р) обитает в верных: Дух истины с вами пребывает, и в вас будет ( Ин.14:17 ). Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас ( 2Тим.1:14 ); с) утешает: Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии… при утешении от Святого Духа умножались ( Деян.9:31 ); т) сообщает любовь Божию: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 ); у) дает правду, мир, радость: Царствие Божие не пища и питье, но праведность, мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Плод духа: любовь, радость, мир ( Гал.5:22 ); ф) производит надежду: Бог надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры ( Гал.5:5 ); х) облегчает и помогает верным в молитвах: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствуем за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ); ц) свидетельствует духу верных об их усыновлении: Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим.8:15–16 ); ч) запечатлевает верных для искупления: Уверовавши во Христа, вы запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего для искупления удела 14 в похвалу славы Его ( Еф.1:13–14 ). Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ). 14 «Для искупления удела». Под уделом можно разуметь: 1) Божий удел и 2) наш. 1) Удел Божий – все верующие из иудеев и язычников. Сколько их должно поступить в удел Божий, предопределено свыше. Апостолы, преисполненные Духа, ходили по миру и набирали достойных поступить в него. Всякий верующий печатлелся Духом и вступал в удел Божий с сим знамением. Тут то же происходило и происходит доселе, что бывает, когда какой хозяин полагает собрать себе стадо овец; поверенные его ходят и закупают, на всякую купленную овцу полагая хозяйскую печать. Когда исполнится число, полагается конец закупкам: стадо считается полным, соответственным намерению хозяина. Так и в отношении к царству Христову благодатному. Оно удел Его, – и состоит, по Его слову, из овец. Апостолы посланы были приобретать их; после их то же дело продолжают преемники их. Когда исполнится все, – и те, о коих сказал Господь: И тыя Мне подобает привести… будут приведены, и стадо духовное станет полно по предначертанию; тогда конец всему. Цель настоящего порядка вещей исполнится. Все же совершает благодать Духа, пребывающего на земле в Церкви, – и пребывает она для искупления удела Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2). Господь воздает не по молитвам за умерших, а по делам их: «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ; ср. Рим.2:6 ; Гал.6:7 ; Откр.20:13 ). В указанных местах речь идет о всеобщем суде, на котором все услышат последний приговор, и участь каждого определится на всю вечность ( Мф.25:46 ), и когда действительно, никакая молитва не принесет пользы. До наступления же страшного суда мздовоздаяние грешникам и праведникам неокончательны, а только предначинательны, и милосердный Бог дарует время для развития по молитвам Церкви тех зачатков добра, с какими скончались покаявшиеся грешники, чтобы и они сделались достойными воскресения к блаженной жизни. 3). «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7 ), следовательно, молитвы за умерших излишни. Молитвы за умершего и есть то, что он посеял; ведь молятся за людей, делавших добро (ср. Лк.16:9 ). Когда молятся дети за родителей, пасомые за пастыря, облагодетельствованные за благодетеля, то обнаруживает возрастание семян, посеянных в сердцах их умершими, пожинающими за это от Бога помилование. 4). «Человек никак не искупит брата своего» ( Пс.48:8 ). Пророк Давид говорит не о молитве за умерших, а о неизбежности для всех смерти ( Пс.48:10–12 ), от которой человек не искупит (не избавит) брата своего, «но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» ( Пс.48:16 ). 5). «Какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мк.8:37 ). Между тем богатые дают деньги на поминовение. Денежные приношения за молитвы об умерших не есть «выкуп» за душу, потому что в мире нет ничего ей равноценного, а есть или дар Богу ( Лк.21:4 ), или вознаграждение за труд ( Лк.10:7 ; 1Кор.9:7–14 ) тем, которые молятся. Когда богатые делают пожертвования в пользу церкви или служителей ее, то они, по слову Божию, приобретают себе друзей богатством неправедным ( Лк.16:9 ) и не подлежат за это осуждению. 6). Мы не знаем участи умерших, о которых молимся: быть может, некоторые из них уже получили от Бога прощение и изведены из ада, а другие отвержены навек, почему молитвы за умерших бесплодны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

2Кор.12:14 . «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Объяснение. Апостол, изображая свой образ действий в Коринфе, не ставит его в общее правило; не брал он содержания от Коринфян потому, что хотел иметь больше успеха в проповеди: 1Кор.9:12 , не хотел подвергаться хотя бы и несправедливым нареканиям в своекорыстии: 1Кор.9:1:5 ; а хотел иметь некоторую похвалу и награду: 1Кор.9:16–18 . Этого нельзя ставить в общее правило, ибо это вызывалось исключительными обстоятельствами и, между прочим, тем, что, по словам апостола, чрезвычайно любя Коринфян, он был менее (недостаточно) любим ими: 2Кор.12:15 . Тот же апостол сам изобразил общее правило относительно взимания апостолами и пастырями платы за своё служение: 1Кор.9:7–14 ; Гал.6:6 . Гал.6:6 . «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Объяснение. Отсюда видно, что и в первенствующей или апостольской Церкви было священноначалие, так называемое ныне духовенство, пользовавшееся доходами от своих пасомых: ст.7–14; Флп.4:14–16 . 2Фес.3:8–9 . «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». Объяснение. На этих словах нельзя основываться в отрицании вознаграждения за личный труд пастырей, ибо тот же апостол Павел пишет, что другим церквам причинял издержки: 2Кор.11:8 , и хвалил Филиппийцев, что они приняли участие в его скорби и нужде: Флп.4:14:16 ; а Сам Иисус Христос даже повелел есть и пить в том доме, в котором апостолы будут жить для проповеди: Лк.10:7 . 1Тим.5:18 . «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» ( Втор.25:4 ; Мф.10:10 )». Объяснение. Из этого видно, что сугубая честь достойнейшим пресвитерам должна заключаться не в одних чувствах и словах, но должна выражаться умножением средств их пропитания и увеличением вознаграждения за их труд: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; 1Кор.9:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ближайшее назначение христианской Церкви – распространять христианскую религию посредством учения и посредством совершения благодатных священных действий (таинств), как видно из слов Иисуса Христа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Значит, назначение Церкви должно состоять в том, чтобы направлять людей на путь, ведущий к Богу и помогать им достигать вечного спасения. Об этом сказал Иисус Христос в таких словах: «проповедуйте Евангелие всей твари; кто будет веровать и креститься (примет участие в Церкви), спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Если христианская Церковь назначена руководить людьми и содействовать им к достижению вечного блаженства, то отсюда само собою понятно, что всякий человек должен подчиниться руководству Церкви и для этого вступить в число членов христианской Церкви. Это видно из слов Иисуса Христа: «слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). «Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Поэтому Апостолы строго осуждали лжеучителей ( Гал.1:8 ), и говорили, что они не могут получить блаженства ( Гал.5:19–21 ; Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 ; Иуд.11–13 ; 2Ин.7–9 ). Также и Отцы Церкви христианской всегда считали принадлежность к истинной христианской Церкви необходимым условием спасения. Даже было высказано такое положение: «вне Церкви нет спасения». Это положение вытекает из учения, что есть только одна истина, только одно христианство, только одна истинная христианская Церковь . Этим положением высказывается, что для спасения нужно принадлежать к истинной христианской Церкви. Кто же сам произвольно отделяется от Церкви, кто принимает еретические учения, кто сознательно не повинуется установлениям Церкви, кто отлучен от Церкви, в наказание, по примеру Апостола Павла ( 1Кор.5:6 ), все таковые находятся вне Церкви и не получат спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Слова апостола Павла ( 1Кор.11:4–16 ) о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательный, а «обычай» (ст.16), относящийся до житейских «приличий» (ст.13). Кроме того, мнение это апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст.2 сравн. Мф.28:3 ), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст.4 и 5 срав. 1Кор.14:34 ), говорит не «нас», а «вас» (ст.14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других священных мест (см. Лев.21:5 ; Исх.29:4:6, 9:15 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия О вознаграждении за труд (требы) священнослужителей Мф.10:8 . «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». Объяснение. Раздавать за плату благодать Божию никто не должен, но труд должен вознаграждаться пропитанием: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; Флп.4:16–18 ; 1Кор.9:7:11–14 ; Гал.6:6 . Ин.10:12 . «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Объяснение. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них, следовательно, это место относится всецело к самозваным пастырям: 1Тим.1:6–7 ; 2Пет.2:1–2 , а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10 ; Гал.6:6 ; и друг. Деян.8:18–20 . «Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Объяснение. Несмотря на своё недостоинство, «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» (ст.23), Симон Волхв хотел за деньги купить себе дар чудотворения, который даётся от Бога даром, по мере веры, и поэтому Симон был осуждён. Священнослужители если и получают вознаграждение, то не за благодать Божию, а за труды свои, по слову Писания: Лк.10:7 ; 1Кор.9:7:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2. О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Только верующие во Христа и сознающие свою греховность, т. е. взрослые, могут принимать крещение: «Кто будет вещать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет " ( Мк. 16:16 ). 1) Водное крещение, установленное Самим Господом Иисусом Христом, есть истинно и едино: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес. 4:5 ). Крещение очищает от греха, первородного и грехов произвольных: от греха первородного, – когда крестят младенцев, и от грехов произвольных и первородного, когда крестят взрослых. Что все люди, не исключая младенцев, заражены первородным грехом, об этом свидетельствует, слово Божие: «Кто родится чистым от нечистого? – говорит слово Божие, ни один» ( Иов.14:1–5 ). «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание в жизни» ( Римл. 5:12, 17–18 ; сравн. Быт. 6:5; 8, 21 ; Псал. 13:2–3, 142:2 ; 3Цар. 8:46 : Еккл. 7:20 ; Притч. 20:9 ; Сирах. 31:11 ; Иов. 14:1 – 5 ; Иер. 9:5 ; Дан. 9:5, 20 ; Матф. 4:17 ; Марк. 1:5 ; Мат. 3:5 – 10; Иоан. 3:36; 1 Ефес. 2:3 ; Римл. 2:5, 3:9–23 ; Гал. 3:10 ; Римл. 7:14, 19, 23 ; Иаков. 3:1–2 ; 1Иоан. 8:10 ). Следовательно, раз крещение очищает от грехов, то оно должно совершаться над всеми. Есть две власти, которым подчиняется человек, власть тьмы и власть света, середины нет. Крещение есть дверь чрез которую человек входит в дом Отца небесного И избавляется от власти тьмы ( Деян. 26:18 ). Если дети не крещены, то они находятся во власти тьмы, как не очищенные от первородного греха, нет никакого другого средства или священнодействия, в котором можно было бы помимо крещения, войти в царствие Божие: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

3:3.) .    (2) Другие же, напротив, сбросив узду, действительно подобны «коням женонеистовым», ржущим на жену ближ­него (Jer. 5:8.). Неспособные к самообладанию, они и других подстрекают лишь к делам сладострастия, придавая низменный смысл следующим словам Писания: «Раздели судьбу свою с нами; будем все иметь мы общий кошель, и один мешок пусть будет у нас». (Притч. 1:14.) (106, 1) Предостерегая против них, тот же самый пророк дает нам мудрый совет: «Не ходи в путь с ними; удержи свою ногу от дорог их; не напрасно пернатым сети расставляются. Те же, кто соучаствуют в крова­вых делах, на свои головы зло собирают». (Притч. 1:15—18) Иными словами, преданные своим порокам и учащие тому же ближних, они, согласно пророку, подобны «воинам, бьющим своими хвостами (ou)ra»)», или, как сказали бы греки, пенисами (kerko»). (2) Должно быть, пророчество намекает на сладострастных распутников, «воюющих хвостами», детей тьмы и чад гнева (Еф. 2:3.), кровавых убийц и насильников своих ближних. (3) «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом», — взывает апостол (1Кор. 5:7.). И опять, в гневе на им подобных, он учит нас «не сообщаться с тем, кто, называ­ясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе». (Гал. 5:11.) (4) «Законом я умер закону, — говорит он, — чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу и уже не я живу», как жил по своим желаниям, «но живет во мне Христос» жизнью непорочной и блаженной через мое послушание заповедям. Поэтому «тогда я жил по плоти», то есть следуя плотскому образу жизни, ныне же «живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». (Гал. 2:19—20) (107, 1) «На путь к язычникам не вступайте и в город Самаритянский не входите», — гово­рит Господь (Мф. 10:5.), отвращая нас от неверного образа жизни, ибо «кончина мужей беззаконных зла, и таковы пути всех, творящих беззаконие». (Притч. 1:18—19) (2) «Горе человеку тому, — говорит Господь, — и лучше было бы не родиться ему, чем хотя бы одного из избранных моих соблазнить; лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и потопили его в море, чем совратить ему и одного из моих избранных», ибо «имя Божие хулит­ся из-за них». (3) Поэтому прекрасно говорит апостол: «Я писал вам в послании не сообщаться с развратниками» (1Кор. 5:9.), и далее до слов «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». (1Кор. 6:13.) (4) Дабы показать, что брак не приравнивается к разврату, он добавляет: «Или вы не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится с нею одним телом?» (1Кор. 6:16.) Кто же назовет девственницу блудницей до замужества? (5) «Не уклоняйтесь друг от друга, — говорит апостол, — разве по согла­сию, на время». (1Кор. 7:5.) Выражение «не уклоняйтесь» указывает на рождение детей как обязанность вступивших в брак. Именно на это указывают и предшествующие им слова о том, что муж должен уделять должное внимание жене и наоборот. (1Кор. 7:3.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это не просто один из даров среди прочих, но полнота Духа, без Которого никакой дар, даже самый совершенный (познание, вера, мученичество, чудотворство), не имеет никакой цены. Таким образом, любовь есть та сила, которая животворит служения и которая роднит их со служением Единородного Сына, Страждущего Раба Господня. Итак, любовь является предельной основой нравственного поведения и человеческих отношений: «Любовь не делает ближнему зла итак, любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ). Апостол Павел постоянно призывает христиан жить в Духе: «Духом пламенейте» ( Рим.12:11 ), «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте» ( 1Сол.5:1920 ). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом...» ( Еф.6:18 ). «Исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ). Апостол Павел напоминает еще в послании к Галатам: «Поступайте по Духу... Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом» ( Гал.5:16, 18 ), «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона... Если же мы живем духом, то по духу и поступать должны» ( Гал.5:22–23, 25 ). Цель всего этого – «... крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть [...] и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» ( Еф.3:16–19 ). ж. Троичные тексты и формулы в Новом Завете В завершение данного исследования о троичной тайне в Новом Завете можно задать себе вопрос: существуют ли особые отрывки, которые указывали бы на развитое троичное учение (в частности, в посланиях апостолов Павла, Иоанна и Петра), которые содержали бы уже развитую христианскую доктрину, отражающую троичное сознание первохристианских общин? Выше уже говорилось, что первый подход к троичной тайне в Новом Завете может быть только христологическим. Но тайна Христова неразрывно связана с Откровением Святой Троицы. Таким образом, можно истолковать христологические тексты в троичной перспективе, например: благословения, которыми апостол Павел завершает свои послания (не только второе послание к Коринфианам, в котором благословение содержит троичную формулу).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

X. А вы укажите, где сказано, что надо крестить инвалидов, стариков и прочих. Если нет запрета, и специально не сказано, что нужно из всех народов ( Мф.28:19 ) выделять и лишать благодати именно младенцев, то все эти ваши построения — не более чем извращение Откровения в угоду доводам вашего греховного и падшего разума, который вы пытаетесь сделать советником Богу. А ведь пророк говорит: “Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?” ( Ис. 40:13 ) Но нужно заметить, что внимательный читатель увидит много прямых свидетельств, что апостолы крестили детей. Так, апостол Павел крестил весь дом Лидии ( Деян.16:15 ), темничного стража ( Деян.16:33 ), а в Коринфе — дом Криспа ( Деян.18:8 ). В первом послании к тем же коринфянам он говорил, что у верующей жены дети были нечисты, а теперь святы (7:14), а освящение, как говорится в том же послании, получает человек через Крещение (6:11). Апостол Иоанн пишет детям, “потому что прощены вам грехи ради имени Его” ( 1Ин.2:12 ), а это происходит только при Крещении и следующей за ним Литургии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ; ср. Деян.22:16 ). “Я весьма обрадовался, — говорит святой Иоанн о крещенных детях, — что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца” ( 2Ин. 4 ). То есть, православная практика введения младенцев в общение с Истиной (т. е. Христом) посредством Крещения (ведь все, во Христа Иисуса крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 )) есть прямая заповедь Отца. Так как же вы, протестанты, дерзаете отгонять от этого таинства тех, кого призвал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достойными этой благодати, то очевидно, и мы должны следовать Его воле. Но напоследок я должен заметить, что Писание прямо говорит, что дети достойны крещения. В день Пятидесятницы апостол Петр ясно говорит: “Покайтесь (заметим, что не добавил “все”, ибо дети не могут покаяться), и да крестится КАЖДЫЙ (т. е. без исключения) из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засвидетельствовать православное учение), и всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш” ( Деян. 2:38-39 ). Итак, Бог, несомненно, повелевает крестить младенцев по вере их восприемников, с тем чтобы, выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по чистому милосердию Создателя. К вам же я обращаюсь со словами апостола Петра: “Спасайтесь от рода сего развращенного” ( Деян.2:40 ) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь противление слову Господа, в котором вы сейчас находитесь, и отпадение от Его Церкви, есть грех ереси, о котором апостол Павел засвидетельствовал, что творящие его Царства Божия не наследуют ( Гал.5:20-21 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

В этом же смысле Церковь называется также православной, или правоверующей. В истинной Церкви должно быть все существенное, чем владела Церковь при апостолах: так, непрерывное преемство богоучрежденной иерархии должно восходить в ней к апостолам; в учении, священнодействиях и основах церковного устройства она должна быть верна апостольскому Преданию. Такое преемство и такую верность апостольскому Преданию имеет православная Восточная Церковь. Она осталась верной апостольскому Преданию в учении, молитве и управлении. Поэтому даже враги не могут упрекнуть ее в каких-либо новшествах или отступлениях догматических, литургических и канонических, и она с полным правом носит наименование православной, т. е. право или правильно, неизменно сохраняющей учение и те начала, какие были даны ей ее Основателем и апостолами. В апостольских посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: «...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ), или «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня...» ( 2Тим.1:13 ). Неоднократно отмечается в посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ); «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит.3:10 ). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом: «...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «...есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста...» ( Тит.1:10–11 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 218–219, 225–235; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 190–191, 197–201; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православнодогматического богословия. С. 233–239; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 55–70. Вопрос 51. Понятие о таинствах Церкви, число таинств. Происхождение учения о седмеричном числе таинств. Таинство Крещения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, его необходимость (Мф.28:18–20; Мк.16:16; Ин.3:5; Деян.2:38, 8:36,38; Гал.3:26–28; 1Кор.12:13). Крещение младенцев (Мф.19:14; Деян.16:14–15, 30–39; 1Кор.1:16). Неповторяемость Крещения (Рим.6:3–4; Еф.4:5) Ответ. Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010