Вместе с тем для идеально строгого послушания требуется высочайший пример духовничества: «В какой мере настоятель и в послушниках своих и в дальних увидит к себе великую доверенность, в такой же мере со всякою осторожностию да наблюдает за собою самим во всём, что ни делает и что ни говорит, зная, что все смотрят на него как на первоначальный образец и, что от него выйдет, почитают то для себя за правило и закон» 168 . В то же время для Иоанна Лествичника отношение ученика к своему духовному руководителю заключается не только в безграничном послушании и доверии, но также в любви и духовной преданности. Автор «Лествицы» советует: «Мысленно свидетельствуй пред Богом искреннюю веру и любовь к отцу твоему; и Бог , наконец, неведомым образом, внушит ему, чтобы по мере твоего к нему расположения и он к тебе стал привязан и благорасположен» 169 . Оба, руководитель и ученик, следуют примеру Христа не только через подчинение их человеческой воли Божественной воле, но также через «истощание» их взаимной любви. «Истинного пастыря покажет любовь; потому что из любви претерпел распятие наш Пастырь» 170 . Преподобные Иоанн Лествичник , Иоанн Дамаскин и Арсений Великий . Икона. 2-я половина XVI века. (ГВСМ З) II.Nokaяhue. Наряду с темой духовного руководства в основание лествицы добродетелей Иоанн Лествичник полагает тему покаяния, которая объединяет 3 ступени: о покаянии (5), о памятовании смерти (6) и о плаче (7). Определяя покаяние как ежедневное «возобновление крещения» и «примирение с Господом» 171 , Иоанн Лествичник предлагает подвижникам придерживаться максимы: «Кто истинно подвизается о своём спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела» 172 . Иоанн Лествичник пишет о своём посещении обители под названием «Темница», которую он именует страной плачущих 173 . Иоанн Лествичник приводит практически недоступные, как он сам считает, примеры прохождения подвига покаяния. В ярких красках он описывает место подвигов и сами чрезвычайные подвиги воздержания и самоистязания заключённых по доброй воле в «Темнице» монахов: «У них видимы были колена, оцепеневшие от множества поклонов; глаза, померкшие и глубоко впадшие; вежди, лишённые ресниц; ланиты, уязвлённые и опалённые горячестию многих слёз; лица, увядшие и бледные, ничем не отличавшиеся от мёртвых...» 174 . В «Лествице» описывается практика внутреннего покаяния, связанного с непрестанным плачем о грехах, и внешнего – исповедания согрешений и ежедневного откровения помыслов духовному отцу 175 . В целом, по мысли Иоанна Лествичника , ценность покаяния измеряется не количеством понесённых трудов, но степенью приобретённого смирения 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...