§ 480. В Церкви Христовой или христианском обществе нет господина и раба, но все братья во Христе, все рабы Господа Вышнего и сыны Небесного Отца, и потому все едины, по апостольскому учению: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). Что же иные называются господа, иные рабы, это бывает по образу века сего, различия которого в обществе не отнимает Божие слово. Проповедует оно свободу христианам и повелевает в ней пребывать. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал.5:1 ). Но свобода здесь разумеется духовная, то есть свобода от греха, проклятия законного, дьявола, ада и ветхозаконных обрядов. Эту свободу и рабы благочестивые имеют. Напротив того, и господа, хотя телом свободны, но когда греху и страстям служат, той свободы не имеют, но суть рабы, по слову Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ). И эта свобода, то есть свобода духовная, христианская, внутренняя, общая для всех, господ и рабов благочестивых, и до тех пор ее имеют, пока имеют в сердцах своих веру живую в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо без веры этой иметь свободу духовную никому невозможно, ибо без Христа никто не может быть духовно свободен. Он один эту свободу нам дает: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ). Видим, что в Святой Церкви находящиеся все свободны духовно, и нет различия между рабом и господином, но все братья между собою и рабы Христа Господа. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» ( 1Кор.7:22 ). По внешнему же мира сего виду, иные свободны, иные рабы, и этого внешнего различия не отнимает Господь, но повелевает всякому, в каком звании имеется, в том пребывать: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» ( 1Кор.7:24 ). Какая же обоих (званий), то есть господ и рабов, должность есть, вкратце представляется. § 481. Должность господ к своим рабам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Дальнейшее же значение сего обетования, в отношении к христианам вообще и порознь, есть то, что они получать наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть получат вечное блаженство ( Пс.26:13 ). 991. Какие плоды невоздержания и плотской жизни для вечности? Вопрос прихожанина. Какие плоды невоздержания и плотской жизни для вечности? Ответ Священника. Не льститеся: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, то же и пожнет: яко сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет живот вечный ( Гал.6:7–8 ). Явлена же суть дела плотская, еже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяние, вражды, рвения, зависти, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пьянства, бесчинные клички и подобная сим: яже предглаголю вам, яко же и предрекох, яко таковые творящий царствия Божия не наследует ( Гал.5:19 ). Внемлите же себе, да некогда отвечают сердца ваши объединением и пьянством, и печалями житейскими, и найдет на вы внезапу день той ( Лк.22:34 ). Аще ли же речет злой раб той в сердце своем: коснит господин мой прийти: и начнет бить клевреты своя, есть же и пить с пьяницами: придёт господин раба того в день, в он же не чает, и в час, в он же не весть: и растешет его пополам, и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубам ( Мф.24:48–51 ). 992. Как я должен поступать в разных отношениях с людьми? Вопрос прихожанина. Как я должен поступать в разных отношениях с людьми Ответ Священника. Не ссорься с человеком сильным, да некогда впадешь в руки его. Не заводи тяжбу с человеком богатым, да некогда отяготит тя меру. Не ссорься с человеком язычным, и не накладай на огнь его дров, с противным не спорь ( Сир.8:1–4,17–19 ). Не имей веры врагу твоему во веки: якоже бо медь ржавеет, так и злоба его. Устами своими усладит враг, и сердцем своим советует выкинуть тя в ров, и егда обрящет время, не насытится кровью. Аще срящет тя злая, то обрящешь его первее себя, и якобы помогая, подставит тебе ногу: покивает главою своею, и восплещет руками своими, и много пошепчет и изменит лицо свое ( Сир.12:10–18 ). 993. Кто суть алчущий и жаждущий правды?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Деян 17, 29 . «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого»... Объясн. Изображаемые на св. иконах события и лица произошли не от вымысла, но были и существуют в действительности, на самом деле, например – Крещение Господне: Мф. 3, 14–17 , Преображение Господне: Мф. 17, 1–5 , Господь Вседержитель: Евр. 1, 3 ; Откр. 14, 14 , Пресвятая Богородица с Младенцем: Мф. 2, 14 , апостол Петр: Мф 16. 17 ; между тем язычники называли богами такие существа, которые не управляли миром, и произошли действительно от человеческого вымысла. Гол. 4, в. Прем. Сол. 14, 12–14, напр.: Молох, Ремфан: Деян. 7, 43 , Артемида и Диопет: Деян. 19. 35 ; поэтому настоящее место Писания нужно относить не к св. иконам, а к идолам и кумирам вымышленных богов. Втор. 27,15 . «Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника и поставить его в тайном месте». Объясн. Страшная угроза и проклятие здесь высказывается язычникам, производящим и поклоняющимся идолам, какой бы вид они ни имели; напр.: Деян. 14, 11–13, 23, 24 . К св. иконам эти слова не могут относиться так же, как не относились к Ковчегу Завета, благоговейное почитание которого сопровождалось благословением Божиим; 2Цар. 6, 11, 12 ; 2Пар. 8, 11 . О почитании святого Креста Лук. 9, 23 . «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом; Гал. 6, 14 ; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мрк. 15, 21 ; Евр. 13, 13 ; Иоан. 3, 14–15 . Кол. 2, 14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1 Петр, 2, 24. Второз. 21, 22–23; ср. Гал. 3, 13 . «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве: то тело его но должно ночевать, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: " пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь " , может быть, кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: " пощади, Господи " ! Но от Господа верно исходит грозный ответ: " не пощажу, ибо нет ищущих пощады " . Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его. Четверг (Иуд.1:1125; Лк.23:134, 4456) Горе возвещает св. Апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордая и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь со всеми и обличит всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их. Пятница (Зах.8:723) " Я спасу вас, и вы будете благословением " , обещает Господь чрез пророка Захарию (Зах.8:13). Но под каким условием? Под тем, если каждый будет говорить истину искреннему своему, если дела свои будут разбирать между собою праведно, если не будут злопамятствовать в сердце своем на ближнего своего, не будут любить лживых клятв, и полюбят мир и истину. Если исполнены будут эти условия, то, говорит Господь, " будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде " (Зах.8:8), и распространится среди них благословение. Тогда услышат все сторонние и скажут: " пойдем к ним помолиться лицу Господню " (Зах.8:21), ибо слышали, что Господь с ними. " И будут приходить многия племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа " (Зах.8:22). Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову без слова лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства. Суббота (Рим.14:1926; Мф.6:113. Отцам: Гал.5:226:2; Мф.11:2730) " Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями " (Гал.5:24). Ныне превратился этот порядок: распинают плоть, но не со страстями и похотями, а страстями и похотями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

Мф. 24:21–22. Будетъ бо тогда скорбь beлiя, яковаже не была от начала мíра досел, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранныхъ же ради прекратятся оны. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Откр. 3:12. Ин. 3:13 И никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе Сынъ Чeлobчeckiй, сый на небеси. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Гал. 4:26. А bышhiй Иерусалимъ свободь есть, иже есть мати всмъ намъ. А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Откр. 3:14. Гал. 6:15. О Христ бо Иисус ни oбpзahie что можетъ, ни heoбpзahie, но нова тварь. Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Кол. 3:10. Облекшеся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго его. Облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. Кол. 1:15, 18. Иже есть образъ Бога невидимаго, перворожденъ всея твари. (…) Иже есть начатокъ, перворожденъ изъ мертвыхъ. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. (…) Он – начаток, первенец из мертвых. Откр. 3:19. Притч. 3:11–12. Сыне, не пренебрегай hakaзahiя Господня, ниже ослабвай от него обличаемь: егоже бо любитъ Господь, наказуетъ, бiemъ же всякаго сына, егоже npieмлemъ. Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Евр. 12:5–8. И забысте ymшehie, еже вамъ яко сыномъ глаголетъ: сыне мой, не пренемогай hakaзahieмъ Господнимъ, ниже ослабй, от Него обличаемь. Егоже бо любитъ Господь, наказуетъ: бiemъ же всякаго сына, егоже npieмлemъ. Аще hakaзahie терпите, якоже сыновомъ обртается вамъ Богъ. Который бо есть сынъ, егоже не наказуетъ отецъ? Аще же безъ hakaзahiя есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодйчищи есте, а не сынове.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Печать антихриста будет с его именем на челах его рабов, а печать Божья будет с именем Бога на челах рабов Божьих. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». «И узрят лицо Его и Имя Его будет на челах их» ( Отк. 14:1  и 22:4). И христиане кладут на себе печать с именем Божьим, когда начинают всякую молитву совершением крестного знамения с произнесением слов: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Крест Христов, как победное знамя Христа, явится и на небе и при кончине мира, о чем и Спаситель учил нас: «тогда (при кончине мира) явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Вот почему мы почитаем Крест Христов! Он –слава Христова, орудие нашего спасения и оправдания: «Благословеное дерево, через которое бывает правда»! ( Прем. 14:7 ). Он печать Божья на рабах Его. Вот почему и ап. Павел, называя грешников «врагами креста Христова» ( Фил. 3:18 ), говорит о нем: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ), «ибо, учит св. Апостол, слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). Кто не примет для спасения печати Божьей, тот примет для погибели печать антихриста. 4) Для чего мы изображаем на себе знамение креста? 4) Для освежения и укрепления нашей веры в распятого за нас Христа и для открытого перед всеми исповедания этой веры, подобно первым христианам, которые не только чтили св. Крест, но и были гонимы за Крест Христов ( Гал. 6:12 ), ибо и Христос сказал: «всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я его перед Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32). Только язычники, евреи и сектанты, для которых, как для погибающих, «слово о кресте есть безумие», не творят крестного знамения, все же христиане, для которых «слово о кресте есть сила Божья», совершают крестное знамение с призыванием имени Божьего. 5) Можно ли употреблять при молитве руки? 5) Не только можно, но и должно, ибо этому научает нас само Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Пришествие Господне не только явило абсолютную ценность свободы, но и обнажило врагов её. С пришествием Господним все ветхозаветные путы упали, «детоводитель» отпустил руку. Ничто уже не связывает. Но ничто и не поддерживает. Всё множество заповедей сошлось в одну точку, как в начале творения: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ), или ещё короче: «Будьте совершенны, как совершён Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). И образ совершенства дан: вот, перед вашими глазами «предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» ( Гал 3:1 ). И свобода. А внутри голос плоти и голос духа. О плоти мы уже говорили. А дух – это то, что в нас не поражено плотью, что хранит ещё печать Божьего образа и подобия. Это то, что проявляется и через голос совести, и через жажду истины, добра и красоты. Когда торжествует дух, являются и его плоды: «любовь, радость, мир. Долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ). И – «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти». И дух, и плоть – во мне. А есть ещё я сам. И ни дух, ни плоть не могут сами насильно завладеть мною. Что же мне делать? Послушать Бога или «возмущающих нас»? поступить по духу, плоды которого известны, или по плоти, дела которой тоже вполне ясны? О чём размышлять? Как свободные, «поступайте по духу, и вы не будете» как рабы «исполнять вожделение плоти». О сердце Среда Мк. 7:14–24 Гал. 6:2–10 Господь сказал: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека… Ибо изнутри, из сердца человеческого исходят злые помыслы…» Сердце – это как средоточие креста. Это – самое неуловимое, но и самое драгоценное. Это – то, где начинается путь либо к спасению, либо к погибели, либо к жизни, либо к смерти. Сердце – твердыня, которая может противостоять любому натиску извне, ибо буквально «ничто», как говорит Господь, «не может осквернить его». Но из сердца ж, вопреки всему доброму, могут исходить и потоки скверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Как время начало свое существование Христом, так оно его Им и завершит: последний день будет в то же время и днем Второго Христова Пришествия. В этот необычный день время перестанет существовать. Тогда сбудется дивное слово Святого Откровения: Времени уже не будет ( Откр.10:6 ). Неким таинственным образом время погрузится в вечность. Но если в Священном Писании нам ясно открыто всё то, что совершится в последний день, нам не открыто само мгновение, в которое этот последний день наступит. Это осталось сокровенным в неисследимых глубинах Божественного молчания и составляет непостижимую Божию тайну. Эта тайна, обитая в неприступном свете Божия всеведения, сокрыта и от Ангелов, и от людей. На прямой вопрос святых Апостолов об этом Спаситель ответил: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ; ср. Мк.13:22 ). Этой тайны не возвестил Он им и тогда, когда в период между Своим Воскресением и Вознесением открывал им тайны Богочеловеческого домостроительства спасения и говорил о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). А когда они Его спросили: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? – Он им ответил: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:6–7 ). Даже великому Апостолу языков, которому через откровение возвещена тайна Христова Евангелия, и причем Самим Господом Иисусом Христом ( Еф.3:3 ; Гал.1:12 ), не открыта тайна о том, в какой момент наступит последний день, день Второго Христова Пришествия. Он пишет солунским христианам: О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью ( 1Фес.5:1–2 ; ср. 2Пет.3:10 ). Благовестие Святого Откровения заключается в следующем: Господь придет во второй раз, а когда – этого мы не знаем. По промыслительному Божию человеколюбию это от нас сокрыто, чтобы мы денно и нощно бодрствовали над собой в подвиге святых добродетелей, ожидая пришествия Спасителя. На это указывает предостережение Спасителя Его последователям: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ; ср. 24:44, 50; Мк.13:33–35 ; Лк.12:35–40, 17:24–30 ); Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если же Господь наделяет верных рабов своих каждого особым дарованием, – то это понятно и выяснено в Слове Божием. В Послании к Коринфянам Ап. Павел пишет: «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и Тот же; и действия различны, а Бог один и Тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:4–10; 27–30 ). Отсюда мы видим, что Церковь Христова, состоящая из многих членов (ст. 12–14, 20) назначенных к неодинаковому деланию (ст. 14–28), должна обладать и многообразными дарами Духа Св. Эти святые дары распределяются между верующими, смотря по их достоинству ( Еккл.2:26 ; 1Кор.7:7 ; Лк.19:13–26 ; особ. Мф.25:15 ) и нуждам ( 1Кор.12:7; 14:12, 14, 19 и др.). Такой порядок всегда хранил Господь и в Церкви православной, как о том повествует нам Листок. Слава же и благодарение Богу, дивному во святых своих ( 2Сол.1:10 )!… – Но этими святыми вы окончательно затмили от людей Христа! – опять возбужденным голосом заговорил Архипыч. Простой народ только и умеет молиться Божьей Матери, Николе да Флору с Лавром. О Христе он и не думает… Да и вы то плохо помните Его. Посмотрите, во всем Листке, какой у вас в руках, ни разу не помянуто имя Иисусово. Нешто это Евангельская проповедь?… – Тяжкие обвинения взводишь ты на нас, Архипыч! но мы их не заслужили. Мы не застилаем Христа от глаз народа: нельзя закрыть солнце, чтобы оно не светило мipy. И Христос, как духовное солнце ( Пс.83:12 ; ср. Ин.1:4–9; 12:35–36 ), постоянно во всех и над всеми нами ( Еф.1:23 ; Кол.3:14 : Фил.4:13 ). Он есть Владыка неба и земли ( Мф.28:18 ; Лк.10:22 ; Ин.3:23; 17:2 ; Фил.3:21 ), жизни и смерти ( Ис.22:22 ; Апок.1:18; 3:7 ). От Него льются нам потоки благодатных даров ( Иак.1:17 ; Рим.1:7; 16:24 ; 1Кор.1:3, 4 ; Гал.6:18 ; Еф.6:23 ; 1Сол.1:1 ; 2Тим.4:22 ; Тит.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010