Разговор с Шингаревым, передаваемый Гучковым, подтверждает указание на то, что юридическая концепция, установленная толкованием акта 3-го марта со стороны государствоведов, не была ясна и лидерам партий. Ими руководила политическая целесообразность, т. е., юридически нечто весьма расплывчатое. Родзянко считал, что отрицательное отношение к идее созыва Гос. Думы вытекало из стремлений деятелей кадетской партии, желавших «пользоваться во всей полноте своей властью». Такое же приблизительно толкование дает и Гучков, не нашедший сочувствия своей идее и вне Временнаго Правительства: «даже среди членов Комитета Гос. Думы я нашел только двух членов, готовых поддержать мою идею» 452 . «Кадетские юристы» стояли на почве концепции, установленной их толкованием акта 3 марта и иллюстрирующей существовавшую до отречения «конституцию». Политическая логика была на их стороне. Вопрос о взаимоотношениях Временнаго Правительства и Временнаго Комитета Гос. Думы возник в первом же заседании Правительства 4 марта, когда кн. Львов предложил «точно определить объем власти, которым должно пользоваться Вр. Пр. до установления Учред. Собр. формы правления». Из сохранившагося наброска протокола этого заседания видно, что министрами было высказано мнение, что «вся полнота власти должна считаться переданной не Государственой Думе, а Временному Правительству». Отсюда возникал вопрос о «дальнейшем существовании Комитета Гос. Думы и казалась сомнительной возможность возстановления занятий Гос. Думы 453 . Временный Комитет, выполнивший легшия на него функции, формально подлежал ликвидации. В «Рус. Вед.» можно было прочитать сообщение, что участники совещания членов Гос. Думы 5-го также склонялись к тому, что «Члены Думы не должны настаивать на сохранении Временнаго Комитета». Между тем устранение этой фикции отнюдь не было в интересах «цензовой общественности», ибо устранение Временнаго Комитета означало и устранение авторитета не существовавшаго уже государственно-правового учреждения – «Думы». Популярность слов «Государственная Дума» в первыя недели революции являлась столь сильным притягивающим магнитом, что почти естественно представитель Временнаго Правительства и в то же время «советский» деятель, прибыв в Ставку, приветствовал Алексеева именно от Государственной Думы: «Позвольте мне – сказал Керенский – в знак братскаго приветствия армии поцеловать вас, как верховнаго ея представителя и передать родной армии привет от Государственной Думы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

1 марта тот же Родзянко телеграфировал Главнокомандующему армиями Северного фронта: «Временный Комитет Членов Государственной думы сообщает Вашему Высокопревосходительству, что ввиду устранения от управления всего состава бывшего Совета министров правительственная власть перешла в настоящее время к Временному Комитету Государственной думы. Председатель Государственной думы Родзянко». Того же 1 марта Петроградское телеграфное агентство рассылало следующие телеграммы, устанавливающие формирование правительства революционным путем: «От Временного Комитета Государственной думы: Временный Комитет членов Государственной думы при тяжелых условиях внутренней разрухи, вызванной мерами старого правительства, нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного общественного порядка, сознавая всю ответственность принятого им решения. Комитет выражает уверенность, что население поможет ему в трудной задаче создания нового правительства, соответствующего желаниям населения и могущего пользоваться его доверием. Председатель Государственной думы Михаил Родзянко. Подписано 27 февраля 1917 г. Печатается по распоряжению Временного Комитета Государственной думы. Временное заведование Петроградским Телеграфным Агентством возложено, по поручению Временного Комитета Государственной думы, на члена Государственной думы Г. Д. Гронского». «27 февраля ровно в полночь окончательно организовался Исполнительный Комитет Государственной думы следующего состава: Родзянко, Керенский, Чхеидзе, Шульгин, Милюков, Коновалов, Дмитрюков, Ржевский, Шидловский, Некрасов, Львов». В это время Государь Император был в пути ко Пскову. Генерал Лукомский 1 марта в 17 ч. 15 м. сообщил говорившему с ним по аппарату из Пскова Генерального штаба подполковнику Сергеевскому, для доклада Его Величеству, в числе прочего, следующее: «Адмирал Непенин доносит, что он не признал возможным протестовать против призыва Временного Комитета. Таким образом, Балтийский флот признал Временный Комитет Государственной думы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Список членов Государственной Думы созыв]. Б. м. и б. Списки членов Думы с указанием избирательного округа и адреса в Петербурге; вновь избранных членов Думы; членов Думы по губерниям, областям и городам. Члены II Государственной Думы. СПб., 1907 Краткие биографические справки. Сравнительная характеристика членов I и II Думы. Указатель имен. Представители педагогического мира во II Государственной Думе//Русская школа. 1907. 7–8 . С. 237–252 На с. 240–252 – списки депутатов Думы (профессоров, приват-доцентов, инспекторов, преподавателей) с краткими биографическими сведениями. Третья Государственная Дума. 1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г. Государственная Дума. Стенографические отчеты. 1908 г. Ч. 1–3 . СПб., 1908 (третий созыв, сессия первая) Государственная Дума. Указатель к Стенографическим отчетам. Ч. 1–3 . СПб., 1908 (третий созыв, сессия первая) Приложения к Стенографическим отчетам Государственной Думы. Третий созыв. Сессия первая. 1908. Т. 1–2 1–638) и принятые Государственной Думой формулы перехода к очередным делам. СПб., Государственная Дума. Стенографические отчеты. 1908-– 1909 гг. Ч. 1–4 . СПб., 1908–1909 (третий созыв, сессия вторая) Государственная Дума. Указатель к Стенографическим отчетам. СПб., 1909 (третий созыв, сессия вторая) Приложения к Стенографическим отчетам Государственной Думы. Третий созыв. Сессия вторая. 1909. Т. 1–3 1–657) и принятые Государственной Думой формулы перехода к очередным делам. СПб., 1909 Предметный указатель к сборнику «Приложения к Стенографическим отчетам Государственной Думы». Третий созыв. Сессия вторая. 1909 г. СПб., 1909 Государственная Дума. Стенографические отчеты. 1909– 1910 гг. Ч. 1–4 . СПб., 1909–1910 (третий созыв, сессия третья) Государственная Дума. Указатель к Стенографическим отчетам. Ч. 1–4 . СПб., 1909–1910 (третий созыв, сессия третья) Приложения к Стенографическим отчетам Государственной Думы. Третий созыв. Сессия третья. 1909–1910 гг. Т. 1–3 1–562) и принятые Государственной Думой формулы перехода к очередным делам. СПб., 1910

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви принял участие в VII Рождественских Парламентских встречах 30 января 2019 г. 21:11 30 января 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин приняли участие в открытии VII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Перед началом заседания у входа в здание Государственной Думы Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Государственной Думы В.В. Володин и председатель Оргкомитета Международных Рождественских чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Святейший Патриарх Кирилл и В.В. Володин в сопровождении митрополита Меркурия прошли в зал заседаний Государственной Думы и заняли места в президиуме, где также находились первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров, заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ П.О. Толстой, руководитель фракции «Единая Россия» С.И. Неверов, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ В.В. Жириновский, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ Г.А. Зюганов, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе ФС РФ С.М. Миронов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов. В заседании приняли участие: члены Совета Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы ФС РФ, постоянные члены Священного Синода, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители мусульманской и иудейской общин, государственных структур, научных и общественных организаций, регионов Российской Федерации. Приветствуя собравшихся, председатель Государственной Думы В.В. Володин подчеркнул, что проведение Рождественских Парламентских встреч стало доброй традицией. Спикер российского парламента поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за «огромное внимание к такому диалогу». 

http://patriarchia.ru/db/text/5363470.ht...

Доклады Бюджетной комиссии Государственной Думе, созыв третий, сессия первая, 1907–1908 гг. СПб, 1908. Список членам Государственной Думы. Созыв третий. Испр. по ... г. Б. м. и б. г. Сведения о должности и чине. Третий созыв Государственной Думы. Портреты, биографии, автографы. СПб, 1910 Бахиров А. В. Третья Государственная Дума в картограммах. СПб, 1910. Сведения о национальности, вероисповедании, сословной принадлежности депутатов. Боиович М. М. Члены Государственной Думы (портреты и биографии). Третий созыв. 1907–1912 гг. Изд. 6-е. М, 1913 Списки членов президиума Государственной Думы; членов Думы по партийным группировкам; по губерниям, областям и городам с биографическими справками и портретами. Материал расположен в алфавите губерний. На плане различными цветами показано размещение депутатов по партиям в зале заседаний Думы. Указатель имен, губерний. III Государственная Дума, 1910 г. Материалы для оценки ее деятельности. Парламентская фракция партии народной свободы. СПб, 1912. III Государственная Дума. Справочник. Составлен Приставской частью Государственной Думы. Вып. 1–6 . СПб, 1910–1913. III Государственная Дума. Бюджетная работа Государственной Думы. СПб., 1912. III Государственная Дума. Выборы по г. Москве в Государственную Думу 3-го созыва. М., 1908. III Государственная Дума. Националисты в III Государственной Думе. СПб., 1912. Государственная Дума. Третий и четвертый созыв. Справочник... гг.] СПб., 1909–1914 Сведения о составе Президиума и совещаний Думы, Совета старейшин, канцелярии и комиссий. Списки: членов с указанием избирательного округа, фракции, комиссии, по губерниям, областям и городам; по фракциям; однофамильцев, выбывших членов. С 1910 г. прибавляются списки высшим чинам Государственного Совета, Совета Министров, Сената, Синода, Собственной е. и. в. канцелярии, министерств, генерал-губернаторов. Портреты членов Думы. Список чинов установлений при Государственной Думе состоящих. Испр. по... 1914–1915, 1917 гг.] Б. м. и б. Краткие сведения о прохождении службы, размере жалованья. Указатель имен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В начале XX века в соответствии с Манифестом 17 октября 1905 года в России было создано представительное учреждение – Государственная Дума (резиденция – Таврический дворец в Петербурге). В ее обязанности входило рассмотрение законопроектов, которые затем должны были обсуждаться в Государственном Совете и утверждаться императором. Состав Думы формировался путем многоступенчатых выборов по четырем куриям (земледельческой, городской, крестьянской и рабочей). Государственная Дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва (это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственных Дум 1-го и 2-го созывов). Количественный состав Государственной Думы был определен в 524 человека (с 1907 г. – 442 человека). Для законности состава заседаний Государственной Думы требовалось присутствия не менее одной трети ее членов. Члены Государственной Думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной Думе, и не несли ответственности перед избирателями. Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги. Для лишения свободы члена Государственной Думы во время ее сессий необходимо было разрешение Государственной Думы. Члены Государственной Думы выбывали из ее состава по личному заявлению в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, назначения на высокооплачиваемую гражданскую службу (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также если член Государственной Думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины. Порядок выборов в Государственную Думу регулировался Избирательными Законами 1905 и 1907 годов. К ведению Государственной Думы были отнесены законодательные предложения, требовавшие издания законов и штатов, их изменения, приостановления их действия или отмену; рассмотрение росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, а также отчеты госконтроля об исполнении росписи. Государственная Дума имела право обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтет незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, «если эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению». Министры должны были быть выслушаны в Государственной Думе каждый раз, когда они об этом заявляли. Законопроекты вносились в Государственную Думу министрами, комиссиями или поступали из Государственного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Известен ряд относящихся к 1653 г. формул, по которым должны были присягать царю, царице и их детям люди разных чинов. Бояре, окольничие и все думные люди обязывались между прочим «государские думы и боярского приговору до государева указу никому не проносить и не сказывать»; дворцовые сановники, кравчий, постельничий и все люди, которые «у государя живут в комнате», клялись никому не проносить и не сказывать только «государские тайные думы» или просто «государские думы», не распространяя этого обязательства на боярские приговоры, т. е. на постановления боярской думы, в которой они не имели места. Значит, состав ближней думы вполне зависел от воли государя, тогда как в выборе членов боярского совета он соображался с боярским отечеством, с родословной очередью, жаловал многих в бояре не по личной оценке, а по аристократическому старшинству, «не по разуму их, а по великой породе», как выразился Котошихин 174 . Созывая совет ближних людей, государь этим самым косвенно выражал свое признание думы всех бояр, как постоянного и в известной степени самостоятельного государственного совета. Это признание выражалось и в свойстве дел, какие ведала ближняя дума, и в самом ее составе. Она была личным советом государя по делам особого рода. Одни из этих дел обсуждались в ближнем совете прежде поступления в боярскую думу; другие обсуждались и решались в том совете, потому что не могли быть внесены в эту думу. Значит, по одним делам ближний совет был для боярской думы учреждением подготовительным, по другим учреждением вспомогательным, восполнявшим деятельность этой думы, разрешавшим вопросы, которые не укладывались в установившийся порядок думского делопроизводства. В том и другом значении ближний совет не устранял обычной правительственной деятельности боярской думы, а только точнее определял сферу этой деятельности и подтверждал необходимость и неприкосновенность усвоенного ею порядка и политического значения. Ближний совет в его первоначальном и простейшем виде даже нельзя назвать учреждением в строгом смысле слова: это была частная предварительная справка государя о деле у близких или сведущих людей, имевшая более нравственное, чем политическое значение, оставлявшая след во взгляде, в настроении государя, а не в протоколе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Одним из этих следов, одним из величайших обманов современности, является идея парламентаризма, враждебная идее государства, провозгласившая принцип коллективной мысли. Коллективной мысли вообще не существует… Есть вождь, и есть толпа, слепо повинующаяся своему вождю и идущая за ним. Таким вождем является Царь, Помазанник Божий, и тогда Он ведет за Собою народ по путям закона Божьего и низводит на Свой народ благодать Божию… Таким вождем может быть президент республики, который ведет народ свой по путям закона человеческого, и тогда страна раздирается всевозможными партийными раздорами, и благодать Божия отходит от народа и его вождя. Таким вождем может быть и всякий другой человек, кто, идя навстречу инстинктам народных масс, использует эти инстинкты для своих корыстных целей… Подрыв священных устоев Самодержавия начался давно, но никогда не исходил из толщи народной, а всегда от отдельных злонамеренных лиц… Манифест 17-го Октября 1905 года об учреждении Государственной Думы был вырван из рук Царя небольшой горстью этих злонамеренных лиц, запугавших правительство угрозою революции. Это был только обычный прием с целью ограничить Самодержавные права Монарха и свести Россию с ее исторического пути на путь парламентарный. “Такой частичной реформой было бы изъятие Церкви из ведения Думы, но и для этого потребовался бы акт Высочайшей воли Монарха, указ Самодержца. Интересы правительства и Думы противоположны… Члены Думы являются представителями не широких масс населения, а очень небольших, революционно настроенных групп, и соглашение с ними невозможно, ибо эти группы не выражают воли народной, не стремятся к благу народа, а стремятся к тем целям, какие могут быть достигнуты лишь после разрушения государственности. Но и взятие церковных дел из ведения Думы явилось бы только паллиативом… Дума не переставала бы мешать церковной работе, как мешает и сейчас, и достигнуть единства в сфере церковно-государственной работы было бы трудно… С момента учреждения Думы, законодательная деятельность России не только затормозилась, но и приостановилась… Жизнь предъявляет требования, государственный механизм работает с крайним напряжением, вырабатывает законопроекты, отвечающие самым насущным нуждам народа, а, когда эти законопроекты попадают в Думу, то там и остаются без движения, умышленно задерживаются, или же вовсе отвергаются… Каждый член Думы считает себя обязанным не только вмешиваться в специальные отрасли государственного управления, где он ничего не понимает, но и контролировать деятельность министров, точно в этом его задача… Масса времени тратится на полемику между министрами и членами Думы, на ненужные запросы, а продуктивная работа начинается лишь после роспуска Думы, когда законопроекты получают законодательную санкцию в порядке 87-ой статьи.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в первом заседании Экспертного совета при председателе Государственной Думы РФ 14 февраля 2013 г. 23:18 14 февраля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в первом заседании Экспертного совета при председателе Государственной Думы Российской Федерации. В заседании, посвященном теме законодательного обеспечения интересов детей в Российской Федерации, приняли участие члены Экспертного совета — экономисты, политологи, социологи, историки, ректоры высших учебных заведений, общественные деятели. В числе приглашенных участников — заместитель председателя Государственной Думы Л.И. Швецова, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулина, уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации П.А. Астахов, руководитель Аппарата Думы Д.Р. Поллыева и другие. Открывая заседание, председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин обозначил круг стоящих на повестке дня тем, таких как проблема профилактики сиротства, упрощение процедуры усыновления сирот гражданами России, конституционное сопровождение и поддержка семей с приемными детьми. При этом он подчеркнул, что одних законодательных мер для изменения ситуации недостаточно и необходимо повышение нравственного уровня людей. Л.И. Швецова в своем выступлении привела статистические данные, согласно которым на начало января 2012 года в федеральном и региональных банках данных о детях-сиротах состояло почти 26 тысяч детей-инвалидов, а количество таких детей, переданных в семьи, по итогам 2011 года составляет всего 4,8 процента от общего числа. Заместитель председателя Государственной Думы обратила внимание на тот факт, что лишь 18 процентов детей-инвалидов, которые обрели семью, усыновлены россиянами, остальные 82 процента — иностранными гражданами. Л.И. Швецова подчеркнула необходимость на государственном уровне стимулировать усыновителей из России. «Необходимо изменить атмосферу в обществе», — считает она.

http://patriarchia.ru/db/text/2794073.ht...

Председательствующий. Член Государственной Думы Караулов, прошу быть осторожнее в выражениях. Караулов. Я повторяю выражение, которое было с этой трибуны сказано. (Новицкий: «Вот вам Магомет Магометович докладывал»). Председательствующий. Член Государственной Думы Новицкий, покорнейше прошу не говорить с места. Караулов. Вы видели, господа, что предшествующий оратор здесь говорил о чем угодно, но только не против спешности. Он здесь читал газетные статьи и мог бы их читать бесконечно, если бы все читать, что по этому поводу писалось, то книги целые, тома целые можно было бы читать с этой трибуны. Это, господа, не есть обсуждение вопроса о спешности. Конечно, если предшествовавший оратор так плохо разбирается в том, что есть спешность, а что есть обсуждение вопроса по существу, то я не считаю себя, при всей своей дерзости, настолько дерзким, чтобы верить в возможность втолковать ему (указывая на члена Государственной Думы Новицкого) то, что для всех прочих ясно. Председательствующий. По мотивам голосования – член Государственной Думы Замысловский. Замысловский (Виленская губерния). Господа члены Государственной Думы. Я нахожу, что все-таки ни одно из тех основных соображений, которые я привел, опровергнуто не было. Я утверждаю категорически, что огромное большинство членов Думы предлагаемого запроса не читало и не могло прочесть, потому что запрос был роздан в 4 часа, и с этого времени непрерывно шло думское заседание, а всякий член Думы в теории, по крайней мере, обязан сидеть на заседании и слушать то, что докладывается. Значит, одно из двух: или те, кто читал, не слушали законопроектов, или те, кто слушали, не читали запроса. При таком положении вещей нам предлагается запрос принять. На каком основании? На том основании, будто дело настолько спешно, что нельзя терять ни одного часа. А я вас спрошу: если оно спешно, то почему же вы до сих пор не вносили запроса? Ведь события произошли в июле, вы сами об этом пишете. События – июльские, а у нас теперь март месяц; так почему же вы, если это так спешно, если это, как говорил член Думы Караулов «распространение чумы, то почему же вы с июля до марта молчали? Можно подумать, потому, что вы тоже очумели, иначе ничем объяснить этого нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010