§ 280. Закон, хотя и был дан ради того, чтобы оправдать человека, как выше сказано, однако не мог человека оправдать, не от себя, но от немощи человеческой. Ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23), – и так с оправданием своим отступил от нас. С оправданием, говорю, ибо что касается исполнения закона, то и ныне его исполнять должны христиане, должны ему повиноваться, жизнь свою проводить по правилу и учению его. Иначе тем, кто не хочет по правилу его жить, проклятия и осуждения, объявленных в законе, не избежать. А если закон с оправданием от нас отступил, ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2:16), так как не могли его исполнить, тем самым он отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, проповедуемому в Евангелии, Который даром, без дел закона, оправдывает и спасает верующих в Него (Рим. 3:24-28). В этом, кажется, смысле апостол написал: Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал. 3:24). Ибо кроме того, что он учит, что делать и чего не делать, и так нас старается отвести от грехов, он, как бы за руку взяв, ведет ко Христу нас, неисправных и немощных, ибо, чему учит нас, того не делаем, и так обличает нас и осуждает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу нам показывает, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другое средство, через которое мы могли бы избавиться от окаянства нашего. В такой тесноте совести убеждаемся прибегать к милостивому Божиему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, о Котором проповедует евангельское откровение, Который не сотворивших закона, но верующих в Него даром оправдывает и избавляет от всего бедствия и окаянства, как Сам говорит: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36), – Чтобы так, будучи не в состоянии оправдаться от закона, оправдаться верою (Гал. 3:24). Ибо Христос осуждение закона, которому мы, как грешники и преступники закона, подлежали, на Себя взял, а нам благословение подает. Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо (1 Петр. 2:24), чтобы нам подать правду Свою верою, как апостол написал: Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Подробнее об этом будет изложено ниже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

§ 304. Святой Авраам, который выше приведен в образ искреннего послушания, означен от Бога «отцом верующих» ( Рим 4:11 ), ради веры и послушания его, как сказал ему Бог: «Я поставил тебя отцом многих народов» ( Быт. 17:4–5 ; Рим.4:16–17 ). И верные – это сыны Аврамовы, по учению апостола: «верующие суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ), то есть, не по плоти, а по духу сыны Авраама, не плотские чада, но духовные. Поэтому, христианин, если мы хотим быть чадами Авраама и благословение Авраамово получить, благословиться «с верным Авраамом» ( Гал.3:9 ), должно нам вере Авраама, как отца верных, подражать и веру нашу к Богу от послушания нашего показывать, как отец верных Авраам, как мы видели в предыдущем параграфе. Если чадами Авраама хотим быть, то дела Авраама должны творить, как говорит Христос иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:39 ). Это слово сказано тем иудеям, которые этим великим патриархом хвалились, называя его своим отцом: «Отец у нас Авраам» ( Мф.3:9 ), «отец наш – Авраам» ( Ин 8:39 ), – но в вере и делах отцу этому не следовали. Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, и идти в чужую землю, хотя и это сделать должны мы при случае ради имени Его святого, когда того честь имени Его потребует (см. Мф.19:29 ), но повелевает оставить мир с прелестями и похотями. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:15–16 ). Повелевает нам Бог, как пришельцам и странникам, «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Петр 2:11 ), и " о горнем помышлять, а не о земном» ( Кол.3:2 ). Не повелевает закалать сынов наших или себя умерщвлять, хотя при случае за честь имени Его и жизнь нашу должны положить, но говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол 3:5 ). Говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим 12:1–2 ). Словом, повелевает умереть для греха, мира и плоти и жить для Него, то есть Ему служить, Ему благоугодное творить, говорить и мыслить, как говорит апостол: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» ( 2Кор.5:15 ). Ибо этого вера наша, которую имеем в Него, от нас требует, и к этому вера поощряет верное сердце. Итак, если хотим быть верными, быть чадами верного Авраама, быть Христовыми, – а «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ), – то покажем веру нашу в Него от послушания нашего, покажем веру нашу от дел наших, как апостол требует: «покажи мне веру твою» от «дел твоих» ( Иак.2:18 ). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Взвешивая приведенные основания за то и другое понимание пространственного отношения к шеолу лона Авраамова, нельзя собственно отдать предпочтения ни тем, ни другим. Тем не менее, описываемое в притче место и состояние душ благочестивых с точки зрения Нового Завета не может быть названо иначе, как адом. Основанием этого может служить то твердо установленное в Священном Писании положение, что все люди, унаследовав от прародителей греховную порчу, сделались по природе чадами гнева ( Еф.2:3 ) и все подпали проклятию ( Гал.3:10 ). Из этого не исключались великие ветхозаветные праведники, потому что все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою ( Гал.3:10 ). Только Христос искупил человечество от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ). При таком положении ветхозаветного человечества невозможно допустить, чтобы праведники этого периода после смерти примирялись с Богом и вступали с Ним в тесное общение, так как тогда для них не имело бы никакого значения искупление, совершенное Иисусом Христом. Оставаясь же и после своей смерти «врагами» Богу ( Кол.1:21 ; Рим.5:10 ), они не могли наследовать того, что Новый Завет называет раем, и, очевидно, должны были сходить в царство тьмы – шеол. Но с другой стороны, если еще при земной жизни они находили благоволение в очах Божиих, удостаивались Его милостей и таким образом ослабляли над собою власть дьявола, то и после смерти они до известной степени стояли вне силы последнего. Участь праведников, еще неискупленных, была лучше участи грешников. Твердая вера в грядущего Искупителя, которою они были водимы здесь на земле, не оставляла их и по переходе в загробный мир и делала их положение не только неизмеримо лучше положения грешников, но даже заключала в себе элемент положительного блаженства 177 . Если Псалмопевец, подвергая себя ранами всякий день и обличениям всякое утро ( Пс.72:14 ), мог находить полное успокоение в том, что Господь часть его во век ( Пс.72:26 ), и взывать к Нему: с Тобою ничего не хочу на земле ( Пс.72:25 ), то и в шеоле надежда на искупление должна была утешать ветхозаветных праведников в их отчуждении от Бога и наполнять души их предвкушением блаженства. В этом можно видеть основание того, почему Господь в Своей притче ясно различает между судьбою Авраама и Лазаря с одной стороны и богача с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Закон хотя и ради того был дан, чтобы оправдать человека, однако не мог его оправдать, не по вине закона, но по немощи человеческой; ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: " все согрешили и лишены славы Божией " (Рим. 3, 23),-и так с оправданием своим отступил от нас. " С оправданием " ,-говорю,-ибо что касается исполнения его, то и ныне христиане должны его исполнять, ему повиноваться и жить по правилу и учению его. Иначе, кто не хочет жить по правилу его, тот не избежит проклятия и осуждения, объявленных законом. А когда закон с оправданием от нас отступил-ибо человек делами закона " не оправдается " (Гал. 2, 16), поскольку не может его исполнить,-закон тем самым отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, проповедуемому в Евангелии. Во Христе же верующий человек получает " оправдание даром, по благодати Его " (Рим. 3, 24). В этом, кажется, смысле апостол написал: " закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою " (Гал. 3, 24). Ибо кроме того что учит, что делать и чего не делать, и так старается отвести нас от грехов - как бы взяв за руку, он ведет нас ко Христу, как неисправных и немощных. Чему закон учит нас, того мы не делаем, и в этом он обличает нас и осуждает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу показывает нам, а не исцеляет ее. И тем самым закон как бы убеждает нас искать другого содействия, через которое мы можем избавиться от греховности нашей. В такой тесноте совести мы побуждаемся прибегнуть к милостивому Божиему обещанию во Христе Иисусе, к Его святому Евангелию и Христу, в Евангелии откровенному и проповедуемому. Не сотворивших закона, но верующих в Него Христос оправдывает даром, исцеляет от недостоинства и греховности, как Сам говорит: " Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете " (Ин. 8, 36),-и так, не имея возможности оправдаться законом, оправдаемся верою (Гал. 3, 24). Ибо Христос принял на Себя осуждение закона,- которому мы, как грешники, преступившие закон, подлежали,- чтобы даровать нам благословение: " Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо " (1 Пет. 2, 24). Чтобы даровать нам правду Свою по вере, Бог " не знавшего греха... сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом " (2 Кор. 5, 21) (104. 783,784).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

К тому же времени относится и свидетельство ап. Павла. Он не был прямым учеником Спасителя во время Его земной жизни и проповедывал языкам, жившим вдали от Палестины, куда весть о Христе проходила через чужое посредство. И с тем большей силой бросается в глаза, что ап. Павел проповедует Христа и о Христе, а не только передает Его проповеди и учение. Нетрудно собрать воедино все исторические черты и упоминания, в изобилии разъясненные в апостольских посланиях Павла, и они сливаются в реалистический образ живого лица. Нужно помнить, что послания ап. Павла обращены к уже сложившимся христианским общинам. Это не первое оглашение, не первое слово к ним о Христе. Это повторение и дополнение уже переданного и проповеданного, и поэтому о многом апостол только напоминает. Он не раз ссылается на свою прежнюю проповедь : Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились ( 1Кор.15:1 ). И это было Евангелие об «историческом Христе» – ибо я первоначально преподавал вам, что и сам принял, – что Христос умер за грехи наши, по Писанию; и что Он был погребен и что воскрес в третий день, по Писанию (ст. 3–4)... В посланиях ап. Павла напрасно было бы искать полную и связную Евангельскую историю, – это не входило в их задачу, это предполагалось известным из устного апостольского оглашения и проповеди . Только об отдельных чертах и событиях говорит здесь апостол: Во исполнение времени, в недавние дни Бог послал Сына Своего, который родился от жены и подчинился закону ( Гал.4:4 ). Он стал и был человеком, подобным нам, и по виду стал, как человек, принадлежал к роду Авраамову и роду Давидову, был от Израильтян по плоти ( Фил.2:7 ; Рим.1:3, 9:5 ; Гал.3:16 ). Его братьев, и среди них Иакова, ап. Павел называет не раз (см. 1Кор.9:5 ; Гал.1:19, 2:9 ). Этим достаточно очерчена реально – историческая рамка. С особенным ударением апостол говорит о крестной смерти и воскресении Христа, и в этих событиях полагает существо всего дела Христова и основание всего христианского упования и веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Впечатление, произведенное на Савла его обращением, было таково, что он сразу же после первой проповеди в Дамаске, не вступая в общение с кем-либо из апостолов, удалился в Аравию, где пробыл некоторое время до своего возвращения в Дамаск (Гал. 1: 17). Неизвестно, какова была цель его пребывания на Синайском полуострове; сам он сообщает об этом для того, чтобы удостоверить галатийцев - его учение получено " не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа " (Гал. 1: 12). Подробностей об этом " откровении " апостол здесь не передает, а если и намекает на них в других местах, то дает понять, что " об этом надо судить духовно " (1 Кор. 2: 14). И все же с уверенностью можно сказать, что началом " откровения " или целого ряда " откровений " послужило видение чудесного света. Мы уже выяснили, что во свете Павел отчетливо увидел Иисуса. Неясным остается, увидел ли он Его в ореоле, или в самой " материи " света. Прямо узнать это невозможно. Тем не менее, из посланий Павла можно выяснить хотя бы то, как он понимал сам этот свет, который до страдания и восстания Христа еще не был возвещен ни иудеям, ни язычникам, а теперь возвещается всем, причем трудами апостола Павла - именно языческим народам (Гал. 1: 16). Возможно, прояснение данного вопроса облегчит наше понимание самого видения на дороге в Дамаск. Первая интерпретация, напрашивающаяся сама собою, связана с феноменологией переживания " сверхъестественного " : видение Савла было иррациональным, и говорит лишь о религиозной впечатлительности его натуры. Вероятно, еще в иудействе он усвоил ту истину, что Бог " обитает в неприступном свете " (1 Тим. 6: 16). Мистика Ветхого Завета знала явления такого " света " , дающего твари испытать не столько богосозерцание, сколько свою собственную ничтожность. " Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы... Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы " (Авв. 3: 3-4, 6). Нередко этот " свет " является как " огнь поядающий " (Втор. 4: 24; Евр. 12: 29). В гимне Деворы пламя, исходящее от лица Бога, столь сильно, что горы тают от него, как воск (Суд. 5: 5; сравн. Пс. 96: 5).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Таким образом, все доводы, какие только приводятся автономистами для оправдания отрицания ими отношений и обязанностей человека к Богу, нашему Творцу, Законоподателю, Промыслителю и Мздовоздаятелю, представляются не достигающими своей цели. Оказывается, что автономисты совершенно произвольно попирают одно из основных правил морали: воздавай всему должное и чрез то возводят безнравственность в общеобязательный закон, в норму. (Сост. по кн. проф. А, Гусева: „Религиозность, как основа нравственности“, стр. 9 – 42).     Замечание о заблуждении протестантов, не придающих значения добрым делам. Для оправдания своего неправого учения лютеране ссылаются на некоторые места св. Писания; но ссылаются совершенно напрасно. Они указывают, что ан. Павел в посланиях к римлянам, к галатам и ефесеям учит об оправдании человека одною верою. Именно в послании к римлянам апостол говорит: „мы утверждаем, что человек оправдывается верою независимо от дел закона» (Рим. 3:28); еще: „не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность» (Рим. 4:5). В послании к галатам: „познавши, что человек не оправдывается от дел закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали в Иисуса Христа, дабы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). В послании к ефесеям: „благодатию вы спасены чрез веру; и это не от вас Божий дар; не от дел – так что никто не может похвалиться“ (Еф. 2:8). Но а) под именем оправдания ап. Павел разумеет то оправдание, какое получает каждый грешник, язычник и иудей, при самом обращении к христианству, в таинстве крещения, и которое действительно даруется нам только по вере во Христа Спасителя, а отнюдь не по делам нашим, как этому учит и православная церковь; а не то оправдание, которого желает удостоиться каждый христианин уже но совершении всего земного поприща своего пред лицом Господа Иисуса Христа, Который, по свидетельству того же апостола, воздает каждому по делам его (Рим. 1:6). б) Под именем веры разумеет апостол не одно холодное принятие и усвоение рассудком истин веры, но веру живую, сопровождающуюся любовию и добрыми делами: «во Хримте Иисусе, – говорит он, не имеет силы ни обрезание, ни необрезание; но вера, сопровождающаяся любовию (Гал. 5:6). А что ан. Павел не только не отвергает добрых дел, которые следуют за верою во Христа и от нее рождаются, а напротив считает их необходимыми для христиан, об этом свидетельствуют все его послания, где так часто он убеждает верующих упражнять себя в благочестии (1 Тимоф. 4, 7), обогащаться добрыми делами (6, 18), жить достойно Бога, всячески угождать Ему, во всяком деле благом принося плод (Кол. 1:10); и притом присовокупляет, что всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы получить каждому, смотря потому, что он сделал, живя в теле доброго и худого (2 Кор. 5:10). Сюда относятся еще следующие места св. Писания: Гал. 6:10. 2 Солун. 2, 17. Тит. 3:1. Евр. 13:21.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О значении К. свидетельствуют слова, к-рыми свт. Кирилл Иерусалимский опровергает мнение докетов, учивших, что страдание Христа на К. было призрачным (мнимым): «...если распятие на Кресте мнимость, а от Креста спасение, то и спасение мнимость. Если Крест мнимость, то мнимость и Воскресение. «А если Христос не воскрес, то мы еще во грехах наших» (1 Кор 15. 17). Если мнимость Крест, то мнимость и Вознесение; а если Вознесение мнимость, то, без сомнения, мнимость и Второе пришествие, и наконец ничего не будет твердого. Да будет тебе Крест первым незыблемым основанием, и на нем созидай все прочее учение веры» (Ibid. 13. 37-38). Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом. Рельеф саркофага со сценами Страстей. Кон. IV в. (Музеи Ватикана) Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом. Рельеф саркофага со сценами Страстей. Кон. IV в. (Музеи Ватикана) Отцы Церкви сщмч. Ириней Лионский, свт. Григорий Богослов , свт. Иоанн Златоуст и др. проводили параллель между древом познания добра и зла, принесшим человечеству смерть, и древом К., принесшим жизнь: «Через древо поразил диавол Адама; через Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда» ( Ioan. Chrysost. De coemet. et de cruc. 2). Крест Христов отверз заключенный рай и ввел в него благоразумного разбойника (ср.: Лк 23. 42-43), к-рый уверовал в Господа Иисуса Христа на К. (см.: Ioan. Chrysost. De cruce et latrone. I 2). Господь не вознес К. на небо, и при Втором пришествии Он явится в преднесении К. На Страшный Суд Христос принесет с Собой Свой К. и Свои раны как свидетельства того, что Он действительно Тот, Кто был распят. Почитание К. в правосл. традиции имеет многовековую богословскую основу. В Посланиях ап. Павла многократно упоминается К. Проповедь о распятом Спасителе ап. Павел называет «словом о кресте», к-рое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия» (1 Кор 1. 18). Ап. Павел говорит о соблазне К. (Гал 5. 1), о гонении за Крест Христов (Гал 6. 12), о врагах Креста Христова (Флп 3. 18). О себе апостол пишет: «...я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6. 14). Иисус Христос, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр 12. 2). Христос примирил человека с Богом посредством К., «убив вражду на нем» (Еф 2. 16; ср.: Кол 1. 20). Бог истребил и пригвоздил ко К. рукописание грехов человеческих (Кол 2. 14). Все творение, земное и небесное, примирилось с Богом через Христа, «Кровию креста Его» (Кол 1. 20). Во всех этих высказываниях «крест» является синонимом распятия - крестной смерти Спасителя.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

В книге Деяний, таким образом, перед нами свидетельство Церкви шестидесятых годов. И это свидетельство об «историческом Иисусе», об Иисусе Назорее, распятом и воскресшем. К тому же времени относится и свидетельство ап. Павла. Он не был прямым учеником Спасителя во время Его земной жизни и проповедовал языкам, жившим вдали от Палестины, куда весть о Христе приходила через чужое посредство. И с тем большей силой бросается в глаза, что ап. Павел проповедует Христа и о Христе, а не только передает Его заповеди и учение. Нетрудно собрать воедино все исторические черты и упоминания, в изобилии рассеянные в апостольских посланиях Павла, и они сливаются в реалистический образ живого лица. Нужно помнить, что послания ап. Павла обращены к уже сложившимся христианским общинам. Это не первое оглашение, не первое слово к ним о Христе. Это повторение и дополнение уже переданного и проповеданного, и потому о многом апостол только напоминает. Он не раз ссылается на свою прежнюю проповедь: «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились» ( 1Кор.15:1 ). И это было Евангелие об «историческом Христе», – «ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, – что Христос умер за грехи наши, по Писанию; и что Он был погребен и что воскрес в третий день, по Писанию»... (ст. 3–4). В посланиях ап. Павла напрасно было бы искать полную и связную евангельскую историю, – это не входило в их задачу, это предполагалось известным из устного апостольского оглашения и проповеди. Только об отдельных чертах и событиях говорит здесь апостол. Во исполнении времен, в недавние дни Бог послал Сына Своего, Который родился от жены и подчинился закону ( Гал.4:4 ). Он стал и был человеком, подобным нам, «и по виду стал, как человек», принадлежал к роду Авраамову и роду Давидову, был от Израильтян по плоти ( Флп.2:7 ; Рим.1:3; 9:5 ; Гал.3:16 ). Его братьев, и среди них Иакова, ап. Павел называет не раз (см. 1Кор.9:5 ; Гал.1:19; 2:9 ). Этим достаточно очерчена реально-историческая рамка.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ипполиту Римскому, либо сщмч. Дорофею , еп. Тирскому († ок. 362), исследователями отвергается, т. к. туда включены имена людей, существование к-рых ставится под сомнение, напр. Кифа (имя, данное Петру,- Гал 2. 9), Кесарь («из Кесарева дома», т. е. уверовавшие во Христа от царского дома,- Флп 4. 22) (Собор св. 70 апостолов. С. 20; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6-11), однако это не исключает того, что в них присутствуют имена современников Иисуса Христа, действительно избранных Им в числе 70 учеников. Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Апостольское служение ап. Павла Савл был призван Христом после Вознесения Господа. Но несмотря на исключительность обстоятельств, при к-рых он стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства и, более того, позволяет уточнить саму природу этого служения. Как и Двенадцать, Павел был призван Самим Господом. И к нему в полной мере относятся слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин 15. 16). Хотя Савл был призван через неск. лет после Воскресения (Деян 9; 22; 26), принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал 1. 1). По дороге в Дамаск совершилось то, к чему он был предназначен еще «от утробы матери» (Гал 1. 15). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать всех, что он в полной мере соответствует его критериям. «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор 9. 1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор 11. 5). Ап. Павел обращается к авторитету Самого Христа, когда ему необходимо подтвердить законность своего служения, поскольку источником его, как и для Двенадцати, является Сам Господь. Двенадцать до выхода на проповедь длительное время обучались и готовились к служению, пребывая в постоянном общении с Господом. Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным. От видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло неск. лет, в течение к-рых «Савл более и более укреплялся» (Деян 9. 22). Свящ. Писание впервые называет его «апостолом» только в Деян 14. 4. Этому предшествовала проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской Церкви и прямое указание Св. Духа на его избранничество (Деян 13. 2). Апостолы, проповедующие народу. Миниатюра Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010