Кто не заметит, что все послания еп. и ев. Иоанна вместе – есть завещание апостола чадам своим и всему потомству своему по вере (т. е. Церкви апостольской) на нетленное, некрадомое и никогда неиждиваемое наследие жизни вечной и царства небесного, оставленное миру человеческому Начальником и Совершителем веры нашей Сыном Божиим? В посланиях сего апостола-евангелиста мы должны видеть отеческое, исполненное великой любви, предостережение всех вообще чад его (как верующих, благовествованием евангелиста рожденных, так равно и самих пастырей, поставленных апостолом для утверждения первых) от лжеучителей, желающих превратить благовествование Христово. Во всех его посланиях строго проводится одна мысль, чтобы чада его (опять-таки, как верующие, так и их пастыри) пребывали в благовествовании, возвещенном апостолами, и не принимали никакого другого учения, потому что учение открытое Сыном Божиим и возвещенное апостолами одно только истинно и спасительно. Таким образом ни в одном из посланий св. апостола, как и во всех писаниях апостольских, не дано даже самого малейшего повода к отрицанию права особого учительства в Церкви Христовой. Напротив, Богослов наравне с прочими апостолами считает его обязательным в виду того, что верующие уже познали путь правды ( 1Ин.2:13, 14 ), что им уже прощены грехи (выше 12) и что они, как познавшие путь правды, более не будут иметь извинения во грехе своём ( Ин.15:23 ). Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Пет.2:21 ). Итак, верующим необходимо постоянное особое напоминание, чтобы они не согрешали ( 1Ин.2:1 ). Эту мысль еще яснее выразил св. апостол Петр в следующих словах: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием ( 2Пет.1:10–13 ). В свою очередь вы и сами устрояйте из себя дом духовный (исполненный плодов духа (ср. Гал.5:22–23 ) священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет.2:5 ) по образу Голгофской Жертвы ( Евр.9:28 ), – распять плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) и провождать добродетельную жизнь ( 1Пет.2:12 ). Я же буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия (из телесной храмины) всегда приводили это на память ( 2Пет.1:15 ). С этой целью пастырей ваших умоляю я, пастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите стадо Божие, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и Богоугодно, подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. А вы, младшие, повинуйтесь пастырям ( 1Пет.5:1–5 ; Еф.4:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

р) обитает в верных: Дух истины с вами пребывает, и в вас будет ( Ин.14:17 ). Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас ( 2Тим.1:14 ); с) утешает: Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии… при утешении от Святого Духа умножались ( Деян.9:31 ); т) сообщает любовь Божию: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 ); у) дает правду, мир, радость: Царствие Божие не пища и питье, но праведность, мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Плод духа: любовь, радость, мир ( Гал.5:22 ); ф) производит надежду: Бог надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры ( Гал.5:5 ); х) облегчает и помогает верным в молитвах: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствуем за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ); ц) свидетельствует духу верных об их усыновлении: Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим.8:15–16 ); ч) запечатлевает верных для искупления: Уверовавши во Христа, вы запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего для искупления удела 14 в похвалу славы Его ( Еф.1:13–14 ). Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ). 14 «Для искупления удела». Под уделом можно разуметь: 1) Божий удел и 2) наш. 1) Удел Божий – все верующие из иудеев и язычников. Сколько их должно поступить в удел Божий, предопределено свыше. Апостолы, преисполненные Духа, ходили по миру и набирали достойных поступить в него. Всякий верующий печатлелся Духом и вступал в удел Божий с сим знамением. Тут то же происходило и происходит доселе, что бывает, когда какой хозяин полагает собрать себе стадо овец; поверенные его ходят и закупают, на всякую купленную овцу полагая хозяйскую печать. Когда исполнится число, полагается конец закупкам: стадо считается полным, соответственным намерению хозяина. Так и в отношении к царству Христову благодатному. Оно удел Его, – и состоит, по Его слову, из овец. Апостолы посланы были приобретать их; после их то же дело продолжают преемники их. Когда исполнится все, – и те, о коих сказал Господь: И тыя Мне подобает привести… будут приведены, и стадо духовное станет полно по предначертанию; тогда конец всему. Цель настоящего порядка вещей исполнится. Все же совершает благодать Духа, пребывающего на земле в Церкви, – и пребывает она для искупления удела Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Различие дающих приказание нисколько не позволяет принимающим приказание нарушать послушание, ибо Моисей не преслушал Иофора, который посоветовал ему доброе. Но так как есть немалая разница в том, что приказывается (потому что иное противно заповеди Господней, или нарушает ее, или каким бы то ни было образом искажает примесью запрещенного, а другое согласно с заповедью; иное же хотя представляется и несогласным, но содействует ей и служит ей некоторым пособием), то необходимо помнить слова апостола, сказавшего: «Пророчества не уничижайте, все испытывайте, хорошего держитесь, удерживайтесь от всякого рода зла» ( 1Фес.5:20–22 ). И еще: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор.10:4–5 ). Итак, если мы получаем приказание о чем-нибудь согласном с заповедью или содействующем ей, то надлежит принимать его со всем усердием и старанием, как волю Божию, по слову Писания – «снисходя друг другу любовью» ( Еф.4:2 ) Христовой. Когда же кто-нибудь приказывает нам что-нибудь противное Господней заповеди, нарушающее ее или искажающее, тогда следует ему сказать: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ), помня слова Господни: «За чужим не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:5 ), и слова апостола, который ради нашего обережения решился коснуться и самих Ангелов, сказав: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Из этого научаемся, что если бы даже и весьма был близок или необычайно известен противодействующий заповеданному Господом или советующий делать запрещенное Им, то всякий из любящих Господа должен избегать такого человека и гнушаться им. Оказывать послушание друг другу мы должны, как рабы владыкам, по заповеданному Господом: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» ( Мк.10:43 ) и «из всех последним» ( Мк.9:35 ). К этому Господь прибавляет еще более убедительное: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» ( Мк.10:45 ). И апостол говорит: " Любовью духа служите друг другу» ( Гал.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

2) Лжеучительство или что тоже сектантство есть лестница к безбожию или вероотступничеству, ибо последнее есть не что иное как уклонение от Евангелия: 2Кор. 11:3 ; Гал. 3:1 . Слово Божие предостерегает всех от вероотступничества: 1Кор. 10:12 ; Евр. 12:15 ; 2Петр. 3:17 . Отступивших же от истинной веры в Господа и Его учение Слово Божие увещевает обратиться на путь истины: Ис. 31:6 ; Зах. 1:3 ; Откр. 2:5 . 3) Люди отпадают от истинной веры и общения с Церковью Христовою, т. е. становятся сектантами, раскольниками и вообще еретиками по различным побуждениям и причинам, извращая и искажая всегда истинный смысл Божественного Откровения. Причины эти указаны и в слове Божием: а) Неблагоразумная ревность: Рим. 10:2–3 ; б) Гордость и высокомерие сектантских лжеучителей: 1Тим. 6:3–5 . По гордости сатана отпал от Бога; по гордости же, высокомерию и заносчивости многие уклонялись и уклоняются от истинного пути ко спасению, думая, что они знают и понимают учение Божественного Откровения лучше и вернее, чем изъяснявшие его мужи апостольские, отцы и учители Церкви Христовой. 4) От высокомерия и самомнения в религиозной жизни апостолы предостерегают: «Кто думает, что он стоит, – берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ) Апостол увещевал римлян от заносчивости и самомнения словами: «По данной мне благодати, – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» ( Рим. 12:3 ). «Кто думает, что знает что-нибудь (говорит Апостол), тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Кор. 8:2 ). 5) Разделения и расколы противны Слову Божию: 1Кор. 1:10; 12:26 ; они противны желанию и намерению Господа: Иоан. 10:16;17:21–22 ; 1Кор. 12:12–14 ; противны и духу первоначальной Церкви: Деян. 4:32 . Расколы суть следствия и признак плотского настроения: 1Кор. 3:3–4 . Следует убегать от тех, которые производят разделения ( Рим. 16:17 ); 1Тим. 6:5 . Ибо великая опасность грозит христианину от разделения: Мф. 12:25 ; Гал. 5:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

6) Неизвестная кончина удержать нас должна от греха. Известно, что умрем все, но когда и как умрем, неизвестно. Горе же тому, кого во грехе застанет смерть! Ибо в чем застанет нас смерть, в том будет и судить нас Бог. 7) Вечная мука и царствие небесное да подвигнет нас к тому, чтобы избегать греха, ибо из-за греха человек лишается вечной радости и блаженства и попадает в вечное, тягчайшее мучение, с диаволом и ангелами его. 8) Сам грех да отвратит нас от себя, ибо грех есть изобретение и дело диавола. Он изобрел грех, и праотца нашего Адама к нему прельстил, и так род наш было погубил. Итак, убегай от греха, как от дела диавольского. 9) Всяким грехом Триипостасный Бог, Бог Великий, Святой, Благий, Праведный, Бесконечный и Страшный, Отец Милосердный и Преблагий оскорбляется и прогневляется. Жалко и тяжко отца по плоти оскорбить, тем более – Бога, Отца Небесного, Который и отца твоего, и тебя создал, питает, одевает, сохраняет, и прочими благами снабжает, и призывает всех к вечному блаженству! Лучше стократ умереть, нежели Бога, Преблагого Отца и Создателя нашего, оскорбить. Храни же себя от греха, как от великого зла. 10) Содеянный грех мучает совесть, пока покаянием не очистится. Берегись же греха, как яда змеиного, хотя бы во избежание угрызений совести. 29. Грех – это все то, что делается словом, или делом, или помышлением против святого и вечного закона Божия, и воли Его святой. О грехе смотри ниже места Святого Писания (Мк 7:21 и прочее; Рим 1:29 и прочее; 1 Кор 6:9 и прочее; Гал 5:19 и прочее; Еф 5:3 и прочее; Кол 4:5 и прочее; 1 Тим 1:9 и прочее; 2 Тим 4:2 и прочее; Откр 21:8; Пс 49:18 и прочее). Читай их сам. 30. Пресладкие плоды Святого Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22–23). Надобно стараться и молиться Богу, чтобы дал нам эти плоды приносить благодатью Своего Святого Духа. 31. Благочестивым Христос возгласит при Втором пришествии: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25:34). И блага неизреченные уготованы им: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Грешникам некающимся Господь скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:41, 46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Еф.3:16); христиане — не под законом, а под благодатью (Рим.6:14); их наставляет Дух Божий (Рим.8:14, 9—10), ибо кто не имеет Духа Христова — тот и не Христов, тот и не христианин. Отсюда благовестие: Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом (Гал.5:18).    Жительствуя святыми таинствами и святыми, евангельскими подвигами, христиане исполняют законы Святого Духа, законы божественной жизни, жизни ангельской, безмерно превосходящей всё бывшее в законе ветхозаветном. Исполняя евангельскую заповедь о безгневии, христиане не имеют нужды в том, чтобы кто-то повторял им ветхозаветную заповедь Не убий! (Исх.20— Примеч. ред.), ибо кто не гневается, тот в корне отсекает всё то, что могло бы побудить и повлечь его к убийству (ср. Мф.5:21—22). Исполняющего евангельскую заповедь Духа Святого о целомудрии не нужно предостерегать ветхозаветной заповедью Не прелюбодействуй! (Исх.20— Примеч. ред.), ведь целомудрие — это святое и бесстрастное настроение души и сердца, которому чуждо самоё дело прелюбодеяния (см. Мф.5:27—32).    Так, следовательно, если наставляет нас Дух Святой, то да бежим от плотских вожделений и неукоснительно употребим нашу свободу во Христе на жизнь по Духу, а не по плоти. Ведь жительство по плоти — это творение плотских дел. А дела плоти (τα ργα της σαρκος) известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (букв. в сербск. «бесстыдство». — Примеч. пер.), идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал.5:19—21). Все эти дела плоти, на самом деле, суть дела нашей злой, нашей пристрастившейся ко греху и похотливой воли, а не дела самого естества плоти. Поэтому от них легко освободиться: ибо мы грешим, потому что хотим, а не потому что должны. Ведь если бы мы согрешали по долженствованию, то не были бы ответственными и не осудил бы нас никакой суд, а менее всего — суд Божий. Точно так же если бы и святые добродетели творили мы потому, что должны были бы их творить, то есть если бы сама природа навязывала нам это как нечто необходимое, то не заслуживали бы мы никакой награды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Еф.3:16 ); христиане – не под законом, а под благодатью ( Рим.6:14 ); их наставляет Дух Божий ( Рим.8:14, 9–10 ), ибо кто не имеет Духа Христова – тот и не Христов, тот и не христианин. Отсюда благовестие: Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом ( Гал.5:18 ). Жительствуя святыми таинствами и святыми, евангельскими подвигами, христиане исполняют законы Святого Духа, законы божественной жизни, жизни ангельской, безмерно превосходящей всё бывшее в законе ветхозаветном. Исполняя евангельскую заповедь о безгневии, христиане не имеют нужды в том, чтобы кто-то повторял им ветхозаветную заповедь Не убий! ( Исх.20 – Примеч. ред.), ибо кто не гневается, тот в корне отсекает всё то, что могло бы побудить и повлечь его к убийству (ср. Мф.5:21–22 ). Исполняющего евангельскую заповедь Духа Святого о целомудрии не нужно предостерегать ветхозаветной заповедью Не прелюбодействуй! ( Исх.20 – Примеч. ред.), ведь целомудрие – это святое и бесстрастное настроение души и сердца, которому чуждо самоё дело прелюбодеяния (см. Мф.5:27–32 ). Так, следовательно, если наставляет нас Дух Святой, то да бежим от плотских вожделений и неукоснительно употребим нашу свободу во Христе на жизнь по Духу, а не по плоти. Ведь жительство по плоти – это творение плотских дел. А дела плоти (τ ργα τς σαρκος) известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (букв. в сербск. «бесстыдство». – Примеч. пер.), идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ). Все эти дела плоти, на самом деле, суть дела нашей злой, нашей пристрастившейся ко греху и похотливой воли, а не дела самого естества плоти. Поэтому от них легко освободиться: ибо мы грешим, потому что хотим, а не потому что должны. Ведь если бы мы согрешали по долженствованию, то не были бы ответственными и не осудил бы нас никакой суд, а менее всего – суд Божий. Точно так же если бы и святые добродетели творили мы потому, что должны были бы их творить, то есть если бы сама природа навязывала нам это как нечто необходимое, то не заслуживали бы мы никакой награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Итак верующие благословляются с верным Авраамом, А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потом что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (и: написано: проклят всяк, висящий на древе)». Что бо писание глаголет? верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду. Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу: а не делающему, верующему же во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду ( Рим.4:3-5 ). «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Однако, вера – не заслуживающая оправдания причина, а лишь средство к восприятию оправдания, к единению со Христом, Который – не только наша правда, наше искупление, но и освящение. Из Негоже вы есте о Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление ( 1Кор.1:30 ). «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». С верою дается и обладание Духом Святым, Который – залог внутреннего обновления всей жизни христианина. Но христианин, и восприняв оправдание, не становится в действительности и совершенно чужд греха: апостол Павел, настаивая на основном разрыве христианина с грехом, обращается к христианам с требованием не грешить ( Рим.6:12 и далее; Гал. 5:16 и др.), требует деятельной веры ( 2Сол.1:3 ), подтверждения веры делами ( Гал. 6 ; 2; 2Кор.13:5 и другие), предостерегает от самообольщения ( 1Кор.10:22 и другие) и говорит о суде дел ( 2Кор.5:10 ; Рим.2:6 ). Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотехъ его: ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху: но представляйте себе Богови яко от мертвых живых, и уды ваша оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию ( Рим.6:12-14 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Сколько плодов Духа Святого и какие они? плодов Духа Святого или знаков Божественной благодати девять, по исчислению Ап.Павла, который так говорит: плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона ( Гал.5:22–23 ). Но надобно верить, что и прочие добродетели должны именоваться плодами Св.Духа; поскольку они от Него происходят и при Его содействии человек исполняет оные. Посему Ап.Павел не говорит: для сих нет закона, но: для таковых ( Гал.5:23 ), ибо существуют и другие подобные сим добродетели. Испов., I, отв. на вопр.81. Определено также: если кто скажет, что благодать оправдания дана нам (только) для того, чтобы чрез нее нам легче было исполнять то, что возможно и для одного собственного нашего хотения, как будто, и не прияв благодати Божией, мы могли бы и без нее, хотя и с трудом, исполнить заповеди Божии; таковой да будет анафема; потому что о плодах заповедей не сказал Господь: “без Меня с трудом можете творити“, но сказал: “без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Если кто говорит, что как приращение веры, так и начало веры и самое расположение к ней, по которому мы веруем в оправдывающа нечестива и приступаем к возрождению в таинстве крещения, бывают в нас не по дару благодати, т.-е., чрез внушение от Духа Святого, направляющего волю нашу от неверия к вере, от нечестия к благочестию, а бывает естественно, – таковой показывает себя противником апостольских догматов II Аравсийского собора пр. 5. IV. О нравственном законе Божием Закон нравственный различается а) естественный, или внутренний, б) внешний или богооткровенный. Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. Кат., 22с. а) О законе внутреннем. Говорит ли Священное Писание о внутреннем законе? Апостол Павел говорит о язычниках: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их и мысли их то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:15 ). Кат., 92с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010