Какие именно из писаний апостольских были написаны первоначально собственною рукою апостолов и какие – при посредстве других лиц, указать это с определенностью невозможно по недостатку сохранившихся известий. На основании, впрочем, данных, открываемых в посланиях ап. Павла, и по аналогии вообще с практикою древних в этом отношении можно с вероятностью утверждать, что лишь некоторые из них были писаны св. апостолами собственноручно, – как напр., послание ап. Павла к Галатам (6:2) 173 и к Филимону (стих. 19), а также, может быть, некоторые из Евангелий (ср. Лк. 1:1–4 ; Ин.21:24 ); большая же часть – при помощи писцов, из числа ближайшие сотрудников их, славившихся между прочим и искусством своего письма. Так в послании к Римлянам писец его – Тертий сам называет себя по имени ( Рим. 26:22 ); из второго же послания к Фессалоникийцам (3:17) мы узнаем в частности, что ап. Павел имел обыкновение приписывать собственноручно только приветствие читателям послания (ср. 1.Кор. 16:21; Кол.4:18 ), что служило и знаком особенной любви апостола к ним и вместе признаком подлинности послания. Упоминаемый в 1Пет.5:12 Силуан, верный брат, был, как можно полагать, и писец и вместе – податель этого послания по назначению. Тоже самое было, по всей вероятности, и в других случаях. Древние редко писали свои сочинения собственною рукою; обыкновенно это дело исполняли особые лица из рабов или из вольноотпущенных. Одни из них были скорописцы (ταχυγρφοι, amanuenses, notarii), искусство которых состояло в быстрой записи диктуемого им; другие – каллиграфы (καλλιγρφοι, librarii, βιβλιογρφοι), переписывавшие набело или тщательно то, что наскоро было записано первыми; они же вообще занимались перепиской книг и других письменных памятников 174 . От тех и других были, по-видимому, отличны особые писцы – ab epistolis, упоминание о которых встречается в древних книгах и в надписях. Для наблюдения за правильностью написанного (как ныне – печатаемого) существовали и в древности особые корректоры (διορϑται, emendatores), обязанностью которых было – тщательно проверять правильность написанного (ο δοκιμζωντες τ γεγραμμνα) 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Нечто подобное мы видим и в 1-й книге Царств, где речь идет об установлении монархии: в 8-й главе монархия понимается как отступление от теократии и настоящее бедствие, а уже в следующей, 9-й главе, помазание первого царя изображается как чудесное проявление воли Божьей о Его народе. Конечно, формального противоречия нет ни в том, ни в другом случае: глупцу следует отвечать по-разному в зависимости от ситуации и грозные слова об отступничестве народа, попросившего себе царя, вовсе не исключают возможность избрания этого царя непосредственно Богом. Но мы во всяком случае видим, что разные взгляды на одно и то же изложены здесь в соседних главах, а иногда и в соседних стихах. В Новом Завете мы тоже видим, как в Послании к Галатам (гл. 2) Павел явно спорит с Петром по вопросу о том, как следует относиться к уверовавшим из числа язычников, причем мы знаем, что последнее слово в этом споре осталось действительно за Павлом. Но, более того, мы можем сталкиваться и с такой ситуацией, когда разные точки зрения вовсе не спорят друг с другом. Например, в Евангелиях Христос выдвигает радикальные требования: в самом начале Своего служения Он призывает будущих апостолов бросить все, разорвать все социальные связи, чтобы последовать за Ним ( Мк 1:16–20 ). Однако понятно, что делать это универсальным правилом раннехристианская община просто не могла, поэтому в Посланиях очень много говорится именно о социальных отношениях внутри общины и с внешним миром – с ним уже не нужно рвать, напротив, нужно уметь жить с ним в мире. Далее, если Христос говорил о любви к врагам ( Мф 5:44 ), то Павел пишет гораздо более подробно и конкретно о конкретных формах этой любви (не употребляя самого слова «любовь» по отношению к врагам, оставляя его только для отношений внутри общины): «Благословляйте гонителей ваших... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим 12:14–21 ) 59 . По-видимому, если Христос предлагает нам идеал, то Павел излагает скорее минимальный набор требований, ниже которого нельзя опускаться 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

комментарий: Толковая Библия . Т. 2. Петербург, 1913. С. 206). Хотя в Послании к Галатам употребляется термин κατρα, а не κατθεμα, но оба понятия следует рассматривать как синонимы. Отсюда проясняется и смысл рассматриваемой фразы: пребывшие стойкими в вере спасутся Господом, ставшим за нас «проклятием». Именно так толкует это место В. Бауер: Bauer W. Op. cit. S. 812. См. также: Bruce F. F. Eschatology in the Apostolic Fathers//The Heritage of the Early Church. Essays in Honor of G. V. Florovsky. Roma, 1973. R 84. 593 Выражение σημεον κπετχτεως ν οραν можно перевести и как «разверзнется небо». Но в данном случае речь идет скорее о знаке Креста, который явится на небе перед вторым Пришествием Господа. См. об этом: Stammet E. Semeion ekpetaseos (Didache. 16,6)//Römische Quartalschrift. Bd. 48.1953. S. 21–43; Daniélou J. Théologie du Judeo-Christianisme. P. 292. 594 Ha этом месте текст «Дидахе» в рукописи обрывается. B. Рордорф и А. Туйлье (Op. cit. Р. 199), опираясь на «Апостольские постановления », восстановили несохранившееся окончание теста, помещаемое здесь в квадратные скобки. 596 Достаточно подробную и почти исчерпывающую библиографию (за исключением новейших исследований) см.: Quasten J. Patrology. V. 1. The Beginnings of Patistic Literature; Utrecht-Antwerp., 1975. P. 38–39;Altane rB. Stuiber A. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. Frieburg; Basel; Wien, 1980. S. 82, 557; La Doctrine des douze Apôtres (Didaché). Introduction, texte, traduction, notes, appendice et index par W. Rordorf et A. Tuilier//Sources chretiennes. Paris, 1978. 248. P. 129–135. 598 Историю текста памятника см. в предисловии к указанному изданию В. Рордорфа и А. Туйлье: La Doctrine des douze Apotres. P. 102–128. 601 Наиболее вероятным местом написания текста, по мнению В. Рордорфа и А. Туйлье, является Западная Сирия, но мы бы определили локализацию шире: сиропалестинский ареал. Впрочем, из Западной Сирии «Дидахе» быстро проникло и в Египет. См.: La Doctrine des douze Apôtres. P. 97–99. 603 Подробный анализ этих частей сделан в предисловии B. Рордорфа и А. Туйлье: Op. cit. Р. 22–83. 604 Campenhausen H. F. Aus der Frühzeit des Christentums. Studien zur Kirchengeschichte des ersten und zweiten Jahrhunderts. Tübingen, 1963. S. 1–29. 607 Заозерский H. А. Иерархический принцип в церковной организации//Богословский вестник. 1911. Т. 1. С. 84. 608 Ignace d " Antioche. Polycarpe de Smyme. Lettres. Martyre de Polycarpe. Texte grec, introduction, traduction et notes de P. Th. Camelot//Sources chrétiennes. Paris, 1969. 10. P. 138.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

891 Книги Тертуллиана de carne Christi и de resurrectione carnis составляют самостоятельные трактаты; если же анализ их сопоставлен здесь с анализом книг «adversus Marcionem», так сделано это лишь с целью представить полемику Тертуллиана против Маркиона в одной картине, полемику по всем вопросам, какие затрагивались Маркионом и обсуждались Тертуллианом. 919 Т.е. посланий к Галатам (в гл. 1–4), 1 Коринфянам (гл. 5 –10), 2 Коринфянам (гл. 11 – 12), Римлянам (гл. 13 – 14), 1 Фессалоникийцам (гл. 15), 2 Фессалоникийцам (гл. 16), Лаодикийцам или Ефесянам (гл. 17 – 18), Колоссянам (гл. 19), Филиппийцам (гл. 20) и Филимону (в главе 21). 962 Ibid. 39. Вообще Тертуллиан в системе Гермогена находит много разбросанных там и здесь противоречий, разбросанных там и здесь с той целью, чтобы они не бросались рез­ко в глаза. Например, в одном месте он приписывает материи беспорядочное движение, в другом равномерное. Ibid. 41. 42. 1011 Сравнение эонологии Валентина с генеалогиею богов Гезиода сделано было Епифанием, – v. Epiph. haer. XXXI, 2. З. 1016 Епифаний говорит, что излагает эонологию валентиниан «по их книгам» (Epiph. haeres. XXXI, 5). 1026 Таким образом принцип полового различия валентиниане полагали в самой пер­вооснове всего, – мир явился, стало быть, только копиею того, что делалось и делается в плироме. 1031 Нужно заметить, что в системе Валентина чем более эоны удалялись в своей эманации от Вθιος, тем становились несовершеннее. В обратном эманации отношении стояло их желание постигнуть виновника всего: чем далее эоны были от Вφιος и чем были несовершеннее, тем сильнее проявлялось в них желание познать Первоотца. Это желание как бы сконцентрировалось в последнем эоне Σοφα. 1033 Iren. I, 1 n. 4; Tert. adv. Val. 10. – По взгляду гностиков – пантеистов, женское начало дает только сущность бесформенную, оформляет ее уже мужское начало. 1037 Iren. с. haer. I, 4 n. 1. 2. 3. 5; Tertull. adv. Val. 14. 15. Материальный мир в системе Валентина не имеет реального существования, потому что он, равно как и все другие сущности, произошли путем эманации из духовной субстанции; он – простая фантасмагория, феноменальное явление (Tert. adv. Val. 26б – v. Freppel, S. Irenee, p. 250).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Ст. 21. Глаголите ми, иже под законом хощете бытии, закона ли не слушаете. Слово закон – вообще означает закон, сообщенный Богом чрез Моисея Израильскому народу, и служить выражением воли Божией; потом оно означает или один нравственный или обрядовый закон, или частную какую-либо заповедь. Поскольку же сей закон составлял средоточие религиозной и политической жизни Иудеев: то он означал также Иуедйскую религию, вообще иудейство; и поскольку наконец он содержится в Ветхом Завете: то служит также для означения верхозаветных писаний, особенно пятикнижия. В настоящих словах Апостола слово закон, будучи употреблено дважды, имеет не одно и тоже значение; в первом месте под ним разумеется нравственный и обрядовый закон, во втором – писания Ветхого Завета и особенно пятикнижие, из которого взято повествование о Сарре и Агари. Глаголите ми, иже под законом хощете бытии, закона ли не слушаете (собст. не слышите); Апостол имеет в виду обыкновение Иудеев читать св. Писание при Богослужении и со словом слышать соединяет понятие о познании закона. Ст. 22. Писано бо есть, яко Авраам два сына име: единаго от рабы, а другого от свободныя. Теперь следует краткое повествование о Саре и Агари (ср. Быт.16:15–21 ). Свободная, собственно жена Авраама, была Сарра. Будучи бесплодна, она предложила Аврааму родить детей от Агари, рабыни. В патриархальном веке бесплодие почиталось поношением жены; почему жены имели обыкновение давать мужам рабынь, которые бы вместо их раждали детей; этим они думали избавить себя от поношения. В Быт.25:1,2 , кроме двух первых сыновей Авраама, упоминается еще о других сыновьях от Хеттуры; но Апостол умалчивает об них, как не имеющих значения в священной истории. Ст.23. Но иже от рабы, по плоти родися: а иже от свободныя, по обетованию. Выражение – по плоти противопоставляется выражению по обетованию. Первое означает рождение естественное, обыкновенное; последнее – сверхъестественное, по действию всемогущества Божия ( Рим.4:19 ); ибо Сарра была бесплодна и имела 90 лет, когда родила Исаака. «Хотя и Исаак был естественный сын, замечает св. Златоуст, но не по естественному порядку, и не по закону супружества, и не от сил плотских; поскольку родился от тел увядших и утробы заматоревшей. Не плоть произвела зачатие, и не семя соделало плод, ибо утроба матери была мертва и по возрасту и по неплодству; но слово, изреченное от Бога, образовало его. Напротив, раб родился не так, но по законам естества и супружества».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

Значит, закон получен не прямо народом от Бога, а через посредника, что, понятно, унижает его по сравнению с обетованием Аврааму, которое Авраамом было получено от Бога непосредственно. Ап., очевидно, хочет сказать, что многотысячная толпа евреев не была способна к общению с Богом непосредственно, тогда как единый Авраам легко вошел в общение с единым Богом и понял волю Божию совершенно правильно, не внося в нее никаких собственных прибавлений, чего нельзя было сказать о законе, в который были приняты и некоторые обычаи, установившиеся в народе Израильском (напр. обычай кровавой мести, обычай рабовладельчества). Закон, таким образом, имел индивидуальный, узко-национальный характер и не мог быть усвоен всеми народами, как это могло быть по отношению к обетованию. Гал.3:21 .  Итак закон про­тивен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлин­но праведность была бы от закона; Гал.3:22 .  но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование веру­ю­щим дано было по вере в Иисуса Христа. Можно ли после всего сказанного говорить, что «закон Моисеев противен», т. е. хочет и может заменить собою обетования Божии, данные Аврааму ( κατ имеет значение против)? Ни в каком случае. Он мог бы высказывать такую претензию, если бы мог «животворить», т. е. обновлять человека нравственно ( ζωοποισαι – здесь, как и в др. посланиях Павла – Рим.7:5 и сл. Рим.7:9–13, 8:2–11 ; 2Кор.3:6–9 ; Еф.2:1, 5 – означает нравственное оживление, которое может быть приравнено к оживлению мертвых). Но Апостол уже показал ( Гал.2:16, 3:10–12 ), что закон не способен на это дело. А если это так, то ясно, что и в Ветхом Завете праведность приобреталась не благодаря закону и что, следовательно, закон не может входить в конкуренцию с обетованием и предлагать какой-нибудь столь же доступный, как и вера, – которую требовало обетование, – путь к оправданию и к получению обещанного наследства. Напротив, «Писание», т. е. весь Ветхий Завет , всех заключило или заперло как бы в темницу «под грех» или иначе все ( πντα), т. е. и людей и дела их объявило, признало такими, которые заслуживают названия «грешных», и всех поместило этим как бы в заключение, из которого нет выхода (ср. Рим.3:9–18 ). – «Дабы обетование..». Иудеи и иудео-христиане, которым ближе всего дано Писание, должны из согласного свидетельства этого Писания относительно греховности всех людей и всех человеческих поступков узнать, что никогда в истории Израильского народа не было такого времени, чтобы существовала праведность, получаемая из закона или благодаря закону. Отсюда они должны придти к такому выводу, что для получения оправдания всем нужно уверовать в Иисуса Христа и через Него уже получить обещанное Аврааму и его потомству наследие. Гал.3:23 .  А до при­ше­с­т­вия веры мы заключены были под стражею закона, до того време­ни, как надлежало открыться вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С темой закона связано учение о вере и делах (Иак 2. 14-26). Если у ап. Павла в Посланиях к Римлянам и к Галатам разбирается вопрос о «мертвых делах», то ап. Иаков сосредоточивает внимание на «мертвой вере», при этом также используя в качестве образца для подражания пример праотца Авраама (2. 21-24). Начиная с Лютера, в экзегетической лит-ре по И. П. обсуждается мнимое противопоставление между Рим 3. 28 и Гал 2. 16 с одной стороны, и Иак 2. 24 - с другой. Однако детальный анализ показывает, что учение ап. Иакова отнюдь не противостоит Павлову. Если ап. Павел говорит о делах закона Моисеева, то в И. П. обсуждаются дела милосердия. Цели, ради к-рых совершаются дела, также различны. Если ап. Павел говорит о стремлении к оправданию через исполнение закона, то ап. Иаков рассматривает совершение дел милосердия как следствия и свидетельства обретенной веры. Общим лейтмотивом и для ап. Павла, и для автора И. П. являются слова Гал 5. 6 о «вере, действующей любовью». Премудрость и совершенство К теме веры и дел относится и предупреждение апостола о том, чтобы дела и вера не расходились. Целостность, полнота и совершенство человека - ключевые понятия в И. П. (Иак 1. 4, 17, 25; 3. 2; ср.: 2. 10, 22; Zmijewski. 1980). Противоположностью совершенному человеку является человек с «двоящимися мыслями» и двоедушный (Иак 1. 8; 4. 8). Целостность не может быть достигнута человеком самостоятельно, но является даром от Бога (1. 17). К совершенству ведет мудрость, к-рую необходимо просить у Бога (1. 5). При этом ап. Иаков различает мудрость, нисходящую свыше, свидетельством к-рой является прежде всего кроткое поведение, и земную (душевную, бесовскую) мудрость, к-рой сопутствуют злоба и сварливость (3. 13-18). Искушения и грех К совершенству во всей полноте приводит человека и терпение, проявляемое в искушениях (1. 2-4). Тот, кто претерпевает все искушения, получает «венец жизни» (1. 12). Ап. Иаков по-новому отвечает на вопрос о том, испытывает ли Бог человека: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (1. 13). Источником же искушений, согласно И. П., является человеческая похоть, к-рая производит грех, а «грех рождает смерть» (1. 14-15). Исцелением от греха и смерти является покаяние, к-рое понимается как возвращение к Богу (4. 6-10). Молитва

http://pravenc.ru/text/200363.html

На 2Кор. Бес. 13). " Пиша к одной какой-либо общине, апостол обыкновенно прибавляет некоторые сведения и касательно других общин, им основанных, а также и о своем положении: не бо хощем вас не ведати, братие, о скорби нашей, бывшей нам во Асии, яко не надеятися нам и жити (2Кор.1:8). Подобное и в послании к Ефесеям: да увесте вы и о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат, егоже послах к вам (Ефес.6:21). И это было нужно как по побуждению великой любви его к ученикам, так и по причине непрестанных искушений, среди которых было величайшим утешением знать взаимное состояние друг друга " (И.Златоуст. На 2Кор. Бес.2). " Наконец послания свои апостол Павел не всегда писал своей рукой, но обыкновенно диктовал писцу, например, послание к Римлянам написал писец Тертий, как это видно из самого послания, в конце которого сказано: Целую вы и аз, Тертий, написавый послание сие о Господе (16:22). В послании к Фессалоникийцам (3:17-18) Павел говорит, что целование в конце книги он собственноручно приписал, ибо по подписи узнают того, кто пишет. Послание же к Галатам апостол написал все своей рукой, для отвращения злых подозрений, которые тогда были возможны " (И.Златоуст. На Галат.6,11 и на 2Сол. Бес.1, §1). §52. Послание к Римлянам. " Послание к римлянам апостол Павел писал из Коринфа, когда он еще не видел римлян, а только слышал о них и желал видеть их. И потому, прежде всего, он хвалит веру их, о которой, как он слышал, говорили повсюду и высказывает свое давнее намерение придти к ним " . Придти в Рим! " Апостол Павел был киликиянин родом. Но все знают, какое расстояние между Киликией и Римом. Павел был кожевник, бедный, неопытный в мирской мудрости, умевший хорошо говорить только по-еврейски, на языке всеми презираемом, в особенности италийцами, этот Павел, не имевший даже хорошей одежды, чтобы прикрыться, живший, как он сам говорит, в зиме и наготе (2Кор.11:29), этот самый Павел стремится в Рим, чтобы своею проповедью победить сильных мира. И он победил, ибо Павел ныне покоится славнее всех царей в той самой столице, в которой одержал свою победу, а гробница Нерона, усекнувшего Павла, неизвестна " (И.Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Убо упразднися соблазн креста. Тогда прекратился бы соблазн креста. Слово крест Апостол употребляет часто вместо крестной смерти Христа и учения о Распятом (ср. Гал.6:12 , Флп.3:18 ). Распятый Христос был для Иудеев предметом соблазна; им казалось противоречием, чтобы Он был обетованным Мессиею и вместе вводил праведность, независимую от закона. Если бы я и ныне проповедывал обрезание, т.е. почитал необходимым обязательство к закону: то чрез это уничтожился бы соблазн о Распятом. Но вы знаете, что я не проповедывал сего. Ст.12. О дабы отсечении были 98 развращающии 99 вас. В справедливом негодовании на лжеучителей, вводивших обрезание, на которое Св. Павел взирал, как на обряд, противный духу Христианства, он выражает желание, чтобы ложные проповедники, отвращающие Галатян от чистой Евангельской истины, отлучены были сами от святой Церкви. Часть третья. Нравственное учение Гл. 5:13–6:18 Различные правила о любви к ближним. 5:13–6:10. 13. Вы бо на свободу звании бысте, братие: точию да не свобода ваша в вину плоти, но любовию работайте друг другу. 14. Ибо весь закон во едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего твоего, якоже себе. 15. Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблении будете. 16. Глаголю же: духом ходите, и похоти плотские не совершайте. 17. Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сие же друг другу противятся, да не яже хощете, сие творите. 18. Аще ли духом водими есте, несте под законом. 19. Явлена же суть дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, 20. Идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжения, распри, соблазны, ереси, 21. Зависти, убийства, пьянства, бесчинны кличи, и подобная сим: яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящии Царствия Божия не наследят. 22. Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23. Кротость, воздержание: на таковых несть закона. 24. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми. 25. Аще живем духом, духом и да ходим. 26. Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще. 6:1. Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте такового духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши. 2. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. 3. Аще бо кто мнит себе бытии что, ничтоже сый, умом лстит себе. 4. Дело же свое да искушает кийждо, и тогда в себе точию хваление да имать, а не во ином: 5. Кийждо бо свое бремя понесет. 6. Да общаетея же учайся словеси учащему во всех благих. 7. Не лститеся: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: 8. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный. 9. Доброе же творящее дане стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще. 10. Темже убо, Дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

Он и в книге Бытия говорит: Вопль Содомлян и Гоморры умножился, и грехи их стали чрезмерно велики. Посему сойду посмотреть: совершаются ли [деяния] соответственно воплю, доходящему ко Мне, или же нет, чтобы Мне знать ( Быт.18:20–21 ). Слова Его имеют такое значение: Если они будут упорствовать в безумии своем, то наказание не отступит от грешников; если же они оставят свое неистовство, то будут весьма достойны познания Моего: Ибо Бог знает Своих ( 2Тим.2:19 ), и к Галатам Апостол пишет: Но тогда незнающие Бога ( Гал.4:8 ). Но хотя Бог познал всех, и ничто из прошедшего, настоящего и будущего не скрыто от Него, [однако] Он говорит в Евангелии, что не знает нечестивых: Отступите от Меня, делающие неправду, Я не знаю вас ( Лк.13:27 ). Итак, о познании Божием, раскаянии, гневе, негодовании и всех внутренних движениях мы должны разсуждать не с точки зрения ограниченности, свойственной человеческой речи, а в смысле, соответствующем Божественному величию. Зах.8:16–17 . Итак вот повеления, которые вы должны исполнять: Говорите истину каждый ближнему своему; у ворот ваших судите истиною и судом мира; и не замышляйте зла каждый против друга своего в сердцах своих; и не любите ложной клятвы, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. LXX: Таковы повеления, которые вы должны исполнять: Говорите истину каждый ближнему своему, у ворот ваших судите истиною и судом мирным и праведным, и да не замышляет каждый зла ближнему в сердце своем, и не любите ложной клятвы, потому что все это Я ненавижу, говорит Господь всемогущий. – Я обещал, что не по подобию дней прежних буду делать остаткам народа, бывшего в плену. И как Я решил опечалить их, когда отцы их побудили Меня к гневу, и Я не умилосердился; так ныне, обратившись в эти дни, Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды. Итак, чтобы Мое решение осталось [неизменным] и обещание не было пустым, исполняйте следующие Мои повеления: Говорите истину ближним своим. Под ближним мы должны разуметь всякого человека, ибо мы произошли от одного родителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010