Здесь под «знаменитыми» нужно разуметь старейших апостолов, которым апостол Павел предлагал благовествование, проповедуемое им среди язычников: Гал. 2:1–2 . Деян. 15:4 . Смысл приводимого места будет такой: как бы важен ни был авторитет старших, знаменитых апостолов в деле учения, для меня (ап. Павла) он не представляет ничего особенного, потому что я действую по откровению Божию, а Бог на лица не взирает; знаю только одно, что я ничему не научился от знаменитых апостолов (Феофилакт. толк. к Галат, стр. 134 – 160); следовательно, против покорности властям здесь ни слова не говорится, тогда как в других местах тот же ап. говорит, что противящийся власти – противится Божию установлению: Рим. 13:2 . Гал. 2:1 .Потом, чрез четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2 . Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь, или подвизался. Деян. 15:4 . По прибытии же в Иерусалим, они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними, и как отверз дверь веры язычникам. Гал. 4:29 . Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. 30 .Что же говорит Писание? изгони рабу и сына ее: ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. ( Быт. 21:10 ). 31 .Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Примеч . Покоряющихся богоустановленным властям людей сектанты считают «рожденными по плоти» «рабами», а себя «рожденными по духу» и «свободными» от покорности властям. Для правильного понимания этого места нужно иметь в виду, что апостол убеждает галатов утверждаться в принятом ими благовестии Христовом: 5:1, и не соблазняться распространяемым лжеучителями учением о законе Моисеевом. Сарра с Исааком, по сравнению апостола, означает закон благодати, верующих, Агарь же с Измаилом – закон Моисея, иодзаконников. Агарь с сыном, по наставлению Сарры, была удалена, так и закон Моисеев должен уступить место закону благодати, а потому разбираемое место никоим образом не оправдывает сектантского лжетолкования о том, что православные, будто «рожденные по плоти», гонят сектантов, «якобы рожденных по духу». Напротив, православные желают для всех единства веры: Еф. 4:3, 13:14 и умоляют заблуждающихся быть для Господа покорными всякому человеческому начальству: 1Пет. 2:13–14 , а сектанты не только не выполняют этой апостольской заповеди сами, но еще соблазняют и других простодушных людей, как ; бы забывая строгий приговор соблазнителям ( Мф. 18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И как Сын Божий по плоти подвергся закону не за Себя, то есть не для того, чтобы исполнив закон, снискать Себе или жизнь вечную, или высшую какую-нибудь степень славы, но за нас и для нас исполнил его. Закон требовал от нас и совершеннейшей покорности, и наказания временного и вечного за учиненные преступления. И то и другое Христос подъял на Себя, соделавшись окончанием, исполнением закона. Весь закон исполни ( Мф.10:4 ). Он не только исполнил его Своим повиновением, делами, но и страданием. Потому что подъяв на Себя наши слабости и претерпев за нас всю строгость закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ), исполнил закон, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:5 ). Для совершенного исполнения закона сего Он не восхотел отвергнуть и обрезания. На восьмой день после рождения Он самым первым излиянием кровавых капель положил начало будущего искупления Своею кровью и одновременно как бы обязался исполнить весь закон. Обрезание всеми иудеями было исполняемо. Авраам, отец верующих, первый принял и исполнил закон сей; Исаак в младенчестве, Иаков, именуемый Израиль, и все потомство их должны были, т. е. им вменялось в обязанность, обрезывать родившихся младенцев. И Христос исполнил сей долг, окончил Его Собой и дал закон обрезания духовного. Новый Завет учит нас, что обрезание и весь закон кончился, когда Христос торжественно, при последнем издыхании воскликнул: Свершилось! ( Ин.19:30 ) Да и святой апостол Павел напоминал апостолу Петру о свободе для христиан, снисканную заслугами Христа, когда говорил перед всеми: Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа ( Гал.2:14–16 ). XI. В частности, о страданиях Христовых Мы веруем «во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, распятаго за нас, страдавша и погребенна».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Пророчество посредством образа есть пророчество событий, а другое пророчество есть пророчество посредством слов; разумнейших (Господь) убеждал словами, а неразумных видением событий. Так как имело произойти событие великое, и Бог имел принять на Себя плоть; так как земля имела сделаться небом, и наше естество возвыситься до благородства ангелов; так как проповедь о будущих благах превышала надежду и ожидание, — то, чтобы новое и необычайное, явившись внезапно, не смутило тех, которые тогда будут его видеть и слышать, (Бог) заранее предызображал (все это) посредством дел и слов, и, таким образом, приучал наш слух и зрение и приготовлял будущее. А это и было то самое, о чем мы говорили, т. е. что означает пророчество посредством образа и что означает пророчество посредством слова: одно — посредством событий, другое — посредством слов. Скажу тебе пророчество и событием и словом об одном и том же: « как овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен » (Ис. 53:7). Это пророчество словом. А когда Авраам приносил Исаака, то, увидев овна, запутавшегося рогами, принес его в жертву на самом деле, и в нем, как в образе, предвозвестил нам спасительную страсть. 5. Хочешь, докажу тебе делами, что как я говорил, оба эти завета имеют одного Законодателя? Видел овна в (пророчестве посредством) слова (Ис. 53:7): познай (его) и в событии. « Скажите мне вы, желающие быть под законом » (Гал. 4:21). Хорошо (апостол) сказал: « желающие быть », — потому что (они) не были; а если бы были под законом, то не были бы под законом. Слова эти, может быть, загадочны: (объясним их). Закон внимательных (к нему) приводит к Христу; а кто отвергает Учителя (Христа), тот не знает и детоводителя (закона, Гал. 3:25). Потому, говорит « скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной, в этом есть иносказание » (Гал. 4:21–22, 24). Видишь пророчество посредством события? Иметь жен — не слово, а событие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ипполиту Римскому, либо сщмч. Дорофею , еп. Тирскому († ок. 362), исследователями отвергается, т. к. туда включены имена людей, существование к-рых ставится под сомнение, напр. Кифа (имя, данное Петру,- Гал 2. 9), Кесарь («из Кесарева дома», т. е. уверовавшие во Христа от царского дома,- Флп 4. 22) (Собор св. 70 апостолов. С. 20; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6-11), однако это не исключает того, что в них присутствуют имена современников Иисуса Христа, действительно избранных Им в числе 70 учеников. Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Апостольское служение ап. Павла Савл был призван Христом после Вознесения Господа. Но несмотря на исключительность обстоятельств, при к-рых он стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства и, более того, позволяет уточнить саму природу этого служения. Как и Двенадцать, Павел был призван Самим Господом. И к нему в полной мере относятся слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин 15. 16). Хотя Савл был призван через неск. лет после Воскресения (Деян 9; 22; 26), принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал 1. 1). По дороге в Дамаск совершилось то, к чему он был предназначен еще «от утробы матери» (Гал 1. 15). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать всех, что он в полной мере соответствует его критериям. «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор 9. 1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор 11. 5). Ап. Павел обращается к авторитету Самого Христа, когда ему необходимо подтвердить законность своего служения, поскольку источником его, как и для Двенадцати, является Сам Господь. Двенадцать до выхода на проповедь длительное время обучались и готовились к служению, пребывая в постоянном общении с Господом. Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным. От видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло неск. лет, в течение к-рых «Савл более и более укреплялся» (Деян 9. 22). Свящ. Писание впервые называет его «апостолом» только в Деян 14. 4. Этому предшествовала проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской Церкви и прямое указание Св. Духа на его избранничество (Деян 13. 2). Апостолы, проповедующие народу. Миниатюра Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/75732.html

И если когда, то именно в эти праздничные дни каждый истинно верующий во Христа должен посвящать себя на служение Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях: Лк.24:53 ; Деян.20:7 . И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники ( Кол.2:16 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании праздничных дней О праздниках вообще Гал.4:9–10 . «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». Объясн. Галаты приняли проповедь о Христе от апостола Павла, оставили язычество и утверждались в христианской вере. Но среди Галат, в отсутствии апостола, появились Иудействующие лжеучители: Гал.1:7 , которые старались унизить апостола Павла и убеждали Галат принимать обрезание и соблюдать закон Моисеев, т.е. чтить праздники и посты не христианские, а иудейские, посему апостол и укоряет Галат за их совращение: Гал.1:6 . Нужно было достигнуть того, чтобы Галаты держались главы – Христа, не обольщаясь и не надмеваясь самовольным и бесполезным служением: Кол.2:18–22 . К праздникам и постам христианским эти слова апостола не могут относиться уже по одному тому, что сам апостол соблюдал посты: 2Кор.6:5:11:27 , чтил богослужением «первый день недели» (Воскресение): Деян.20:7 , и повелевал не осуждать за праздник: Кол.2:16 . Кол.2:16 . «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Объясн. Здесь говорится о праздниках, которые суть – тень будущего: ст.17, т.е. праздниках ветхозаветных, как, например, Суббота: Исх.31:14 , Пасха: Исх.12:11–14 ; понятно, эти праздники не имеют места в христианстве, где уже сами апостолы заменили субботу следующим за ней днём воскресным: Деян.20:7 ; Откр.1:10 ; так же и Пасха наша, Христос, заклан за нас: 1Кор.5:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцев, делать добрые дела (преп. Никон). Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внушено тебе было от врага. В этот день одни только противни­ки плачут, верные же все радуются (преп. Иларион). ...Изволите вопрошать мою худость, что полезно ли вам ехать на Святках к родным для известного дела, или нет. Но как вы сами предчувствуете, гадательствуете, что может последовать неприятность, в таком случае прошу оставить сию поездку, ибо такие спасительные дни. Если будут сими-то упражнениями почитаться, то уже христианам несвойственно, а в такое время нам послушать пророка, глаголющего: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс.26, 4) (преп. Лев). По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т. п., то к вечеру можно поработать (преп. Амвросий). Святой апостол Павел пишет: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал.5, 25—26). И еще: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5, 16). И еще: «вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал.6, 1). Апостольские сии слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники, т. е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями (преп. Амвросий). Празднословие ...Я писал не об уединении, а обуздании языка от празднословия и вредных от сего последствий, рассеяния и помрачения ума; уже не так будет приятно чтение после рассеянности (преп. Макарий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Того, Кем он живет. Здесь никакой похвальбы, но единственно внутреннее единение с началом, с Христом. Святые ничего сами не знают о плоде святости, который они приносят. Левая рука не знает, что делает правая. Если они хотят здесь что-нибудь знать, если они хотят впасть в самосозерцание, тогда они близки ко времени отторжения от корня, и время их плодоношения недалеко. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22;). Рядом со святостью общины (Церкви) здесь является в ясном свете святость отдельного христианина. Но источник один и тот же — единство со Христом, единство с Его телом. Как отстранение от мира продолжается в зримой борьбе с ним, так и личностное спасение состоит в борьбе духа с плотью. Святые видят лишь борьбу, нужду, слабость и грехи в их собственной жизни; и чем непорочней они стоят на пути спасения, тем более они сознают себя как умучающихся, смертных во плоти. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24;), они еще во плоти, но именно поэтому вся их жизнь должна стать верой в Сына Божия, Который начал жить в них (Гал 2:20;). Христианин умирает каждодневно (1Kop 15:31;), но хотя тело его страдает и умирает, внутренний его человек обновляется изо дня в день (2Кор 4:6;). Плотское умирание святых имеет единственный смысл в том, что Христос начал жить в них Духом Святым. Святые умирают во Христе и Его жизни. Теперь они более не нуждаются в самочинных страданиях, которыми могли бы только лишний раз утвердиться в собственной плоти. Христос — их ежедневное умирание и их ежедневная жизнь. Поэтому в них действует та радость, что рожденный от Бога не может больше грешить, что грех больше не властен над ним, что он умер для греха и живет в духе 24 . «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» (Рим 8:1;). Бог любит своих святых, ибо Он есть Тот, Кто действует в их борьбе и умирании, и плод святости, от которого должны быть святые, в том и заключается, что он

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Несмотря на его, Павла, немощи, через его страдания Христос и проповедуется с тем большим успехом 405 . В этом контексте и обретает выражение ставшая знаменитой мысль: Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор. 12:9 ). Показательно, что тема страданий заявляется буквально с первых строк послания, уже в традиционном благодарении: 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! 5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 2:3–5 ). § 33. Послание к Галатам Послание к Галатам также относится к числу бесспорно аутентичных, наиболее характерных посланий ап. Павла с ярко выраженными, даже незабываемыми особенностями. По объему оно среднее, скорее тяготеет в большим посланиям, так что в каноне Нового Завета закономерно занимает место после больших Рим. и 1 и 2 Кор. Не будет преувеличением сказать, что Гал. – «одно из самых страстных и полемичных произведений Библии» 406 . Редкие библейские строки написаны с таким волнением и пристрастием. Объясняется это не просто пылкостью натуры ап. Павла, а тем, что в Гал. он полемизирует с богословием, которое грозит извратить Благую весть в ее самом главном аспекте. Если в 1 Кор. Павел писал на не менее волнующую тему созидания единства церковной общины при сохранении разнообразия служений в ней, то здесь дискутируется вопрос скорее вероучительный, но также основополагающий: значение соблюдения Закона как свода определенных правил и заповедей для спасения (оправдания) человека. Так в христианский словооборот вводятся в обновленном понимании термины «Закон», «благодать», «оправдание», «свобода» и др. Особо важное значение приобретает понятие «вера». В Гал. затрагивается волнующая тема: соотношение свободы – самого драгоценного и труднопонимаемого, трудновместимого дара Божия – и Закона, в рамках которого «привычнее» находиться человеку, рассчитывая «заслужить» праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Подобное случилось с Галатами. Обрезание, наблюдение за днями, месяцами и годами все эти атрибуты еврейской религии увлекли их в привычную и понятную область плотских символов. Как смотрит на это апостол Павел? Отрицая в них присутствие христианского разума, он заключает свое обличительное увещание таким призывом: к свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом ( φορμν) к угождению плоти; но любовью служите друг другу ( Гал.5:13 , Гал.3:1 ). И это после того, как образ действий Галатян назван возвращением на немощные стихии (4:9). Образ мышления Галатян осужден, потому что в нем инициатива ( φορρμ) передана плоти. Чтобы возвратиться к свободному от плотяности христианскому гносису, следует поработить себя любви или, что тоже, перейти в фазу пневматической жизни. Таким образом, плоть бичует человека, когда он усвояет ей самодовлеющее значение, и, заключая в таких случаях его мышление в полный тупик, заставляет возвратиться в интимные глубины своего духа, теоцентрировать свою жизнь, возлюбить Господа, что бы получить от Него познание и по инстинкту самосохранения утвердиться в любви ближнего своего, чтобы уничтожить инициативу своей плоти, которая ведет человеческую жизнь к саморазрушению ( Гал.5:15 ). Апостол знает состояние младенчествующего о Христе разума: я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. И тотчас говорится о тяготении коринфян к человеческому авторитету, по причине чего разрывался союз любви самое существенное в жизни христианина ( 1Кор.3:14 ). У коринфян и язык плоти. Они не выходят из круга повседневных представлений, на которых лежит печать земных опытов. Они разделились на группы по вопросу о конкретном объединяющем центре. Между ними споры и разногласия. Очевидно, на помощь им пришла логика и, аргументируя в интересах плоти, тем самым обнаруживает свою плотяность, зависимость от тех данных, которые предоставлены в её распоряжение жизнью тела и природой? Когда подобною логикою начали осмысливать христианскую жизнь, получился отрицательный результат.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Как же ему не трепетать, при виде св. Креста, когда в момент страдания на Кресте разрушено и погибло всё его царство, и теперь мы смело вопрошаем: «Смерть, где твоё жало, где твоя победа»? ( Ос. 13:14 ). Слово крестное, т. е. учение о кресте, почитании Креста, поклонении ему – лобызании его, ношении его на теле ( Гал. 6:17 ), осенении им себя на молитве, поставлении крестов на могилах умерших и т. п. – для нас, спасаемых, сила Божия есть, а для погибающих – юродство есть ( 1Кор.1:18 ). Апостолы не убегали от Креста, и напротив, хвалились им. «Я не желаю хвалиться, – говорил св. апостол Павел, – разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня Мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). И никто из верных Господу не бегает его. Теперь подумайте и посудите. Богоносные апостолы хвалились Крестом, и мы станем презирать святой Крест и убегать от него?! При таком поведении разве мы можем надеяться получить от Господа какое-нибудь благоволение? Апостол говорит: Подражайте мне, как я Христу; и я имею ум Христов ( Флп. 2:5 ; 1Кор.4:16 ). Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость от Господа ( Гал. 6:16 ). И именно так. Ведь и Христос не уходил от Креста, Он возжелал его, Он просил его Себе от Отца Небесного, Он тяготился от долгого ожидания того часа, когда будет пригвождён ко Кресту ( Лк.12:5 ), и так молился Отцу Небесному: «Отче, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя». «И прииде глас с небесе: и прославих и паки прославлю Тя ( Ин.12:28 . Флп. 2:9 ). Значит, по свидетельству слова Божия, Крест и для Отца, и для Сына Его – слава ( Ис. 60:13 ), а не бесчестие. Так почему же для некоторых из людей он – бесчестие?! Да потому, что они не того духа, какого духа истинные дети и истинные ученики Отца Небесного, и с Ним вместе Сына Его и Св. Духа. Принявши крестные муки, Иисус, сказано, ( Лк.24:51 ) вниде в славу Свою и вознесеся на небо. Верьте, что это так, и не иначе и должно быть. Не поверите, я словом Апостола и словом Самого Иисуса Христа имею право назвать всех, противящихся сему учению, безумными.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010