Разбойническое нападение амаликитян – это образ плотских страстей, воюющих на душу. Плотские страсти – это грехи плоти, обратившиеся в страсть, или страстно совершаемые. Грехи плоти – это вообще дела ветхого человека, или растленной грехом нашей природы, противоположные подвигам жизни духовной, или жизни в общении с Богом мыслями, желаниями, действиями, с отсечением чувственных и земных пристрастий. Ближайшим образом к грехам плоти относятся грехи любострастия и сластолюбия. Явлена суть дела плотская, говорит апостол Павел, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, пиянство ( Гал.5:19,21 ). Но наряду с этими грехами, живущими в чувственности и питающими ее, апостол относит к делам плоти также вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, волшебства ( Гал.5:20 ). Эти грехи, хотя по-видимому не имеют связи с чувственностью, на самом деле имеют плотской характер. Кто увлекается ими, тот увлекается большей частью под влиянием одних чувственных впечатлений, без всякого рассуждения, подобно неразумному животному, управляемому слепым инстинктом. Животное, например, не может не злиться, когда его дразнят. Так и гневливый человек выходит из себя, когда его оскорбляют или ему покажется, что его оскорбляют. Но животному простительно злиться: оно неспособно возвыситься над неприятными для него впечатлениями силой рассуждения, которого не имеет. Человек же может стать выше их, может избегать неприятных столкновений с ближними, а при неизбежности этих столкновений может успокоить себя христианскими рассуждениями. Гневливый человек в припадке гнева теряет способность к христианским рассуждениям, и в этом положении в нем не видно не только христианского, но и вообще человеческого достоинства – в нем сказывается одна животная, а не духовно-разумная природа, в нем господствует плоть, а дух подавлен ею. Не доводи себя, душа христианская, до столь унизительного состояния, восстани и побори плотские страсти, как Иисус Навин восстал против Амалика и поборол его. Когда духовный Амалик – диавол нападет на тебя со своими искушениями и сможет возмутить в тебе мир – поспеши отразить его страхом Суда Божия, памятью смертной, подвигами терпения и самоотвержения, но паче всего молитвой и крестным знамением. Ибо и Иисус Навин победил Амалика не одним только личным мужеством, но при молитвенной помощи Моисея: Моисей молился с воздетыми к небу руками, изображая Крест, которым Христос победил диавола и в котором даровал и нам залог победы над нашими видимыми и невидимыми врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Что такое плоть? Плоть, которую нужно распять, есть не что иное, как наша природа, растленная грехом первого человека и растлеваемая вновь собственными грехами и беззакониями. В первом значении, каждый естественный человек называется плотию. Рожденное от плоти плоть есть, говорит Иисус Христос ( Ин. 3:6 ): ибо каждый зачинается в беззаконии и рождается во грехе ( Пс. 50:7 ). В последнем значении называется плотию только тот, кто действует подобно язычнику и живет подобно бессловесным. Так жители первого мира, когда исполнились зла во всех своих помышлениях и растлились во всех своих действиях, Самим Богом названы были плотию. Не имать дух мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть ( Быт. 6:3 ). Таким образом человек растленный и погруженный в чувственность весь по душе и телу называется плотию. О чем помышляет он? – Помышляет о тех предметах, которые услаждают чувственность. Сущии по плоти, плотская мудрствуют, говорит Апостол ( Рим. 8:5 ). Чего желает и домогается? – Тех же предметов, о коих и помышляет. Что делает? Явлена суть, ответствует Апостол, дела плотская, яже суть: блуд, прелюбодеяние, нечистота, студодеяние, вражды, рвения, завиды, ярость, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинныя кличи и подобная сим ( Гал. 5:19–21 ). Из сего описания не трудно усмотреть, сколь опасно питать плоть свою и сколь необходимо распинать ее. Аще во плоти живете, имате умрети, уверяет Апостол ( Рим. 8:13 ). Но это еще не все: плоть должна подвергнуться второй смерти; ибо плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут ( 1Кор. 15:50 ). Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление ( Гал. 6:7–8 ). К распятию плоти призывает нас Сам Спаситель: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю, взывает Он ( Мк. 8:34–35 ). Что значит отвергнуться себя, как не распять плоть свою, и погубить душу, как не умертвить грех, живущий во плоти? В словах Спасителя, как и в выражении Апостола мысль одна, предмет один и цель также одна. Но припомним, слушат., что Иисус Христос произнес слова Свои, призвав народы со ученики Своими. Следовательно Его воззвание относится не к одним избранным, но и ко всем без исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Блаженство их называется в слове Божием «сокровищем небесным»: имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Это – слова также самого Спасителя нашего. Они были произнесены к юноше, который обладал несметным богатством и которому предлагалось разделить между нищими его богатство. Значит в этих словах Спаситель противопоставляет нынешнему земному богатству собрание на небе всяких драгоценностей (сокровище). К какому же заключению приходим отсюда? – Следовательно будущие сокровища столько же превышают цену нынешних, как высоко отстоит небо от земли. Притом можно совершенно успокоиться за целость их; потому что они предпосланы туда и хранятся там, куда не достигнут ни рука грабителя, ни искра огня, ни моль ( Мф.6:19–20 ). Вечное блаженство праведников у богодухновенных писателей называется «наследством», но опять же небесным, а не таким, какое достается ныне иным счастливцам от их родителей или родственников: в наследие нетленно..., соблюдено на небесех ( 1Петр.1:4 ). Рад бывает ныне наследник богатому наследству, но в то же время обременен заботою, как ему сохранить это наследство, т. е. в чьих руках или в какой кладовой быть его наследству, а затем – как ему проводить дни в том случае, если он проживет все, до последнего рубля. Небесное же наследство праведников будет вполне обеспечено от подобной утраты и истощения. И во многих местах у богодухновенных писателей прилагается к царству небесному слово: наследят ( Мф.12:29, 25:34 ; 1Кор.6:9 ; Гал.5:21 ). Наследство людьми большею частью получается без всяких предварительных трудов и заслуг: не трудились – не приобретали, а получают; иные даже совсем не надеялись, ничего не ожидали, а удостаиваются какойлибо доли наследства. Так точно и праведники удостоятся радостей царства небесного незаслуженно или свыше своего труда, только-лишь по праву своего родства с Отцом небесным, или по всыновлению Отцу небесному чрез Иисуса Христа. Для изображения блаженной вечности праведников употребляются в слове Божием нынешние человеческие праздники и торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Но грех , – неизбежный удел падшего в прародителях человека на земле, воюющий непрестанно на духа, проникает и в зиждемый на верном основании храм нашего духа. Посему новая обязанность зиждущего из себя храм духовный христианина – содействием Святого Духа очищать и благоукрашать храм свой, как по устроении очищается и благоукрашается внешний храм, назначаемый для служения Богу. Святой Апостол Павел, сказав коринфским христианам, что они – храм Бога живого, и подтвердив сие обетованиями Божиими, данными еще в ветхом завете, продолжает: сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякие скверны плоти и духа ( 2Кор.7:1 ). – Дух Святой есть Дух чистейший; чтобы быть обителью, храмом Его необходимо быть чистым: ибо кое причастие правде к беззаконию, или кое общение свету ко тьме ( 2Кор.6:14 ); очистим убо себе от всякие скверны плоти и духа. Необходима чистота тела и плоти; ибо Апостол говорит: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Духа суть; прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших ( 1Кор.6:19–20 ). Все противозаконные дела и пожелания телесные и плотские не должны осквернять христианина, как несовместные с назначением его тела – быть храмом Святого Духа. – Исчислив дела плоти, каковы суть: идолослужения, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости и подобная сим, святой Апостол Павел присовокупляет: таковая творящий царствия Божия не наследят ( Гал.5:19–21 ), и, следовательно, не могут соделаться храмами Духа Святого. Но еще более сквернится человек сквернами духа, от которых зависят и скверны плоти. Посему, христианину, устрояющему себя во храм духовен, еще более необходимо заботиться об очищении скверн духа: очисти прежде внутреннее, говорит Сам Христос, да будет и внешнее чисто ( Мф.23:26 ). Особенную заботу требуется приложить об очищении сердца: ибо от него исходят все помышления злая, сквернящая человека ( Мф.15:19–20 ), и, следовательно, в нем заключается то, что сквернит святыню внутреннего храма духовного. При невнимательности христианина к устроению своего храма духовного и беспечности, там созидается капище: там являются идолы чувственности, богатства, мирской славы; там жертвенники привычки и наклонности; там являются лики их – обольстительные образы страстей; там приготовления для совершения им служения – мысли, советы и правила, внушаемые миром, там строится храм другому, а не Духу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

“Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом” – Пс. 35:3-5 . Табакокурение есть непотребство, то есть то, что для человека не предусмотрено при его творении. Рот курящего – клоака. Для тела нужен воздух, а не угарный газ с никотином. И кто лишает свое тело потребного для жизни, разрушает тело, того покарает Бог, лишит жизни сей и Царства Небесного ( Иак. 2:6 ) . Из сердца человеческого исходит непотребство ( Марк 7:21-22 , Рим. 1:28 , “чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали” – 2Кор. 12:21 , Гал. 5:19 ). Демоны требуют дыма в жертвах идольских сожжений и табакокурения и этой утончённой материи табака, соединённого с похотью злого сердца ( Иоан. 8:44 ). Кадят демонам, диаволу почти непрерывно. “Уста курящего – демонская кадильница”, – говорит св. Иоанн Кронштадтский . И если даже разрешённое курение благовоний из кадильницы священника отвратительно Богу (“Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!” – Ис. 1:13 ), когда люди живут во грехе, то что говорить о демонской кадильнице со смертоносным, самоубийственным дымом? (“И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение” – Чис. 16:35 ). И вот видим, как почернели лица курящих (Послание Иер. 20 ), как вся земля осквернена мерзостью окурков. Желая сказать о себе доброе, пишут: “без вредных привычек”, имея ввиду также, конечно же, и табакокурение. Курить начинают шутя, крадучись, а бросить не могут по серьёзному, прожигая себе легкие, поражая все 5 органов чувств. За самоубийц нет приношения, отпевания церковного (“Вопрос 14: Если кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли быти приношение, или нет? Ответ: О таковом священнослужитель должен разсудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие.

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

Отчасти можно согласиться с персонализацией. Во время Исхода Бог постановил, что каждое последующее поколение израильтян должно было считать себя вышедшими из Египта ( Исх.13:8–9 ). Этот же принцип персонализации повторялся многократно и в отношении ветхозаветного Израиля ( Втор.5:2–4;6:20,21 ), и в отношении нового Израиля ( Гал.3:29 ; Откр.15:1–2 ; 2Кор.5:14–15,21 ; Рим.6:3–6 ; Еф.1:20;2:6 ; Евр.4:3,16;6:19;10:19,20;12:22–24 ). Однако нужно понимать, что постановка личных вопросов всегда субъективна. Личные предпочтения, вопросы, склонности и желания не могут не оказывать влияния на определение смысла отрывка. Второй способ применения текста называется «принципиализация». Это попытка обнаружения и извлечение в тексте духовных, нравственных или богословских принципов, которые имеют непреходящее значение и важны для современных верующих. Чаще всего принципилизация используется для раскрытия значения повествовательных частей Писания, но может быть приложима и к другим жанрам. Данный способ применения основан на предпосылке, с которой трудно не согласиться. Святой Дух выбрал исторические события, затем записанные в Писании, с определённой целью: передать сообщение, суть дела; проиллюстрировать важную истину и т. д. Выявление принципов – это метод, который пытается понять повествование таким образом, чтобы была ясна первоначальная причина, по которой оно включено в Писание, а также принципы, которым это повествование должно научить. Простой пересказ повествования – недостаточный и неэффективный метод изложения. Сам по себе такой метод ведёт к отсечению смысла Писания и сведению её только к тому значению, которое текст имел для верующих времён его написания, а это не показывает, какой смысл имеет данное повествование для современных верующих. В то же время при толковании повествований экзегет может встретиться со следующей трудностью. Часто исторические события не сопровождаются комментарием со стороны Бога: ни Его одобрением, ни неодобрением. Например, в Бытие 19:34 описан случай инцеста между Лотом и его дочерьми. Хотя прямых слов осуждения в тексте нет, это не значит, что Господь остался равнодушен к такому поступку. Понятно, что описание какого-то события не должно автоматически рассматриваться в качестве нормативного распоряжения, только на основании того, что это записано в Библии. Например, такие факты как грех Давида с Вирсавией или многожёнство некоторых ветхозаветных праведников, нельзя считать предписанием. Все они свидетельствуют только о том, что история происходила именно как она была описана в Священном Писании . Тот факт, что событие было верно записано ещё не говорит о том, что оно отражает волю Божью для всех времён.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Таким образом, естественная сила похоти в браке должна контролироваться так, что главной целью близости является именно деторождение. Вместе с тем, девство является более высокой добродетелью, чем христианский брак: Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться… Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. ( 1Кор.7:7–9,38 ) Что касается близости вне брака, она является смертным грехом и безусловно отлучает человека от Бога. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. ( 1Кор.6:18 ) Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. ( Гал.5:19–21 ) А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым… ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. ( Еф.5:3–5 ) Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. (1Фесс.4:3–7) Христианину неуместно даже близко общаться с блудником: Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. ( 1Кор.5:9–11 )

http://azbyka.ru/vopros/seks-eto-grex/

На данный момент в обществе существует стабильно высокий интерес к магии и колдовству. Одновременно с этим, изменились формы проявления и реализации данных явлений. Во-первых, после начала и середины XX века европейская магическая традиция существенным образом дополняется восточной религиозной и магической традицией, философией. Во-вторых, набирает обороты «цифровизация» колдовства – в частности, люди, профессионально занимающиеся колдовством, предлагают свои услуги через социальные сети, ведут блоги, активно взаимодействуют с сетью Интернет. Помимо этого, в сети Интернет активно разрабатывается и создается т. н. магический контент, в частности, мобильные приложения-гримуары с описанием магических приемов, заклинаний и мн. пр. Из христианской перспективы это явление от лица  беса — персонажа своего произведения «Письма Баламута» едко описал английский писатель К. С. Льюис. Этот опытный бес говорит: «Если нам когда-либо удастся создать изделие высшего качества — мага-материалиста, не только использующего, но и почитающего то, что он туманно и расплывчато именует “силами”, отрицая при этом невидимый мир, мы будем близки к победному концу». Колдовство с точки зрения православного вероучения Ветхозаветные установления осуждают колдовство и магию, а также людей, которые ими занимаются: «… не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это… » ( Втор.18:10 ). Занятие колдовством, в некоторых случаях, каралось во времена Ветхого Завета смертной казнью ( Исх.22:18 ). Апостолы предупреждают христиан: « Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют » ( Гал.5:19-21 ), и в другом месте: « Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою » ( Откр.21:8 ).

http://azbyka.ru/koldovstvo

Пс.44:8 ). – «Сына Давидова»: слово сын у иудеев употреблялось в разных значениях: оно означало сына в собственном смысле (ср. Мф.1:21 и др.), потом – лицо усыновленное ( Деян.7:21 . Евр.11:24 ), далее – потомка вообще ( Лк.19:9 . Деян.2:17 и др.), имело и другие не собственные значения. Здесь это слово означает потомка Давида, позднейшего члена из дома Давидова. Для евангелиста, писавшего свое Евангелие первоначально для уверовавших из иудеев, весьма важно было указать на Иисуса, как на потомка Давидова, потому что, согласно с обетованием, данным сему царю-пророку ( 2Цар.7:4 и дал.; 1Пар.17:11 и дал.; Пс.88:4 и дал.; Ис.11:1 и дал.), именно из его рода должен был произойти Мессия; и эта уверенность так сильна была в иудеях, что их нельзя было бы убедить, что Иисус есть Мессия, если бы им не было доказано, что Он происходит из рода Давидова (ср. Иер.23:5 . Пс.131:10,11 . Деян.13:23 . Ин.7:42 и др.). – «Сына Авраамова»: еще прежде Давида Аврааму, праотцу еврейского народа, дано было Богом обетование, что из потомства его произойдет Мессия (Христос) Спаситель ( Быт.12:3, 21:12 , ср. Евр.11:11–12 . Гал.3:16 ), и для евангелиста по тем же причинам весьма важно было показать, что Христос происходит от рода отца верующих – Авраама. Таким образом, родившийся в уничижении Иисус, сын Марии и мнимого отца своего Иосифа, был, по обетованиям, потомок отца верующих Авраама и величайшего из царей еврейских Давида. «Но почему евангелист не назвал прежде сыном Авраамовым, а потом уже Давидовым? – Потому что Давид особенно славился у иудеев как по знаменитости его деяний, так и по времени жизни, ибо умер гораздо после Авраама. Хотя Бог дал обетование тому и другому, но об обетовании, данном Аврааму, как о давнем, мало говорили, а обетование, данное Давиду, как недавнее и новое, повторяемо было всеми (ср. Ин.7:42 ). И никто не называл Христа сыном Авраамовым, а все называли сыном Давидовым. Посему евангелист упоминает сперва о Давиде, как известнейшем, а потом обращается к Аврааму, как родоначальнику, и поскольку говорит иудеям, то излишним считает начинать родословие с древнейших родов» (Злат., ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

5. В отношении к человечеству а) крест Спасителя наружный послужил снятию греха, тяготевшего над человечеством по преступлению Адама: И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, и пригвоздил ко кресту ( Кол.2:13–14 ). Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Петр.2:24 . Ср. Евр.9:15 ); б) крест послужил освобождению от клятвы: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ); в) к примирению с Богом: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертию Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол.1:19–22 ). 6 . Что сделал Спаситель посредством наружного креста в отношении диавола? Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды, и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ). Примечание. Что здесь говорится о победе над начальствами и властями диавольскими, это видно из следующих мест: Кол.1:13 ; Еф.6:12 ; Ин.12:31 ; Евр.2:14 . 7 . Какое значенье получил крест со времени прославления его Иисусом Христом столь великими плодами? а) Крест стал собственным Иисусу Христу и потому называется в слове Божием «крестом Иисуса» ( Ин.19:25 ), «крестом Его» ( Мф.27:32 ). Он стал знамением Самого Иисуса Христа, т. е. знамением Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом: Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою велико» ( Мф.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010