напр. Пс.32:6, 9; 103, 19; 148, 4 ; 2Пет 3, 5 ; 2Кор.4:6 ; Евр.4и др.). Сам Спаситель на повествовании о сотворении человека утверждал нерасторжимость брака, как божественного установления, и порицал развод ( Мф.19:4–6 ), a ап. Павел отсюда же выводит правила, определяющие поведение и взаимное отношение в супружестве мужа и жены ( 1Кор.11:3–12 ; Еф.5:28–31 и др.). За историю принимали повествование Моисея и иудейские толковники (за исключением Филона), не выражая сомнения в его божественном происхождении. Такое же понимание было господствующим и в древнеотеческом учении о миротворении и в древнеотеческих толкованиях и беседах на Шестоднев. «Никто не должен думать, – говорит, напр., св. Ефрем Сирин, – что шестидневное творение есть иносказание» 25 . Новейшие защитники мнения об иносказательном характере Моисеева повествования о миротворении против принятия его за подлинную историю миротворения указывают преимущественно на невозможность будто бы согласить это сказание с выводами естественных наук. Древность, говорят, не обладала столь широкими и точными сведениями о природе, почему и возможно было тогда смотреть на библейский рассказ, как на чистую истину. Но открытия новейшей науки разрушают этот взгляд, почему и в сказании Моисея должно признать богооткровенной только мысль, что Бог – Творец мира, а все остальное в нем есть плод человеческих соображений. Нельзя признать основательным такое рассуждение. Если Библия и природа суть два органа откровения, если чрез ту и другую Бог говорит к человеку, если обе они суть как бы книги, писанные рукою Бога, чтобы человек читал в них истину, то не может быть противоречия между тем, что сообщает Библия, и тем, чему учит природа. Необходимо, однако же, помнить, что сказание Моисея не есть обыкновенное историческое повествование. Так как свидетелем творения никто из людей быть не мог, то предмет его мог быть открыт только Самим Богом. Оно есть откровение Божие, которое дано было, без сомнения, не только пророку Моисею, но и первым людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Этот флот совершал плавания на юг, в Эфиопию и в арабский Йемен, раз в три года и привозил оттуда золото, серебро, слоновую кость и два вида обезьян (а не павлинов, о которых говорится в английских переводах Писания) ( 3Цар. 9:26; 10:22 ) 43 . Для того чтобы обеспечить нормальную работу сложной системы дворцовых служб и программу строительства царь счел необходимым ввести регулярную систему сбора налогов не только с покоренных им народов, но и с израильтян. С этой целью он разделил северный Израиль на двенадцать административных округов, границы которых до некоторой степени соответствовали древнему племенному делению страны (3Цар. далее). В каждом округе он поставил своих «приставников», одной из основных обязанностей которых являлось наблюдение за тем, чтобы подвластный им регион обеспечивал двор продовольствием на один месяц в году ( 3Цар. 4:22–23 ). Ряд находок подтверждает подлинность такой районной организации. Так, в Вефсамисе, входившем в число главных городов одного из регионов, в котором некогда жило колено Даново, возможно, удалось обнаружить резиденцию главы региона Бен-Декера (Ben-Deker), пусть раскопки и носили предварительный характер. Поблизости обнаружен высокий фундамент большого здания с толстыми стенами, которое было разделено на три узких вытянутых помещения. Скорее всего, это сооружение использовалось для хранения зерна и других продуктов. Толстые стены и большое расстояние от земли до пола, вероятно, до известной степени, защищали зерно от порчи. Резиденция и зернохранилище, имеющее подобное же устроение, были найдены и в Лахише, в области колена Иудина. Здесь дворец сооружался на платформе, внутренность которой была заполнена землей, и, вероятно, относился к такому же типу построек, что и Милло («заполнение»?), построенный («и обстроил кругом от Милло и внутри») Давидом в Иерусалиме ( 2Цар. 5:9 ). Здания, о которых говорилось выше, возможно, и являлись «городами для запасов», построенными при Соломоне. Впрочем, здания Вефсамиса и Лахиша строились, скорее всего, еще при Давиде (к такому выводу возможно придти на основании анализа возраста керамики, найденной среди развалин).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Проблема этих людей заключалась в том, что место, где они собирались, чтобы получать наставления от Елисея, было слишком тесным, поэтому они решили совместно построить себе новое жилище. Долина Иордана, густо поросшая лесами, была наиболее подходящим районом для поиска необходимой древесины (по всей вероятности, это были акация, тамариск и ива). 6:5. Железный топор. Хотя описываемые события происходили в железном веке, а по мере усовершенствования технологии и методов плавления железо стало более доступным, железные инструменты оставались редкостью и стоили очень дорого. 6:6. «Всплывший» топор. Один из видов магии включает ритуалы соприкосновения и перенесения. Считалось, что путем соприкосновения с обладающими магической силой предметами можно передать некие свойства с одного объекта на другой. В библейском тексте не сообщается, кусок какого дерева отрубил Елисей, но в месопотамской практике в подобных ритуалах часто использовался тамариск. Несмотря на то что некоторые читатели, возможно, недоумевают, почему Божий пророк столь широко использовал методы, напоминающие магические ритуалы, факт остается фактом: эти методы воспринимались как магические древним наблюдателем; см. коммент. к 4:34; 5:11. 6:8–23 Ослепленные сирияне, захваченные Елисеем 6:9–11. Пророки, предоставляющие информацию военного характера. Среди примеров пророческой деятельности на древнем Ближнем Востоке нередко можно встретить рекомендации, данные пророками царям относительно ведения войны. Информация, предоставленная Елисеем, намного более конкретна, чем в примерах, известных по другим источникам. 6:13. Дофаим (Дофан). Расположенное в Tell Dothan, это внушительное городище занимает площадь около 25 акров. Оно находится в 10 милях к северу от Самарии на главном пути, которым пользовались торговцы и пастухи, направлявшиеся на север к долине Изреель. Местность вокруг города покрыта тучными пастбищами, поэтому Дофан превратился в крупный город уже в начале эпохи ранней бронзы (3200–2400 гг. до н. э.) и служил естественным ориентиром для путешественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   2:15—26 ­­ 1Езд.4:7—24    5:7—46 ­­ 1Езд.2:1—70    2Езд.5:47—63 ­­ 1Езд.3:1—13; 4:1—5    6:1—7­­ 1Езд.5:1—6    7:10—15 ­­ 1Езд.6:19—22    8:1—66 ­­ 1Езд.7:1—8    8:67—9­­ 1Езд.9:1—109:37—55 ­­ Неем.7:73—8:12    Таким образом, за исключением 2Езд.1:20—22 и 3 гл. — 5:6, все содержание рассматриваемой книги признается заимствованным из книг Паралипоменон, Ездры и Неемии. Находя, затем, сходство в терминологии и словоупотреблении (напр., κουθζω — 2Езд.8­­ 1Езд.9:13; λπασμα — 2Езд.9­­ Неем.8:10 и др.) второй книги Ездры с терминологией и словоупотреблением перевода LXX в означенных ветхозаветных книгах, предполагают, что извлечение сделано не по еврейскому оригиналу канонических книг, а по переводу LXX. Но так как не видно в ныне известном тексте второй книги Ездры очень точного сходства с текстом LXX в указанных канонических книгах, то это мнение и не общепризнанно. Некоторые предполагают, что автор пользовался еврейским оригиналом канонических книг, хотя имел перед глазами и текст LXX, относился лишь к оригиналу свободно. Но и из изложенных предположений несомненно, что кроме канонических книг у автора были почерпнуты сведения (в 2Езд.3—5:6) из других каких-то памятников. Указанное общепризнанное компилятивное отношение автора книги к каноническим писаниям не дает права считать ее лишь «повторением из предшествующих книг» (Олесницкий. Руков. свед. 45 стр. М. Арсений. Введ. 188 стр.). Нет, это все-таки отдельная «книга» с определенным планом, содержанием, самостоятельными вставками (3—5 глл.) и «местом» среди других библейских книг.    Вторая книга Ездры существует в греческом тексте. Имеем ли мы в существующем греческом тексте книги оригинал или лишь перевод, как в книгах Товита и Иудифь? Современные исследователи согласны, что в греческом тексте имеем оригинал книги. Кем и когда он составлен? Судя по употреблению греческого языка, обычно думают, что автор был иудей-еллинист, свободно владевший греческим языком. А на основании знакомства с переводом LXX, очевидно, не ранее ΙΙΙ-го века до Р.Х. могла появиться эта книга. Древнейшее известие о ней сохранилось у Иосифа Флавия, пользовавшегося ею более, чем каноническими книгами, в параллельных повествованиях (Древн. X и XI кн.). По употреблению же греческого языка и философской терминологии, по знакомству автора с книгой Премудрости Соломона справедлив общий вывод о происхождении ее или в последнем веке до Р. X. или в первом по Р. X., — в эпоху Флавия, писавшего по-гречески же. Автор книги неизвестен. В книге видят знакомство с Прем. Сол.7­­ 2Езд.4:35; Прем.8­­ 2Езд.4и др. — и с греческими философскими воззрениями. Если так, то можно думать, что автор был египетский иудей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   В слав. сына моего τν υιν μου (Мф.2:15), евр. .    Слав.: Ваалиму.    Собственно: и аз, греч.: κα γ.    Слав.: взях согласно с большинством греческих списков, не имеющих κα (евр. ). Ниже, в толковании, и Св. Кирилл приводит текст без κα.    Слав. с иным разделением: яко исцелих я. Во истлении человечесте привлекох и пр.    Пропуск в подлиннике. Из пояснительных слов τουτστιν οι εξ σραλ надо думать, что опущено слово Εφραμ.    Συνεπδισα.    Γγονεν (вернее: γγονα, см. текст у Фильда II, 958) ς τιθηνς (ο и η: здесь лучше η: ср. Чис.11:12: Руф.4и др.) τ φραμ. Ср. Вульг.: et ego quasi nutricius Ephraim. Евр. .    В Парижском и у Миня: ν ομφαα, но из дальнейшего толкования видно, что Св. Кирилл читал ομφαα без ν.    В тексте: τν καλοντα, зовущего вместо обычного: τν λαλοντα.    ομφαα меч.    Точнее: что тя устрою (διαθ)? Якоже Адаму положу (θσομαι) тя.    В тексте слова φησ нет, но оно необходимо.    Слав. его.    Ср. Ос.9:11. В слав.: и приидут — κα ξουσι (в Комплютенском и во многих греческих списках); у св. Кирилла: κπτσονται, как в других списках.    πιθσονται (Компл., Альд. и мн. др.); слав.: взыдут ­ πβσονται, как во многих греческих кодексах. См. Holmes and Parsons.    Κα λση Βαβυλν, κα ο γνση. Слав.: и пленен будеши, и не познаеши, яко Вавилон еси — κα λση, κα ου γνση, ς Βαβυλν, как в Алекс. и мн. др.    Ср. Ос.14:1. Слав.: понеже разгневал еси Господа.    Παρ τ μ κατοικεσθαι ατς.    Τβε. Слав.: сице — οτω (cм.Holmes and Pars.).    Слав.: Господь Бог. Θες опускает в этом месте и Феодорит согласно с еврейским.    ν σεβεα (Алекс., Компл. и др.); слав.: нечестиями — σεβαις, как читается в общепринятом греческом тексте.    Κα νος γιος κεκλσεται Θεο. Слав.: и людие святи прозвашася Богови ­ κα λας γιος κκληται. Глава 12 Ос.12:1. Ефрем же зол дух, гоняше зной: весь день тщетная и суетная умножаше, и завет со Ассирианы завеща, и елей во Египет посылаше.    Снова речь переходит от простого народа к царям из колена Ефремова, царствовавшим над Израилем в Самарии, которых и называет «злым духом» за непреклонность их души, за увлечение и необузданность в отступлении от Бога, ибо он «гоняше зной», говорит, то есть, хотя ему и можно было быть под Моею сению, он как бы переметчик уходил на зной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Мы, долу влачащиеся, можем найти и должны найти многие разные пути освобождения нашего внимания. Когда нам не удается побеждать молитвою страстные помыслы, будем читать. Если нельзя читать, будем рассуждать, где-то найдем работу некую или какого-то человека другого и поговорим с ним: лишь бы быть свободными от этой страсти. И это — болезненная и долгая аскеза: освобождать наш ум и переносить его внимание в другую область, и прежде всего туда, где пребывает Господь, по совету и заповеди апостола Павла (см. Флп.4:7; Кол.3:2; Рим.12:2; Еф.4и др). Так, «долу», то есть низкими земными страстями, порабощенный ум бессилен бывает сам подняться до неба. Но боритесь всеми путями: трудом, прогулкой, какой-нибудь работой, интеллектуальной или физической, беседой с братом и т.п. Все это — маленькие вещи сами по себе, но результат, получаемый от этого рода борьбы, чрезвычайно драгоценен.    Мне естественно после почти семидесяти лет монашества знать об этом. И вам я могу сказать, мои молодые братья и сестры, что не приходится торопиться в нашей жизни. Рост наш зависит от промысла Божия о нас. Иногда получается так, что монах живет долгую жизнь, полвека, и еще не знает смысла монашества.    Вы видите, с каким трудом ищу я путей объяснить вам то, что происходит в бытии тварном. Во всем бытии, которое нас окружает, даже видимое является необычайно глубокою тайною. И жить нам приходится все время пред очами этой тайны, ожидая, когда она, эта тайна святая Самого Бога, пожелает открыться нам. Итак, зная по опыту своему, что это совсем не малая вещь и не легко дается, я все-таки говорю об этом, потому что надлежит вам знать с самого начала о том, что возможно для Бога сделать с человеком; о том, как мы можем достигнуть нашего блаженства через пребывание в Боге. Нашим естественным умом, или рассудком, мы проникнуть в эти тайны не можем. Это лежит вне способностей нашего духа, поэтому всегда необходимо, чтобы Господь Сам открывался нам.    Надо жизнь свою построить не на наших догадках, а на Откровении Божием. Трагизм событий окружающего нас мира связан с отвержением этого пути. Грех самообожения — вот что терзает человека и убивает его. В моей книге, изданной в Париже, есть маленькая глава «О молитве, превосходящей всякий трагизм». Что действительно горько видеть, что действительно погружает душу нашу в великую скорбь — это то, что путь, открытый нам Христом и Духом Святым, люди отвергли, забыв, что только Тот, Кто сотворил нас, знает доподлинно все. Никакая человеческая наука не способна проникнуть «туда». И получается наша жизнь простая, а вместе с тем чрезвычайно глубокая и богословски возводящая нас на высоту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скачать epub pdf Глава 6 Проповедь Господа в синагоге Назаретской (1–6). Послание апостолов на проповедь и наставления им (7–13). Мнение Ирода о Христе и сказание об убиении Крестителя (14–29). Чудесное насыщение народа в пустыне (30–44). Укрощение бури (45–52). Иисус Христос в Геннисарете (53–56). Мк.6:1 . «Оттуда» и пр.: следуя своему особенному способу повествования, ев. Марк и здесь опускает некоторые события, о которых повествуют другие евангелисты, и потому представляется, что Христос пришел в Назарет из дома Иаира, тогда как другие евангелисты событие сие поставляют в связи не с этим, а с другими происшествиями (ср. Мф.13и дал., Лк.4и дал.). – «В отечество свое»: Назарет, где Он был воспитан (ср. прим. к Мф.13:54 . О Назарете см. прим. к Мф.2:23 ). Мк.6:2–3 . «Суббота» – «в синагоге»: см. прим. к Мф.4:23 . Объяснение события в синагоге назаретской см. в прим. к Мф.13и дал. Некоторое незначительное различие в речах назаретян о Христе по сказаниям ев. Матфея и Марка объясняется очень легко тем, что передается говор толпы, а не речь одного; одни говорили так, другие несколько иначе, но смысл говора был один, который верно передают оба евангелиста. – «Руками Его», или вообще Им, Его повелением, словом, силой и действием, или в частности Его руками, их возложением, прикосновением и пр. Руками знакомого им плотника совершаются необыкновенные чудеса, – они в ослеплении своем не понимали, как это может быть, и соблазнялись. – «Не плотник ли Он?» Одни говорили – «не плотников ли Он сын» ( Мф.13:55 ), другие – не плотник ли? Из этого видно, что Христос не только воспитывался в доме плотника, но и сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся между прочим у мученика Иустина (разг. с Трифон, гл. 88), Оригена (прот. Цельса 6, 4. 3), Феодорита (Церк. Ист. 3, 23). – «Брат» – «сестры»: не родные (см. прим. к Мф.1:25, 12:46–47 ). Мк.6:4–5 . «Не мог совершить там никакого чуда»: не то значит выражение, что Господь Иисус всемогущий, Творец и Владыка природы, не смог сотворить здесь никакого чуда, но то, что неверие и блазнение о Нем соотечественников не позволило Ему совершить чудес, так как со стороны людей, над которыми совершаются чудеса, необходима вера, которой не было в назаретянах (ср. прим. к Мф.13:58 ). «Не потому не сотворил, что не мог, а потому что в них не было веры» (Феофил.). «Поскольку при исцелениях нужны и вера врачуемых, и сила врачующего: то по недостатку одного делалось невозможным и другое» (Григ. Б. 3, 87). Впрочем, в ком из них хотя мало было веры в Господа, те удостоились Его чудотворений: возложив на некоторых больных руки свои, Он исцелил их от недугов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В этой надписи под лилиями, может быть, разумеются невесты (ст.10) и след., мы имеем песнь, о невестах»; если же под лилиями разуметь, как особенно прекрасного (ст.3), изображаемого здесь жениха, тогда «о лилиях» будет равнозначительно – песнь возлюбленного; жених любит невест и невесты любят жениха; след. все они возлюбленные, след., псалом, относящийся к этим возлюбленным. LXX вместо лилий употребили слово, означаемое здесь лилиями. Они же неоспоримо разумели псалом в мессианском значении и поэтому под лилиями разумели, конечно, невест жениха, т.е. христиан, избранных из иудеев и язычников, которые чрез Мессию должны были измениться ( αλλοιωθησμενοι). Идея изменения (в области духа, тела и внешней природы) была не чужда LXX, так как она весьма определенно высказана пророками. Под возлюбленным они разумели Христа, любимого своими невестами. Св. отцы совершенно справедливо под " υπερ αλλοιωθησομενων единодушно разумели нравственное, а чрез это и физическое изменение людей, которое совершится при воскресении людей к славе. 300 Дела моя ­­ ποιηματα – отдельные части, строфы, стихи песни (потому множ.); некоторые думают, певец хочет сказать: все его действия, вся его сила должна быть посвящена этому высокому Царю. 301 Язык мой и проч. можно принимать как желание; скорость писца служит знаком его ловкости; смысл: да будет язык мой достаточно способным, всегда находить соответственное (адекватное) выражение. 302 Красен добротою ­­ ωραος κλλε ­ прекрасный красотою, т.е. вполне прекрасен. – Паче сынов человеческих – больше чем сыны человеческие; Мессия, конечно, есть Сын Человеческий, но не только Сын Человеческий; личное соединение в Нем Божеств, природы с человеческою украсило последнюю преимуществами, каких не имеет никакая другая человеческая природа. – Благодать во устнех большинство принимает, как дар приятной речи, ссылаясь на 3Цар.10:8 и Лк.4и т.д. Но уста не только орган речи, но κτεξοχην (т.е. – по преимуществу) место красоты, которая, так сказать, сосредоточивается в жизненно свежем румянце губ, в приятности их движений и т.д.; поэтому под благодатью во устнех мы можем понимать всю красоту человеческой природы Христа, все преимущества, именно преимущества добродетели, которые Ему свойственны.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

коммент. к Неем. 5:7 ). 30:1–31:9 Слова Агура и матери Лемуила 30:25. Муравьи. См. коммент. к 6:6. 30:26. Горные мыши. Скорее, речь идет о дамане, копытном животном, которое обитает на крутых склонах и горных утесах, в недоступных местах, где он находит защиту от врагов и живет в изоляции (см.: Пс. 103:18 ). Помимо того, это свидетельствует об умении приспособиться в практически непригодных для жизни местах и о высоких потенциальных возможностях организма этого животного. 30:27. Саранча. См. коммент. к Ам. Иоил. 1:4–7 о разрушительной силе саранчи. Тот факт, что саранча перемещается огромными стаями без видимого вожака, делает ее еще более зловещей. 30:28. Ящерица ( в русском переводе – «паук»). Способность ящерицы быстро перемещаться по земле ( Лев. 11:29 ), находя самые безопасные места, в том числе в царском дворце, вызывает зависть у некоторых людей, которые хотели бы попасть в такие хоромы. 31:4–7. Пьянство в Древнем мире. Производство разного вида пива и вин из фиников и винограда в Месопотамии и Египте известно с древнейших времен (ок. 4000 г. до н. э.). В ассирийском искусстве часто изображаются сцены пиров: мужчины и женщины едят за уставленными яствами столами и пьют из чаш и через соломинку. В вавилонском эпосе «Энума элиш» боги пируют, потягивая через трубочку сладкий ликер (что было вызвано необходимостью, поскольку напитки оставляли на дне сосуда густой осадок). В шумерском «Гимне Нинкаси» воспевается процесс брожения и возносится благодарение за напиток, который утоляет жажду и в изобилии изливается, подобно водам Тигра и Евфрата. Вред, причиняемый пьянством, отмечается в Пс. 68и Прит. 20:1 , описывается в Есф. 1:3–8 и Дан. 5:1–4 , а также во всей древней литературе Ближнего Востока. Египетская литература премудростей предостерегает против злоупотребления вином, чреватым потерей самоконтроля и неизбежным осуждением со стороны общества. В текстах из Мари, однако, опьянение рассматривается как благоприятное условие для получения божественного откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Предательство? Елена Кемих 18 января 2017, 23:12 У меня проблема с которой я немогу никак справится. Это губит меня, я угасаю.Иногда кажется что я застыла ,жизни нет,боль души .Помогите .Помогите выбраться. Антонина 12 декабря 2016, 12:44 здраствуйте. помогите... между нами смужем уже пол года пропасть я сама погрузла в домашних хлопотах,работе,и воспитании маленьких детей 6 лет. мне трудно хочу поддержки от мужа, общаться с ним нормально,проводить виходние всем вместе.А он убегает пропадает сутками с друзьями. не часто но иногда употребляет легкие наркотики и випивает.пока муж на работе все нормально, как только свободен живет отдельной жизнью.он винит вовсем меня. Я устала в одиночку борться за семью, передо мной тЯжелий вибор помогите,прошу..... Марина 23 ноября 2016, 14:55 Здравствуйте, хочу сказать большое спасибо за статью! Мне очень понравилась, но цифры внизу я приняла за нумерацию страниц (я не одна такая). Очень обидно, что из-за этого оценки статьи будут ниже реальных Анастасия 13 ноября 2016, 18:40 Здравствуйте,скажите пожалуйста можно ли развестись с мужем потому что он живёт со мной супружеской жизнью всего 1 или 2 раза в год.На день рождения и 8 марта.После сожития у нас обязательно скандал и его горячие покаяние,и обещание что больше он жить со мной не будет.Говорит что для него это всё скверно и рассеивает его духовную жизнь.Кроме этого часто скандалит и ругает меня даже по мелочам(например,не ответила на его звонок быстро,потому что я была в этот момент занята)Я пыталась много раз наладить с мужем отношения молилась у мощей просила у чудотворных икон и никакого результата.На все мои просьбы поговорить ,обсудить этот вопрос он отвечает " пустой разговор! " и опять не спит со мной.Мне 21 год ему 30 лет.В браке с ним 5 лет.Это начиналось после 8 месяцев совместной жизни.Есть 2 дочери. Наташа 20 октября 2016, 22:31 Хотела написать,про оценку статьи, я приняла эти цифры за нумерацию строк, и кликнула на цифру 2!!или 3 не помню, не поняла,что это на самом деле оценка, может выделить еще как-то, чтобы таких ошибок стало меньше? Или это я такая не внимательна)))

http://pravoslavie.ru/46535.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010