Русские книги скоро перебраны. Фолианты Patres были не по мне. Меня занимали – в сборе древние классики разных изданий, Physica mirabilis, Philosophus in utramque partem, сокровище для диспутаций, Эразмова Encomium Moriae, похвала глупости, и подобные”... и т. д. 19 ) Известный ученый (академик) А. И. Соболевский расходится с нами в понимании слов: припалый пылом. Так, но его толкованию, „слово припалый ничто иное, как польское przypadly==случившийся, прибывший, возникший”, а слово пыл=пыль, усердие. Поэтому выражение в Везерунке цнот ... Елисея Плетенецкого (1618 г.): ...„воскресил (Плетенецкий) друкарню припалую пылом Балабана, – понимается г. Соболевским так: воскресил друкарню, возникшую благодаря пылу, усердию Балабана (Журнал Мин. Народ. Просвещение, 1887 г., 3, стр. 42. Но такое толкование (на что нами в свое время и было указано) ошибочно. Слово припалый происходит от глагола przypasc (przypadl), первое значение которого – припасть, припадать. „Na tym s. Mieyscu – говорит M. Смотрицкий в своей Апологии – Stworzycielowi memu Bogu poklon тоу uczynilem.., do tych s.s. mieyscu dusza moia у cialem przypadalem (стр. 5). Слово же пыль в польском языке и малороссийском наречии значит. (прямое, непосредственное значение) пыль, пылинка, или – как объясняет Линде в своем Словаре (т. 4, изд. 1858 г., стр. 4) – proch bardzo drobny z zyta albo piasku. – Что слово пыль=пыль, пылинка, в соединении с прилагательным – припалый, означает не что иное, как покрытый пылью, а в переносном – !. Смысле – находившейся в забвении, – это можно видеть хотя бы из следующих выражений одной малороссийской песни: „Нема ж кого миленького, Нема ж мого пана; А вже ж моя постиль бiлa Пылечком припала”. К сказанному добавим, что сама конструкция рассматриваемого выражения явственно говорит за наше понимание этого: воскресил (дал жизнь) типографии Балабана, находившейся (после его смерти) в бездействии („припалой пылом”). Пожалуй, к сказанному прибавим и то, что наше понимание указанного выражения в свое время энергично поддержано было в печати знатоками малороссийского языка и – по-видимому – г. Соболевский согласился с нами (возражений, после наших разъяснений, не было). Читать далее Источник: Голубев С.Т. Объяснительные параграфы из истории Западно-русской церкви. – Киев: тип. Горбунова, 1906. – 51 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Если посмотреть его первые фильмы и последний-то видно,человек духовно рос,может он и не обрёл святости Марии Египетской,но награду раскаявшегося разбойника точно заслужил. Мир всем вам. Ирина 21 мая 2013, 22:20 После просмотра первого брата - стойкий иммунитет к его фильмам. Смотреть такое - равносильно согласию на групповое изнасилование. Тимофей 21 мая 2013, 13:51 Сейчас посмотрел ролик " православные мракобесы на первом канале " - ужас. Полностью дезориентированные люди. То что делают авторы этого поста (публикация этого интервью) абсолютно тоже самое - дезориентация. Еще немного и дойдут до реобилитации каких нибудь серийных преступников, оправдывая их тем что в тюрьме мол перед расстрелом они вспоминали о духовном. Я не исключаю что в конце жизни он(Бал.) может и раскаивался и что то там искал, но содеянное и прошлая жизнь все же должны получить надлежайшую оценку. Грабежи и разбои Моисея Мурина или блудную жизнь Марии Египетской как мы называем? Грехом и точка. То что делал балабанов это страшнейший грех, потому как поражал и продолжает поражать тысячи и тысячи взрослых и детей. груз200 с Сельяновым(еще один тип) притча во языцех. Но даже преславутый " Брат " - почему в то время он не снял фильм о нормальном парне который не смотря на трудности жизни остался человеком, создал семью, работал ??? Да не хотят они.. Артисты одним словом... " тонкие натуры " . Р.б. Игорь 21 мая 2013, 09:42 Удивился, увидев интервью с этим чернушником на Православном сайте. Какие пороки он не отобразил в своих " шедеврах " ? Обнаженка, расчленёнка, убийства, наркота -- и вдруг " поиски Бога и себя в Нём " . Понятно, что Россия прочно подсела на чернуху, но это не значит, что эту грязь надо тащить за собой в Храм. Тем более что Балабанов был чернушником ЭПАТАЖНЫМ -- он намеренно сгущал все оттенки чёрного цвета, чтобы поглубже забить кол в душу зрителя. В том же " Груз 200 " показана такая беспросветность " советской действительности " -- да не было такого никогда, я прожил в Союзе 30 лет жизни и такой черноты никогда не видел. А уж пост-советскую Россию Балабанов " живописал " такими красками, что если по его фильмам когда-нибудь будут изучать этот период, то будут думать, что в России только и жили алкаши, убийцы и проститутки.

http://pravoslavie.ru/4605.html

При этом свидетель присовокупил, что штундизм быстро распространяется в селе, и почти вся молодежь принадлежит к этой секте. Крестьянин Ципка пояснил, что он присутствовал при увещаниях священником Погорельским Вовкажа, но последний остался при своих мнениях, называя иконы «начертанием сатаны», а крест – «печатью Ирода». Свидетели Федот и Зиновий Литвины, пономарь Гайдамака и Калленик Рябошапка удостоверили, что были совращены в секту Вовкажем; что сущность учения, какого они придерживаются, заключается в том, что они отвергают таинства; причащение у них хотя и существует, но не более, как воспоминание о Спасителе. Присяжные заседатели, несмотря на то, что весь состав их был из православных, вынесли Вовкажу оправдательный приговор 317 . По поводу этого дела «Херсонские Епархиальные Ведомости» заметили: «когда Вовкаж был оправдан, штундисты и сочувствующее им сектанты распустили в народе молву, что суд рассматривал и разбирал учение штундистов и нашел, что оно правильное, – настоящее христианское учение 318 . В 1878 году в одесском окружном суде разбиралось дело Ратушного, Балабана, Капустяна и Архиповых, обвинявшихся в распространении секты, – дело, возникшее, как известно, еще в 1870 году. На судебном следствии выяснилось, что Ратушный был первым распространителем секты в деревне Основе. По удостоверению сельского писаря деревни Основы и крестьян: Стефана Бончева, Афанасия Колодяжного, К. Филимонова и Ивана Кутельваса, тот же Ратушный разъезжал для пропаганды по разным селам. Он совратил в секту Филимонова, как о том заявлял сам совращенный; он же занес штундизм в деревню Игнатовку, где его приняли Балабан и Капустян, совратившие Архипова, как о том засвидетельствовали игнатовские крестьяне: П. Шматко, Ив. Траян, Юрченко, В. Котлик, Н. Траян, Г. Михно и П. Траян. Балабан, Капустян и Архипов совратили было некоторых из названных крестьян деревни Игнатовки; но они вскоре, поняв заблуждение, возвратились в православие. Свидетели Т. Железняк и Д. Довгавшей удостоверили, что совращенные Ратушным Капустян и Балабан, в свою очередь, стали распространять учение и совращать в него других.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В 1872 году толки о баптизме стали распространяться и в Киевской губернии. Среди киевских штундистов нашлись такие, которые сочувственно относились к нему. В числе их был Иван Лясоцкий. Противником его был Балабан. В начале семидесятых годов, как нам уже известно, между Балабаном и Лясоцким в таращанской тюрьме, велись горячие споры по поводу баптизма. Споры об этом предмете Балабан, вскоре по выходе из тюрьмы, перенес в Херсонскую губернию. Здесь он восстал против вожака баптистов Ратушного. На одном из сектантских собраний произошло формальное разделение сектантов на две равные части. Одна часть согласилась с доводами Балабана, другая – приняла сторону Ратушного. Иван Лясоцкий, по выходе из тюрьмы, начал пропагандировать в среде киевских штундистов баптизм; но Лясоцкий встретил себе сильного противника в лице Коваля. Лясоцкому только в 1876 году удалось составить общину баптистов в Киевской губернии, да и то на первых порах очень незначительную. Распространение баптизма в среде киевских штундистов произвело в массе сектантов горячие споры о том, нужно ли водное крещеное, нужно ли преломление 409 . На стороне Балабана и Коваля была своего рода логика: начавши отрицанием, отвергнувши обрядовую сторону, они думали и ограничиться этим, не давая почти ничего положительного. На стороне перекрещенцев, или, так называемых, баптистов, хотя и была измена своим прежним взглядам, но зато они имели нечто определенное, положительное. Баптизм поэтому начал влиять и на штундистов. В среде их появляются пресвитеры. Коваль принял это звание в Киевской губернии из числа первых. Балабан и его последователи также начинают мало-по-малу подвергаться влиянию баптизма. И у херсонских штундистов совершаются обряды погребения, венчания и, наконец, вводится преломление хлеба 410 . Деление сектантов не исчерпывается, однако, упомянутыми нами двумя фракциями, т. е. штундистами и баптистами. Те и другие, в свою очередь, делятся на несколько групп. Так, например, одни из штундистов признают необходимость крещения младенцев и преломление, другие – нет. – У одних из малорусских баптистов существуют обряды елеосвящения и умовения ног, у других этих обрядов нет; у некоторых пресвитеры получают посвящение чрез руковозложение, у других руковозложения не бывает. Каждый из штундистских вожаков привносит в учение что-нибудь новое. Контроля, в этом случае, для них почти не существует. Правда, у штундистов всякий имеет право объяснять Св. Писание, и, так или иначе, влиять на учение, – но охотников, в данном случае, у них является немного, потому что среда их малограмотна. Вследствие этого, в большинстве случаев, они к своему праву относятся пассивно. Большая или меньшая полнота их учения зависит от вожаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В этом суждении справедливо то, что конфликт с Львовским братством был, конечно, главной причиной склонности Балабана к унии. Не следует забывать и о противостоянии с патриархом Иеремией, который занял сторону противников Балабана. Это достаточно хорошо видно и из истории отношений Балабана с братством, и из развития событий, приведших к унии. Это же было очевидно и современникам Балабана, например новогродскому воеводе Федору Скумину-Тышкевичу, который писал митрополиту Рагозе, что «слепой может видеть, что всему виною несогласие братства с владыкой Гедеоном. Не меньшим виновником того, вне всякого сомнения, можем признать и патриарха нашего константинопольского, который своими грамотами, сюда высылаемыми, произвел всю эту смуту и до того воспалил противников, что владыка львовский, томимый от братства, не только должен был броситься в такое отщепенство, но, думаю, рад был бы взять в помощь себе и дьявола, что и доказал, и других увлек за собою» 978 . Но, с другой стороны, нет оснований видеть в Балабане только властолюбца и ревнителя епископского авторитета в церкви, который ради этого готов был пойти на унию. Дело, видимо, и в том, что в унии в том виде, в каком она задумывалась православной стороной в 1590–1595 гг., Балабан не усматривал никакой опасности для самобытности, самостоятельности и благоустройства церкви. Наоборот, унионный план православных, как видели, предполагал убить сразу двух зайцев: осуществить реформы в церкви на основе укрепления власти епископата и остановить процесс латинизации. Иными словами, Балабан скорее всего разделял довольно наивное (но – неизбежно наивное) убеждение, что уния не повлечет за собой никаких кардинальных отступлений от принятых в православии традиций. Его церковная деятельность после 1596 г. довольно хорошо известна. Фактически Балабан заменил митрополита, помирился с Львовским братством, стал называться патриаршим экзархом в Киевской митрополии, не уступал Рагозе и Потею в борьбе за церковные имущества, ставил священников, благословлял братства и монастыри, занялся книгопечатанием и школьным делом, т.е., оставаясь в рамках сложившегося компромисса с братчиками, стал осуществлять ту программу реформ, которая была намечена еще в начале 1590-х гг. Это еще раз показывает, что в годы подготовки унии главной целью была не уния как таковая, а преодоление кризиса украинско-белорусского православия. И позиция Балабана в этом отношении была характерной для значительной части православного духовенства. Другие представители духовенства в истории Брестской унии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Спор между галицкими мещанами и львовским епископом очень рельефно и адекватно передает религиозные настроения и взгляды (а точнее, сумятицу в настроениях и взглядах!) православных горожан. Характерно, что та же самая проблема иконографии вызвала острые споры в Москве в начале 1550-х гг. 544  – незадолго до московских противоеретических соборов, осудивших Феодосия Косого, Матвея Башкина и старца Артемия. Вероотступниками не были ни галицкие мещане, ни тем более Гедеон Балабан, но и те и другой столкнулись с вопросами, на которые само украинско-белорусское духовенство того времени не знало ответа. В самой же постановке проблемы кодификации иконописи, систематизации доктрины, унификации и церковно-догматического истолкования обрядовой практики, как равным образом и проблемы церковных реформ в целом, братства явно опережали православных иерархов и тем самым ставили под сомнение не только внутрицерковные традиции и порядки, но и полномочия, и авторитет высшей иерархии. Сведения о конфликте Гедеона Балабана с Львовскими братчиками и о позиции митрополита Рагозы в этом споре помогают лучше понять, во-первых, почему столь неприязненными были взаимоотношения львовского епископа с митрополитом, а это сыграло свою немалую роль в генезисе Брестской унии. Во-вторых, почему Балабан оказался в 1590–1594 гг. среди сторонников унии и почему его привязанность к унионной идее оказалась непрочной. Собор 1591 г. Попытки церковных преобразований с опорой на духовенство, предпринятые епископами в 1590 г., были продолжены на соборах 1591, 1593 и 1594 гг. О соборе 1591 г. не было почти ничего известно 545  вплоть до обнаружения и публикации П.Н. Жуковичем грамоты соборных «деяний» 546 . Историк подробно осветил и проанализировал всю совокупность сведений о соборе. Поэтому мы можем ограничиться лишь тем, что помогает объяснить генезис Брестской унии. Собор состоялся не в июне, а в октябре 1591 г. Соборная грамота датирована 26 октября, а судные грамоты – 26 и 27 октября. П.Н. Жукович предполагает, однако, что собор начался раньше, поскольку его открытие было намечено на 18 октября 547 . В Брест съехались митрополит и те же пять епископов, что и в 1590 г. (Хребтович, Кирилл Терлецкий, Балабан, Пелчицкий, Збируйский), причем Хребтович в качестве прототрония снова фигурировал на втором месте после митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

После первои конференции по паллиативнои помощи в Петербурге. Любовь Аркус с Ильей Фоминцевым, Нютой Федермессер, Еленой Грачевой, Татьяной Друбич. Маи 2017 года Мы идем по снегу, глядя вперед, перед собой. Это важно: улицы этой зимой такие скользкие, наледи так много, что только и слышишь, как кто-то очередной сломал руку или ногу или просто упал в этом Петербурге 19-го года. 2019-го. С другой стороны, пес его знает, что на этих улицах творилось двадцать-двадцать пять лет назад. И уж точно в это время никто не вел разговоры ни про людей с аутизмом, ни про обезболивание. Я советуюсь с Аркус: «Согласись, многие вопросы, которые нам сейчас кажутся наиважнейшими, еще 20 лет назад, в 90-е, просто не возникали. Просто не были сформулированы: ни про обезболивание, ни про аутизм». – Ты думаешь? – оборачивается она, остановившись. – Я об этом думаю. – Я так не думаю. Леша [ Балабанов ] сделал «Брата» такого, какого сделал – по вынужденности, а если бы у него были бы бОльшие возможности, не знаем, получилось бы или нет. Не было денег тогда в стране вообще на кино, а тем более – у независимой студии, которая была про искусство, а не про распил. На задворках «Ленфильма» Леша с Михалычем [ Сельяновым ] сидели в небольшой комнатке друг напротив друга как каменные истуканы – это и называлось компания СТВ. Иногда они цокали языком, качали головами и кивали друг другу, на что – непонятно. Когда я приходила, кто-то из них дружелюбно говорил: «Садись». Я садилась. Через какое-то время говорила: «Парни, давно молчим?» Примерно в это время появился «Брат», который был снят за две копейки. Уверена, что немыслимая энергия фильма – это их энергия невозможного преодоления. – Как в твоей жизни появился Балабанов? – За него замуж вышла моя подруга Надька [ художник Надежда Васильева ]. И он мне поначалу ужасно не понравился – я решила терпеть его ради Надьки. А потом я посмотрела «Счастливые дни» и решила, что Леша – гений. Кстати, «Брата» я поняла не сразу. После премьеры на «Кинотавре», когда зал встречал аплодисментами слова про «гниду я, что со мной бывает, ослепла от гнева и наехала на них с Сельяновым страшно. Балабанов молчал. А Сельянов сказал: «Любаня, иди, опомнись. Мы на тебя не сердимся». Через три года Леша мне позвонил, попросил посмотреть монтаж «Реки» – фильма, на съемках которого у него погибла актриса Туйара Свинобоева, игравшая главную роль. А потом был Кармадон. После «Реки» и тем более Кармадона у нас с Балабановым была уже не просто дружба, а настоящее братство.

http://pravmir.ru/creative/vot-ya-i-pris...

Жена Балабанова, Наталия, побежала встретить прибывшего мужа. Понятна радость верной жены при таком случае! Но Балабанов даже и не поздоровался с ней. «У меня есть жена духовная», говорил он опечаленной его неприветливостью жене своей, «я больше не намерен с тобой жить»! А у Балабанова было двое детей. Каково же было слышать бедной жене приговор своего отвержения от мужа?! Она, бедная, и так перенесла слишком много горя, во время его отсутствия из дому, потому что свёкор и свекровь её отказали ей в содержании и даже отослали от себя. Бедная Наталия на свои труды кое-как построила избёнку, питала, со скорбью себя и деток. И вот, вдруг, слышит от возвратившегося мужа, что он её отвергает! За что?! А за то, что он стал совсем «духовный»: близко теперь к нему не ходи... Сколько ни уговаривала Наталия своего мужа, он остался непреклонным. Балабанов, немного поживши у законной жены своей, ушёл с Пелагеей в Оренбург, где с ней и стал вести свое дело совращения православных в свою ужасную секту. Верная ему Наталия не отставала от него. Она всюду преследовала его, не давала ему покоя, всегда убеждала, его бросить греховную жизнь и возвратиться к жизни, по правилам святой православной церкви. Она усердно молилась Богу об обращении своего мужа к покаянию; молилась и своей небесной Покровительнице, святой Мученице Наталии, и Бог услышал молитвы и её и её небесной Покровительницы! «Пришедши в своё селение, рассказывает сам Балабанов в своей «исповеди обратившегося от заблуждения», я стал с Пелагией собирать около себя духовных людей для молитв, пения и чтений. (Но это, в особенности, было в Оренбурге, в доме родственника Балабанова и сестры его!). Над нашим молитвенным домом стали являться в воздухе разные знамения, видимые и для посторонних. Иные видели столб огненный, поднимающийся до небес, а в столбе том летающих ласточек. Некоторые видели в доме над нами горящие свечи. Все эти явления представлял ложно диавол для обольщения нас и всех неразумных, почитавших нас святыми!. А между мной и Пелагией, как пророками, постоянно был невидимо ангел, как он назвал сам себя, и пересказывал нам мысли каждого, приходящего в наши собрания, с каким помыслом приходил кто: испытать ли нас, или просто полюбопытствовать, или с верой и желанием учиться у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

125 По сообщению о. Автономова, около Херсона, находящегося в 62 вер. от Николаева, встречаются немцы-штундисты, которые в кирхи не ходят, а ограничиваются только религиозными собраниями в домах. 126 Он, напр., рассказывал, что начальство, узнавши об его возвращении в д. Основу, хотело захватать его, но во время обыска он так удачно спрятался в своей хате, что его найти не могли. 127 М. Ратушный, по сообщению В. А. Комарова, в молодости был бедняк. Кроме земледелия он занимался сапожным ремеслом (починкой обуви), которому обучал его Онищенко. Грамоте обучался уже взрослым. В Основе говорят о нем, как о человеке очень хитром и лицемерном. В настоящее время Ратушный пользуется хорошим достатком. По костюму он напоминает обыкновенного сельского торговца. От роду ему теперь лет 56 – 57. 128 Когда мы спрашивали Ратушного о том, не влияли ли на появление штундизма русские сектанты-молокане, он заметил, что молокане сердились на малороссов, обращавшихся за разрешением своих религ. вопросов к немцам. 129 По сообщению корреспондента «Одесс. Вест.», в колонии Рорбах около 1858 г. было посеяно зерно учения назарян. Колония эта сделалась, по словам того же корреспондента, главным рассадником этого учения. Водворившись здесь, секта назарян распространилась по другим колониям губернии и, между прочим, в соседних православных деревнях Основе, Игнатовке и Ряснополе («Од. В.», 1868, 38). Г. Значко-Яворский в 1868 году говорил, что распространение штунды (назарейской секты) началось лет 10 – 12 назад, т. е. в 1858 – 56 гг. («Од. В.», 1868, 35). 130 По сообщению Комарова, Балабан из Киевской губ. Таращанского уезда еще очень молодым прибыл в дер. Игнатовку, Одесского уезда, и нанялся к одной вдове в работники. Чрез несколько времени он на ней женился и сделался хозяином. (Г. Абрамов говорит, что Балабан отправился из Киевской губ. в Херсонскую в 1865 г. Здесь, проживая у колонистов, он женился на немке. («Дело», 1883 г., 1, стр. 214). Это не верно). В секту Балабан вступил молодым. По летам он почти ровесник Ратушному. Высокого роста, тучный, с широким мясистым лицом, он представляется неуклюжим. Знает Св. Писание, обладает большим природным умом и даром слова. В настоящее время он живет на собственном хуторе, находящемся в 8 верст. от д. Игнатовки и занимается посевом хлеба. Говорят, он ведет записки о штундизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

После смерти Хмельницкого обстоятельства переменились. Нельзя было рассчитывать на содействие преемников Хмельницкого по гетманству в деле подчинения Киевской митрополии московскому патриарху; они и сами были шатки в своей преданности Москве и духовенство не желали ставить в зависимость от московского патриарха. Потому-то московское правительство изменило свои отношения к малороссийскому духовенству, стало относиться с меньшею властностю. По смерти Коссова, московское правительство чрез Бутурлина просило представителей духовенства малороссийского – Гизеля, архимандрита лавры, и Барановича, архиепископа Черниговского, «чтоб поискали милости великого государя, правду свою к нему показали, были под послушанием и благословением великого государя, святейшего Никона патриарха , без царского указа за епископами не посылали и без патриаршего благословения митрополита не избирали» 112 . Затем, когда избран был Дионисий Балабан, московское правительство прислало ему утвердительную грамоту, хотя Балабан и отказался ехать в Москву за посвящением. Скоро московское правительство принуждено было даже заискивать в духовенстве. Когда гетманы Юрий Хмельницкий и Выговский и митрополит Балабан изменили и предались Польше, московское правительство находилось относительно Малороссии в критическом положении. У него не было в Малороссии преданных лиц, на которых оно могло бы положиться. Представитель светской власти – гетман и представитель духовной власти – митрополит изменили. Оставшиеся в Малороссии полковники так же, как и Выговский, были возмущены присылкою воевод из Москвы и были к Москве не расположены. Единственный, после удаления Балабана епископ в Малороссии Лазарь Баранович, епископ Черниговский, сделавшись на время блюстителем митрополии, также не показывал к Москве особенного расположения. Только поспольство было довольно присылкою воевод, стеснявщих своеволие козацких старшин, было верно Москве и расположено к московскому правительству. Выразителем этой благорасположенности народа в Москве был Максим Филимонов, Нежинский протопоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010