Поэтому святой Апостол советует христианам: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал.5:1). Евангелием мы, люди, призваны к свободе (Гал.5:13). Только бы эта наша свобода не была поводом к угождению плоти (Гал.5:13). Рабы греха (Рим.6:20) никогда не могут быть действительно свободными и не знают, что такое настоящая свобода.    Наша свобода — в бесконечном богоуподоблении, в уподоблении Христу. Перед нами вечно как идеал и пример — Образ Владыки Христа; и мы преображаемся в тот же образ (2Кор.3:18). Ибо наша конечная, заключительная цель: во-образовать в себе образ Христов — сообразоваться Христу, войти в подобие Христова образа, уподобиться Христу (см. Гал.4:19). Еще прежде сотворения мира, в Своей предвечности, Бог предопределил людям быть подобными образу Сына Своего — συμμρφους της εικνος του Yιου αυτου (Рим.8:29). Для этого им преподано Евангелие. А прежде всего, для этого Сам Бог Слово, Который есть образ Бога невидимого (ς εστιν εικων του Θεου του αορτου, Кол.1:15), стал видимым человеком: дабы мы Ему сообразовались, уподобились, вобрали в себя Его, то есть Христа, образ. Как это происходит? Каким образом мы преображаемся в тот же образ? — В подвиге святых таинств и святых добродетелей. Каждое святое таинство и каждая святая добродетель написует в нас живой Христов образ, отталкиваясь от исконного Христо-образия человеческого естества. В этом первозданном Христо-образии нашего естества и таится Христово первоевангелие. Соделавшись человеком, Владыка Христос раскрыл это наше первоевангелие во всей его полноте и совершенстве; так явилось Евангелие Христово — Вечное Евангелие (Откр.14:6). Цель человеческого бытия — преобразить свое первоевангелие в Евангелие Христово и, таким образом, придать ему необходимую Божественную полноту, совершенство и вечность. Это наше преображение — подвиг долгий и непрестанный, ибо в Богочеловеке Христе — все Божественные совершенства, которых нам необходимо достигнуть. Ведь мы призваны возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13). И на этом пути мы постоянно преображаемся... от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор.3:18). Ведь Дух Господень, Дух Святой, и наставляет нас, и вводит во все Христовы совершенства. Им, только Им, люди становятся подобными Христу и достигают Божественной цели своего бытия и на земле, и на небе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Это особенно и показывает мудрость Павла. Он не сказал: думаем, предполагаем, ожидаем, уповаем, - но что? " Надеемся " . Так и в послании к Галатам он говорит: " Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе " (Гал. 5:10); не сказал: разумеете, но: " не будете мыслить иначе " , так как (галатийцы) были тогда весьма достойны осуждения и (апостол) не мог хвалить их за дела настоящие, то хвалит за будущие: " не будете " , - говорит, - " мыслить иначе " . А здесь он хвалит (евреев) за дела настоящие: " надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так " . Но так как за дела настоящие он не мог хвалить их много, то заимствует утешение от дел прошедших и говорит: " Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым " (Евр. 6:10). О, как он ободрил и укрепил души их, вспомнив о прежних делах и представив необходимость надеяться, что Бог не забыл (их подвигов)! Подлинно, кто не убежден в правосудии Божием и в том, что Он воздаст каждому по заслугам настоящей жизни, тот неизбежно грешит и говорит, что Бог неправеден. Потому он и внушил им необходи­мость вполне надеяться на будущее воздаяние. Кто отчаивается в настоящем и падает духом, того можно ободрить будущим. Так и в послании к Галатам (Павел) говорит: " Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине " (Гал. 5:7)? и еще: " Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! " (Гал. 3:4); и как здесь с обличением он соединяет одобрение, когда говорит: " Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями " (Евр. 5:12), так и там: " так скоро переходите к иному благовествованию " (Гал. 1:6). С укоризною (высказывается) и похвала, - потому что мы удивляемся тогда когда падаёт что-нибудь великое. Видишь ли, как в самом обличении и обвинении скрывается похвала? И не от себя только одного он говорит это, но от лица всех; не сказал: надеюсь, но: " надеемся, что вы в лучшем [состоянии] " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, когда на нее излито целое море благодатных даров (Беседы на послание к Римлянам, стр. 596). Насколько я понимаю Писание, блага искупления принадлежат нам в силу того, что мы принадлежим Ему, а не в силу каких-то наших собственных достоинств. Мы " оправданы Кровию Его " (Рим. 5:9), а не чем-либо своим. Ибо Христос сделался " жертвою за грех " (2 Кор. 5:21) и " клятвою " (проклятием) (Гал. 3:13) за нас, не имея никакого Своего греха, так же и " мы в Нем сделались праведными пред Богом " (2 Кор. 5:21), не имея каких-либо своих собственных добродетелей. Более того, искупление во Христе Иисусе означает, что в нас, самих по себе, нет решительно никаких достоинств, с которыми мы могли бы связывать нашу надежду. Рассмотрим это подробнее. Апостолы описывают искупление как Личное . Христос искупил лично каждого конкретного грешника: Павла (Гал. 2:20, 1 Тим. 1:15), немощного брата (1 Кор. 8:11), членов конкретных христианских общин (Еф. 1:7; Гал. 3:13). Он по имени знает каждую из овец, за которых полагает Свою жизнь (Ин. 10:3). В Писании говорится об искупительном служении Христа как о направленном на конкретных людей, с конкретными именами и лицами, живущих в конкретных городах. Нравственные обязательства христианина неразрывно связаны с тем, что Христос умер за него лично. Как-то я рассказывал об этом одной женщине, и она сказала то, что я навсегда запомню: " Да, но ведь если я поверю, что Христос умер за меня лично, то я больше никогда в жизни не смогу солгать " . Неверующие считают, что осознание человеком того, что все его грехи уже искуплены на Голгофе, побудит его небоязненно грешить; верующих, напротив, это сознание побуждает с великим тщанием избегать греха. Заместительное . В смерти Христа совершился Божий суд над нашим грехом: ...Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти (Рим. 8:3). На Него было возложено наше проклятие: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: " проклят всяк, висящий на древе " (Гал. 3:13). На Него были возложены наши грехи: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис. 53:5-6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ритуальные, национальные, социальные, экономические ( Иак.2:1 сл.) и все прочие отличия потеряли силу или, лучше сказать, не составляют граней для универсальности Церкви. Дихотомическое деление человечества на обрезанных и необрезанных исчезло; в Церкви Христовой обрезание – ничто, и необрезание – ничто ( 1Кор.7:19 ), ни то, ни другое не имеет силы ( Гал.5:6, 6:15, 11 ; 1Кор.7:18 ; Гал.2:9 ; Гал.2:3 ; Гал.5:2 ; Деян.21:21 и др.), потому что Господь Иисус есть мир обрезанных и необрезанных, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном Теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на Нем ( Еф.2:14–16 ). Сам Господь говорил: «Слушайте Меня все» ( Мк.7:14 ) 684 ; никто не лишён возможности слышать проповедь Евангелия, дабы все чтили Сына ( Ин.5:23 ), да будут все едино... и да уверует мир, что Отец послал Сына ( Ин.17:21 ). Христос предсказывал, что когда вознесен будет от земли, то всех привлечет к Себе ( Ин.12:32 ); а пророк Исаия пророчествовал, что пред Ним преклонится всякое колено, и что всякий язык будет исповедывать Бога ( Ис.45:23 = Рим.14:11 ). Эта универсальность в назначении Церкви есть необходимое следствие всеобщности греха. Полная победа над великим драконом, древним змием, называемым диаволом и сатаною, обольщающим всю вселенную ( Откр.12:9 ), есть возглавление всего Христом ( Еф.1:10 ). Если ни место, ни внешнее состояние верующего не может служить к исключению его из Тела Христова, то – не препятствие к соединению с Ним и то или другое время, та или другая эпоха, в которую выпало жить верующему. Господь обещал пребыть с верующими во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) 685 и, значит, тем более, по окончании этого века, когда наступит век грядущий, когда всё будет возглавлено Христом, всё войдет в состав Его Тела. Дух Утешитель, освящающий Церковь и верующих, пребудет с нею и сними вовек ( Ин.14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

—351— рующий стремится ко Христу, который возлюбил его и предал Себя за него ( Гал.2:19–20 ). Это стремление человека исходит не из одной его духовной природы, но и из телесной. «Имея начаток духа.., мы в себе стенаем, ожидая усыновления искупления тела (σμα) нашего» ( Рим.8:28 ). Поэтому смерть потеряла всю свою силу для возрожденного человека. Для человека естественного она имела значение наказания за грех и была концом его разрушительного влияния на человеческую природу. И если человек искал избавления от тела смерти, то для того, чтобы освободиться от греха (7:24 и 6:7). Для верующего во Христа, который понес наказание за его грех и избавил от смерти, как непосредственного следствия греха, смерть является только освобождением от этой временной жизни и от греха и приближением ко Христу. Для верующего жизнь – Христос, а смерть с этой стороны приобретение ( Флп.1:21 ). Плоть даже и в смысле физическом есть препятствие к соединению со Христом. Недаром апостол противополагает жизнь во плоти жизни во Христе ( Гал.2:20 ; ср. Фил.1:21–24 ). Смерть избавляет человеческое существо от этого препятствия, смерть верующего есть смерть только плоти. Но мы видели, как тесная связь у апостола проходит между нравственной и физической жизнью верующего. Соединение со Христом, нравственное воскресение, есть основания воскресения для тела. «Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом святым», живущим в вас» ( Рим.8:11 ср. Гал.6:8 ). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ). Христос родоначальник нового воскрешенного человечества. Это будет полное воскресение человеческой природы, коренное преобразование полученной от земли «персти» и «души живой», в духе и в духовное, прославленное и бессмертное тело. Здесь не будет ни возможности греха, ни необходимости смерти. Но здесь не будет больше и физической плоти. Как поступающие «по плоти» не наследуют царствия Божия ( Гал.5:21 ), так и физическая плоть, удалявшая человека от Христа и служившая греху не наследует этого царствия». «Плоть и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Необходимость освобождения от закона Св. Ап. Павел выводит из невозможности его исполнить ( Гал. 5:2–6 ). Гал 5:2 . «Вот, я, Павел, говорю вам». Слышится здесь указание Святого Апостола на свою богодухновенную авторитетность, и на то, что он хочет сказать некий решительный приговор. Сей оборот речи соответствует пророческому: тако, или сия глаголет Господь (Иреоним). «Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа». Почему так? «Потому что, – объясняет Св. Златоуст, – обрезывающийся обрезываются, как бы боясь закона; а боящийся закона не верит силе благодати; а неверующий не получает никакой пользы от благодати, которой не верит». Гал. 5:3 . «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся», – слышится некоторое напряжение речи: т.е. я Павел с той же опять апостольской властью утверждаю, «что он (обрезывающийся) должен исполнить весь закон». Ибо обрезание есть дверь в подзаконность; а можно ли кому-либо исполнить весь закон? А если нет, то не настоит ли надобности бежать от рабских обязательств закону? Это само собой очевидным делается. Гал. 5:6 . «Вы, оправдывающие себя законом» (ибо объявляете себя его чадами и служителями чрез обрезание), «остались без Христа, отпали от благодати» (ибо на довлеющую силу ее не надеетесь). Сим показывает Апостол, – по объяснению Св. Златоуста, – крайнюю опасность положения Галатов. Если прибегающий к закону не находит в нем спасения (ибо оно обещается под невозможным условием исполнения всего закона), и между тем отпадает от благодати, то что ему остается, кроме неизбежного наказания, когда закон в отношении к нему не имеет силы, а благодать не приемлет его? Гал. 5:5 . «А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры». Предыдущими словами давши увидеть Галатам опасность их положения, теперь, с одной стороны, указывает, как избыть от ней, именно верой, а с другой – объясняет, почему имено они лишились Христа и отпали от благодати; ибо, говорит, истинные христиане всеми своими надеждами опираются на одной только вере во Христа, а как они перестали быть такими, возжелав опереться и на закон чрез обрезание, то и лишаются всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но фальсификаторы, вырвав эту фразу из контекста, сознательно не указывают на то, что речь в этой и подобных фразах идет о законе Ветхого завета, который тоже не отвергается. “Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон” (Гал.5:3). “Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак!” (Гал.3:21). В этом же послании Апостола Павла говорится о необходимости исполнения закона Божьего. “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” (Гал.6:2). В этом же послании призывается к совершению добрых дел. “Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере” (Гал.6:10).    Делать добрые дела необходимо потому, что через совершение добрых дел исполняются заповеди Христовы. Через добрые дела проявляется и подтверждается вера человека в Бога. Об этом ясно сказал Апостол Иаков. “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак.2:26).    Очень часто, чтобы ложно обосновать отказ от совершения добрых дел, лжепророки ссылаются на такие цитаты из Библии. “Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя” (Матф.9:22). “По вере вашей да будет вам” (Матф.9:29). Из этих цитат видно, что Иисус Христос очень понятно объяснил женщине и двум слепым о том, что они получили не спасение души, не прощение грехов, а исцеление, благодаря вере в могущество Спасителя. То есть, благодаря своему желанию воспринять чудодейственную силу Бога, Иисуса Христа.    В 21-м стихе сказано, что не всякий произносящий имя Господне, спасется, а только тот, кто исполняет на деле Его учение. Среди толкователей возникали споры о том, как понимать слова “не всякий” из 21-го стиха. ”Выражение “не всякий” не означает никто, как его объясняли иногда. То есть, значит, что найдутся многие люди, которые, призывая имя Господа, спасутся. Но не все делающие только это спасутся” (Толковая Библия, под редакцией А.П. Лопухина, указанное издание, том 9, стр. 159).    Климент Римский пояснил 21-й стих так: “Итак не будем называть его только Господом, потому, что это не спасет нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Гал. 4:4 . «Но когда пришла полнота времени». Какого времени пришла полнота или кончина? – спрашивает Экумений и отвечает: того, в которое надлежало прийти Христу. Время пришествия Христова было прежде определено пророком Даниилом, оно кончилось в царство кесаря Августа, когда совершилось и воплощение Бога Слова, и явился Христос. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного». Сын послан, чтобы отстаивать пестуна и тех, кто был под ним, ввести в чин сынов (Еп. Феофан). «Который (Сын) родился от жены, подчинился закону». Слово жена употреблено здесь в том же смысле, как у евангелиста Матфея ( Мф. 1:20 ): «Мариам жену», и у Луки ( Лк. 2:5 ): «с обрученною ему женою» (Еп. Феофан). Блаж. Иероним пишет: слово γυν, по свойству греческого языка, означает более женщину, лицо женского пола, а не супругу. Гал. 4:5 . «Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Господь искупил всех людей, но Св. Павел, по цели своей, остановился на одних иудеях. «Сказав: дабы нам получить усыновление, Апостол показал, что оно есть издревле нам определенная должная часть достояния; не получили же мы ее доселе, по причине младенчества ума нашего» (Экумений. Тоже у Св. Златоуста и Дамаскина). Гал. 4:6 . «А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» Это так существенно в христианстве (т. е. чувство сыновства к Богу), что у кого нет такого чувства к Богу, тот еще не сделался истинным христианином, но или живет в нерадении, или еще не дошел до термина действенности Св. Духа в сердце (Еп. Феофан). У современных Св. Ап. Павлу Галатов, вероятно, живо было чувство сыновства пред Богом, ибо на него, как на осязательный факт, указывает им Апостол. Гал. 4:7 . «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». А отсюда что? То, что бессмысленно соделавшимся, через Христа Господа и Духа Святого, сынами Богу опять обращаться к закону (Экумений). Не безрассудно ли и крайне неблагодарно будет оставить сию благодать (сыновства) и возвратиться в прежнее состояние? (Св. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Действительно, как не принять слова Апостола о том, что Бог «воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 )? «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. … Слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (2,9–10)? Но, с другой стороны, разве не сам же апостол Павел утверждал, что «человек оправдывается не делами Закона, а только верою в Иисуса Христа, … ибо делами Закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:16 )? Попытаемся разобраться в этом видимом теоретическом противоречии. И первое, на что следует обратить внимание, – та духовная реальность, которая для апостола Павла не требует доказательства, ибо основана на его личном опыте. Реальность эта состоит в том, что вера в Искупителя и Спасителя Иисуса Христа открывает сердце человека для благодати Духа Святого, той благодати, которая преображает искаженную грехом человеческую природу – сердце, ум, совесть, поступки. Обретя Духа Христова, Апостол мог воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос!» ( Гал.2:20 ). В Духе Святом человек следует не голосу греха и непослушания воле Божией, но приносит «плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал.5:22-23 ). Для людей веры не нужен Закон, который и выражает волю Божию, и принуждает исполнять ее. «На таковых нет Закона» ( Гал.5:23 ). То добро, которого требует Закон, творится людьми веры без принуждения, свободно, по велению преображенного сердца. Поэтому вера, по мысли апостола Павла, которая не проявляется в делах человека, есть абсурд. Это и не вера вовсе. Он сказал бы даже, что веру человека вообще можно видеть только в делах его. Но как обстоит дело с теми людьми, которые жили до Христа и сегодня живут, не зная о Христе, не просвещенные Его Благовестием спасения? Ведь таких людей до Христа существовало со времен Адама великое множество, да и ныне их едва ли не больше? Апостол Павел как человек, вскормленный библейской традицией, видел мир, не знавший и не знающий Иисуса Христа, разделённым на две группы людей: иудеев и эллинов.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ о к-ром известно как из автобиографического сообщения ап. Павла в Гал 2. 1-10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян 15. 2-21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла , Петра , Иакова , брата Господня, и, согласно Гал 2. 9, Иоанна . Цель встречи - обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христ. Церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян 15. 23-29. Большинство исследователей придерживаются традиц. т. зр., что в 15-й гл. кн. Деяния святых апостолов и у ап. Павла в Гал 2 речь идет об одном и том же событии, а именно об И. С. а. В таком случае И. С. а. состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в Деяниях св. апостолов и в Галатам Послании , привело к возникновению альтернативных т. зр.: отождествляется сообщение ап. Павла о его посещении Иерусалима (Гал 2) с сообщением Деян 11. 27-30 или с Деян 18. 20-22. Эти не менее гипотетичные т. зр. не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату И. С. а. Поводом И. С. а. были события в Антиохийской Церкви, описанные в Деяниях св. апостолов. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14. 27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15. 1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15. 5). Они настаивали на необходимости твердого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян 15. 5-6).

http://pravenc.ru/text/293796.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010