О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис. 60:13 ). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21 ), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Ин. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Ин. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

По этому поводу блаженный Феофилакт говорит: «После того как ученики исповедали, что Он – истинный Христос, Господь открыл им и тайну креста, но не вполне, ибо они не уразумели Его слов и не поняли, что значит – воскреснуть, а думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Оттого-то Петр и начинает противиться, говоря, что напрасно предавать себя на смерть, если можно и не подвергаться страданиям. Но Господь, показывая, что Его страдание будет во спасение и что только сатана не хочет, чтобы Он пострадал и спас людей, называет Петра сатаною за его мудрования, свойственные сатане, – за то, что он не хотел, чтобы Христос пострадал, и прекословил Ему... Петр, по словам Господа, думал «о том, что человеческое», ибо мыслил низкое и плотское, желая, чтобы Господь остался в покое, не предавая Себя на распятие и не подвергаясь напасти за спасение мира». «Богочеловек избрал крестную смерть как необходимую и неминуемую в домостроительстве спасения человеческого рода». Тайна этого – в неисследимых глубинах вечной Божией Премудрости. Крестное Богочеловеческое страдание сделалось, по человеколюбивому Божию Промыслу, средством, которым Богочеловек дарует людям вечную жизнь. Спаситель выделяет это особо: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ; ср.: Ин.8:28, 12:32–33 ). Страдание Богочеловека совершается по неиспытуемой премудрости Божией воли и по спасительному Божию Промыслу (см. Деян.2:23, 4:26–28 ; Чис.21:8, 9 ­ Ин.3:14, 12:32–33 ; 1Пет.1:20 ; Откр.13:8 ). Это – чаша, которую Небесный Отец дает Своему Божественному Сыну – Богочеловеку Христу: «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ( Ин.18:11 ). Воплощенный Божий Сын предает Себя на это спасительное страдание добровольно, по собственному произволению. Он Сам полагает Свою душу: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:18 ; ср.: Ис.53:12 ; Мф.20:28, 26:53 ; Гал.1:4, 2:20 ; Еф.5:2 ; Флп.2:8 ; 1Тим.2:6 ; Евр.9:14 ). «Христос никогда не пострадал бы без Своей на то воли. Посему, повинуясь смерти только по собственному изволению, Он имеет и большее право: опять принять душу. «Сию заповедь» – умереть за мир – «получил Я от Отца». Я, говорит, не противник Богу, и причем в такой степени, что и самую сию смерть предписал Он Мне как заповедь. После того как Спаситель предварительно изрек о Себе высокое: власть имею принять Свою душу (этим Он показывает Себя Господином смерти и Начальником жизни), Он вновь добавляет и смиренное: «Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10 – Примеч. ред.). Так Он поразительно соединяет одно с другим, чтобы не считали мы Его меньшим Отца, и Отчим рабом, и противником Богу, но – одной с Ним силы и одной воли».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Давайте, однако, посмотрим, что значит «порознь». Сейчас я, например, покорился Богу духом, то есть намеренно и по своей воле; но пока во мне «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 ) и я не могу подчинить плоть духу, я, разумеется, покорен Богу, но не полностью, а отчасти, ибо плоть и дух мои пребывают «порознь». Но если удастся мне привести плоть мою и все прочие члены мои в гармонию с духом, тогда можно будет сказать, что я покорился всецело. Если уразумели вы, что значит покориться отчасти и полностью, вернемся теперь к тому, что мы говорили о покорности Господа. Заметь, что хотя и говорится, что все мы суть Его тело и члены, тем не менее, сказано, что Он не покорен до тех пор, пока есть среди нас такие, кто не покорился совершенной покорностью. Но как только Он совершит «дело» и все творение Свое вознесет на высоту совершенства, тогда, как сказано, покорится Он в тех, кого покорил Он Отцу (ср. Кор.15:28). И в этом совершит Он дело, которое Бог Отец поручил Ему исполнить (ср. Ин.17:4 ), и «да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Но для чего все это? Чтобы поняли мы то, о чем говорили ранее, – как не пьет Он вина, и как пьет его. Он вкушает вино, прежде чем войти «в скинию собрания» или приступить «к жертвеннику» (ср. Лев.10:9 ); но не пьет его сейчас, ибо стоит у жертвенника и скорбит о моих грехах. Он станет пить его позже, после того, как «все покорит Ему» (ср. 1Кор.15:28 ), когда все спасутся, а смерть и грех – истребятся (ср. 1Кор.15:26 ; Рим.6:6 ). Тогда уже не будет больше необходимости приносить жертвы «за грех». Ибо тогда придет веселье и ликование, и тогда «возрадуются кости смиренные» (ср. Пс.50:10 ), и исполнится то, что написано: «Печаль и воздыхание удалятся» ( Ис.35:10 ). Не будем, однако, забывать, что слова «вина и крепких напитков не пей» относятся не только к Аарону, но и к его сынам, когда входят они в святилище. Ибо и апостолы не обрели еще свою радость, но ожидают, что и я стану причастником их веселия. И святые, удалившись отсюда, не сразу получают свою заслуженную награду, но ожидают нас, хотя мы и медлим, хотя и остаемся здесь. Ибо не могут обрести они совершенной радости, пока печалятся о наших заблуждениях и скорбят о наших грехах. Возможно, ты не поверишь моим словам, ибо кто я такой, чтобы утверждать подобное? Но я приведу свидетельства тех, в ком ты не можешь усомниться, ведь апостол Павел является «учителем язычников в вере и истине» (ср. 1Тим.2:7 ). Так, в Послании к евреям после того, как он перечислил всех святых отцов, оправданных верой, он добавляет: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр.11:39–40 ). Посмотри: Авраам еще не обрел совершенного, еще ожидает его. Ждет его и Исаак, и Иаков, и все пророки ждут нас, чтобы получить совершенное благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1. Христианские побуждения. а)  Христиане составляют одно тело и один дух (Ефес. 4:4 ). б)  Христиане призваны “к одной надежде вашего звания,” стремятся к одной цели (Ефес. 4:4), в)  У христиан “один Бог и Отец всех” (Ефес. 4:6 ). 2. Человеческие побуждения. а)  Где царствует братский мир и согласие , там взаимное довольство, успех в житейских делах, радость — вдвое радость, горе — вполовину горе. (Псал. 132:1; Прит. 28:19; 1Кор.12:26 ). б)  Напротив, где взаимная вражда и несогласие , там всякий беспорядок и нестроение. (Гал. 5:15; Иак. 3:16; Мат. 12:25 ). Препятствия к братскому единению “ Чтобы они были едино, как и Мы ” (ст. 11). 1. Незнание обязанностей, какие мы должны исполнять в отношении друг к другу. 2. Недостаток любви. 3. Сильные страсти: недоброжелательство, гнев, зависть и проч. II. Апостольское чтение. Зачало (44): Деяния Святых Апостолов 20:16–18; 28–36 16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами. …. 28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. 33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Святой апостол Андрей считается покровителем нашего Отечества. Орден святого апостола Андрея Первозванного со времен Петра I был высшей наградой в России 180 , а Андреевский крест изображался на Российском военно-морском флаге. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается слово «любовь». Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея ( Мф.4:21 ) и его жены Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника. Старший брат Иоанна Иаков тоже принадлежит к числу 12 апостолов. За силу духа и ревность Господь называл братьев «воанергес» – «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). Иоанн был учеником Иоанна Крестителя; после чудесного улова рыбы вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом он оставил все и последовал за Господом ( Лк.5:10–11 ). Иоанн принадлежал к числу трех наиболее близких учеников Спасителя, был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Лк.8:51 ), Преображения Господня ( Лк.9:28 ), Его Гефсиманской молитвы ( Мф.26:36–56 ). Более того, Иоанн был возлюбленным учеником Спасителя, в Евангелии он не называет себя по имени, а пишет о себе:«ученик, которого любил Иисус» ( Ин.19:6 ). На Тайной Вечери Иоанн возлежал на персех своего Учителя. Иоанн Богослов, единственный из лика апостолов, не оставил Спасителя во время Распятия и предстоял при Кресте Господа. Ему Спаситель поручил Свою Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). После Вознесения и Пятидесятницы Иоанн, как предполагают, не отлучался из Иудеи около 15 лет, до Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с Петром и Иаковом он занимался устройством Иерусалимской Церкви и считается одним из ее столпов ( Гал.2:9 ) Вместе с Петром Иоанн был послан прочими апостолами в Самарию – помолиться за самарян о низведении на них Святого Духа: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса ( Деян.8:14–16 ). Иоанн был участником Апостольского Собора ( Деян.15:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я заметил: – Хлеб и вино едят и пьют все люди на здоровье. Но мы не об этой еде говорим, а о ядении Тела и Крови Христовых. Ведь в Евангелии сказано: «Иисус взял хлеб и, благословив,... сказал, приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ). Смотрите: Христос в руки взял хлеб , а когда благословил его, то, подавая ученикам, сказал: сие есть Тело Мое; значит ученики не хлеб ели, а Тело, и не вино пили, а Кровь Господню ( Мф.26:27–28 ). Вы же, сектанты, едите ли Тело и Кровь Христовы? Александр сказал: – Иисус взял в руки не тело свое, а хлеб , и в чаше была не кровь , а вино . Потому и слова: «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя» надобно понимать так: это есть как бы Тело Мое; это есть как бы Моя Кровь. А вы, православные, думаете, будто Христос дал Апостолам есть и пить Тело и Кровь свою... Отвечая Александру, я сказал: – В послании к Галатам мы читаем: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). Ты, Александр, не слова Христовы нам предлагаешь для назидания, а свое неправильное толкование их. Господь ведь не сказал Апостолам: «приимите, ядите, сие есть как бы тело мое, сие есть как бы кровь моя. Он прямо сказал: сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя. Значит, прибавляя частицу «как бы» , ты говоришь «от своей головы», «мудрствуешь сверх написанного» ( 1Кор. 4, 6 ), а за это тебе угрожает Апостольская анафема. Потом ты извращаешь самое событие, бывшее на вечери. Господь, правда, взял хлеб и вино в руки; но ученикам после благословения подавал уже не простой хлеб и не обыкновенное вино, а тело свое и кровь . Таким образом чудодейственным благословением, – в это надо верить, – простой хлеб и простое вино Господь пресуществил в свое Тело и свою Кровь ... – Странные вещи рассказываете вы нам, – воскликнул Александр. – Да на вечери-то Христос еще был жив: как же он мог тело свое раздать ученикам. Сам-то при чём он остался. – Твое восклицание, Александр, напоминает мне подобный же поступок неверующих иудеев. Эти иудеи, прослушав пророчество Христа о ядении верующими Плоти Господней, – также восклицали: «какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ) И ты, друг, принадлежишь еще к числу маловерных учеников Христовых; посему жалею тебя, но не удивляюсь словам твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Ересь в своих успехах не изменяет ни своей сущности, ни своему происхождению. Все ереси, если рассмотреть их основательно, во многих пунктах отступают от мнений своих учредителей. Большая часть еретиков, не имеют даже церквей: они блуждают и странствуют, не имея ни матери, ни веры, ни пристанища. б) Наставления от свящ. Писания и по учению св. Церкви I. О христианине а) Понятие об истинном христианине Все верующие в Иисуса Христа и совершенное Им дело искупления людей от греха, проклятия и смерти называются христианами. Ученики и последователи Христа в Антиохии в первый раз стали называться христианами ( Деян.11:26 ). Это наименование сделалось общим для последователей Христа еще во времена апостолов ( Деян.26:28 ; 1Пет.4:16 ). Но не все, именующиеся христианами и называющие Христа своим Господом, суть истинные последователи Его и наследники обетованного царствия небесного. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго ( Мф.7:21 ). Истинным христианином может называться тот, кто не только верует, что смертию Иисуса Христа искуплены грехи людей, но и всем сердцем принимает проповеданное Христом учение и исполняет все заповеди Его, как преподает их основанная Им на земле св. Церковь . Поэтому апостолы, проповедуя, что без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ), что мы спасены благодатью чрез веру ( Еф.2:5–8 ), что все, что не по вере, грех ( Рим.14:23 ), в то же время учат, что человека спасает вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ), что человек оправдывается делами, а не верою только, и нет пользы тому, кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет; ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак.2:24, 14:26 ). Поэтому и Иисус Христос требует от Своих последователей не только знания, но и исполнения заповедей Своих. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин.14:15:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010