9. Благодать Божия есть сила Всевышнего, укрепляющая нас как в телесных, так и в душевных немощах. 9–10. Бог не попускает верующему в Него искушаться сверх сил, но с искушением дает и облегчение; кто чувствует в себе утешение благодати, тот в самых несчастиях и страданиях находит внутреннее удовольствие (выше 2Кор.4:8–9 ). 10. Страдающие за Христа и в немощи бывают сильны: злословят их, а они благословляют, гонят их, они терпят; хулят их, они молятся ( 1Кор.4:12–13 ). 16–17. Если собственным имением твоим помочь другому не можешь, то проси милостыню для других, но сам не пользуйся, и не полагай на себя подозрения (выше 2Кор.8:20 ). Гл. 13. Ст. 4. Как Христос, будучи распят по плоти, ожил Духом (силою Божиею ( 1Пет.3:18 ): так и мы хотя по плоти страдаем с Ним и умираем, но будем с Ним и живы живущим в нас Духом Его ( Рим.6:5 – 8:11 ). 5. Всякий может чувствовать в себе благодать Божию, если только он вовсе не забыл самого себя или есть не то, чем должен быть. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его; а если Христос в нас, то хотя тело мертво по причине греха, но дух жив, по причине праведности живущего в нас Христа ( Рим.8:9–10 ). 7. Если учишь другого добру, то не ставь себя ему в пример, и не показывай, что ты хорошо знаешь самого себя: но учи его так, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя не тем, чем ты должен быть. Учи другого со смирением, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя самого несовершенным. 16 Из Послания Св. Ап. Павла к Галатам Гл. 1. Ст. 1 и 3. Иисус Христос есть Господь и Бог ( Ин.20:28 ); от Него спасение ( Еф.2:8 (благодать) и мир душе нашей. 4. Хотя мы от Бога, но все мы грешишки ( 1Ин.5:19 ), и настоящая жизнь (век) наша есть грешная; по расположению на злые дела мы сделались Божиими врагами ( Кол.1:21 ). Но Богу Отцу благоугодно было примирить нас с Собою смертью Сына Его И. Христа в теле чувственной плоти Его, чтобы представить нас святыми, и непорочными, и невинными пред Собою ( Кол.1:22 ; Тит.2:14 ). 6–9. Евангелие Христово состоит в том, что мы спасаемся благодатью Христовой только по вере в смерть Его за грехи наши ( Гал.1:4 ), и получаем все благодатные дары через наставление в вере, а не делами закона (ниже Гал.3:2 ). Кто смущает верных и хочет превратить сие учение Христово, тот должен быть отлучен от Церкви, кто бы он ни был.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Поэтому святые апостолы, рассуждая об этом высоком христианском достоинстве, везде в посланиях своих это нам перед душевными очами полагают и поучают нас достойно этого жить и увещевают: «Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны», и проч. (Еф 4и далее). И еще: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» ( Тит 2:11–12 ). Сюда же относится и то, что поучают нас «распинать плоть нашу», которая «желает противного духу» ( Гал.5:17 ), распинать «со страстями и похотями,... совлекаться ветхого человека... и облекаться в нового» ( Гал.5:24 ; Кол.3:9–10 ; Еф.4:22–24 ). Итак, о, сколь сильно звание это небесное бесчестят те, которые не только достойных его дел не творят, но и пороками греховными, как смрадными рубищами, себя оскверняют! Так они явно показывают, что от него удалились и обратились в ту тьму, из которой благодатью Божией призваны были «в чудный... свет» ( 1Петр 2:9 ). Поэтому должны они, пока «время благоприятно, пока день спасения» ( 2Кор.6:2 ), признав свое заблуждение, опять возвратиться с чистым сердцем к позвавшему их и ныне всех зовущему Богу, и молить Его, чтобы принял в первую Свою милость. 6) Должно христианам примечать и помнить и то, что Христос говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» ( Мф.7:19 ), – и что говорит апостол: «Если живете по плоти, то умрете» ( Рим 8:13 ). Как бы некое духовное дерево – человек, который, хотя имя Христово исповедует и тем исповеданием, как листвой дерево, украшается и величается, но достойных плодов исповедания своего, то есть добрых дел, не творит, почему не иному чему, как вечному гееннскому огню, как дерево бесплодное на сожжение, праведным судом Божиим будет предан. Потому и апостол говорит: «Если живете по плоти, то есть плотским похотям следуете, – умрете " – здесь имеется в виду смерть не временная, а вечная, ибо и праведные, и грешные временной смертью умирают, но те воскреснут «в воскресение жизни вечной, а эти – в воскресение суда " (вечного осуждения) ( Ин 5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Объяснение. Объясняя это место, святитель Златоуст говорит: «Будем и мы прославлять Бога верой, дабы в награду за то Он нас прославил. Ибо сказал: «Я прославлю прославляющих Мя»»: 1Цар.2:30 . Для этого мы должны сами решимостью воли предать себя на смерть греху, чтобы восстать к праведной и святой жизни. Всё сие совершается верой, которая возносит к Богу и, дары от Него приемля, возлагает на нас соответственные обязательства: Мф.7:21:19:17 . О добрых делах 2Кор.6:1–2 . «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано; «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» ( Ис.49:8 ). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Объяснение. К числу средств, содействующих тому, чтобы благодать Божия была принята нами не напрасно, относятся, конечно, и те подвиги, которые перечислены апостолом в 5 ст. сей же главы. Это должно вразумить тех, которые, уверяя себя в принятии благодати Святого Духа, не хотят затем заботиться о благочестивых подвигах и добрых делах: Иак.2:24–26 ; Евр.11:38 . Гал.4:19 . «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!». Объяснение. «Вот высшая цель христианской жизни, – чтобы в христианине отобразился Христос, страдания Христовы в его подвигах самоумерщвления, воздержания, поста и друг. христианских добродетелях»: Гал.5:22–24 . Флп.1:11 . «Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию». Объяснение. Плодами праведности называются добрые дела как следствия оправдания, дарованного Иисусом Христом: Ин.15:7–8 . Таким образом, благодать не только насаждает в нас древо спасения и возращает его, но сама приносит и плоды, которые между тем вменяются в заслугу человеку: Мф.25:34–36 . 2Фес.1:12 . «Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нём, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа». Объяснение. Прежде апостол говорил, что Бог приидет прославиться в святых Своих: ст.10, теперь он молит Бога, чтобы это сделал Он в Фессалоникийцах. Для Фессалоникийцев же было самым лучшим побуждением прославлять Отца Небесного своими добрыми делами: Мф.5:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Доброделание — совершение добрых дел. Благодаря доброделанию, а не только вере , которая без дел мертва ( Иак.2:20 ), христианин , при содействии благодати , уподобляется Богу , обретает праведность, святость, обоживается , восходит по лествице духовных совершенств. Что важнее, вера или добрые дела? Действием и плодом истинной веры в христианине являются любовь и происходящие из нее добрые дела. «Во Христе Иисусе , – говорит апостол Павел,–  не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию»  ( Гал.5:6 ). Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, недостаточно. В христианском осмыслении понятие «истинная вера в Бога» не сводится к значению «признание существования Бога». Как известно, «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ). Вера без любви и добрых дел бездейственна и мертва, и поэтому не может привести человека к вечной блаженной жизни. В Священном Писании сказано: « Не любящий брата пребывает в смерти » ( 1Ин.3:14 ). « Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?… Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва » ( Иак.2:14, 26 ). Но и добрыми делами без веры невозможно обрести спасение, т. к. нельзя любить Бога и совершать дела в Его славу без веры в Него. К тому же человек, повреждённый грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа благодати Божией. «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»  ( Евр.11:6 ). «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона»  ( Гал.3:10 ). Почему без веры невозможно творить истинно добрых дел? В христианском понимании доброделание связано с угождением Богу, с исполнением Его святой воли, Его заповедей. Но если мы обратимся к перечню десяти заповедей, данных Богом еще в дохристианские времена, то увидим, что первая же из них подразумевает веру в Единого Бога: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх.20:2-3 ). Напомним, что Господь Иисус Христос свел базовые заповеди к двум: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37-40 ). Следовательно, человек, не имеющий веры в Единого (и вместе – Троичного) Бога, является нарушителем Божьих заповедей.

http://azbyka.ru/dobrodelanie

Слово 1. О вере [С помощью] Господа, содействующего и слово утверждающего, начнем прежде с речей о вере, а затем возьмемся и за последующее. Прежде всего, должно веровать в Бога, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Рим. 11:6 ). Ибо вера вовек пребудет. Праведный верою жив будет ( Евр. 10:38 ). Настоящий праведник от веры веру имеет действенную, веру возрастающую, веру преисполняющуюся, веру, просвещающую на добрые дела, чтобы прославлялся Бог всяческих. Вера – начало прилепления к Богу. Совершенный верующий есть «камень в храме Бога, уготованный в Домостроительство Бога Отца, возносимый на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, [словно] посредством веревки, – Духом» 10 . Вера для человека есть проводник, а любовь – путь, возводящий в Царство Небесное. И таковой становится богоносцем, то есть христоносцем, и храмом Божиим, и свято шествующим 11 , и украшенным всем из заповедей Иисуса Христа. И начало жизни через веру и любовь ничему [другому у такого] не предпочитается. Но о вере говорю действенной, поскольку вера без дел мертва ( Иак. 2:20 ) сама по себе. Дела же веры –любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость ( Гал. 5:22–23 ), смиренномудрие и похвала о Господе, упование на Бога, чтобы распять плоть, упокоиться от всяких дел, как упокоился и Бог от Своих ( Евр. 4:10 ), взять крест свой и последовать за Ним ( Мф. 10:38 ), жить Духом, достичь Духа, и такая вера и вменяется в праведность. Это есть дела веры. Верою стремящийся посредством заповедей, долу достигает вышнего Иерусалима 12 (ср. Гал. 4:26 ). Если же мы имеем такую веру, то мы – в вере и стоим в ней твердо, то и в Господе обитаем прекрасно. Говорит же и Господь через Пророка: Очи Мои на верные земля, посаждати я со Мною ( Пс. 100:6 ). Так же и Иеремия: Господи, очи Твои (зрят) на веру ( Иер. 5, 3 ). Говорит и Петр: покажите в вере вашей добродетель ( 2Пет. 1:5 ), любовь; и опять-таки: назидая себя на… вере ( Иуд. 20:2 ); Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Любовь как исполнение свободы всегда предполагает доверие. Если доверия нет, значит, нет и любви. Оттого-то Господь, никого не удерживая, повернулся и у оставшихся учеников спросил: «не хотите ли и вы отойти?»(Ин. 6:67). «Господи! К кому нам идти?»(Ин. 6:68), – ответил Петр. В этом и состоит для многих сложность христианства – так как это постоянный добровольный выбор следования за Христом и возрастания в любви. «Бодрствуйте и молитесь»(Мк. 14:38), – чтобы никто не похитил дара любви ко Христу, как залога единения с Ним, а значит, и условия спасения. «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?»(Ин. 21:15) – будет трижды спрашивать потом Воскресший Господь у Петра. Удостоверение в любви к Богу верующему необходимо на каждом шагу! Но и взамен подаются откровения: в любви, в ее способности развиваться, приходить от силы в силу (Пс. 83:7), приносить плоды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал. 5:22–23). Однако автоматически без свободного волеизъявления человека, без его потребности, жажды, просьбы в христианстве ничего не происходит. Уже в этом смысле человек должен быть живым – то есть чутким и свободным в своих проявлениях. Потому что отношения со Христом – это отношения доверия и ответственности. – А в чем наша ответственность, если всю ответственность за наши грехи уже взял на Себя Христос? – «Не бо врагом Твоим тайну повем…» – какую тайну и каким врагам? В этих словах Церковь исповедует, что любой грех – это предательство против Тайны любви. И не раскаявшись в этом, мы наивно будем полагать, что, подходя к Чаше, становимся причастниками Тела и Крови Христовых. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись… – пишет апостол Павел,– нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»(Гал. 3:26–28). Из этих колоссальных по важности слов очевидно, что значение веры сказывается, во-первых, в том, что верующие по вере во Христа усыновляются Богу. Все человеческие различия стираются, и все верующие становятся едины во Христе. В ст. 28 русский перевод: «вы одно во Христе», по замечанию исследователей, не совсем точно отвечает подлиннику. Лучшие рукописи имеют: «вы один человек». Этот один человек есть Христос.

http://pravoslavie.ru/138354.html

1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. 4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении настоящей недели святой Павел продолжает раскрывать наставления, высказанные им в предыдущей главе (14:17–24 ), об отношении сильных в вере к немощным в вере. « Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных ,» заповедует Апостол (ст.1). Истинный христианин должен вести свою жизнь так, чтобы его поступки не только удовлетворяли его собственной совести , но и назидали или исправляли других ; ибо он живет не один, а в обществе с другими, нередко немощными совестью братьями, о спасении которых он не может не заботиться, как член о членах одного и того же тела Христова. 1. В чем же должно состоять отношение сильных в вере к немощным? а) Сильные должны иметь терпение , а не презрение к немощным (ст.1; ср. 1Кор. 9:22 ; Гал. 6:1 ); б) избегать всякого самоугождения или самолюбия , потому что самолюбивый, любя только себя, не может терпеть ничего, противного своему самоугодию: он не печется ни о ком, кроме самого себя; в) с любовью и мудростью угождать ближнему, но угождать во благое , т. е. содействовать всеми средствами к назиданию и спасению своих немощных братий (ст.2; ср. l Кор. 10:33; 9:19; Гал. 1:10 ). 2. Основанием такого снисхождения сильных к немощным служит для нас пример Иисуса Христа (ст.3), Который во всех своих делах не искал своего, но ради нас отверг всякую славу и переносил всякие поношения, преследования и самую смерть, как написано было о Нем еще пророками, ибо все, что передано нам в Священном Писании прежде, нежели совершилось, преднаписано для нашего научения и наставления, дабы, мы, видя в Священном Писании предсказанные пророками поношения, какие Христос претерпел из любви к нам, сами также переносили великодушно всякое поношение и скорбь из любви к Нему и ближнему, и будучи утешаемы словами Писания, возлагали бы всю свою надежду на Иисуса Христа, Спасителя мира (ст.4; ср. Толк. Никиф. in h. 1.).

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

В чем состоит перемена и упразднение закона заповедей? Содержание закона свято ( Рим.7:12 ), сущность его – любовь ( Мф.22:37–40 ) – обязательна на все времена ( 1Ин.2:7–8 ). Отменен путь оправдания ветхозаветным законом ( Гал.2:21 ) т. е. путь спасения делами помимо внутреннего возрождения человека; несомненно отменено и ветхозаветное рабство пред буквой закона (2Kop.3:6–8). По содержанию же и существу данное в древнем законе заповедей только в новом завете и получило возможность утверждения и исполнения ( Рим.3:31 ). В этом смысле Господь и пришел не нарушить закон, a исполнить. Он – исполнение (τλος) закона и праведность христиан полнее, глубже, выше праведности служителей буквы ветхого закона. Относительно субботы в евангелии имеется целый ряд данных утверждающих, что Господь Спаситель с ветхозаветной точки зрения нарушал субботу: Иудеи прямо обвиняли Его в этом ( Ин. 5:18 ), говорили: «не от Бога Этот Человек, потому, что не хранит субботы» ( Ин.9:16 ). Христос не был рабом субботы подобно формалистам и буквопоклонникам ветхого завета (подобные которым попадаются ныне в новозаветное время); Он был господин субботы и учил, что суббота не есть божество, фетиш, a она должна подчиняться человеку и его добрым делам: «Суббота для человека, a не человек для субботы» ( Мк.2:27 ). Значит, тогда, когда нет, смысла праздновать ее, она может быть свободно заменена. Святый Апостол Павел писал к Римлянам: «Иной отличает день от дня, a другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» ( Рим.14:5–6 ); апостол учит здесь о свободном отношении в ветхозаветным праздникам; яснее он пишет об этом Галатам: «ныне же, познавши Бога, или, лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился y вас» ( Гал.4:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Лк.11:38–40 . «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» Объясн. Если бы фарисеи очищали внутреннее как важнейшее, а вместе с тем и внешнее, то Господь не осудил бы их, ибо «кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее» (ст.40). Таинства и обряды Прав. Церкви введены не для внешнего только очищения, но главным образом для действия на внутреннее, на душу: Мф.5:23 ; Ин.3:5 ; Иак.5:14 . Лк.15:22 . «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги». Объясн. Вот здесь и доказательство в пользу обрядности при известных событиях в жизни семейной и общецерковной: Ин.2:1–5 ; Мф.6:17 ; 2Цар.12:20–21 . Рим.8:9–10 . «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Объясн. Здесь под словом «плоть» не обряды церковные разумеются, а греховное состояние человека: Гал.5:19 . Дух Божий живёт в тех, кто покоряется воле Божией и исполняет её: Мф.7:21 ; Иак.1:22 . Исполнители же воли Божией никогда не чуждались установленных обрядов: Лк.22:41 ; Дан.6:10 ; Ин.13:4–5 . Евр.9:9–10 . «Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Объясн. Здесь говорится не о христианских, а о ветхозаветных обрядах, которые «относятся только до плоти и установлены только до времени исправления», и потому в христианское время действительно отменены, например, телесное обрезание: Деян.15:24 , и кровавые жертвы: Евр.10:4–5 . Христианские же обряды относятся не до плоти только, но чрез плоть до духа, потому что церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны, ибо то и другое сотворено Богом: Лк.11:40 ; если бы все обряды действительно были неугодны Господу, то Он не сказал бы: «оставь дар твой пред жертвенником... принеси дар твой»: Мф.5:24 . Ещё чрез пророка Исаию Господь возвестил, что жертвы обрядовые будут благоприятны Ему: Ис.56:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010