На друге псалмы. Антифонъ. Иже длалъ естъ правъду обитати вчнетъ въ жилищи твоем, господи, и почивати в гор свети твоей. Псаломъ (14) Господи кто. Антифонъ. Светимъ, иж есуть нъ (sic) земли его, удивихъ все мое в нихъ. Псаломъ (15) Схрани ме. Антифонъ. Свети твои, господи, живота просише у теб, и далъ им еси длготу дни в вк, и в вкъ вка. Псаламъ (20) Господи силою. Берашъ. Взрадуютсе правадъни (в слав). (Отвтъ. И взвеселет се на ложехъ своихъ). Чтение 4. Глагол К нимже ме б приставилъ неключимаго и недостойнаго раба своего, избави е отъ всякое без’божние и поганские злоби, и от всякого хулнаго, и ертичъскаго и рчевнаго ертичаскаго звка, 2822 глаголюща 2823 хулу на те: и погуби еретичъску ерсъ, взрасти цркв твоее множаство. мже м б приставилъ неключимаго и недостойнаго раба твоего, избавл вс вскы безбожныа и поганьскыа злобы и вского многорчиваго имени 2824 и хулнаго ретичьска зыка, глющаго на т и хулу, погуби тризчную ресь и въздрасти црквь свою множьствомъ. Ршпонзории. Ери твои, господи, да облкутсе в правду. И преподобии твои радостию взрадуют’ се. Берашъ. Давида ради раба твоего не отврати лица Христа твоего. Чтение 5. Глагол И все единодушние 2825 съвкоупити створи изрсдини люди единомислеще в рснотивнои ври твоеи, и праву исповдъ вдахни в срдъца ихъ, и слово твоего учени: твои бо есть даръ аще и насъ прилъ еси недостоиние на проповдание Христа твоего. И вс въ динодшы съвокупль, створи изрдны люди, диномыслща о истиньни вр твои, правмь исповданьи, въдъхни же въ срца ихъ слово твого учени, твои бо сть даръ, аще ны си прилъ недостоин на проповдани оуанль Ха твого. Ршпонзории. Си суть мужи свети, иже славу вка сего отвргу, того ради прити утегу свршенаго ериства степену. Берашъ. Си сутъ ери твои, господи, иже взлюбише правъду. Чтение 6. Глагол Благодни же твореща, угодна теб, еже ми б предалъ, ко твое теб предаю, устрой силную десницу твою, 2826 да вси прославет име твое, власти троична. 2827 Целовав же все целовомъ светимъ и рече: благословленъ господъ, иже не дастъ насъ в руц ненавидимимъ врагомъ нашимъ, 2828 на и сть лечушихъ намъ скрушисе, и избави ни от истлннихъ, и сие рекъ усп о господ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И ино, подобно тому же, бысть в нкоем монастыри, емуже бяше близ село; и нкий инок шед в него, и побжен бысть похотию, и совокупися с женою. И лежащу ему на ней внезапу мертвъ бысть». Таковыа убо смерти случаются за небрежение конечное человка. И Господь, прогнвався, не дастъ ему дождати урока жизни своеа конечнаго ради небрежениа, срьпом смертным поскаеть и преже времени, и яко да и живии, зреще таковаа, убоатся, не впасти в таа же, или, якоже пишет: «Враг, – рече, – зрит пяту человка, сирчь конець жизни его, и в той час уловляет». Еже согршити к Богу в он же приближися конець живота его – и не возможет покаятися, но во грс своем умрет, по пророческому словеси: «В немже тя обрящу, в том и сужу ти», – глаголетъ Господь. Сего ради подобает всякому християнину на всякъ час молитися, чтобы далъ Богъ не вскор, но в покаании христианьский скончати живот свой, и всегда помышляти безвстное нашествие смерти. И праведным убо случаются скорыа смерти в наше накозание, яко да мы, убоявшеся, покаемся, а имъ в том нсть поврежениа, но болшая похвала, яко всегда готови суть. Горе же мн, таковаа, и сущим, подобным мн! Господь убо человколюбець, егда видит скончавающеся урокъ жизни человку, нкыя ради первыя добродтели обратит ему мысль на покаяние, якоже пишет въ Отечьнице: «Нкая инокини изыде от монастыря и много время пребысть в телесном грс. Потом обратися на покаание и поиде во свой манастырь, и пред враты, пад, умре. И открыся о ней нкоему ото отець: бсом съ аггелы прящимся о ней, яко: “Наша есть и много время работала нам!” Аггели же глаголаху: “Но покаяся”. Бси же глаголаху, яко: “Не усп и в манастырь внити”. Аггели же отвещавьше, яко: “Та убо покаяниемъ владяше, Богъ же – животом”. И, вземше душу ея, оттоидоша, а бси посрамлени Быша». Сице убо Господь-человколюбець творит милости ради своея; вселукавый же врагъ зритъ человку конець уреченных денъ и прелщаетъ его сътворити грхъ, якоже преди рхъ, яко да не получит времени покаяниа; инх же прелщает согршати и до самого конца, и восхищаеми бывают бес покаяниа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умре же нетий его Болша, 439 арбанашьский господинъ, деспот же Стефанъ поиде и приатъ за себе арбанасы. И еще ему в той стран, прииде съ Угръ вь Блъград Коньстянтинъ, сынъ Срацимира, царя балгарьскаго, и ту умирает в Белград в лто 6930. О МАХАМЕТЕ Султанъ же Махаметь, сынъ Баозита царя послдний, поживе во смирении, с коими изначала любовь положи, и умирает во Андрианов град. Понужаху же деспота Стефана мнозии от его области, еже взыти ратию и приати страны его, он же рече: «Клятву положих къ султану, еже дтем его добро сътворити». Сынъ же Махамета султана Амуратъ, менший же Мустофа, ему же греческый царь дасть помощь, и нкиа страны на востоц приатъ. Посылаеть же на нь Амуратъ воиньство. Мустофа же изыде на брань из Никейскаго града и ту убиенъ быть. И бысть царь восточным, и западным, и турком Амуратъ, и сего ради на греки брань дръжаше, яко брату его помощь даша, с деспотом же Стефаномъ велику любовъ сотвори. Потом же деспот нача множае болти ногама своима. И призва нетиа своего Гурга, 440 поставляет деспота всей Серпьской земли. По мале же и сам отходить сего свта, в лто 6935 июня 19. Бысть же в той день къ Блуграду гром страшенъ, яков же никогдаже бысть, и тма по всей нашей стран, яко нощь мнти, и на захожении солнца мало просвтлися. Плакавше зло, положиша деспота у Благрада въ манастыри живоначалныя Троица и въ гробници, еже сам създа. ГЛАВА 206 ЦАРСТВО СЕРПЬСКОЕ И О ЗАПУСТНИИ ЕГО При сем же Калуяне, цари гречестем, по Стефане бысть въ Сербех деспот Гургъ, нетий его. Царь же турьский Амуратъ, 441 увдевъ преставленье Стефаново, пришед ратью и приемлет град Крушевець, 442 и инии гради предашеся ему, предастъ же ся и Голубець град. Приходить же и на Новоброд, сребреный град, идже сребро длаху, но не усп ничтоже и отоиде Амурат царь, зим належащи. К нему же посылает деспот, смирениа прося о оставших. Он же по смрении нкаа и возвращаеть деспоту. И не точию от сих разрушение и бда належаше Серьпъской земли, но и западный угорьскый краль къ царскому граду прииде, глаголю же – преизящному и великому Блуграду, егоже по смирению сам деспотъ Гургь отдастъ, устрашився турокъ ради. Сим же сице бывшим, лпо и нам есть возгласити с пророком Захариемъ, якоже кь Иерусалиму: «Разверзи, Блъграде, двери твоя, и поястъ огнь кедры твоя, сирчь высокиа, и первожителя твоя!» 443 Зде же прочее и съ Еремиемъ пророком рыдати, яко новаго Сиона 444 – Благрада – запустние: «Гд воистину внезапу Быша вся свтлая и красная, яже внутрь и яже вн? Гд лици веселящихся? Гд церковная собраниа, торожества и молитвы и еже во окрестъная исхожениа? Внезапу вся в мерзость запустениа Быша, вся горести исполнишася, храми разоряхуся и сожизахуся, людие изгоними бываху».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смирнов-Платонов, Григ. Петр., прот. Моск. Соколов, Ал-ий Ив., каф. прот. Моск. Соловьев, Ив. Ив., поч. гражд. Соловьев, Пав. Антон., свящ. Субботин, Ник. Ив., проф. М. Д. Академии. Сыров, Гр. Ал., Моск. куп. Тихомиров, Аполл. Ив., прот. Моск. Уткин, Лавр. Петр., Моск. куп. Федюкин, Ник. Мих., поч. гражд. Фортинский, Ник. Яковл., прот. Моск. Холмовский, Вас. Авкс., прот. в СПБ. Шумов, Ал. Як., Моск. куп. Эггерс, Ник. Борис., Моск. куп. Якубов, Ник. Евграф., каф. прот. и смотр. Вологод. д. учил. III. Действительные члены. Абрамова, Софья Абрамовна. Абрикосов, Ал. Ив., Комм. Сов. Адрианов, Мих. Ильич. Азбукин, Матв. Павл., преп. 1-го Орлов. д. уч. Аксенов, Серг. Дм., пот. поч. гр. Алянчикова, Пелаг. Ал-др., Моск. купч. Амфитеатров, Валент. Ник., прот. Моск. Андреев, Карп Андр., крест. Рязан. губ. Аничкин, Ив. Сем., крест. Костр . губ. Антоний, Архим., Рект. Вифан. д. сем. Антушев, Ник. Петр., свящ. Моск. Апарин, Пав. Феодор., Моск. куп. Арсеньев, Мих. Арс., Моск. куп. Афонский, Ал. Петр., свящ. Моск. Багрецов, Мих. Петр., свящ. Серг. Пос. Барбарин, Вас. Филип., священ. Моск. Басов, Феоф. Ал-др., священ. Моск. Берг, Серг. Павл. Берников, А-р Феод., пот. поч. гр. Благоразумов, Ник. Вас., протопресвитер Усп. Соб. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Бобринский Ал-ей Ал-еев., граф. Богословский, Вас. Серг., прот. Моск. Богословский, Мих. Мих., Ст. Сов. Богоявленский, Конст. Иван., прот. Моск. Бородин, Ник. Мих., пот. поч. гр. Буткевич, Тим. Ив., ключарь Харьк. каф. соб. Бутурлина, Марья Серг., вдова генер. от инфант. Былов, Ник. Ник., смотр. Волокол. д. уч. Бычков, Ант. Феодор., Моск. куп. Белкина, Валент. Серг. Белкина, Марья Лукин. Белкин, Серг. Ив., пот. поч. гражд. Белокуров, Серг. Ал-еев. Белтов, Мих. Ильич, эконом М. Д. Акад. Беляев, А-р Дим., доц. Моск. д. Академии. Вальский, Ник. Андр., свящ., смотр. Пошехон. д. учил. Введенский, Ал-ей Ив., доц. М. Д. Академии. Веселовский, Мих. Андр, свящ., инсп. кл. Влад. Е. ж. у. Виноградов, Феод. Петр., Моск. куп. Вишерский, Ник. Ник., преп. Усть-сысол. д. учил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На стр. 176, также следуя русскому переводу, выражение XVII гл.: παραλοας ατν τς διοικσεως, толкует: «освободив его (Домету) от управления» и пр. Но перевод должен быть такой: «отделив его от округа (диоцеса)», – что будет лучше согласоваться с дальнейшими рассуждениями автора. На стр. 57–58 автор говорит «об одной тенденции составителя жития св. Климента, вполне согласной с характером убеждений и деятельности бл. Феофилакта... Она состоит в стремлении выставить славянских первоучителей переводчиками только св. Писания и по возможности замолчать факты, связанные с историей богослужения на славянском языке... Тенденция эта не раз уже отмечалась в ученой литературе». Ср. стр. 88. Но в Hist. XV mart, с 42. Migne. t. 126. col. 208, а бл. Феофилакт сообщает; φωρσθη δ θε τοτ να κα κλρος, βονλγρων γλττ τ θεα πεπαιδευμνος, στε προσεδρεειν τοτ κα τς ερς ποιεοθαι μνολογας χστοτε. На стр. 223 автор умозаключает о времени канонизации Климента на основании различения терминов «блаженный» – μακριος и «святой» – γιος и σως: «канонизован был Климент очень рано, но не сразу после смерти, потому что составитель жития Наума называет его только «блаженным « , а не святым » . Но и паннонские жития употребляют термин «блаженный», не отличая его от «святой», как видно это, например, из надписаний жития св. Мефодия во всех, изданных в Чт. Общ. Ист. и Др. Рос. 1863, кн. 1, списках, из коих древнейший 12-го века, Усп. Моск. Больш. Собора-стран. 1. 15. 25. 40. 48. 61. 73. 85, – и в четырех списках жития св. Кирилла, ib. кн. II. стр. 39. 130. 162. 192. И в греч. житии св. Климента, св. Кирилл, Мефодий, Климент др. называются πατρες μακριο гл. I, – св. Климент VII. X. ХХ40;ИП. XVII – τρισμακριος ср. πατρες σιοι рядом с γιοι и др. синонимами XV Троица Святая – Μακαρα Τρις IX. Наконец и в самом житии Наума термин «блаженный» употребляется в значении канонизованный «святой», несомненно заменяя этот последний: «елико же ми сами блаженныи отци сказаша... множае сего суть сьтворили отци... памети блаженных отец наших ради... от блаженных сих отец молитвы и милость приети ...подобимсе блаженных сих доброму житию» – это о первоучителях славянских: Кирилле, и Мефодие, кои конечно уже считались святыми канонизованными. Заключение г. Т-го тем более странно, что сам же он предполагает на стр. 82–83 не только знакомство, но и единство составителя жития св. Наума и славянского жития св. Климента, послужившего в качестве источника для составителя теперешнего греческого жития св. Климента, где термин «блаженный» несомненно употребляется безразлично с «святой», – и что в житии Наума совсем нет слова «святой» (в заглавии: «память преподобного отца нашего Наума».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Старший славянский список XI–XII в.: рукоп. Моск. Синод, б. 551 378 . Египетский Патерик («Сказание о Египетских черноризцах»): Historia monachorum, приписываемая Руфину Аквилейскому , и Historia Lausiaca Палладия Еленопольского 379 . Древнейшие списки – XV и XYI в.: рукоп. Тр.–Серг. Л. 710 (1915), 1493 г. (Опис. Ч. III, 99–104); Казанск. дух. Акад. 458 (Опис. II, 154 и д.); Четьи–Минеи м. Макария под 30 июня. По наблюдениям архиеп. Сергия, в славяно–русском переводе Лавсаика очень многих статей, несомненно, принадлежащих Палладию, нет, в первой части в расположении их крайняя сбивчивость, а вторая часть по расположению приближается к чистой редакции. Этот перевод сделан с неисправного греческого списка. После Азеллы следует конец сказания об Адолии без всякого смысла. О черноризице, согрешившей и покаявшейся, дважды сказано. Прибавлены в конце статьи, не находящиеся в «Лавсаике» , об Антонии и Арсении 380 381 ). В позднейших славяно–русских рукописях Лавсаиком («Лапсаик») называется компиляция, составленная из Луга Духовного, собственно Лавсаика и так называемых Скитских Патериков. Остатки проблематичного Великого Лимонария: «’Ανδρν αγων ββλος», или «Vitae Patrum», и «’Αποφθγματα των αγων γερντων» 382 . Старшие полные списки славяно–русского перевода относятся, насколько мне известно, к XIV и XV вв. 383 . По наблюдениям Востокова 384 , перевод «Αποφθγματα» сделан у Болгар, в древнем ещё периоде их словесности. Этот Патерик имеет в виду и преп. Нестор, когда говорит: «пишетъ въ отьчьскыхъ къннгахъ. слабоу быти послдьнюмоу родоу». (Усп. Со. л. 26, с). 385 . Иерусалимский или Палестинский Патерик 386 . Есть основания думать, что этот загадочный 387 Патерик явился не раньше 602 г., года смерти императора Маврикия 388 , и не позже конца тридцатых годов того же VII столетия 389 , когда Раифская обитель была окончательно разорена Арабами и тамошние иноки перешли на Синай 390 . Местом составления Патерика была Раифа, как можно видеть из такого замечания: «Повдаш намь нкаа пришедше к намь в раиоу» 391 . Списки греческого оригинала Патерика мне известны по рукоп. X в.: – Моск. Син. б. 342 392 , а славяно–русск. перевода – по рукоп. XV в.: Тр.–Серг. Л. 701, л. 119; Кир.–Белоз. м. 8/1247, л. 170 об., и др. 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

На стр. 223 автор умозаключает о времени канонизации Климента на основании различения терминов „блаженный” – —486— μαριος и „святый” – γιος и σιος: „канонизован был Климент очень рано, но не сразу после смерти, потому что составитель жития Наума называет его только „блаженным”, а не святым”. Но и паннонские жития употребляют термин „блаженный”, не отличая его от „святой”, как видно это, например, из надписаний жития св. Мефодия во всех, изданных в Чт. Общ. Ист. и Др. Рос. 1863, кн. и, списках, из коих древнейший 12-го века, Усп. Моск. Больш. Собора – стран. 1. 15. 25. 40. 48. 61. 73. 85, – и в четырёх списках жития св. Кирилла, ib. кн. II. стр. 39. 130. 162. 192. И в греч. житии св. Климента, св. Кирилл, Мефодий. Климент др. называются πατρες μαριοι гл. I, – св. Климент VII. X. XXVIII. XVII – τρισμαριος ср. πατρες σιοι рядом с γιοι и др. синонимами XV Троица Святая – Μααρα Τρις IX. Наконец и в самом житии Наума термин „блаженный” употребляется в значении канонизованный „святый”, несомненно заменяя этот последний: „елико же ми сами блаженныи отци сказаша... множае сего суть сътворили отци... намети блаженных отец наших ради... от блаженных сых отець молитвы и милость приети ...подобимсе блаженных сих доброму житию” – это о первоучителях славянских: Кирилле, и Мефодие, кои конечно уже считались святыми канонизованными. Заключение г. Т-го тем более странно, что сам же он предполагает на стр. 82–83 не только знакомство, но и единствосоставителя жития св. Наума и славянского жития св. Климента, послужившего в качестве источника для составителя теперешнего греческого жития св. Климента, где термин „блаженный” несомненно употребляется безразлично с „святой”, – и что в житии Наума совсем нет слова „святый” (в заглавии: „паметь преподобнаго отца нашего Наума”. Во вступлении составитель жития высказывает своё желание предать письмени всю жизнь всех первоучителей славянских, хотя и считает это делом, превышающим человеческое красноречие (но не вообще выше своих сил, след. не считает неисполнимым для себя): ν τν πντα μν βον παραδιδναι γραφ εχς ργον μο, πλν λλ ρεττον τς το λγου δυνμεως. А в XVIII гл. он заявляет себя ближайшим и непосредственным учеником св. Климента, очевидцем его дел и свидетелем его слов. Наконец в XXII гл. жизнеописатель причисляет себя к Болга-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Яко тому подобает слава и честь, и держава со безначальным Его Отцем и пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веком. Аминь. По прочтении и оповещении всех этих Слов митрополита Григория Цамблака считаю не излишним высказать своё мнение об этом старинном у нас проповеднике. Он – вития многовещанный и благоглаголивый. Речь у него – церковнославянская, но близкая к выговору и правописанию, не столько Славянорусскому, сколько югославянскому в Болгарии и Сербии. Эта речь свободно лилась из уст его. Он хорошо владел ею, однако употреблял и греческие слова, привыкши к ним в своей Болгарской родине. Впрочем, таких слов у него, помнится, только три: Катарти – мачта, приони – пила и пирони – вилы, вилка. Расстановка речений, например, – усопших в вере память, благодарения и молитвы есть вина, а не сетования и плача,... непорочныя Жертвы (т. е. тайной вечери) величайшее к судии и Богу бывает дерзновение.., такая расстановка напоминает склад речи греческой. Подражая этой речи, митрополит Григорий часто употреблял так называемый в греческой грамматике падеж дательный самостоятельный; например: Елма праведнику похваляему, якоже рече Соломон, возвеселятся людие, како не весь мир возвеселится, четыредесятым мужам похваляемым; стало быть, он с малолетства учился греческому языку и знал его достаточно. В проповедях его заметен текст св. писания югославянский по изводу Терновскому, обнародованному и распространённому Болгаро-Терновским архиепископом Евфимием почти современником митрополита Григория Цамблака. Так в слове на преображение Господне апостол Пётр говорит: сотворим зде три кровы, а не сени. В этом же слове приведён текст не по-нашему: ночь усп вместо прейде, и день приближися. В похвальном слове Петру и Павлу афинский Ареопаг назван Ариевым ледом. Кто из всех Цамблаковых проповедей извлёк бы все тексты св. писания, тот познакомил бы нас с переводом его Ресаво-Терновским. Не мне, путешественнику, суждено сделать это. Для такой работы нужен человек досужий, либо учитель церковного красноречия, либо толкователь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Ваше Высокопреподобие! Почтеннейший Господин Отец префект! Простите меня великодушно, что я, не имея чести быть Вам знакомым, осмеливаюсь Вас обеспокоить сим письмом. Крайняя нужда меня к тому побудила. О Филарете никакого известия я не получаю. Он в последнем письме писал ко мне, что, может быть, по требованию отправлен будет в Комиссию духовных училищ, и в таком случае могу я получить от Вашего Высокопреподобия об нем известие, также несколько книг и портрет Великого мужа (митрополита Платона) 15 , но с тех пор не получаю от него никаких писем. Думаю, да и слух носится, что он уже выехал; но когда, как, и спокоен ли духом – того не знаю. Покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие доставить хотя некоторые сведения о сих обстоятельствах человеку, опечалившемуся и принимающему немалое участие в судьбе Филарета. Ежели Вам недостает времени писать ко мне, то хотя на словах объясните сему письмоподателю. Подайте хотя малое утешение унылому сердцу. За таковое Ваше ко мне благодетельное снисхождение, я навсегда благодарным останусь с истинным почтением Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга Усп. Пр. Михаил. Января 24-го дня 1809 года». Писал также отец и сыну, прося его известий о себе. Вот черновое письмо его к сыну: «Преподобный Отец иеродиакон Филарет! Мы все живы. (Сообщив далее известия о домашних обстоятельствах, родитель Филарета после нескольких точек вопрошает) Но где теперь Филарет, здоров ли он, спокоен ли духом, каково доехал до места назначенного, в чем упражняется, чем занимается, какую должность отправляет, находит ли хотя малое удовольствие, с кем обращается, каково у него новое знакомство, каково обхождение, обороты в течении дел, есть ли надежда к спокойной жизни, какова кажется ему перемена климата, какова новая жизнь, каковы подкрепления жизни, какой вид кажут ему еще незнакомые начальники, в каком расположении отпустили его прежние начальники и благодетели – короче, что с ним случилось и что теперь делается? Вот вопросы, которые я сам себе наедине предлагаю; но никто на них не отвечает. Просил я лично при отбытии в лавру одного родственника, чтобы он, там осведомившись хотя о маловажных обстоятельствах, меня уведомил; но ничего в ответ не получил. Писал недавно к отцу префекту Самуилу, но еще он ничего не отвечал и, будет ли отвечать, не знаю. Мог бы ответствовать на все сие один Филарет; но голос его слишком за восемь сот верст из холодного климата не слышен; писем от него не получаю. Последнее получил писанное из лавры от 25 декабря прошлого года (1808); более не получал: а мне к нему послать письмо, не знаю и надписать куда. Сие посылаю с надворным советником Тимофеем Семеновичем Серебряковым, смотрителем водяных коммуникаций. Он мне обещался сыскать вас, Отец Филарет! Он для меня человек благосклонный. С ним же прошу меня уведомить коротко об обстоятельствах вашей жизни и о месте пребывания вашего и как надписывать письма, посылаемые к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

920 Крупным, всего по 8 строк на листе. Эти старицкие письма (см. также 1002 Син. Библ. и Служ. Патр. Иова из Усп. Соб.) отличаются от других с первого взгляде и достойны изучения палеографов. П. 925 На поле кар. «см. о сем же статью в 558, 271. л 241–61 и 307. л. 175 об.» – означенные ркп. по прежнему каталогу. П. 929 Отселе обещания начинаются словами: (@Чинъ восточны православны цркве@). Π. 931 Подписи южнорусского пошиба принадлежат: Феодосию и Иоанну Черниговским. Сильвестру Смоленскому и Стефану Рязанскому; формула подписи: вся зде писанная аз... избранный Божиею милостью во... приемлю и подписах своею рукою в лето... Иногда формула начинается с указания обители и кончается словами: вся зде писанная... Там и сям перестанавливаются и прибавляются отдельные слова. П. 933 Их подписи идут вверху бокового поля тетради, а скрепа хиротонисуемого по нижнему нолю. Тоже наблюдается и в дальнейших обещаниях. П. 937 Шпапонский, а может быть и Пашновский: первые 6 букв написаны в два ряда и остаётся неизвестным, какую читать вперёд. П. 938 Это внизу тетради, а вверху: смиренным... сие обещанное писание от честнаго.... ныне избранного в... слышах в святей соборней черкви и свидетельствовах и подписах е моею рукою. П. 939 Это, как и дальнейшие многолетия, рукою Невоструева выписаны полностью, но А. В. Горский написал кар. на поле: «для чего выписывать? Была у меня в рассмотрении одна ркп., в которой несколько экземпляров таких многолетий. Если все стать выписывать, до каких пределов дойдёт наше описание». 960 На поле чер. рук. Нев.: «см. мою статью об апокрифах, л. 88» и кар. другою рукой: «сличено. Начало такое у предисл. к книге о страстах Г. I. Х.» 967 На поле рук. Нев.: См. мою статью об апокрифах л. 23 об. Памятники Старинной Рус. литературы Кушел. Безбородко т. 3. 972 На поле кар.: «канон сей смотр. в 468 л. 278, только в последнем не одинаков ирмос 1-й п. и Богороднч. 7-й». 975 На поле кар. рук. Нев.: «в беседах Злат. было. В 36 и 37 в бес. Злат. нет. Нет и по указателям?».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010