Свобода и закон Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется (Лк. 16, 16). Как видим, закон противопоставляется в Евангелии Божиему Царству. Нагорная проповедь Господа вся построена на таком преодолении старого: Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам (Мф. 5, 21, 22). И хотя Господь говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 17–18), Он заповедует Своим ученикам новую, более высокую праведность – заповеди блаженств (см.: Мф. 5, 1–11). И Царство Небесное принадлежит не подзаконной праведности книжников и фарисеев , а блаженным: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Даже наибольший из рожденных женами праведник, пророк и предтеча Иоанн Креститель меньше меньшего и последнего в Царстве Небесном (см.: Мф. 11, 11), ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф. 11, 13). Здесь, следовательно, проходит заветная разграничительная черта: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17). Без Спасителя войти в Царство Небесное невозможно. Царство Небесное есть нечто качественно иное, новое, принадлежащее иному уровню бытия. Царство Небесное – это совсем иной характер отношений между Богом и человеком, Творцом и творением. Отныне, с воплощением Спасителя, в мир входит новая жизнь. И она не отменяет Моисеев закон, но исполняет и преображает его: не нарушить (закон) пришел Я, но исполнить . Ибо закон и пророки существовали ввиду Боговоплощения, ввиду наступления новой жизни, ввиду появления новой твари – во Христе. Закон есть прежде всего правило поведения, норма, имеющая религиозное значение послушания Богу, постановление, запрет: " не прикасайся " , " не вкушай " , " не дотрагивайся " (Кол. 2, 21). Апостол, однако, называет это перед лицом новой жизни во Христе, когда человек умирает для греха (Рим. 6, 2), для закона телом Христовым (Рим. 7, 4), для стихий мира (Кол. 2, 20), заповедями и учением человеческим (ср.: Кол. 2, 22), или преданием человеческим (ср.: Кол. 2, 8), или законом заповеди плотской (Евр. 7, 16). Желающие быть под законом порабощают себя немощным и бедным вещественным началам мира (Гал. 4, 21; ср.: Гал. 4, 3, 9). Фактически апостол Павел обозначает закон как императив, как причинность, как необходимость: жизнь по немощным и бедным вещественным началам мира . Закон – это всего лишь вид мудрости в самовольном служении (Кол. 2, 23). Закон – это мир детерминизма во всех его видах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

31. Ибо тот, кто подражает кротости Владыки, не будет гневаться, не восстанет на ближнего. И если кто ударит его, он скажет: Если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня (ср. Ин 18:23) ? Если же кто назовет его беснующимся, он ответит: во мне беса нет (ср. Ин 8:49) , и ничто из возводимого на него не сможет уязвить его. Такой человек будет презирать всякую славу настоящей жизни, и ни одно из видимых благ его не привлечет, ибо отныне он приобретет другие глаза. Смиренный сердцем, он никогда не сможет завидовать благам ближнего. Он не украдет, не будет корыстолюбив, не будет жаждать денег, но отдаст свое имущество, проявляя великое сострадание к себе подобному. Он не разрушит чужой брак. И тот, кто подчинился игу Христову и научился быть кротким и смиренным сердцем, стяжает всякую добродетель и последует по стопам Владыки. 32. Итак, давайте покоримся этому полезному игу и возьмем это легкое бремя, чтобы и мы смогли обрести покой. Покорившийся этому игу должен предать забвению все старые привычки и хранить в строгости [свои] очи, ибо всякий, кто смотрит , — говорит Писание, — на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Поэтому нужно строже следить за зрительными впечатлениями, чтобы через них не вошла смерть. И не только очи, но и язык нужно держать в величайшей строгости, ибо многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка (Сир 28:21). Также нужно обуздывать и другие возникающие страсти и утвердить разум в спокойствии, искоренить ярость, гнев, злопамятство, ненависть, клевету, неподобающие вожделения, всякое развращение и все дела плоти, каковые, — как сказано, — прелюбодеяние, блуд, нечистота, развращение, идолослужение, волшебство, вражда, ссора, зависть, пьянство, объедение (ср. Гал 5:19–21). 33. Надлежало бы все это выкорчевать и стараться стяжать плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброту, кротость, воздержание (ср. Гал 5:22–23). Если таким образом мы очистим наш ум, воспевая 46 благочестивые учения, мы сможем уже отныне, заранее приготовившись, представить себя достойными и к принятию великого дара, и к сохранению дарованных благ.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

Для сего-то и явился Сын Божий, то есть, соделался человеком и жил на земле среди человеков, чтобы разрушить дела диавола, чтобы Своим учением, делами, страданиями и смертью восстановить человека, которого диавол еще в раю низверг с высоты невинности и славы Божией ( Рим.3:23 ). Все грехи человеков, как следствие падения первых прародителей, и как совершающиеся под влиянием диавола, также по справедливости могут быть названы делами диавола. Иисус Христос принес умилостивительную жертву за грехи всего мира, и чрез то разрушил смертоносную силу грехов и могущество диавола. Сам Он говорил: ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ), и в другом месте: князь мира сего осужден ( Ин.16:11 ). Апостол учит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» ( 1Ин.1:9 ). Если мы поступаем по заповедям Христовым, то кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). 9 . Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Всякий рожденный от Вога, не делает греха. Всякий, в купели святого крещения возрожденный благодатью Духа Христова в жизнь духовную и последующий внушениям сей Благодати, не порабощается беспечно грехам, не проводит жизни греховной. Потому что семя Его в нем пребывает. Семя духовного растения, семя внутренней духовной жизни есть благодать или сила Святого Духа, сообщаемая верующим в Иисуса Христа чрез спасительные таинства. Это благодатное семя, питаемое в душе возрожденного от Бога живою верою, постепенно более возрастает, и приносит духовные плоды, каковы, по учению апостола Павла: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» ( Гал.5:22. 23 ). В ком древо духовной жизни, возрастая, приносит сии плоды: тот искренно любит исполнять заповеди Божии, всеми силами противится греху и, согрешая по немощи человеческой, глубоким раскаянием спешит загладить свои грехи и восстановить внутренний мир и общение с Иисусом Христом. Поэтому Апостол присовокупляет: «На таковых нет закона» ( Гал.5:23 ), т. е. те, кои приносят исчисленные плоды Духа, добровольно исполняют заповеди Христовы, и не имеют нужды в принуждении к тому строгостью закона, подобно древним иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И она, Ревекка, хочет распознать причину таких странных схваток в ее беременности. Преп. Ефрем Сирин толкует: «Кого же ходила вопрошать она (?), о том сказано нами выше, ибо, говоря о Мелхиседеке (Быт. 14, 18), сказали уже мы, что его ходила вопрошать Ревекка. Но она скоро возвратилась в дом, потому что приближались уже болезни рождения, и родила Ревекка Исава и Иакова» . – Но так как Мелхиседек это не имя собственное, а статус этого человека как царя ( мелех ) праведности ( цедек ), или царя Иерусалима, то среди древних экзегетов были многие версии, кто это: Сим, Евер или даже Сам Христос. Об этом у нас ранее уже была беседа… И далее: Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт. 25, 23). Очень назидательное аллегорическое истолкование предлагает на этот стих Ориген, делая его назидательным и для всех нас: «Полагаю, то же можно сказать и о каждом из нас, что два племени и два различных народа находятся внутри нас. Ибо есть народ добродетели внутри нас и в не меньшей мере есть народ греха внутри нас: ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19), а также обманы, вражда, разногласия, зависть, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5, 20–21). Видишь, какой большой злой народ есть в нас? Но если мы действительно заслужим того, чтобы произнести следующее слово святых: от страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве и родили; дух спасения Твоего соделали по земле (Ис. 26, 17–18 (LXX)), – тогда и другой народ обнаруживается в нас, рожденный в духе. Ибо плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание и им подобное (Гал. 5, 22–23). Ты видишь второй народ внутри нас, но этот народ меньший , а первый больший – поскольку всегда больше злых людей, нежели добрых, и пороки многочисленней добродетелей. Но если мы будем такими, как Ревекка, и удостоимся от Исаака, то есть от Слова Божия, зачать, то также и в нас один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему , ибо тогда плоть будет служить духу и пороки падут перед добродетелями» .

http://pravoslavie.ru/110922.html

Т. о., в НЗ, как и в ВЗ, понятие «З.» относится не только к тому, что не отвечает этическим или религ. нормам, но также и вообще ко всем вредным, опасным или просто тягостным и неприятным явлениям. Наиболее очевидно З. проявляется в поступках человека. Поэтому для богословия проблема З. имеет прежде всего этическое значение, что в НЗ выражается в антропологических терминах: в качестве источника З. в человеке указываются различные стороны его природы. Причиной злодеяний, напр., является сердце: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 12. 34-35; 15. 19); «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр 3. 12). «Худое (πονηρς) око», искаженный взгляд на мир, погружает во тьму всего человека: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф 6. 23). Неистребимым З. в человеке является его язык: «...язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло» (Иак 3. 8). Так же З. в человеке может быть связано с его мыслями (ср.: Иак 2. 4), совестью (ср.: Евр 10. 22), страстями (ср.: 1 Тим 6. 10). Действительность З. в этом мире очевидна: «настоящий век» зол (Гал 1. 4), мир «лежит во зле» (1 Ин 5. 19). Но Бог не искушает человека З. (ср.: Иак 3. 13), а спасает от него (ср.: 2 Фес 3. 3; 2 Тим 4. 18). «Князем» и «богом» мира является сатана (Ин 16. 11; 2 Кор 4. 4; ср.: Мф 13. 19), обладающий силой принуждать людей к З. (ср.: Еф 4. 27; 1 Тим 3. 7; 2 Тим 2. 26). Но Господь «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого (πονηρο) века» (Гал 1. 4). Поэтому власть З. ограниченна: «князь мира» будет изгнан (Ин 12. 31) и уже осужден (Ин 16. 11), а человек может быть «добрым и правдивым» (Лк 23. 50) и «хранить себя» так, чтобы З. не прикасалось к нему (1 Ин 5. 18). Поэтому ап. Павел говорит: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим 3. 12) и в то же время призывает: «Делай добро...» (Рим 13. 3), подчеркивая тем самым не только силу власти З. над человеком, но и обязанность человека постоянно противостоять З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

25. О святом же Павле сколь многое могу сказать из того, что говорят хулители? Ибо, во–первых, утверждают, что он эллин, произошел из язычников и впоследствии сделался прозелитом. Почему же сам о себе говорит он: еврей от евреев, от семени Авраамова, колена Вениаминова, по закону фарисей (Флп.3:5), неумеренный ревнитель отеческих моих преданий (Гал.1:14)? И в другом месте свидетельствует: израильтяне? и я; семя Авраамово? и я (2 Кор.11:22). И присовокупляет: обрезанный в восьмой день (Флп.3:5); воспитанный при ногах Гамалиила (Деян.22:3), еврей от евреев. О, какие порождения страшных пресмыкающихся, какие змеиные шипения, какое ядовитое пустословие! Чье приму свидетельство? Эбионово ли и Эбионовых последователей или святого Петра, который говорит: как написал вам брат мой Павел нечто глубокое и с трудом объяснимое, я же ненаучени и неутверждени превращают по своему невежеству (2 Петр.3:15–16)? Еще же святой Павел и сам свидетельствует, говоря о Петре: Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал.2:9). Ибо хотя и сам себя называет тарсянином, но сие, конечно, ловящим слова не дает повода обратить это в погибель себе самим и убежденным ими. Ибо и о Варнаве, который прежде назывался Иосифом и переименован Варнавою (что значит сын утешения), говорит Писание, что был левит, родом Кипрянин (Деян.4:36). И конечно, сие, что был он кипрянин, не препятствовало ему быть потомком Левия, как и святой Павел, хотя происходил из Тарса, не чужд был Израилю. Ибо многие, быв взяты в плен и подвергшись осаде, были рассеяны при Антиохе Епифане и в другие времена, когда бывала война, и взятые в плен оставались в известных местах, а удалившиеся из отечества по таковой же причине поселялись каждый, куда кто попал, как и святой Иеремия, так как часто случалось одно и то же, бегать от лица врагов, сказал об Израиле: и отойдешь в Китим, но и там не будет тебе покоя (Ис.23:12). А известно всякому, что Китием называется остров Кипр, ибо китии суть кипряне и родосцы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

3) Мы различаем заповеди Господни, которых только 10, от многочисленных законов Моисея; первые храним и соблюдаем, а вторые отвергаем, ибо о заповедях сказал Христос: «кто нарушит одну из заповедей сих малых и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19), «ибо это есть любовь к Богу, говорит ап. Иоанн, чтобы мы соблюли заповеди Его. И заповеди Его не тяжки», а о законе Моисеевом сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой» (Гал. З:13), «поэтому мы уже не под законом, а под благодатью» ( Рим. 6:14 ). Мы должны соблюдать только законы Господни, изреченные устами Самого Бога ( Исх. 20:18–22 ), написанные на скрижалях перстом Божьим ( Исх. 31:18; 32:15–16 ), то есть 10 заповедей, законы же Моисея теперь нам не нужны, ибо Моисей дал их сам от Себя. Кроме же 10 заповедей Бог не давал Израилю никаких законов. 3) Во–первых, совершенная неправда, что Моисей давал народу еврейскому, когда бы то ни было, заповеди от себя самого. Моисей называется «рабом Бога верным во всем доме Его» ( Числ. 12:7 ), а «раб не больше господина своего» ( Иоан. 13:16 ) и творит волю только его. Вот почему и Моисей никогда своих законов Израилю не давал, а давал только те законы, которые велел ему передать народу Сам Бог, почему и ап. Иоанн учит, что «закон дан через Моисея» (а не от Моисея), то есть при посредстве Моисея, или, как говорит ап. Павел, «рукой посредника» ( Гал. 3:19 ). Следовательно, если в Писании говорится: «закон Моисеев» ( 3Цар. 2:3 ; Дан. 6:5 ; Иоан. 7:23  и др.) или: «закон дал нам Моисей» ( Втор. 33:7 ), то это говорится не в том смысле, будто есть какой–то закон Моисея самого, им самим и от себя самого изданный, а в том смысле, что этот закон Божий «Господь дал через Моисея» ( Неем. 8:13 ). Когда, например, Спаситель говорит: «Моисей дал вам обрезание, хотя оно не от Моисея, а от отцов» ( Иоан. 7:22 ), то этими словами Он вовсе не указывает на то, что закон об обрезании дан самим Моисеем или придуман «отцами», напр., Авраамом, а только говорит, что этот закон Божий, повторенный Израилю через Моисея ( Лев. 12:3 ), был дан людям через отцов, точнее, – через «отца верующих – Авраама», ибо Авраам не выдумал этот закон от себя, а завет этот между Богом и человеком положен Самим Господом, что видно из книги Бытия (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОБРЕЗАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Обрезание ( Быт 17:10 -12, Ин 7:22 ), обряд ветхозаветной религии , который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом . Повеление об обрезании было повторено Моисею ( Исх 12:44 , Лев 12:3 , Ин 7:22 ,23). Евреи всегда с особою точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств, обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южно-африканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской , потому что филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными. От евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд и он составляет главное условие вступления в ислам , хотя в настоящее время считается магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста. Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож ( Исх 4:25 , Нав 5:3 ). Среди иудеев обрезание соблюдалось как религиозный обряд, для отличия естественных потомков Авраама ( Рим 4:9 -12). Иудеи времен апостольских, обратившиеся в Христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому ап. Павел торжественно писал им: " Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон " ( Гал 5:2 -3) и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: " Ибо во Христе Иисус ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь " ( Гал 6:15 ).

http://drevo-info.ru/articles/7407.html

Сектант: 3) Мы различаем заповеди Господни, которых только 10, от многочисленных законов Моисея; первые храним и соблюдаем, а вторые отвергаем, ибо о заповедях сказал Христос: «кто нарушит одну из заповедей сих малых и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19), «ибо это есть любовь к Богу, говорит ап. Иоанн, чтобы мы соблюли заповеди Его. И заповеди Его не тяжки»; а о законе Моисеевом сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал. 3:13 ), поэтому мы уже не под законом, а под благодатию» ( Рим. 6:14 ). Мы должны соблюдать только законы Господни, изреченные устами Самого Бога (Исх. 20:18–22), написанные на скрижалях перстом Божиим (Исх. 31:18, 32:15–16), то есть 10 заповедей, законы же Моисея теперь нам не нужны, ибо Моисей дал их сам от себя. Объяснения православного: 3) Во-первых, совершенная неправда, что Моисей давал народу еврейскому, когда бы то ни было, заповеди от себя самого. Моисей называется «рабом Бога верным во всем доме Его» ( Чис. 12:7 ), а раб не больше господина своего» ( Ин. 13:16 ) и творит волю только его. Вот почему и Моисей никогда своих законов Израилю не давал, а давал только те законы, которые велел ему передать народу Сам Бог, почему и ап. Иоанн учит, что «закон дан чрез Моисея (а не от Моисея), то есть при посредстве Моисея, или как говорит ап. Павел, «рукою посредника» ( Гал. 3:19 ). Следовательно, если в Писании говорится: «закон Моисеев» (( 3Цар. 2:3 ), ( Дан. 6:5 ), ( Ин. 7:23 ) и др.) или: «закон дал нам Моисей» ( Втор. 33:7 ), то это говорится не в том смысле, будто есть какой-то закон Моисея самого, им самим и от себя самого изданный, а в том смысле, что этот закон Божий «Господь дал чрез Моисея» ( Неем. 8:13 ). Когда, например, Спаситель говорит: «Моисей дал вам обрезание, хотя оно не от Моисея, а от отцев» ( Ин. 7:22 ), то этими словами Он вовсе не указывает на то, что закон об обрезании дан самим Моисеем или придуман «отцами», напр., Авраамом, а только говорит, что этот закон Божий, повторенный Израилю чрез Моисея ( Лев. 12:3 ), был дан людям чрез отцов, точнее, – чрез «отца верующих – Авраама», ибо Авраам не выдумал этот закон от себя, а завет этот между Богом и человеком положен Самим Господом, что видно из книги Бытия (гл. 17:10–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

7 . «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» ( Лк. 2:22 ). Где те, кто отрицает Бога закона, кто утверждает, что не о Нем, а о другом боге свидетельствует Христос в Евангелии: «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал. 4:4 )? Следует ли из этого, что благой Бог создал Своего Сына по закону демиурга, по закону неприятеля, по тому закону, который Сам Он не давал? Скорее Он рожден по закону, «чтобы искупить подзаконных» ( Гал.4:5 ) и подчинить их другому закону, о котором сказано: «Внимай, народ мой, закону Моему» ( Пс.77:1 ) и прочее. Итак, «принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Какие постановления закона они исполняли? Без сомнения эти: «Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» ( Лк.2:23 ), и «три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева» ( Исх.34:23 ). И так как мальчики разверзали ложесна своих матерей, они были священны, и их приносили к алтарю Господа, ибо «всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна», посвящался Богу. Но скажешь ты, что «каждый младенец мужеского пола выходит из материнской утробы», но не разверзает ложесна, как Господь Иисус, так как ложесна любой другой женщины разверзает не рождение младенца, а близость с мужчиной. 8 . А ложесна Божьей матери были разверзнуты при рождении Сына, ибо до рождения Христа мужчина не прикасался к Ее священному лону. Дерзну сказать, что в тот момент, о котором в Писании сказано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ), обрелось семя, и произошло зачатие; и плод начал расти без разверзания ложесн. Поэтому Сам Спаситель говорит: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» ( Пс.21:7 ). Находясь в утробе матери, Он видел нечистоту Ее тела, со всех сторон Его окружали Ее внутренние органы; Он терпел тесноту и нес тяготы земного существования. Поэтому Он сравнивает Себя с червем и говорит: «Я же червь, а не человек. Человек обычно рождается от мужчины и женщины; но Я рожден не от мужчины и женщины, как принято у людей, но как червь, который не принимает семя извне, а воспроизводится в себе и от себя и производит потомство только из своего собственного тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010