Не удалось извлечь искомое из базы (((

Закон есть прежде всего правило поведения, норма, имеющая религиозное значение послушания Богу, постановление, запрет: " не прикасайся " , " не вкушай " , " не дотрагивайся " (Кол. 2, 21). Апостол, однако, называет это перед лицом новой жизни во Христе, когда человек умирает для греха (Рим. 6, 2), для закона телом Христовым (Рим. 7, 4), для стихий мира (Кол. 2, 20), заповедями и учением человеческим (ср.: Кол. 2, 22), или преданием человеческим (ср.: Кол. 2, 8), или законом заповеди плотской (Евр. 7, 16). Желающие быть под законом порабощают себя немощным и бедным вещественным началам мира (Гал. 4, 21; ср.: Гал. 4, 3, 9). Фактически апостол Павел обозначает закон как императив, как причинность, как необходимость: жизнь по немощным и бедным вещественным началам мира . Закон – это всего лишь вид мудрости в самовольном служении (Кол. 2, 23). Закон – это мир детерминизма во всех его видах. Такое почитание Бога – тщетно (Мк. 7, 7). Сердце при таком служении далеко отстоит (Ис. 29, 13) от Бога: оно отделено от Бога " каменной стеной " закона, который и есть " покрывало на сердце " (на лице, на уме): умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 14, 16–17). Таким образом, ветхозаветная жизнь под законом есть жизнь подневольная, жизнь под игом необходимости, духовное рабство: это – нынешний Иерусалим, потому что он с детьми своими в рабстве . А жизнь новозаветная – это вышний Иерусалим , он свободен, он – матерь всем нам (Гал. 4, 25, 26). Подзаконная жизнь противопоставляется жизни по благодати, жизни во Христе, как рабство свободе. Мы дети не рабы, но свободной. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства ,– учит Апостол (Гал. 4, 31; 5, 1). Новый Иерусалим, в котором ветхий подзаконный человек – сын рабы и сам раб – преображается, взирая на славу Господню, в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (ср.: 2 Кор. 3, 18), получает власть быть чадом Божиим, которое ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родилось (ср.: Ин. 1, 12–13),– есть царство свободы, не подзаконное, а сверхзаконное, метаюридическое: " град Божий " . Это царство благодати, жизни " по духу " , и на таковых нет закона (Гал. 5, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

Действительно, Ветхий Завет , как обветшавший, устаревший и притом нарушенный евреями, был отменен, а вместо него был установлен новый, утвержденный на лучших основаниях и свободный от его недостатков, – «ибо, если бы первый завет был без недостатка, говорит ап. Павел, то не было бы нужды искать места другому» ( Евр. 8:6 – 13 ). С наступлением Нового Завета был дан людям и новый Божий закон – евангельский, который выше, совершеннее закона Моисеева. Так, ветхозаветный закон был дан одному только народу – еврейскому, а новый закон –для всех народов ( Мф. 28:18–19 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ); первый определял, по преимуществу, внешнее поведение человека, или, как говорит ап. Павел, был «законом заповедей» ( Еф. 2:15 ), «заповеди плотской» ( Евр. 7:16 ), законом «буквы» ( Рим. 7:6 ), а второй останавливает свое внимание, главным образом, на нравственном усовершенствовании человека и есть «закон духа» ( Рим. 8:2 ). Определяя почти каждый шаг человека, ветхозаветный закон требовал, под угрозой проклятия, исполнения всех содержащихся в нем заповедей и предписаний ( Гал. 3:10 ), чего никто из людей сделать не мог, а отсюда – и спастись, «потому что делами закона не оправдается никакая плоть» ( Рим. 3:20 ; Гал. 2:16 ). С помощью его человек только сознал свою греховность: –«ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), – свое бессилие освободиться от греха ( Рим. 7:15–21 ) и пришел к мысли, что спасение можно получить только от Мессии, почему ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой ( Гал. 3:19, 23–24 ). Евангельский закон, напротив, имея в виду внутреннюю сторону человека, желает от него добрых, сердечных расположений, положительного добра, причем не грозит ему ничем, а располагает его к добру и выполнению христианских обязанностей, указывая преимущественно на любовь к Богу и к самому добру ( Ин. 3:16 – 17; 15:9, 13– 15 ), а также на воздаяние за гробом. Вследствие этого жившие под законом Моисеевым действовали, подобно рабам, по побуждениям страха, водились, по выражению апостола, «духом рабства» ( Рим. 8:15 ) и находились «под игом рабства» ( Гал. 5:1 ); живущие же по евангельскому закону «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления» ( Рим. 8:15 ) и действуют свободно, как дети и наследники Божии, почему и самый закон называется законом свободы ( Иак. 1:25 ). 682 Выясняя это различие на примере детей Авраама: одного от рабы, а другого от свободной, ап. Павел говорит: «который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета, один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь... Мы, братья, дети обетования по Исааку... мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава 4 Гал.4:1 .  Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Гал.4:2 .  Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Гал.4:3 .  Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. «Глаголю же: в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба, Господь сый всех но под повелители и приставники есть даже до нарока отча. Такожде и мы, егда бехом млади, под стихиями бехом мира порабощени». Отцы, умирая, малолетних детей поручают каким-либо опекунам, повелевая им иметь о них попечение, пока не приидут в мужеский возраст. Ибо сие выражает Апостол словами: «даже до нарока отча», а «нарок» сей есть совершенный возраст. Подобно сему, говорит Апостол, и мы, пока были детьми и несовершенновозрастными, имели закон как бы некиим опекуном и приставником. «Стихиями» же «мира» назвал наблюдение законных предписаний, потому что солнцем и луною определяются день и ночь, а из дней с ставляются недели, месяцы и годы; закон же повелевал хранить субботы, новомесячья, годовые праздники, седмицы лет Потому-то и сказал Апостол: «под стихиями бехом мир порабощени»; ибо сим составляется время. Гал.4:4 .  Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного) , Который родился от жены, подчинился закону. Гал.4:5 .  Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сын Своего, раждаемаго от жены, бываема под законом да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем». В надлежащее же время, какое определил Бог, послал Он Сына Своего исполнить тайну вочеловечения. И Сын, восприяв; наше естество, родившись от Девы и жительствуя по закону, подлежащих наказаниям закона соделал свободными и даровал нам обетованное всыновление. Надлежит же заметить, что слово «посла» Апостол приложил к вочеловечению. Ибо не сказал: «Послал Его родиться от жены, чтобы могли мы разуметь о послании Божества», но говорит: «раждаемаго от жены». А сие свойственно Домостроительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Значение закона Моисеева для христианской Церкви Упоминание в анафоре о «законе» отсылает к важнейшей теме, осмыслению которой апостол Павел посвятил Послания к Галатам и к Римлянам: о значении закона Моисеева для христианской Церкви. В Послании к Галатам Павел говорит о законе Моисеевом как «детоводителе ко Христу» ( Гал.3:24 ), подчеркивая прямое преемство между Ветхим и Новым Заветами. Однако Ветхий Завет в представлении Павла соответствует детскому этапу духовного развития человечества; пришествие в мир Иисуса Христа означает вступление человечества во взрослое состояние. «До пришествия веры», то есть до Христа, «мы заключены были под стражею закона» ( Гал.3:23 ). Но после того как Христос даровал нам свободу от закона, мы не должны снова подвергаться «игу рабства» ( Гал.5:1 ). Свою позицию Павел оправдывает следующими соображениями: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:15–16 ). Тема соотношения между верой во Христа и законом Моисеевым является центральной в Послании к Римлянам. Здесь Павел утверждает, что «ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» ( Рим.3:21–22 ). По словам Павла, «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:27 ). Однако данное утверждение, по его мнению, никоим образом не умаляет значение закона, но, наоборот, утверждает его ( Рим.3:31 ). Моисей получает скрижали на горе Хорив. Моисей передает скрижали еврейскому народу. Роспись кафоликона монастыря Дионисиат, Афон. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Критский Закон Моисеев в Послании к Римлянам предстает как нравственное мерило, посредством которого выявляется грех ( Рим.3:20; 7:7 ). Закон был дан человеку не сразу: он «пришел после, и таким образом умножилось преступление» ( Рим.5:20 ). В Послании к Галатам Павел спрашивает: «Для чего же закон?». И отвечает: «Он дан после по причине преступлений…» ( Гал.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Его цель – научить нас, как следует понимать другие стихи, особенно те, где историческое повествование, как кажется, ничего, достойного Божественного закона, не раскрывает. Итак, Измаил, сын рабыни, «рожден по плоти». Исаак, сын свободной женщины, рожден не по плоти, но «по обетованию». Апостол говорит об этом, что Агарь рождает плотской народ «в рабство» ( Гал.4:24 ), а Сарра, которая была свободной, рождает народ, который не «по плоти», но призван к «свободе, которую даровал нам Христос» ( Гал.5:1 ). Ибо Он Сам сказал: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ). Но давайте посмотрим, что Апостол добавляет к этому, развивая мысль: «Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» ( Гал.4:29 ). Заметь, как Апостол учит нас, что плоть во всем противоположна духу: либо тот плотской народ противопоставлен этому духовному народу, либо даже между нами, если кто-то еще плотской, то он противен духовному. Ибо ты, если живешь «по плоти» и направляешь свою жизнь «по плоти», – сын Агари и, следовательно, противен тем, кто живет «по духу». И если внимательно присмотримся к себе, то обнаружим, что «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» ( Гал.5:17 ), и увидим в членах наших «иной закон, противоборствующий закону ума» нашего и делающий нас пленниками закона греховного ( Рим.7:23 ). Видишь, какие жестокие сражения ведет плоть против духа? Есть, однако, еще одна битва, возможно, более ожесточенная, чем все эти. Те, кто понимают закон «по плоти», противостоят тем, кто воспринимает его «по духу», и преследуют их. Почему? Потому что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Таким образом, если имеешь в себе плоды «духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру» ( Гал.5:22 ), ты можешь быть Исааком, рожденным не «по плоти», но «по обетованию», и тогда ты – «сын свободной женщины», если только можешь сказать вместе с Павлом: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Как бы так он сказал: «Если бы вы любили Христа как должно, то вы не уклонились бы к рабству, не оставили бы вашего Искупителя и не оскорбили бы Освободителя». Он указывает здесь вместе и на тех, которые злоумышляли против них, давая понять, что если бы и они имели любовь к ним, то не решились бы сделать этого. Кроме того, этими словами он желает исправить и жизнь их. «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» ( «Течасте добре: кто вам возбрани») ( Гал.5:7 ). Это – слова не вопрошающего, а недоумевающего и скорбящего, подобно тому, как и выше он сказал: «кто прельстил вас?» ( «кто вы прельстил есть») ( Гал. 3:1 ). «Такое убеждение не от Призывающего вас» ( «Препрение не от призвавшаго вы») ( Гал.5:8 ). «Призвавший вас не для того призвал, чтобы вы так колебались, не дал вам заповеди жить по-иудейски». Затем, чтобы кто-нибудь не сказал: «Зачем ты так преувеличиваешь дело и представляешь его столь ужасным? Мы соблюли только одну заповедь закона, а ты производишь такой шум», – послушай, как устрашает их, не настоящим их поступком, но имеющими произойти от него последствиями, в следующих словах: «Малая закваска заквашивает все тесто» ( «мал квас все смешение квасит») ( Гал.5:9 ). «Так и вас, – говорит, – эта небольшая погрешность, оставленная без исправления, может преодолеть и увлечь совершенно в иудейство, подобно тому как закваска (заквашивает) тесто. «Я уверен о вас во Христе, что вы не будете мыслить иначе» ( «Аз надеюся о вас в Господе, яко ничтоже ино разумети будете») ( Гал.5:10 ). Не сказал – «не разумеете», но – «не будете разуметь», т. е. «исправитесь». Откуда ты знаешь это? Но он не сказал – «знаю», а – «надеюсь». «Надеюсь на Бога, – говорит он, – и с твердым упованием призываю Его содействие к вашему исправлению». И не просто сказал – «надеюся о вас», но прибавил – «в Господе». Он везде соединяет обличение с похвалою; как бы так он сказал: «Я знаю моих учеников, знаю удобоисправимость вашу; полагаюсь в этом и на Господа, который не попускает погибнуть даже и самому незначительному человеку, и на вас, которые легко можете возвратиться в прежнее состояние».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким образом, сохраняющие его теперь тем самым весьма извращают его. Так и пестун делает своего питомца смешным, если будет удерживать его при себе тогда, когда, по требованию времени, ему надлежало бы оставить его. Поэтому-то и Павел говорит: «по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» ( «пришедшей же вере, уже не под пестуном есте»). Итак, мы уже не под пестуном. «Ибо все вы сыны Божии» ( «Вси бо вы сынове Божии есте»). Вот какова сила веры, и как он постепенно раскрывает ее! Прежде он показал, что вера сделала их сынами Авраама: «Познайте же, – говорит, – что верующие суть сыны Авраама» ( «разумейте убо яко сущии от веры, сии суть сынове Авраамли») ( Гал.3:7 ); теперь же объявляет, что они и сыны Божии: «Ибо все вы сыны Божии, – говорит он, – по вере во Христа Иисуса» ( «вси бы вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе»), – по вере, а не по закону. Потом, так как сказал нечто великое и удивительное, показывает и образ усыновления. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся») ( Гал.3:27 ). Почему он не сказал: «Все вы, во Христа крестившиеся, от Бога родились»? Ведь это более соответствовало бы доказательству того, что они сыны Божии. Потому, что употребленное им выражение гораздо сильнее. В самом деле, если Христос есть Сын Божий, и ты в Него облекся, имеешь Сына в себе самом и уподобился Ему, то ты чрез это приведен в одно с Ним родство и в один образ. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( «Несть Иудей, ни Еллин, несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе») ( Гал.3:28 ). Видишь ли душу ненасытную (не удовлетворяющуюся однажды сказанным)? Сказав, что чрез веру мы сделались сынами Божиими, он не останавливается на этом, но старается отыскать нечто еще большее, что яснее могло бы доказать ближайшее единение со Христом. А сказавши: «В Него облеклись», не удовлетворяется также и этим выражением, но, объясняя его, представляет еще более тесным такое соединение и говорит: «все вы одно во Христе Иисусе» ( «все вы едино о Христе Иисусе»), т. е. «Все вы имеете один облик, один образ – образ Христа». Что может быть поразительнее этих слов? Кто прежде был эллином, иудеем и рабом, тот теперь носит на себе образ не ангела, и не архангела, но самого Владыки всех, и отображает в себе Христа. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» ( «Аще ли вы Христовы, убо Авраамле семя есте, и по обетованию наследницы») ( Гал.3:29 ). Видишь ли, как наконец доказал он сказанное выше о семени, т. е., что Аврааму и семени его даны были благословения? Глава 4 Гал.4:1–3 . Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010