Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫБОРГСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (5.09.1859 - 24.10.1892), Ленинградской (1962, 1976-1984) епархии, титулярное; Выборгский епископ являлся первоначально 2-м, в 1888-1892 гг.- 1-м викарием правящего архиерея. Создание В. в. позволило ввести ректоров СПбДА в епископском сане в состав клира С.-Петербургской епархии (в 1842-1857 ректоры столичной ДА имели титул епископов Винницких, викариев Подольской епархии). Первые Выборгские епископы являлись ректорами СПбДА, их местопребыванием была Александро-Невская лавра. 5 сент. 1859 г. имп. Александр II Николаевич утвердил доклад Синода о необходимости учреждения В. в. Хиротония архим. Нектария (Надеждина) во епископа Выборгского состоялась 13 сент. 1859 г., 22 сент. следующего года он получил назначение на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. В 1859-1892 гг. сменилось 13 Выборгских епископов, из них первые 3 возглавляли СПбДА: епископы Нектарий, Иоанникий (Руднев ; 12 июня 1861 - 13 янв. 1864), Иоанн (Соколов ; 17 янв. 1865 - 9 нояб. 1866). В 1867-1887 гг. Выборгские архиереи не являлись ректорами СПбДА (в продолжение почти всего этого времени ее возглавлял прот. Иоанн Янышев ) и выполняли определенные функции управления С.-Петербургской епархией. В этот период В. в. возглавляли Григорий (Медиоланский; 2 февр. 1867 - 21 авг. 1868), Павел (Лебедев ; 8 сент. 1868 - 29 авг. 1869), Тихон (Покровский ; 14 сент. 1869 - 16 авг. 1871), Палладий (Ганкевич; 22 авг. 1871 - 28 сент. 1873), Ермоген (Добронравин ; 21 окт. 1873 - 9 сент. 1876), в течение долгого времени руководивший Исидоровским епархиальным жен. уч-щем в С.-Петербурге, Варлаам (Чернявский ; 9 сент. 1876 - 26 июля 1880), Нестор (Метаниев; 8 сент. 1880 - 31 окт. 1881), 8 мая 1882 г. на В. в. был назначен Арсений (Брянцев) , 17 мая того же года назначенный на Ладожское вик-ство . С 6 июня по 28 сент. 1882 г. В. в. управлял Анастасий (Добрадин) . Его преемник еп. Сергий (Серафимов ; 13 нояб. 1882 - 24 апр. 1887) стал 1-м председателем епархиального братства Пресв. Богородицы (создано в 1884), целью к-рого было развитие в епархии церковно-школьного образования, являлся председателем совета церковноприходских школ. В 1885 г. было основано братство преподобных Сергия и Германа Валаамских, распространявшее книги духовно-нравственного содержания на фин. языке; главный комитет братства находился в Выборге.

http://pravenc.ru/text/161053.html

1869 г. Весной 1871 г. ездил в Нов. Ладогу, где 25 мая освятил тюремную Александро-Невскую ц.; 23 июня того же года занял Кишинёвскую кафедру. Еп. Тихон (Покровский) носил титул «Ладожский» с 16 авг. 1871 по 13 июня 1873 г., когда был переведен на Саратовскую и Царицынскую кафедру; еп. Палладий (Ганкевич) - с 28 сент. 1873 по 9 сент. 1876 г. (переведен на Тамбовскую кафедру). Дольше всех в XIX в. титул «Ладожский» - с 9 сент. 1876 по 24 апр. 1882 г.- носил еп. Ермоген (Добронравин) . Знакомство с Новоладожским у. владыка начал еще в бытность епископом Выборгским: 4 июля 1876 г. он освящал Параскевинский храм в Верховинском приходе. 29-30 июня 1878 г. освятил 2 капитально обновленные церкви в Нов. Ладоге - деревянную Георгиевскую (до 1802 Петропавловская), построенную в 1764 г. А. В. Суворовым, и каменную Климентовскую. 24 апр. 1882 г. еп. Ермоген был переведен на Таврическую и Симферопольскую кафедру. Назначенный неделей ранее епископом Выборгским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии, ректор Таврической ДС архим. Арсений (Брянцев) был 3 мая 1882 г. определен 1-м викарием и 17 мая хиротонисан во епископа Ладожского. С 22 окт. 1883 г. до назначения епископом Рижским и Митавским 28 марта 1887 г. еп. Арсений одновременно состоял ректором СПбДА. При нем в 1885 г. академию окончили сщмч. Философ Орнатский , буд. митр. Киевский Антоний (Храповицкий) , постриженный в монашество еп. Арсением. Студентами академии в ректорство еп. Арсения стали буд. Всероссийские патриархи свт. Тихон (Беллавин) в 1884 г. и Сергий (Страгородский) в 1886 г. 24 апр. 1887 г. имп. Александр III Александрович утвердил синодальный доклад об открытии кафедры третьих викариев в С.-Петербургской епархии - епископов Нарвских. В тот же день епископом Ладожским, 1-м викарием столичной епархии, был назначен Выборгский еп. Сергий (Серафимов ; с 5 дек. 1887 епископ Вятский и Слободской). Два последних епископа Ладожских XIX в. состояли вторыми викариями митр. Исидора: 1-м викарием 16 янв. 1888 г. был утвержден Выборгский еп.

http://pravenc.ru/text/2462499.html

1892–1893 гг. при инспекторе архимандрите Григории [Борисоглебском]. 1894–1895гг. (январь-октябрь 1894) при инспекторе иеромонахе Сергии [Страгородском]; впоследствии доктор богословия. 1925–1936 гг. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, 1936–1943 гг. Патриарший Местоблюститель, 1943–1944 гг. Патриарх Московский и всея Руси; скончался в 1944 г. Затем, ему преемствовал архимандрит Кирилл [Лопатин]. 1895–1896 гг. при инспекторе профессоре (по кафедре словесности и истории иностранной литературы) Иерофее Алексеевиче Татарском. Что представлял собою в те годы студент П. Ф. Полянский, до некоторой степени отражено в позднейших мемуарах его былого товарища по Академии, известного впоследствии «монархического зубра» (как именовали его наши газеты), одного из вождей церковной эмиграции, управляющего русскими приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). Здесь говорится: «Петр Федорович Полянский окончил Воронежскую семинарию и служил где-то в Тамбовской епархии псаломщиком; его устроил на это место его дядя, Тамбовский архиерей [Палладий Ганкевич, 1876–1885; или Виталий Иосифов, 1885–1890? – Сост.]. Вообще среди высшего духовенства у него было много влиятельной родни. Прошло несколько лет, – его потянуло в Академию. Но свежесть знаний у него уже поблекла, не так-то легко ему было вновь засесть за книги. На конкурсных экзаменах он не преуспел, но обеспеченный материально своим дядей, он остался вольнослушателем. Петр Полянский был старше нас, ему было под 30 лет; нам 21–22 года. Внешность у него была уже солидная: большой, толстый, с брюшком, он производил на многих впечатление добродушного простачка. “Скажите на милость, – восклицал он, бывало, – что в этой философии? Хоть убей, не разберу!» На деле он был неглупый. Звали мы его все попросту “Пётра», любовались его дорогой енотовой шубой, подаренной ему дядей-архиереем, старинными часами, доставшимися ему от какого-то родственника, – собственностью чуть ли не самого митрополита Московского Филарета [Дроздова]» 42 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Восстановить вехи биографии о. Паисия позволяют его послужные (формулярные) списки, отложившиеся в архиве Варшавской митрополии Польской Православной Церкви. Они выявлены архивариусом митрополии протодиаконом Андреем Давидюком, исследованы нами в ходе визита в Польскую Православную Церковь, осуществленного при поддержке архиепископа Люблинского и Холмского Авеля. В архиве отложилось 2 группы послужных списков братии Почаевской лавры - за 1921 и 1930 годы. В основном сведения дублируются. Архимандрит Паисий - в миру Петр Федорович Патокин - родился 20 августа 1851 г. (эта дата содержится только в послужном списке 1930 г., откуда, видимо, была потом взята братией лавры при изготовлении надгробия) в с. Неклюдово Корочанского уезда Курской губернии (ныне Шебекинского района Белгородской области) в крестьянской семье. Получил домашнее образование. С 1 августа 1870 г. по 1 мая 1871 г. состоял послушником Святогорской пустыни. 21 ноября 1871 г. Петр Патокин был принят на иконописное послушание в Почаевскую лавру, с которой и связал всю оставшуюся жизнь. Через 10 лет послушничества, 5 августа 1881 г. Петр был пострижен в монашество с именем Паисий и 27 сентября того же года рукоположен в сан иеродиакона. После рукоположения о. Паисий продолжал заниматься иконописанием. Кроме того, он руководил золочением купола соборной лаврской церкви. В 1885 г. по представлению духовного собора лавры ему была объявлена благодарность правящего архиерея - архиепископа Волынского и Житомирского Палладия (Ганкевича). 23 мая 1886 г. о. Паисий был назначен заведующим иконописной мастерской Почаевской лавры и через год с небольшим, 27 августа 1887 г. был рукоположен в сан иеромонаха (в 1890 г. получил свою первую священническую награду - набедренник). С октября 1892 по апрель 1895 г. по решению своего правящего епископа о. Паисий был направлен для поклонения «афонским палестинским святыням». Очевидно, вскоре после возвращения возобновил свою обычную иконописную деятельность, так как в мае 1896 г. был награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III, а еще через два года - наперсным крестом от Св. Синода. 1 июня 1898 г. о. Паисий назначен исправляющим должность духовного собора Почаевской лавры, 2 мая 1899 г. был утвержден в этой должности и находился в ней до 2 июля 1902 г. 25 августа «за усердные труды» был возведен в сан игумена с возложением палицы.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/10/arhim...

Поддержка украинского движения со стороны Праги в известной степени объяснялась и внешнеполитическими соображениями. Крайне напряженные отношения Чехословакии с Польшей в межвоенный период вызывали у чехословацких властей потребность в поддержании контактов с активистами украинского национального движения в Польше. В свою очередь, украинские идеологи в ходе этих контактов стремились оказать влияние на чехов, побудив их к более решительным действиям в проукраинском духе. Во время своего пребывания в Варшаве 23 февраля 1921 г. депутат чехословацкого парламента от социал-демократической партии доктор Винтр встретился в посольстве Чехословакии с представителем украинского движения в Польше доктором Л. Ганкевичем. В своем донесении чехословацкому правительству о ходе этой беседы Винтр сообщал, что Ганкевич проинформировал его о крайне напряженных отношениях галицких украинцев с поляками, которых украинцы считают оккупантами и о надеждах галичан на Украину; при этом среди галичан распространено мнение, что «пока Украина под большевиками, будущее Восточной Галиции неопределенно». Отметив, что Подкарпатская Русь в составе Чехословакии является «светлым пятном» для галицких украинцев, Ганкевич, тем не менее, высказал чехословацкому парламентарию упрек в том, что «чехи в недостаточной мере стремятся заслужить доверие местного населения. Система образования имеет недостатки. Украинских учителей мало, …учебники в Праге печатаются на ужасном языке. …Сейчас издается книга, которую Волошин издал еще при мадьярах на плохом языке; сейчас Волошин отказывается от этой книги как неудачной, но чехословацкое правительство ее распространяет». Безапелляционность, с которой украинский активист Ганкевич назвал «ужасным языком» традиционную русинскую этимологическую письменность и настоятельно рекомендовал чехам внести изменения в систему образования в украинском духе, ярко иллюстрирует нетерпимое и пренебрежительное отношение украинских идеологов к культурному наследию русинов и их нежелание учитывать какие-либо культурные особенности русинского населения.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/15/kultur...

Заливаясь горькими слезами, интеллигентные женщины полоскали немецкую вонючую грязь до поздней ночи, а солдатня угощала их своими бесстыдными остротами и насмешками. Положение было тем печальнее, что все обращения, жалобы, просьбы в адрес команд лагеря в Грац и Вену, на имя папского нунция и цесаря оставались без ответа». «Не подлежит, однако, сомнению, что через талергофское чистилище и горнило прошло не менее 20 000 русских галичан и буковинцев. Администрация Талергофа считала только живых, на умерших не обращала внимания, а число их, как выше сказано, было все-таки внушительным. Талергофский лагерь постоянно пополнялся все новыми и новыми партиями заключенных из-за наступления русской армии. Не было в русском Прикарпатье села или семьи, не пострадавших от захватчиков. Мало того! Нередким явлением в 1914–1915 годах были массовые аресты целых селений. Кажется, что 30 000 будет неполной цифрой всех жертв в пределах Галицкой Руси. Украинские хитрецы и фальсификаторы истории пускают теперь в народ всякие блахманы, будто в Талергофе мучились „украинцы“. Пусть украинцы, но украинцы типа Зубрицкого, Наумовича, Гоголя, которые Прикарпатскую Русь, Волынь, Подолье и Украину считали частями Русской земли. Горсточка „самостийных“ украинцев, которые в военном замешательстве, по ошибке или по доносам своих личных противников попали в Талергоф, очень скоро, благодаря украинской комиссии в Граце во главе с Иваном Ганкевичем, получили свободу. В бредни украинских подлогов никто не поверит, ибо как могли в Талергофе томиться украинцы за украинскую „идею“, когда Австрия и Германия создали самостийну Украину?» Служба «Акафистной» иконе Божией Матери и 26 новомученикам Зографским (память 10 октября по ст. ст.) Тропарь в честь Божи ей Матери, ради иконы Ее «Акафистныя-Предвозвестительницы» глас 3-й Якоже иногда старцу иноку, пред святою Твоею иконою похвальная Тебе воспевавшему, взаимно радоватися рекла еси и врагов пришествие предвозвестила еси, Богородице, тако и ныне услыши наша хвалы и обстояний лютых свободи, нашествие же врагов видимых и невидимых прожени от нас, да вси благодарственно Тебе вопием: Радуйся, безневестная Мати, коварства вражия запинающая и от всех зол нас избавляющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владыке Георгию пришлось встретить на пути основания школы немалые препятствия. С одной стороны, сопротивление католиков и униатов, с другой - недопонимание православного духовенства, не желавшего отдавать своих детей в семинарию. Преосвященному Георгию пришлось то уговорами, то в приказном порядке заставлять священников отдавать детей на обучение. Так, один из указов Могилёвской духовной консистории предписывал штрафы духовенству за непредставление детей на учебу и даже запрет вести богослужение в их приходах. Священнослужители, чьи дети обучались в семинарии, поощрялись: переводились из худших приходов в лучшие; если у воспитанника умирал отец-священник, то приход оставался за сиротой, а на время его учебы туда назначался викарий с обязательством оплаты за учебу данного студента. Выпускники семинарии пользовались разными льготами по службе. Постепенно клирики и миряне Белорусской епархии поняли значение и необходимость обучения детей, иметь на приходе священника с духовным образованием стало считаться престижным. Могилёвская семинария входила в состав Санкт-Петербургского духовно-учебного округа и подчинялась Санкт-Петербургской академии . Семинария того времени не была в плане изучаемых предметов каким-то специализированным учебным заведением. Прежде всего, она давала детям духовенства начальное и среднее образование. Кроме основных предметов, параллельно изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика и церковное пение. С Богослужебным уставом воспитанники знакомились на богослужении. Преподавание всех предметов имело нравственно- воспитательный характер и состояло не только в передаче знаний, но и в развитии нравственно-религиозных начал, понятий гражданской доблести. Афоризмы, нравственные сентенции, мудрые изречения знаменитых мужей древности не сходили из уст преподавателей семинарии. Нередко профессора, излагая правила морали, приводили примеры из своей жизни. Поэтому и жить они старались безукоризненно, чтобы обучать не только во время лекции, но и всей своей жизнью. Традицию нравственного влияния на воспитанников, отеческого к ним отношения продолжили и последователи Г. Конисского. Так, например, архиепископ Анастасий сам преподавал философские предметы и содержал на свой счет в школе при семинарии и у себя на дому несколько юношей, которых все называли Анастасьевскими. Архиепископ Волынский и Житомирский Палладий (Ганкевич) , выпускник академии, учреждал именную стипендию лучшему воспитаннику.

http://drevo-info.ru/articles/13672648.h...

Преосвящ. Герман писал мне из Пскова, что туда назначен Сергий Е. Уманский. Зачем же тогда посылали в Псков Пр. Германа 192 , да ещё и из Холма?! О. Валентину (Ляхоцкому) я предложил место в Пассаике (близь Нью-Йорка), где прихожане платят 40 дол. в мес. Пожалуй, не пойдёт, скажет, что мало! Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 5 Апр 1902 С-Франциско РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 76–77. Письмо Архиеп. Харьковскому Флавиану (Городецкому) от 21 Апреля 1902 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Почтительно благодарю Вас за Ваше доброе письмо. В пасхальных письмах сообщали мне некоторые слухи и новости. О Преосвящ. Г. писали (один из служащих в Синоде), что, после поездки его за границу, желают перевести его подальше от окраин, и посему предполагается назначить его викарием в Рязань; это было бы обидно для него, и надеюсь, не осуществится. На место Преосвящ. в Холм желает Антонин, но конечно, предпочтение будет отдано более достойному и подходящему для Холма о. Евлогию, хотя Маркелл и не желал бы его иметь в Холме (но кто же обращает внимание на Маркелла?!) Странно только, что поспешили убрать из Холма Инспектора Сергия 193 , который мог бы там остаться Ректором; впрочем, О. Сергий не ладил с О. Ректором, хотя первого иные хвалили. Инспектуру Холмскую Владыка Иероним предложил Ливотову 194 с принятием монашества (Вы, конечно, слышали, что он овдовел), но затруднение в том, что он был женат на вдове. О. Неофит (Осипов) слабоват здоровьем, да и не ладятся у него отношения с учениками. Холмский звездоносец 195 не может успокоиться без креста с украшениями: ему его подносит духовенство за 12-летние безмездные труды по должности председателя Попечит. фонда, согласно предложению о сем Ганкевича 196 на Епарх. съезде; крест будет стоить 1 000 руб. Конечно, кто нынче не имеет поднесённых крестов, и о. Г. достойно и праведно 197 иметь таковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

с 20.09.1831 по 14.05.1833 еп. Полоцкий и Витебский Венедикт (Григорович) епископ, рукоположен с 11.06.1833 по 14.11.1842 еп. Олонецкий и Петрозаводский Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 14.11.1842 по 11.08.1845 еп. Костромской и Галичский Нафанаил (Савченко) епископ, рукоположен с 26.08.1845 по 25.02.1850 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии Христофор (Эммаусский) епископ, рукоположен с 25.03.1850 по 31.07.1856 еп. Вологодский и Устюжский Платон (Фивейский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 31.07.1856 по 15.02.1857 еп. Костромской и Галичский Агафангел (Соловьев) епископ, рукоположен с 31.03.1857 по 6.02.1860 еп. Вятский и Слободской Леонтий (Лебединский) епископ, рукоположен с 13.03.1860 по 20.12.1863 еп. Подольский и Брацлавский; †1.08.1893 Герасим (Добросердов) епископ, свт., бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 13.01.1864 по 24.06.1865 переименован еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Ладожские епископы С 24 июня 1865 года Герасим (Добросердов) епископ, свт., бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.06.1865 по 26.01.1866 еп. Самарский и Ставропольский Аполлос (Беляев) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 22.02.1866 по 13.12.1866 еп. Вятский и Слободской Палладий (Раев) епископ, рукоположен с 18.12.1866 по 15.07.1869 еп. Вологодский и Устюжский; † 05.12.1898 Павел (Лебедев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 29.08.1869 по 23.06.1871 еп. Кишиневский и Хотинский Тихон (Покровский) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 16.08.1871 по 13.07.1873 еп. Саратовский и Сызранский Палладий (Ганкевич) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 28.09.1873 по 9.09.1876 еп. Тамбовский и Шацкий; †13.01.1893 Гермоген (Добронравии) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 9.09.1876 по 24.04.1882

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2. Исидор Никольский 5 июня 1837 перев. из викариев Минских, а 19 апр. 1840 перев. в Могилев. 17 апр. 1840 велено именоваться «епископ Полоцкий и Витебский». 3. Василий Лужинский , бывший униатский епископ Оршинский, приобщён 7 июля 1840; с 5 апр. 1841 архиепископ, а 27 мар. 1866 уволен, с назначением членом св. синода. 4. Савва Тихомиров 16 июня 1866 перев. из викариев Московских; 7 дек. 1874 перев. в Харьков. 5. Викторин Любимов 7 дек. 1874 перев. из викариев Казанских. Униаты Архиеписк. Нафанаил Селецкий , 1595. Григорий Хребтович , 1596–1600. Гедеон Брольницкий , 1601–1618. Иоасаф Кунцевич , 1618–23. Антоний Селява , 1624–42. Гавриил Коленда , 1655–64. Киприан Жоховский , 1674–93. Марциал Белозор , 1697–1707. Сильвестр Пешкевич ,1709–1719. Флориан Гребницкий , 1719–62. Иассон Смогоржевский , 1762–83. Ираклий Лисянский … Монастыри 1 Братский Богоявленский, в Могилеве, основан в 1602 г. 3-го класса. [III, 440.] Возведён во 2-й класс 14 окт. 1828. Ныне 1-го класса. Игумены Севастиан , чёрный поп, в февр. 1656. Гедеон Савицкий , в июле 1686. Иосиф Блажевский , 1775–83. Евфимий , 1783–88. Ефрем , 1792. Иоасаф , 1792–95; архим. до 1815. Архимандриты Венедикт Григорович (вместе и Оршанский), до 1821. Созонт , 1823–26. Арсений Москвин 30 нояб. 1827 перев. в Мценский Петропавловский. Гавриил 30 нояб. 1827 перев. из Мценского Петропавловского; до 1829. Поликарп Радкевич определён 1829–36, перев. в Смоленский Авраамиев. Леонид Зарецкий 1836 перев. из Смоленского Авраамиева, а 10 янв. 1843 хирот. в викария Новгородского. Василий , 1843–1847. Софоний , 1848 и 49. Серафим , 1850–52. Иоасаф , 1853–58. Павел Доброхотов определён 29 янв. 1859 138 ; 26 апр. 1863 перемещён в ректоры Вятской семинарии, а 21 авг. 1866 хирот. в епископа Вологодского. Палладий Ганкевич , с 1863; 22 авг. 1871 хирот. в епископа Выборгского. 2 Братский Богоявленский, в Полоцке, возобновлён в XVII веке. [III, 441.] Ныне (с 1832) второклассный. Игумены Елиссей , 3 мар. 1655. Игнатий Иевлевич , 1656–1659, 10 дек. перев. в Полоцкий Борисоглебский. (С оставлением за ним и сего). Упом. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006