Далее, нет сомнения, что нравоучение Божественного закона столько имеет святых истин, сколько требуется для снискания невинности и возвышенных чувствований. Там изображаются главные должности, предлагаются побуждения к непорочной жизни, и в самой природе человека открываются источники его блаженства. Там ясно представлены следствия совершенной добродетели, яко сотворивый та человек жив будет в них (3 Мос. 18, 5). Напротив того со всею строгостию запрещаются там злодеяния, охуждаются порочные склонности, и нарушитель закона подвергается ужасному мщению. Проклят всяк, угрожает Бог, иже не пребудет во всех словесех закона, еже творити я (5 Мос. 27, 26). Но ни жизнь, зависящая от сохранения закона, ни смерть, последующая за нарушением священных его правил, не удерживала народы от пагубного развращения нравов. По всему лицу земли с неимоверною скоростию распространялась язва греха. Сколько ни напоминал Бог людям своим: отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима; престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити; взыщите суда; избавите обидимого; судите сиру, и оправдите вдовицу ( Ис.1:16-17 ): но самые сии люди, вместо спасительного раскаяния, до такой степени предавались различным злодеяниям, что священным почитали долгом усыплять душевные свои чувства сладострастием, явно презирать целомудрие, и нагло ругаться имени добродетели, сооружая пороку олтари и гордые памятники. Чтó же воспоследовало по всеобщем усыплении совести? Растлеся земля пред Богом, и наполнися земля неправды. И виде Господь Бог землю, и бе растлена (1 Мос. 6, 11). Люди уже не внимали более праведной сей укоризне: оставиша Мене источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенные ( Иер.2:13 ). И так везд гремело тогда одно только проклятие; и каждый нарушитель закона приближался к бездне отчаяния, как скоро чувствовал смущение духа. Где же человечеству оставалось искать пособия к облегчению судьбы своей? В небесах ли? Но они противу его были раздраженны; они бросали на него гром и молнию. В собственной ли душе своей? Но она, утомлена будучи грызением совести, не обещала возвратить утраченного спокойствия. Среди толь ужасной крайности, среди толь бедственного состояния, от каких пособий оставалось ожидать своего спасения? Человек, сколько бы ни старался собственными силами удовлетворить правосудию Отца небесного, он не оправдится от дел Закона, но токмо верою ( Гал.2:16 ). Спаситель озаряет его утешительными лучами благодати; и человек существует не под законом, но под благодатию ( Рим.6:14 ). Благодать убо спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ), заключает в себе неограниченное могущество, служащее к удалению запрещенных склонностей нашего сердца и к приобретению Богоподобной святости духа.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchitelnye-...

Кто истинно праведенъ, того дела свидетельствуютъ о его вере, что онъ истинно веренъ — верою великою, верою совершенною, верою въ Бога, верою благими делами, да славится Отецъ всехъ чрезъ Христа. Такъ и истинные девственники и девственницы слушаютъ того, кто сказалъ: правда и вера да не оскудеваютъ тебе: обложи ихъ на твоей выи, и обрящешь душе твоей, и будешь мыслить благость  предъ Богомъ и человеки (Прит. 3, 3–4). праведныхъ подобне свету светятся, предходятъ и просвещаютъ, дондеже исправится день (Прит. 4, 18). Отблески света ихъ просвещаютъ и ныне всю тварь добрыми делами, такъ что они по истине суть светъ (Матф. 5, 14), седящимъ во тме (Псал. 106, 10; Матф. 4, 16), чтобъ они встали и перешли изъ тмы чрезъ светъ добрыхъ делъ страха да видятъ добрая дела и прославятъ Отца своего небеснаго (Матф. 5, 16). Ибо человеку необходимо быть совершеннымъ во всехъ делахъ и словахъ своихъ, украшаться во всемъ своемъ всемъ честнымъ и благопристойнымъ, и все дела свои совершать въ правде, какъ человеку Глава III. Девственники и девственницы суть прекрасные образцы для верующихъ и имеющихъ веровать. Ибо одно имя безъ делъ не вводитъ въ небесное. Истинно спасется, а кто только по имени называется верующимъ, а на деле не таковъ, тотъ не можетъ спастись. Итакъ никто–же васъ да льститъ суетными словесы (Еф. 5, 6). Кто называется девственникомъ, или девственницею, и не имеетъ обильныхъ, прекрасныхъ, приличныхъ девству делъ, тотъ не можеть спастись. Господь такое девство называетъ буимъ, какъ говорится въ (Матф. 25, 2 и след.); оно, не имея ни елея, ни светильника, осталось вне небеснаго, лишилось женихова наравне съ врагами жениха. (девственники) имеютъ только образъ а силу его отвергаютъ (Тит. 1, 16), мнятъ себе быти что, ничтоже суще, и умомъ льстятъ себе (Гал. 6, 3). Пусть же испытаетъ дела свои и узнаетъ себя самого, потому что напрасно трудится тотъ, кто величается девствомъ и будучи чуждъ силы девства. Такое девство нечисто и отвергается всеми добрыми делами. Ибо всякое древо отъ плодовъ своихъ познается (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Пс.2:6 . Аз же поставлен есмь Царь от Него Далее идет речь от лица Христа; ибо таково свойство пророчеств, что в них и предметы и лица меняются, как это часто можно встречать у пророков, которые не по своей воле пророчествовали, но по внушению Духа Святаго, выполняя свое служение не более – как живые орудия ( 2Пет.1:21 ). Предвозвещает же Христос царство, которое предано Ему Отцом, как человеку; о чем и засвидетельствовал Он по воскресении Своем, говоря: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» ( Матф. 28:18 ). Пс.2:6 . Над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне Под горою, называемою Сионом, разумеется вся Иудея, и слова текста получают смысл такой: Я поставлен Царем возвещать заповеди евангельские на горе Сионе, т.е. в Иерусалиме. «Повелением» же Господним ( προσταγμα – правила, наставление, учение) называет самые заповеди эти, показывая этим единство воли своей с волею Отца. «Не могу Аз о Себе творити ничесоже», говорил Он, проповедуя на земле учение евангельское; «якоже слышу, сужду; и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца. Аз от Себе не глаголах; но пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю. Аз и Отец едино есма» ( Иоан. 5:30, 10:30, 12:49 ). Пс.2:7 . Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты: Аз днесь родих Тя Под этими словами разумеется здесь и предвечное рождение Бога – Сына от Бога – Отца и божественное домостроительство о воплощении Его во времени. Словом «днесь» выражается как бы грань между вечностию и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком, «предуведенный прежде сложения мира, явившийся же в последние времена, егда прииде кончина лета» (Пет. 1:20. Гал. 4:4 ); а словом «родих» обозначается самое исполнение домостроительства о воплощении Его. Ибо Бог Отец называется Творцом и Зиждителем всего. Пс.2:8 . Проси от Мене, и дам Ти языки достяние Твое Так как Христос по плоти принадлежал к роду Иудеев, и потому прежде всего обратился к ним с проповедью благовестия, как своим единоплеменникам; но когда они не приняли Его, то Он естественно обратился потом к племенам языческим, побуждаемый к тому и волею Отца, чтобы Он избрал Себе язычников в наследие. И действительно, Сыну Божию, как «приобщившемуся плоти и крови» человеческой ( Евр.2:14 ), подобало и в человечестве вообще принять участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

13. Те, которые право с благочестивым намерением пекутся о познании вещей, никаких не держа в мысли видов на показность пред другими, встретят пресветлые о них созерцания и найдут указания к вернейшему познанию самих себя. К таковым говорит закон: вошедши в землю обетования, наследуете «грады велики и добры» , которых не создавали, «домы полны всяких благ» , которых не строили, «потоки ископаны» , которых не искапывали, «винограды и маслины» , которых не насаждали (Вт. 6, 10. 11). Ибо живущий не для себя, а для Бога, бывает исполняем Божественных даров, которые не всегда явны бывают по причине угрожающего нападения страстей. 14. Лицемер, пока думает, что не разгадан, покоен бывает и молчит, довольствуясь славою, какую имеет от того, что кажется праведным; когда же бывает открыт, то язвительные изрыгает слова, поношением других думая прикрыть собственную срамоту. Такому слово Писания, уподобив его порождению ехидны, как лукавого, повелевает творить достойные плоды покаяния, т.е. сообразно с тем, чем он кажется, переделать и свое сокровенное настроение сердца. 15. С целью повредить ближнему притворяющийся другом есть волк, овчею одеждою прикрывающий свое злодейство. Такой, встретив простой нрав, или что-нибудь по христиански простосердечно сказанное или сделанное, схватывает и пожирает, и потом бесчисленными обдает поношениями тех, на слова и нравы коих нападает, «яко соглядатай свободы братий, яже о Христе» ( Гал. 2, 4 ). 16. Притворяющийся с злою целью молчаливым, устрояет кознь против ближнего; не успев же в этом, отходит к страсти своей приложив терзание сердца. Но молчащий пользы ради умножает дружбу, и отходит радуясь, как получивший просвещение разогнавшее тьму. 17. В собрании братий стремительно пресекающий слушание беседы, не скрывает (т.е. обнаруживает), что болит славолюбием, которым будучи уловлен предлагает он многие прямые и непрямые мысли о предмете речи, желая расстроить течение ее. 18. Мудрый, и уча и учась, желает учиться и учить одному полезному; а кажущийся мудрец, и вопрошая и вопрошаемый, предлагает одно то, что питает любопытство.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

I.2. Гpex и его последствия Грехопадение есть духовный разрыв человека с Богом. Оно значительно ослабило возможность человека совершенствоваться согласно Божиему замыслу о нем. Произошло изменение состояния человеческой природы, затронувшее разумную, чувственную и телесную части человеческого существа. В результате греха телесному существованию человека от рождения до смерти сопутствуют болезни (Быт. 2. 17; 3. 16-19; Рим. 5. 12; 6. 16; 8. 6; 1 Кор. 15. 56; Евр. 2. 14-15; Иак. 1. 15). В болезнях проявляется власть смерти над человеком (ср. Рим. 5. 14; 1 Кор. 11. 28-32). Будучи причиной разрыва между человеком и Богом, грех вносит разрыв и в отношения между членами человеческого общества, приводя ко все усиливающемуся взаимному отчуждению, соперничеству и вражде (Быт. 3. 12; 4; 11. 1-9). I.3. Xpucmoc — Искупитель человека от греха, болезни и смерти «Бог не сотворил смерти» (Прем. 1. 13). Он создал человека не для того, чтобы дать ему умереть (Иез. 18. 32), но чтобы он жил (Прем. 1. 13 сл.; 2. 23). Хотя человек сотворен не бессмертным по природе, он призван Богом к вечной жизни, которая возможна только как пребывание человека в общении с Ним. Согласно учению Церкви, Сам Бог приходит на помощь человеку, ставшему пленником греховных страстей и, как следствие, смерти. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Христос побеждает грех и дает спасение от него (Мф. 9. 13; Лк. 5. 8). Сделавшись за нас «грехом» (2 Кор. 5. 21) и «проклятием», которые навлечены грехом, Христос «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3. 13). Исцеление от болезней, очищение от греха, избавление от страданий и смерти — суть плоды победы Христа над «князем мира сего», «имеющим державу смерти» (Ин. 12. 31; Евр. 2. 14; Откр. 7. 13 сл.). И хотя после пришествия Спасителя болезнь не исчезает с лица земли, Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Чудеса исцелений предвозвещают состояние совершенства, которое человечество обретет окончательно в Царствии Божием. Смерть и воскресение Господа Иисуса Христа открывают путь каждому человеку к победе над грехом и к обретению вечного спасения от смерти.

http://mospat.ru/ru/documents/87605-kont...

– Алле! Христос Воскресе! – С днём рождения, Нина, – проговорила соседка Елена Ивановна, – ну, как ты там? Празднуешь? – Спасибо, Лена! Празднуем, за столом сидим, – радостно ответила именинница. – С кем сидишь? – иронически спросила Елена Ивановна. – Неужто Христос зашел? Нинель Матвеевна с благодарностью посмотрела на меня и погладила Федора по голове. Помолчала, улыбаясь, вздохнула, с трудом сдерживая радость. – Алло! – сказала соседка из трубки. – Ты ещё тут? Ну, так что, Сам пришел? – Нет, Лена, не Сам. Но Своих , – это слово Нинель Матвеевна произнесла особенно торжественно, – Своих , слава Богу, прислал! И мы втроём ели, и пили, и радовались, и праздновали девяносто первый день рождения, который оказался для нее не только одним из самых счастливых, но и последним в земной жизни – вскоре Нинель Матвеевна умерла, тихо и мирно, не сомневаясь в милости Божией. «…Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…» (Гал. 6, 7–10). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина 29 июня 2022, 19:50 Спаси Господь!Упокой,Господи,душу рабы Твоей Нины.Прости ей все согрешения вольные и невольные,даруй ей Царствие Твое Небесное и ее молитвами Спаси души наша! рб. МАРИНА 19 мая 2022, 08:11 ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВСЕМ УСОПШИМ НАШИМ МИЛЫМ И ЛЮБИМЫМ СТАРИКАМ ! ГОСПОДИ БОЖЕ МИЛОСЕРДНЫЙ! БУДИ МИЛОСТИВ НАМ ГРЕШНЫМ!!! Елена 17 мая 2022, 16:54 Спасибо большое! Очень тронул рассказ. Наталья 16 мая 2022, 14:31 Прекрасный рассказ,спасибо автору. Добрый , светлый и чуть чуть с радостной грустью, если можно так сказать , только из-за того , что бабушки уже нет. Царствие Небесное бабушке Нине! Тамара 16 мая 2022, 00:27 Прекрасный рассказ!! Добрый и светлый!! Царствие Небесное бабушке Нинель!!! Катерина 12 мая 2022, 18:58 Автор, у Вас получился прекрасный пасхальный рассказ, такой тихий, такой мирный, освещающий душу читающего невечерним светом. Это не каждому удается. А Вам - удалось. С Праздником Вас и свех читающих его! Христос Воскресе!

http://pravoslavie.ru/146067.html

Вопросишь: Из сего следует, что тому, который хочет спастись, надобно иметь истинную веру в единого Бога, и Искупителя Христа? Отвечаю: Неотменно для того, что кто хочет спастись, тому надобно своего Спасителя познать, и нечто об Нем уразуметь, а сие делает вера ( Рим.10:14 ), 2) Что и познавши Бога, надобно знать, как Ему служить и почитать: а мы сего без веры, то есть, без откровения знать не можем ( Мф.16:17 ). А откровение как непонятное уму плотскому одной верою постигается, и потому-то обще с Павлом говориться, что «без веры Богу угодити не можно» ( Евр.11:6 ), 3) что С. Писание подтверждает, ( Рим.1:17 ); Гал.3:11 ; Ин.34:16 ). Вопросишь: Так что есть вера? И как она к нашему спасению служит? Отвечаю: " Вера есть, по божественному Павлу, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» ( Евр.11:1 ). Что можно так яснее изложить: вера есть представление или представляет почти пред глаза те вещи, которых ожидаем и чаем: следовательно, есть обличение вещей невидимых, то есть учение или довод, которым будто насильно разум принуждает согласиться и принять представление. ( Рим.4:18 ): «Авраам паче упования во упование верова, во еже быти ему отцу многим языком по реченному, тако будет семя твое». И сие С. Павла веры определение есть самое общее, которое, чтоб нашему предложению помогало, должно на некоторые части разобрать, и так к нашему оправданию, которое бывает верою, придти. Вопросишь: Каким же убо образом такою верою мы оправдаемся, то есть, причастниками становимся благодеяний Христовых? Отвечаю: Чтоб сие выразуметь, то знай, что вера от православных Богословов называется иная Историческая, или повестная, другая оправдающая. Вера Историческая есть, по которой верим, что все то есть истинно, что Бог ни открыл в своем святом слове, ни мало притом не имея внутренней горячести и сердечного упования. Такую веру не только люди нечестивые имеют, но и самые бесы. ( Иак.2:19 ; Лк.8:28 ): «отвеща лукавый дух, ...что мне и тебе Иисусе Сыне Вышняго»? И такая вера никого спасти не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Когда Спаситель приходит на землю, он благовествует людям Царство Божие (см. Мф. 4:17; Лк. 17:21). Новый Завет прямо говорит о том, что человек спасается, не когда исполняет некий алгоритм, а когда стремится к Богу от всей души — проявляется это в следовании евангельским заповедям — и старается любить ближнего, как самого себя. Две указанные заповеди Господь называет главными в законе (ср. Мф. 22:37–40). Заповеди — это опора для немощного человека, который еще не имеет евангельской любви к Богу, не видит, как правильно поступать в той или иной ситуации. Однако не существует инструкции на любой случай жизни. В евангельских заповедях описаны основные принципы, по которым должен поступать христианин, но волевые решения нам приходится принимать самостоятельно, руководствуясь этими принципами. Люди, в любой ситуации сверяющие свои действия с заповедями, могут достичь такой высокой духовной меры, что перестают нуждаться в правилах закона (ср. Гал. 5:18, 22–25). Кроме того, бывает, что правила диктуют одно решение, а любовь подсказывает другое. Тому есть пример в Евангелии. К Господу привели грешницу, взятую в прелюбодеянии. По закону ее нужно было побить камнями, но Христос не только не подверг ее наказанию, но даже не осудил (Ин. 8: 3–11). Сын Божий видел, что в сложившейся ситуации женщине принесет большую пользу именно такое решение. Господь всегда смотрит больше не на действия человека, а на расположение его сердца. Верно ли поступила женщина, которая возлила на голову Спасителя дорогое миро? Может, правильнее было бы продать его и раздать деньги нищим? Сын Божий видит искреннее стремление женщины послужить ему, и потому говорит: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для меня… Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14:3–6, 9). То есть одни и те же внешние действия могут быть продиктованы разной внутренней мотивацией. Если мы действительно любим Бога и ближнего, то в каждой конкретной ситуации будем поступать так, как это продиктовано христианским милосердием и примером жизни Спасителя, а не как призывает сиюминутное желание.

http://pravoslavie.ru/130183.html

Почему искушение начинается в пустыне? Для дьявола важно внушить нам мысль о нашем одиночестве. Мол, мы одни с нашими проблемами, и никому до нас, мол, и дела нет. Посему никогда не будем почитать себя вне церковной соборности, христианин (каждый христианин) – часть незримого братства человеков и Ангелов, и все мы под Одним Началом и управлением Самого Бога Спаса нашего. Бог никогда не оставит нас один на один с силами зла, Он сам говорил о Себе: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» ( Ин.14:18 ); и еще: «…и се, Я с вами во все дни до скончания века…» ( Мф.28:20 ). Об искушении Христа в пустыне Блаженный Феофилакт пишет: «Отводится же именно в пустыню, чтобы показать нам, что дьявол искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и без помощи других. Поэтому нам не должно оставаться без совета и полагаться только на себя» . Итак, окружим повышенным вниманием и заботою всех, находящихся в искушении, не предадим их в объятия равнодушия, забвения и одиночества. Я часто люблю повторять: Христос не учил нас молиться – «Отче мой», а, напротив,  – «Отче наш». Отче наш (!) – для того, чтобы мы всегда чувствовали соборную ответственность друг за друга. Не отрекались и не отказывались друг от друга, а, напротив, как и сказано в Писании: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ). Но что же означает для нас самих само это слово – искушение? Преп. Макарий Оптинский учил: «При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатью Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огонь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и сластолюбивое наше устроение совершенно испепелить огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие». И мы читаем далее: Мф.4:3 . «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Дьявол не приступил сразу, когда Христос оказался в пустыне, а когда Он, Сын Божий, «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» . «Взалкал» – означает, по Феофилакту, «когда уступил природе, тогда и взалкал, чтобы алканием дать случай диаволу подступить к Себе и сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам даровать победу».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

в) с целью помочь священнослужителям: Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Вы и в Фессалоники и раз и два присылали мне на нужду ( Флп.4:18,16 ); г) по отношению к бедным ( Лев.19:10 , Лев.25:35 ; Втор.15:7,11 ). У кого две одежды, дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых ( Лк.14:13 ); д) по отношению к вдовам и сиротам ( Втор.14:29 , Втор.24:19–21 ); е) по отношению к врагам: Если голоден враг твой, накорми его, если жаждет, напой его ( Рим.12:20 ; Притч.25:21 ). Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас ( Мф.5:44 ; Лк.6:27 ); ж) по отношению ко всем людям: Всякому, просящему у тебя, давай ( Лк.6:30 ). Будем делать добро всем ( Гал.6:10 ); з) от доброхотного сердца: Каждый уделяй по расположению сердца, ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ); и) без расчета на уплату и благодарность: Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая ( Лк.6:35 ); к) изобильно: Сказали Моисею, говоря: народ много приносит добровольных даров, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. Приказал Моисей, и перестал народ приносить ( Исх.36:5–6 ). Повелел Езекия народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем. Когда обнародовано было это повеление, тогда нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и десятин из всего нанесли множество, и израильтяне и иудеи; живущие по городам иудейским также представили десятины из крупного и мелкого скота и десятины из пожертвований, посвященных Господу Богу их; и наложили груды, груды ( 2Пар.31:4–6 ). л) по средствам нашим: Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не потому, чего не имеет ( 2Кор.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010