По д отец тебе – Бог, а мать – «небесный Иерусалим» 65 (ср. Гал.4:26 ). Узнай об этом из свидетельства пророков и апостолов. Сам Моисей написал про это в песни: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» ( Втор.32:6 ). Апостол говорит о небесном Иерусалиме так: «Он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). Таким образом, во-первых, Отец твой – Бог, Который породил твой дух и Который говорит: «Я воспитал и возвысил сыновей» ( Ис.1:2 ). И апостол Павел говорит: «Мы должны покориться Отцу духов, чтобы жить» ( Евр.12:9 ). Другой отец твой – отец по плоти, чьим служением ты был рожден во плоти и пришел в этот мир, который носил тебя «в чреслах» своих, как сказано о Левии: «Он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (ср. Евр.7:10 ), «когда он возвращался», «и благословил его» и принял от него «десятую часть из всего» (ср. Быт.14:17 и далее). И так как звание отца столь священно и столь почитаемо, тот, «кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев.20:9 ). Такое же достоинство определено и для матери, которая своим трудом, заботой и служением родила и вскормила тебя. И должен ты, как утверждает Апостол, в равной мере быть благодарным своим родителям (ср. Рим.1:3 ). Ибо если будешь бесчестить своего отца по плоти, его унижение взойдет к «Отцу духов» (ср. Евр.12:9 ); и если оскорбишь свою мать по плоти, то это оскорбление обрушится на матерь твою – «небесный Иерусалим» (ср. Гал.4:26 ). Также и раб, если непочтителен к своему хозяину, то оскорбляет он Бога славы (ср. Пс.28:3 ) через своего земного господина, ибо Он дал Свое наименование плотскому господину. Потому нельзя человеку ни прекословить своим родителям, ни противоречить им. Он – отец, она – мать. И как сочтут они нужным, так пусть и решают, так и поступают, так и говорят; они сами знают. И сколь бы послушны мы ни были, никогда мы не сможем в полной мере отблагодарить их за то, что они нас родили, носили, пролили на нас свет, кормили нас, а, может, и дали нам образование и обучили нас достойному ремеслу. Возможно, через виновников нашего рождения мы узнали о Боге и пришли в Церковь Божию и услышали слова закона Божьего. Поэтому тот, «кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев.20:9 ). Но если такое наказание установлено в отношении земных родителей, что же тогда делать тем, кто своим злоречивым языком раздражает Бога Отца? Кто отрицает, что Он – Творец мира или что «небесный Иерусалим – матерь всем нам» (ср. Гал.4:26 ), и утверждает, что эти пророческие слова относятся к земному городу?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ритуальные, национальные, социальные, экономические ( Иак.2:1 сл.) и все прочие отличия потеряли силу или, лучше сказать, не составляют граней для универсальности Церкви. Дихотомическое деление человечества на обрезанных и необрезанных исчезло; в Церкви Христовой обрезание – ничто, и необрезание – ничто ( 1Кор.7:19 ), ни то, ни другое не имеет силы ( Гал.5:6, 6:15, 11 ; 1Кор.7:18 ; Гал.2:9 ; Гал.2:3 ; Гал.5:2 ; Деян.21:21 и др.), потому что Господь Иисус есть мир обрезанных и необрезанных, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном Теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на Нем ( Еф.2:14–16 ). Сам Господь говорил: «Слушайте Меня все» ( Мк.7:14 ) 684 ; никто не лишён возможности слышать проповедь Евангелия, дабы все чтили Сына ( Ин.5:23 ), да будут все едино... и да уверует мир, что Отец послал Сына ( Ин.17:21 ). Христос предсказывал, что когда вознесен будет от земли, то всех привлечет к Себе ( Ин.12:32 ); а пророк Исаия пророчествовал, что пред Ним преклонится всякое колено, и что всякий язык будет исповедывать Бога ( Ис.45:23 = Рим.14:11 ). Эта универсальность в назначении Церкви есть необходимое следствие всеобщности греха. Полная победа над великим драконом, древним змием, называемым диаволом и сатаною, обольщающим всю вселенную ( Откр.12:9 ), есть возглавление всего Христом ( Еф.1:10 ). Если ни место, ни внешнее состояние верующего не может служить к исключению его из Тела Христова, то – не препятствие к соединению с Ним и то или другое время, та или другая эпоха, в которую выпало жить верующему. Господь обещал пребыть с верующими во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) 685 и, значит, тем более, по окончании этого века, когда наступит век грядущий, когда всё будет возглавлено Христом, всё войдет в состав Его Тела. Дух Утешитель, освящающий Церковь и верующих, пребудет с нею и сними вовек ( Ин.14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Это особенно и показывает мудрость Павла. Он не сказал: думаем, предполагаем, ожидаем, уповаем, - но что? " Надеемся " . Так и в послании к Галатам он говорит: " Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе " (Гал. 5:10); не сказал: разумеете, но: " не будете мыслить иначе " , так как (галатийцы) были тогда весьма достойны осуждения и (апостол) не мог хвалить их за дела настоящие, то хвалит за будущие: " не будете " , - говорит, - " мыслить иначе " . А здесь он хвалит (евреев) за дела настоящие: " надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так " . Но так как за дела настоящие он не мог хвалить их много, то заимствует утешение от дел прошедших и говорит: " Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым " (Евр. 6:10). О, как он ободрил и укрепил души их, вспомнив о прежних делах и представив необходимость надеяться, что Бог не забыл (их подвигов)! Подлинно, кто не убежден в правосудии Божием и в том, что Он воздаст каждому по заслугам настоящей жизни, тот неизбежно грешит и говорит, что Бог неправеден. Потому он и внушил им необходи­мость вполне надеяться на будущее воздаяние. Кто отчаивается в настоящем и падает духом, того можно ободрить будущим. Так и в послании к Галатам (Павел) говорит: " Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине " (Гал. 5:7)? и еще: " Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! " (Гал. 3:4); и как здесь с обличением он соединяет одобрение, когда говорит: " Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями " (Евр. 5:12), так и там: " так скоро переходите к иному благовествованию " (Гал. 1:6). С укоризною (высказывается) и похвала, - потому что мы удивляемся тогда когда падаёт что-нибудь великое. Видишь ли, как в самом обличении и обвинении скрывается похвала? И не от себя только одного он говорит это, но от лица всех; не сказал: надеюсь, но: " надеемся, что вы в лучшем [состоянии] " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так, возвращаясь во времена первохристианства, вновь смалодушничал великий апостол Петр, пытавшийся найти «разумный компромисс», но в результате оказавшийся в ситуации между двух стульев. В этом-то его и упрекает Павел: 11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию [ЕК: потому что он был виноват]. 12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен [ЕК: дал себя увлечь] их лицемерием. 14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски [ЕК: иудействовать 414 ]? (2, 11–14) Вспомнив об этих событиях, ап. Павел переходит уже к непосредственному изложению своего учения об оправдании человека. 3. Главная тема Гал. Терминология: Закон, оправдание, вера, свобода Смыслообразующий костяк той богословской лексики, которая используется в Гал., составляют следующие термины: «Закон» – употреблено 32 раза (! – при том, что Гал. состоит всего из шести глав); «Вера», «веровать», «верующий» – 26 раз; «Оправдание», «оправдать(ся)», «праведность» (по-слав. иногда передается как пра1вда), «праведный» 415 – 13 раз; «Свобода», «свободный» – 10 раз. Немаловажной будет и следующая статистика: «Язычник» – 11 раз; «Иудеи», «иудейский» – 6 раз; «Обрезаться», «обрезание», «необрезание» – 16 раз. Причем речь идет о центральной части послания, в которой Павел переходит от биографических воспоминаний к богословским рассуждениям. Совершенно невозможно выхватывать какой-то один конкретный отрывок, как это мы делали в случае с другими посланиями. Чтобы во всей полноте понять Павлову мысль, необходимо обязательно прочесть целиком рассуждение апостола, начиная с 2, 16 и почти до конца послания – перед тем, как читать предлагаемый комментарий дальше! Текст Гал. в высшей степени важен для восприятия сути христианского понимания спасения во Христе. Не будет преувеличением сказать, что по важности и глубине в христианском богословии по этому центральному вопросу сотериологии вряд ли написано что-либо более сильное (разве что Рим.!).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Такое указание имеется и в послании к Филимону: «узник Иисуса Христа». Писателем всех этих посланий является тот, кто сам о себе свидетельствует: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего себя за меня» ( Гал. 2:19–20 ). В основе же отношений к руководимым им ко спасению людям лежало, также по собственному свидетельству Апостола, такое настроение: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4:19 ). И тò, чтò Апостол проповедовал устно и что излагал в своих писаниях, были не какие-либо его субъективные переживания, хотя бы и весьма ценные, но объективные факты истории спасения и учения Самого Господа, так что церкви Христовы в Иудее могли только засвидетельствовать, что «гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял» ( Гал. 1:23 ). И «почитаемые столпами» церкви Иаков, Петр и Иоанн не нашли никакого различия в основах проповеди Ап. Павла с их проповедью ( Гал. 2:6–9 , 1Кор. 15:8–11 ), так что как в устном апостольском слове, так и в послании христиане получали то научение апостольским преданиям, следование которым обеспечивало их вечное спасение и достижение славы Господа Иисуса Христа ( 2Сол. 2:12–15 ). Апостол сам выразительно указывает на такое значение и своих посланий наравне с устным наставлением, причём в своих посланиях иногда просто напоминал им то, что говорил им в устной проповеди ( 2Сол. 2:5 ). «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял и т.д. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» ( 1Кор. 15:1–3. 11 . Ср. Евр. 4:1–2 ). Уже в апостольское время существовал «катихизис» (Ср. Лк. 1:4 ; Деян. 18:25 ; 1Кор 16:9 ), – совокупность важнейших истин содержание исторического – касательно событий преимущественно земной жизни Господа ( Деян. 18:25; 28:31 ; Кол. 4:8 ; Еф. 6:22 ; Флп. 2:19–20 ), истин догматических и литургических действий, сопровождавших таинства крещения ( Рим. 6:3 ; Евр. 6:2 ), возложение рук (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

Что сказано о благодати, то должно сказать и о вере в благодать 56 . Если принципы веры и дел закона так противоположны, то с явлением закона, требующего дел, не отменялось ли обетование завета о Христе и самая вера? По-видимому, «если по закону наследство, то уже не по обетованию» ( Гал. 3:18 ). Не потеряло ли поэтому свою силу последнее? – Нет. Если даже человеком утвержденного завещания никто отменить не может (ср. – 15), то тем более – обетования, данного Самим Богом. Не мог его отменить, по своей верности (ср. Рим. 3:4 ), и Сам Бог, подтвердивший клятвою непреложность его ( Евр. 4:17 ). Таким образом обетование должно было существовать рядом с законом дел, несмотря на несовместимость принципов того и другого. Оно действительно и существовало. Давид, бывший под законом, называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха» ( Пс. 31:1,2 ; Рим. 4:6–8 ). Иеремия говорит: «вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы Мои в душу их и напашу их на сердцах их;... Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий не вспомяну более» (31:32. 34; Евр. 8:10,12 ). Аввакум пишет: «праведный верою жив будет» (2:4; Рим. 1:17 ). Многие и другие пророки от лица Божия подтверждали силу обетований Божиих» (ср. Рим. 1:2 ). § 14 νμος παιδαγωγς μν ες Χριστν. ( Гал. 3:24 ). Но если обетование непреложно (ср. Рим. 4:16 ) и не отменялось законом, то не противоречил ли ему закон дел? (ср. Гал. 3:21 ). Он противоречил бы обетованию в том случае, если бы имел одну с ним цель, именно оправдание человека. Но закон не мог иметь такой цели, во-первых потому, что наследство в праведности дано было уже ранее по обетованию (ср. Гал. 3:18 ), и во-вторых потому, что закон, как показал психологический опыт и история, не давал и не мог дать оправдания. Если бы закон мог животворить, то праведность действительно была бы от закона (ср.–21), и в таком случай он противоречил бы обетованию закона о Христе (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

сн. 1Кор. 10:5–11 . А само определение в Евр. 11:12–16 и 12,22. В приведенных уже раньше словах Евр. 12:25–29 , подобно 3–4, прежде всего является такое же предостережение христианам: смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земли, не избегли наказания: то тем более не избежим мы, если отвратимся от глаголющего с небес, Которого глас тогда (указание на время законодательства в пустыне) поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо ( Агг. 2:6 ). Слова: еще раз (τιπαξ), толкует Апостол, означают изменение колеблемого, чтобы пребыло непоколебимое ( Евр. 12:25–27 ). Этим толкованием, основанным, подобно тому как Евр. 3–4 на Псал. 94:7–11 , на ветхозаветном изречении Духа истины в лице Бога через пророка ( Агг. 2:6 ), св. Апостол и разъясняет уже подготовленному предшествующим (срав. Ев. 12:25 и 3–4 гл.) сознанию слушателей и читателей его послания, какое место покоя он раньше обещал им, т. е неизменяющееся, колеблемое (землю Ханаанскую, или ближе всего, Синай – гору Аравийскую, срав. Гал. 4:25 , при которой стоял израиль во время законодательства и, вообще – земное); но неизменное, – небесное, ибо непосредственно после этого прямо уже говорит: итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать и пр. ( Евр. 12:28 ). Это то, что он раньше назвал Иерусалимом небесным или вышним Иерусалимом, как в другом месте ( Евр. 12:22 , срав. Гал. 4:26–28 ), т. е., следовательно, ближе всего – царство благодати (δι βασιλεαν σλευτον παραλαμβνοντες χωμενχκριν Евр. 12:28 , срав. Гал. 4:26–31 ), а затем, по тесной связи с последним, царства славы и последнее (срав. 12:22–23) 304 . Теперь уже ясно, где место покоя: это неизменчивая земля обетованная, Ханаанская, а непоколебимое, не преходящее царство небесное, царство Христово. Это есть тот град Бога живого, которого искали, как своего отечества, как все верующие Ветхого Завета – вообще (срав. Евр. 11:12–16 с Быт. 47:9 ; Псал. 38:13 ; также, 118:19), так и в частности «народ Божий в своем странствовании по пустыне ( Евр. 11:12–16 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Деян.18:3 . «И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток». Объяснение. Хотя сам апостол Павел и добывал себе пропитание деланием палаток, дабы не поставить какой преграды благовествованию: 1Кор.9:12 , но сам же и учил, что священнодействующие питаются от святилища: 1Кор.9:7:11, 13–14 , что наставляемый словом должен делиться всяким добром с наставляющим: Гал.6:6 ; а Сам Господь вот что говорил: Лк.10:7 . Первые христиане всё-таки принимали участие в нужде апостола Павла, и он за это их хвалил: Флп.4:14–16 ; 2Кор.11:8 . Чем же будут питаться священнослужители, занимающиеся одним своим делом священнодействия, если труд их не будет оплачиваем? Деян.20:33–35 . «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». Объяснение. По поводу этого места Писания опять должно сказать, что хотя апостол Павел и приобретал необходимое для поддержания своей плоти пропитание своими руками, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 ; 1Кор.9:12 ; Мф.10:9 ; Гал.6:6 . 1Пет.5:1–2 . «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия». Объяснение. Словами: «не для гнусной корысти, но из усердия» – апостол Пётр не отрицает повеления Божия и друг. апостолов, священнодействующим питаться от святилища: 1Кор.9:7–14 ; Лк.10:7 , а лишь внушает, чтобы служители Церкви, получая содержание от неё, в то же время не были любостяжательны, корыстолюбивы, мздоимны, ибо таковые строго осуждаются: 1Тим.6:5 . Если бы священнослужителям за их церковный труд нельзя было брать платы, то не было бы на этот счёт прямого повеления: Гал.6 :б–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Перечислим её неотъемлемое содержание: тело, плоть ( 2Кор.4:1011 ), члены тела ( 1Кор.12:12, 2324 ), отец ( Рим.4:1 ), матерь ( Гал.1:5 ), брат ( 1Кор.8:13 ), сестра ( Рим.16:1 ), сродники по плоти ( Рим.9:3 ), род ( Гал.1:14 ). В этом случае «я» сознает себя живущим во плоти и действующим в условиях любви: семейной, родовой, национальной ( Рим.11:1 ). Далее: душа живущая ( Рим.16:4 . Ср. 1Кор.15:45 ), ум ( Рим.7:23 ), сердце, совесть ( Рим.9:12 ), слово ( 1Кор.2:4 ), дело ( 1Кор.9:1 ). В этом случае «я» мыслит себя одновременно умным, чувствительным и деятельным. Далее: немощи ( Рим.8:26 ), неразумие, недостаток ( 2Кор.11:1, 9 ), нужда ( Флп.2:25 ), скорби ( Еф.3:16 ), гонения, страдания во плоти ( 2Тим.3:11 ; Кол.1:24 ), радости ( Флп.2:2 ), утешение ( 2Кор.6:5 ), свобода, не судимая чужою совестью ( 1Кор.10:29 ). В этом случае «я» сознает свою жизнь материально и душевно-ограниченной, но все же свободной, и воспринимает как положительные, так и отрицательные эмоции. Далее: дух ( 1Кор.14:4 ), любовь ( 1Кор.16:24 ), надежда ( Флп.1:20 ), вера, расположение, великодушие, терпение ( 2Тим.3:10 ). Здесь «я» сознает себя христианином: не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия ( Гал.2:19 ). Далее: все содержание жизни ( 1Кор.4:16 ), внешний человек, который тлеет, и внутренний, который со дня на день обновляется; земная хижина, которая разрушается, и нерукотворное, вечное, небесное жилище, в которое преобразится наше уничиженное тело силою вновь сошедшего с небес Спасителя, во всем уподобившись Христову телу славы; страдание, которое временно, и слава невидимая, которая вечна ( 2Кор.4:1617 ; 2Кор.5:12 ; Флп.3:20 ). В этом последнем случае «я» сознает себя переживающим свои противоположности, прозревающим в свою перспективу и идущим голгофою жизни к своему грядущему воскресению. Однажды начатая жизнь не прерывается ( 2Кор.5:1 ). Настоящее непрерывное движение к пневматической фазе и вместе непрерывная эволюция: я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ( Флп.3:1314 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Тем не менее принято считать, что добрые дела — весьма полезное занятие. Так говорит апостол Павел, рекомендующий Титу печься о том, чтобы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам (Тит 3:8). Правда, не уточняется, кому полезно: тем, кому делаешь или самим делателям. По крайней мере, фраза, так любимая батюшками: наставляемый словом, делись всяким добром ( с наставляющим (Гал 6:6), описывает выгоду конкретных заинтересованных лиц. Однако в каком смысле здесь употреблено слово “добро”? Во вполне земном и осязаемом: добро как материальные блага — “то, что нажито непосильным трудом”. Такое же значение имел в виду Евангельский неразумный богач: душа! много добра ( лежит у тебя на многие годы (Лк 12:19). Но в той же главе Послания к Галатам этот же термин содержит иной смысл: доколе есть время, будем делать добро ( тХ всем, а наипаче своим по вере (Гал 6:10). Разве Апостол здесь призывает галатов делать деньги, наживать всякое добро? Нет, конечно. Здесь речь идёт о добре нравственном. Во многих языках мы встретим такую закономерность: слово добро распадается на два куста значений: материальные блага (мн. число) и благо нравственное (ед. число). И в нашем родном языке у слова добро такие два значения, и латинское bonum несёт в себе те же смыслы, да и английское good того же поля ягода. В греческом есть ещё одно слово с таким же семантическим ветвлением: kalTj. В уже приведённой фразе: делая добро, да не унываем (Гал 6:9) стоит именно оно. Это же слово мы встретим в необычайно красивом и утешительном восклицании из книги Бытия: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( kal¦ l…an ‘добра зело’) (Быт 1:31). Уместно спросить: чего это вдруг меня, нормального человека, то есть не лингвиста и не философа, вдруг понесло на всю эту “иностранщину”? А вот неспокойно мне от вопроса: почему эти значения, так предельно чётко нами различаемые, настолько тесно сплетены в человеческих языках? Насколько лингвист надёжнее философа, настолько же язык нормальнее и мудрее всех наших уродливых разделений на стерильно-этическое и грубо-материальное. Добро — это вот оно и есть то самое сотворённое Добрым, грубое и материальное, которое неустанно прёт из земли и доверчиво бросается в руки человека. Почему оно “до­бра зело”? Потому что сотворено на пользу человеку. Всё сотворённое — добротно, полезно и прекрасно, и если человек употребляет его на пользу, то есть включает его в естественный (то есть соответствующий замыслу Творца, а потому — добрый) порядок вещей, он творит добро.

http://pravmir.ru/odna-chetvyortaya-dobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010