Христос восседает у Богородицы на левой руке, образующей вокруг Него подобие византийского престола с низкой полукруглой спинкой. Божия Матерь, рождшая и носившая на руках держащего «вся рукою Господа» 68 , – «престол высокий превознесенный». Как Вседержитель Христос и изображается на иконах «Одигитрии»: Он прямо развернут в мир, правой рукой благословляет, в левой руке у Него свиток – один из наиболее многозначных христианских символов. Бог Слово, Вторая Божественная Ипостась, является творческой силой Бога. Поэтому книга 69 в древней Палестине имела очень широкий мистический смысл. Во-первых – это Сам Бог, Его Божественная природа, Которая заключает в Себе Божественное Слово ( Иез.2–3 ). В образе книги или свитка представлено также все Творение, призванное к бытию Словом: это книга земного и небесного Бытия ( Пс.59:9, 138:16, 39:8 ); это небо земное ( Откр.6:14 ) и небо как место пребывания чинов ангельских ( Ис.34:4 ). Кроме того, свиток – это Книга Жизни ( Исх.32:32–33 ; Флп.4:3 ; Откр.13:8, 20:15, 21:27, 22:18–19 и др.), и список судеб человеческих ( Иер.36 ), и список грехов человеческих – проступков против Бога ( Иов.14:17 ). Свиток употребляется в Священном Писании и как образ гнева Господня ( Зах.5:1–2 и др.). Одно из его значений также образ Закона, данного Бога людям ( Втор.28:58–61; 29:20–21 и др., 2Пар.25:4, 34:24 и др. Гал.3:10 и др.). В святоотеческой литературе свитком называли и Саму Пресвятую Богородицу. Так, святитель Григорий Палама в «Беседе на спасительное Рождество Богородицы» говорит о Ней: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово» 70 . Как о новом свитке ( Ис.8:1 ), «который приготовило совершающее все Слово Божие , чтобы Самому писать в нем, как тростью, языком Божиим – Духом Святым», пишет о Богородице прп. Иоанн Дамаскин в «Слове» на Её Рождество 71 . В иконах «Одигитрия» свиток всегда имеет несколько значений, одни из них постоянны, другие меняются. Часто образ Богородицы соединяется с символом свитка и творения, и Божия Матерь осмысляется как совершенная Книга, где написалось Божественное Слово, творившее мир. «Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаем» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Что желающий любить Спасителя обязан исполнять все Его заповеди, изложенныя во святом Евангелии, – это ясно засвидетельствовал Сам Спаситель: «Кто любит Меня, – сказал Он, – тот Слово Мое соблюдает. Не любящий Меня, словес Моих не соблюдает» ( Ин. 14:23–24 ). Любовь к Богу проистекает от хранения евангельских заповедей и соблюдается в сердце этим хранением: «если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей» ( Ин. 15:10 ). Какой же плод любви к Спасителю? – «Кто любит Меня, – отвечает Он, – тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам» ( Ин. 14:21 ). Ученик, котораго мысль была еще пригвождена к земле, услышав о явлении Спасителя возлюбившему и возлюбленному, думая, что обещающий явиться, будет зрим очами телесными, вопрошает: " Господи, отчего это, что Ты хочешь явиться нам, а не миру?» Иисус говорит ему в ответ: «Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»( Ин. 14:22–23 ). Это явление – в сердце. Это то явление, о котором сказал Апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос!» ( Гал. 2:20 ). Это то явление, то пребывание Господа, которое должны ощущать все Христиане, если они точно Христиане! " Или вы не познаете самих себя, – говорит Апостол Коринфянам, – что Иисус Христос в вас, разве только вы не то, что должны быть?» ( 2Кор. 13:5 ). Вселение Господа в сердце – плод любви; любовь – плод хранения заповедей; хранение заповедей – плод знания их; знание их приобретается чтением Евангелия и молитвою. «В заповедях Твоих поучуся» ( Пс. 118:15 ), – говорит Пророк Духом Святым; и в другом месте молится: «Не скрый от Мене Заповеди Твоя!» ( Пс. 118:19 ). От молитвы возсиявает при чтении просветление. Отец Небесный Сам подает все нужное для временной жизни тому, кто ищет Царствия Небеснаго, почему преподобные Отцы наши, оставив все прошения о земном, молились только об одном – об очищении от грехов. А как Господь, преподавая после Тайной Вечери ученикам Своим высочайшия заповеди, повелел призывать в молитвах Свое всесвятое Имя, то святые Отцы присовокупили прошение об отпущении грехов к имени Господа, и их молитвы были кратки, но Небо отверзающия слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва делалась их непрестанным, почти единственным мысленным занятием. «Имя Иисусово, – сказал один из них, – да соединится с дыханием твоим». Сам Апостол Павел говорит о себе: «Я разсудил ничего не знать в вас, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 2:2 ). Но чтоб вселился в нас Христос, это дело не одного дня или двух, сказал святый Иоанн Златоустый , но многих лет и годов. Притом, желающий стяжать Христа, должен отречься от всего: нельзя работать миру и вместе Богу. Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовою, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждаго. Для многих бывает достаточным следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Писания приписывается делам и нравственным свойствам. В Ное, например, хотя восхваляется вера, воодушевлявшая его при построении ковчега, – и посему он называется наследником правды, яже по вере ( Евр.11:7 ); но в книге Бытия показывается, что еще до повеления о создании ковчега Ной обрел благодать пред Богом своею правдою и совершенством ( Быт.6:8–9 ). В примерах Авраама и Раавы св. Апостол Иаков указывает преимущественно на дела ( Иак.2:21–25 ), – а если св. Апостол Павел похваляет их за веру ( Евр.11:8 ); то так, что эта вера представляется опять в чертах, изображающих, бесспорно, нравственную их деятельность. Таковы суть, в отношении к Аврааму: оставление земли своей (послуша изыти), переселение в страну неизвестную (не ведый, камо грядет), пребывание в земле обетования, как чуждой, жизнь странническая, без постоянного жилища в шатрах, наконец принесение в жертву единородного сына, сына обетования. Вообще вера является здесь, как особенная сила духа в стремлении к своему назначению, в преданности водительству Божию, как повиновение Богу с пожертвованием собственных пожеланий и наклонностей, с полным самоотвержением. Вера есть душа души облагодатствованного человека; ибо Апостол говорит: праведный от веры жив будет ( Гал.3:11; 2:20 ). Как душа, доколе пребывает в теле, не может не обнаруживать своего присутствия в органах тела; так вера не может не заявить своего присутствия в обнаружениях души: в ее мыслях, желаниях и чувствованиях. Верный и мыслит по закону веры, и желает по внушениям веры, и действует сообразно с верою. Живя духом, он духом и ходит ( Гал.5:25 ), умерщвляя деяния плотская ( Рим.8:13 ) и принося «плод духовный во всякой благостыни и правде и истине» ( Еф.5:9 ). Вера есть победа, победившая мир ( 1Ин.5:4 ) – с его похотью тройственною ( 1Ин.2:16 ). Посему тот лжет, кто говорит, что верует, а между тем побеждается сквернами мира: он чужд веры; ибо плотоугодники, по слову Апостола, отделили себя от единства веры ( Иуд.1:19 ); корыстолюбцы – заблудиша от веры ( 1Тим. 6:10 ); о честолюбцах сам Господь говорит: «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще» ( Ин.5:44 )? Все это показывает, что вера имеет самое близкое отношение к христианской деятельности, как живое ее начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Разбойническое нападение амаликитян – это образ плотских страстей, воюющих на душу. Плотские страсти – это грехи плоти, обратившиеся в страсть, или страстно совершаемые. Грехи плоти – это вообще дела ветхого человека, или растленной грехом нашей природы, противоположные подвигам жизни духовной, или жизни в общении с Богом мыслями, желаниями, действиями, с отсечением чувственных и земных пристрастий. Ближайшим образом к грехам плоти относятся грехи любострастия и сластолюбия. Явлена суть дела плотская, говорит апостол Павел, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, пиянство ( Гал.5:19,21 ). Но наряду с этими грехами, живущими в чувственности и питающими ее, апостол относит к делам плоти также вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, волшебства ( Гал.5:20 ). Эти грехи, хотя по-видимому не имеют связи с чувственностью, на самом деле имеют плотской характер. Кто увлекается ими, тот увлекается большей частью под влиянием одних чувственных впечатлений, без всякого рассуждения, подобно неразумному животному, управляемому слепым инстинктом. Животное, например, не может не злиться, когда его дразнят. Так и гневливый человек выходит из себя, когда его оскорбляют или ему покажется, что его оскорбляют. Но животному простительно злиться: оно неспособно возвыситься над неприятными для него впечатлениями силой рассуждения, которого не имеет. Человек же может стать выше их, может избегать неприятных столкновений с ближними, а при неизбежности этих столкновений может успокоить себя христианскими рассуждениями. Гневливый человек в припадке гнева теряет способность к христианским рассуждениям, и в этом положении в нем не видно не только христианского, но и вообще человеческого достоинства – в нем сказывается одна животная, а не духовно-разумная природа, в нем господствует плоть, а дух подавлен ею. Не доводи себя, душа христианская, до столь унизительного состояния, восстани и побори плотские страсти, как Иисус Навин восстал против Амалика и поборол его. Когда духовный Амалик – диавол нападет на тебя со своими искушениями и сможет возмутить в тебе мир – поспеши отразить его страхом Суда Божия, памятью смертной, подвигами терпения и самоотвержения, но паче всего молитвой и крестным знамением. Ибо и Иисус Навин победил Амалика не одним только личным мужеством, но при молитвенной помощи Моисея: Моисей молился с воздетыми к небу руками, изображая Крест, которым Христос победил диавола и в котором даровал и нам залог победы над нашими видимыми и невидимыми врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но грех , – неизбежный удел падшего в прародителях человека на земле, воюющий непрестанно на духа, проникает и в зиждемый на верном основании храм нашего духа. Посему новая обязанность зиждущего из себя храм духовный христианина – содействием Святого Духа очищать и благоукрашать храм свой, как по устроении очищается и благоукрашается внешний храм, назначаемый для служения Богу. Святой Апостол Павел, сказав коринфским христианам, что они – храм Бога живого, и подтвердив сие обетованиями Божиими, данными еще в ветхом завете, продолжает: сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякие скверны плоти и духа ( 2Кор.7:1 ). – Дух Святой есть Дух чистейший; чтобы быть обителью, храмом Его необходимо быть чистым: ибо кое причастие правде к беззаконию, или кое общение свету ко тьме ( 2Кор.6:14 ); очистим убо себе от всякие скверны плоти и духа. Необходима чистота тела и плоти; ибо Апостол говорит: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Духа суть; прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших ( 1Кор.6:19–20 ). Все противозаконные дела и пожелания телесные и плотские не должны осквернять христианина, как несовместные с назначением его тела – быть храмом Святого Духа. – Исчислив дела плоти, каковы суть: идолослужения, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости и подобная сим, святой Апостол Павел присовокупляет: таковая творящий царствия Божия не наследят ( Гал.5:19–21 ), и, следовательно, не могут соделаться храмами Духа Святого. Но еще более сквернится человек сквернами духа, от которых зависят и скверны плоти. Посему, христианину, устрояющему себя во храм духовен, еще более необходимо заботиться об очищении скверн духа: очисти прежде внутреннее, говорит Сам Христос, да будет и внешнее чисто ( Мф.23:26 ). Особенную заботу требуется приложить об очищении сердца: ибо от него исходят все помышления злая, сквернящая человека ( Мф.15:19–20 ), и, следовательно, в нем заключается то, что сквернит святыню внутреннего храма духовного. При невнимательности христианина к устроению своего храма духовного и беспечности, там созидается капище: там являются идолы чувственности, богатства, мирской славы; там жертвенники привычки и наклонности; там являются лики их – обольстительные образы страстей; там приготовления для совершения им служения – мысли, советы и правила, внушаемые миром, там строится храм другому, а не Духу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иерусалим в это время представлял огромный лагерь пилигримов: площади, улицы (по сторонам), крыши домов, сады, дворы, окрестные поля, горы и долины – всё застраивалось палатками. Главные постановления и обычаи праздника содержали указания и намёки на те чудные дела Иеговы, которых свидетелем был Израиль в продолжение длинного времени странствования в пустыне. Совершавшаяся каждое утро во храме жертва возлияния напоминала о воде, чудесно изведённой из каменной скалы Моисеем. Брали в руки ветви древесные, особенно красивых дерев, пальмовые, широколиственные и вербу речную, и так веселились пред Господом. Так как праздник приходился вскоре после собирания плодов ( Втор. 16:13 ), то весело праздновали его, давали большие пиршества, и вина было немало по собранию винограда. Праздник был такой весёлый, что Плутарх сравнивал его с праздником в честь Бахуса (у язычников). Это был последний из великих праздников (осенний); такого праздника не было уже у иудеев до Пасхи (полгода). 3. Ин. 7:3 . Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин. 2:12 ; Мф. 12:46, 13:55 п.; Деян. 1:14 ; 1Кор. 9:5 ; Гал. 1:19 . 4. Ин. 7:4 . Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ин. 3:20, 6:30, 18:20, 11:54, 14:22 . 5. Ин. 7:5 . Ибо и братья Его не веровали в Него. Пс. 68:9 . Братья Его: названные, а не родные (см. Мф. 13:55 и 3–5 парал.; Мф. 1 и прим.). – Сказали Ему и пр.: речь их объясняется тем, что они не веровали в Него, как замечает далее сам евангелист (ст. 5). – Выйди отсюда: т. е. из Галилеи, где доселе в продолжение полутора лет действовал Христос, и иди в Иудею, и именно в Иерусалим на праздник кущей, куда на то время стекалась со всех сторон огромная масса народа. – Чтобы и ученики Твои и пр.: под учениками разумеются, очевидно, последователи Господа в Иудее и других местах, кроме Галилеи. Что таковые были в Иудее, и во множестве, на это указывает прежнее замечание евангелиста о них – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Трансформация Крещения Святым Духом в таинство Миропомазания также имеет недвусмысленные параллели в ветхозаветной обрядности, где через помазание Дух Господень поставлял пророков ( 3Цар.19:16 ), царей ( 1Цар.9:16;16:12 ; 3Цар.1:34 ; 1Пар.16:3 ; 2Цар.2:4 ) и священников ( Исх.30:30 ; Лев.6:20 ). Завершая анализ взаимосвязи христианского Крещения с иудейским омовением прозелитов, следует обратить внимание на крещальную формулу «во имя... (ες τ νομα)» ( Мф.10:41–42; 18:20 ; Деян.8:16; 19:5 ; 1Кор.1:13, 15 ; Гал.3:27 ; Рим.6:3 ). Подобное словосочетание не употреблялось ни в классическом греческом, ни в койнэ, ни в языке LXX. Зато его еврейский эквивалент, «ле-шем», широко представлен в текстах мишнаитского периода: «во имя Небес» (Авот 4. 11); «во имя Имени» (Зевахим 4. 6); «во имя гор» (Хуллин 2. 8); «во имя горы Гаризим» (Авода Зара 3. 13); «во Имя Которого» (Нидда 5. 6). Таким образом, естественно будет предположить, что выражение ες τ νομα является греческой калькой с выражения «ле-шем», употреблявшегося в первоначальной Иерусалимской Церкви. Рукоположение Ветхозаветное священство было наследственным и определялось причастностью к колену Левиину. Преемство же фарисейских законоучителей осуществлялось через рукоположение. В фарисейской традиции оно называлось «смиха» (букв. «опереться»), так как посвящающий раввин клал руки на голову посвящаемого, буквально опираясь на него. Традиционно первое рукоположение видели в посвящении Иисуса Навина, когда «Моисей… взял Иисуса, и поставил его перед Елиазаром священником и перед всем обществом, и возложил на него руки свои и дал ему наставление, как говорил Господь через Моисея» ( Чис.27:22–23 ). Обряд возложения рук воспринимался как акт посвящения Богу и в отношении человеков, посвящаемых на служение Богу, и в отношении жертвенных животных, приносимых Ему в жертву ( Исх.29:10,15,19 ; Лев.4:15;8:14,18,22 ; Чис.8:12 ; 2Пар.29:23 ). Согласно традиции фарисеев, от Иисуса Навина линия преемства тянулась через всю историю Ветхозаветной общины спасения. В мишнаитскую эпоху, когда раввинское рукоположение стало нормой, законоучители тщательно сохраняли сведения об этой преемственности – «кто кого посвятил»: «р. Йоханан Бен Заккай поставил р. Элиезера и р. Йошуа; р. Йошуа поставил р. Акиву; р. Акива поставил р. Меира и р. Симеона» (Санхедрин 1. 19а).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

а) укрепляются Богом в брани: Бог препоясывает меня силою; научает руки мои брани, и десница Твоя поддерживает меня ( Пс.17:33,35–36 ). Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Борющиеся с тобою будут как ничто ( Ис.41:10,12 ). Я подвизаюсь силою Христа Иисуса, действующею во мне могущественно ( Кол.1:29 ). Господь предстал мне и укрепил меня, и я избавился из львиных челюстей ( 2Тим.4:17 ); б) утешаются Богом: Мы были стеснены отвсюду: отвне – нападение, внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас ( 2Кор.7:5–6 ); в) воздают благодарность за победу в брани: Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать ( 2Кор.2:14 ). Ободрение выдерживать брань: Не бойся, ибо Я с тобою. Вот в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя, – будут как ничто и погибнут препиравшиеся с тобою. Будешь искать их – и не найдешь их, враждующих против тебя ( Ис.41:10–12 ). Верные одерживают победу в брани: а) действием Божьим: Все преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим.8:37 ). Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:57 ). Они победили кровью Агнца ( Откр.12:11 ); б) чрез веру: Пророки верою побеждали царства, были крепки на войне, прогоняли полки чужих ( Евр.11:33–34 ). Сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:4 ); в) над плотью: Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ); г) над миром: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин.5:5 ); д) над диаволом: Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и вы победили лукавого ( 1Ин.2:14 ). Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре ( Рим.16:20 ); е) над смертью и гробом: Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо земля извергнет мертвецов; оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела ( Ис.26:19 ). Поглощена смерть победою ( 1Кор.15:54 ). Воздаяние от Бога победителям: побеждающий а) не потерпит вреда от второй смерти ( Откр.2:11 ); б) облечется в белые одежды; не изглажу, сказал Господь, имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред ангелами Его ( Откр.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2) ап. Павел часто употребляет слово «Е.» без уточняющих определений: вероятно, для него это слово являлось устоявшимся термином, понятным без дальнейших разъяснений. Тем не менее слово «Е.» имеет в его писаниях несколько значений: а) в 2Кор. 8:18 ; Флп. 4 Павел подразумевает под Е. проповедь Благой Вести; в 1Кор.9 Е. означает прежде всего собственно Благую Весть, а затем уже ее проповедь; б) Павел, в отличие от евангелистов, не отождествляет Благую Весть с проповедью Царства Божиего, хотя учение о Царстве Божием занимает в его посланиях важное место ( Рим. 14:17 ; 1Кор. 4:20 ; 1Кор. 6:9 ; Кол. 4:11 ; 1Фес. 2:12 ; 2Фес. 1:5 ). Павел нигде не дает исчерпывающего определения Е., а называет лишь отдельные его положения: Иисус – предвечный Сын Божий, как человек – Он потомок Давида; Иисус умер, был погребен и воскрес ( Рим 1 и след.; 1Кор. 15:3–5 ; 2Тим. 2:8 ); Он – превознесенный Богом Господь ( Флп. 2:9–11 ) и Судья ( Рим. 2:16 ). Итак, Благая Весть в посланиях Павла тождественна той, которую, в соотв. с названием своих трудов, стремились передать евангелисты: Иисус – это Помазанник Божий (Христос) и Его деяния – это спасение, даруемое Богом человеку и ради человека ( Мк 16 и след.; Рим. 1:16 ); в) для Павла, как и для евангелистов, Е. – это нечто большее, чем просто сообщение и провозглашение. Е. – это сила Божья, которая открывается в благовествовании «ко спасению» человека ( Рим 1 и след.; 1Фес. 1:5 ). В Е. открывается правда Божья ( Рим. 1:17 ), которая отправляет грешника на суд, но она же и оправдывает его по вере (⇒ Послание к Римлянам ). Т.о., Е. воздействует на жизнь человека и приводит его к встрече с превознесенным Христом, которая может стать для человека спасением или неспасением, в зависимости от того, уверует он или нет (см. 1Кор 1 и след., где Е. передано как «слово о кресте», ср. 1Кор. 1:17 ). Поэтому Павел говорит о Евангелии Божием ( 2Кор. 11:7 ; Рим. 1:1 ) или Христовом ( Рим. 15:19 ; 1Кор. 9:12 ), причем Христос одноврем. является и глашатаем Благой Вести и ее сутью; д) Павел нередко говорит о благовествовании, называя его «мое» или «наше» ( Рим. 2:16 ; 2Кор. 4:3 ; 2Тим. 2:8 ). При этом, однако, он не имеет в виду какое-то особое Е., поскольку его благовествование совпадает с проповедью других апостолов ( 1Кор. 15:1–5 ; Гал. 2:6–9 ). Он лишь подчеркивает, что это благовествование вверено и ему так же, как апостолам; в качестве особого поручения он должен был нести Е. язычникам ( Деян. 20:24 ; Рим. 15:20 ; 1Кор. 4:15 ). Но это было все то же благовествование об Иисусе Христе, повсюду сохраняющее свою действенность;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Блаженство их называется в слове Божием «сокровищем небесным»: имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Это – слова также самого Спасителя нашего. Они были произнесены к юноше, который обладал несметным богатством и которому предлагалось разделить между нищими его богатство. Значит в этих словах Спаситель противопоставляет нынешнему земному богатству собрание на небе всяких драгоценностей (сокровище). К какому же заключению приходим отсюда? – Следовательно будущие сокровища столько же превышают цену нынешних, как высоко отстоит небо от земли. Притом можно совершенно успокоиться за целость их; потому что они предпосланы туда и хранятся там, куда не достигнут ни рука грабителя, ни искра огня, ни моль ( Мф.6:19–20 ). Вечное блаженство праведников у богодухновенных писателей называется «наследством», но опять же небесным, а не таким, какое достается ныне иным счастливцам от их родителей или родственников: в наследие нетленно..., соблюдено на небесех ( 1Петр.1:4 ). Рад бывает ныне наследник богатому наследству, но в то же время обременен заботою, как ему сохранить это наследство, т. е. в чьих руках или в какой кладовой быть его наследству, а затем – как ему проводить дни в том случае, если он проживет все, до последнего рубля. Небесное же наследство праведников будет вполне обеспечено от подобной утраты и истощения. И во многих местах у богодухновенных писателей прилагается к царству небесному слово: наследят ( Мф.12:29, 25:34 ; 1Кор.6:9 ; Гал.5:21 ). Наследство людьми большею частью получается без всяких предварительных трудов и заслуг: не трудились – не приобретали, а получают; иные даже совсем не надеялись, ничего не ожидали, а удостаиваются какойлибо доли наследства. Так точно и праведники удостоятся радостей царства небесного незаслуженно или свыше своего труда, только-лишь по праву своего родства с Отцом небесным, или по всыновлению Отцу небесному чрез Иисуса Христа. Для изображения блаженной вечности праведников употребляются в слове Божием нынешние человеческие праздники и торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010