Посему, через исполнение первой заповеди, можно исполнить и вторую, и наоборот, через исполнение второй можно исполнить первую, так что любящий Господа любит, следовательно, и ближнего; ибо Господь сказал: «аще кто любите Мя, заповеди Моя соблюдете. Сия же есть заповедь Моя, да любите друге друга, якоже возлюбих вы» ( Иоан.14:23,15; 15:12 ). И наоборот, любящий ближнего исполняет через это любовь к Богу, потому что Он это благорасположение относит к Себе. Поэтому верный слуга Божий Моисей такую оказал любовь к своим братиям, что даже желал быть изглаженным из книги Божией, в которую был вписан, ежели бы не был прощен народу грех ( Евр.3:5 ; Исх.32:32 ). Имеющим такую любовь не должно и несправедливо презирать постановление отцов. Поэтому и Василий говорит: «различие повелевающих нисколько не должно препятствовать повиновению управляемых. Ибо Моисей не преслушал и Иофора, советовавшего ему доброе ( Исх.18:24 ). А когда различие между постановлениями не мало (ибо иные противоречат заповеди Господа, или повреждая ее, или различным образом искажая примешением воспрещенного; иные совпадают с заповедию; иные же дополняют ее и служат некоторым пособием к ее исполнению): тогда надобно припоминать слова Апостола: »пророчествия не уничижайте, вся же искушающе, добрая держите, от всякие вещи злыя огребайтеся» ( 1Сол.5:20,21 ). И опять: «помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» ( 2Кор.10:4,5 ). Посему, если нам повелевается что-либо согласное с заповедию, или ее дополняющее: то мы должны принимать это, как волю Божию, со всею охотою и покорностию исполняя сказанное: «сами себе в любви Божией соблюдайте» ( Евр.10:24, 25 ). А когда кто-нибудь повелевает нам что-либо противное заповеди Господа, повреждающее или искажающее ее, тогда благовременно сказать: «повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» ( Деян.5:29 ), памятуя слова Господа: «по чуждем нейдут, но бежат от Него, яко не ведят чуждого гласа» ( Иоан.10:5 ), и слова Апостола, осмелившегося, для нашей безопасности, восстать против самых Ангелов, в следующих словах: «аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

8-й чин. Архангелы благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Евангелия ( 1Сол. 4:16 ). 9-й чин. Ангелы наиболее близки к людям ( 1Пет. 3:22 ). Они возвещают намерения Божии, наставляют к благочестию, хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, всегда с людьми и помогают им. Лаодикийский собор (нач. IV в.) постановил празднование Ангелам в ноябре (8-го числа) – девятом месяце от марта, с которого в древности начинался год – в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Православные храмы строятся с девятью куполами в знак девяти ангельских чинов. Дневной круг служб в Православной Церкви состоит из девяти служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, литургия или обедня, девятый час. В девятом часу (по нынешнему счету, в три часа после обеда) умер на Кресте Христос ( Мф. 27:45 ). Поэтому на службе девятого часа совершается священником молитва: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Число десять (10) Число десять – основание десятичной системы исчисления. (То, что утвердилась именно десятичная система исчисления, по-видимому, связано с наличием десяти пальцев на руках человека. Десятичная система наиболее удобна). И как таковое это число и в Священном Писании, в основном, имеет значение счета. Но счета не только в арифметическом смысле, но иногда и с определенным онтологическим значением. Вот примеры: Десятина. Десятая часть всякого имущества человека –святыня и принадлежит не ему, но Богу ( Быт. 14:20 ; Лев. 27:30 ; Мал. 3:8–10 ). В основание ветхозаветного Закона Бог положил десять заповедей, десятословие ( Исх. 20:1–17; 34:28 ; Втор. 4:13 ). Деление войска в Израиле совершалось по числу десять и кратным ему числам 100, 1000, 10000 ( Исх 18:21 ; 1Цар. 22:7 ; 3Цар. 5:14 ). Десять колен Израилевых, отпавших от Иерусалима ( 3Цар. 11:35 ). Отпавши от святого града, его храма и алтаря, они погибли. Но в кончину века Господь спасет остаток всех двенадцати колен Израиля (см. толкование на 11,3–4). Прообразовательно это означает протестантизм, отпавший от вышнего Иерусалима – Церкви ( Гал. 4:26 ), от истинного богослужения, истинного священства и алтаря. Два колена, оставшиеся верными Иерусалиму и его храму, прообразуют Восточное и Западное христианство, оставшееся верным Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Но выслушайте и другое доказательство, объясняющее отношение добрых дел наших к имеющему быть воздаянию. Будущее воздаяние состоит в вечном соединении со Иисусом Христом. Сему научает нас Богодухновенный Павел: ««восхищени будем», говорит он, «на облаце в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем»» (1Сол.4:17): соединившись же с Ним, прославимся и воцаримся с Ним во царствии Его в век века. Он есть сам в себе чистота, и сущая святость: и добродетельные люди чисты и святы, только в такой степени, до которой может возвыситься человеческое естество, Им сотворенное. Он чист и свят по естеству, а сии по благодати. Его чистота и святость суть неизмеримы и беспредельны: и святость и чистота человеков имеют известную степень и суть ограничены, но суть однако ж чистота и святость. Вот то отношение, вот тот союз, который соединяет навсегда чистейшего и пресвятого Бога с людьми чистыми и святыми!    Ежели же одна вера не имеет довольной силы спасти нас, но имеет нужду в добрых делах: то что значит, спросите, оправдание от веры, мир с Богом, свобождение от гнева кровию Иисус Христовою, и прочее, что мы сего дня слышали от Богодухновенного Павла? Вот что: конечно страдание и смерть Иисуса Христа примирили род человеческий с Богом, свободили оный от гнева и наказания, какое было приготовлено для него за прародительское преступление, и соделали всех верующих во Христа праведными: поелику же сей общий мир с Богом, сие свобождение от наказания, сие оправдание и усыновление всякий человек получает посредством святого крещения, спогребаясь и совоскресая Христу: ««вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»» (Гал.3:26-27), посему ежели мы будем свято соблюдать дар усыновления, украшая душу свою добродетелями, то будем иметь мир с Богом, свободу от наказания, оправдание и наследие небесного царствия, яко ««чада Божия, и наследницы убо Богу, снаследницы же Христу»» (Рим.8:17). Ежели же по толиких дарах будем утопать во грехах не взирая на великое Божие милосердие, то горе нам! ««Отверглся кто», говорит Павел, «закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико мните горшия сподобиться муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый?»» (Евр.10:28-29)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но выводить из слов Иисуса Христа и св. апостола мысль о безусловном воспрещении клятвы и присяги было бы несогласно с истиною. Не отменяя древнего закона о клятве ( Втор. 6:13, 10:20 ), но обновляя дух его, Господь напоминал, что свидетель всякой клятвы – Бог , и что не избежит наказания и осуждения и тот, кто клянется, не называя имени Божия. Что клятва законная и необходимая в общественной и частной жизни не есть грех , Иисус Христос подтвердил Своим примером, когда впоследствии на клятвенный вопрос первосвященника отвечал: «ты рекл еси» ( Мф. 26:63, 64 ). В Св. Писании Ветхого Завета встречается много указаний как на клятвенные обетования Самого Бога ( Быт. 22:16, 26:3 ; Пс. 88:4, 5, 36, 131:11 ), так и на клятвы патриархов, иногда соединенные с особенными знаменательными действиями ( Быт. 14:22, 23, 21:23, 26:28, 31:44, 47:29, 31 ; Втор. 4:26 ; Нав. 14:9 ; 1Цар. 24:23, 26:10 ; Пс. 118:106 ), и хотя многие ветхозаветные учреждения отменены в Новом Завете, но о клятве предсказано, что употребление ее сохранится и в христианской церкви ( Ис. 66:16 ; Иер. 12:16 ). Правда, в Св. книгах Нового Завета не упоминается о таких видах клятвы, какие были употребительны у ветхозаветных праведников, но из посланий св. апостола Павла видно, что во времена апостольские клятва не почиталась воспрещенною. Для большего доказательства истины своих слов он нередко употреблял такие выражения, которым нужно приписать значение клятвенных уверений ( Рим. 1:9, 9:1 ; 2Кор. 1:23, 11:31 ; Гал. 1:20 ; Флп. 1:8 ; 1Сол. 2:5 ; Евр. 6:16 ). Св. отцы нигде в своих писаниях не утверждали, что клятва решительно и безусловно воспрещена, и со всею силою красноречия восставали только против злоупотреблений ею – привычки кляться без нужды, лжесвидетельства и клятвопреступления. «Не грех истинно кляться, – говорит блаж. Августин, – но весьма великий грех ложно кляться, и тем скорее падает тот, кто получил к клятвам привычку» («Прибавл. к твор. св. отцов», Москва, 1853 г. ч. 12. стр. 572). И св. Григорий Богослов дает такой совет: «остерегайся непрестанно, при всяком случае, умножать тяжкие клятвы, поэтому, или вовсе не клянись, или клянись, как можно реже» (Там же, стр. 588). Вообще клятва честная и истинная, благонамеренная, ясно обдуманная, благоговейная, данная с решимостию исполнить то, что утверждается ею, не противоречит словам Господа, а посему «не только позволено, но и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу» (См. изъяснение третьей заповеди в «Простр. правосл. катех. церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Любовь ко Христу: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостию неизреченною и преславною» ( 1Пет. 1:6–8 ). – Общение со Христом: «да даст вам (Бог Отец) по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3:16, 17 ). – Любовь к братьям: «Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога " ( Еф. 1:15, 16 ). – «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» ( 2Сол. 1:3 ). – Надежду: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» ( Рим. 15:13 ). – «А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» ( Гал. 5:5 ). – Мир: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5:1 ). – Радость: " И, приведши их в дом свой 13 , предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» ( Деян. 16:34 ). – Победу над диаволом и над миром: «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» ( 1Ин. 5:4, 5 ). – Смелость для проповедания слова: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» ( 2Кор. 3:12 ). 6 . Вера неразлучна с любовию: действует любовию: «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию» ( Гал. 5:6 ). – «Мир братьям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа» ( Еф. 6:23 ). – «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Сол. 5:8 ). – «Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовию во Христе Иисусе» ( 1Тим. 1:14 ). – «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» ( 1Ин. 3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 8. О духовном знании Итак, вышесказанные четыре рода понимания сходятся к одному, если хотим, так что один и тот же Иерусалим можно понимать в четырех смыслах, – в историческом смысле он есть город Иудеев; в аллегорическом – церковь Христова; в анагогическом – город Бога небесный, который есть матерь всем нам; в тропологическом – душа человека, которую часто под этим именем Господь порицает или хвалит. Об этих четырех родах толкования апостол говорит так: «теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» ( 1Кор.14:6 ). Откровение принадлежит к аллегории, по которой то, что содержит историческое повествование, объясняется в духовном смысле; например, если мы попытаемся раскрыть то, как «отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:1–4 ); то это изъяснение в смысле преобразования тела и крови Христовых, которые мы ежедневно принимаем, составляет способ аллегорического толкования. А познание, упоминаемое также апостолом, есть тропология, по которой все, что относится к деятельной рассудительности, что полезно или честно, мы различаем благоразумным исследованием, как, например, следующее: «рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? " ( 1Кор.11:13 ). Это объяснение, как сказано, содержит нравственный смысл. Также пророчество, которое апостол поставил на третьем месте, означает анагогию, которая относится к невидимому и будущему, как, например, следующее: «не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Сол.4:13–16 ). Это изъяснение будет анагогическое. Учение означает простой порядок изложения истории, в коей не содержится никакого больше сокровенного смысла, кроме того, какой означается словами, как, например, следующее: «я первоначально преподал вам, что и сам принял, т. е., что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе» ( 1Кор.15:3–5 ). «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» ( Гал.4:4–5 ). Или это: «слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ). Глава 9. О том, что от деятельного познания нужно восходить к духовному

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Вы знаете, – пишет он к солунянам, – как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли ( 1Сол.2:11–12 . – Здесь и далее выделено авт.); подобно тому как доилица греет свое чадо, так и мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы сделались для нас возлюбленными ( 1Сол.2:7–8 ). И подобных выражений пастырской любви немало и в других посланиях (см.: 2Кор.6:11–12; 12:14–15 ; Гал.4:19 ; Флп.1:8; 4:1 , 1Сол.2:19 и пр.), и всякий истинный пастырь всецело живет любовью к пастве. Например, св. Иоанн Златоуст в таких ярких словах описывает свои чувства к пастве перед первым изгнанием из Константинополя и после возвращения его: «Где я, там и вы; где вы, там и я: мы – одно тело; тело от головы, и голова от тела не отделяются»; хотя бы разделяло нас друг от друга пространство, «но соединены любовию, и самая смерть не может разлучить» меня с вами; пусть умрет мое тело, душа моя жива и помнит о вас, «вы мне сограждане, вы мне братья, вы мне дети, вы мне члены, вы мне тело, вы мне свет» (III, 446); «Вы мне отцы, вы мне мать, вы мне жизнь, вы мне друзья; если вы преуспеваете, я буду радоваться. Вы мой венец и мое богатство; вы мое сокровище. Тысячу раз готов я принести себя в жертву за вас... Моя любовь к вам, (то есть) именно, что я все делаю для вашего преуспяния... Вот в чем причина моих бедствий, и этого достаточно мне для получения венца» (III, 451–452). «Я не могу быть отцом и не плакать; я – нежно любящий отец... Если бы можно было видеть жар внутри души моей, то ты увидел бы, что я сгораю от него более всякой жены или девы, подвергшейся преждевременному сиротству. Не столько жена плачет о своем муже, или мать о сыне, сколько я о всех вас вообще» (XII, 195). «Я желал бы, если возможно, самым взором высказать ту любовь, какую питаю к вам... Для меня нет ничего дороже вас, – не дороже даже и этот свет. Тысячи раз я желал бы сам лишиться зрения; если бы через это можно было обратить ваши души, – так спасение ваше приятнее для меня самого света.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Гал.5:16 .  Я говорю: по­ступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделе­ний плоти Гал.5:17 .  ибо плоть желает про­тивного духу, а дух – противного плоти: они друг другу про­тивят­ся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Для того чтобы в Галатах ожила любовь, Апостол советует им «ходить по духу», т. е. отдаться руководству высшей стороны человеческого существа; тогда они не будут »совершать похоти плоти», т. е. будут иметь силу их всячески ограничивать, потому совсем подавить их человек, конечно, не может. – «Ибо плоть желает противного духу..». см. посл. к Рим.7:15, 19 и сл. Гал.5:18 .  Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Христианин, проникнутый любовью, руководствующийся в своей деятельности указаниями духа, а не плоти, не нуждается в указаниях внешних предписаний закона: он уже его исполняет во всей его полноте, даже как бы не зная его. «Кто не гневается, тому нечего слушать: не убий» (Златоуст). Гал.5:19 .  Дела плоти извест­ны; они суть: пре­любо­деяние, блуд, нечистота, непотреб­с­т­во­, Гал.5:20 .  идолослуже­ние, волшеб­с­т­во­, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, раз­ногласия, (соблазны,) ереси, Гал.5:21 .  ненависть, убийства, пьян­ство, бес­чин­ство и тому подобное. Предваряю вас, как и пре­жде пред­варял, что по­ступа­ю­щие так Царствия Божия не наследуют. Против чего говорит Апостол – об этом нечего долго размышлять. Всякому христианину самому легко решить, какие это дела плоти, против коих говорит Апостол ( φανερ δ εστιν). Первые четыре греха суть в тесном смысле слова грехи плоти, т. е. относятся к нечистой половой жизни. Затем два греха стоят рядом: идолослужение и пользование волшебными средствами (ср. Апок 21:8 ; Втор. 18:10 ). Пять следующих слов обозначают дурные настроения и неправильное отношение к ближним. Где такое настроение укрепляется, там – «разногласия» ( διχοστασαι ср. Рим.16:17 и 1Кор.11:18 ) и появляются борющиеся между собою партии ( αιρσεις – ср. ст. 15). При этом еще Апостол упоминает о ненависти, убийстве, пьянстве и бесчинстве, как наиболее ему противных явлениях жизни. – «Предварял» – т. е. говорил как о будущем, что вам еще только угрожает, если вы будете делать такие дела. – «Царствия Божия» – см. 1Кор.6:9 и сл.; Рим.6:17 ; 1Сол.4:1 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скажу только, что могу сказать по вере и совести. Когда Спаситель посылал учеников на проповедь, т.е. то служение, которое по преемству от них перешло и к нам, то Он велел им ничем не запасаться на дорогу, ибо, говорил, трудящийся достоин своего пропитания, т.е. должен содержаться теми, для кого он трудится. Также, хотя другими словами, учит св. Павел, говоря, что служащие алтарю, от алтаря пусть и питаются. Св. апостолы не были корыстны, как не должен быть и пастырь церкви. Они готовы были и сами работать, чтоб не отягощать других своим содержанием. Но право на такое содержание они признавали за собою. " Если мы, – говорил св. ап. Павел, – посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное» ( 1Кор.9:11 )? И первые христиане были так усердны к апостолам, что готовы были все имущество отдать в руки апостолов. И неудивительно! такова была любовь между ними и христианами. Св. Павел так говорит о своей любви к Солунянам: «Мы из усердия к вам восхотели предать вам не только благовествование Божие, но и души свои, потому что вы стали нам любезны» ( 1Сол.2:8 ). Он же так говорит о любви к нему Галатов: «Вы приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. О как вы были блаженны! Свидетельствую вам, что если бы можно было, вы исторгли бы глаза свои и отдали мне!» ( Гал.4:14–15 ) Да утверждается же и у нас взаимная любовь, доверие, усердие между пастырями и пасомыми, духовными и прихожанами! А при этом прихожане, как добрые христиане, сделают все, что могут, для своих пастырей с тем, чтобы они совершали свое святое служение, свой духовный труд с радостию, а не воздыхая, чтобы, не имея надобности много промышлять, суетиться, томиться, горевать, для подобающего содержания себя с семьями, они тем свободнее, усерднее и более трудились для своих прихожан, их добра духовного, которое гораздо выше и ценнее всякого добра вещественного, всякого достатка земного! Третья обязанность церковного попечительства – это приходская благотворителъность. Св. вера наша учит нас любви ко всем, милосердию к несчастным.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Стих 16: Но зная, что человек не оправдывается делами Закона, а только чрез веру в Иисуса Христа, чтобы оправдаться верою, а не чрез дела Закона. ( Гал.2:16 ) – Некоторые говорят: „Если верно то, что утверждает Павел, т. е., что никто не оправдывается чрез дела Закона, но только чрез веру в Иисуса Христа; то [нужно думать, что] патриархи и пророки, и святые, бывшие до пришествия Христова, были несовершенны“. Таковых мы можем убедить тем, что здесь говорится так: „Не получили оправдания те, которые веровали, что оправдание можно получить только чрез дела Закона. А святые, которые были от лет древних, оправдались от веры во Христа. В самом деле, ведь Авраам видел день Христов и возрадовался ( Ин.8:56 ); и Моисей почитал поношение за Христа большим богатством, чем сокровища Египта, ибо он взирал на награду ( Евр.11:26 ); и Исаия видел славу Христову ( Ис.6 ), как говорит Евангелист Иоанн, и как вообще о всех Апостол Иуда говорит: Я хочу напомнить вам, уже знающим всё: что Иисус 12 , спасший народ из Египта, потом погубил неверовавших ( Иуд.1:5 ). Следовательно, осуждаются не столько дела Закона, сколько те, которые уверены, что они могут оправдаться только чрез эти дела, потому что то же самое и Спаситель говорит ученикам: Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное ( Мф.5:20 ) В этом месте нужно собрать в одно [или: рассмотреть], сколько есть в Законе таких заповедей, которых никто не может исполнить. Наоборот, должно сказать и о тех заповедях Закона, которые могут быть исполнены теми, которые не знают его. Но делатели [исполнители] Закона не оправдываются потому, что не имеют веры во Христа, – например: не вступать с мужем в противоестественный порок (ne dormire cum viro dormitatione mulieri), не прелюбодействовать, не грабить, но почитать более отца и матерь и делать прочее, что заповедано [в Законе]. Поэтому, если о святых мужах нам представят примеры того, что они, ходя в Законе, исполнили всё, что было по Закону, то мы скажем: Что Закон положен не для праведника, но для неправедных, непокорных, нечестивых и грешников осквернённых и нечистых ( 1Тим.1:9 ). А наученный от Бога не имеет нужды получать наставления даже в любви, как говорит Павел: О любви же я не считаю необходимым писать вам, ибо вы сами научены от Бога, чтобы любить друг друга ( 1Сол.4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010