§ 480. В Церкви Христовой или христианском обществе нет господина и раба, но все братья во Христе, все рабы Господа Вышнего и сыны Небесного Отца, и потому все едины, по апостольскому учению: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). Что же иные называются господа, иные рабы, это бывает по образу века сего, различия которого в обществе не отнимает Божие слово. Проповедует оно свободу христианам и повелевает в ней пребывать. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал.5:1 ). Но свобода здесь разумеется духовная, то есть свобода от греха, проклятия законного, дьявола, ада и ветхозаконных обрядов. Эту свободу и рабы благочестивые имеют. Напротив того, и господа, хотя телом свободны, но когда греху и страстям служат, той свободы не имеют, но суть рабы, по слову Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ). И эта свобода, то есть свобода духовная, христианская, внутренняя, общая для всех, господ и рабов благочестивых, и до тех пор ее имеют, пока имеют в сердцах своих веру живую в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо без веры этой иметь свободу духовную никому невозможно, ибо без Христа никто не может быть духовно свободен. Он один эту свободу нам дает: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ). Видим, что в Святой Церкви находящиеся все свободны духовно, и нет различия между рабом и господином, но все братья между собою и рабы Христа Господа. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» ( 1Кор.7:22 ). По внешнему же мира сего виду, иные свободны, иные рабы, и этого внешнего различия не отнимает Господь, но повелевает всякому, в каком звании имеется, в том пребывать: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» ( 1Кор.7:24 ). Какая же обоих (званий), то есть господ и рабов, должность есть, вкратце представляется. § 481. Должность господ к своим рабам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ближайшее назначение христианской Церкви – распространять христианскую религию посредством учения и посредством совершения благодатных священных действий (таинств), как видно из слов Иисуса Христа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Значит, назначение Церкви должно состоять в том, чтобы направлять людей на путь, ведущий к Богу и помогать им достигать вечного спасения. Об этом сказал Иисус Христос в таких словах: «проповедуйте Евангелие всей твари; кто будет веровать и креститься (примет участие в Церкви), спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Если христианская Церковь назначена руководить людьми и содействовать им к достижению вечного блаженства, то отсюда само собою понятно, что всякий человек должен подчиниться руководству Церкви и для этого вступить в число членов христианской Церкви. Это видно из слов Иисуса Христа: «слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). «Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Поэтому Апостолы строго осуждали лжеучителей ( Гал.1:8 ), и говорили, что они не могут получить блаженства ( Гал.5:19–21 ; Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 ; Иуд.11–13 ; 2Ин.7–9 ). Также и Отцы Церкви христианской всегда считали принадлежность к истинной христианской Церкви необходимым условием спасения. Даже было высказано такое положение: «вне Церкви нет спасения». Это положение вытекает из учения, что есть только одна истина, только одно христианство, только одна истинная христианская Церковь . Этим положением высказывается, что для спасения нужно принадлежать к истинной христианской Церкви. Кто же сам произвольно отделяется от Церкви, кто принимает еретические учения, кто сознательно не повинуется установлениям Церкви, кто отлучен от Церкви, в наказание, по примеру Апостола Павла ( 1Кор.5:6 ), все таковые находятся вне Церкви и не получат спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

В этой связи следует отметить, что у протестантов не может быть законного священства, так как апостольское преемство у них уже с началом реформации прекратилось. Отрицание иерархии повлекло за собою и другие отрицания, в том числе отрицание всех таинств, за исключением крещения. Для некоторых протестантских исповеданий и Евхаристия является только обрядом, установленным в воспоминание Тайной Вечери и Страстей Господних. Но другие, считая, что евхаристические хлеб и вино остаются всегда только хлебом и вином, утверждают, что причастники, в силу своей веры, все же причащаются Тела и Крови Господа. (2) Учение об оправдании верой В противовес преувеличенному значению в католичестве личных заслуг человека перед Богом, последователи Лютера учат, что добрые дела не составляют необходимого условия для спасения человека, что они даже могут быть вредны, так как развивают самомнение, фарисейскую гордость. Благодать Божия, действуя на человека, внушает ему веру в Иисуса Христа, и эта вера, которая ставит человека в непосредственное отношение к Искупителю, и доставляет человеку спасение, делает его праведником. В доказательство своего учения об оправдании одной верой, лютеране ссылаются на слова ап. Павла: «Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ), и далее: «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» ( Гал.2:16 ). Но в этих и подобных выражениях ап. Павел нисколько не отрицает значения добрых дел для спасения, а только отвергает неправильный взгляд иудеев, которые в горделивой самоуверенности надеялись достигнуть спасения точным, формальным выполнением внешних предписаний закона, помимо сердечной веры в Иисуса Христа. Эта вера, по апостолу Павлу, должна быть живой, деятельной, то есть соединенной с добрыми делами. Она должна «действовать любовью» ( Гал.5:6 ); «если я, — говорит он, — имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Сам Спаситель говорит: «Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдёт в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Но особенно ясно мысль о необходимости добрых дел для спасения изложена в послании ап. Иакова, которое протестанты до того не любят, что отвергают даже его подлинность: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:14, 26 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Воздержание — общее название всех добродетелей. Кто воздержан, тот воздержан во всем. Если повредить хотя бы незначительную часть тела, то весь человек уже не будет цельным, даже если повреждение невелико. Так и тот, кто пренебрегает хотя бы одной добродетелью, он уничтожает все воздержание, будто его и не было. 2. Нужно не только быть старательным в телесных добродетелях, но и уметь очистить нашего внутреннего человека. Ибо какая польза сохранять тело девственным, если душа от Непослушания прелюбодействует с бесом? 3. На какую награду рассчитывает тот, кто сдерживает чревоугодие и всякие телесные желания, а своего самомнения и тщеславия не замечает? 4. Надежная скрепа будущего суда да раскроет в Божием свете предназначение человека, чтобы не было никаких упущений и потерь, и да оправдает тех, кто творит дела правды в духе смирения. 6. Из святого Максима Господь после Воскресения сказал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28,19–20). Всякий человек, крещенный во имя Отца и Сына и Святого Духа, должен исполнять все Евангелие. Господь именно потому связал с правой верой хранение всех заповедей, что ведал невозможность спасения человека при опущении хотя бы одной из них. Вот почему и Давид, стяжавший правую веру, направленную к Богу, сказал, что я исправился во всех заповедях Его и всякий путь лжи ненавижу (Ср.: Пс 110,10; 118,128). Все заповеди даны нам Господом для отрицания всякого пути неправды. Если хотя бы одна будет забыта, то противный ей путь зла найдет продолжение уже в самом человеке. Господь даровал нам и силу соблюдать все заповеди. Се, — сказал Он, — даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк 10,19) Павел, восприявший эту силу и власть, сказал: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11,1). И еще: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5,24). И еще: Для меня мир распят, а я для мира (Гал 6,14). Все заповеди, хотя их много, сводятся к одной: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею крепостию твоею.., и ближнего твоего, как самого себя (Лк 10, 27). Если подвижник соблюдает ее, он выполняет все заповеди до единой. 7. Из аввы Исаака

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Гал. 3:26–27 . «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», т. е. организовались во внутреннем строе своем по образу Христа Господа (срав. Еф. 4:22–24 ; Кол. 3:9–11 ) 82 . Хотя речи своей Апостол дает здесь другой оборот, обращаясь к одним Галатам (вы сыны Божии… вы во Христа крестившиеся) и ставя себя в стороне, однако же продолжает говорит все об одном же предмете, именно разъясняет предыдущие слова свои, почему мы уже не под руководством детоводителя. Сие потому, что мы стали уже взрослыми детьми и, как таковые сыны Божие, не нуждаемся более ни в охране, ни в наставлениях закона. Вера во Христа Иисуса делает человека чадом Божиим, исполняющим закон уже по одной сыновней любви; она возвращает людей к тому прекрасному периоду непорочного детства, которое сам Господь ставит в образец для всех взрослых, желающих войти в царство небесное ( Мф. 18:2–3 ). Истинно верующий человек, как добрый сын, совершенно отдается в волю Отца своего небесного, для которого не настоит уже нужды смирять непокорный дух своих чад строгой дисциплиной. Гал. 3:28 . «Нет уже Иудея, ни язычника (т. е. нет различения и преимущества между тем и другим); нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». К чему направляет сии слова свои Ап. Павел? С одной стороны, он хочет ими довести до конца свою предшествующую мысль о сынах Божиих, внушая, что на достоинство сих сынов не имеет никакого влияния их внешнее состояние, так что все они, кто бы ни были по положению своему в обществе и даже по полу (вопреки предрассудочному понятию о женщине, как существе низшем), удостаиваются одинаковой благодати Божией и в одинаковой степени, ибо все составляют единое тело, одушевляемое одним и тем же Иисусом Христом. Сим же самым хочет еще Апостол и дать почувствовать Галатам их неразумие, обнаружившееся в склонности содержать иудейство, как нечто обязательное и чем-то преимуществующее, тогда как ни того, ни другого качкства за ним уже признать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И все это потому, что во всем, касавшемся прообразовательной стороны истории Агари с ее порождением – Измаилом, главной, действующей силой (или как ныне говорят – фактором) была плоть (σαρξ – ветхозав. bassar), следовательно, но библейскому понятию, грех , а участь греха – осуждение, смерть ( Рим. 5 ) не только телесная, временная, но и духовная, вечная, от которой не избавит и будущее воскресение тела (σμα 1Кор. 15 ): это вторая смерть (θνατος δετερος, Апокал. 20:14; 21:8) в удалении от общения с Богом и Агнцем Его – Христом 253 . На этой-то тесной и естественной связи понятий плоти и греха основывается и ветхозаветное различение сынов человеческих от сынов Божиих ( Быт. 6:1  и дал.) и новозаветное толкование понятия семени по плоти и по духу. На этом основоположении зиждет и св. апостол свое толкование истории Агари с ее порождением в связи с историей Сарры и ее потомства. Ибо он, сказав: «написано: Авраам имел двух сыновей, одною от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16:15; 21:3 )», прямо объясняет: «но который от рабы, тот рожден по плоти (κατ σρκα), а который от свободной, тот по обетованию (δι τς παγγελας)» ( Гал. 4:28 ) или, как далее выражается, «по духу» (κατ πνεμα. ст. 29). «Что значит по плоти?» прежде он (апостол) говорил, что вера соединяет нас с Авраамом (гл. 8). Но поскольку слушающим казалось непонятным то, что не происходивших от Авраама он называет сынами его: то он показывает, что сие необычное дело совершено Богом. Ибо и Исаак, хотя был естественный сын, но не по естественному порядку, и не по закону супружества, и не от сил плотских, поскольку родился от сил увядших и утробы заматоревшей ( Рим. 4:18–19 , Ев. 11:11). Не плоть произвела зачатие и не семя соделало плод; но слово, изреченное от Бога, образовало его. Напротив, раб родился не так, но по законам естества и супружества» 254 . Св. апостол выражает это отношение следующим образом: «как тогда рожденный по плоти преследовал рожденного по духу, так и ныне» ( Гал. 4:29 ). Св. апостол, указывая на свое время (так и ныне), имеет ближе всего в виду преследования, которые в его время терпела новоучрежденная Господом церковь со стороны иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Иисус Христос решительно противился преданию старцев, которого придерживались (и ныне придерживаются) книжники и фарисеи. Христос решительно отклоняет предание старцев именно потому, что оно приводило людей к нарушению Закона и забвению Слова Божия (Мрк. 12и далее). Но к самому Закону Христос относился иначе: Он соблюдает его. Он, прежде всего, приводит различные предписания Закона в правильный порядок, и этот порядок сильно отличается от той иерархии ценностей, которую установили книжники и фарисеи, ради сохранения второстепенного, пренебрегшие главным, именно: справедливостью, милосердием и искренностью ( Матф. 23:13–28 ). «Древнее прошло, теперь все новое», ибо «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание»; «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5 ; Гал. гл. 6). С пришествием Христа рушилось основание для прежней похвальбы иудеев – рушилась их уверенность в том, что они оправданы Законом Моисеевым: ныне дан Новый Закон – закон веры во Христа, которым единственно человек оправдывается пред Богом. С пришествием Мессии-Христа, народ Божий перестал быть в подчинении «детоводителю». Христос есть «конец Закона» ( Рим. 10:4 ); Он дает верующим доступ к праведности от веры ( Рим. 10:5–13 ). «Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется». «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», (Иоан. гл. 10) – говорит Господь. И когда возник вопрос: остается ли в силе, остается ли обязательным для ищущих спасения, для ищущих оправдания пред Богом, Закон иудейский, Апостолы решительно отвергли его, считая бессмысленным принуждать язычников «иудействовать», подчинять их закону иудейскому (Деян. гл. 15; Гал. гл. 2). Роль Закона закончена и, подобно Аврааму, отцу всех верующих, христиане оправдываются верою, независимо от Закона. Вера это – дар Божий. Когда язычники обращались ко Христу, Сам Бог, как свидетельствует книга Деяний Апостолов, «очищал сердца их верою » и, уверовав, язычники получали дар того же Духа Святого, что и верующие иудеи. Верующий человек всегда помнит слова ап. Иакова: «вера без дел мертва». Его уму и сердцу созвучны слова Спасителя нашего: «ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды его», слышанные в Евангелии нынешнего дня. И он сознает, что христианина обязывает нравственный идеал, данный Христом в заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему, как самому себе, идеал осуществленный земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и ставший для всех «законом Христовым». Аминь. Неделя 3-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Как Таковой только Он из всех людей имел право наименовать Себя единственным Учителем человеческого рода (см. Мф.23:8-10; Лк.6:40). Все прочие по отношению к Нему суть ученики. Учители же они лишь настолько, насколько возвещают истины своего непревзойденного Учителя с большой буквы. Еще нечто: Иисус Христос — это неподражаемый и уникальный Учитель, потому что Он есть в то же время Господь и Бог (см. Ин.20:28, 12:13); оттого-то и учит Он как Бог. Поэтому ни один из человеческих учителей не может сравниться с Богочеловеком как Учителем. Так как Он есть Бог и Господь, то и Его Евангелие — это «Евангелие Божие» (Рим.1:1), «Евангелие Сына Божия» (Мк.1:1), «Евангелие вечное» (1Пет.1:25; Откр.14:6), «слово Истины» (2Кор.6:7; Кол.1:5; Гал.2:5), сама «Истина» (Гал.3:1; 1Тим.2:4).    Богочеловеческое учение преисполнено Божией истины, Божией премудрости, Божией силы, поэтому Богочеловек «учил как власть Имеющий» (Мф.7:29; Мк.1:22), поэтому Его проповедь была сильной (см. Лк.4:32), поэтому все удивлялись и говорили: «Откуда у Него такая премудрость и силы?» (Мф.13:54; Мк.6:2). По Своей Божественной премудрости и чудотворной силе слово Спасителя — это совершенно новое учение, которого в роде человеческом еще не было. Поэтому современники Спасителя, слушая Его, учащего, и видя то, как Он словом творит чудеса, спрашивают один другого: «Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк.1:27; ср.: Мк.11:18); «Что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» (Лк.4:36).    Слова Спасителя как слова воплощенного Слова Божия творят чудеса, каких род человеческий еще не видел. Стоит Богочеловеку сказать слово — и совершается чудо исцеления, чудо очищения, чудо воскрешения. Примеров тому много. Человеку, тяжко болевшему тридцать восемь лет, Спаситель приказал: «Встань, возьми постель твою и ходи. — И он тотчас выздоровел и взял постель свою, и пошел» (Ин.5:8-9). Глухонемому сказал: ««еффафа», то есть «отверзись».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как-то к отцу Сергию Орлову (в постриге – иеромонаху Серафиму) приезжал отец Иоанн (Крестьянкин), он еще молодой был, мы разговорились, и он спросил, читал ли я у апостола Иакова такие слова: «Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем… и дастся ему» (ср. Иак. 1, 5). «Как вы думаете, – спрашивает он, – что это за премудрость? Премудрость Соломонова? Нет, это терпение!» С помощью терпения и получается по-настоящему избавиться от греха и помочь освободиться от него ближнему. Сказано также при наставлении обличать: «Блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал. 6, 1). В приведенном первом стихе 6-й главы Послания к Галатам прибавлено это предостережение: если начнешь обличать без кротости, то и сам искусишься. Один из оптинских старцев говорил: «Если ты видишь недостаток ближнего и он раздражает тебя, то и ты погрешаешь. А погрешностью погрешность не исправишь, она исправляется кротостью». Точно так же как митрополит Филарет (Дроздов) говорил: «Грязь грязью не смывается». «От нас зло не должно исходить» Протоиерей Валериан Кречетов – Отец Валериан, сегодня в православной периодике, в том числе на сайтах синодальных церковных отделов, много публикуется материалов по психологии. Есть и священники – практикующие психологи. Психология постулирует наличие границ личности, а их размывание – созависимость – интерпретирует как патологию. В христианстве же единство – идеал (ср. Гал. 3, 28, Еф. 2, 13–16 и др.). Как соотнести одно с другим? – Единение зависит от двух половин. Одна не может быть с другой едина, если та с ней не едина. – Действительно же могут какие-то нездоровые отношения возникать: порабощение одного другим и т. д. Это ведь уже тогда не во Христе отношения? – Совершенно верно. – В Евангелии сказано: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Но это же про произволение самого человека, а не про то, что им распоряжаются, как хотят? С другой стороны, также сказано: «не противься злому… и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 39–41).

http://pravoslavie.ru/122692.html

Каким же путем достигается такой мир? Тем путем, который указывает апостол Павел, говоря: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5, 16–17). Надо жить жизнью духа, а не жизнью плоти. Надо стяжать в этой жизни постоянными подвигами борьбы духа с плотью великие плоды духа, которые так определяет святой Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Вот те, только те, кто живет жизнью духа, а не жизнью плоти, получат мир. Мир они собирают в сердца свои в течение всей своей жизни изо дня в день, подобно тому, как пчела собирает мед с цветов. Она трудится весь день. Надо и нам работать Господу все дни жизни нашей, надо и нам собирать крупицы мира душевного постоянным деланием не плоти, а духу. Подумайте, может ли Дух Святой, дух мира, обитать в сердце, в котором бушуют страсти? Может ли Он обитать, как в Своем храме, в сердце, которое наполнено плотской похотью, страстью сребролюбия, в сердце, которое кишит завистью, тщеславием, которое полно гордости бесовской?! О нет! О нет! Дух Святой не войдет в такое полное страстей сердце — там нет Ему места. Так вот, если хотите, чтобы кончина ваша была блаженным успением, конечно, не столь блаженным, как успение Пресвятой Девы, работайте не плоти, а духу. Собирайте мир в сердца ваши изо дня в день. Это трудно, это очень трудно, это должно быть делом всей жизни, это великий подвиг. Речь свою вам закончу я словами святого апостола Павла: «Сам же Господь мира да даст вам мир, всегда во всем. Господь со всеми вами! Аминь» (2 Фес. 3, 16). 28 августа 1951 г. Слово в день преставления св. апостола Иоанна Богослова Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как огромно, как бесконечно величие апостолов? Задумывались ли над тем, как безмерна была их сила? Задумывались ли над тем, какой огромной силой духа, какой отважностью обладали эти избранники Христовы, эти братья Христовы, эти друзья Его?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010