[В тот же день] служба преп. Никону Чудотворцу, утреня. Кондак после песни 6-й канона: «Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився и от него наставляемь, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас» . Наставление ученика и руководство им ко спасению должно иметь целию усвоение его Христу до полного порабощения и послушания Ему. Канон, песнь 8-я, тропарь 5-й Божией Матери: «Мати Божия Всенепорочная, души моея язвы исцели, сласти утоли плоти моея, омраченное сердце мое просвети…» Сласти плотские есть язвы души, омрачающие сердце, приводящие в смятение ум и позволяющие врагам причинять нам напасти. Ноябрь, день 20-й, утреня. Канон 2-й преп. Григорию, песнь 1-я, тропарь 1-й: «Умерщвленную сластьми телесе, смиренную мою душу твоими молитвами оживи, блаженне Григорие: жизнь бо ныне приял еси нестареющуюся, умертвив яже на земле уды, преподобне, постническими подвиги» . Душа воздерживается от сластей телесных чистотою ума. Песнь 6-я, тропарь 2-й: «Молчаливо твою жизнь совершил еси, Боговдохновенне (молчание души и ума), мятежей житейских явился еси больший, и страстей вышний, и земле всея странен же и пришлец» . Вот каково должно быть духовное состояние христианина. Песнь 7-я, тропарь 1-й . «Слез пролияньми греха огнь погасил еси, безстрастия же воду и врачеваний чистое песнопоющим точиши, Григорие: благословен Бог отец наших» . Огонь греха [страстей] погашается молитвенными слезами [покаяния] ( Лк. 11:9–13 : И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него); песнь 9-я, тропарь 1-й: «Постническими труды греха угасил еси углие» , то есть телесные труды, соединенные с воздержанием, лишают нашу плоть силы вредить душе, как угли без огня не могут жечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Глава 2. Жизнь человека в церкви и обществе Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно-Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость и философия Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя «мудрости человеческой» – «мудрости мира сего». Об этом много говорил апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2:4–5 ). Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: «Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог... юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:20–21 ). Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: «Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн,.. для эллинов же безумие» ( 1Кор. 1:22–23 ). Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному отрицанию ее. Уже во II-III вв. появилось стремление со стороны христиан ассимилировать, т.е. творчески усвоить достижения античности. Интенсивный поиск синтеза между христианством и эллинизмом вели, в частности, представители александрийской школы христианского богословия – Климент и Ориген . Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки – математика, геометрия, астрономия. Ориген впоследствии создал школу подобного рода в Кесарии Палестинской, где у него учился, в числе многих других, святой Григорий Чудотворец , оставивший в своей «Благодарственной речи Оригену » рассказ об энциклопедическом характере образования, которое получала христианская молодежь у Оригена:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Исход, гл. 7 10. Вниде же Моисей и Аарон пред фараона и пред рабы его, и сотвориша тако, якоже заповеда им Господь. И поверже Аарон жезл пред Фараоном и пред рабы его, и бысть змий . 11. Созва же фараон мудрецы египетския и волхвы; и сотвориша и волсви египетстии чарованиями своими такожде: 12. и повергоша кийждо жезл свой, и быша змиев: и пожре жезл Ааронов оных жезлы. 10. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем . 11. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: 12. каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Похожий эпизод встречается в житии прославленного святого чудотворца, по молитве которого золото превращалось в змею, и обратно змея – в золото. Святитель Спиридон Тримифунтский (12 декабря) «Святитель Спиридон Тримифунтский обращает золото в змею». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ» «Войдя в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул: – Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею все созидающий и претворяющий! Ты некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия – повели и этому золоту, ранее превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас, и самим делом научится тому, что сказано в Священном Писании: Вся елика восхоте Господь, сотвори па небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ). Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею , которая стала извиваться и ползать. Таким образом, – сначала змея, по молитве Святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из золота опять стала змеею» с. 332–333]. Нередко Бог давал знамение через птиц. Святитель Григорий, епископ Акрагантийский (23 ноября) «Когда папа с епископами и всем клиром возносили молитвы в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Григорий находился с ними, явился над святой трапезой летающий голубь и опустился на голову святого Григория. Все благоговейно устрашились при этом неожиданном чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Как точно эти слова относятся к крещению! Крещаемые в наше время, как правило, и не думают, что они что-то обещают. Все хотят быть крещёнными, но ничего не собираются исполнять из того, что не задумываясь обещали. Бог не благоволит к глупым; что обещал, исполни! Потому Бог гневается на слово крещаемых и разрушает дело рук их. Слово о власти Философ, всю жизнь восседавший на царском престоле, а теперь нищим скитающийся среди народа, видит связующую цепь власти от притеснения бедных до венценосного царя. Еккл. 5:7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; Еккл. 5:8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Всё идёт по цепочке: бедный – высокий – высший – ещё высший – царь. если царь, заботящийся о стране , то и бедный не притеснён, и в суде правда. Если же бедному притеснение и на суде правда нарушается, то каковы власти и каков царь?! Раши в словах Екклесиаста находит не только сочувствие бедным и притеснённым, но и долготерпение Божие над неправедными правителями. «Не удивляйся воле Вездесущего, ведь Он обычно проявляет долготерпение. Ибо Вышний над Вышними хранит – ждёт, пока не переполнится мера» 5, 7]. Св. Григорий Чудотворец причину печального состояния в обществе находит в отсутствии страха Божия: «Страх же Божий спасителен для людей, но он редко обнаруживается» 5]. Ещё св. Григорий отмечает, что должно признавать имеющуюся соподчинённость в иерархии. «Должно же далее отвращаться от того, чтобы не казаться большими тех, которые обладают большею властью» [там же]. Св. Афанасий Великий не раз вынужден был бежать с Александрийской кафедры ввиду гонений от ариан. Ариане порицали его при этом за трусость. Св. Афанасий оправдывал это своё уклонение от руки гонителей ради торжества правой веры. «Посему не порицания достойно и не бесполезно бегство святых. Если бы не уклонялись они от гонителей, то как бы Господь воссиял от семени Давидова?.. И Екклесиаст, зная злоумышления на благочестивых и говоря: Аще обиду нищего и расхищение суда и правды увидеши в стране, не дивися о вещи: яко высокий над высоким надзиратель, и высоции над ними… – имел отцом своим Давида, который опытно знал тяжесть гонений» Защитительное слово 12, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё, п. 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Между тем, допущенное не без промысла Божьего это проявление неверия одного из ближайших учеников Христа послужило окончательно – через осязание Апостолом Фомой язв Христовых – к яснейшему обнаружению истины воскресения Христова... «После осми дней, когда опять были в доме ученики Христовы, и Фома с ними, пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин.20:26–27 ). Но, увидев Христа и услышав Его обращение к нему, Фома только из глубины своего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – «Иисус же говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Таким образом неверие Апостола Фомы послужило и к тому, что Господь отозвался на него ясным указанием, каково должно быть свойство истинной веры в Него. После вознесения Иисуса Христа и сошествия Духа Святого на Апостолов Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии 91 и других странах. О проповеди его у Парфян говорят церковные писатели Ориген , Евсевий, Руфин, Сократ; о проповеди в Ефиопии упоминает Иоанн Златоуст , о проповеди в Индии говорят Григорий Назианзен , Григорий Великий , – и другие о других местах 92 . В беседе LXI на Евангелие от Иоанна св. Иоанн Златоуст говорит о св. Апостоле Фоме: – «Фома, бывший некогда слабее других Апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл с своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным». В различных древних сказаниях об Апостоле Фоме нет совершенной точности и к ним присоединяются иногда позднейшие прибавления, но одно из них, в котором приводится обстоятельство, выражающее смысл и значение благотворительности, передаётся одинаково многими повествователями об его жизни. Оно относится ко времени до предпринятия святым Апостолом путешествия в Индию – с целью проповеди в этой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Молим тебя, постарайся избавить его, дай ему что-нибудь, чтоб он выкупом освободился от смерти. Блаженный, провидя духом, что то, что ложь их сбудется на самом деле, жалостливо прослезился и сказал: " Горе этому человеку, потому что пришел день погибели его " . Они же сказали: " Если ты, отче, дашь что-нибудь, он не умрет " . Так говорили они, желая взять у него что-нибудь и разделить между собой. Чудотворец же, как прозорливый, сказал им: " Если я и дам, он умрет. Но спрошу у вас, на какую смерть он осужден? " Они отвечали: " Он будет повешен на дереве " . И сказал им прозорливец: " Правильно судите: завтра это сбудется " . С этими словами он сошел в пещеру, где, храня себя от земной суеты, имел обычай творить молитву и, вынося оттуда оставшиеся, последние свои книги, дал им, говоря: " Возьмите их, но если они не будут вам нужны, верните мне " . Они взяли книги и вышли, и стали смеяться, говоря: " Продадим их и разделим то, что выручим " . Видя еще у святого плодовые деревья, они сказали: " Придем в эту ночь и соберем эти плоды " . Ночь настала, и эти три вора пришли. Григорий молился тогда в пещере. Они загородили извне дверь пещеры, в которой старец молился. И один из них, который называл себя повешенным, взлезши на дерево, стал рвать яблоки; и ветвь, за которую он держался, отломилась, он упал, а стерегшие в страхе убежали. Упавший, в то время как летел книзу, был защемлен другой ветвью и, не имея помощи, задохнулся. Григорий же, будучи заперт, не мог быть с братией на утрене в церкви. Братия, вышедши из церкви, пошла посмотреть, отчего его нет, ибо это было для него необычно. Они увидели на дереве висящего мертвого человека и устрашились; потом, поискав, нашли Григория запертым в пещере. Он вышел и велел снять висящего. Увидев его товарищей, пришедших вместе с другими посмотреть на мертвеца, сказал им: " Смотрите, как окаянная ваша ложь сделалась правдою. Бог не бывает поругаем (Гал. 6:7). Если б вы не затворили меня, то я бы пришел помочь несчастному, чтобы он не умер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно-Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя " мудрости человеческой " - " мудрости мира сего " . Об этом много говорил апостол Павел: " И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией " . [ 1 ] Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: " Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог юродством проповеди спасти верующих " . [ 2 ] Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: " Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов же безумие " . [ 3 ] Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному отрицанию ее. Уже во II-III вв. появилось стремление со стороны христиан ассимилировать, т.е. творчески усвоить достижения античности. Интенсивный поиск синтеза между христианством и эллинизмом вели, в частности, представители александрийской школы христианского богословия - Климент и Ориген. Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки - математика, геометрия, астрономия. Ориген впоследствии создал школу подобного рода в Кесарии Палестинской, где у него учился, в числе многих других, святой Григорий Чудотворец, оставивший в своей " Благодарственной речи Оригену " рассказ об энциклопедическом характере образования, которое получала христианская молодежь у Оригена:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

На литургии Прокимен, гл. 4 1. Песнь отцов: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами ( Дан. 3, 26–27 ). Аллилуйя: 1. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его. 2 . Взывали к Господу и Он внимал им ( Пс. 98, 6 ). Причастный: 1. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних ( Пс. 148, 1 ). 2. Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает словословить ( Пс. 32, 1 ). На вечерне Прокимен, гл. 8: Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи. Стихи: 1. От конца земли взываю к Тебе. 2. Покоюсь под кровом крыл Твоих. 3. И я буду петь имени Твоему во век ( Пс. 60, 6.3.5.9 ). Во Неделю вторую Великого поста Память святителя Григория, архиепископа Фессалоникского, чудотворца Тропарь, гл. 8 Светило православия, Григорий чудотворец , опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ. Кондак, гл. 8 Учитель веры, отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш и мы будем восклицать: «Радуйся, проповедник благодати». В Неделю третью Великого поста Поклонение Святому Кресту Тропарь, гл. 2 Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ. Кондак, гл. 7: Пламенный меч уже не охраняет врат Едема, он чудесно угашен древом Креста; жало смерти и победа ада уничтожена, ибо явился Ты, Спаситель мой, с призывом к находящимся в аду: «Идите опять в рай». В Неделю четвертую Великого поста Память преп. Иоанна Лествичника Тропарь, гл. 2 Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою приобретя небесные дарования, ты исцеляешь болезни и души прибегающих к тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Перед нами «сосуд благодати», нерукотворный храм, в котором пребывает Господь. Перед нами тот, кто сподобился видеть Бога, кто предстоит ныне у Престола Вседержителя и молится за грешный мир человеческий. Да укрепит святитель Григорий Палама всех нас в прохождении благодатного поприща Великого поста, когда главным станет не ограничение в пище, а бодрствование над собой, борьба со своими злыми наклонностями, грехами и страстями. Ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Явим Господу в дни поста смирение и кротость вместо ропота и досады, любовь и благодушие вместо ненависти и злонравия, духовную чистоту вместо греховной скверны, дабы и нам озариться неизреченным светом Христовым, который так защищал и воспевал святитель Григорий Палама. Аминь. Слово 48. О расслабленном. Во 2ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению) Чадо, прощаются тебе грехи твои… ( Мк.2:5 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ об исцелении расслабленного (см. Мк.2:1-12 ). Когда Господь пришел в Капернаум, вокруг Него собралась большая толпа. Всем хотелось увидеть и услышать Божественного Учителя и Чудотворца. О том, что Он совершает чудеса врачевания, знали многие. Вот и спешили к Господу со своими жизненными проблемами и нуждами. Особой надеждой были преисполнены болящие, те, кто верил в Его чудотворную целительную силу. Господь наш Иисус Христос остановился в небольшом домике, который вскоре заполнился многочисленной толпой, так что в нем уже не было места. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился. Четыре человека принесли парализованного больного для того, чтобы Господь совершил чудо и исцелил дорогого для них друга. Наверное, им было совсем не просто предпринять этот поход. К тому же и войти в дом с носилками оказалось практически невозможно.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Потом уже, в пятом только месте, поставлен подле Григория Богослова святой папа Климент (какое смирение для превозношения римского!); здесь и самая его кафедра уступает Цареградской, коей два иерарха стоят выше. Напротив его, рядом со Златоустом, начертан святитель Григорий Нисский , брат Василия Великого , известный по своим духовным творениям и присутствовавший на Втором Вселенском соборе, на котором окончательно утверждён и дополнен Никейский символ веры , с тех пор неизменно сохраняемый в Церкви Православной. И так лик его служит свидетельством нерушимости её догматов и обличением нововведений римских в символе. Наконец последними начертаны, друг против друга, на стенах алтаря святитель Епифаний Кипрский , написавший обличительную книгу против всех ересей, бывших до него и при нём, и потому глубоко уважаемый Восточной Церковью , и святитель Григорий чудотворец Неокесарийский, прославленный чудесами и составлением первого символа веры ещё до Никейского. Вот какие великие поборники православия собраны в святилище Софийском, во свидетельство векам грядущим, дабы и позднейшие совершители таинств, в священных стенах сего храма, не отступали никогда от завещанного им православия. Все они изображены в белых крещатых фелонях, с Евангелием в руке, как истинные проповедники дома Премудрости Божией, по слову книги Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. ( Притч.9:1–6 ). Трапеза и Чаша уготованы горе, пред глазами всех; проповедники сзывают к ней проповедью, и потому у каждого в руке священная книга; другая рука или благоговейно прижата к сердцу, или благословляет, и здесь мы можем видеть всю суету мудрствования мнимых старообрядцев; ибо в уцелевших мозаиках крестное знамение употребляется безразлично, судя по тому, как с большею или меньшею точностью, изобразил благословляющую десницу мозаист, не всегда искусный: у святителя Николая оно ближе к двуперстному, а у Златоуста, и ещё явственнее у святителя Григория Нисского , оно прямо именословное; все же кресты на стенах без изъяна четвероконечные, в обличение суемудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010