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев. Латвийская Православная Церковь [ править править код ] Латвийская Православная Церковь (латыш. Latvijas Pareizticg Baznca) — самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии. История [ править править код ] В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий). В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 — нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Латв...

Получены от благочинных (пока 14) донесения о происшедшем за полгода. На днях из Петрозаводска ужасные вести о расстреле о.о. Рокотова, Неменского, Феклистова и Виноградова, об аресте Горбунова Эммаусского (?), Сретенского, ...бомова. Дмитриев и Громцев, освобожденные из Петрограда, опять сидят в тюрьме. 7) При служении в Университетской церкви говорю в каждое воскресенье поучения. В то же время подготавливаю материал к возможным лекциям, как по истории религий, так и по богословско-философским вопросам вообще. Последнее - на всякий случай, для бесед апологетических; а, кстати, у Тураевых была речь о желании слушательниц медицинских курсов прослушать летом ряд лекций по богословию, но: а) научно обоснованных, б) популярных и в) православно-церковного направления. Книг приобрел порядочно, нужных как материал для занятий. 9/22 июня. Вчера Митрополит вызывал меня и сообщил, что Патриарх писал ему об увольнении нашего Преосв. Иоанникия, согласно прошению на покой в Свияжский монастырь и рекомендовал озаботиться выборами, указав на Преосв. Геннадия Нарвского (Туберозов - Л.А.) как желательного кандидата. Обсудив вопрос, пришли к выводу, что: 1) сейчас нечего и думать о созыве Епархиального собрания, когда половина епархии занята «белыми», а другая «красными» войсками; 2) пока - несколько месяцев управление должно быть сосредоточено у Владыки-Митрополита; 3) в дальнейшем необходимо некоторое упрощение правил о выборах: вместо Епархиального собрания для намечения кандидатов можно тоже произвести на благочиннических собраниях, а специально организованный приходскими советами г. Петрозаводска предвыборный комитет подготовит материал о желательных кандидатах и сообщит по благочиниям; 4) уже по одобрении и дополнении списка Синодом можно созвать Епархиальное собрание для выборов. Все это сообщил сегодня М.П.Смирнову в Петрозаводск, для соображений а, кстати, написал и о кандидатах: 1) Преосв. Геннадий, рекомендуемый Патриархом, хорош тем, что знаком с Петроградом, благотворителями, способами управления и строя новой церковной жизни и т.п.; но, как говорят, груб в обращении, не особенно интеллигентен, подслуживается к высшим и влиятельным светским; словом - дубликат Преосв.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

30 .08(12.09).1943–02(15).05.1944: Сергий Страгородский 02(15).05.1944–22.01(04.02).1945: Алексий Симанский в. у. 22 .01(04.02).1945–04(17).04.1970: Алексий Симанский Московский и всея России Патриархат (обн.) 21 .11 (04.12).1941–12.1941: Александр Введенский 1 Мотовилихинская (обн.) 09(22).05.1924–: Феофан Брюханов Мстерская 1918(?)–1926(?): Амвросий Сосновцев 1927–: Иов Рогожин Мстиславская 13(26).01.1913–1922: Варлаам Ряшенцев Мукачевская и Ужгородская 09(22).10.1945–11(24).10.1945: Нестор Сидорук, в. у. 11(24).10.1945–21.05 (03.06).1948: Нестор Сидориук Муромская 15(28).07.1912–01.1919: Митрофан Загорский 05 .1919–10.1922: Серафим Руженцев 17(30).09.1923–03(16).01.1924: Григорий Козырев 1924–1926: 14(27).03.1926–02(15).09.1927: Евгений Кобранов 02(15) .09.1927–02.1933: Макарий Звездов 29 .04(12.05).1933–20.04(03.05).1934: Николай Муравьёв-Уральский 20 .04(03.05).1934–01(14).05.1934: Иоанн Широков 01(14).05.1934–12(25).11.1935: Амвросий Смирнов 12(25).11.1935–10(23).10.1937: Симеон Михайлов Муромская (обн.) 24 .04(07.05).1924–17(30).09.1924: Алексий Покровский 23 .11(06.12).1924–02.1925: Рафаил Прозоровский 1925–1934: 1934–: Александр Гладышев Мюнхенская (заруб.) 1929–1938: Серафим Лядэ Александр Ловчий Ηарвская 20 .03(02.04).1914–1919: Геннадий Туберозов 1919–1924: 10 .1924–1926: Сергий Дружинин 1924–12(25)(?).08.1929: Евсевий Гроздов 1929–1933: 1933–1933: Иоанн Булин 1933–1937: 20 .09(03.10).1937–03.1945: Павел Дмитриевский Нарвская (нос.) 1927–1930: Сергий Дружинин Нежинская 22 .03(02.04).1944–04.1945: Борис Вик Неженская (обн.) 05 .1928–10.1928: Павел Циприанович Нежинская (укр.) Николай Шарай Нерехтская 17(30).09.1917–1919: Севастиан Вести Нерехтская (обн.) 16(29).06.1924–02(15).10.1925: Андрей Смирнов Нерчинская 1922–1923: Софроний Старков, в. у. Нерчинская (обн.) 01(14).10.1923–02(15).09.1926: Александр Спасский Нижегородская см. Горьковская Нижегородской Слободы Пётр Нижне-Камская (обн.) 1935–1936: Михаил Вяткин, в. у. Нижне-Ломовская 29 .11(12.12).1923–1927: Филипп Перов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2. Дела, касающиеся богослужебного чина» (ДСОП I, с. 12–13). Предписываемое этим документом соборное утверждение новых чинов не применялось на практике, так как следующий Собор состоялся только в 1943 г. Изучение материалов архива Синода позволяет представить характер его работы над языком и текстом богослужебных книг. 6.4.1. Утверждение новых богослужебных последований Высшее церковное управление утверждало новые тексты к богослужебному употреблению. Возможности публиковать новые службы у Церкви были ограничены. В 1918 году удалось напечатать только два богослужебных последования: «Службу всем святым в земле Российстей просиявшим» и «Порядок Церковного служения во дни всенародного покаяния 2–4 августа 1918 г.». Остановимся подробнее на этих текстах. Указ Синода 5/18 ноября 1918 г. предписывал: «1. Разрешить означенную службу «Всем святым в земле Российстей просиявшим», по внесении в нее сделанных преосвященным митрополитом Сергием (Страгородским) (красным карандашом) исправлений, напечатать и употреблять в церквах за богослужением; 2) пока службу эту издать отдельною тетрадью, а при новом печатании Цветной триоди печатать ее в конце указанной Триоди, и 3) окончательную редакцию сей службы и наблюдение за печатанием возложить на преосвященного митрополита Владимирского Сергия». 225 После того как текст этой службы был отпечатан, последовал указ от 3/16 июня 1918 г.: «Печатные экземпляры «Службы всем святым в земле Российстей просиявшим» разослать епархиальным преосвященным, при циркулярном указе поручить преосвященным сделать распоряжение о совершении в церквах сей службы в первый воскресный день по получении настоящего указа». 226 Свидетельством того, что этот указ был исполнен, является письмо митр. Петроградского Вениамина (Казанского) Патриарху Тихону от 9/22 июня 1919 г., в котором рассказывается о совершении этого богослужебного последования: «Торжественным благолепным служением в Соборе Св. Князя Владимира отпраздновала петроградская паства восстановленный праздник всех Святых Российских. В переполненном храме, во главе с своим архипастырем, в сослужении с преосвященным епископом Геннадием (Туберозовым) горячо молились православные чада Петрограда за истомленную землю Русскую, прося предстательства Святых Родины нашей пред Всеблагим Господом». 227

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Нарвская Основана 24.04.1887. Именование – по г. Нарва (Эстляндская губерния; Эстония). С.-Петербургское (Петроградское, Ленинградское) викариатство. Упразднена в 1945 г. В 1924–1940 гг. параллельно викариатству, состоявшему в юрисдикции Московского Патриархата, существовала также самостоятельная Нарвская и Изборская кафедра, состоявшая в юрисдикции Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата (ее архиереи в списке отмечены курсивом). Именовалась: Нарвская; Силламяэская. 09.05.1887 24.08.1890 Владимир Шимкович 10.02.1891 23.08.1895 Никандр Молчанов 23.08.1895 16.01.1899 Иоанн Кратиров 06.02.1899 10.12.1901 Никон Софийский 10.12.1901 08.02.1903 Иннокентий Беляев 02.03.1903 08.02.1908 15.02.1908 20.03.1914 Никандр II Феноменов 20.03.1914 Геннадий Туберозов 11(24)11.1924 13(26)12.1927 30.07(12.08)1929 17(30)12.1932 20.09(03.10)1937 Павел Дмитровский 03(16)04.1945 2875 Определен на покой с пребыванием в Сергиевой пустыни. Через 5 лет назначен на Владикавказскую кафедру (см.). 2876 Хиротонисан Патриархом Св. Тихоном, титулярный викарий Ленинградской епархии, пребывал в Ленинграде 13(26)12.1927 вместе с епископом Димитрием (Любимовым) подписал акт отхода от митрополита Сергия (Страгородского) в связи с известной Декларацией (вторая дата). Запрещен в священнослужении 17(30)12.1927. Вскоре заявил о раскаянии, запрещение было снято. Далее см. Копорская. 2877 Во главе самостоятельной Нарвской епархии Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата. Бывший архиепископ Псковский и Порховский. В 1919 (?) г. эмигрировал из Пскова в Эстонию. Вторая дата – дата кончины. По ММЛ РПИ, возглавлял «автономную русскую епархию в г. Нарве». 2878 Епископ Печерский, временно управляющий Нарвской епархией. По данным официального веб-сайта Эстонской церкви www.othodox.ee, управлял епархией после кончины архиепископа Евсевия (Гроздова). Избран на Нарвскую кафедру 06.1932 на Соборе Эстонской Православной Церкви (Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата), состоявшей в те годы в отрыве от Московской Патриархии. От избрания уклонился. Вторая дата – определение на покой. 2879 До 1940 г. (до присоединения Эстонии к СССР) – в Эстонской Православной Церкви; затем в канонической юрисдикции Московской Патриархии. Возведен в сан архиепископа 08(21)12.1942 указом Экзарха Латвии и Эстонии (Прибалтики) митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010