« Сердце наше расширено » (2 Кор. 6:11), говорит (апостол). Однако же и это столь пространное сердце нередко сжимала и угнетала расширяющая его любовь, как говорит сам (Павел): « от великой скорби и стесненного сердца я писал вам » (2 Кор. 2:4). Я желал бы видеть и разрушившееся это сердце, которое воспламенялось против каждого из погибающих и вторично мучилось болезнями рождения о чадах, родившихся несовершенными, которое видит Бога (как сказано: « блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят »), которое сделалось жертвой (« жертва Богу — дух сокрушенный » — Пс. 50:19), было превыше небес, пространнее вселенной, блистательнее луча солнечного, горячее огня, тверже алмаза и источило реки, как сказано: « из чрева потекут реки воды живой » (Ин. 7:38). В этом сердце был источник текущий и напояющий не лицо земли, но человеческие души, из него и ночью, и днем истекали не простые реки, но источники слез, оно жило новой, а не этой — нашей жизнью. « Уже не я живу, но живет во мне Христос » (Гал. 2:20), говорит (Павел). Итак, сердце его было Христовым сердцем, скрижалью Духа Святого, книгой благодати. Оно трепетало за чужие грехи: « боюсь », говорит (апостол), « не напрасно ли я трудился у вас » (Гал. 4:11), « чтобы, как змий хитростью своей прельстил Еву » (2 Кор. 11:3), « по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю » (2 Кор. 12:20); а за себя оно и боялось, и имело дерзновение: « боюсь », говорит (апостол), « проповедуя другим, самому не остаться недостойным » (1 Кор. 9:27), и также: « уверен, что Ангелы, ни Начала, не смогут отлучить нас » (Рим. 8:38); оно удостоилось так возлюбить Христа, как не любил никто другой, презирало смерть и геенну, сокрушалось от братских слез: « что вы делаете », говорит (Павел), « что плачете и сокрушаете сердце мое » (Деян. 21:13); это сердце было самое терпеливое, однако же, и в течение короткого времени не могло стерпеть отчуждения фессалоникийцев. 4. Я желал бы увидеть прах рук, бывших в узах, — рук, через возложение которых (Павел) подавал Духа и которыми написал он эти письмена: « видите, как много написал я вам своей рукой » (Гал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

§ 280. Закон, хотя и был дан ради того, чтобы оправдать человека, как выше сказано, однако не мог человека оправдать, не от себя, но от немощи человеческой. Ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:23 ), – и так с оправданием своим отступил от нас. С оправданием, говорю, ибо что касается исполнения закона, то и ныне его исполнять должны христиане, должны ему повиноваться, жизнь свою проводить по правилу и учению его. Иначе тем, кто не хочет по правилу его жить, проклятия и осуждения, объявленных в законе, не избежать. А если закон с оправданием от нас отступил, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:16 ), так как не могли его исполнить, тем самым он отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, проповедуемому в Евангелии, Который даром, без дел закона, оправдывает и спасает верующих в Него ( Рим 3:24–28 ). В этом, кажется, смысле апостол написал: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» ( Гал.3:24 ). Ибо кроме того, что он учит, что делать и чего не делать, и так нас старается отвести от грехов, он, как бы за руку взяв, ведет ко Христу нас, неисправных и немощных, ибо, чему учит нас, того не делаем, и так обличает нас и осуждает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу нам показывает, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другое средство, через которое мы могли бы избавиться от окаянства нашего. В такой тесноте совести убеждаемся прибегать к милостивому Божиему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, о Котором проповедует евангельское откровение, Который не сотворивших закона, но верующих в Него даром оправдывает и избавляет от всего бедствия и окаянства, как Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин 8:36 ), – чтобы так, будучи не в состоянии оправдаться от закона, «оправдаться верою» ( Гал.3:24 ). Ибо Христос осуждение закона, которому мы, как грешники и преступники закона, подлежали, на Себя взял, а нам благословение подает. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» ( 1Петр 2:24 ), чтобы нам подать правду Свою верою, как апостол написал: «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Подробнее об этом будет предложено ниже. Из вышесказанного следует:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Аще ли от дел, ктому несть благодать: зане дело уже несть дело» ( Рим.11:6 ). И опять: «Аще бо законом правда, убо Христос туне умре» ( Гал.2:21 ). И еще: «Упразднистеся от Христа, иже законом оправдастеся: от благодати отпадосте» ( Гал.5:4 ). Ты умер для Закона, сделался мертвым, и уже не находишься под игом и неволей его. К чему же всуе и напрасно усиливаешься беспокоить сам себя? Но для чего Павел поставил здесь свое имя, и не сказал просто: «Се аз глаголю вам»? Он хотел напомнить галатам о той ревности, какую сам прежде показал в пользу иудейства. Если бы я был из язычников, говорит он, и не знал иудейства; то иной, может быть сказал бы, что я потому изгоняю обрезание из церковных догматов, что не знаю силы его, так как сам не жил в иудействе. Вот для чего он поставил свое имя, – чтобы напомнить им о том, что сделал он для Закона. Как бы так говорит он: это делаю не по вражде к обрезанию, но по знанию истины; это говорю я, Павел, тот Павел, который «обрезан осмодневно, от рода Израилева колена Вениаминова, евреин от еврей, по закону фарисей, по ревности гоних Церковь » ( Флп.3:5–6 ); «в домы входя, и влача мужи и жены, предаях в темницу» ( Деян.8:3 ); все это может убедить самых безрассудных, что я постановил этот закон (об упразднении обрезания), не по вражде какой, или по незнанию иудейства, но по знанию высочайшей Христовой истины. «Свидетельствую же паки, – говорит он, – всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити» ( Гал.5:3 ). Для чего не сказал: возвещаю же, или заповедую же, или говорю же, но: «свидетельствую»? Для того, чтобы этим выражением напомнить нам о будущем Суде; ибо, где свидетели, там суд и приговор. Так он устрашает слушателя, напоминая ему о Царском Престоле, и показывая, что эти слова будут ему свидетелями в тот день, когда каждый должен будет дать отчет в том, что он сделал, что сказал, и что слышал. Эти (слова апостола) слышали некогда галаты, а теперь пусть послушают и страждующие болезнью галатов; если их и нет здесь, пусть от вас услышат, как Павел взывает и говорит: «Свидетельствую же всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В мир пришел Мессия – Иисус Христос из Назарета. О Нем сказано: По прошествии восьми дней от рождения, когда надлежало обрезать (Младенца), дали Ему имя Иисус (Иешуа), нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве ( Лк. 2:21 ). Христос принял обрезание и имя. Восьмидневный, Он пролил первые капли крови. Потом, на кресте, кровные потоки от Его ран омыли землю и души. Исполнен закон, дана благодать крещения. И уже апостолы в новозаветных Писаниях не видят более нужды в обрезании. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал. 5:6 ). О том, что кончилось время плотского обрезания, сменившись на духовное, многократно говорят и св. отцы. Св. Иоанн Златоуст считает время обрезания законченным, а само обрезание, ныне не имеющим никакого значения. Так он говорит: «Но, если и они [иудеи настоящего времени – Г.Ф.], по слепоте своей, еще хотят соблюдать обрезание плоти, не слушая слов Павла: аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует ( Гал. 5:2 ), – для того ведь явился Господь, чтобы все это уничтожить и для того весь закон исполнил, чтобы на будущее время отменить соблюдение закона, почему и восклицал блаженный Павел: иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте ( Гал. 5:4 )» 579 . Св. Киприан Карфагенский говорит, «что за упразднением первого плотского обрезания постановится второе – духовное. У Иеремии: сия глаголет Господь мужем Иудиным и обитателем Иерусалимлима: поновите себе поля и не сейте на тернии; обрежитеся Богу вашему и обрежите жестокосердие ваше, да не изыдет яко огнь ярость Моя и возгорится и не будет угашаяй ( Иер. 4:3–4 ). Также Моисей говорит во Второзаконии: (в последние дни) очистит (обрежет) Господь сердце твое и сердце семени твоего, любите Господа Бога твоего ( Втор. 30:6 )... Да и первый человек Адам сотворен от Бога необрезанным; таким же был и Авель праведный, и Енох, угодивший Богу и преложившийся, и Ной, избранный для сохранения рода человеческого в то время, как земля и люди были погубляемы за беззакония, и Мелхиседек-священник, по чину коего обещан Христос. Итак, знамение семени не для всех полезно, а знамением Господним знаменуются все» 580 . Св. Киприан изъясняет, что обрезания не было изначально, не было его у Мелхиседека, благословившего и самого Авраама, отца обрезания, нет его и в последние времена Мессии, когда явилась благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Взвешивая приведенные основания за то и другое понимание пространственного отношения к шеолу лона Авраамова, нельзя собственно отдать предпочтения ни тем, ни другим. Тем не менее, описываемое в притче место и состояние душ благочестивых с точки зрения Нового Завета не может быть названо иначе, как адом. Основанием этого может служить то твердо установленное в Священном Писании положение, что все люди, унаследовав от прародителей греховную порчу, сделались по природе чадами гнева ( Еф.2:3 ) и все подпали проклятию ( Гал.3:10 ). Из этого не исключались великие ветхозаветные праведники, потому что все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою ( Гал.3:10 ). Только Христос искупил человечество от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ). При таком положении ветхозаветного человечества невозможно допустить, чтобы праведники этого периода после смерти примирялись с Богом и вступали с Ним в тесное общение, так как тогда для них не имело бы никакого значения искупление, совершенное Иисусом Христом. Оставаясь же и после своей смерти «врагами» Богу ( Кол.1:21 ; Рим.5:10 ), они не могли наследовать того, что Новый Завет называет раем, и, очевидно, должны были сходить в царство тьмы – шеол. Но с другой стороны, если еще при земной жизни они находили благоволение в очах Божиих, удостаивались Его милостей и таким образом ослабляли над собою власть дьявола, то и после смерти они до известной степени стояли вне силы последнего. Участь праведников, еще неискупленных, была лучше участи грешников. Твердая вера в грядущего Искупителя, которою они были водимы здесь на земле, не оставляла их и по переходе в загробный мир и делала их положение не только неизмеримо лучше положения грешников, но даже заключала в себе элемент положительного блаженства 177 . Если Псалмопевец, подвергая себя ранами всякий день и обличениям всякое утро ( Пс.72:14 ), мог находить полное успокоение в том, что Господь часть его во век ( Пс.72:26 ), и взывать к Нему: с Тобою ничего не хочу на земле ( Пс.72:25 ), то и в шеоле надежда на искупление должна была утешать ветхозаветных праведников в их отчуждении от Бога и наполнять души их предвкушением блаженства. В этом можно видеть основание того, почему Господь в Своей притче ясно различает между судьбою Авраама и Лазаря с одной стороны и богача с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Гал 2:21–3:7 Вторник 15 седмицы. Послание к Галатам, зачало 205 Братья, Писание, провидя, что Бог по вере оправдает язычников, заранее благовестило Аврааму: благословятся в тебе все народы. Так что те, которые от веры, благословляются с верным Авраамом. А все, которые от дел Закона, находятся под проклятием; ибо написано: проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы все исполнить. А что Законом никто не получает оправдания пред Богом, ясно, потому что праведный верою жив будет. Закон же не от веры, но исполнивший его жив будет им. Гал 3:8–12 Суббота 26 седмицы. Суббота перед Рождеством Христовым. Послание к Галатам, зачало 206 См. зачало 133. Послание к Галатам, зачало 207 Братья, я говорю по человечеству: завещания, правильно составленного, хотя и человеческого, никто не отменяет и не дополняет. Но Аврааму изречены были обещания и семени его. Не говорит Он: и семенам, как о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Но то я говорю: завета, установленного Богом прежде, Закон, пришедший четыреста тридцать лет спустя, не лишает силы так, чтобы упразднено было обещание. Ибо, если от Закона наследование, то уже не по обещанию: но Аврааму Бог даровал благодать чрез обещание. Итак, к чему же Закон? Он был дан позже из-за преступлений, доколе не придет Семя, к Которому относится обещание, и предписан он чрез ангелов рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог – один. Итак Закон противен обещаниям Божиим? Отнюдь нет. Ибо, если бы дан был Закон, могущий оживотворить, – праведность была бы действительно от Закона; но Писание заключило все под грехом, чтобы обещанное дано было верою в Иисуса Христа верующим. Гал 3:15–22 Среда 15 седмицы. Навечерие Рождества Христова, на вечерне (суббота, воскресенье). Послание к Галатам, зачало 208А Братья, прежде, чем придти вере, мы были заключены под стражей Закона в ожидании будущего откровения веры, так что Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою; а когда пришла вера, мы уже не под властью детоводителя. Ибо все вы чрез веру – сыны Божии во Христе Иисусе. Ибо вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа. Нет Иудея, ни Эллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы – одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, значит вы – семя Авраамово, по обещанию наследники.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Гал 4:28–5:10 Понедельник 16 седмицы. Послание к Галатам, зачало 212 Братья, если я еще проповедую обрезание, за что еще подвергаюсь гонению? Значит упразднен соблазн креста! О, если бы отсеклись возмущающие вас. Ибо вы к свободе призваны, братья. Только не делайте свободу поводом для плоти, но любовью служите друг другу. Ибо вся полнота Закона в одном слове, а именно: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Если же вы друг друга кусаете и едите, смотрите, как бы вы не пожрали друг друга. Я же говорю: поступайте по Духу и вы не будете совершать похоти плоти. Ибо плоть желает противного Духу, а Дух – противного плоти; они друг другу противятся, чтобы вы делали не то, что хотели бы. Если же вы Духом водимы, вы не под Законом. А дела плоти явны: это – блуд, нечистота, распутство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, распри, разлады, ереси, зависть, пьянство, объедение и тому подобное, о чем я заранее говорю вам, как и сказал раньше, что делающие это Царства Божия не наследуют. Гал 5:11–21 Вторник 16 седмицы. Послание к Галатам, зачало 213 Братья, плод Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, обладание собой: против этого нет Закона. Но те, которые принадлежат Христу Иисусу, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем Духом, то по Духу будем и поступать. Не будем тщеславны, поступая друг с другом вызывающе, друг другу завидуя. Братья, если и замечен будет человек в каком-либо согрешении, – вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Гал 5:22–26; 6:1–2 Суббота 27 седмицы. Преподобным. Послание к Галатам, зачало 214 Братья, друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Ибо, если кто думает быть чем-нибудь, будучи ничем, он сам себя обманывает. Каждый да испытывает своё собственное дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом; ибо каждый понесет своё собственное бремя. А наставляемый в слове пусть делится всяким добром с наставляющим. Не заблуждайтесь: Бог поругаем не бывает. Ибо что посеет человек, то и пожнет, потому что сеющий для плоти своей пожнет от плоти тление; а сеющий для Духа пожнет от Духа жизнь вечную. Делая же добро, не будем унывать; ибо в своё время пожнём, если не ослабеем. Следовательно, пока у нас есть время, будем делать добро всем, особенно же своим по вере.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Духовное значение субботы Спаситель показывает в словах «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). Бог содержит Своим Промыслом мир во все дни недели, и эта божественная благая деятельность является образцом для всех нас. Ап. Павел так объясняет причину отмены ветхозаветных заповедей: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» ( Евр. 7:18, 19 ). Перемену закона он ставит в непосредственную связь с отменой ветхозаветного священства и установлением благодатного вечного священства Иисуса Христа: «С переменой священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр. 7:12 ). Господь потому упразднил закон заповедей учением ( Еф. 2:15 ), что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал. 2:21 ). Неправильна ссылка адвентистов на то, что заповедь о субботе дана как завет вечный. В Исх. 31:16–17 эта заповедь указана как обязательная лишь для иудеев, как «знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки» 26 . Суббота, как знамение Ветхого Завета, должна была уступить место Новому Завету ( Иер. 31:31–34 , Евр. 8:8–13 ). По словам прот. Д. Владыкова , «слова “навеки” и “вечный”, употребляемые в Священном Писании , когда идет речь о ветхозаветных установлениях, обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления ( Евр. 9:10 ), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ ( Евр. 10:1 ), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ( Гал. 3:25–26 )» 27 . Как замечает в этой связи Д. Балашов, Новый Завет осуждает многие пороки (он указывает 1Кор. 5:1–7  и  Гал. 5:19–20 , хотя можно было добавить как минимум 1Пет. 4:3 , 1Кор. 6:9–10 , Еф. 5:3–5  и  2Тим. 3:2–5 ), но нигде нет речи о несоблюдении субботы 28 . В этом свете следует рассматривать адвентистские построения о праздновании субботы. Сама по себе суббота (а равно пища, питие, праздники и новомесячия) является «тенью будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Кто признаёт материнскую власть Святой Церкви и отвечает сыновним послушанием, тот пребывает в Церкви, как в родном доме. Как послушное дитя счастливо безграничной материнской любовью, миром собственного сердца и всеми благами родного дома, так и послушные церковные чада особенно счастливы миром и покоем, которые даёт им церковная жизнь. Они чувствуют, что они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем » ( Еф. 2:19-20 ). И заметьте, как бы ни был значителен человек в Церкви, каким бы великим святым он ни стал, он всегда остаётся по отношению к ней чадом, ребёнком, то есть находится в послушании у неё. Против власти плоти Мы хотим совершать поступки хорошие, сердцем тяготеем к добрым делам, а себялюбивая своекорыстная плоть желает иного: нежиться в лени, потакать своим греховным привычкам. «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал. 5:17 ), — писал Апостол, и далее: «Дела плоти известны: они суть, прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют» ( Гал. 5:19-21 ). И поэтому, чтобы ослабить неблагодатную власть плоти, мы с помощью поста ограничиваем её требования, смиряем её. А если её не ограничивать, то на удовлетворение своих прихотей она заберёт всё наше время, все силы. Что же останется душе? «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми. Если мы живём духом, то по духу и поступать должны» ( Гал. 5:24-25 ), — читаем у Апостола. Усмирение плоти умертвляет и грех. «Чего только не исцеляет пост! Какого душевного недуга не уничтожает! Изгоняя пресыщение и надменность, он обновляет сердце, уничтожая роскошь, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие…» (святитель Иоанн Златоуст). «Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей» (святитель Василий Великий).

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Следуя учению Христа, апостолы различали в ветхозаветном законе элементы вечный и переходящий, нравственный и обрядовый. Когда в первый раз обратился к Церкви Христовой Корнилий сотник, то он не был принуждаем исполнять закон Моисеев и был крещен, не принимая обрезания ( Деян. 10:1–11, 12–18 ). Когда делу миссии среди язычников посвятил себя великий апостол языков – Павел, то он не заставлял исполнять обрядовый закон Моисеев. Напротив, он учил, что христиане призваны к свободе от рабства закону ( Галат. 5:13 ), и увещевал их стоять и держаться этой свободы, которую им даровал Христос, и не подвергаться игу рабства ( Гал. 5:1 ), учил, далее, что и для иудеев закон этот потерял свое значение и исполнение его или неисполнение его – дело безразличное. Эта свобода то наблюдать отеческий закон, то не исполнять его, коренилась в уверенности апостола в том, что от соблюдения обрядового закона Моисеева не будет ни пользы ( Гал. 5:2 ), ни препятствий для оправдания, если только это исполнение обрядового закона чуждо той мысли, будто оно имеет самостоятельную цену пред Богом. На этом основании сам он был для иудеев как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, чтобы приобрести чуждых закона ( 1Кор. 9:18–21 ). « Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ), говорил он. И эта точка зрения торжественно подтверждена была всеми апостолами, собравшимися в Иерусалиме. Столпы Церкви, верховные апостолы Иаков, Кифа и Иоанн, подали Павлу и Варнаве руку общения ( Гал. 2:9 ). В соборном послании братьям из язычников написано было решение собора: «Не возлагать на них никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят» ( Деян. 15:28–29 ). Соблюдать же субботу не было предписано. Очевидно, она, как и весь обрядовый закон, отнесена к числу предметов необязательных для христиан языческого происхождения. Соблюдение ветхозаветных обрядов составляло теперь только национальное отличие еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010