В следующий день, говорит он, мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит, ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме ( Деян.20:15–16 ). Видишь ли, как он, сказав, не наблюдайте месяцев и времен, сам, однако, имел в виду для себя день Пятидесятницы? Притом же, он наблюдал не только день, а и самое место. Ибо он спешил не только день Пятидесятницы праздновать, по и праздновать оный в Иерусалиме. Что ты это делаешь, блаженный Павле? Иерусалим должен разрушиться, Святое Святых, по Божественному определению, должно опустошиться, прежнее Богослужение – уничтожиться. Не ты ли взывал к Галатам, говоря: оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати ( Гал.5:4 )? Зачем же ты опять ведешь нас в порабощение закону? Дело немаловажное, о котором мы говорим, чтобы, узнать, подлинно ли не противоречит сам себе Павел? Ибо Павел не только наблюдает дни, но соблюдает и другие требования закона, и, между тем, Галатам говорит: вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа ( Гал.5:2 ). Тот же самый Павел, который говорит: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа, сам, как известно, обрезал Тимофея. Ибо он, говорит Писание, нашедши в Листре некоего юношу, сына жены некой Иудеянки верной (христианки), отца же Еллина, обрезал его ( Деян.16:1–3 ); потому что не хотел послать необрезанного учителем. Что ты делаешь, блаженный Павле, – словом уничтожаешь, а делом снова поддерживаешь обрезание? Нет, говорит он, я не поддерживаю, а истребляю оное делом. Так как Тимофей был сын жены Иудеянки верной, а отца имел язычника – из рода необрезанных; то Павел, намереваясь послать его учителем к Иудеям, не захотел послать его необрезанным, дабы тотчас с самого начала не заключить дверей его учению. И потому, пролагая путь к уничтожению обрезания, и отверзая врата учению Тимофееву, он его (Тимофея) обрезал, дабы уничтожить обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

3:3.) .    (2) Другие же, напротив, сбросив узду, действительно подобны «коням женонеистовым», ржущим на жену ближ­него (Jer. 5:8.). Неспособные к самообладанию, они и других подстрекают лишь к делам сладострастия, придавая низменный смысл следующим словам Писания: «Раздели судьбу свою с нами; будем все иметь мы общий кошель, и один мешок пусть будет у нас». (Притч. 1:14.) (106, 1) Предостерегая против них, тот же самый пророк дает нам мудрый совет: «Не ходи в путь с ними; удержи свою ногу от дорог их; не напрасно пернатым сети расставляются. Те же, кто соучаствуют в крова­вых делах, на свои головы зло собирают». (Притч. 1:15—18) Иными словами, преданные своим порокам и учащие тому же ближних, они, согласно пророку, подобны «воинам, бьющим своими хвостами (ou)ra»)», или, как сказали бы греки, пенисами (kerko»). (2) Должно быть, пророчество намекает на сладострастных распутников, «воюющих хвостами», детей тьмы и чад гнева (Еф. 2:3.), кровавых убийц и насильников своих ближних. (3) «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом», — взывает апостол (1Кор. 5:7.). И опять, в гневе на им подобных, он учит нас «не сообщаться с тем, кто, называ­ясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе». (Гал. 5:11.) (4) «Законом я умер закону, — говорит он, — чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу и уже не я живу», как жил по своим желаниям, «но живет во мне Христос» жизнью непорочной и блаженной через мое послушание заповедям. Поэтому «тогда я жил по плоти», то есть следуя плотскому образу жизни, ныне же «живу во плоти, то живу верою в Сына Божия». (Гал. 2:19—20) (107, 1) «На путь к язычникам не вступайте и в город Самаритянский не входите», — гово­рит Господь (Мф. 10:5.), отвращая нас от неверного образа жизни, ибо «кончина мужей беззаконных зла, и таковы пути всех, творящих беззаконие». (Притч. 1:18—19) (2) «Горе человеку тому, — говорит Господь, — и лучше было бы не родиться ему, чем хотя бы одного из избранных моих соблазнить; лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и потопили его в море, чем совратить ему и одного из моих избранных», ибо «имя Божие хулит­ся из-за них». (3) Поэтому прекрасно говорит апостол: «Я писал вам в послании не сообщаться с развратниками» (1Кор. 5:9.), и далее до слов «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». (1Кор. 6:13.) (4) Дабы показать, что брак не приравнивается к разврату, он добавляет: «Или вы не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится с нею одним телом?» (1Кор. 6:16.) Кто же назовет девственницу блудницей до замужества? (5) «Не уклоняйтесь друг от друга, — говорит апостол, — разве по согла­сию, на время». (1Кор. 7:5.) Выражение «не уклоняйтесь» указывает на рождение детей как обязанность вступивших в брак. Именно на это указывают и предшествующие им слова о том, что муж должен уделять должное внимание жене и наоборот. (1Кор. 7:3.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стих 2: Вот я, Павел, говорю вам, что если вы подвергаетесь обрезанию, то Христос нисколько вам не полезен ( Гал.5:2 ). – В Евангелии Спаситель говорит ученикам: Кто вас слушает, Меня слушает; кто вас принимает, Меня принимает ( Лк.10:16 ); и Апостол свидетельствует, говоря: А живу уже не я, но живёт во мне Христос ( Гал.2:20 ), и в другом месте: Или вы хотите испытать Того, Который говорит во мне [т. е.] Христа? ( 2Кор.13:3 ). Этим вполне ясно показывается то, что он говорит ныне: Вот я, Павел, говорю вам, т. е., что слова его должно принимать не как слова Павла, а как Господни. Ибо так как он и в первом послании к Коринфянам предуказал: А тем, которые вышли замуж, возвещаю не я, но Господь ( 1Кор.7:10 ), и непосредственно вслед за тем прибавил: Прочим же заповедаю я ( 1Кор.7:12 ), чтобы не показалась незначительною обязательность его слова, он говорит: Думаю, что и я имею Духа Божия, так что когда в нём говорит и Дух, и Христос, то не подвергается презрению тот, который по примеру пророков говорит: Сие говорит Господь всемогущий. Но ещё большим будет казаться то, что сказано: Вот я, Павел, говорю вам: так как вы принимаете обрезание, то Христос нисколько вам не полезен; если это слово будет связано с началом, в котором он говорит: Павел, Апостол не от человеков, ни чрез человека, но чрез Иисуса Христа и т. д., чтобы слушающие были побуждаемы не столько великим значением посланного сколько [властью] Пославшего. Но кто-нибудь может сказать: „Этому месту противоречит то, что пишется к Римлянам: Обрезание действительно полезно, если ты соблюдаешь Закон ( Рим.2:25 ) и ниже: Итак что есть большее в распоряжении Иудея, и какая польза обрезания? Во всяком случае многая. Во-первых, именно в том, что им были вверены словеса Божии ( Рим.3:1–2 ). В самом деле, если тем, которые были обрезаны, Христос нисколько не полезен, то каким образом людям, соблюдающим Закон, обрезание приносит пользу? Это [недоумение] разрешается следующим ответом. Достаточно (ut) сказать, что послание, обращённое к Римлянам, было предназначено для тех, которые уверовали [во Христа] из Иудеев и язычников, и это вынуждало Апостола Павла не оскорблять ни того, ни другого народа, – именно: так как и тот, и другой народ имеет своё преимущество, чтобы ни язычников не подвергать обрезанию, ни Иудеев не склонять к [удержанию] крайней плоти; а обращаясь с посланием к Галатам, Апостол употребляет другое доказательство, ибо они не были из числа обрезанных, но из уверовавших язычников, а обрезание для них не могло быть полезно, когда они (qui) после благодати Евангелия снова возвращались к начаткам Закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2. О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Только верующие во Христа и сознающие свою греховность, т. е. взрослые, могут принимать крещение: «Кто будет вещать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет " ( Мк. 16:16 ). 1) Водное крещение, установленное Самим Господом Иисусом Христом, есть истинно и едино: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес. 4:5 ). Крещение очищает от греха, первородного и грехов произвольных: от греха первородного, – когда крестят младенцев, и от грехов произвольных и первородного, когда крестят взрослых. Что все люди, не исключая младенцев, заражены первородным грехом, об этом свидетельствует, слово Божие: «Кто родится чистым от нечистого? – говорит слово Божие, ни один» ( Иов.14:1–5 ). «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание в жизни» ( Римл. 5:12, 17–18 ; сравн. Быт. 6:5; 8, 21 ; Псал. 13:2–3, 142:2 ; 3Цар. 8:46 : Еккл. 7:20 ; Притч. 20:9 ; Сирах. 31:11 ; Иов. 14:1 – 5 ; Иер. 9:5 ; Дан. 9:5, 20 ; Матф. 4:17 ; Марк. 1:5 ; Мат. 3:5 – 10; Иоан. 3:36; 1 Ефес. 2:3 ; Римл. 2:5, 3:9–23 ; Гал. 3:10 ; Римл. 7:14, 19, 23 ; Иаков. 3:1–2 ; 1Иоан. 8:10 ). Следовательно, раз крещение очищает от грехов, то оно должно совершаться над всеми. Есть две власти, которым подчиняется человек, власть тьмы и власть света, середины нет. Крещение есть дверь чрез которую человек входит в дом Отца небесного И избавляется от власти тьмы ( Деян. 26:18 ). Если дети не крещены, то они находятся во власти тьмы, как не очищенные от первородного греха, нет никакого другого средства или священнодействия, в котором можно было бы помимо крещения, войти в царствие Божие: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Единство человека с Богом чрез Иисуса Христа есть общение не внешнее, но внутреннее единство жизни человека с Богом, подобное тому, какое находится между лозой и ее ветвями ( Ин.15:1 ), так что, как Сын живет Отцом, так и мы живем Сыном ( Ин.6:57 ), и Сам Отец и Сын, и Дух Святый живут в нас ( Ин.14:23 ; Рим.8:11 ; 1Кор.3:16 и др.). Жизнь духовная, как единство с Богом, начинается для человека здесь на земле, но она продолжается для него и за гробом, хотя род и способ владения ею при этом изменяется 56 . Отсюда она часто определяется, как вечная, т.е. имеющая продолжаться без конца. Выражение «жизнь вечная» обыкновенно употребляется в Новом Завете в смысле назначенного Богом человеку блаженства на небесах. Это особенно видно из тех мест, где она представляется, как предмет радостной христианской надежды ( 1Ин.2:25 ; Тит.3:7 и др.), или как награда за праведность и добродетель ( Рим.2:7 ; Гал.6:8 и др.). Тем не менее, ее нельзя отделять от духовной жизни на земле, с которою она составляет одну истинную жизнь в Боге, различную только по внешним условиям существования человека. Когда Господь говорит, что верующий в Сына имеет (в настоящем) жизнь вечную ( Ин.3:36 ), то этим Он хочет сказать не то, что человек имеет в себе твердую надежду будущей блаженной жизни, но то, что он уже здесь на земле начинает переживать эту жизнь и сознает себя столь тесно соединенным с Господом, что с правом может сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Так как кроме Бога нет другого источника жизни, то все разумно-нравственные существа, для которых только и возможно различие между духовной и физической смертью, если не стоят в союзе и единении с Богом, мертвы духовно. Иисус Христос представляет всех людей духовно умершими, когда говорит: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшаго Меня имеет жизнь вечную, и на суд не, приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Также и Апостол Павел называет всех, не верующих во Христа, удалившимися от Бога и мертвыми по преступлениям ( Еф.2:1, 5, 12–13 ) 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

После Ориона встал Пателлолий, и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: “ Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2) [ 26 ]. Исправляй себя”. И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: “Поверьте мне, он страшен для бесов”[ 27 ]. Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: “ Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань (Пс 143:1) [ 28 ]. Будь мужественен в этом”. И еще одному вставшему и спросившему [о грехах своих святой] сказал: “ Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12) [ 29 ]. Подвизайся”. Следующему, поднявшемуся после этого, [авва] сказал: “ Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор 7:1) [ 30 ]. Будь внимателен к сокровенным [помыслам] своим”. Наконец, другому вставшему [Феодор] сказал: “Когда молишься, говори: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс 18:13–14) [ 31 ]. Ибо сильная брань одолевает тебя с обеих сторон”[ 32 ]. 4. Мы внимали всему этому, произносимому [аввой] на египетском языке, а Феодор Александриец переводил его речи на греческий язык. Этот Феодор был [прежде] чтецом в церкви, именуемой церковью Пиерия, мужем святым и по жизни и речам своим, так что мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19–20). Пока он был облачен в плоть, он [всегда] угождал Господу[ 33 ]. 5. В то время как я удивлялся, не понимая того, о чем говорится, по причине моего юношеского возраста и великой неопытности, Фиваидский раб Божий Феодор был спрошен еще одним [монахом]. Однако, храня молчание, он устремил взор свой к небу и встал. [Авва] находился посередине монашествующих, будучи окружен ими всеми, словно венком. Затем, повелев Феодору Александрийцу переводить, он сказал: “Я знаю, что слова мои вызовут раздражение среди тех из братий, которые суть плотские[ 34 ], но, поскольку Господь повелевает мне говорить, я скажу. Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, которое весьма преуспеет и многим повредит[ 35 ]. Таковыми же были замышлявшие козни против святого апостола Павла, которые проповедывали Христа не чисто , а по любопрению (Флп 1:16). Когда гонение будет в разгаре, то неожиданно царем станет язычник, который будет задумывать [коварные] замыслы против таинства Христова и стараться, насколько возможно, строить козни против христиан. Но Христос посрамит намерение его[ 36 ]. Ибо о нем написано: Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв 2:5) [ 37 ]. Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих”.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

11. Употребим же, братие, силу нашу на то, чтоб облещись во одежду добродетелей, дабы не быть изверженными вон; ибо никакого лицеприятия не будет в день тот. Почему Апостол сказал чадам своим, яко таковая творящии царствия Божия наследити не могут (Гал. 5, 21). Зная же, что сподобившиеся возбудиться от мертвых страстей, уже не имеют соперника, он показал им плод Духа, который есть — любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, терпение: на таковых, говорит, несть закона (Гал. 5, 22. 23). А возлюбленный наш Господь Иисус, показывая нам, что в тот день имеет обнаружиться плод делания нашего, сказал: мнози взыщут внити, и не возмогут. Ибо Домовладыка, после того, как востанет и затворит дверь, скажет стучащимся: не вем вас (Лк. 13, 24. 25). Ужели можем мы сказать о Боге, что Он не знает чего либо? Никак. Но как эти стучащиеся и говорящие: Господи, Господи, отверзи нам, не знали добродетелей, то и Он говорит им: не вем вас. И еще показал Он нам об (участи) имеющих веру, дел же неимеющих, говоря: Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, яко розга, и изсышет; и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает (Иоан. 15, 5. 6). (Ветви же), приносящия добрый плод, очищает (Отец), да множайший плод сотворят (Иоан. 15, 2). Опять, показывая нам, что не любит действующих по своим пожеланиям плотским, говорил Он в молитве: не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть (Иоан. 17, 9). И Я взял их из мира (Иоан. 15, 19): ибо мир свое любит. Наконец говорит: Отче, соблюди их от неприязни; яко от мира не суть (Иоан. 17, 15. 16). 12. Изследуем же себя, братие, от мира ли мы, или нет. Если не от мира, то Он хранит нас от зла, ибо так сказал: не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да вси едино будут, якоже и Мы едино есмы. И опять: да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною (Иоан. 17, 20—24). Смотри же теперь, какою любовию возлюбил Он нас, когда люди, подвизавшиеся в мире сем и ненавидевшие пожелания свои плотския, царствовать будут с Ним в безконечные веки? И Иоанн Апостол, созерцая великую оную славу, сказал: вемы, яко егда явится, подобни Ему будем (1 Иоан. 3, 2), если соблюдем заповеди Его, и угодное пред Ним сотворим. И опять он же (говорит): не чудитеся, возлюбленные, аще ненавидит вас мир. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию (1 Иоан. 3, 13. 14). И еще: всяк не творяй правды, несть от Бога, и нелюбяй брата своего (там же, ст. 11). Еще; творяй правду от Бога родися (1 Иоан. 2, 29), а творяй грех от диавола есть (1 Иоан. 3, 8). И опять: рожденный от Бога греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть (1 Иоан. 3, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   в) лишится благодати: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией (Евр. XII:15).   10. Господь наш Иисус Христос оживляет церковь Своею благодатию    Справедливость мысли, что Господь оживляет церковь Своею Божественною благодатию, вытекает из того, что Господь И. Христос есть глава церкви: ибо если Христос есть действительно глава церкви, а она тело Его, то как же возможно, чтобы Он не проникал ее Своею силою? Мысль сия утверждается на обетовании Спасителя ниспослать на землю Всесвятого Духа, который бы пребыл в церкви во век (Иоан. XIV:16, 17) – обетовании, действительно исполнившемся в свое время (Деян. II:2).    С тех пор, этот Всесвятой Дух, Дух Христов, нисходит, во-первых, на всех христианских пастырей в таинстве священства, и облекает их силою и властию, постоянно в них обитающею (2 Тим. I:14), – учит, священнодействовать и пасти духовное стадо.    Нисходит, во-вторых, на всех верующих в таинстве крещения, где возрождает их и соделывает живыми членами таинственного тела Христова; – в таинстве миропомазания, где сообщает им силы для укрепления и постепенного возрастания в жизни духовной, а затем – и во всех прочих таинствах.    Нисходит, в-третьих, на всех верующих, пастырей и пасомых, или справедливее – постоянно почиет на них (пока они остаются того достойными) своими духовными дарами, как Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. Дух страха Божия (Ис. XI:2, 3); постоянно приносит в них (если они не противятся) свои духовные плоды – любовь, радость, мир, долготерпение благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. V:22, 23) и все прочие добродетели.    Нисходит, наконец, на некоторых верующих в своих особенных, чрезвычайных дарованиях, и одному дает слово премудрости, другому слово разума, иному дарование исцелений, иному действия сил, иному пророчество; одному рассуждение духовное, иному роди языков, другому же сказания языков (1 Кор. XII:7 – 11).    Всего же яснее и осязательнее мы усматриваем единение Христа с церковию и со всеми ее членами в таинстве евхаристии: здесь каждый христианин преискренне приобщается плоти и крови Христовой, а с ними приемлет в себя всего Христа, и каждый после того, может сказать, по примеру апостола: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. II:20). От сего-то происходит совершенное единение верующих как со Христом – главою церкви, так и между собою: ибо все они оживляются одним и тем же Духом (1 Кор. XII, 10), живут одним и тем же Христом, и мнози суще, подлинно, едино суть тело (1 Кор. XII:12). – (Сост. по Правосл. догматич. Богосл.» митр. Макария, ч. II, стр. 305 – 306).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Внешне в Чернобыле все спокойно. Но человек, пьющий тамошнее молоко - пьет смерть. Он дышит лесным воздухом - он вдыхает смерть. Он собирает грибы - он собирает смерть... Почему нельзя заниматься бегом в центре Москвы? - Потому что чем интенсивнее здесь дыхание, чем больше воздуха будет человек прогонять здесь через свои легкие - тем больше грязи будет осаждаться в них. Так и в мире после грехопадения: чем больше " космических энергий " человек пропустит через себя - тем больше продуктов распада будет оседать в его душе... Так все " космические откровения " и " экстрасенсорные пассы " , все подключения к " энергии космоса " и к " неизведанным ресурсам человечества " чреваты энергиями разрушения... Язычество поэтому имеет в Библии еще одно определение: рабство пустым и суетным стихиям мира. " Мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира... Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь к немощным и бедным началам, которым снова хотите себя поработить " (Гал. 4,3-9). В греческом тексте " начала " - это στοιχεια, " стихии " , то есть, на языке греческой мысли, те первоначала, из которых сложен космос. " Стихии мира " (Кол. 2, 8 и Гал. 4, 3) - это στοιχεια του κοσμου. От сообщения с космическими стихиями надо уклоняться - ибо " вы со Христом умерли для стихий " (Кол. 2, 20). Для уклонения от игры со " стихиями " (то есть религиозно понимаемыми " космическими энергиями " ) есть весьма основательная причина: они не вечны. Однажды созданные, " разгоревшиеся стихии растают " (2 Пет. 3, 12). Значит, душа, пропитанная их энергиями и принявшая их вместо силы Божией, сгорит вместе с ними. Для стяжания бессмертия души надо прорваться сквозь легионы космических " энергий " и причаститься Единому Бессмертному (1 Тим. 6, 16). Так что для того, чтобы избежать печального будущего, надо в настоящем строить свою религиозную жизнь не по влечениям космоса. Вообще космос ни одной из своих частей не может дать бессмертие. Он может пониматься как бесконечный, как вечный в своей целостности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Они были видимыми преемниками Его и, следовательно, пастырями в искомом смысле. Когда же не стало и апостолов, кто долженствовал быть их преемником? Естественно отвечать: тот, кому они передали право своего пасения. А они передали его епископам. Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил епископов пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян.20:28 ). Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказьизал ( Тит.1:5 ). Вот что говорил и писал апостол языков, имевший ум Господень ( 1Кор.2:16 ) и получивший руку общения других апостолов ( Гал.2:9 ). Епископы, избранные и поставленные апостолами, в свою очередь передали долг и право пастырства другим епископам, те — третьим и т. д. В Церкви Христовой, таким образом, всегда и навсегда существуют пастыри; и навсегда она будет иметь, по мысли и воле Господней, образ пасомого стада, постоянно и беспрерывно удовлетворяемого во всех своих духовных потребностях пасущими. Но единая Церковь может ли быть единична при многих пастырях? Мы имеем полное право сказать на это, что единый Дух Святый может открывать Себя только одинаково во всех движимых Им пастырях. Впрочем, пример самих апостолов заставляет нас дополнить наш ответ несколькими пояснениями. Мы видим, что самовидцы и самослышатели, наперсники Единого Пастыря, с такой славой, в таком обилии принявшие Духа Святаго, расходились в мнениях своих относительно некоторых предметов (Гал. Гл. 2. Деян. Гл. 15). Что же это значит? То, что Дух Святый не действует стеснительно на дух человеческий (Я уже не назяваю вас рабами ( Ин.15:15 ), — говорил Господь ученикам Своим) и то, что посланный Им Дух Святый не есть дух рабства ( Рим.8:15 ), но, где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ), — говорит духоносный ученик Христов. А свобода предполагает собственную, самоначальную деятельность духа человеческого, для того искупленного и облагодатствованного, чтобы как можно более уподобиться Тому, по Чьему образу мы созданы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010