Мк. 4:37–39. «И поднялась великая буря… А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». 8 Срока из стихотворения «Комус» английского поэта Джона Мильтона (1607–1674). 9 Пс. 118:105. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей». 10 Пс. 75:11. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». 11 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30. 12 Пс.18:2. 13 Ин. 14:8–9. 14 Деян. 17:30. 15 Лк. 23:41. 16 Книга Ф. Бэкона. 17 См. Еф.2:2. 18 См. Еккл. 12:2. 19 Пс. 22:4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». 20 Ср.. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). 21 Там же. 22 Ср. Ин.1:46: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» 23 Гал. 1:8. 24 Ср. Пс. 72:25. 25 Пс. 138:18. 26 См. 1 Цар. 3. Речь идет о старом священнике Илии и маленьком Самуиле, которому предназначено было стать великим пророком. Глас Господа, прозвучавший однажды в храме, услышал именно Самуил, а не Илий. 27 См. 1 Цар. 17. Молодой Давид победил великана и воина Голиафа, выйдя на бой с одной пращой без вооружения и доспехов, так как предложенные ему доспехи царя Саула оказались большими и неудобными. 28 См. Мф. 5:25–26. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Кодрант — самая мелкая медная римская монета (грош). 29 Ср. Мф. 10:26; Лк. 8:17, 12:2. 30 См. Лк. 18:10–14. 31 Иов. 2:4. 32 Ин. 20:29. 33 См. Ис. 32:2. 34 Ср. Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6; Рим. 9:33; Рим. 10:11. 35 Пс. 15:11. 36 Ср. Ис. 42:3; Мф. 12:20. 37 1 Ин. 4:18. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны. Спаситель и здесь должен служить примером. Он учил людей смирению не одними словами, но и делом, смирив Себя даже до крестной смерти (Фил. 2, 3), почему и мог сказать: " Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем " (Мф. 11, 29). Умыв ноги своим ученикам (Ин. 13, 4-5, 12-16), Спаситель хотел своим примером насадить в нас добродетель смирения. Истинное смирение делает то, что душа видит прежде всего собственную свою нищету и ничтожество. Любовь, соединенная со смирением, всегда судит и осуждает сначала себя, а потом других. Видя пороки, недостатки, ошибки ближнего, она обращается сама к себе и самое себя оплакивает, ибо в падении ближнего она видит свое собственное бедственное состояние. О погрешностях ближнего любовь милосердствует (Гал. 6,1) ( " Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы не быть искушенным " (Гал. 6, 1). - Прим. ред.), почему мы с терпением, смирением и кротостию должны помогать ему, [прощать] слабости и бремя [его] носить. Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям. Господь обусловливает исполнение нашей молитвы проявлением на деле нашего смирения и любви к людям, что должно выражаться именно в прощении нанесенных ими обид. " И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших " (Мф. 6, 14-15) ( " Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших " (Мф. 6, 14-15). - Прим. ред.), - говорит прямо и категорически Господь наш Иисус Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

Обращая еще раз внимание на необходимость различения чистого от нечистого, напомним, что потребность иудеев взирания с надеждой на образ змеи на перекладине исходило от Самого Господа. И если в Ветхом Завете евреи, взирая на пригвожденного змия, получали исцеление от укусов змей видимых (реальных пресмыкающихся), то в Новом Завете всякий верующий, взирая на новозаветный жертвенник, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи людей, получает исцеление от змеев злобы поднебесной – падших ангелов, воюющих с нами в миру через одоление нашей немощной плоти. Ветхозаветное чудо со змеем Сам Христос Спаситель уподобляет Своему телесному вознесению на древо крестное: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). Через Святой Крест совершено оправдание ( 1Петр. 2:24 ), спасение и примирение ( Кол. 1:19–20 ) человека с Богом. Посредством Святого Креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Крест Христов – великая святыня еще и потому, что он обагрен пречистой кровию Богочеловека. Если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились в жертву животные, отнюдь не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:1 ), и все к нему принадлежащее было святыней великою ( Исх. 30:28–29 ), так что все и вся прикасавшиеся к нему освящалось ( Исх. 30:29 ), то насколько выше должно нам почитать новозаветный жертвенник, коим является Крест Христов! Господь, смирив Себя и приняв образ раба, добровольно умер самою позорною смертью, которою казнились самые отъявленные преступники. Крест Христов для каждого христианина есть любовь, явленная Творцом к своему творению. Так и апостол Павел ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Христиане первых веков были гонимы именно за крест Христов ( Гал. 6:14 ). И только «враги креста Христова» ( Фил. 3:18 ) не почитали его святынею. Апостол Павел о кресте писал: «Слово о кресте для погибающих – юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Крест Христов является славою Спасителя нашего: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Ин. 17:1 ), – молился Господь. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк. 24:26 ), – спросил Воскресший Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

13:23), — так как тогда он еще не был взят под стражу. Два года он прожил в Риме в узах; потом был отпущен; потом ходил в Испанию; потом путешествовал в Иудею, где и виделся с иудеями. Затем он опять прибыл в Рим, где и был лишен жизни по приказанию Нерона. Следовательно это послание написано прежде послания к Тимофею; там он гово­рит: «Ибо я уже становлюсь жертвою»; и еще там же говорит: «При первом моем ответе никого не было со мною» (2 Тим. 4:6, 16). Он часто разделял с ними страдания. Так в послании к Фессалоникийцам он говорит: «Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее» (1Фес. 2:14); и в послании к ним самим говорит: «расхищение имения вашего приняли с радостью» (Евр. 10:34). Ви­дишь, как они страдали? Если (иудеи) так поступали с апостолами не только в Иудее, но и тогда, когда находились между язычниками, то чего не делали с (прочими) верующими? По­тому-то, как видишь, об этих верующих он особенно за­ботился. Когда он говорит: «иду в Иерусалим, чтобы послужить святым» (Рим. 15:25); также когда убеждает коринфян к благотворительности, сообщая, что македоняне уже собрали подаяние (2 Кор. 8:4), и когда говорить: «если прилично будет и мне отправиться» (1 Кор. 16:4), он выражает это самое; и когда, говорит: «только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» (Гал. 2:10), выражает то же; и когда говорит: «подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал.2:9), выражает то же. Говорит он это о тамошних бедных не напрасно, но чтобы и мы также участвовали в благотворитель­ности. Мы, говорит, разделили между собою проповедь, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, но не разделили таким же образом попечения о бедных. И везде видно, что Павел имел великое о них попечение, — это и справе­дливо. Между другими народами, где находились и иудеи и языч­ники, не было ничего подобного; а там, где (иудеи) думали еще иметь власть и самостоятельность и исполняли многое по собственным законам, — так как правление еще не установилось и еще не совершенно перешло в руки римлян, — не удивительно, что они позволяли себе делать великие притеснения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3397...

В следующий день, говорит он, мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит, ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме ( Деян.20:15–16 ). Видишь ли, как он, сказав, не наблюдайте месяцев и времен, сам, однако, имел в виду для себя день Пятидесятницы? Притом же, он наблюдал не только день, а и самое место. Ибо он спешил не только день Пятидесятницы праздновать, по и праздновать оный в Иерусалиме. Что ты это делаешь, блаженный Павле? Иерусалим должен разрушиться, Святое Святых, по Божественному определению, должно опустошиться, прежнее Богослужение – уничтожиться. Не ты ли взывал к Галатам, говоря: оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати ( Гал.5:4 )? Зачем же ты опять ведешь нас в порабощение закону? Дело немаловажное, о котором мы говорим, чтобы, узнать, подлинно ли не противоречит сам себе Павел? Ибо Павел не только наблюдает дни, но соблюдает и другие требования закона, и, между тем, Галатам говорит: вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа ( Гал.5:2 ). Тот же самый Павел, который говорит: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа, сам, как известно, обрезал Тимофея. Ибо он, говорит Писание, нашедши в Листре некоего юношу, сына жены некой Иудеянки верной (христианки), отца же Еллина, обрезал его ( Деян.16:1–3 ); потому что не хотел послать необрезанного учителем. Что ты делаешь, блаженный Павле, – словом уничтожаешь, а делом снова поддерживаешь обрезание? Нет, говорит он, я не поддерживаю, а истребляю оное делом. Так как Тимофей был сын жены Иудеянки верной, а отца имел язычника – из рода необрезанных; то Павел, намереваясь послать его учителем к Иудеям, не захотел послать его необрезанным, дабы тотчас с самого начала не заключить дверей его учению. И потому, пролагая путь к уничтожению обрезания, и отверзая врата учению Тимофееву, он его (Тимофея) обрезал, дабы уничтожить обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Еще постоим, христианин, на лобном месте и посмотрим на Христа, ради наших грехов к Кресту пригвожденного, и увидим, что еще делается с Искупителем нашим. Видим здесь, что недовольна бывает злоба таким лютым и кровавым мучительством, она еще к мучению мучение прилагает! Слышим, что и ядовитым языком, как стрелами, замученного и распятого уязвляют, проходя мимо, хулят Неповинного, насмехаются над терпящим такое лютое мучение. Проходящие злословили Его, – повествует евангелист, – кивая головами своими и говоря: «Э! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со Креста». Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: «Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15:29-32). Об этом Он Сам через пророка к Небесному Отцу Своему говорит: Все, видящие меня, насмехались надо мною, кивали головою, говорили устами: «Он уповал на Господа; пусть Он избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему». И ниже: Окружило Меня множество тельцов, тучные волы обступили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, похищающий добычу и рыкающий. И еще там же: Окружили Меня множество псов, скопище злых обступило Меня, они пронзили руки Мои и ноги Мои, сосчитали все кости Мои, а сами смотрели презрительно на Меня (Пс. 21:8-9, 13-14, 17-18). Нашу совесть, человек, это страшное позорище уязвляет. За нас такие язвительные насмешки и ругань терпит страждущий Сын Бога Живого (Мф. 16:16). Мы достойны язвительных насмешек и поруганий дьявольских. Мы храм Божий – тела наши – разорили грехами и закон Божий нарушили, за что должны быть отданы в вечное посмеяние и поругание дьяволу и ангелам его, врагам нашим. Но Сын Божий, Заступник наш, вместо нас и здесь стоит, за нас терпит эти ядовитые стрелы посмеяний, за нас этим неизреченным Своим бесчестием и поруганием платит, чтобы нас от вечного посмеяния и укоризны избавить. Слышит неповинно: Э! Разрушающий храм, – да нас храмами Духа Святого сделает (1 Кор. 6:19). Слышит с насмешкой: Спаси Себя Самого (Мф. 27:40), – да нам вечное спасение устроит. Слышит: Если Ты Сын Божий, сойди с Креста (Мф. 27:40), – да мы усыновление получим (Гал. 4:5), да мы будем сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1. Это выражение раскрывает образ обитания Духа в верующем: Дух проникает естество верующего подобно тому, как вода усвояется телом, проникая его все, но не исчезая через смешение с ним; 2. Питие единого Духа выражает также ту мысль, что Дух проник в верующего совне, а не является чем-то природным или естественно свойственным человеческому существу; 3. Необходимость жизни в Духе сравнивается с постоянной потребностью организма в воде; 4. Единство верующих есть единство в одном Духе, обитающем в каждом из них; 5. Вместе с тем мы здесь видим яркую параллель с иоанновской традицией (Ин 4:13–14; 7:37–39, Откр 22:17), в которой Дух обозначается под образом воды живой. Дух сообщает верующему усыновление — ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14); а как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” (Гал 4:6). Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” (Рим 8:15). Здесь “дух рабства” — риторическая формула, основанная на параллелизме “Духу усыновления” 72 . В Рим 8:14 Дух снова действует в отношении ко Христу, совершая усыновление, которое естественно Христу, потенциальной реальностью в жизни верующих. Настоящее время в ст. 14 и 16 показывает, что смысл усыновления — это прежде всего настоящая реальность, а не только упование о будущем (Рим 8:23) или воспоминание о прошедшем акте принятия (Рим 8:15) 73 . Действием Духа Святого усыновление становится субъективной действительностью. В Рим 8:23 говорится, что мы имеем начаток Духа, начаток ( — первый плод, приносимый в жертву. В переносном смысле — самое лучшее, самое первое, также начало, основа; имеет и непосредственное значение предварительного жертвоприношения (состоявшее в том, что сжигался пучок волос со лба животного). Начаток подразумевает усилия со стороны самого человека по преумножению данной благодати и принесению плода Духа, который состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф 5:9, см. также Гал 5:22); так верующие соделываются соучастниками ( Духа Святого (Евр 6:4).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

1 . Это выражение раскрывает образ обитания Духа в верующем: Дух проникает естество верующего подобно тому, как вода усвояется телом, проникая его все, но не исчезая через смешение с ним; 2 . Питие единого Духа выражет также ту мысль, что Дух проник в верующего совне, а не является чем-то природным или естественно свойственным человеческому существу; 3 . Необходимость жизни в Духе сравнивается с постоянной потребностью организма в воде; 4 . Единство верующих есть единство в одном Духе, обитающем в каждом из них; 5 . Вместе с тем мы здесь видим яркую параллель с иоанновской традицией ( Ин.4:13–14, 7:37–39 ; Откр.22:17 ), в которой Дух обозначается под образом воды живой. Дух сообщает верующему усыновление – ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ( Рим.8:14 ); а как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). Здесь “дух рабства” – риторическая формула, основанная на параллелизме “Духу усыновления” 65 . В Рим.8:14 Дух снова действует в отношении ко Христу, совершая усыновление, которое естественно Христу, потенциальной реальностью в жизни верующих. Настоящее время в ст. 14 и 16 показывает, что смысл усыновления это прежде всего настоящая реальность, а не только упование о будущем ( Рим.8:23 ) или воспоминание о прошедшем акте принятия ( Рим.8:15 ) 66 . Действием Духа Святого усыновление становится субъективной действительностью. В Рим.8:23 говорится, что мы имеем начаток Духа, начаток – первый плод, приносимый в жертву. В переносном смысле самое лучшее, самое первое, также начало, основа, имеет и непосредственное значение предварительного жертвоприношения (состоявшее в том, что сжигался пучок волос со лба животного). Начаток подразумевает усилия со стороны самого человека по преумножению данной благодати и принесению плода Духа, который состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф.5:9 , см. также Гал.5:22 ). Так верующие соделываются соучастниками (metohoi) Духа Святого ( Евр.6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

    К. А между тем, Палладий, ее найдет заслуживающею весьма сильного порицания тот, кто устремит изощренный взор на смысл приведенного места; так как божественный Моисей, избранный для посланничества, не прямо отправляется на это дело, оставивши мирское, но отчасти предается и плотским заботам и наперед советуется с родными о своем путешествии. И не прежде ушел он из земли мадиамитян, пока не узнал, что правитель земли Египетской умер, ибо он весьма боялся быть убитым. Когда же он освободился от этих опасений, получив извещение от Бога, тогда только он, взявши жену и детей, приходит в землю Египетскую, исполняя то. что ему было повелено. Это именно и есть изображение жизни по закону, разделенной некоторым образом и взирающей на обе стороны, то есть и на Божественное, и на человеческое; ибо она не свободна от заботы земной и мирской и не всецело священна, между тем как евангельская жизнь, не уделяя совершенно никакой части на то, что касается плоти! или на мирские дела, всецело как бы посвящает Богу подчинившихся Христу. «Но те, которые Христовы, — сказано, — распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Поэтому, когда один из учеников, приступивши ко Христу, сказал: Учитель, «позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», — то был вразумлен относительно вполне священной жизни, немедленно услышав: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф.8:21-22). И божественный Павел пишет некоторым: «Когда же Бог … благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал.1:15-16). А Моисей советуется; ибо, как сказано, жизнь по закону разделена и лежит еще под страхом смерти: Моисей убоялся идти в Египет, избегая смерти. Но во Христе и это упразднено, в чем удостоверит нас священный Павел, говоря о Христе и о нас: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

В науке существуют противоречия, ставшие уже классическими, но нуждающиеся в актуализации. Например: между реальным и идеальным и между материальным и духовным. Можно представить и другим образом: реальное – духовное, идеальное – материальное. Но нас в предлагаемых размышлениях будет интересовать вариант идеальное – духовное. Идеальное в соотнесенности с духовным может выполнять функцию душевного. Но при этом и у духовного есть свое идеальное. Духовное объединяет в себе идеальное и материальное. Это и есть идеальное-духовное – то, что пронизано Фаворским светом Преображения. Духовное – бесконечно, оно и есть сама бесконечность. Противоположность духовного – плотское, понимаемое как греховное. «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:47–50 ) 1 . По мысли преподобного Иоанна Кассиана Римлянина : «Есть брань в членах наших, как читаем у Апостола: плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите ( Гал.5:17 ). Слово плоть в сем месте должно принять не в смысле человека как существа, а в смысле воли плотской, или худых пожеланий: равно и под словом дух разуметь надо не какое-либо существо личное, а пожелания души добрые и святые. Такой смысл определил сам же Апостол, говоря так: духом ходите, и похоти плотския не совершайте: плоть бо похотствует на духа, и прочее ( Гал.5:16–17 )» с. 15]. Для дальнейшего исследования необходимо уточнить применяемую терминологию. Идеальное происходит от понятия идея, определяемого в вершине классической мысли – философской системе Вильгельма Гегеля – как один из моментов Абсолюта (наряду с природой 2 ). Духовное происходит от понятия дух, по тому же Гегелю – опосредованный собственной рефлексией в самого же себя Абсолют

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010