в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 270 См.: АСС. Дело об акафисте. 1889. VI отд. 1 стол. 16; Дело в МДЦК за 1888 г. [Издания акафиста прп. Ферапонту, Можайскому Лужецкому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 271 См.: АСС. Дело об акафисте. 1891. VI отд. 1 стол. 145. [Издания акафиста свт. Симону Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 272 См.: АСС. Дело об акафисте. 1891. VI отд. 1 стол. 93; Дело в СПбДЦК. [Издания акафиста Пресвятой Владычице нашей Богородице, честному Ее Знамению, еже в Великом Новгороде, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 273 См.: АСС. Дело об акафисте. 1895. VI отд. 1 стол. 60. [Издания акафиста свт. Василию Рязанскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 274 См.: Там же. Дело об акафисте. 1892. VI отд. 1 стол. 18. [Издания акафиста прп. Корнилию, игумену Комельскому, Вологодскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 275 См.: АСС. Дело об акафисте. 1891. VI отд. 1 стол. 40. [Издания акафиста Пресвятой Богородице ради чудотворного Ее образа «Нечаянная Радость» см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 276 См.: Там же. Дело об акафисте. 1892. VI отд. 1 стол. 206. [Издания акафиста свв. мцц. Вере, Надежде и Любови и матери их Софии см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 278 [Феофан (Говоров Георгий Васильевич), епископ Владимирский и Суздальский, родился 8 января 1815 года в семье священника Орловской губернии. На последнем курсе Киевской духовной академии в 1841 году постригается в монашество, а затем принимает сан иеродиакона, иеромонаха. Нес священническое послушание во многих местах Русской Церкви. Также о. Феофан на протяжении долгого времени занимался преподавательской деятельностью. В 1859 году хиротонисан во епископа Тамбовского. В 1863 году епископ Феофан уволен, согласно прошению, на покой и переведен в Вышенскую пустынь. С этих пор началась его подвижническая жизнь, продолжавшаяся двадцать семь лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

189 См.: АСС. Дело об акафисте. 1866. 62/1954; Дело в СПбДЦК за 1866 г. [Издания акафиста прп. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 190 См.: АСС. Дело об акафисте. 1868. 46/1366. [Издания акафиста свв. мчч. Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 191 См.: АСС. Дело об акафисте. 1867. 98/1375; Дело об акафисте в МДЦК за 1867 г. [Издания акафиста при. Антонию Сийскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 192 См.: АСС. Дело об акафисте. 1870. 42/1462; Дело в МДЦК за 1870 г. [Издания акафиста свв. князьям Константину, Михаилу и Феодору Муромским см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 193 АСС. Дело об акафисте. 1868. 96/1415; Дела в СИбДЦК за 1868,1871 гг. [Издания акафиста св. и прав. Иосифу, обручнику Пресвятой Девы Марии, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 194 Архиепископ Херсонский [и Таврический] Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов, сын священника, родился в Ельце Орловской губернии. Учился в Воронежском духовном училище, в Орловской духовной семинарии и в Киевской духовной академии. Был назначен профессором Санкт-Петербургской духовной академии, а потом – ректором Киевской духовной академии. В 1840 году был епископом Вологодским, потом – епископом Харьковским, в 1848 году – архиепископом Херсонским. Скончался в 1857 году в Одессе. 195 АСС. Дело об акафисте. 1870. 45/1465: напечатан акафист в Собрании сочинений преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского. 196 АСС. Дело об акафисте. 1886. VI отд. 1 стол. 3/105. [Издания акафиста к Причащению Святых Тайн см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 197 См.: АСС. Дело об акафисте. 1872. 30/1734; Дело в МДЦК за 1872 г. [Издания акафиста св. Евфимию, Суздальскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 198 См.: АСС. Дело об акафисте и службе благоверной княжне Евфросинии Суздальской. 1871. 46/1568; Дело в МДЦК за 1871 г. [Издания акафиста благоверной княжне Евфросинии Суздальской см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Ты в простоте души желал бы, Чтоб руки на себя поднял бы Российский наш архиерей: Весьма ж наивен ты, ей-ей!» Впоследствии Е. Е. желал большего распространения своей Записки, чтобы публика, а не избранные только люди, ознакомилась с нею, и потому я, с согласия Е. Е., передал 1 экз. Записки е редакцию «Русской Мысли» для напечатания ее в одной из книжек. В письме ко мне от 7 Сентября 1910 г. Е. Е. писал: «Предисловьеце к моей записке, имеющее быть помещенным под строкой, по моему мнению должно быть такое: Предлагаемая записка Е. Е. Голубинского , напечатанная им в 1906 году в небольшом количестве экземпляров для личного вручения людям компетентным и заинтересованным в деле, теперь, согласно его желанию, печатается нами для общедоступного чтения. С. Белокуров ». – Но редакция «Русской Мысли» не нашла возможным перепечатать ее... По выходе в свет записки, Е. Е., перечитывая ее, стал делать дополнения, приписывая их на одном экземпляре, подобно тому, как он поступал и с другими своими печатными трудами (Част своих дополнений он напечатал в виде небольших 4 листков к стр. 11 (две вставки), 17 и 22). Одного экземпляра записки оказалось недостаточным для этого, и он начал дополнят еще 2-й экземпляр ее. Таким образом образовались экземпляры ее с дополнительными заметками, которые Е. Е. сам обозначил 1» и 2». Впоследствии все эти дополнения были переписаны и заняли 17 почтовых листов большого формата и 8 четвертушек писчего листа. При настоящем втором издании Записки все это было разнесено по соответствующим местам и внесено или в текст или (главным образом) в примечания. Не внесены только следующие указания Е. Е. на литературу предмета: Русская церковь Библиография Есть «Записка о состоянии православной церкви в России» А. Н. Муравьева п разбор ея митр. Филаретом, см. Алфавитн. указатель к собранию мнений и отзывов м. Филарета, под сл. Рукописи, сл. Записка, стр. 555, col. 1. Есть «Возражение митр. Филарета против проекта учреждения временного духовного совета при Св. Синоде, удостоившееся высочайшего одобрения, ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так установилось однократное освящение воды в навечерии Богоявления. Обычай этот держится до XI - XII века и уступает позднейшему двукратному под влиянием устава иерусалимского (Мансветов «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церквах», Москва, 1885 г., стр. 156 -158). Простим почтенному автору его нелогичность: крещение оглашенных никогда не совершалось на Анафоре, поэтому и водоосвящение крещальное также никак не могло быть совершаемо в это время. Краткий пересказ сказанного историком: сперва освящали воду в оный день для оглашенных, крещаемых в сие время; но потом, когда сей класс людей прекратился, Церковь установила освящать в сие время воду в воспоминание крещения Христова. Архиеп. Вениамин (Краснопевков). Новая Скрижаль, Част. IV, гл. XVI, §1. Архиепископ Иннокентий (Борисов). О великих Господских и Богородичных праздниках. Харьков, 1847. Этому факту, кстати, Матфей Властарь дает очень красивое символическое толкование, говря о примраке как символе сокровенности, непостижимости таинства (как тут не вспомнить Дионисия Ареопагита с его Божественным сумраком?): А во все вышесказанные знаменитые праздники темно и как бы на плане (чертеже) открываются и предызображаются некоторые иные таинства, сокрытые в глубине премудрости Божией, превосходящей наше познание - так впрочем, что из такого начального откровения дано нам, сколько возможно для нас, вознестись и возвыситься к божественной любви. Но как скоро явился совершенный и полный свет на земли человекам как бы в вечеру, т.е. в конце веков: тогда, как говорят, течение законного века окончилось, а восприяло свое начало сияние Нового Завета и стало разгонять мрачные тени многобожия, которые закон долженствовал терпеть (сносить) столь долгое время. (Алфавитн. Синт. Матфея Властаря. Букв. Т, гл. 5). Существует другое объяснение второго водоосвящения в день Богоявления. Это водоосвящение связывают с водосвятием в первый день каждого месяца, которое было установлено патриархом Фотием в искоренение языческого обычая прыгать в этот день через костер (оба обычая имеют своим смыслом очищение). В описании Максима Грека этот же Патриарх в январе велел перенести это месячное водосвятие на 6-ое января (Творения. Часть III. Статья 17). Максим Грек ссылается на Вальсамона. Канонист XII в. Патриарх Феодор IV Вальсамон считал малое Водоосвящение заменой языческого обычая почитать 1-й день каждого месяца (толкование на 65-е прав. Трулльского Собора), однако, никаких сведений о Богоявленских водоосвящениях у него нет. Кроме свидетельства Максима Грека, никаких других доказательств подобного распоряжения не существует. Я думаю, что это свидетельство – собственная попытка Максима Грека объяснить непонятную ему традицию.

http://bogoslov.ru/article/2365164

Прежде всего – Юрия Михайловича Лужкова, который вот уже 4 года поддерживает нашу телевизионную программу, Бориса Вячеславовича Грызлова, инициатора создания сериала «Планеты Православия», Дмитрия Анатольевича Медведева, оказавшего столь значительную поддержку нашим фильмам, Михаила Ефимовича Швыдкого, также уже несколько лет поддерживающего наши кинопроекты, Юрия Мефодиевича Соломина, который нашел силы и время для съемок в фильме «Паломничество в Вечный город»; профессиональных телевизионных деятелей: Олега Борисовича Добродеева и Игоря Олеговича Елеференко. Членов Общественного Совета Сергея Александровича Попова и Елену Георгиевну Катаеву, а также тех членов Попечительского Совета, которые оказывали значительную поддержку телепроектам «Православной энциклопедии». Должен сказать, что наш телевизионный Попечительский совет не закрыт, и мы будем рады видеть всех членов наших советов, которые захотят принять участие в этой работе. Условие только одно — поддерживать и пропагандировать просветительские телепроекты «Православной энциклопедии». А заседания советов мы будем проводить вместе: Сергей Леонидович будет отчитываться за работу двух организаций. Теперь о финансовой основе нашей работы по изданию «Православной энциклопедии». Как сообщил Сергей Леонидович, основным источником финансирования нашего проекта является приобретение книг по контракту с Федеральным агентством по культуре, Федеральным агентством по образованию и Правительством Москвы, а также поддержка Федеральным агентством по печати. Михаил Ефимович Швыдкой, который, к сожалению, не может сегодня присутствовать, уже прислал мне письмо, в котором подтверждает все обязательства Федерального агентства по культуре. Так же, я знаю и о подтверждении со стороны Федерального агентства по печати. Думаю, что какие-то вопросы в своих выступлениях затронут и Юрий Михайлович, и Борис Вячеславович. Особый вопрос по распространению «Православной энциклопедии» в епархиях и приходах Русской Православной Церкви. Не буду скрывать, что последнее время количество томов, распространяемых в епархиях, несколько сократилось. Считаю такое положение недопустимым и прошу Управляющего делами Московской Патриархии Митрополита Калужского и Боровского Климента взять этот вопрос под свой личный контроль. А Архиепископа Истринского Арсения взять под свой личный контроль распространение томов «Православной энциклопедии» в храмах и монастырях Москвы. Уверен, что и митрополит Минский Филарет, Экзарх Беларуси не останется в стороне от решения этого вопроса. Мы уже направляли циркулярное письмо епархиальным архиереям, о том, что «Православная энциклопедия» должна быть в каждой храмовой библиотеке. И вы видите, что наш Центр «Православная энциклопедия» при поддержке государства держит весьма невысокую цену на это уникальное издание. Именно для того, чтобы в каждом храме и монастырской библиотеке было бы это издание.

http://pravoslavie.ru/15320.html

Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Москву в 17 веке. СПб., 1897 Памятники истории старообрядчества. 17 в. Кн. 1. Вып. 1. «Русская Историческая библиотека». Т. 39. Л., 1927 Памятники старинной русской литературы. СПб., 1860 Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1894 Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. Т. 13. СПб., 1903 Памятники древней письменности. СПб., 1886 Патриарх Сергий и его духовное наследство. Изд. Московской Патриархии. 1947. Переписка князя А. М. Курбского с царем Иоанном Грозным. Пг., 1914. Полное собрание постановлений по ведомству православного исповедания в России. 10 томов. СПб., 1869–1916 Полное собрание русских летописей. Т. 1–32. СПб., М.-Л., 1841–1974 Послания Иоанна Грозного. М.-Л., 1951. Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945 Поместный Собор Русской Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1971. Православный висник. Журнал на украинском языке. Изд. Украинского Экзархата. Приселков М.Д. Троицкая летопись. М.=Л., 1950 Псковские летописи. Вып. 1–2. М.-Л., 1941–1955. Царствование императрицы Елизаветы Петровны. 4 т. СПб.. 1899–1911 Царствование императрицы Екатерины I . 3 т. СПб., 1910–1915 Царствование императора Павла I . СПб., 1915 Царствование императора Николая I . СПб., 1915 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1 – 45 томов, собрание 2 – 55 томов, собрание 3 – 33 тома. СПб., 1826–1916. Прибавления к изданию творений Святых отцов. М., 1843–1891 Православный вестник. Орган Патриарших приходов в Канаде. С 1963 г. на русском языке. С 1972 г. – на англ. яз. Русская историческая библиотека. 37 томов. Соборное уложение. 1649 г. М., 1961. Собрание государственных грамот и документов, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1812–1826. Собрание государственных грамот и договоров. СПб.. 1828. Степенная книга. СПб., 1908. Сборник памятников по истории церковного права. Сост. В.Бенешевич . Пг., 1915

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Как нам сообщил Сергей Леонидович, сейчас в завершающей стадии находится научно-редакторская работа по созданию XIII алфавитного тома, третьего тома в 2006 году. В будущем году Церковно-научному Центру предстоит издание XIV, XV и XVI томов «Православной энциклопедии». Это сложная задача, но как показал 2006 год, задача выполнимая. Особая нагрузка в 2007 году ляжет на редакцию Священного Писания со статьей «Евангелие», на редакцию богословия и, конечно же, на редакцию общеправославной агиографии. Именно на букву «Е» и столь недалекую от нее по алфавиту букву «И» начинаются многие имена в православной традиции, и, соответственно, приходится наибольшее количество статей в очередных томах. В будущем году продолжится издание ежеквартального научного журнала «Вестник церковной истории», который, как Нам кажется, является важным дополнением к научной работе Церковно-научного Центра, ибо позволяет наряду с публикацией неизвестных архивных материалов, наиболее полно исследовать ранее неизвестные страницы Русской Церкви. В 2007 году на Интернет-портале «Седмица.ru» будут представлены в полном объеме с соответствующими поисковыми системами первые алфавитные тома «Православной энциклопедии». Напомню, что вводный том Русская Православная Церковь уже существует в электронной версии. Появление электронного варианта издания в 2007г. связано еще и с тем, что первые алфавитные тома «Православной энциклопедии» уже практически закончились на складах Центра и теперь желающие обратиться к начальным томам будут вынуждены пользоваться их электронными версиями. Думаю, что постепенно мы будем выставлять в свободном доступе и последующие тома. Переход на подготовку издания трех томов в год существенно увеличил смету расходов собственно на издание «Православной энциклопедии». В этом отношении для нас крайне важным является решение Роскультуры и Рособразования, как основных государственных приобретателей «Православной энциклопедии», об увеличении в 2007 году средств на приобретение вышедших томов «Православной энциклопедии». Я думаю, что присутствующие представители Роскультуры и Рособразования скажут нам, как обстоят дела с этим вопросом.

http://patriarchia.ru/db/text/158432.htm...

223 АСС. Дело об акафисте. 1882. 152/227; Дела в СПбДЦК за 1879, 1882 гг. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 224 См.: Милорадович. Слагатель акафистов: Слагатель акафистов Андрей Феодорович Ковалевский, по сообщению графа Г. А. Милорадовича, родился в 1840 году, скончался 24 января 1901 года в своем имении (село Высочиновка Харьковской губернии Змиевского уезда), где устроил Казанско-Богородичный мужской Высочиновский монастырь. 20 акафистов, написанных А. Ф. Ковалевским, напечатаны; есть несколько акафистов его ненапечатанных. 225 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 139/214; Дело в СПбДЦК за 1882 г. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 227 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 214/289; Дела в СПбДЦК за 1872,1882,1883 гг. [Издания акафиста явлению иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Тихвинская см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 228 См.: АСС. Дела об акафистах: 1872. 23/17/27; 1882. 188/263; 1883. II отд. 1 стол. 1; Дела в СПбДЦК за 1872, 1883 гг. и в МДЦК – за 1873 г. [Издания акафистов в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевская и прп. Иову, в схимонахах Иоанну, Железу, игумену и чудотворцу св. Лавры Почаевской, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 229 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 1; Дела в МДЦК за 1881, 1882, 1884 гг. и в СПбДЦК – за 1884 г. [Издания акафиста св. Алексию, человеку Божию, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 230 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 6; Дела об акафисте в МДЦК за 1882, 1886 гг. [Издания акафиста св. сщмч. Антипе Пергамскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 231 АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 9; Дело в МДЦК за 1884 г. [Издания акафиста Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой «Троеручица», см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Святейший Синод 19 июля/9 августа 1889 года за 1633 определил: «Представленную в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет и напечатанную «Службу Пресвятой Богородице, ради афонской чудотворной Ее иконы, нарицаемой «Скоропослушница " » разрешить к напечатанию в России». Указ СПбДЦК был послан 10 августа 1889 года за 3055. 260 [Издания акафиста Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления Ее иконы «Скоропослушница» и акафиста Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной Ее иконы «Достойно есть – Милующая» см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 261 См.: АСС. Дело об акафисте. 1886. VI отд. 1 стол. 29/140; Дело в МДЦК за 1886 г. [Издания акафиста прп. Иосифу, Волоколамскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 262 См.: АСС. Дело об акафисте. 1887. VI отд. 1 стол. 71; Дело в МДЦК. [Издания акафиста прп. Стефану, Махрищскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 264 См.: АСС. Дело об акафистах. 1887. VI отд. 1 стол. 55; Дела в СПбДЦК за 1886,1887 гг. [Издания акафистов прпп. Антонию и Феодосию Печерским и отдельно прп. Антонию, Печерскому чудотворцу, и прп. Феодосию, Печерскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 265 См.: АСС. Дело об акафисте. 1889. VI отд. 1 стол. 18; Дело в СПбДЦК за 1888 г. [Издания акафиста св. благоверному великому князю Георгию, Владимирскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 267 См.: АСС. Дело об акафисте. 1888. VI отд. 1 стол. 100; Дела в СПбДЦК за 1887, 1888 гг. [Издания акафиста св. чудотворцу Иоанну Воину см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 268 См.: АСС. Дело об акафисте. 1889. VI отд. 1 стол. 15; Дело в МДЦК за 1889 г. [Издания акафиста св. Петру митрополиту, всея России чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 269 См.: АСС. Дело об акафисте. 1889. VI отд. 1 стол. 59; Дело в МДЦК за 1889 г. [Издания акафиста прп. Димитрию, игумену Вологодской Прилуцкой обители, чудотворцу, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Как мы видим, в работе по изданию «Православной энциклопедии» принимает участие много людей — представители Церкви, известные исследователи, государственные и общественные деятели, каждый из которых вносит свой вклад в достижение наших общих задач и целей. Все это свидетельствует о большом научном и историко-культурном значении энциклопедии и востребованности данного издания. Мы переходим к последнему пункту нашей повестки дня сегодня — презентации подготовленных в последний год 28-го, 29-го и 30-го алфавитных томов «Православной энциклопедии». Стоит отметить, что в минувшем году достигнут важный рубеж в работе над энциклопедией. Вышел 28-й том, в котором содержаться последние статьи на букву «И». Всего они занимают, кстати, 9 томов энциклопедии. Это, наверное, самая объемная буква. Начался переход к статьям на букву «К». Это означает, что проект уже реализован наполовину. Мы на половине пути от вершины. Но еще предстоит, конечно, очень большая работа. Важно, чтобы вторая часть нашей совместной деятельности по изданию энциклопедии проходила не менее динамично, чем первая половина, и при не меньшей финансовой поддержке. Новые тома включают в себя материалы из самых разных областей. Так, например, библеистика представлена статьями о ветхозаветных книгах Исход и Иудифь, о новозаветном послании апостола Иуды, брата Господня, историко-археологическими исследованиями об Иудейской пустыне, Кане Галилейской, Капернауме. Принципиальное значение имеет статья о библейском каноне. История святости представлена не только статьями об Иустине и Каллисте, но исследованиями о существовавших в разное время правилах канонизации. Святоотеческому наследию посвящены статьи об Иустине Философе и других отцах и учителях Церкви. В представляемые сегодня тома также вошли десятки статей о новомучениках и исповедниках Российских, в том числе и значительная статья о святителе Иустине (Полянском). Очень важна обобщающая статья о каноническом праве. Из нескольких статей об иконах Пресвятой Богородицы, наиболее значимыми, несомненно, являются исследования о Казанской иконе Божией Матери и о монастырях, связанных с почитанием этой святыни.

http://patriarchia.ru/db/text/2820186.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010