97. Почему мы называем первый грех наших прародителей наследственным? Первый грех наших прародителей мы называем наследственным потому, что его последствия, как злое наследство, переходят на все потомство Адама и Евы, т. е. на весь человеческий род. 98. Навсегда ли осудил Бог людей после первого греха? Бог осудил людей после первого греха не навсегда; Он обещал послать им Спасителя, Который избавит их от греха и сделает их снова достойными Царства Божия и вечного блаженства. 99. Кто этот обещанный Спаситель или Искупитель (Избавитель)? Обещанный Спаситель или Искупитель (Избавитель) – Сам Господь Иисус Христос. 100. Когда пришел на землю обещанный Спаситель? Обещанный Спаситель пришел на землю тогда, когда настало к тому время, т. е. когда люди уже были приготовлены и ожидали Его пришествия. Пояснения: I. Так как человек создан по образу и подобию Божию, то каждая человеческая душа стремится к Богу и удовлетворяется только тогда, когда найдет свое успокоение в Боге. II. Если человек старается употреблять свои способности к деланию добра, то он уподобляется Богу, и Бог ему в этом помогает; но если он их направляет ко злу, то он уподобляется дьяволу . III. Каждый человек расположен ко греху, и эта наклонность проявляется уже у детей: они сами собою, без того чтобы их кто-нибудь этому учил, умеют лгать, красть, сердиться, упрямиться, мучить животных и по-иному грешить. Эту наклонность ко злу апостол Павел называет «законом греховным». Он говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:22–23 ). IV. Известно, что дети наследуют от своих родителей способности, но также недостатки, пороки и склонность к определенным страстям; и поэтому понятно, что первый грех наших прародителей, их первый мятеж против Бога должен был иметь глубокие и роковые последствия для потомков первых людей. V. Обещание о Спасителе было сделано тотчас после первого грехопадения, когда Бог сказал, что придет Тот, Кто сотрет главу змея, т. е. победит дьявола, который обольстил первую женщину Еву ( Быт.3:15 ). Это обещание было снова дано и праотцу Аврааму, которому было сказано, что один из его потомков принесет счастье, спасение всем народам земли. ( Быт.22:18 ) Св. апостол Павел написал, что это обещание осуществилось во Христе ( Гал.3:16–19 ). Человечеству Спаситель был необходим потому, что человек грешит легко, но избавиться от греха он сам не в состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

(Продолжение следует). 443 В тексте Кир. опущ. ϑλ – хощет, но так: ποι – творит (вариантов такого чт. нет). Но в толк. слова: πν βολοισϑε κολουϑσαι ϑελμασι предн. правильное чтение. Ал.: «Аз не (?) о себе глаголю» смеш. с μη. 445 Ал.: ищай же согл. чт. δ вм. древнесл.: а ищяй κα . Неправды в Нем несть согл. автор. греч. Остром. Мст. Ал. вм. несть неправды в Нем Мар. Зогр. Гал. и тепер. согл. др. чт. 448 В толк. есть и: κα ν σαβ. περιτμνεται νϑωρπος как нек. δια τοτο в др. отн. к предш. в-третьих, опуск. Ал.: дал. 451 Проповедник не из событий почерпает наставления, но на события проливает свет Слова Божия (Амвросия Арх. Харьк. «Проповеди», изд. 1895, стр. 376). Такого отношения проповедников к событиям не изменяет не только та «важность и поучительность» событий, о которой говорят наши гомилетики и о чем речь у нас будет ниже, но даже и то, что некоторые события имеют значение знамений времени (Ibid. стр. 381 сл.). 453 Церковные законоположения, уставы и правила только объявляются церковной властью, чтобы всякому были известны («Б. В.», 1896, III, 351, и составляют соблюдаемую практику, тогда как собственно вера есть предмет научения, потому что она требует разумения (ср. «Б. В.», 1896, II, 340 прим. 1) и дает человеку миропонимание. – Нужно также помнить, что церковность обнимает и самоназидание членов церкви ( Еф.5:19 и др.). 454 Ср. ответ Арх. Никанора на вопрос: «Понимают ли простые русские люди что-либо в поэзии христианства, что-либо в своей церковности? Понимают. Разумеют веру Христову не столько умом, сколько вообще духом... молятся не столько умом, сколько духом... Непонимающие-то больше и радуются (торжественным церковным символам)»... («Поучения», т. III, стр. 265 след.). 455 Известно, что самые поучения разделяются на торжественные и собственно учительные. Из них первые имеют характер церковных песнопений и входят в состав богослужения органически. Но здесь мы этого различия не касаемся, потому что самый вопрос о предмете проповеди дает разуметь учительные слова, а не торжественные. Со своей стороны мы из понятия проповеди совершенно исключаем слова торжественные: об этом речь будет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не отдельные только лица, но и весь израильский народ в некоторых обстоятельствах своей жизни прообразовал И. Христа. Так ев. Матвей, повествуя о возвращении младенца Иисуса из Египта, говорит, что это случилось по пророчеству: из Египта воззвал Я Сына Моего ( Мф.2:15 ). Пророчество находится у Осии (11:1), который этими словами указывает на исшествие израильтян из Египта. Сказанное Духом Божиим о народе израильском (который в переносном смысле и в других местах Писания называется Сыном Божиим, напр. Втор.14:1; 32:5–6 ; Иер.31:9 ; Пс.72:15 и др.), тем же Духом прилагается ко Христу, по той, конечно, причине, что Израиль в этом случае служит прообразом И. Христа – Сына Божия. Между событиями, прообразовавшими новозаветные времена, особенно примечательны: жертвоприношение Исаака, прообразовавшее жертвоприношение Сына Божия на Кресте ( Иак.2:21 ; Евр.11:17–19 ); исполнивши в душе повеление Божие, Авраам как бы прозрел в будущее, предзнаменованное жертвоприношением его, и созерцал день Христов ( Ин.8:59 ); – переход евреев через Чермное море, как образ всеобщего крещения ( 1Кор.10:1 и сл.), ниспосланию манны с неба, как образ хлеба животного ( Ин.6:49–51 ), вознесение медного змия, как предначертание спасительной смерти Христовой ( Ин.3:14 ), вступление народа в землю обетованную и устроение в ней Иерусалима – града Божия, как образ вступления в царство благодати и царство славы, к Иерусалиму небесному, к церкви первородных, на небесах написанных ( Гал.4:26 ; Евр.12:21–23 ). II. Но в особенности воплощали в себе идею спасение прообразованния обрядовые. Закон обрядовой, по слову апостола, был закон, сень имый грядущих благ (σκι τν μελλντων γαθν), т. е. в обрядах и священнодействиях церкви подзаконной, как в своей тени, отображалось тело Христово (σμα το Χριστο, – Кол.2:17 ), или самый образ вещей (εκν τν πραγμτων – Евр.10:1; 8:5 ), – Искупитель и совершенное Им дело искупление. Посему-то этот закон с пришествием И. Христа потерял силу и был отменен. Образы будущего – Мессии, Его служения и царства предъизображены во всем устройстве ветхозаветной церкви, в ее утвари, обрядах, богослужения, в установлениях касательно священных мест, лиц и времен. Израильтянин, внимательный к своей вере, при свете пророчеств о Мессии, в обрядах и священнодействиях своего богослужения так же мог уразуметь очертание или образы будущих действий Мессии, как мы теперь в обрядах и священнодействиях литургии видим изображения уже совершенных Христом действий или событий в Его земной жизни. Из бесчисленного множества обрядовых прообразований укажем лишь на два важнейшие обрядовые действия, именуемые у отцов церкви главнейшими таинствами ветхозаветной церкви: а) обрезание и б) жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся ( Пс.103:28–29 ). § I Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). § II Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян.2:23 ). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо ( Быт.22:8 ). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех ( Прем.6:7 ). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление. I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего ( Рим.8:29 ). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя ( Ин.10:14 ). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? ( Гал.4:9 ). И на другом месте: позна Господь сущыя своя ( 2Тим.2:19 ). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста ( Быт.15:13 ). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце языков ( Деян.21:10–11 ). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят ( 1Цар.23:12 ). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог , что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел ( Мф.26:53 ); однако сего не сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

—87— дешь пострадать и умереть за спасенных Его любовью и искупленных Его смертью ; кратко сказать, по мере совершенства в вере будешь совершен в человеколюбии“ и пр. (IV, 122–123). Но духовная жизнь не есть лишь неразлучное последствие веры: она, сверх того, образует душу веры, делает ее живой, реальной. Подобно тому, как созданный из глины образ человеческий еще не был живым, пока Господь не вдохнул в него дыхание жизни, так и вера сама по себе есть лишь бездушный образ, безжизненная мысль: образ этот одушевляется духовной жизнью верующего, и именно любовью. Поэтому то не безразлично, в каких последствиях обнаруживается вера: чтобы быть христианской верой, она должна открыться в любви. Вера становится живой только в любви, а любовь есть дух всей христианской жизни, без которого не имеют христианской силы никакие дела, никакие подвиги. „Ты веруешь, и надеешься спастись верой. Не оспориваю сей надежды. Вере спасение предоставляет в удел Сам Спаситель. Вера твоя спасе тя (Мф.9:22), часто говорил Он тем, над которыми совершал чудесные исцеления. И всем без исключения обещал: иже веру иметь и крестится, спасен будет ( Мк.16:16 ). Но всякая ли вера одинакова? Нет ли различия между верой и верой? Какова, например, та вера, которую столь ужасной похвалой хвалит Апостол, когда говорит: ты веруеши, яко Бог един есть; добре твориши; и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ). Кто может быть доволен такой верой? Какая же та вера, которая могла бы спасти человека? – Вера, любовию поспешествуема ( Гал.5:6 ), определяет Апостол. Если нет любви: то вера не имеет силы и успеха. Вера без любви есть образ без жизни: любовь, как дыхание Святого Духа, одушевляет веру и творит ее деятельной и спасительной. Если желаешь спасен быть верой: возлюби Того, в Кого веруешь“ (II, 105). Вера без любви ничто, а любовь не может быть заменена никаким иным подвигом, или добрым делом. Она не может быть заменена законнической правдой. „Ты живешь по закону. В сем, кажется, есть уже и любовь: ибо Сам великий Наставник в любви Божественной ска-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Составляя предмет настоятельной заботы всего русского общества – духовенства, художников и образованных классов, церковная живопись в последнее время сделалась предметом особенного внимания: со стороны учрежденного ради этой цели в 1901 г. в С.-Петербурге Комитета Попечительства о русской живописи, находящегося под Высочайшим покровительством Государя Императора 34 . Целью и задачею Комитета служили: открытие иконописных школ, устройство артелей из опытных мастеров для росписи храмов, издание руководств и пособий для иконописцев, открытие иконных лавок, музеев и устройство выставок. 40. Значение икон Св. иконы потому с древних времен употребляются в церкви, что они имеют большое воспитательное значение. Они лучше и живее напоминают молящимся об изображенных лицах и заставляют молящихся поразмыслить об их делах и наставлениях. Как при посредстве обыкновенной карточки люди надолго запечатлевают черты близкого или великого лица и, затем, смотря на них, невольно воскрешают в своем сознании и духовный их облик, так и верующие христиане при посредстве кисти художника изображают священные лики Господа и Святых, и тем оживляют в уме и сердце всю их Святую жизнь. В соединении с художественным изображением Спасителя на иконах словесное Его изображение в Евангелии может дать более живое и наглядное о Нем воспоминание. Иконы освящаются Св. водою и положенными молитвами. 41. Почитание Креста Помимо Св. икон украшением наших храмов является Св. Крест с изображением на нем Распятого Иисуса Христа. Крест сам по себе имеет значение символа, и символическим, переносным характером запечатлено было первоначальное его изображение и почитание. Вследствие священного значения для христиан креста ( Гал. 3:1 ; Филипп. 2:8; 1Кор. 1:17–19 и др.) почитание его началось уже в первые века христианства. Во II и III веке почитание Креста сделалось настолько общераспространенным, что язычники называли христиан «крестопоклонниками». Предохраняя свою святыню от осквернения язычниками, древние христиане удерживались от изображения креста в прямом виде на общественных памятниках и даже в катакомбах; но изображали крест по преимуществу в частной жизни (на домашней утвари, лампах, книгах, перстнях и т. п.), а также прибегли к монограммам имени Иисуса Христа и креста. Древнейшею монограммой является буква Х, означающая как Христа, так и крест Его. В третьем веке к этой монограмме присоединяется еще буква И; затем появились еще новые осложнения, получились различные монограммы (см. рис. 214б, л. 52). Только с IV века постепенно крест освобождается от монограммной оболочки, теряет свою символическую окраску и приближается к современному своему изображению. Формы изображения креста напоминали то букву Т, то форму равноконечную, то форму буквы Х (Андреевский крест).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтобы 250 человек были умерщвлены вдруг электрическим ударом от кивота, для этого кивот нужно представлять себе таким сильным аппаратом, какого нигде нет и в настоящее время. Из физики известно, что электричество самой сильной батареи, проходя чрез тела многих людей, встречает в каждом из них сопротивление и постепенно ослабляется, и потому удар его на толпу действует гораздо слабее, чем на одного человека: каким же образом могло электричество кивота умертвить вдруг толпу из 250 человек? Притом же, электрический удар тогда действует вдруг на многих, когда все они соприкасаются между собою, составляют из себя цепь и стоят, по крайней мере, на полупроводнике электричества. Но ни откуда неизвестно, что те 250 человек держались друг за друга, составляя из себя цепь, – да и стояли все они пред дверьми скинии, стало быть, на голой земле – проводнике электричества... Также неудачно объясняет Циммерман действием электричества в кивоте такие чудеса, как покрытие новоустроенной скинии облаком славы Господней ( Исх. 40,34 ), сожжение небесным огнем первой жертвы, приготовленной Аароном ( Лев. 9, 24 ) и проч. Глава II. Новозаветная религия или христианство А. Внутренние признаки новозаветного христианского откровения § 60. Общий взгляд на христианство сравнительно со всеми другими религиями. Еще более, чем ветхозаветная религия, превосходит все другие религии и все философские учения, религия новозаветная, в собственном смысле христианская. Эта единственная религия – всеобщая, всеобъемлющая и удовлетворяющая всем потребностям духовной жизни человека. Такою заявила она себя при своем появлении и распространении, такова она и по своему существу. Она не знает различия ни племени, ни народа, ни пола, ни возраста, одинаково обнимая собою все человечество ( Матф. 28,19 ; Мар. 16, 15 ; Гал. 3, 28 ; Колос. 3, 11 ). Самое содержание этой религии, предлагаемое всему человечеству, т. е. самое учение Евангелия, свободно от всего, что носит на себе следы духа времени, условий местности, национального характера страны и проч., – словом – свободно от того, от чего не может быть свободно никакое человеческое учение от чего не свободна в известной степени даже ветхозаветная иудейская религия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

Иной вопрос насколько удалось людям сохранить это откровение в первозданном виде. Но, безусловно, даже самые переосмысленные и мифологизированные предания, искаженные извращенными религиозными представлениями, всегда сохраняют какие-то элементы первоначальной истины, подтверждением чему является тема грехопадения, которая в той или иной форме нашла свое отражение в мифах и сказаниях всего человечества. Книга Бытие содержит непосредственное откровение Божие, записанное человеком, это откровение получившим, т.е. между откровением и его письменной фиксацией лежит минимально короткий промежуток времени, что гарантирует достоверность откровения и его сохранность от искажений. Следует помнить, что Библия является богодухновенным Писанием, требующим духовного отношения. О духовном подходе к Священному Писанию вообще и к книге Бытие в частности писал апостол Павел: «...это были образы для нас» ( 1Кор. 10,6 ; см. также Гал. 4,22–31 ). Образная система книги Бытие часто не допускает однозначно буквального понимания текста и требует, чтобы духовное соотносили с духовным ( 1Кор. 2,13 ). Главным образом имеется в виду «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» ( Еф. 3,9 ). Книга Бытие содержит много прообразных пророчеств об Иисусе Христе Искупителе, обещанном Богом всему человечеству. Толкование этих пророчеств требует глубокого осмысления символической системы Первой книги Моисея, тем более, что эта символика проходит через весь Ветхий Завет к Новому. Содержание I. Пролог: Сотворение неба и земли (1,1 2,3) II. Происхождение неба и земли (2,4 4,26) А. Испытание Адама и Евы в раю (2,4–25) Б. Грехопадение и его последствия (3,1–24) В. Умножение греха среди потомков Каина (4,1–24) Г. Благочестивый остаток (4,25,26) III. Родословие Адама (5,1 6,8) А. Родословная линия Сифа линия завета (5,1–32) Б. Умножение греха перед потопом (6,1–8) IV. Родословие Ноя (6,9 9,29) А. Приготовления перед потопом (6,9 7,10) Б. Потоп и спасение (7,11 8,19) В.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так мы отвечали вопрошавшим, не сами от себя заповедуя быть тому или другому, как ты не усомнилась сказать. Чего же ты хочешь? Того ли, чтобы мы, подобно торгующим, отвечали каждому в угодность ему? Или того, чтобы мы право правили слово истины (ср. 2Тим.2:15 )? Итак, не гневайся же на нас, смиренных, неуместно ни ты сама, ни госпожа сестра, ни другой кто-либо, решающийся осмеивать и порицать нас. Знай, что и к приснопамятному военачальнику мы расположены не враждебно, а весьма благосклонно, равно как и к супруге его. Но мы скорбим и справедливо жалуемся, что вы, отличающиеся знанием и преданные благочестию, при конце не были водимы истинной любовью к нему. Ибо прежде всего и выше всего надлежало позаботиться о спасительном для души его, о том, чтобы он причастился Святых Таин, считая всё прочее сором (ср. Флп. 3:8 ), чтобы он был в общении с православными, ибо написано: «Где застигну тебя, там и буду судить тебя» 1472 . Так мы думаем и говорим. Если же иные иначе, то они властны в словах своих, а мы будем молчать. «Познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», как написано ( 2Тим.2:19 ). 540. К монахине Ипакое (II, 206) Избравшим монашескую жизнь и таким образом распявшимся для мира ( Гал.6:14 ), как уже ставшим выше плотских расположений и обстоятельств, несвойственно сокрушаться переменами, случающимися с родственниками, и скорбеть о кончине их. Но так как мы находим, что и самые святые трогались страданиями единокровных и проливали горячие слезы при кончине их, то не считаем странным, что и мы испытали то же, особенно по брате, и брате, отличавшемся благоразумием и знатностью и как бы заменявшем отца в попечении о вас. Поистине тяжела эта скорбь, сестра в Господе, [Col. 1625] и вашего сердца коснулся удар как бы меча рассекающего. Что же именно? Надобно открыть лицо. Господин брат [ваш], говорят, скончался (ср. Ин.11:11 ). Не стало мужа доброго, погас глаз рода, отлетела ваша утеха; осиротели дети, которых он родил, осиротела и ты вместе с сестрами, не имея, на чем опереться колеблющейся рукою или куда обратить взоры в затруднительных обстоятельствах. Впрочем, для чего слишком много изображать бедствие? Наша речь к жене боголюбивой, благоразумной, мудрой, многоопытной, исполненной божественного ведения, могущей вразумлять и других своим примером. Извлеки из благой сокровищницы сердца своего (ср. Лк.6:45 ) духовное богатство, врачевство утешения, помогая и себе, и сестрам. Мы знаем, что скорбь равно коснулась и их, также и госпожи игумении и всего рода и даже, прибавлю, самого сената. Кто не воздохнет о нем? Кто не прольет слезы? Скорбь о нем коснулась и нас, смиренных, так рассуждающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

(Ср. Cremer. Biblisch-theolog. Wörterbuch. Gotha, 1902, 92–93). Ошибка проф. Болотова и подобных ему – Mangold’a, В. Weiss’a и др. в том, что если αρεσις как выбор есть «явление желательное“ и «прием вполне закономерный“ в жизни политической, общественной и среди учений философских, то в области религиозной жизни и учения считается всегда явлением предосудительным, и не гностицизм в этом виноват. Выбирать можно там, где нет уверенности в истине. С этой точки зрения законен и весьма желателен выбор между политическими партиями и философскими учениями. Но с точки зрения религиозной ортодоксии всякая гетеродоксия есть необходимо ересь, как заблуждение. Гер. Кремер (стр. 93) не усматривает формального противоречия между философским употреблением слова αρεσις, как направлением, и употреблением в христианской церкви, в смысле извращения истины, заблуждения: в философии – избранное (αρεσις) другое может быть столь же или еще более приближающимся к истине, как и первое; в религии же всякое избранное – другое будет неизбежно отделением от истины, ересью. Вопреки проф. Болотову, ап. Павел считал скверным делом «ереси“ и в Церкви Коринф., хотя бы они косвенно содействовали появлению «искусных“ (о δκιμοι) – 1Кор. 11:19 . В послании к Римл. (16:17) он прямо умоляет христиан, предостерегая от них; а в послан. Гал. (5:20) он причисляет «ереси“, наряду с прелюбодеянием, идолослужением, к «делам плотским“ т.е. к грехам, лишающим человека царствия Божия. Тоже и у ап. Петра ( 2Пет. 2:1 ). Напрасно Mangold W. (Die Irrlehrer der Pastoralbriefe, s. 27, anm. 7) хочет так неудачно смягчить слово «αρετικς νθρωπος“– Тим. 3:10, понимая его не в смысле Irrlehrer, а «ein ver führtes Gemeindeglied“. He достигает лучших результатов и В. Weiss (Briefe Pauli an Timotheus und Titus, 1902, s. 375). говоря, что Тим. 3:10 – αρετ. νθρ. может обозначать только человека, который производит разделения (Spaltungen anrichtet), но не того, кто принадлежит к αρεσις.– Zahn (Einleitung, II, 62 anm. 2) утверждает, что слово αρεσις на христианской почве никогда не было «нейтральным понятием“ и всегда употреблялось только «in schlimmer Sinn“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010