19 июня 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам заключения, и он был отправлен в Соловецкий концлагерь. Находясь в концлагере, Иван Васильевич стал автором текста обращения православных архиереев к правительству СССР. В этом обращении подробно описывались идейные различия между идеологией коммунизма, принятой советской властью за государственную доктрину, и церковным мировоззрением и сложившиеся на тот момент отношения между Церковью и государством; в нем отмечались общие принципы взаимоотношений между Церковью и государством, основанные на признании закона об отделении Церкви от государства. 26 мая 1926 года в одном из складских помещений Соловецкого лагеря собрались все заключенные архиереи для слушания доклада Ивана Васильевича Попова. На этом совещании после обсуждения был принят документ, получивший название «Памятная записка соловецких епископов». 4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам ссылки, и он был отправлен в ссылку на реку Обь под Сургут. Он поселился вместе с находившимся в ссылке епископом Онуфрием (Гагалюком), относившимся к нему с большой любовью. Здесь Иван Васильевич трудился над сочинением о святителе Григории Нисском. 11 декабря 1930 года истек срок ссылки, но Ивану Васильевичу выехать из Сибири не разрешили. В конце декабря против него было возбуждено новое дело, и 8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к лишению права проживания в ряде областей и краев России, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. Вернувшись из ссылки в 1934 году, Иван Васильевич поселился в поселке Люберцы под Москвой и восстановил связи с учениками и знакомыми по академии. 21 февраля 1935 года Иван Васильевич снова был арестован, и 26 апреля 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам ссылки в Красноярский край. Друзья стали посылать ему в ссылку книги, так что в какой-то мере он смог продолжить свои научные занятия. Но началась новая волна гонений, когда всех ссыльных и находящихся в лагерях по приказанию Сталина и советского правительства стали вновь арестовывать и большей частью расстреливать.

http://foma.ru/monax-v-svetskom-zvanii.h...

Фондовый и видовой состав, специфика анализа архивного документа как исторического источника вообще, а по церковной истории в особенности приобрели исключительную актуальность. Эти вопросы мы попытаемся в кратком изложении представить в докладе. История Архивного фонда РФ и архивов входит в предмет исторической науки, позволяя понять состав, содержание, места хранения источниковой базы исследуемых проблем. По декрету советского правительства в 1918 г. в состав Единого Государственного архивного фонда был включен архив Синода как ликвидированного ведомства Российской Империи, а в 1926 году – архивы всех церквей, монастырей за период до отделения Церкви от государства, а также бесхозяйные материалы тех из них, которые уже были подвергнуты разрушению. В 1929 году было подтверждено, что в ГАФ РСФСР входят «материалы учреждений религиозного культа всех вероучений (церквей, костелов, мечетей, монастырей и т.п.) и органов духовного управления, действовавших на территории РСФСР за весь период до отделения Церкви от Потери документального наследия Русской Православной Церкви оказались тяжелыми. Так, по данным Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивоведения, в составе Архивного фонда Российской Федерации из 1200 монастырей, числившихся на начало 1916 года, хранятся документы только 413 монастырей. Церковные документы распылялись, единые комплексы расчленялись между библиотеками, музеями, Более того, в 1970-е годы предполагалось плановое проведение во всех государственных архивах России массовой целевой экспертизы церковных в целях освобождения стеллажной площади для приема документов советских учреждений. Эта чистка удивительным образом не состоялась. Возможно по той же причине, по которой сохранился, вопреки всем трагичным обстоятельствам, личный архив Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского. По поводу этого уникального случая игумен Дамаскин (Орловский) свидетельствовал: «Видимо, Господь желает, чтобы все то, что написано Его верным рабом сохранилось и стало утешением для православных То, что церковные фонды в государственных архивах России не подверглись новому выхолащиванию в условиях жесткого контроля за соблюдением планово-отчетной дисциплины в советской системе – не менее уникальный случай.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Скачать epub pdf НЕПРАВДА МАТЕРИАЛИЗМА «Савл, Савл, что ты гонишь Меня. Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» ( Деян. 9:4–5 ). Когда вы спросите человека неверующего, почему он не признает Бога, существование души, загробного мира, он ответит вам: я – материалист, я допускаю лишь то, что подлежит моим непосредственным пяти чувствам внешним. Все духовное я отрицаю. А что такое материализм? Родоначальником материализма был древний греческий ученый Демокрит, живший в VI веке до Р.Х. Древние любознательные греки замечали, что в видимой внешней природе все изменяется. Там вода превращается в пар, который вновь переходит в воду, вода становится льдом. Растительность расцветает, потом уничтожается, а на ее место поднимаются новые побеги. Все течет, все изменяется. Но что же остается неизменным? А греческие философы говорили, что должно быть в мире нечто неизменное. Демокрит и учил, что таким неизменным началом являются мельчайшие частицы материи, называемые атомами, что значит неделимый (от греческого слова «разделяю»). Вся природа состоит из этих атомов, а сами атомы – вечны и неизменяемы. Как происходит образование различных предметов в природе? Через разнообразное сочетание атомов, которые отличаются различной величиной (одни большие, другие меньше) и формой (одни – шарообразные, другие имеют кубическую форму). Таким образом, Демокрит признавал лишь одно начало – материальное. Но атомы, по учению Демокрита, хотя и материальны, но нашим внешним чувствам они недоступны вовсе, и их существование признается не на основании чувственного опыта, а разумом нашим: атомов никто не видел, а наш разум их допускает. Такое учение Демокрита лежит в основе современного материализма. (проф. Г.Челпанов Мозг душа: изд. М. 1918 г. 20–22 стр.). Какая разница между древним материализмом и современным, не допускающим вовсе ничего, что не может быть воспринято нашими внешними чувствами? Философия Демокрита – это попытка древнего любознательного грека разобраться в окружающем мире. До большей высоты он не мог подняться, ибо его разум не был просвещен ни христианским учением, ни даже ветхозаветным. Но несомненно, если бы Демокрит жил во времена христианские, он узнал бы учение христианское и оставил бы свое заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

25 февраля 1935 года епископ Антоний был арестован и заключен в курскую тюрьму. Лжесвидетелями против него выступили обновленцы и На допросах, начавшихся сразу же после ареста, владыка держался мужественно и на вопросы следователя о своей церковной позиции отвечал ясно и недвусмысленно.  Следователь поинтересовался, с кем из православных епископов владыка встречался, когда жил в Харькове. Епископ Антоний ответил, что встречался с епископами Константином (Дьяковым), Борисом (Шипулиным), Онуфрием (Гагалюком), Стефаном (Андриашенко), Макарием (Кармазиным), Павлом (Кратировым) и Дамаскином (Цедриком). Все они служили в одной церкви и часто в дни церковных праздников собирались вместе у кого-нибудь в доме. Вопросы, ими обсуждавшиеся, были вопросами церковными. На допросах владыка отказался признать себя виновным и подписаться под протоколами со лжесвидетельствами. Один из лжесвидетелей, некий Смирнов, запрещенный епископом Антонием в священнослужении за пьянство, попытался оговорить архиерея: «Установки мне... со стороны Панкеева, как правящего епископа, были даны следующие: вести агитацию среди населения... за отторжение Украины от СССР к Германии, вести антиколхозную агитацию и организовать кассу взаимопомощи и сбор средств для ссыльного духовенства». — Что вы можете показать по существу показаний Смирнова? — спросил епископа следователь. — Показания Смирнова отрицаю. Никаких указаний и установок вести контрреволюционную агитацию я не давал. Беседа моя со Смирновым носила исключительно религиозный характер. 1 августа 1935 года сотрудник НКВД объявил епископу Антонию, что следствие по его делу закончено. Владыка на это ответил, что показания против него ложные, он не считает себя ни в коей мере виновным. 10 сентяб­ря он направил заявление в Специальную Коллегию Курского областного суда, опровергая все выдвинутые против него обвинения и указывая на нарушения законов, допущенные следователями. В заключение он написал: «Предъявленное мне обвинение отрицаю полностью. Оставляя за собою право делать на суде более подробные словесные пояснения, прошу Специальную Коллегию это мое заявление с краткими письменными пояснениями приобщить к моему делу и протоколу судебного разбирательства».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ночью 23 июля 1935 года протоиерей Ипполит был арестован. Первое, что взяли при обыске пришедшие его арестовывать, была книга, которую накануне оставил таинственный незнакомец, трижды приходивший в дом отца Ипполита и оказавшийся сотрудником НКВД. Священника обвинили в том, что он произносил с амвона антисоветские проповеди. — Расскажите, какое содержание носили ваши проповеди? — спросил его следователь. — Мои проповеди сводились к объяснению сущности христианской веры, — ответил отец Ипполит. — В своих проповедях вы призывали верующих к терпению и не терять надежды на то, что скоро настанет светлое будущее. Признаете ли вы, что в вашем призыве есть контрреволюционный смысл? — Я действительно в своих проповедях говорил о терпении, но это относилось только к личным скорбям верующих, к их личным потерям, борьбе с внутренним грехом контрреволюционного смысла в моих проповедях не было. — По своей собственной инициативе вы говорили проповеди или по указанию архиепископа Онуфрия? — По своей собственной инициативе, так как право произносить проповеди на религиозные темы предоставлено в соответствии с церковными правилами каждому священнику. — Следствию известно, что вы с прибытием Онуфрия Гагалюка в город Курск установили с ним в целях развития контрреволюционной деятельности связь, каковую поддерживали до момента ареста. Признаете ли вы себя в этом виновным? — В своем общении с архиепископом Онуфрием я развития контрреволюционной деятельности не преследовал и виновным себя в этом не признаю. — Что вы можете показать о проповеди, произнесенной вами 27 сентября 1934 года, то есть, в частности, говорили ли вы в этой проповеди следующее: «Какие бы ни встречали вас скорби, напасти, а их в жизни очень много, — терпите и терпите: всё это нам дается за грехи наши»? — Да, я это говорил и разумел под этими словами личные скорби людей в их жизни. — Что вы имели в виду, говоря в некоторых случаях, в частности весной 1935 года, следующие слова: «Где же наши верующие? При таком отношении, совершенно безучастном, безразличном, вполне можно ожидать закрытия всех церквей»?

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-ippol...

Затем он подробно записал в своем новом заявлении прокурору: " 2 августа сего года я был вызван следователем на допрос для вторичного мне объявления об окончании следствия, а главное, для ознакомления меня с моим делом и не имею ли я желания прибавить какие-нибудь свои замечания к уже имеющимся. Заявлений, весьма для меня важных, было не одно, но следователь не только не дал возможности занести их в протокол, но с криками и нецензурною руганью постарался как можно скорее удалить меня от себя. Обращаясь к Вам, гражданин прокурор, с жалобою на такое незаконное действие следователя, должен заявить и подчеркнуть, что подобное, далеко не корректное ко мне отношение следователя было в продолжение всего следствия надо мною. Велось оно с пристрастием, а главное, под угрозою. “Паразит!” – “Отщепенец!” – “Тебя надо было давно уже расстрелять!” – вот обычные эпитеты и приемы допроса меня, сопровождавшиеся руганью, криками, топаньем ногами и т. п. Будучи первый раз в жизни на следствии, я был буквально терроризирован и, естественно, давал неверные, может быть, показания. Если раньше не жаловался на такое явное беззаконие следователя, то потому, что, не зная правил судебного следствия, считал этот способ – порядком вещей. Теперь я не могу больше молчать и заявляю свой энергичный протест против такого насилия и издевательства, прося Вас дать свое заключение и вывод из моего заявления " . Во время судебного заседания Михаил Матвеевич отверг все обвинения. 11 сентября 1935 года Специальной коллегией Курского областного суда приговорен к пяти годам ИТЛ. Был этапирован на Средне-Бельский лагпункт Дальлага НКВД Дальневосточного (Хабаровского) края. В феврале 1938 года в лагере было начато новое следственное дело. Михаил Матвеевич был арестован вместе с архиепископом Курским Онуфрием (Гагалюком) , епископом Белгородским Антонием (Панкеевым) и другими священнослужителями. Их обвинили в участии в " контрреволюционной группировке на четвертом участке лагпункта " и " ведении террористически-пораженческой агитации " среди заключенных. Арестованные проходили по групповому " Делу архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г. "

http://drevo-info.ru/articles/13676259.h...

Вологодский); † 30.12.1918. Никон (Фомичев) 26.08.1962 хирот. во еп. Выборгского, вик. Ленинградской епархии; с 16.11.1962 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 3.08.1963 еп. Рижский и Латвийский; с 27.01.1966 еп. Архангельский и Холмогорский; с 11.06.1977 еп. Калужский и Боровский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 16.07.1982 архиеп. Пермский и Соликамский; с 28.03.1984 на покое; † 13.04.1995. Нифонт (Сапожков) в янв. 1947 г. хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 18.11.1948 еп. Уфимский и Башкирский; с 17.03.1950 еп. Житомирский и Овручский; † 7.10.1951. Нифонт (Солодуха) 19.03.1990 хирот. во еп. Хмельницкого и Каменец-Подольского; с 1992 г. еп. Луцкий и Волынский; с 28.07.1993 в сане архиепископа; с 3.05.1996 архиеп. Луцкий и Берестечковский; с 27.07.1996 архиеп. Луцкий и Волынский. Нифонт (Фомин) с 1918 г. еп. Балашевский; с 1919 г. еп. Череповецкий; с 1920 г. еп. Царицынский; с 1922 г. еп. Могилевский; с 1925 г. еп. Царицынский; с мая 1927 г. еп. Вязниковский; с сент. 1929 г. еп. Владивостокский. Онисим (Пылаев) 15.03.1926 хирот. во еп. Красно-Бакинского; с 13.04.1926 еп. Воткинский; с дек. 1927 г. в заключении; с 22.11.1933 еп. Тульский; расстрелян 27.02.1937. Онисим (Фестинатов) 27.08.1944 хирот. во еп. Владимирского и Суздальского; с 25.02.1956 в сане архиепископа; † 31.10.1970. Онисифор (Пономарев) 27.02.1945 хирот. во еп. Пинского и Брестского; с окт. 1945 г. еп. Калужский и Боровский; с 22.03.1960 на покое; с 30.05.1964 в сане архиепископа; † 8.10.1966. Онуфрий (Березовский) 9.12.1990 хирот. во еп. Черновицого и Буковинского; с 28.07.1994 в сане архиепископа. Онуфрий (Гагалюк) 22.01.1923 хирот. во еп. Елизаветградского, вик. Одесской епархии; в 1924 г. арестован; с 1926 г. в заключении; с 31.11.1929 еп. Старооскольский; с 27.06.1933 на покое; с 11.08.1933 еп. Белгородский, управ. Курской епархией; с 22.11.1933 еп. Курский; с 30.01.1934 в сане архиепископа; расстрелян 1.06.1938. Паисий (Самчук) 21.07.1988 хирот. во еп. Орловского и Брянского (Орловский и Ливенский); с 25.02.1996 в сане архиепископа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Это слова Божии. Следовательно, они непреложны. Таким образом, гонения за верность Богу имеют для исповедников свои результаты: вечную радость, небесное блаженство... Отчего же скорбеть нам, служителям Христовым, рассеянным по тюрьмам и глухим безлюдным селениям?.. Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти. Не оглядываться назад или по сторонам с унылым видом, а смело вперед идти, отдавшись на милость Божию, как говорит Спаситель: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9, 62)...» 17 марта 1938 года тройка НКВД приговорила святителя к расстрелу. Архиепископ Онуфрий (Гагалюк) был расстрелян 1 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле. Изучение житий новомучеников в региональном аспекте дает нам возможность соприкоснуться с историей страны на уровне конкретных фактов и локальных исторических процессов. Оно дает нам представление о переживаниях и внутреннем мире людей из различных социальных слоев, возможность получить знание о человеке эпохи умеренно отдаленной от нас, не столь далекой как древняя Русь, когда многие реалии социальной и политической жизни страны не могут быть восприняты адекватно без специальных исследований, и в тоже время мы не являемся современниками этих событий, и, следовательно, получаем добротный материал для сравнительного анализа и научного вывода – в какую сторону и насколько продвигается современное общество. Анализ жизнеописаний мучеников дает нам в результате устойчивое представление об идеалах людей того времени, к чему они стремились, и что смогли достичь; о глубоких духовных переживаниях, связанных с церковными таинствами и богослужением, которые дают целостное представление о духовной стороне жизни человека, о подвиге, а в некоторых случаях и о предательстве.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Меня чрезвычайно поразило это явление, которому нельзя не верить. Однако, дорогой друг, я был душевно потрясен другим предательством со стороны этого же лица, именно – обыском в том доме, где я обедал со своими гостями, а он – хозяин этого дома... Когда неожиданно окружили комнату, где мы мирно и вместе как-то печально (в связи с арестом моих гостей) сидели, и начали обыск, я, привыкший к обыскам и ни в чем не повинный политически, был страшно взволнован от этого гадливого и наглого попрания человеческого достоинства, не со стороны делавших обыск, а со стороны предателя. Подумай, дорогой друг, до чего мы дожили: хозяин предает своего гостя, священник – своего епископа, в день его Ангела, в ссылке, когда он так нуждается хотя бы в маленькой поддержке со стороны тех, кому он верит и считает своими по духу!.. Я не буду судить предателя, не питаю к нему никакой вражды.. . отдал все на суд Божий, только уже дружеских отношений у меня нет, а лишь обычные, официальные, но не злобные...» В октябре 1928 года епископ Онуфрий был арестован и отправлен в Тобольск. Лишенный гражданскими властями возможности проповедовать в храмах, во время жизни в ссылке епископ принялся за составление письменных работ. В Кудымкаре он написал двести восемьдесят две статьи на духовные темы, во время ссылки в Тобольск и Сургут – шестьдесят одну статью. Осенью 1929 года епископ получил разрешение покинуть место ссылки и бесконвойно следовать в Тобольск. На пути в Тобольск он был арестован, но вскоре освобожден и в ноябре 1929 года прибыл в Тобольск. 14 октября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ вынесло постановление: «По отбытии срока наказания Гагалюка... лишить права проживания в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, означенных округах и УССР с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года». Епископ был вызван в ОГПУ, где ему предложили выбрать место для жительства. Владыка выбрал город Старый Оскол в Курской области. В соответствии с этим выбором в ноябре 1929 года митрополит Сергий назначил его епископом Старооскольским, образовав ради него по скорбным обстоятельствам времени новую кафедру.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КРАСНОВСКИЙ ИППОЛИТ НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru – Мои проповеди сводились к объяснению сущности христианской веры, – ответил отец Ипполит. – В своих проповедях вы призывали верующих к терпению и не терять надежды на то, что скоро настанет светлое будущее. Признаете ли вы, что в вашем призыве есть контрреволюционный смысл? – Да, я действительно в своих проповедях говорил о терпении, но это относилось только к личным скорбям верующих, к их личным потерям, борьбе с внутренним грехом... контрреволюционного смысла в моих проповедях не было. – По своей собственной инициативе вы говорили проповеди или по указанию архиепископа Онуфрия? – Да, по своей собственной инициативе, так как право произносить проповеди на религиозную тему предоставлено по законам церковным каждому священнику. – Скажите, гражданин Красновский, какое толкование вами давалось духовенству в связи с опубликованием в печати сообщений о выселении контрреволюционного элемента из Ленинграда, Москвы и других городов СССР после убийства товарища Кирова? – Узнав о выселении людей из Ленинграда и других городов после убийства Кирова, я действительно говорил духовенству, что настало время, когда и нам нужно подготовиться к ссылке, так как такое мероприятие советской власти коснется и нас, духовенства, причем о себе я лично сказал, что я даже рад буду этому, так как это отвечает моему желанию. – Следствию известно, что вы с прибытием Онуфрия Гагалюка в город Курск установили с ним в целях развития контрреволюционной деятельности связь, каковую поддерживали до момента ареста. Признаете ли вы себя в этом виновным? – В своем общении с Гагалюком я развития контрреволюционной деятельности не преследовал и виновным себя в этом не признаю. – Что вы еще можете показать по вопросу проповеди, произнесенной вами 27 сентября 1934 года, то есть, в частности, говорили ли вы в этой проповеди следующее: «Какие бы ни встречали вас скорби, напасти, а их в жизни очень много, – терпите и терпите: все это нам дается за грехи наши»?

http://drevo-info.ru/articles/13672408.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010