Лжеучения Ложные учения а) бывают препятствием к успеху в благочестии: Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:11,14 ); б) уничтожают веру: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры ( 1Тим.6:20–21 ). Именей и Филипп отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру ( 2Тим.2:18 ); в) ненавидимы Господом: У тебя есть держащиеся учения николаитов, которое я ненавижу ( Откр.2:15 ). Верующие научены Богом а) отвергать ложные учения: Сказал мне Господь: да не обольщают вас пророки ваши и гадатели ваши: они пророчествуют ложное именем Моим; возвещают видения ложные, и гадания, и пустое и мечты сердца своего; Я не посылал их ( Иер.14:14 ; Иер.29:8 ); б) остерегаться ложных учений: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я, и многих прельстят ( Мф.24:4–5 ; Лк.21:8 ). Научены апостолами избегать ложных учений: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ). Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь ( Евр.13:9 ). Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения ( 2Петр.3:17 ). Лжеучители а) искажают евангелие: Удивляюсь я, что вы переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал.1:8 ); б) учат заповедям человеческим: Лицемеры тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Мф.15:9 ; Мк.7:7 ); в) ставят предания человеческие выше слова Божия: Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? ( Мф.15:3 ). Оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого. Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? ( Мк.7:8–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ЛЮБОВЬ К БОГУ Что желающий любить Спасителя обязан исполнять все Его заповеди, изложенные в Святом Евангелии, это ясно засвидетельствовал Сам Спаситель: «Кто любит Меня, – сказал Он, – тот Слово Мое соблюдает... не любящий Меня, словес Моих не соблюдает» (см.: Ин.14:23–24 ). Любовь к Богу проистекает от хранения евангельских заповедей и соблюдается в сердце этим хранением: «если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей» (см.: Ин.15:10 ). Какой же плод любви к Спасителю? «Кто любит Меня, – отвечает Он, – тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюся ему Сам» (см.: Ин.14:21 ). Ученик, которого мысль была еще пригвождена к земле, услышав о явлении Спасителя возлюбившему и возлюбленному, думая, что обещающий явиться будет зрим очами телесными, вопрошает: «Господи, отчего это, что Ты хочешь явиться нам, а не миру» (см.: Ин.14:22 )? Иисус говорит ему в ответ: «Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (см.: Ин.14:23 ). – Это явление – в сердце. Это то явление, о котором сказал апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (см.: Гал.2:20 )! Это то явление, то пребывание Господа, которое должны ощущать все христиане, если они точно христиане! «Или вы не знаете самих себя, – говорит Апостол коринфянам, – что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» ( 2Кор.13:5 ). Вселение Господа в сердце – плод любви; любовь – плод хранения заповедей; хранение заповедей – плод знания их; знание их приобретается чтением Евангелия и молитвой. «В заповедях Твоих... поучуся» ( Пс.118:15,16 ), – говорит Пророк Духом Святым и в другом месте молится: «Не скрый от Мене Заповеди Твоея» ( Пс.118:19 ). От молитвы воссияет при чтении просветление. 268 . Нет в моем сердце для Вас укоризны. Есть в нем желание Вам душевной пользы, есть искренность. Принимайте слова мои с простотой и любовью, потому что они говорятся с простотой и любовью. Любовь не подозрительна, исполнена веры, я говорю о любви духовной, плотская любовь всегда растворена ревностью и подозрительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Похоть – всякое противоестественное, противозаконное греховное желание, влечение, страсть ( 1Кор.10:6 , 1Петр.2:18 ). Развращение сердца , влекущее ко злу и греху . Конфликт между запросами духа и плоти — святые отцы и учители Церкви называют похотью . Похоть плоти есть такое состояние внутренней дисгармонии человеческого естества, при котором удовлетворение физических потребностей наносит непоправимый ущерб потребностям духовным. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши рождает грех» ( Иак.1:14-15 ). Похоть – синоним страсти, то есть желания греха ( 1Кор.10:6 ). Похоть заключается в услаждении греховными помыслами человеческой души. Похоть – неестественное движение души , обнаруживающее ее греховную болезнь. Все человеческие греховные пристрастия могут быть названы похотью: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин.2:15-17 )»; «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию» ( Иак.1:14 ); «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». ( Гал.5:24 ). В узком смысле слова под похотью принято понимать блудную страсть. Однако любая страсть может быть названа похотью. Христианскому подвижнику предстоит борьба со страстями и похотьми. Приведем по данному вопросу мнение протоиерея Н. Иванова : Человек видит, что плоды от древа познания добра и зла хороши для пищи, то есть, что это хорошо для его материального существования, а все остальное в мире представляет собой лишь «пищу» для «я». Душа забывает о своей связи с Источником и со всей природой, она хочет лишь удовлетворения своих вожделений. Нормальное самоутверждение плоти и та радость ощущения, которая возникает при становлении, превращается в похоть – похоть плоти. Такова первая ступень грехопадения . Человек видит, что возникшее представление о новых возможностях, не только чисто материальных, хорошо для пищи, но и приятно для глаз, и желанно – хорошо для глаз и вожделенно, ибо дает душе удовлетворение. Целый комплекс душевных сил находит свое удовлетворение на пути вкушения добра и зла, то есть на том пути, где добро и зло – лишь одинаково приемлемые средства для удовлетворения желаний. В себе самом человек может помышлять: «Все то, что мне представляется, что ко мне относится, должно относится ко мне так, чтобы давать наслаждение».

http://azbyka.ru/poxot

6. Освящение человека или усвоение им заслуг Христовых может быть совершено только в церкви Христовой I. Под именем освящения разумеется действительное усвоение нам заслуг Христовых, или такое дело, в котором Всесвятой Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми ( 1Кор. 1:1 ; 2Кор. 1:2 ). «И сими [убо] нецыи бесте, – писал св. ап. Павел к Коринфским христианам, исчислив разные виды грешников, – но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). Это освящение, по словам древних учителей веры, составляет как бы главизну нашего спасения, завершая его собою, так что последнее без первого было бы еще не конченным. II. В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Бог Отец представляется источником нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого: «и Аз умолю Отца, – говорил Иисус Христос ученикам перед вознесением Своим на небеса, – и иного Утеиштеля даст вам, да будет с вами во век» ( Ин. 14:16 ); «Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему» ( Ин. 14:26 ). Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Явившись на землю, вскоре по вознесении Спасителя на небеса, чтобы усвоить нам дело спасения, Дух Святый с тех пор выну пребывает в церкви ( Ин. 14:16 ); возрождает грешников в таинстве Крещения ( Ин. 3:5 ), сообщается верующим в благодатных дарованиях, как «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» ( Ис. 11:2, 3 ); обитает в нас, как в храмах Своих ( 1Кор. 6:19 ); «способствует нам в немощах наших» ( Рим. 8:26 ), производит в нас плоды духовные: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ) и все другие, так что «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). Сын Божий представляется виновником нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого Своею крестною смертию. А потому, если Дух ниспослан от Отца на землю: то не иначе, как по ходатайству Сына ( Ин. 14:16 ), во имя Сына ( Ин. 14:26 ), и никогда бы не был ниспослан, если бы Сын не совершил на кресте дела нашего искупления, и, вследствие Своих заслуг, не был прославлен ( Ин. 7:39 ). Потому же Сын изображается раздаятелем Духа Святого всем верующим и жаждущим «воды живы» ( Ин. 7:37, 38 ), и благодать Духа называется обыкновенно «благодатию Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 16:24 ; 1Кор. 16:23 ; 2Кор. 13:13 ; Гал. 6:18 ; Фил. 4:23 ; 2Сол. 3:18 ), или «благодатию Христовою» ( Гал. 1:6 ; 2Кор. 12:9 ), «благодатию, данною о Христе Иисусе» ( 1Кор. 1:4 ; 2Тим. 1:9 ), и сам Дух Святой – «Духом» Христовым ( Рим. 8:9 ), «Духом Сына» ( Гал. 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Желание Запрещены: а) желания сладострастные: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:6–7 ; Иак.1:13–15 ); б) желания корыстолюбивые – зависть: Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал.5:26 ). [Святой апостол Павел учит, что] все исполненные неправды, блуда, лихоимства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распри, обмана, злоречия, злонравия… ( Рим.1:29–32 ), царствия Божия не наследят ( 1Кор.6:9–10 ). Зависть есть грех диавола: Завистью диавольскою смерть вниде в мир ( Прем.2:24 ). От зависти происходит всякое несчастие: Где зависть и рвение, ту нестроение и всякая злая вещь ( Иак.3:16 ). Средства к избежанию нечистых желаний: а) господство над злыми желаниями: Если делаешь доброе: то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго: то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт.4:7 ). Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Тим.2:22 ). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ); б) подражание святым: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще ( Евр.12:1 ); в) последование увещаниям слова Божия: Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Рим.6:12 ; сн. Еф.4:22–24 ); г) бодрствование и молитва: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна ( Мф.26:41 ). Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ( 1Петр.2:11 ); д) довольство своим состоянием: Спрашивали его [св. Иоанна Предтечу] также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк.3:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Patrologia Orientalis. T. XIX. P. 511 — 512. 2 Ovres completes de Gennade Scholaris. T. I. Paris, 1928. 3 Лк. 11:28. 4 Лк. 11:27—28. 5 Лк. 10:41. 6 Первая Красота — Бог. 7 Т. е. без ущерба для Себя. 8 Кор. 7:32. 9 Рождения Господа нашего Иисуса Христа. 10 Ср: Лк. 1:43 и Мф. 3:14. 11 Вероятно, следует понимать душу и тело и соответствующие им добродетели, которые все в лице Пресвятой Девы нашли совершенство. 12 Лк. 11:27—28. 13 Ин. 1:1. 14 Т.е. мip. 15 С этого места св. Георгий Схоларий говорит о Флорентийской унии, представляя слушателям всю пагубность ее как для православного сознания, так и для Византии. 16 2 Тим. 4:3. 17 Гал. 5:44. 18 Т.е. апостольское служение. 19 Гал. 1:10. 20 Ин. 5:44. 21 Здесь говорится о принятии греками на Флорентийском соборе римско-католического учения о превечном исхождении Духа Святого не только от Отеческой, но и от Сыновней Ипостаси, что выражается в словах «Filioque», внесенных латинянами в Никейский Символ веры. Св. Георгий Схоларий подчеркивает, что это учение противоречит непосредственным словам Господа нашего Иисуса Христа, говорящего, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26) и др., а также противоречит православному учению, находящемуся у Св. Отцев, которое ставит Отца единственным Началом бытия Св. Духа. 22 Мне представляется, что здесь намек на св. Марка Ефесского. 23 Флп. 4:9. 24 2 Тим. 2:23—24. 25 Это место не совсем ясно; возможно, что оно, как заключающее непосредственный политический совет, небезопасный для дипломатических отношений Византии с Западом, сознательно сказано прикровенно. Св. Георгий советует обратиться «к народам» ( τα θνη ): этим термином прежде всего обозначаются варварские народы. Быть может, св. Георгий советует императору и Сенату резко изменить политику, порвать с Западом и заключить союз с турками. Лучше быть под турками, чем потерять Православие. Такой смысл намечается и в некоторых иных местах Слова св. Георгия Схолария. 26 Быть может, абсолютную нейтральность. 27 Быть может, среди турок. 28 Это было время постоянных и ни к чему не приводящих диспутов, обычно имевших место во дворце императора, между ревнителями Православия и сторонниками Унии или непосредственными латинянами, о несерьезности которых св. Георгий Схоларий упоминает и в своем письме к св. Марку Ефесскому, см.: Patr. Oriental. T. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3025...

ПАСХАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ Настоятеля Свято-Троицкого монастыря и Архипастырское Послание ко дню Святой Пасхи – 5 (18) апреля 1971 года. «Егда же идясте … се, Иисус срете я глаголя: радуйтеся!» ( Мф.28,9 ) . Так повествует Божественное Евангелие о явлении Воскресшего Господа женам-мироносицам. Можно себе представить, сколь велика была радость жен-мироносиц, а затем и всех учеников Господа, когда великая истина Его преславного Воскресения стала для них очевидной и несомненной. И вспомнили они тогда слова Его, сказанные на Тайной Вечери им в утешение «паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» ( Ин.16,22 ) . Эта радость о Воскресшем Господе озаряла весь жизненный путь первых христиан. Во имя этой святой и светлой радости, они отрекались добровольно от личной собственности, от высокого положения в обществе, от земной славы и почета, от всех благ и удовольствий мирской жизни. Эта радость побуждала их идти с ликованием и победными песньми на страшные мучения за Имя Христово, на сожжение, на растерзание львам, на колесование и распятие. Эта же чистая и святая радость побуждала затем весьма многих богобоязненных мужей и жен отрекаться во имя ее от всех земных радостей, презирать все земное, оставлять свои обычные жилища и водворяться «в горах, и в вертепах, в пропастех земных» ( Евр.11,38 ) , чтобы быть ближе ко Христу и приискреннее соединиться с Ним еще здесь в земной жизни. Для этого они «распинали плоть свою со страстьми и похотьми» ( Гал.5,24 ) , «срасраспинались Христу» , чтобы и «воскреснуть с Ним» ( Гал.2,19   ; Кол.3,1 ; Рим.6,3–11 ) . И самым употребительным приветствием у христиан долгое время было: «радуйтеся!» Нет религии более радостной, чем христианство – конечно, христианство истинное, православное, ибо христианство это есть светлое и радостное благовестие о Христе, распятом «нас ради человек и нашего ради спасения» и тридневно воскресшем из мертвых. В основе христианства лежит радость пасхальная. В наше тяжкое, полное скорбей, поистине апокалиптическое время ни в чем другом мы так не нуждаемся, как именно в этой чистой светлой пасхальной радости. Она одна только может дать нам духовные силы и необходимую бодрость духа к перенесению всех постигающих нас в современной жизни безчисленных испытаний; она одна только может помочь нам отрешиться от всего тягостного земного и возноситься духом горе на небеса, «идеже есть Христос одесную Бога сидя» ( Кол.3,1 )  и куда мы сами, в свое время сподобимся взойти к Нему, в уготованные Им нам небесные обители ( Ин.14,2–3 ) , если до конца здесь на земле, несмотря ни на какие скорби, испытания и соблазны, пребудем верными Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

А.В. Попов Поучение в Ситхинском Соборе в неделю по Воздвижении Прихожу к вам, братие, с сим св. крестом, который некогда составлял достояние Ситхинского собора и который ныне мною возвращается вам. С сим крестом прихожу к вам в те дни, когда св. Церковь износит крест на поклонение верующим, празднуя воздвижение Креста Господня. Посему и настоящее слово мое к вам будет слово крестное, слово о кресте: не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята ( 1Кор.2:2 ). О чем же говорит и чему поучает нас крест Господень? Первее всего он говорит нам о том, что Господь наш Иисус Христос , распятый на кресте, совершил спасение людей. Своими крестными страданиями Христос принес жертву в удовлетворение правде Божией за грехи людские и примирил род человеческий с Богом; в то же время, в муках крестных Он обновил человеческое естество и возродил нашу падшую природу, подобно как жена в муках рождает отроча свое. Далее крест Христов напоминает нам и о нашем кресте, о том, что, по слову Христа, мы должны взять крест свой, так как только путем креста можем внити в царствие Божие. Нередко соседние с вами проповедники говорят, что для спасения человеку достаточно только уверовать во Христа; но они прельщаются, не ведуще Писания, хотя и хвалятся знанием его. Иже Христовы суть, говорит Св. Апостол Павел, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). Если крестом Христовым совершено спасение всего рода человеческого, то и каждому для его спасения надлежит сораспятъся Христу, водрузить в своей душе крест, на котором и распять своего ветхого греховного человека с его страстьми и похотъми. Чрез это усвояется христианином спасительная сила Креста Христова, и в душе его воображается Христос ( Гал.4:19 ); таковый вместе с Апост. Павлом может сказать о себе: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (2, 20), и таковый действительно наследует живот вечный и спасение. Но кроме этого «внутреннего» креста, у христианина есть еще и внешние кресты, которые посылаются Господом каждому из нас: это – скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи, обиды и т.п. У кого их нет?! От них не избавляет ни богатство, ни знатность. Зачем же дает Господь эти кресты? Иные из вас знают, как добывается зерно из сжатого колоса: его выбивают цепами, вымолачивают. Слыхали вы также, что и золото очищается от посторонних примесей через огонь. Так и наша душа чрез скорби очищается, просветляется, возвышается и износит из себя чистое семя добра. Христианин также знает, что здесь он только странник и пришелец, что отечество его на небе; а странник, пока он находится вне дома своего, по дороге терпит разные лишения и неудобства. Должны терпеть их и мы, братие. Мы должны безропотно нести крест, посланный от Бога, ибо только в таком случае он и будет спасителен для нас. В горе не ропщи, другим не завидуй и не предавайся отчаянию, а лучше смирись, покайся в грехах своих и исправь жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Наместник Киево-Печерской Лавры обратился к президенту и премьеру Украины 24 июля, 2017. Новостная служба В своем письме митрополит выразил беспокойство в связи с событиями последних лет, которые происходят вокруг Киево-Печерской Лавры и Церкви вообще 24 июля. ПРАВМИР. Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры обратился с открытым письмом к президенту и премьер-министру Украины с просьбой «положить конец разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни». В своем письме митрополит от имени священноначалия и братии Киево-Печерской Лавры выразил беспокойство в связи с «событиями последних лет, которые происходят вокруг Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и нашей Церкви вообще». «Попытки некоторых средств массовой информации и радикально настроенных политических деятелей поднять свои рейтинги через наведение клеветы на Лавру, обвинения в незаконном строительстве священноначалия монастыря и руководства Киево-Печерского заповедника, которое тоже прилагает усилия для возрождения Лавры, как достояния не только украинского народа, но и всего человечества, вызывают у нас справедливое возмущение», – говорится в письме. Митрополит ответил на обвинения братии монастыря в сотрудничестве с террористами и иностранными спецслужбами. «Мы заявляем, что мы являемся людьми верующими, гражданами своего государства Украины, ни один из братии не имеет паспортов любой другой страны, и мы дети единой Поместной канонической Украинской Православной Церкви, которая является частью Святой Соборной Апостольской Церкви», – говорится в послании митрополита. «Среди политиков есть такие, которые спекулируют на теме духовности, оставаясь в душе атеистами или забыв, в какой Церкви приняли Святое Крещение. Попытки протянуть через Верховную Раду Украины направленные против Украинской Православной Церкви законопроекты, которые попирают не только Конституцию Украины, но и нормы международного права, прикрываются разговорами о духовности. Однако понимание слова «духовность» у этих людей находится на советском атеистическом уровне, когда истинный смысл духовности, как действия Святого Духа в человеке, был подменен разговорами о так называемой культуре и образовании. Каждому истинному христианину известно, что духовность определяется плодами Духа, которыми, по словам св. ап. Павла, являются: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23)», – пишет митрополит Павел.

http://pravmir.ru/namestnik-kievo-pecher...

8.3. Отличие от завета с Авраамом 8.5. Смысл закона Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 8.3. Отличие от завета с Авраамом В чем отличие завета Синайского от завета, который заключил Бог с Авраамом? Там говорилось: «ходи предо Мною и будь непорочен; Я буду Богом твоим...» (Быт. 17:1, 7) Здесь, мы можем увидеть то же самое: «ходи предо Мною и будь непорочен; Я буду Богом твоим, и вы будете моим народом». Но в данном случае условие — «ходи предо Мною и будь непорочен» — подробнейшим образом детализируется в связи с тем, что ходить пред Богом и быть непорочным мало кто был способен. В законе по некоторым подсчетам 365 запретительных заповедей – того, что не нужно делать и 278 положительных, что делать нужно. Понятно, откуда потом берется вопрос к Спасителю: «какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:36). Представьте себе, если у вас порядка шестисот пятидесяти пунктов инструкций, регулирующих жизнь, легко ли будет жить? Здесь вместо головы нужно иметь компьютер. Кроме того, как быть, если две заповеди друг с другом пересекаются? Поэтому Сам Христос свидетельствовал, что никто не исполняет закон. О том же и апостолы свидетельствуют, что никому не удавалось исполнить закон в полном объеме ввиду его сложности и высоты требований. Чего стоит такая заповедь: «не пожелай того, что у ближнего твоего», если и христианами, обновленными и укрепленными благодатью, не всегда эта заповедь исполняется. Что же можно было требовать от людей ветхозаветных? Зачем же тогда было давать такой закон? Ведь те же самые элементарные понятия о честности, милосердии, сострадании можно было изложить в простых и понятных для немощного человека заповедях, чтобы, сохраняя их, он имел мир с Богом. В этом-то все и дело. Богу не нужны дела человеческие. Богу нужен сам человек. Поэтому не ради того, чтобы человек мог быть перед Богом «хорошим» даны эти заповеди, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20). 8.5. Смысл закона Апостол Павел говорит, что «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24). Заповеди закона были устроены таким образом, что человек, который стремился всем сердцем угодить Богу через соблюдение заповедей, через изучение закона, несомненно, приближался к тому, чтобы познать необходимость спасения и необходимость пришествия Христова на землю. Речь идет о таком отношении к закону, какое представлено в 118 псалме, когда заповеди пытаются исполнить из любви к Богу, а не в надежде получить какое-то вознаграждение.

http://sedmitza.ru/lib/text/431021/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010