Мифологизированными (легендарными, сказочными) отец Георгий считает многие евангельские рассказы о чудесах: «Повествовательный материал, в том числе и чудеса и явления, – это по сути мифологизированные, легендарные Бого-Явления, а значит, они включают и рассказы о Рождестве, Крещении, Искушении, Преображении, Хождении по водам, о Входе в Иерусалим, Страстях, Воскресении и Вознесении Христа. Все они говорят не просто о Человечестве Иисуса, но и о божественной силе и славе Христа, и поэтому все они всегда мифологизированы» («Идите, научите…». С. 275). Не ограничиваясь отрицанием истинности многих евангельских повествований, отец Георгий дает такую общую оценку святому Четвероевангелию: «Все четыре наши Евангелия ассимилировали в себе и иудейские религиозно-мистические традиции, и эллинистическую моральную и эмоциональную культуру с элементами греческой философии и диалектики греческого мифа» (Там же. С. 279). Учение о Богодухновенности святой Библии было выражено уже в ветхозаветных книгах. В них ясно высказана мысль о действии Духа Божьего в пророках. Священный писатель приводит слова царя Давида: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23: 2). Пророки начинают свои книги свидетельством о том, что Бог вложил слова в них: «И было ко мне слово Господне» (Иер. 1: 4); «Слово Господне, которое было к Осии» (Ос. 1: 1); «Слово Господне, которое было к Иоилю» (Иоил. 1: 1). Само понятие «боговдохновенный» (греч. теопнеустос) встречается в апостольских посланиях: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16). О том, что все Писание исходит от Бога, свидетельствует апостол Петр: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 21). Этот догмат раскрыт в творениях святых отцов, которые опирались на благодатный опыт духовной жизни. Преподобный Иоанн Кассиан говорит о необходимости очистить сердце, прежде чем пытаться постигнуть его смысл: «Желающий понимать Священное Писание должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если сии пороки будут истреблены, то, по снятии покрывала страстей, душевные очи будут созерцать тайны Священного Писания. Ибо оно не с тем открыто от Святого Духа, чтобы мы его не знали; темно же оно от того, что душевные наши очи закрываются покровом пороков; а если им возвращено будет естественное их здравие, то и одного чтения Священного Писания достаточно будет для уразумения истинного смысла его, и не будет нужды в пособии толковников, подобно тому, как телесные глаза не нуждаются ни в какой науке для видения, если только они чисты и нет темноты. Оттого-то и у самих толкователей произошло столько разностей и погрешностей, что, приступая к толкованию Священного Писания, не заботятся об очищении духа: по причине нечистоты сердечной они не только не видят света истины, но еще придумывают много противного вере» (Послание к Кастору, епископу Аптскому. Кн. V. Гл. 34).

http://pravoslavie.ru/59300.html

На другой день князь, взявши с собой врача, пришёл в то место, где был прежде Василий, хотел лечить его и не нашёл его там. Узнавши же, что его повезли в Печерский монастырь, подумал, что он умер, поспешно отправился туда и нашёл его так здоровым, как бы он никогда и болен не был. И услышав от него о дивных чудесах, князь весь приложился душой к пресвятой Богородице и к святому Феодосию. Симонович же Георгий, тысяцкий, ко многому своему подаянию прибавил ещё гривну шейную 69 , весом в сто гривен золота, и написал так: «вот я, Георгий, сын Симонов, раб пресвятой Богородицы и святого отца Феодосия, принимал благословение от святой руки его, слышал из его уст: прозри, и прозрел; пять лет был я болен глазами, блеска солнечного не видал и словом его исцелился. И вот я пишу грамоту последнему роду моему, чтобы никто не был отлучён от дома пресвятой Богородицы и святого Феодосия. Если же и в последнее убожество кто придёт и не сможет ничего дать, пусть будет положен в церкви сел их: везде защищает молитва Феодосиева. Когда мы приходили с половцами на Изяслава Мстиславича, увидали мы издали город высокий и пошли на него. И никто не знал, какой это город. Половцы бились под ним, но многие были ранены, и мы побежали от города того. После уже узнали мы, что это было село пресвятой Богородицы, а города тут никогда и не бывало. И сами, бывшие в селе не понимали, что делалось; только вышедши видели кровопролитие и подивились бывшему. Я пишу вам потому, что все вы вписаны в молитву святого Феодосия; он обещал отцу моему, как о всех чернецах, так и о нас молиться. И отец мой, ожидая исполнения обета святого, велел молитву его положить в гроб себе, в руку. И открылся он одному из тех богоносных отцов и сказал: «скажи сыну моему: я уже получил все блага по молитве святого. Постарайся и ты, сын мой, идти по моим следам добрыми делами. Если же кто не захочет благословения и молитвы и уклонится от них, возлюбя проклятие, пусть проклятие придёт на него! И потому всякий пусть имеет истинную любовь к святому Феодосию. Если же кто не будет иметь этого; тот под клятвою своих прародителей и отцов, и своей волей отвергает молитву и благословение и обет преподобного». 12. О зодчих

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Начало: О призыве Христа, созидании храмов, земле и Небе Священник Георгий Калчу (George Calciu Dumitreasa; 1925–2006) – знаменитый румынский православный проповедник и обличитель атеистического режима, за что неоднократно подвергался арестам, преследованиям, запретам от властей общаться с верующими. Он написал несколько книг и множество статей, произнес бесчисленное количество лекций и проповедей. Особое внимание отец Георгий уделял молодежи и ее наставлению на путь истинный – ко Христу. В данную публикацию вошел перевод 4-го и 5-го «Слов к молодежи» отца Георгия. Слово к молодежи 4-е, о вере и дружбе: «Не бойся признать, что наш народ – христианский и православный от самых своих истоков» Вот, юный мой друг, мы прошли половину пути, который мы начали вместе с тобой со среды Сырной Седмицы. Тогда прозвучал первый призыв, который ты принял с жаждой познания истины, и душа твоя, стремящаяся к совершенству, последовала ему. Тогда я был одинок, но я знал, что голос мой не vox clamantis in deserto (глас вопиющего в пустыне), потому что это были слова Христа; я знал что слова, которые я говорил тебе: «Приготовьте путь Господу, прямыми сотворите пути Его к сердцу своему!» (Мф. 3, 1–3) – проникнут в душу твою. И я не ошибся: вот как много собралось нас здесь сегодня для свидетельства в сердцах наших, веры во Христа и любви друг к другу. Почему я назвал тебя другом своим, и отчего я отдал душу свою ради твоего сердца? Почему я поверил, что смогу вовлечь тебя в свои подвиги веры, вплоть до того, что я готов положить жизнь свою за тебя? Потому что еще до того, как услышал ты слова мои, и до того как я увидел тебя, дух мой познал душу твою. Я знал беспокойство твое и терзание, скорбь и страдание. С самого начала я понял, что злоба твоя была щитом от мира, а дерзость твоя – защитой ран твоих. Потому что ты мой друг; нас связывает дружба, которую никто и ничто не может уничтожить, потому что свобода наша гарантирована Христом, и Воскресший есть основание любви нашей, Который сказал нам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15).

http://pravoslavie.ru/116035.html

Орнамент покрывает практически всю наружную площадь стен. На нем есть фигуры и лики святых, птицы, растения, животные, грифоны и даже слон — его изображений больше нет ни на одном храме в мире. Ученые до сих пор спорят о происхождении и смыслах этих образов. По их мнению резные изображения на соборе — иллюстрация ветхозаветного видения пророка Иезекииля, в котором описывается явленный ему храм: Лев — один из самых знаменитых барельефов храма От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во храме кругом (Иез 41:17—19). Великомученик Георгий Победоносец Святой, живший на рубеже III–IV веков. Он был воином на службе римского императора Диоклетиана (284–305). За исповедание веры во Христа правитель-язычник жестоко мучил святого, а затем приказал казнить. Православная Церковь празднует его память 6 мая и 16 ноября. Святого Георгия особо почитали на Руси как покровителя воинов, в честь него возводили храмы и изображали его на знамёнах. Изображение великомученика Георгия стало частью герба Московского княжества, а затем и герба Российской империи. Сегодня святой Георгий — на гербе Москвы. Успенский собор московского Кремля Первый каменный храм Москвы. Был построен в 1326–1327 годах по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Дорога Из Москвы до Юрьева-Польского удобно добраться по железной дороге, расстояние — 200 км. От Ярославского вокзала до одноименной станции ехать около 4,5 часов. Дальше — пешком или городским транспортом. Фото Сергея Николаева/railwayz. info Станция Юрьев-Польский находится на участке Северной железной дороги, расположенном во Владимирской области. На станции одна платформа и четыре пары путей. Ежедневно здесь останавливаются поезда дальнего сообщения и электропоезда местного назначения. От станции Юрьев-Польский можно доехать в Москву, Иваново, Александров, Кинешму и ряд других городов. Ближайшие железнодорожные остановки к станции Юрьев-Польский: Леднево, Старково, Бавлены и Кольчугино.

http://foma.ru/sobor-georgija-pobedonosc...

Отец Георгий: А после того прочтения Библии сразу ли вы пришли к Церкви и крестились, или были какие-то еще хождения? Сергей Бедненко: Конечно, отец Георгий, не сразу. Руководствуясь распространенной светской логикой, я подумал: «Христианство я возьму потом. Оно близко. Никуда не денется». Как Большой театр в Москве. Москвичи ходят туда редко, полагая: «Когда надо будет — всегда выберусь». Так и я думал. И я в своих поисках прошел через все, наверное… Через католицизм я прошел, через ислам, через индуизм, через секту Виссариона — я был два года в этой секте. Так что это был очень небыстрый путь. И я понял для себя, чем качественно Православие отличается от других религий. Как апостол Павел говорит: Проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении Духа и силы, ибо мы приняли не духа мира, а Духа от Бога… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием… Мы же имеем ум Христов ( 1Кор. 2:4,12,14,16 ). И я понял, почему люди чаще всего заблуждаются и не сразу приходят к Богу. Потому что они живут своим душевным началом, а не духовным. Духовное начало формируется долго, и человек к этому приходит не сразу. А наш ум поражен какой-то темной силой, нашими грехами. Мне кажется, Серафим Саровский об этом говорил: «Люди думают, что они живут одной своей волей. Но это не так. В человеке одновременно присутствует воля Божественная, чтобы спасти его в вечности, сатанинская, чтобы его навеки погубить, и третья, собственно человеческая воля, которая по нашим грехам чаще всего ближе к сатанинской, чем к Божественной. Поэтому весь путь человека и состоит в том, чтобы отказаться от сатанинской и всеми силами устремлять себя к Божественной воле». Это учение в Православной Церкви существует издревле, его еще в четвертом веке выразил святой Антоний Великий . И когда я нашел эти слова, для меня стало ясным, почему именно в Православии сохраняется этот дух Христов . Потому что мы опираемся на другую реальность. На ту реальность, которую сначала в себе надо выработать. Как преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». А без этого спасение не то что других, но и твое невозможно. Любые гуру, учителя, секты, другие религии — они не имеют Христа, поэтому не имеют этого духа.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-at...

Отец Георгий: Многие могут вам сказать: ну, они ведь тоже говорят о духовном. Особенно, там, в Индии, столько всякой духовности, столько разных возвышенных слов по поводу той же самой любви или понимания мира и так далее. Что именно позволило вам сделать вывод, что это все-таки не поднимается выше уровня душевного человека? Сергей Бедненко Я задумался как-то о том, что возможно другое спасение, кроме собственного ума и собственной идеологии. И нашел в Библии у пророка Исайи, который жил примерно за 750 лет до Христа, описание того, каким должен быть Спаситель мира. Он как росток из сухой земли и нет в Нем ни вида, ни величия… Но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу и Господь возложил на Него грехи всех нас ( Ис. 53:2,4-6 ). Это есть только в христианстве. Но чтобы понять это, нужно опираться на Евангелие , работы святых отцов. А если мы опираемся только на себя, на свой ум, то чаще всего попадаем в секту, в другую религию. Отец Георгий: Те слова пророка Исайи, что вы процитировали, встречаются в кумранских рукописях, датированных за 200 лет до Рождества Христова. Так что даже текстологически подтверждено, что это подлинное пророчество. И, действительно, такой образ Спасителя мы не встретим ни в какой другой религии. Ни один из индийских гуру, сколь бы не были они разнообразны, так себя не подает. Подают они себя совсем по-другому. Но вы упомянули секту Виссариона. Как так случилось, что вы попали в нее? Ведь ее лидер — человек, наш современник, бывший милиционер, называет себя Христом. Не смутило ли вас это? Сергей Бедненко: Это не просто смутило. Я сначала подумал, что он ненормальный. Когда человек называет себя Христом, это или мания величия, или какой-то проходимец. Так я подумал. Поэтому мне стало интересно исследовать это со стороны. И я туда пришел не как его почитатель, а как человек, который хотел быть близко, чтобы увидеть все своими глазами и разобраться. И я застрял там на два года. Я видел все с самого начала — первый приезд Виссариона в Москву, потом все его гастроли. И мы сами часто ездили. У Виссариона в секте была очень грамотно организована идеология питания. Оно было очень умеренным, полностью безбелковым. И люди просто теряли ту свою единственную волю, я уж не говорю о Божественной, о которой говорит преподобный Серафим. Они полностью подчинялись тому, что им говорили в секте. И я помню, как уже хотел уйти оттуда, уже все понимал, а не мог. Потому что меня ноги туда вели. И я плакал и шел. Вот это я точно помню. Я так долго колебался, в чем-то им помогал, в чем-то противился.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-at...

– Отец Георгий, прошу ответить на вопрос телезрителя из Белгородской области. – Я об осуждении думаю так: осуждение – это когда человек за глаза говорит неправду, сплетничает. А если он говорит правду в глаза человеку о том, чего он стоит и что он о нем думает – это тоже считается осуждением? В Евангелии сказано: не судите, и не судимы будете. А когда в государстве судья судит человека, имеет ли он моральное право кого-то осудить, если сам нечист на руку? – Батюшка, и у меня тоже вопрос: почему христианство так категорично запрещает осуждение? Разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания? – Грех достоин порицания. Но очень важно понимать, что в современном мире люди порой отождествляют грешника и грех . А Церковь учит иначе. В подтверждение своих слов хочу процитировать слова преподобного Исаака Сирина : «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его. Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны. Ненавидь грехи его и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них». Отвечая на вопрос телезрителя, скажу, что нам никто не дал права судить других. Мы можем судить других только если сами без греха. Господь об этом прямо сказал: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» ( Ин. 8:5–7 ). Но мы с вами не безгрешны, безгрешен один лишь Бог , поэтому один лишь Бог может и будет судить каждого. Когда мы, будучи грешными, начинаем судить другого человека: правда это или неправда, или это нам кажется правдой, мы перестаем быть там, где и должны быть – в положении грешников, которыми мы являемся, и пытаемся из себя строить богов. Грех осуждения действует очень интересно – думаю, что очень многие люди могли заметить это и по себе, по своей жизни. Как только начинаешь осуждать кого-то за те или иные грехи, через какое-то время Господь делает так, что ты сам впадаешь в те же грехи. Через это Господь тебя смиряет и показывает, чего ты на самом деле стоишь. Когда мы судим другого человека, мы себя ставим над ним, а ведь мы ничем не лучше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Попробуйте теперь приходить в храм только для молитвы. Почувствуйте в нем присутствие Божие, дайте душе вдохнуть кислород вечности. Я буду молиться за Вас, чтобы Господь укрепил Вашу веру. — Благословите, Владыко Климент! Я часто перечитываю Евангелие и каждый раз открываю для себя что-то новое. В Ветхом Завете в отличие от Нового проповедуется многоженство, богатство, жестокость (зло будет отмщено сторицей) и другие моменты, противоречащие проповедям Христа и вызывающие у меня искреннее неприятие. Как, например, такой эпизод из книги Бытия: «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее» сочетается с неприятием современной церковью суррогатного материнства? Зачем современному православному человеку Ветхий Завет с подобными проповедованиями? ГеоргийГеоргий, если быть точным, то в Ветхом Завете не проповедуется, а повествуется о многих вещах, которые представляются неприемлемыми современному человеку. При чтении книг Священного Писания надо учитывать, что существует несколько уровней прочтения: от буквального до аллегорического. И многие эпизоды Писания, хотя и имеют историческое происхождение, но должны быть понимаемы аллегорически или же типологически. Если же говорить о приведенном Вами фрагменте книги Бытия, то из контекста всей истории патриарха Иакова следует, что Бог не приемлет его многоженства: в итоге Иаков понес большие скорби от своих детей. Вместе с этим необходимо помнить и о культурном контексте эпохи – тягость бездетности у древних евреев делала ее почти синонимом смерти. И именно поэтому люди шли на нарушение заповеди ради продолжения рода. Надо понять, что все события нами воспринимаются таковыми спустя 2000 лет после пришествия в мир Иисуса Христа и только благодаря Ему и Его учению. А для людей дохристианской эпохи все это было вполне допустимо. В то время все человечество находилось во власти греха, и стена между Богом и поврежденным человеческим естеством еще не была разрушена.

http://pravoslavie.ru/112918.html

После вступительного слова управляющий Нижегородской епархией ответил на вопросы, которые поднимались во время секционных заседаний, прошедших накануне. В частности, он затронул темы биоэтики и современных медицинских технологий, профессионального выгорания и другие. Отвечая на вопросы о духовных болезнях и причинах рождения нездоровых детей с точки зрения христианского мировоззрения, митрополит Георгий напомнил о евангельском исцелении слепорожденного: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:2-3). «Спаситель говорит, что тяжкий недуг послан этому человеку не в наказание, а для того, чтобы через этого человека явилась сила и слава Господа. Нам не дано понять до конца промысл Божий. Мы должны учиться принимать волю Господа и со смирением переносить выпавшие на нашу долю скорби. К сожалению, многие люди сегодня не знакомы с понятием греха и не знают законов Божиих. Грех — это нарушение Божиих законов. И именно через грех человек встает на путь уничтожения собственной души, что сказывается и на его близких. Изучать законы духовной жизни и стараться очиститься от грехов покаянием, исповедью и молитвой — вот тут путь, по которому должен идти каждый из нас», — подчеркнул архирей. Затем состоялась церемония награждения победителей конкурса «Серафимовский врач». Награды победителям вручил митрополит Георгий. По результатам конкурса почетное звание «Серафимовский врач» присвоено: Почетного звания «Серафимовская сестра милосердия» удостоены: Почетное звание «Серафимовский наставник» присвоено: 28 медицинских работников стали лауреатами конкурса. Специальной премией конкурса отмечены 2 медика, поощрительной премией – 43. Дипломами участника конкурса награжден 21 медицинский работник. Также в Нижнем Новгороде был издан второй выпуск сборника материалов о медиках «Служение жизни». В нем представлены заметки о профессии и ценностных ориентирах медицинских работников, ставших победителями всероссийского профессионального конкурса «Серафимовский врач — 2022/2023». Издание посвящено вопросам осмысления значимости духовно-нравственной составляющей профессии медработника и формирования проблемного поля для дальнейшего развития и совершенствования системы здравоохранения.

http://patriarchia.ru/db/text/6067953.ht...

Поэтому каждое утверждение Писания, даже если оно встречается единожды, даже если оно сказано как бы вскользь, есть абсолютная истина. (Яркий пример: о Св. Троице Писание говорит очень мало и местами прикровенно. Так неужели нам поэтому вслед за свидетелями Иеговы не исповедовать Св. Троицу?) Ясно также, что одно место Писания не может противоречить другому, ибо не может разделиться Господь, изрекший и то, и это место Писания. Отсюда следует, что толкование каждого места Писания должно быть таким, чтобы не противоречить всем другим местам Писания. Исходя из этого принципа и начнем с Божией помощью рассматривать «противоречия» Православия с Евангелием. Глава 2. «Православие и слово Божие» (с началом, но без конца) 1) Отец ли я Георгий, или не отец? Вопрос о том, правильно ли православные называют священников «отцами», конечно, мелкий. Но, поскольку В. Гаржалцан выводит из него столь глобальные обвинения против Православия, то давай объяснимся. Ты говоришь, что нельзя именовать человека отцом на основании слов Христа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» ( Мф.23:8–10 ). Проигнорировать евангельское слово мы, конечно, не можем, но надо ли понимать слова «не называйте», «не называйтесь» как предписание к действию или это литературный прием – гипербола, усиление, подчеркивающее ту истину, что все земные отцы, учителя и наставники есть лишь орудия Небесного Отца, Учителя и Наставника? Примером усиления в Евангелии служат знаменитые слова Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... И если правая рука твоя соблазняет тебя...» ( Мф.5:29–30 ). Если бы понимали эти слова как предписание, то все бы должны были ходить без глаз, без рук и без ног. (Я, впрочем, слышал об одном баптисте, который по этому слову отрубил себе руку.) О том, что и в стихах 8–10 главы 23-й Евангелия от Матфея слова «не называйте» и «не называйтесь» надо понимать как усиление, говорит тот факт, что Христос и апостолы употребляют по отношению к людям слово «отец» несчетно раз, а также слово «учитель» («иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» – 1Кор.12:28 ; «не многие делайтесь учителями» – Иак.3:1 ; 1Тим.2:7 ; 2Тим.4:3 ) и слово «наставники» («поминайте наставников ваших» – Евр.13:7 ; «повинуйтесь наставникам вашим» – Евр.13:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010