В Ставрополе проходят IV Свято-Игнатиевские чтения Ставрополь, 12 мая 2011 г. 11 мая 2011 года в Ставрополе состоялось открытие IV Свято-Игнатиевских чтений, посвященных выдающемуся духовному писателю и подвижнику Русской Православной Церкви святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, передаёт Патриархия.Ру. Целью форума является развитие и укрепление контактов между церковными и светскими учеными, повышение мотивации духовенства региона к научно-исследовательской деятельности. Участники чтений представляют свои богословские, церковно-исторические и культурологические исследования. На пленарном заседании выступил епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл. «Сложилась традиция праздновать дни памяти выдающихся деятелей культуры, общественных и государственных деятелей, — отметил владыка. — И с большой степенью уверенности можно утверждать, что, избери будущий святитель Игнатий нецерковное поприще в жизни, о нем сегодня вспоминали бы, как о писателе, полководце, или выдающемся государственном муже, потому что и в этих сферах он был наделен многими дарами. Но третий епископ Кавказский и Черноморский сделал свой выбор в пользу евангельского единого на потребу (см. Лк. 10, 42). И благодаря этому выбору мы имеем небесного покровителя Кавказа, чье духовное наследие помогает людям обрести веру вот уже полтора столетия». На открытии форума также выступили архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан, епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий, глава городской администрации Ставрополя Георгий Колягин, главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Петр Марченко. На пленарном заседании с докладом «Значение духовного наследия святителя Игнатия Брянчанинова для современного человека» выступил профессор Московской духовной академии профессор А.И. Осипов. Студенческая аудитория тепло приняла выступление известного лектора и педагога. В тот же день в рамках чтений состоялись: церковно-общественный форум «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова» в Ставропольском государственном педагогическом институте; круглый стол «Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа»; публичная лекция профессора А.И. Осипова «Влияние христианства на нравственное формирование человека» в Ставропольским государственном аграрном университете. Во второй день чтений 12 мая пройдут семинар «Практические вопросы трансформации духовного образования Русской Православной Церкви в условиях Болонского процесса», пастырская конференция «Православная аскетика и проблемы душепопечения» и ряд других мероприятий форума. 12 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46459.html

В заключении подводятся итоги исследования и суммируются помещенные в разных главах контекстуальные разделы, что позволяет показать место «Апологии» в церковном Предании. Помещенные после заключения приложения к диссертации представляют собой перевод фрагмента из малоизвестного, но значимого исследования Ф. Портманна, и не переведенный ранее фрагмент из «Demonstratio Evangelica» Евсевия Кесарийского . Список работ, опубликованных по теме диссертации Прочие публикации: 1 . «Апология» свт. Григория Богослова и «Шесть слов о священстве» свт. Иоанна Златоуста : проблема связи текстов//Златоустовские чтения. Сборник докладов научно-практической конференции 2–3 февраля 2022 г. М., 2023. С. 478–493. (0,8 а.л.) 2 . Nazianzena Rossica. Свт. Григорий Богослов : исследования и переводы. Сборник статей/Науч. Ред.: Н. К. Антонов, П. А. Пашков. – М.: ПСТГУ, 2022. (24/авторский вклад – 5,95 а.л.) 3 . Antonov N. The ρχ of the Priest in the “Apology for his Flight” (or. 2) of Gregory of Nazianzus//Philosophy. The Journal of the Higher School of Economics. Vol. 6. 2022. 4. P. 13–35 46 . (1,5 а.л.) 4 . Антонов Н. К. Пастырская образность в «Апологии» свт. Григория Богослова //Шаги/Steps. Т. 7. 2. 2021. С. 193–211 47 . (1,45 а.л.) 5 . Антонов Н. К. [Рецензия]//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 136–140 – Рец. На кн.: Hornung C. Monachus et sacerdos: Asketische Konzeptualisierungen des Klerus im antiken Christentum. Leiden: Brill, 2020. – 271 p. (0,2 а.л.) 6 . Антонов Н. К. Новый взгляд на эпистолярное наследие свт. Григория Богослова //Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91 – Рец. на: Storin B.K. Self-Portrait in Three Colors: Gregory of Nazianzus " s Epistolary Autobiography. Oakland: University of California Press, 2019. – 276 p. (0,5 а.л.) 7 . Антонов Н. К. Второй вселенский собор в историко-богословском контексте//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 95. С. 9–32. (1,5 а.л.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Московский Златоустовский монастырь достоин того, чтобы о нем знали наши современники Анастасия Хондзинская Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Причем не только в архитектурном и археологическом плане: что когда-то он здесь был, существовал – в квартале между Покровкой и Мясницкой, являясь поначалу загородным монастырем. И во второй половине XV века Великий князь Московский и всея Руси Иоанн III построил в нем каменный собор во имя своего небесного покровителя святителя Иоанна Златоуста с приделом апостола Тимофея, в день памяти которого первый российский государь родился. А посетившая обитель в 1742 году императрица Елизавета Петровна, любимая дочь Петра I, пожаловала средства на возведение новой церкви над святыми вратами в честь святых Захарии и Елисаветы. Став местом погребения именитых представителей московской знати, уже к середине XVIII века монастырь представлял собой крупный ансамбль в стиле русского барокко. Всё это интересно, важно. Но чтобы у людей появились живые и глубокие впечатления об утраченном монастыре, его надо визуализировать, «плотно заселить» теми, кто тут жил в прежние века, молился, принимал монашество, духовно возрастал, настоятельствовал, становился архиереем. Корреспондент портала «Монастырский вестник» побеседовала об этом с Анастасией Хондзинской – секретарем Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря, созданного при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. «Разрушенный, но живой» Анастасия Павловна, на нашем портале публиковались статьи, посвященные историко-богословским научно-практическим конференциям «Златоустовские чтения» («Новая жизнь Московского Златоустовского монастыря» и «Святитель Иоанн Златоуст нам помогает»). Сейчас вы вышли на новый уровень: территория – именно территория! – бывшего монастыря наделена статусом достопримечательного места (первого такого в столице, прецедентов нет). Кроме того, два года подряд Центр одерживает победы в конкурсе грантов мэра Москвы в номинации «Наше наследие». Но прежде чем расспросить Вас, к чему обязывает «взятие таких высот», позвольте узнать, как Вы пришли в это святое место и занялись историко-архивными изысканиями, требующими большой самоотдачи?

http://pravoslavie.ru/129523.html

Владыка учредил четыре должности епархиальных миссионеров, завел специальные миссионерские беседы, открыл многочисленные миссионерские курсы, начало которым положили курсы, основанные в здании Преображенской церковно-приходской школы, куда владыка сам приезжал, чтобы проверить успехи курсистов из числа фабричных рабочих. Он устраивает народно-церковные хоры, создает множество просветительских и благотворительных учреждений: миссионерское братство во имя Воскресения Христова и его отделы в епархии; спе­циальный Московский епархиальный миссионерский совет; братство святителя Алексия при Чудовом монастыре; расширяет деятельность противораскольничьего Братства святителя Петра, открывает ежегод­ные епархиальные миссионерские курсы для духовенства епархии. Для отражения натиска сектантства владыка учреждает Златоустовский религиозно-философский кружок учащихся и женские богословские курсы. В 1907 году он добивается открытия в Московской духовной академии специальной кафедры истории и обличения сектантства. Такая кафедра была открыта не только в Московской, но и во всех других академиях, что являлось величайшей заслугой перед Церковью митрополита Владимира, деятельность которого стала выходить далеко за пределы Московской епархии. Всемерно заботясь о народной нравственности, владыка Владимир вел борьбу с пьянством. Московское епархиальное Общество борьбы с пьянством, его многочисленные отделы, его издательская журнальная и прочая деятельность, проведение первого, проходившего под покро­вом Церкви Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, потребовавшее немалых средств и усилий, – все это происходило по инициативе высокопреосвященного митрополита Владимира и при его личном трудническом и материальном участии. Митрополит Владимир содействовал открытию благотворитель­ных обществ, богаделен, приютов. Постоянной заботой владыки было единение паствы с пастырями на основах истинной православной цер­ковности. С этой целью он благословил создание Братства святителей Московских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 Именно соперничеством кафоликов с донатистами Р. Ван Дам объясняет тот факт, что из прибл. 1000 епископов Западной Империи почти 800 (из обоих течений) занимали на рубеже IV–V вв. кафедры в Северной Африке см: Van Dam R. Bishops and Clerics during the Fourth Century: Numbers and Their Implications//Episcopal Elections in Late Antiquity/Leemans J., Van Nuffelen P., eds. Berlin, Boston: De Gruyter, 2011. P. 224–225. 4 С ним была связан трансформация практик исповеди при еп. Некатрии Константинопольском (381– 397), как это фиксируют церковные историки, см.: Hermias Sozomenos. Historia Ecclesiastica. 7. 16 и Socrates Scholasticus. Historia Ecclesiastica. 5. 19. 5 «Апологией» свт. Григория Богослова мы называем его 3-е слово по нумерации ТСО. Дело в том, что в PG Ж.-П. Миня, и соотв. во всех критических изданиях и западных переводах, этот текст нумеруется как «Oratio 2», в то время как русская традиция следует здесь более раннему изданию. Название «Апология», на мой взгляд, лучше всего следует мысли автора, который несколько раз так называет свой текст (см. or. 2. 2, 110). Руфин при переводе этого слова на латынь в конце IV в. назвал его «Apologeticus» (CSEL 46). 7 Эта тема практически не исследована: даже сравнение c «Шестью словами о священстве» свт. Иоанна Златоуста не проведено исчерпывающе (см. нашу публикацию: Антонов Н. К. «Апология» свт. Григория Богослова и «Шесть слов о священстве» свт. Иоанна Златоуста : проблема связи текстов//Златоустовские чтения. Сборник докладов научно-практической конференции 2–3 февраля 2022 г. М., 2023. С. 478–493). В то же время инструментарий базы TLG показывает, что цитаты из «Апологии» приводятся в письмах прп. Исидора Пелусиота (ep. 1641, 3. 127), в «Новеллах» имп. Юстиниана (Novellae. 696), в разделе о епископате флорилегия «Sacra Parallela», составленного, скорее всего, Иоанном Дамаскиным (PG 95. 1541. 30), а также в «Великом Катехизисе» прп. Феодора Студита (Magna Catechesa. 1. 1–2; 10. 63). Касательно влияния на западную традицию, следует указать на тот факт, что с Апологией в каком-то объеме был знаком свт. Григорий Великий , что отразилось в цитировании ее фрагмента в его «Правиле Пастырском» (Liber Regulae Pastoralis. 1. См.: Holder A. Gregory the Great: Book of Pastoral Rule//Christian Spirituality: The Classics/ed. by A. L. Holder. N. Y.: Routledge, 2009. P. 77. Вопрос о содержательном влиянии требует отдельного исследования). Не выясненной также остается история рецепция латинского перевода «Апологии», выполненного Руфином Аквилейским ок. 400 г. вместе с восемью другими Словами Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

В Ставрополе проходят IV Свято-Игнатиевские чтения 11 мая 2011 г. 21:12 11 мая 2011 года в Ставрополе состоялось открытие IV Свято-Игнатиевских чтений, посвященных выдающемуся духовному писателю и подвижнику Русской Православной Церкви святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому. Целью форума является развитие и укрепление контактов между церковными и светскими учеными, повышение мотивации духовенства региона к научно-исследовательской деятельности. Участники чтений представляют свои богословские, церковно-исторические и культурологические исследования. На пленарном заседании выступил епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл . «Сложилась традиция праздновать дни памяти выдающихся деятелей культуры, общественных и государственных деятелей, — отметил владыка. — И с большой степенью уверенности можно утверждать, что, избери будущий святитель Игнатий нецерковное поприще в жизни, о нем сегодня вспоминали бы, как о писателе, полководце, или выдающемся государственном муже, потому что и в этих сферах он был наделен многими дарами. Но третий епископ Кавказский и Черноморский сделал свой выбор в пользу евангельского единого на потребу единого на потребу (см. Лк. 10, 42). И благодаря этому выбору мы имеем небесного покровителя Кавказа, чье духовное наследие помогает людям обрести веру вот уже полтора столетия». На открытии форума также выступили архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан , епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий , глава городской администрации Ставрополя Георгий Колягин, главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Петр Марченко. На пленарном заседании с докладом «Значение духовного наследия святителя Игнатия Брянчанинова для современного человека» выступил профессор Московской духовной академии профессор А.И. Осипов . Студенческая аудитория тепло приняла выступление известного лектора и педагога. В тот же день в рамках чтений состоялись: церковно-общественный форум «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова» в Ставропольском государственном педагогическом институте; круглый стол «Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа»; публичная лекция профессора А.И. Осипова «Влияние христианства на нравственное формирование человека» в Ставропольским государственном аграрном университете. Во второй день чтений 12 мая пройдут семинар «Практические вопросы трансформации духовного образования Русской Православной Церкви в условиях Болонского процесса», пастырская конференция «Православная аскетика и проблемы душепопечения» и ряд других мероприятий форума. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1476421.ht...

После сдачи в декабре 1835 г. экзамена в Морском кадетском корпусе, произведен в офицеры в марте 1836 г. В юнкерском и офицерском звании делал морские походы по Балтийскому морю. По оставлении военной службы с чином лейтенанта в 1838 г., обучался в младшем отделении С. Петербургской духовной академии, потом с 1840 г. в старшем отделении Московской, в которой окончил в 1842 г. курс богословских наук, с причислением к первому разряду воспитанников оной. По окончании в Московской духовной академии курса наук, определен профессором Вифанской семинарии по классам катехизического учения, гражданской истории и греческого языка, 1843 г. октября 31. Пострижен в монашество в Троицко-Сергиевой лавре 1845 г. сент. 23. Произведен в иеродиакона того же года, сентября 30, в иеромонаха октября 1. По поводу принятия им духовного сана, возложен на него магистерский крест ноября 25. Преподавал французский язык в той же семинарии с 1846 г. октября 2. Награжден набедренником 1847 г. июля 8. Определен бакалавром патристики в Московскую духовную академию 1848 и. апреля 23–25; помощником библиотекаря академии мая 9. Определен ректором Вифанской семинарии и профессором богословских наук с назначением в настоятеля московского третьеклассного Златоустова монастыря, 1849 г. декабря 19–21. По званию ректора семинарии, на основании 283 ст. устава духовн. консисторий, поступил членом в Московскую духовную консисторию 1850 г. января 1. Возведен в сан архимандрита (тогда же). Утвержден действительным членом конференции и внешнего правления Московской духовной академии, ноября 1. Назначен настоятелем московского третьеклассного Знаменского монастыря декабря 31. Определен членом Московского комитета для цензуры духовных книг 1851 г. апр. 20. Перемещен из Вифанской семинарии в Московскую на должность ректора и профессора богословских наук 185З г. авг. 31. Назначен настоятелем московского Заиконоспасского второклассного монастыря 1854 г. января 22. Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны 2-й ст. 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

К 1886 г. в составе б-ки было уже 18 132 наименования книг и брошюр общим количеством 42 716 томов, 710 рукописей, 326 наименований актов и грамот. Т. о., в период с 1870 по 1886 г. фонды б-ки увеличились почти вдвое. 28 нояб. 1887 г. специально созданная комиссия из числа профессоров КДА высказалась за введение в б-ке форматно-крепостной системы по образцу Императорской библиотеки в Вене. Совет КДА поддержал эту инициативу, после чего началось перераспределение книг в библиотечных фондах. Однако окончательно форматно-крепостная система была введена в б-ке КДА с 1910 по 1915 г. В таком виде она функционировала вплоть до закрытия КДА. После того как в 1877 г. собрание ЦАМ было отделено от б-ки, все рукописи, поступавшие в КДА, передавались не в б-ку, а в ЦАМ. Однако с 1903 г. по инициативе смотрителя ЦАМ проф. Н. И. Петрова в фонды б-ки стали поступать книги и рукописи, к-рые считались недостаточно ценными для хранения в музее. В результате за период с 1903 по 1915 г. из ЦАМ в б-ку было передано 1303 ед. хр. К началу первой мировой войны в б-ке числилось 59 972 наименования печатных книг и брошюр в количестве 98 070 томов, 953 рукописи, 89 актов и грамот, 366 атласов, 359 наименований учебников в количестве 2286 томов, 863 периодических издания. Фундаментальная б-ка КДА являлась одним из лучших в Российской империи собраний богословской лит-ры. Кроме того, в КДА действовала отдельная студенческая б-ка, находившаяся в ведении академической инспекции и комплектовавшаяся на добровольные пожертвования и ежегодные взносы студентов. К апр. 1919 г. в студенческой б-ке было 4542 тома. Небольшие б-ки собирались и студенческими научными об-вами, действовавшими при КДА. Напр., свою б-ку имели Златоустовский и гомилетический студенческие кружки. В б-ку Златоустовского кружка входили 3 комплекта полного собрания творений свт. Иоанна Златоуста, а также лит-ра, посвященная жизни и наследию святителя. Отдельную нотную б-ку имел хор КДА. В период с 1819 по 1919 г. в должности библиотекарей КДА трудились 26 чел. Из них особый вклад в развитие б-ки внесли Думитрашко (1870-1886) и А. С. Крыловский (с 1886 и до закрытия КДА). Думитрашко начал работу по составлению и изданию полного алфавитного каталога б-ки, однако не успел завершить его. Крыловскому принадлежит заслуга реорганизации б-ки по форматно-крепостному принципу. Он также составил и осуществил издание ее полного систематического каталога. С 1890 по 1915 г. было опубликовано 5 т. (в 13 выпусках) подготовленного Крыловским «Систематического каталога книг библиотеки Киевской Духовной Академии». Кроме того, в 1906 г. был выпущен отдельным изданием систематический каталог Полоцкой униатской б-ки, переданной в КДА в 1900 г. Всего в издании Крыловского учтено 36 339 наименований книг. Однако в его каталог не включены книги по математике, медицине и др. наукам, не имеющим прямого отношения к дисциплинам, преподававшимся в КДА. Крыловский также трудился над написанием истории б-ки КДА, но не довел этот труд до конца.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

При вспышке эпидемии холеры, когда бедствие привело народ на край бунта и гражданская власть растерялась, не зная, что предпринять, он первый вышел к народу и призвал его к благоразумию и молитве, первый обошел холерные бараки, предложив здоровым в наступивший для всех трудный час евангельски послужить больным. В Москве им была введена и оживлена церковная проповедь, заведены особые религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей улицы, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции; он открыл ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства, учредил Златоустовский религиозно-философский кружок учащихся и Женские богословские курсы. В аудитории Императорского исторического музея на Красной площади им были открыты общеобразовательные курсы для рабочих города Москвы. И, наконец, он явился выдающимся деятелем на поприще борьбы с народным пьянством, будучи сам абсолютным трезвенником. Трудно и перечислить все дела и поприща, на которых трудился и подвизался праведный митрополит. Но было по месту, им занимаемому, еще одно — неисполненное. Управление российским церковным кораблем было к началу ХХ столетия расстроено, и хороши ли были отдельные кормчие или они были из рук вон плохи — каждый из них от Господа получал и свою награду, и свое наказание, в то время как весь корабль со всеми своими кормчими и пассажирами давно устремился на рифы. Слишком долго корабль церковный был прикован к кораблю государственному, который и сам не был прочен, получив значительную пробоину при императоре Петре I. Вода, начавшая поступать через пробоину, пробитую Петром, в конце концов затопила все отсеки государственного корабля, и после 1905 года, когда монархия в значительной степени самоупразднилась и оказалась в командирской рубке вместе со своими убийцами, этот корабль можно было считать затонувшим — оставалась лишь видимость государственной жизни и плавания.

http://foma.ru/kormchij.html

Псковской губернии: муж. монастыри – 1) николаевский с ватку или в валку в IIckobe, 2) великопустынский спасский , 3) верхнеостровский петропавловский, 4) гремяческий близ Пскова, 5) дворецкий холмский, 6) за великими воротами псковский алексеевский, 7) демянский рождественский, 8) завеличьский кожанов близ Пскова, 9) златоустовский псковский медведев, 10) климентовский близ Пскова, 11) княжицкий николаевский, 12) краснодворский пантелеимонов псковский, 13) кудин торопецкий, 14) на Малах рождественский изборский, 15), медовский, 16) молочков порховский, 17) немчинов успенский, 18) никитский псковский с поля, 19) пантелеимонов псковский в бору, 20) петропавловский псковский сироткин или серектин, 21) плесский николаевский, 22) порховский спасский, 23) путятинский псковский, 24) ирденская или рдейская пуст., 25) покровский псковский в углу, 26) ростков, 27) серебряницкий, 28) шкнятин или скнятин введенский. 29) с лугу стефановский, 30) устейский троицкий, 31) хвоинский новоржевский, 32) хлавицкий троицкий, 33) феофилова успенская пуст. 34) успенский кулебацкий, 35) образовский с поля, 36) кательников богословский, 37) заборовский николаевский, 38) с поля николаевский, 39) введенский за петровскими воротами, 40) введенский шолвицкий, 41) борисоглебский черехский, 42) азаревский, 43) святоотецкий, 44) успенский кебский, 45) флоролаврский, 46) николаевский опоческий, 47) николаевский каменоградский 48) спасский надолбин, 49) любятовский, 50) николаевский перынский, 51) якобштадтский эстляндской губ . Девичьи монастыри – 1) варварский с за петровских ворот, 2) воскресенский со стадища во Пскове, 3) домантовский с усохи близ Пскова, 5) екиманский полонищский близ Пскова, 6) завелический ильинский близ Пскова, 7) запсковский ильинский, 8) зачатиевский псковский, что в торгу, 9) изборгский рождественский, 10) медовский, 11) нововознесенский с полонища псковский, 12) опоцкий успенский, 13) с песков архангельский псковский, 14) порховский успенский, 15) с болота трехсвятительский близ Пскова, 16) с болота васильевский, 17) знаменский и 18) торопецкий предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010