В. на Руси в XIV в. Частицы их были помещены в иконе-мощевике, принадлежавшей кн. Константину Димитриевичу, сыну св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского (Христианские реликвии. С. 56-57). Это, видимо, связано с почитанием А. В. московскими князьями, и св. Димитрием Донским в особенности. Его свадьба с Евдокией, дочерью Дмитрия Константиновича Суздальского , была приурочена ко дню памяти А. В. и Кирилла Александрийского 18 янв. 1366 г. (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 83; ПСРЛ. Т. 18. С. 154-155). В рус. списках сохранились древнейшие слав. переводы творений А. В. Изборник 1076 г. (восходящий, возможно, к болг. оригиналу не позднее 917) включает т. н. Афанасьевы ответы («Ответы Афанасия на вопросы Антиоха князя»), являющиеся компиляцией фрагментов сочинений А. В. и др. авторов (Л. 114об.- 133об., 188-227об., 247-249) и получившие широчайшее распространение в средневек. слав. традиции. Псалтирь с толкованием свт. Афанасия Великого. 1647 г. (ГИМ. Син. 347, 1. Л. 1) Псалтирь с толкованием свт. Афанасия Великого. 1647 г. (ГИМ. Син. 347, 1. Л. 1) 4 слова А. В. против ариан были переведены в 907 г. Константином, еп. Преславским, учеником равноап. Мефодия, по повелению болг. князя Симеона ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 32-33; КМЕ. Т. 2. С. 437). В Новгороде по инициативе архиеп. Геннадия в связи с ересью жидовствующих тиражируется сборник, содержащий 4 слова против ариан и Слово на Пасху: РНБ. Погод. 968, 1489 г.; РГБ. Вол. 437, 1488 г., ГИМ. Син. 20, кон. XV в. и др. ( Попконстантинов, Константинова. С. 110-111); текст вошел в состав ВМЧ. В нач. X в. болг. пресв. Иоанном был осуществлен перевод жития прп. Антония Великого, принадлежащего перу А. В. Памятник дошел в ряде списков начиная с посл. четв. XIV в., как рус. (ГИМ. Чуд. 23; РНБ. Погод. 71б), так и серб. (ГИМ. Хлуд. 195; Загреб. ХАЗУ. III c 22; Сербия. Высокие Дечаны. 101); др., очевидно тырновский, перевод представлен среднеболг. списком посл. четв. XIV в. (София. НБКМ. 1045) и рядом позднейших, в т. ч. рус. ( Hannik.

http://pravenc.ru/text/76946.html

Перевод на слав. язык пространного жития Е. В., написанного Кириллом Скифопольским, был выполнен, вероятнее всего, еще в X в. в Болгарии. По мнению Д. Е. Афиногенова, он мог быть сделан в Киево-Печерском мон-ре ( Афиногенов. С. 28). В любом случае на Руси памятник получил известность не позднее XI в.- им пользовался прп. Нестор при написании Жития прп. Феодосия Печерского (СККДР. Вып. 1. С. 275). Текст широко распространился в слав. рукописной традиции XIV-XVII вв. (включен, в частности, в ВМЧ митр. Макария и позднейшие комплекты Четьих-Миней) и позднее - в старообрядческой. Старшие рус. пергаменные списки РНБ. Погод. 71б (дефектный) и ГИМ. Чуд. 20 датируются 2-й пол. XIV в. ( Творогов. С. 207-208). Старший серб. список (в составе Торжественника минейного ГИМ. Хлуд. 195) относится к посл. четв. XIV в. Прп. Евфимий Великий. Фрагмент иконы «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный». XV-XVI вв. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) Прп. Евфимий Великий. Фрагмент иконы «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный». XV-XVI вв. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) В состав ВМЧ включена также Похвала Е. В. и прп. Савве Освященному, написанная Кириллом Скифопольским, греч. прототип к-рой не обнаружен. Она помещена в ВМЧ под 20 янв. (день памяти Е. В.) и под 5 дек. (день памяти Саввы Освященного) (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 552-578). Дублирование этого сочинения в ВМЧ косвенно свидетельствует о том, что на Русь оно попало не в составе Четьих-Миней, т. к. в противном случае имело бы точную календарную фиксацию ( Афиногенов. С. 28). Возможно, эта Похвала была написана к забытому впосл. местному празднованию общего дня памяти Е. В. и прп. Саввы (Там же. С. 27). По всей видимости, прекращение совместного празднования связано с разорением лавры Саввы Освященного в 614 г. Афиногенов высказал предположение о существовании корпуса сочинений Кирилла Скифопольского, в к-рый входили Жития прп. Саввы и Е. В., Похвала этим святым и, возможно, Житие прп. Иоанна Молчальника, еп. Колонийского (Там же. С. 28).

http://pravenc.ru/text/187761.html

2) и мон. Августина Иорданского ( Κριλλος Σκυθοπολτης. Βος κα πολιτεα το σου Πατρς μν Εθυμου//Να Σιν. Εν Ιεροσολμοις, 1911. Τ. 11. Σ. 880-893; 1912. Τ. 12. Σ. 120-136, 232-250, 556-572, 647-664, 789-803; по ркп. Sinait. gr. 524, X-XI вв.). Груз. версия Жития содержится в 5 рукописях: Sinait. iber. 43. Fol. 1r - 137r, X в.; Sinait. iber. N 94. Fol. 1r - 2v, X в.; Brit. Lib. Add. 11281. Fol. 162r - 210r, XI в. (копия из мон-ря Св. Креста близ Иерусалима); Sinait. iber. N 11p. Fol. 1r - 7v, XII в.; Кекел. A 188. Fol. 169r - 197r, XII в. Издание текста осуществлено только на основе рукописи из Британской б-ки ( Имнаишвили. 1975. С. 143-233). Араб. версия Жития помимо Cod. Tischendorf 2. Fol. 152r - 157v, 161r - 164v, в к-ром текст имеет значительные пробелы, представлена десятком др. рукописей ( Graf. 1944), самой древней из них является Vat. arab. 71. Fol. 40r - 76v (переписана в 885 в лавре прп. Саввы). Отрывки араб. версии, повествующие о сарацинах, изданы П. Петерсом ( Peeters P. Versio antiqua Vitae sancti Euthymii//Al-Mašriq. Beirut, 1909. Vol. 12. P. 344-353). Существуют отрывки сир. перевода Жития прп. Евфимия, сохранившиеся в рукописях нового фонда мон-ря вмц. Екатерины на горе Синай ( Brock S. P. Catalogue of Syriac Fragments (New Finds) in the Library of the Monastery of S. Catherine, Mount Sinai. Athens, 1995. P. 32, 100-101, 222-227). Они остаются неизученными. Латинский перевод Жития (BHL, N 2778d) частично сохранился в рукописи XV в. Neap. VIII B 9. Fol. 198v - 208v. Был выполнен неаполитанским диак. Иоанном, хронистом и агиографом X в. ( Dolbeau. 1982). Возможно, благодаря этому переводу в Кампании распространилось почитание прп. Евфимия (в 956 ему был посвящен храм в Неаполе). Слав. перевод Жития (без пролога) содержится в ряде южнослав. и рус. списков XIV-XVI вв.: Архив ХАЗУ. Z III c22. Л. 165-190, XIV в.; НБС. Собр. мон-ря Высокие Дечаны. 101. Л. 110 об.- 154, XIV в.; РНБ. Погод. 71б (дефектный) и ГИМ. Чуд. 20 (оба 2-й пол. XIV в.); ГИМ.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

213а-215а 94 , Сборник сочинений о Димитрии Солунском 80-х гг. XV в. (РНБ, Q.279, л. 128б-149б) 95 . Греческий текст см.: PG 151, col. 536–550 96 ; 2) Събраниа латинска, освещаваема иже в святых Григорием архиепископом солунским, събрание латинско (нач.: Речениа различна писателнаа, събравшаасе в указание…) – Загребски сб., л. 699–703; Син. 175, л. 1–9; Хил. 88, л. 1–6; Лесновски сб., л. 313–321об. 97 ; 3) Св. Григориа, архиепископа солунскаго Паламы, от посланиа его, еже к царице греческой, просившей уведети в кратце ересь акиндинову [послание Григория Паламы 1346 г. Анне Савойской, вдове имп. Андроника III Палеолога] – Загребски сб., л. 706–707; Хил. 88; Лесновски сб., л. 321об (начало) 98 ; 4) Изложение варлаамових и акиндиновех злочестий, неподобных и отверженных множьства – Загребски сб., л. 704–706; Хил. 88 (листы не отмечены) 99 . Известны и переводы двух гомилий Григория Паламы : 37 (на Успение Пресв. Богородицы) и 53 (на праздник Введения во Храм Пресв. Богородицы) 100 . Переводились сочинения и других ведущих греческих авторов-исихастов: 1) Нила Кавасилы – его полемические антилатинские произведения, сохранившиеся в нескольких из вышеупомянутых сборников – Загребски сб., Син. 175, Хил. 88, Лесновски сб. 101 ; 2) Давида Дисипата – Сказание монаха кирь Давида, како Варлаам изобрете и състави свою ересь [послание Давида Дисипата той же Анне Савойской] – Загребски сб., л. 707–709 102 ; 3) патр. Каллиста – кроме упомянутых выше житий преп. Григория Синаита и преп. Феодосия Тырновского, славянскому читателю была доступна и часть его бесед 103 ; 4) патр. Филофея Коккина († 1379, патр. 1354–1355 и 1364–1376), канонизировавшего в 1368 г. Григория Паламу ; переведено лишь одно его слово – Лесн. 29 104 , но известен также перевод его Молебного канона к нашему Господу Иисусу Христу и к Пречистой Его Матери – Хил. 342, л. 71б-74б 105 . Переводческое усердие наших предков не обошло и … Варлаама: единственное его сочинение, известное в славянском переводе – Варлаама Калабрийского о началстве папине (Хил.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

О нем также и Исидор говорит в одном послании: И- Тому к тебе иудею, который ничего приличного и здравого не сказал, но нелепые словосплетения и заявлял, что это о сыне Навина сказано: «Пророка вам воздвигнет Бог от братьев/71б ваших, как меня» ( Втор. 18:15 ), – скажи: Ошибаешься ты во многом, не И111 разумея как следует ни прежде сказанного, ни следующего: Б142 «Его слушайте во всем, что он скажет вам. А всякая душа, которая не послушает пророка того, да истребится из народа ее» ( Втор18.15,18.19 ). Ведь, во-первых, Моисей заповедал это, став , после возложения на него рук; во-вторых, если бы Навинов отрок превзошел Моисея, то сказанное (спорящим иудеем) было бы убедительным, хотя и не истинным, a поскольку он намного то этот домысел кажется невозможным. В-третьих, (Иисус) не добавил ничего к Закону, а пребывал в этом Законе. В-четвертых, если бы речь шла о нем (сыне Навина), то следовало бы сказать не «воздвигнет», а «воздвиг». В-пятых, следовало бы сказать: «всякая душа, которая не послушается пророка этого», но сказано «того»,/71в (а) «этого» написано (ложно). В-шестых, когда послали Иоанна, рожденного много поколений спустя, пророк ли он, он ответил им: «Нет» ( Ин. 1:21 ). Ведь он был пророком, но не тем пророком. В-седьмых, по пришествии Христа, видевшие чудеса говорили: «Это воистину пророк» ( Ин. 6:14 ). Итак, пусть (спорящий) с этим увидит, сколько против него возражений, и поклонится истинному Провидцу, Царю и Создателю. -И Глава 21 После же Моисея власть принял Иисус Навин (1220–1200), и, перейдя Иордан, жил в земле обетованной 32 года, воюя и распределяя ее Б143 между сынами Израиля, и умер, прожив лет ( Нав. 24:29 ). И Моисей, поразив Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя васанского, последнего из гигантов, то есть исполинов, живших в Рефаиме, в Астарофе ( Нав. 12:4 ), Рефаимова внука, у которого ложе было железное, в длину имевшее/71г девять локтей, а в ширину четыре ( Втор. 3:11 ), захватил всю их землю, а Иисус покорил хананеев, и ферезеев, и гергесеев, и хеттеев, и иевусеев, и аморреев, и евеев ( Нав. 12:8 ) и всех их царей числом 32 ( Нав. 12:24 ) и всю землю их отдал сынам Израилевым, как было сказано. «Когда же они бежали, сказано, от лица сынов Израилевых, Господь испустил на них каменный град с неба, и больше было погибших их от каменного града, нежели тех, кого убили сыны Израилевы оружием в сражении» ( Нав. 10:11 ) под предводительством Иисуса. великий чудотворец и/72а боголюбец не избежал печалей и всяческих скорбей. И112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видте ли, волю тчю и сыновьне отца и сына мысль творща и любве желающе вкуп. Послшаите же и вы, оканьнии жидове, ком прообразовас Исакъ, ида на жьртву? Не оном ли, о немь же пророчьствова ко овча на ведес, ко агньць прмо стрегущем безъгласенъ, тако же не стъ своихъ въ смирении судъ (л.71б) взтс, а родъ кто исповсть, ко возметс земьл животъ Еда ли речеши ми ты, о ко Исаиа пророкъ о семь Исац то слово рече, то аще бы о Исац вщалъ, то не пророкъ бы нареклъс, но сказатель бытию. Но то пророкъ, иже вдахе «âtäà» Духомь Свтымъ, ко си пострадати Богу волею за родъ человчьский раздршити рода земна зъ грховныхъ. Но и се слово Исаино т, жидовине, рече: родъ кто исповсть, тмъ же роду Божи никакова же могуть ста исповдахе «âtäà» ти, но токмо свдущему истину, глаголемь, Отець въ Сыну и Сынъ во Отци съ Свтымъ Духомъ; Исаковъ же родъ вси почитающе свмы. Посмотрите, братья, на волю отца и послушание сына, на отца и сына, исполняющих один замысел и вместе стремящихся к любви Божией! Послушайте и вы, окаянные иудеи: прообразом кого был идущий на жертву Исаак? Не Того ли, о Ком пророчествовал Исайя: «Как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих в смирении. От суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо жизнь Его отторгнута от земли» ( Ис. 53:7–8 ). Если ты, еврей, скажешь мне, что пророк Исайя эти слова сказал об Исааке, то он назывался бы не пророком, а бытописателем. Но он – пророк, ибо провидел Святым Духом, что Бог добровольно пострадает за род человеческий и освободит род земной от власти греха. Эти слова Исайи – «Род Его кто изъяснит?» – обличают тебя, жидовин, ибо о Божием роде уста ничего не могут сказать, кроме одной известной истины, то есть того, что Отец в Сыне и Сын во Отце со Святым Духом. О роде же Исаака мы читали и знаем. А рече Аврааму шествовати г дьни до горы, на неи же жертву б творити, (л.71в) а то извщено бысть о г-дневнмь воскресении Господни. Бысть бо по расптии Господни: апостоли издалеча зрху къ гробу, идже б тло чахуть же воскресени изъвсть; третии же день обртоша, ко воскресе ко же б Авраамъ шествовалъ три дьни до горы, вид ю идше, тако и ченици Господни, къ гробу приходще, воскресени чахуть. А рече пророкъ: «вземьлетьс земл животъ – воскресе бо Господь не бесъ тла, но съ тломъ вознесе же с къ Отцю, идеже б Ты же, оканныи молкни богохульнаго глагола, да не ко Авирона зинувши земл т пожреть, но вру исповжь истиннаго Бога, да и милость получиши съ вровавшими къ нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Нижний Новгород. Церковь Елисаветы Феодоровны. Церковь. Не действует.   Престолы: Елисаветы Феодоровны Год постройки:Между 2016 и 2018. Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Автозаводский район, улица Смирнова, 71Б Координаты: 56.23301, 43.84422 Изменить описание Добавить фотографии Памятники Св. Преподобномученице великой княгини Елисаветы Феодоровны (1864-1918) и великому князю Сергею Александровичу (1857-1905) в Елисаветинском сквере милосердия при церкви Елисаветы Феодоровны Вячеслав Маслов 5 мая 2021 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Нижний Новгород. Церковь Елисаветы Феодоровны. Храм был заложен 6 мая 2016 года. 11 октября 2018 года, в день обретения святых мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы, состоялось освящение храма в честь этой святой. Чин Великого освящения храма совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=46731