ПЕТР (XV в.?), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПЕТР (XI-XII вв.?), Киево-Печерский, прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПЕТР (V в.?), прп. Пионитский, Раифский (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР сщмч. Адрианопольский (пам. 22 янв.) - см. ст. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников ПЕТР († янв. 1613 (?)), Черевковский, Сольвычегодский, сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии) ПЕТР Васильевич Беляев (XIX в.- 1918), свящ., сщмч. (пам. 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР Николаевич Богородский (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Яковлевич Варламов (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 26 февр., в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Петр Иосифович (Ворона; 1884 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 28 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Алексеевич Воскобойников (1867-1937), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Дмитриевич Вяткин (1882-1918), свящ., сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_102.htm...

Статья 13. Учреждение нового, разделение или упразднение уже существующего Епископского собрания, а также слияние двух или более собраний, осуществляется на основе решения, принимаемого на встрече Предстоятелей Православных Церквей, которая созывается по просьбе, обращенной к Вселенскому Патриарху со стороны какой-либо Церкви или председателя какого-либо епископского собрания. † Вселенский Патриарх Кир Варфоломей, Председатель † Патриарх Александрийский Кир Феодор † Патриарх Иерусалимский Кир Феофил † Патриарх Сербский Кир Ириней † Патриарх Румынский Кир Даниил † Архиепископ Кипрский Кир Хризостом † Архиепископ Афинский и всея Эллады Кир Иероним † Митрополит Варшавский и всея Польши Кир Савва † Архиепископ Тиранский, Дурресский и всея Албании Кир Анастасий † Архиепископ Прешовский и всея Чехии и Словакии Кир Ростислав ДЕЛЕГАЦИЯ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА † Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев † Митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан † Старец-Митрополит Пергамский Иоанн † Старец-Архиепископ Американский Димитрий † Митрополит Германский Августин † Архиепископ Критский Ириней † Митрополит Денверский Исаия † Митрополит Атлантский Алексий † Митрополит Принкипонисский Иаков † Митрополит Приконисский Иосиф † Митрополит Филадельфийский Мелитон † Митрополит Галльский Эммануил † Митрополит Дарданелльский Никита † Митрополит Детройтский Николай † Митрополит Сан-Францисский Герасим † Митрополит Киссамский и Селинский Амфилохий † Митрополит Корейский Амвросий † Митрополит Селиврийский Максим † Митрополит Адрианопольский Амфилохий † Митрополит Диоклийский Каллист † Митрополит Иеропольский Антоний (Глава Украинских Православных в США) † Архиепископ Тельмисский Иов † Архиепископ Харупольский Иоанн, Глава Патриаршего Экзархата Приходов Русской Традиции в Западной Европе † Епископ Нисский Григорий (Глава Карпаторусских Приходов в Юрисдикции Вселенского Патриархата в США) ДЕЛЕГАЦИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА † Старец-Митрополит Леонтопольский Гавриил † Митрополит Найробский Макарий

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/prav...

Мы написали сию грамоту, получив надежное свидетельствованное письмо, доставленное с острова Крита. В лето 1652. Месяца декабря, индикта 6-го. [Подписи] [Подпись антиохийского патриарха Макария, по-арабски]. + Эфесский Игнатий. + Ираклийский Мефодий. + Кизикский Анфим. + Халкидонский Гавриил. + Никомидийский Кирилл. + Адрианопольский Неофит. + Митилинский (?) Парфений. + Маронейский Панкратий. + Коринфский Григорий. + Самосский Христофор. + Димитриадский Гавриил (?)». Наконец, третьим документом, сопровождавшим главу св. Григория Богослова в Москву, была грамота к царю Алексею Михайловичу самого иеромонаха Григория, написанная в январе 1653 г., в тот момент, когда в Россию отправлялся Спиридон Кирьяков. Подлинник этой грамоты не сохранился, и мы имеем возможность судить о ее содержании по переводу Посольского приказа 21 . Текст послания иеромонаха Григория почти в точности повторяет текст свидетельствованной грамоты патриарха Паисия. Стоит специально отметить лишь один момент: владелец главы св. Григория Богослова , излагая историю этой святыни, сообщает о том, что ее принес из Назианза в Царьград Константин Багрянородный 22 . Иеромонах Григорий так объясняет свое желание не оставлять у себя главу, а передать ее русскому царю: надлежит «остатися и быти неподвижно такому великому сокровищу во веки веком посреди державного вашего царствия, а не в малых местех, толко как прежде у царя было и паки у царя же будет с честью и славою...» 23 . Спиридон Кирьяков уже долгое время находился в Москве, когда туда в марте 1654 г. 24 одним из доверенных людей иерусалимского патриарха Паисия была доставлена написанная в сентябре 1653 г. грамота этого хорошо знакомого русским властям иерарха (в 1649 г. он сам посетил Москву 25 ). Говоря о своем возвращении из Иерусалима в Константинополь и надеждах с русской помощью преодолеть свое трудное материальное положение, патриарх Паисий основную часть послания посвящает пересказу уже известных фактов об обретении главы св. Григория Богослова , призывая царя достойно вознаградить иеромонаха Григория. Судя по тому, что в данной грамоте вся история, описанная в находившихся уже к тому времени в Москве трех документах, приведена без каких-либо изменений, совершенно ясно, что Паисий Иерусалимский внимательно читал бумаги константинопольской патриаршей канцелярии, относящиеся к данному делу (точнее, черновики тех подлинников, что были отосланы в Россию).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Сия суть вопрошения ваша и ответи наши. И Господь мира и утешения, Иже разстоящая совокупляй во едино и то жде соединение веры, да даст благодать пребыти единомыслию сему Церквей наших даже до скончания века нерушиму. Прешедшая убо погрешения да простит Господь нами, малейшими Своими рабы, во исправление же, да дарует преспеяние и ращение в лучьшая. Молитеся же и о нас, братие, да избавимся от мучителства мирскаго и от беднаго утеснения, еже страждем. Якоже и мы непрестанно молим Бога, да утвердит в мире богоугодном царствие ваше победою победоносною на враги Его; архиерейство же ваше да наставит всегда на пути спасителныя в Самом Христе Бозе, Ему же слава и держава вовеки. Аминь. Константинополский патриарх утверждает выше реченная. Смиренный митрополит Кесарийский Анфим. Смиренный митрополит Ефесский Игнатий. Смиренный митрополит ираклийский Мефодий. Смиренный митрополит Ки...цкий Анфим. Смиренный митрополит Никомидийский Кирилл. Смиренный митрополит Халкидонский Гавриил. Смиренный митрополит Никейский Григорий. Смиренный митрополит Адрианопольский Неофит. Смиренный митрополит филиппопольский Гавриил. Смиренный митрополит Прусийский Клим. Смиренный митрополит Анхиальский Иоаким. Смиренный митрополит Терновский Дионисий. Смиренный митрополит Месемврийский Дамаскин. Смиренный митрополит Селунский Феоклист. Смиренный митрополит Мелениский (?) Феофан. Смиренный митрополит Митилинский Григорий. Смиренный митрополит Мефимский Анфим. Смиренный митрополит Варнский Анфим. Смиренный митрополит Визинский Григорий. Смиренный митрополитСозополский Митрофан. Смиренный митрополит Мидийский Христофор. Смиренный митрополит Силиврийский Мелетий. Смиренный митрополит Писидийский Силвестр. Смиренный архиепископ Приконийский Иеремиа. Смиренный митрополит Коринфский Григорий. Смиренный епископ Раидитцкий Кирилл. Смиренный епископ Метрский Тимофей. Смиренный епископКалиопольский Мелетий. Мелетий Сириг, священномонах и учитель Великия церкве, иже и сложив настоящее сочинение повелением пресвятейшаго и вселенскаго патриарха, господина Паисеа, и всего сущаго с ним святаго собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Халкидонский митрополит об этом рассказывает: в праздник Рождества Богоматери собрал новый патриарх духовные власти, которые случились в Царьграде, собрался и весь народ на постановление патриаршее; когда прочли отставление старого патриарха, новый возгласил ему анафему, но весь народ возопил: «Бог простит старого патриарха, а новый буди проклят!» Потом раздали народу свечи, и когда ираклийский митрополит поднес посох и, возведя новопоставляемого на престол, произнес: «аксиос», то весь народ возопил: «анаксиос», т.е. недостоин! И был великий позор, которого никогда не бывало; потом же за деньги, обещанные новым патриархом, сослали старого в Кипрский остров. Совершенно также рассказывает это дело и Иван Петров 447 . Подобного же рода известия получались в Москве о событиях в Константинопольской Патриархии и в последующее время. Так, в 1652 году, августа 23, ватопедский архимандрит показывал в Москве, что в 1652 году, июня 13, на место патриарха Иоанникия поставлен опять патриархом Афанасий, по прозванию Пателарий, и был на патриаршестве только 14 дней, а на его место подкупился Кирилл, филиппопольский митрополит, и тот был на патриаршестве только три дня, а после того июня 30 поставлен на патриаршество митрополит Паисий, да и на место этого патриарха подкупается адрианопольский митрополит Неофит, а отставных патриархов ныне в Царьграде четыре 448 . В декабре того же года приехавшие в Москву гречане сообщили, что над патриархом Паисием, недавно поставленным, промышляет опять бывший патриарх Иоанникий со своими людьми, чтоб его отставить, а иные вельможи желают возвести Александрийского, потому что он мудр и разумен, и вообще с тех пор, как потеряли Пар-фения, равного обрести ему не могут и теперь весьма каются, что его погубили. То же самое писал государю назаретский митрополит Гавриил, приконийский Иеремия и халкидонскии Гавриил 449 . В августе 1653 года прислал государю грамоту бывший Константинопольский патриарх Иоанникий. Интересен его отзыв о других патриархах, его соперниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

А не принимающий сего соборного определения или вообще дерзнувший противоречить (ему) по первом и втором вразумления да будет отсечен от общества благочестивых и всем да будет как язычник и мытарь, по евангельскому слову ( Матф. 18:17 ). Для всегдашней же памяти и для всегдашней перед всеми твердости, мы выдали настоящую грамоту, после постановления канонического и соборного приговора, в лето 7130, месяца Июля, индиктиона 2-го (пятого). Кирилл, милостию Божиею архиепископ Константинополя, нового Рима, и вселенский патриарх. Иоаким, милостию Божиею патриарх Антиохии. Феофан, милостию Божиею патриарх святого града Иерусалима. Кизический Парфений. Палеопатрасский Феофан. Навпактский и Артский Гавриил. Анхиальский Парфений. Адрианопольский Анфим (бывший потом патриархом). Неокесарийский Бенедикт. Архиепископ Приконисский Климент (и весьма многие другие). (Смиренный епископ Кефалонии и Закинфа Парфений свидетельствую, что это есть список с находящегося здесь, – подразумевается: в епископии, подлинника). В печатном экземпляре перед грамотою помещена просьба к патриарху жителей острова Кефалонии, в которой они через посредство одного епископа ходатайствуют, чтобы выдана была патриархом грамота о почитании Герасима и чтобы он включен был в число преподобных и святых мужей. VI. Грамота того же патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса о причтении к лику святых Иоанна Критского и 98-ми его соподвижнинов, от 29-го Апреля 1632-го года  Грамота приложена тс службе преп. Иоанну с соподвижниками, которой мы имеем два издания:  Εν Ερμουπολει Συρου, 1857, и  Εν Αθηναις, 1877 (во втором издании как одна из служб сборника последних).  ΣYГГI ΛION τς  μεγλης  το  Χριστο  κκλησας  πικυρον  τν  κατ’  τος  πανγυριν  τν  σων  καθεοφρων  Πατρων  μν  ωννου  το  ρημτου  κα  τν  συνασκητν  ατο  ννενκοντα  κτ τν  ν  τ  Κρτ  λαμψντων. ΚYΡΙΛΛΟΣ λ Θεο ρχιεπσκοπος Κονσταντινουπλεως, νας Ρμης, κα οκουμενικς πατριρχης. ρστα κα σκεμμνη, ς χρν, διανο ο γγυτρω το Χριστο Πατρες παντ τ τς κκλησας παρεδωκαν πληρματ τος πωσποτον ναρτως το ζην δι τν πντων ζων, τν Χριστν, διανσαντας, κα τν ρετν τ θαντ σφραγσαντας, φθσαντς τε δικαας τελευτσεως, κατ τ λγιον, μετ τν νθνδε τοτων μετστασιν, μνοις τιμ σθαι κα τησοις πανηγρεσιν.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В другой раз повелевает Евфимию заказать две иконы «святого Петра» и серебряные к ним лампады, а обратиться за этим к духовнику Иверской обители, чья душа (как открыли в другом видении «архангелы Гавриил и Рафаил») просияет словно солнце. Все это, как представляется мне, да и из самого дела явствует, суть плоды прельщения. И я глубоко опечален тем, что они задевают честь многих добродетельных мужей, если только не всей Православной Церкви Христовой. Посему полагаю необходимым вкратце изложить Вашей любви некоторые детали полного жития святого Евдокима. Ваш смиренный послушник, как Вы знаете, до тридцати пяти лет пробыл в святой Ватопедской обители, где основательно изучил жизнеописание преподобного. Слышал я и рассказы почтенных лиц, которым довелось присутствовать при перенесении мощей святого Евдокима в 1848 году. То были, в частности, Иаков Симицис, Григоракис- псалт 167 и Диако-Даниил из Иериссоса, часто вспоминавшие при мне это событие. При обретении были также три архиерея: Иосиф, бывший Варненский, [Григорий] 168 Адрианопольский и Хрисанф Смирнский, который и обратился к народу, стекшемуся туда во множестве, со следующим словом: «Отцы и братия, здесь не должно быть места сомнению в святости сего угодника Божия, ибо он, провидя свою кончину и избегая славы человеческой, пришел сюда с желанием предать дух Богу, а неоскудевающее благоухание святых мощей свидетельствует, что он свят. Но поскольку имя сего подвижника нам неведомо, наречем его Евдокимом 169 , ибо святые мощи, которые видим, обретены по благоволению Божию». В тот же день составили последование, и уже вечером, во время Всенощного бдения, начались чудеса. Первым получил облегчение, а к утру и совершенно исцелился инок из Култуша, проведший до этого пять лет в параличе. Затем воззвал к святому и страдавший глазами врач Иверской обители отец Григорий: «Если сделаешь меня здоровым, без промедления сооружу серебряную раку для святых твоих мощей!». И явившийся в ту же ночь святой исцелил его, о чем напоминает до сих пор серебряная рака с выгравированным именем жертвователя. Спустя несколько дней святой явился одному келлиоту из Гифтадика и, исцелив его, сказал: «Мое имя – не Евдоким, а монах Савва. Но скажи отцам обители, чтобы именовали меня [по-прежнему] Евдокимом».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Крум погиб злой смертью; преемник его Дукум умер вскоре после него, и над болгарами воцарился Диценг, властитель грозный и бесчеловечный. Он приказал распилить надвое епископа адрианопольского Мануила и отрубить до плеч руки святителя, после чего священные его останки брошены были на съедение псам. Гнев Божий поразил изверга слепотой и вскоре Диценг был убит своими подданными. Ему наследовал Муртагон, который стал жестоко преследовать христиан, не повиновавшихся его повелению — отречься от Христа; верных рабов Христовых он томил в темнице, истязал пытками и предавал смерти в бесчеловечных мучениях. Святых епископов Георгия Девельтского [ 4 ] и Петра, утверждавших свою паству в Христовой вере, бесчеловечный мучитель предал жесточайшим палочным ударам и потом отсек мечом честные их главы; той же казни вместе со святителями подверглись семь христиан; усечены мечом и христианские воеводы Иоанн и Леонт; святому Леонтию — скопцу, епископу Никейскому, язычники пронзили чрево мечом; от меча же прияли мученическую кончину Гавриил и Сионий; Парод, благоговейнейший пресвитер, побит камнями. Много и других верных рабов Христовых было избито и заключено в темницы в это время. И не только свирепый Муртагон, но и его преемники на болгарском престоле жестоко преследовали христиан, которые различными истязаниями и мучительной смертью стяжали себе вечное царство. В тот же день память святого преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, скончавшегося в конце XII века и почивающего в пещере преподобного Антония. Спустя двести пятьдесят лет по Рождестве Господа нашего Иисуса Христа, в царствование Валериана [ 1 ], стольный город Галатии Анкира [ 2 ], возрастил от честного рода святого мученика Климента, как сочную молодую ветвь винограда, обильно исполненную гроздья многих духовных дарований. Но родители его не были единоверными: отец был язычник, служивший идольскому нечестию, а мать — христианка, происходившая от родителей — христиан и воспитанная в христианском благочестии и добрых навыках.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Так, после смерти Кана Крума и во время правления Кана Омортага (814 – ок. 831 г.) было предпринято гонение на плененных во время войн Кана Крума с Византией христиан. Тогда погибли Адрианопольские священномученики Епископы Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, пресвитеры Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Народ и 377 мучеников, замучеиных за то, что их принуждали есть жертвенное мясо (ок. 817 г.). Своей жизнью среди болгар и своим мученичеством на их глазах они в буквальном смысле слова мартир-свидетель, свидетельствовали о христианстве перед болгарами. Однако болгарским канам пришлось бороться не только с христианами из Византии, но и с собственными христианами как из подвластного населения, так и из среды болгар, которые были христианами. Кроме того, согласно археологическим данным, в начале IX в. вследствие междоусобиц в Хазарском каганате из Крыма в Дунайскую Болгарию, на Черноморское побережье Малой Скифии (Добруджа) переселились христианизированные болгары, до тех пор бывшие подвластными хазарам, которые своим переселением умножили христианский компонент среди дунайских болгар. (М.И. Артамонов, История хазар, Л., 1962; Д. Димитров, Прабългарите по северното и западното Черноморие, Варна, 1987). Христианство неудержимо влияло на болгар живым примером живущих среди них христиан, соседством с Византией, немым свидетельством бесчисленных памятников христианской веры и культуры, храмов и некрополей. Известно, что мужем сестры Кана Крума был христианин военнопленный Константин Пацик. Любопытную сторону влияния христианства на мышление и религиозные представления болгарских государей раскрывают их внушительные каменные надписи на колоннах на манер персидских владетелей, написанных на греческом языке. И со знанием, и с ведома болгарских Канов нередко в начале надписи выбивался знак христианства – крест, всегда с обязательной ссылкой на Бога. Даже если это и являлось подражанием ромеям, несомненно, здесь проявляется не только подразумевание своего языческого бога, но уже и укорененное представление о единобожии «неведомого Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2293 Так кратки наши сведения о Каллинике, еще короче они о Неофите IV. Неофит, поставленный в патриархи из митрополитов адрианопольских, отличался своим образованием в сонме современных ему архиереев, но дальнейших подробностей мы не имеем. 2294 История знает очень немногих патриархов XVII века, которых можно причислять к лицам образованным. Некоторым утешением в этом случае может служить то обстоятельство, что за то и упоминания о малообразованных иерархах константинопольских, XVII века, тоже очень редки. С полною ясностью в этом отношении говорится в источниках собственно об одном патриархе – Гаврииле II. Этот —468— Гавриил II возведен на патриаршую кафедру из митрополитов ганских, занимал её в самой средине XVII века. Был он человеком «совершенно (Τελεως) непричастным науке». О нём рассказывают, что когда ему, в бытность патриархом, пришлось раз совершать брак какого то константинопольского архонта (т. е. барина), то он так худо прочитал молитвы, что его вскоре отставили от должности за малограмотность. 2295 Впрочем и о патриархе Парфении IV Монгилале (был преемником Гавриила II) в одном источнике замечается, без указания доказательств, что он был человеком «неграмотным и простым». 2296 Если бы мы стали принимать во всей точности свидетельства касательно значительной образованности константинопольских патриархов XVIII века, к обзору которого мы теперь обращаемся, то впали бы в значительную ошибку и преувеличения. Судя по историческим показаниям, относящимся к XVII веку, в эти времена мало было патриархов просвещенных; а судя по тем же показаниям, относящимся к следующему XVIII веку, выходит, что в эти времена почти все константинопольские иерархи стояли на значительной степени образованности. Возможно ли себе представить, чтобы так необыкновенно был счастлив XVIII век по сравнению с предшествующим, когда у нас речь идет о степени просвещенности указанных патриархов? Мы думаем, что на самом деле не было большой разницы по отношению к образованию между патриархами XVII и XVIII веков; потому что XVIII век не создавал никаких особенно благоприятных условий для богословского развития Греков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010