В связи с этим следует рассмотреть, каково новозаветное православное понимание субботы и можно ли в каком-либо смысле говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы.   Заповедь о субботе и воскресение в свете Нового Завета Прежде всего, с формальной точки зрения применять четвёртую заповедь к воскресному дню некорректно, поскольку в ней говорится не о первом дне недели, а о седьмом: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10) . Воскресенье же является первым днём в неделе творения и образцом для остальных, тем самым по смыслу значительно различаясь с субботой. Если в первый день задаётся динамика создания мира, то в седьмой день созерцается незыблемая полнота творения. Суббота поэтому есть образ покоя, в котором пребывал Бог по завершении шести творческих дней: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3) . Далее, следует иметь в виду, что с пришествием Христа ветхозаветные заповеди, в том числе о субботе, преодолеваются в своём житейски-ограничительном, «телесном» измерении, обретая новый духовный смысл. Апостол Павел характеризует неодухотворённое исполнение заповедей Декалога как «служение смертоносным буквам, начертанное на камнях» (2 Кор. 3:7), указывая на то, что оно бесполезно: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:18-19). В соответствии с этим Церковь не считала возможным сохранять закон Моисеев, как и было определено на Иерусалимском соборе в первом веке (см. Деян. 15:28-29). Что же касается именно субботы, то она, по слову апостола Павла, есть прообраз, «тень будущего» (Кол. 2:17) , то есть предварение той истинной и полной духовной жизни, которая открыта во Христе. Евреи, несмотря на внешнее соблюдение субботы, не вошли в покой Божий «за непокорность» (Евр. 4:6). Называя себя «господином субботы» (см. Мк. 2:28) в ответ на упрёки фарисеев, Христос упраздняет ветхозаветную заповедь в её плотско-формальном и житейско-ограничительном отношении , показывая тем самым совершенно новое духовное содержание веры и то, что истинное субботство состоит в исповедании господства Христа, отсечении злых дел и злой воли, творении добра .

http://bogoslov.ru/article/3386271

Проблема отношения мира к Церкви является одной из вечных коллизий и вряд ли она когда-либо будет не то что устранена в принципе, но даже просто сглажена. Почему так происходит? Ответ в Евангелии: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 18-20). Но как нам, христианам, реагировать на противостояние мира и Церкви? Во-первых, здесь уместно процитировать слова нашего современника протоиерея Валериана Кречетова: «Из мира мы пришли, но не от мира должны быть». Мы не имеем возможности физически изолироваться от нередко чуждой христианству среды, однако мы обязаны хранить духовную трезвость и жить по евангельским законам, отвергая те ложные принципы, которые мир явно или в скрытой форме нам навязывает. И здесь важно оградить от тлетворного влияния внешней среды как себя, так и, по возможности, наших ближних, особенно детей. Конечно, вести такую жизнь довольно сложно, и всякий христианин, ставший на путь духовной борьбы с разрушающим воздействием мира и его «князя», рано или поздно осознает свою немощь. И с этим связан второй аспект, который следует всегда иметь в виду— необходимость смирения и полного упования на волю Божию. Только с Его помощью возможно выйти победителем в брани против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). И только в этом случае мы безопасно сможем взойти на новую, самую высокую ступень развития отношений с миром— проповеди Евангелия, свидетельства словом и делами о Христе Спасителе. Если мы сами будем, как завещал апостол Павел, стойкими в вере, мужественными, твердыми (см.: 1 Кор. 16, 13), то сможем благотворно повлиять на окружающих и в конечном счете способствовать преображению нашего общества и мира в целом. Иерей Михаил Поликаровский, преподаватель догматического богословия СПДС, клирик храма в честь Рождества Христова, г.Саратов:

http://pravoslavie.ru/50521.html

2Кор.4:14 .  зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами. Но зачем Ап. сказал, что он имеет Духа Святаго? Этим он хочет указать, насколько основательна его надежда на будущее прославление. Дух этот является залогом этого прославления (ср. 2Кор.1:22 ). Что касается самого прославления, то Ап. приписывает его Богу. Который призовет к Себе не одних Коринфян (опять ирония), но и Павла вместе с ними. – О выражении «Воскресивший Господа» см. Рим 8:10–11 . 2Кор.4:15 .  Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Если в настоящее время внешнее состояние Апостола очень неблагоприятно, то этим Коринфяне смущаться не должны: ведь это Господь попускает для их же благополучия. Коринфяне увидят, как велика благодать Божия, проявляющаяся в делах Апостола, столь ничтожного по внешнему виду, и это побудит их с большим чувством благодарности прославлять Бога. Это замечание, однако, не стоит в прямой связи с течением мыслей, и далее Ап. снова обращается к речи о своей уверенности в будущем прославлении. 2Кор.4:16 .  Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. По русскому переводу здесь – уступительный период. Но правильнее видеть здесь отношение причины и следствия. Нужно перевести не: «если... и» (т. е. хотя), а: «так как» или: «в силу того что». Ап. проникнут мыслию о том, наше тело в настоящем своем состоянии не дает простора для деятельности духа человеческого (ср. 1Кор 15:44 ), и говорит потому, что постепенное ослабление и разрушение тела дает возможность духу проявлять себя с большею силою. – Здесь несомненно есть основа для аскетических подвигов, для поста, воздержания, которое истощая силы тела, его грубые влечения, дает больше простору для деятельности духовной, для созерцательной жизни. Впрочем еп. Феофан совершенно справедливо замечает, что это «тление» т. е. аскетический подвиг внешнего человека обновляет внутреннего не безусловно, а под условием благодати, веры и жизни по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О нем написано и сказано много. Наша Церковь признает, что печать Христова не есть некий внешний символ, но есть благодать Святого Духа, освящающая человека в Таинстве Крещения. Так и печать антихриста не есть нечто внешнее, навязанное извне, но есть вольное отсечение себя от благодати Святого Духа через добровольное отречение от веры в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира. На эту тему тоже написано много. Но в то же время число 666, как число антихриста, указанное в Апокалипсисе, не может нами игнорироваться в то время, как оно под самыми разными предлогами систематически вводится в нашу жизнь. Безусловно, число 666 может фигурировать и без всякого мистического значения. Но сам факт, что наша православная страна примет закон, по которому она автоматически включается в электронную систему, главным элементом которой является кодовый номер 666, говорит о многом " . Здесь необходимы некоторые пояснения. Говоря о числе 666, члены Св. Синода имеют в виду то, что хорошо известно всем христианам - 13 главу Апокалипсиса святого Иоанна Богослова, где пророчески описываются последние годы человеческой истории, воцарение на земле антихриста (который в Апокалипсисе назван " зверем " ) и принцип механизма тотального управления обществом в те отдаленные от жизни святого апостола времена, которые он пророчески прозревал: И он [антихрист] сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть Апокалипсис. Глава 13, 16-18. Каким же образом это число введено в шенгенские паспорта и почему Священный Синод утверждает, что число 666 " под самыми разными предлогами систематически вводится в нашу жизнь " ? На самом деле все мы уже давно и почти ежедневно сталкиваемся с этим в повседневной жизни. И в первую очередь в отношении купли-продажи, а конкретно в том, что называется " Всемирной Кодировкой Продукции " (UPS), или, попросту говоря, штрих-кодом, нанесенным на все зарубежные, а теперь уже и почти все отечественные упаковки.

http://pravoslavie.ru/shengen/shengen6.h...

«И Он был для них Спасителем.» Последнее слово в еврейском тексте выражено формой что в дословном переводе значит «за Мессию». Таким образом, здесь употреблено знаменательное слово «Мессия», в приложении к Самому Господу, бывшему детоводителем Израиля. Ис.63:9 . Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и бла­го­сердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. «И Ангел лица Его спасал их». «Ангел лица» – единичное выражение Библии, не имеющее себе параллелей; по крайней мере, по внешней форме. Со стороны же своего внутреннего содержания, оно, вероятно, равнозначуще с такими употребительными в Библии терминами, как «Ангел Божий», или «Ангел Господень» ( Исх.14:19 ). Небезынтересно сопоставить с рассматриваемым выражением и еще следующее место из кн. Исход, в котором проводится, если не субстанциальная, то личная разница между Самим Господом и Его Ангелом: «и пошлю пред тобою (т. е. пред Моисеем и народом еврейским) Ангела (Моего)... ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» ( Исх.33:2–3 ). Правильнее всего, по нашему мнению, думать, что и пророк Исаия здесь имеет в виду именно тот самый факт, о котором говорит и только что процитированное место из кн. Исход. Выше пророк Исаия отметил факт торжественного избрания Богом Израиля на Синае (8 ст.), а теперь, в порядке последовательности, он указывает на факт осязательного водительства евреев Богом, в продолжение их сорокалетнего странствования по пустыне Аравийской ( Исх.14:19–20 ; Исх.33:9–10 ). «Взял и носил их». Намек на известный библейским образ, в котором трогательно-промыслительное отношение Господа к Израилю сравнивается с отношением орлицы к своим детенышам. Он впервые дан в той же кн. Исход ( Исх.19:4 ), а впоследствии более подробно был развит Самим Господом Иисусом Христом ( Мф.23:37 ). Ис.63:10 . Но они воз­мутились и огорчили Святаго Духа Его; по­этому Он обратил­ся в неприятеля их: Сам воевал про­тив них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нужно отметить те противоположения, какие указывает здесь Христос: 1) вода и – слезы 2) поцелуй, – конечно, в уста и – частое лобызание ног 3) масло для головы и – миро на ноги. Лк.7:47 .  А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. «Прощаются». Здесь хотя и поставлено настоящее время, но это не значит, чтобы грехи женщины были прощены только после помазания ею ног Христа. Как видно из 50-го стиха, грехи ей уже были прощены раньше благодаря ее вере во Христа. «За то, что она возлюбила много». Это – не причина и не предваряющее условие прощения грехов женщины, как утверждают католики, а последствие полученного женщиной ранее прощения. Весь стих следовало бы перевести так: «прощены уже многие грехи этой женщины, и это достоверно, потому что только прощенная могла проявить с такой силой любовь ко Мне, через Кого она получила прощение». Господь хочет сказать Симону, что результаты милостивого отношения к грешникам (стих 42) теперь находятся налицо: женщина была прощена, и сейчас она проявила благодаря этому необычайную любовь и преданность ко Христу. Так Господь делает приложение из высказанного выше сравнения двух должников 11 . «А кому мало прощается, тот мало любит». Мысль вполне ясная: тут указан другой случай, в котором не проявляется с такой силой любовь ко Христу. Но Христос не имеет здесь прямо в виду Симона, хотя тот мог и для себя найти в этих словах урок. Скорее, смотреть нужно на это изречение как на простую общую сентенцию. Лк.7:48 .  Ей же сказал: прощаются тебе грехи. Лк.7:49 .  И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Лк.7:50 .  Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. Покончив с Симоном, Господь теперь обращается к женщине с возвещением, что ее грехи прощены. Внутренняя уверенность в этом прощении у нее уже была (ср. стих 37), теперь Христос дает ей и внешнее уверение в прощении грехов, после того как вера ее сказалась уже в делах. Он даже говорит ей, чтобы она не смущалась возражениями присутствовавших относительно права Христа прощать грешников: «вера твоя спасла тебя, – иди с миром», т.е. спокойно (ср. Лк.2:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12:14. Я же не буду вам в тягость и тогда, когда приду к вам в третий раз, потому что не содержания вашего ищу, но душ ваших желаю. Я возродил вас к новой, духовной, жизни, и забочусь о спасении вашем так, как отец заботится об обеспечении своих детей в материальном отношении. Но дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову ( 1Кор. 9:12 ), и следовательно, вашему спасению, я никогда не буду вам в тягость. 12:15. Вот почему так действовал. Не средства их щадил, а души. Издерживал свое не потому, что жалел им принадлежащее, а потому, что этого требовало спасение их душ. В других Церквах пользование содержанием не препятствовало спасению душ, и он пользовался им, а в Коринфе препятствовало, и он не только не пользовался их содержанием, но с удовольствием издерживал свое, так он сильно любит их, хотя с их стороны (от некоторых) он видит меньше любви к себе. 12:16. Враги его, вероятно, говорили, что он сам лично не брал, но как хитрый человек, брал через других, через кого-нибудь из своих помощников. 12:17. Если я сам не брал, а брал через своих посланных, то скажите, через каких посланных я обирал вас? Да и посланных-то было только двое. Нетрудно было приглядеть за ними. 12:18. Вот, говорит, кого я посылал к вам! Можете ли вы сказать, что Тит лихоимствовал у вас? Конечно нет. Потому что мы все действуем в том же духе бескорыстия, идем одною дорогою. Очевидно, стало быть, что враги его клевещут на него. Раздел третий. Вооруженный такою властью приду, не пощажу (12:19–13:10) Здесь заключается вывод, из всего сказанного в этой части. Выше Апостол защитил свое достоинство от всех нареканий, теперь спрашивает: что же, все это я говорил только для того, чтобы пред вами оправдаться? Нет. Я имел в виду ваше назидание, чтобы вы исправились от увлечений лжеапостолами прежде моего прихода к вам, и избавили меня от необходимости проявить на вас мою апостольскую власть. Не исправитесь – приду, не пощажу. 12:19. Не подумайте, говорит, что мы говорили о себе только для того, чтобы оправдаться перед вами внешне. Нет, мы говорили как перед Богом во Христе, говорили о себе так, как мы есть пред Всевидящим Оком, и говорили не для себя, а для вашего назидания, чтобы привести в должный порядок и строй то, что у вас расстроилось, и приняло обратное, ложное направление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

В действительности же во второй части книги пророка Исаии мы видим то же, что и в 1-й. Пророк говорит в 56-й, 58 гл. только о субботе потому, что она была первообразом всех праздников. Ни откуда не видно, чтобы он ставил субботу, как главный признак благочестивого израильтянина, чтобы вообще он придавал преувеличенное значение внешней обрядности. Он говорит нередко о субботе вместе с другими праздниками (напр. новомесячиями 66:23), или принадлежностями обрядового богопочтения – жертвами, постами, приношениями (56:7; 58 гл., 66:20...), и говорит именно потому, что ему нужно было показать истинное значение установленных Самим Богом способов богопочтения, так как чрез них хотели его современники приблизиться к Богу (58:2, 3). Он придает значение посту или субботе лишь постольку, поскольку они ознаменовываются делами милосердия и правды: истинная цель субботы – получить «исцеление души» и «радость в Господе»; суббота же, в которую «не оставляет человек своих прихотей», не имеет никакого значения (58:13–14, ср. 66:3; 43:23). Непонятно в таком случае, чем отличается в данном отношении 2-я часть книги от 1-й. В 1-й части так же, как и во 2-й, пророк Исаия, говоря о богопочтении, обыкновенно говорил вместе с тем и об установленных Самим Богом способах его внешнего выражения. «Приложите год к году, пусть закалают жертвы» (29:1), «у вас будут песни, как в ночь священного праздника» (30:29), «взгляни на Сион, город праздничных собраний твоих» (33:20, ср. Наум.1:15 : «празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои»). В 1:13 он упоминает о «новомесячиях и субботах» (как в 66:28), хотя называет лицемерное празднование беззаконием (ср. еще Ам.8:5 , где говорится о значении субботы, какое усвояли ей современники Амоса и, следовательно, Исаии: в новолуния и субботы прекращалась продажа хлеба). Пророку Исаии в виду лицемерия современников так же необходимо было останавливаться на истинном значении субботы, как и Девтероисаии отрицательной критики. В доказательство различия стиля между 1-й и 2-й частями книги указывают (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царствие Небесное. Христос учит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:19–21 ). От этого греха близ стоят многие страсти: страсть красиво одеваться, иметь редкие вещи, особенно, «со вкусом», подбирать себе всякую вещь, создавать себе красивую модную обстановку в доме, отсюда и тщательная забота о порядке в вещах, об их хранении, страх что-либо потерять, страх воров, грабежа, раздражение на тех, кто прикасается или просит вещи, соревнование с другими в приобретении вещей, зависть, осуждение, немилосердие, презрение к нищим; человек начинает много внимания уделять внешнему виду своему и окружающих, отсюда часто начинается отношение к ближнему «по одежке» его, уважение растет или падает в зависимости от материального благосостояния ближнего, а отсюда – и несправедливость, человекоугодие, отвращение или брезгливость. Апостол страсть сребролюбия называет идолопоклонством. Кто начинает служить тленному веществу, тот становится его рабом, почитателем, поклоняется тленному – твари, а оставляет Творца. Чревоугодие Разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил – это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, от тяжести выполняемой работы. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех же заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно более денег на новые, еще более изысканные продукты. Христианин должен всегда сдерживать себя от всякого излишества, стараясь все делать в меру необходимости и полезности, а все чрезмерное, приносящее душе вред – отсекать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Рим.7:24 .  Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Рим.7:25 .  Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Возглас страдания испускает плененный грехом человек. – «Бедный я»! Хотя человек и сам виноват в том, что отдает себя во власть греха, но, тем не менее, все-таки в основе его страданий лежит вина, унаследованная им от своего прародителя, Адама, за которую должно страдать все человечество. – «Кто избавит меня» – точнее: кто бросится ( ρσεται) за меня сразиться и избавить меня от плена?! – «От сего тела смерти». Можно, конечно, перевести и так сразу: κ τ. σματος τ. θ. τοτου, – с грамматической точки зрения тут ошибки нет. Но если принять во внимание то, что раньше Апостол ничего не говорил о качествах тела ( σμα), то такой перевод должен быть признан здесь неподходящим. Лучше поэтому перевести так: «от тела смерти этой». Эта фраза будет, таким образом, обозначать тело, подпавшее влиянию греха и ему служащее (ср. Рим.6:6 – тело греха). От такого-то тела и хотел бы избавиться Апостол (ср. Кол 2:11 ). – «Благодарю Бога». Апостол не может удержаться от выражения радости по поводу полученного через Христа избавления от такого тягостного разлада. Но он не входит в подробности совершения этого спасения, потому что о них он говорил и в III, и в V гл. – «Итак». Здесь дается заключение ко всему отделу, начинающемуся 14-м и кончающемуся 24-м стихом. – «Тот же самый» – правильнее: «а сам я», т. е. человек, предоставленный собственным силам, без помощи Христа. Такой человек умом служит закону Божию, а плотью – закону греха. – «Закон Божий» – это не Моисеев закон, а закон ума (ст. 23), который побуждает ум человека невозрожденного сорадоваться закону Божию (ст. 22) и который назван Божиим потому, что Бог именно требует от человека такого отношения к Его закону. Служение, какое имеется здесь в виду, есть служение внутреннее, так как внешнее служение человека посвящается закону греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010