15231. Л. 1-4об.- переписан между 1409 и 1422 в Спасо-Прилуцком мон-ре. Известен список «Правил» из б-ки Кириллова Белозерского мон-ря - РНБ. Кир.-Бел. 34/1111. Л. 315-316об., XV в.) В XVI-XVII вв. повседневное чтение Псалтири в рус. мон-рях было обязательным. Благодаря активному афонскому влиянию в духовной жизни рус. обителей в кон. XV-XVI в. произошли важные изменения: общей тенденцией келейного молитвенного правила стало стремление к «умному деланию», «умной молитве», возникла новая для Руси форма организации мон-ря - скит (первым рус. скитом, по своему устройству близким к афонским скитам, была Нилова Сорская пуст .). Не только скитские, но и общежительные монахи, в частности иноки Кириллова Белозерского и Волоколамского мон-рей, постоянно «держали молитву Иисусову», как и афонские старцы. Согласно описанию тотемского дьяка Ивана Плешкова, волоколамский инок должен был за день прочитать 100 молитв Богородице и 1900 Иисусовых молитв (ГИМ. Щук. 212. Л. 212-212об., 1674 г.). В кон. XIV - нач. XV в. участились приезды по разным поводам на Русь афонских монахов: в 1399 г. в погребении «по лаврьскому» обычаю вел. кн. Тверского св. Михаила Александровича , принявшего перед смертью схиму, участвовали святогорские иноки Савва и Спиридон (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 174). В 1404 г. серб. инок с А. по имени Лазарь изготовил для вел. кн. Василия I Димитриевича «самозвонные» часы. Святогорский инок-серб Пахомий Логофет , прибывший на Русь не позднее 1438 г., составил целую эпоху в лит. творчестве, прежде всего в агиографии и гимнографии. В 1439 г. по вопросу о заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе церковной унии вел. кн. Василий II Васильевич (Тёмный) обменялся посланиями с афонскими старцами, категорическая позиция афонитов, отразившаяся в их ответе (ЛЗАК за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. С. 28-32), определила в значительной мере и отношение Русской Церкви к этому событию. Ярким свидетельством авторитета Св. Горы для Руси может служить составленная, очевидно, в кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН [Андрей] (2.10.1637, или 1627, или 1639-16.10.1700), Патриарх Московский и всея Руси. Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678-1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор. А. ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота мон-ря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. А. насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. А. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев мон-рь к царевне Софье Алексеевне . Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ) Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ) 21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом А. был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия - «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6-17 марта 1690) А. находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 авг. был избран и 24 авг. 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси. В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол А. обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в к-рых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в т. ч. брадобритие, европ. одежду и курение табака (Есипов. С. 59-84). Др. окружное послание А. также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако А. не распространил это повеление в отношении Петра I . Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и А. благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка А. с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иером. Карионом (Истоминым) , воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и др. (беловые автографы Кариона Истомина - РГБ. Тихонр. 634. Л. 185-212об.).

http://pravenc.ru/text/63584.html

Аглаида (10.11.1906–28.1.1994) была третьим ребенком в семье. Она закончила кредитно-финансовые курсы вместе с будущей женой Амвросия и всю жизнь работала бухгалтером. Блокаду прожила в Ленинграде. В 1965 году поменяла свою комнату на квартиру в Вильнюсе. Некоторое время она там работала, а затем переехала в общину. Младший брат Николай (30.10.1908–25.8.1941) волею судеб оказался в Мурманске, где работал заведующим рыбной базой. Там он женился, в 1937 году у него родилась дочь Вера, а в 1941 году – Нина. С первых дней войны ушел на фронт рядовым и погиб на Кандалакшском направлении, сражаясь в составе 122-й стрелковой дивизии. Нужно отметить, что необычное отчество породило искажения. Николай носил отчество Пантелеевич, а Серафим после войны – Петрович. 3 ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 587. Л. 256об. Д. 579. Л. 212об. Клировые ведомости Никольского уезда за 1885 и 1877 гг. 4 ГАВО. Ф. 496. Оп. 2. Д. 557. Л. 123об. Клировые ведомости Никольского уезда за 1856 г. Ф. 496. Оп. 19. Д. 432. Л. 983. Исповедные росписи Никольского уезда за 1825 г. 6 РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 8467. Л. 244об.–245. Ведомости об учащих и учащихся Вологодской семинарии 1834 г. 9 ЦГИА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 5986. О приеме Елены Рупышевой в сиротский институт Императора Николая I. 10 LVIA (г. Вильнюс). Ф. 1539. Оп. 1. Д. 318. Л. 2об.–3. Клировые ведомости церкви Богоявления Господня Виленской губернии в уездном городке Ошмянах за 1872 г. Послужной список Даниила Стефановича Петровского. 11 LVIA (г. Вильнюс). Ф. 605. Оп. 6. Д. 97. Л. 43об.–44. Клировые ведомости церквей Лидского уезда за 1870 г. Послужной список Иоанна Иоанновича Концевича. 12 Подробнее с генеалогией Белявиных и Дамаскинских можно познакомиться на сайте А. А. Бовкало: http://ww.petergen.com/bovkalo/. 13 Концевич Владимир Иоаннович, прот. (1892–1934?). Священник лейбгвардии Кирасирского полка, участник Первой мировой войны. В 1922–1924 гг. настоятель Свято-Иулиановской кирасирской церкви в Детском Селе. В 1924–1933 гг. окормлял общину Введенского собора на Петроградской стороне. Арестован в 1933 г., обвинен в контрреволюционной деятельности. Приговорен к десяти годам лагерей. Выслан в Казахстан. Погиб в заключении (Средняя Рогатка: К 2000-летию Рождества Христова. 4-й спец. выпуск. 1998. 128. С. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...