Но это не значит, что тунеядцы имеют право пользоваться чужими трудами. Под нищим должен уразумеваться действительно бедный, убогий человек, а не тунеядец. Апостол Павел писал во втором послании к солунянанам (3:10–14): «мы слышали, – что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его». А несколько выше (10 ст.) апостол выражается с крайнею строгостью: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Вообще милостыня наша должна быть благоразумна. «Смотри, – говорит блаженный Иероним в письме к павлину, – чтобы не расточать неразумно собственности Христа, т.е. чтобы при строгой неразборчивости, достояние бедных не раздавать небедным и, по словам благоразумного мужа (Циц. 1.2. De officiis), благотворительность не потеряла значения от щедрости». Конечно, при частной благотворительности невозможно поставить как следует дело христианской взаимопомощи. Это уже начинают сознавать и частную благотворительность заменяют общественной. Но пока не обеспеченно положение всех действительных бедняков, мы не в праве отказаться от просьбы наших ближних о помощи, так как в числе просящих нашей помощи могут встретиться и действительно нуждающиеся люди. Екатерина Вторая сказала о правосудии: «я желаю, чтобы лучше были прощены десять виновных, нежели наказан один невиновный». Скажем и мы себе: «пусть лучше десять человек злоупотребят нашей милостыней, нежели погибнет один, от того, что мы не поддержали его в нужде». В заключение мы должны напомнить всем милостынедавцам, что милостыня от хищения и любостяжания неприятна Богу. «О тех, – говорит св. Василий Великий , – которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивых мерзость Господеви ( Притч.16:9 ). Поэтому, притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (3:9), – ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением: то лучше для тебя и приобретать такого имущества и не приносить из него.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-hristiansk...

Он говорит, что «ни прелюбодеи, ни блудники, ни пьяницы» не войдут в царство Божие (см. 1Кор. 6:9, 10 ). Разве это не указание апостола на то, что грех против седьмой заповеди не просто слабость, которую Бог простит? А где же будут прелюбодеи и блудники? Конечно, в месте тьмы и вечных мучений. Не думайте, что эта страсть естественна. Природа человека устроена так, чтобы люди рождали детей, а не для того, чтобы оскверняли сами себя. Ибо, как говорит апостол Павел, «всякий грех... есть вне тела» ( 1Кор. 6:18 ): гордость, тщеславие, честолюбие, зависть, гнев, так как это страсти души, но блуд и прелюбодеяние – в самом теле и оскверняют не только дух, но и тело. Не сказал ли он, что «тела наши суть храм... Святого Духа» ( 1Кор. 6:19 )? А если храм – должны быть чисты. Разрушать храм Святого Духа, делать члены тела нашего «членами блудницы,»– как сурово восклицает апостол: «да не будет!» (см. 1Кор. 6:15 ) Сколько среди людей таких, которые плотскую страсть обращают в постоянное услаждение, которое делает их равными тем животным, которые отличаются особой похотливостью. Стыдно христианину равняться с павлином. «Ибо,»– говорит апостол Павел в Послании своем,– «воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Фес. 4:3–5 ). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес. 4:7 ). Он сказал: «Те, которые Христовы», «распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). Если хотите, то запомните это – вы должны плоть свою со страстями и похотями распять, умертвить. Нужна огромная, повседневная борьба со всей плотью. Впавшим в грех против седьмой заповеди надо выкарабкиваться из бездны падения, призвав на помощь Того, Кто дал заповедь о целомудрии (см. Исх. 20, 14 ; Мф. 5, 27–28 ), горячо молиться и помнить постоянно, что говорит святой апостол: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ). В вине есть блуд, ибо ничто так не возбуждает похоти нашей, как пьянство: напившись вина, человек становится игралищем в руках беса блудного.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Отметим также, что Православная Церковь прославляет святого Иова Многострадального в сонме своих святых. Его память празднуется 6 мая (19 мая по новому стилю). 2.5. Авторство и время написания книги Иова Древние еврейские предания, нашедшие отражение в Талмуде, приписывают авторство книги Моисею. Когда Моисей пребывал в Мадиамской пустыне, которая граничит с Идумеей, он мог узнать от потомков Иова его историю и записать ее. А может быть, сам праведный Иов был еще жив и лично поведал ее Моисею. Ориген (в сочинении «Против Цельса», кн. 6) и блаженный Иероним (в послании к Павлину) также высказывали мнение, что книга написана во времена жизни Моисея в земле Мадиамской. В книге Иова используется, однако, Священная Тетраграмма, хотя не часто. Она переводится именем «Господь». Чаще всего Тетраграмма используется в авторской речи. Всего лишь пять раз таинственное Имя Божие употребляется Иовом: Иов 1, 21 (трижды); 12, 9; 28, 28. В других местах Бог именуется «Элогим» (Бог) или «Шаддай» (Всесильный, Вседержитель). Аргументом в пользу того, что книга написана пророком Моисеем или в его время служит то, что некоторые слова и выражения употребляются только в книге Иова и в Пятокнижии Моисеевом. «И скончался Авраам и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью , и приложился к народу своему» ( Быт. 25, 8 ). «И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью » ( Быт. 35, 29 ). «И умер Иов в старости, насыщенный днями » ( Иов 42, 17 ). В древне-сирийской традиции книга Иова также рассматривается как написанная пророком Моисеем. В древне-сирийском переводе Библии , Пешитте, книга Иова стоит на шестом месте, сразу после Пятикнижия Моисеева. Ряд древних и новых писателей считали более вероятным, что книга написана во время правления царя Соломона, бывшее временем расцвета еврейской поэзии. Такого мнения придерживались, в частности, святитель Григорий Богослов и святитель Иоанн Златоуст . В подтверждение этой версии указывают на сходные обороты речи, употребляемые в книге Иова и в книге Притчей Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Отсюда и делается заключение, что христианская жизнь здесь со временем возродилась, а возрождение это ставится в связь с пребыванием Апостола Иоанна в Малой Азии 637 . Самый расцвет христианской науки, которая несомненно широко развилась в этой области во втором веке, также связывается с именем св. Иоанна 638 . Все, что говорится здесь Weizsäcker’oм, должно, конечно, иметь значение не для одной только Ефесской церкви, но и вообще для всей Малой Азии. И нам кажется, что предположение ученого нужно только несколько смягчить и преобразовать для того, чтобы с ним согласиться. Оно несправедливо в том пункте, где отчасти сбивается на ново-тюбингенский тезис, – именно, в утверждении упадка павлинистической общины. Ни книга Деяний, ни Послания к Тимофею, ни тем более Послание к Ефесянам не дают оснований утверждать, что в церкви Ефесской стало терять кредит благовестие св. Павла, как таковое. Скорее можно полагать на основании и этих источников, что св. Павел предвидел вторжение в христианскую церковь тех, именно, заблуждений, которые резко обличаются в посланиях к семи церквам. Если в послании к ангелу церкви Ефесской и находятся похвалы и упоминание о прежнем более совершенном состоянии, это не дает еще права видеть какой-то особенный упадок и потом расцвет, а потом опять известные недостатки христианской жизни, и относит тот первый упадок к прошедшему, отделенному от Апокалиптика десятилетиями. Несомненно одно, что различные заблуждения все более и более проникали в церковь , равно как несомненно и то, что в период написания Апокалипсиса местами замечалось охлаждение христианского духа, – эта самая опасная для религии язва. В послании к ангелу церкви Ефесской, с одной стороны, читаем: „знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал“ ( Откр.2:2:3 ). С другой стороны, сейчас же после этого следует и укор: „но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Полной религиозной реформы он никак не мог произвести. Вот народ настолько в этом плане неподатлив, что (вот, централизованный культ – культ, где нужно поклоняться) он наряду с этим практикует дома, на местных холмах, на высотах и даже на плоской крыше своего дома! Уж что легче – вышел по винтовой лестнице на плоскую крышу и вот – служит небесному воинству. Очень удобно. Богине неба печёт пирожки с изюмом, и вот, подносит ей, и молится. Так, вот, здесь тоже о нём говорится: « Только высоты не были отменены и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих [вот не обратил твёрдо]. Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева [Ничего от этих записей не сохранилось. Очень много из книг, которые имели, вот, авторы этих Паралипоменон, были тогда, но до нашего времени они не дошли. Исчезли, пропали, в результате депортации, пожаров, разрушений, ограблений – пропадали рукописные сокровища. Сжигались целые библиотеки, и всё, понимаете, так . Вот при таком небрежном отношении мы также можем . Вот сейчас намечается – я не знаю, варварское просто дело, если его не остановить, – Снодальные библиотеку хотят взять какие-то структуры под президентские или какие, что ли, апартаменты, и эту древнейшую, ценнейшую библиотеку переселить куда-то! Ведь вы знаете, для того, чтобы перевести вот такое книгохранилище, нужно только несколько лет описи, потому что . Затем нужно всё это так упаковать – под охраной ведь всё может пропасть! Ведь это затея может быть такая – чтобы многое уничтожить! Перевезти! Это невозможно трогать такие книгохранилища и вдруг – ни средств, ничего , я не знаю, – чтоб мы вообще остались без всякой памяти исторической. Ведь там снодальные архивы за весь снодальный период – это с лишком триста лет! Это же с Петра начиная! Всё это если пропадёт – мы останемся без церковной истории. Это же перевозить всё нужно, следить, чтобы не украли, чтобы не подменили, не со . Вот, я не знаю, как. Прочие деяния Иосафата внесены в книгу, вот, Ииуя, сына Ананиева, – она была! Записи эти пропали] в книгу царей Израилевых. Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский, в общение с Охозией, царем Израильским, который поступал беззаконно [вот с этим Охозией, который умер], и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис» Вот знаменитый Тартесс. Что это за Фарсис? Употребляется – есть понятие – золото из Фарсиса ( Иер. 10:9 ). Полагают, что это Индия. Вот в Индию Соломон посылал корабли, и за несколько лет оттуда они приплывали с золотом, с красным сандаловым деревом, обезьянами, редкостными животными, с павлинами – и всё это привозилось и свозилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Посмотрим на себя, подобны ли мы этим животным? Они ли олицетворяют наш характер? Или более олицетворяют нас гордые павлины, хитрые лисы, ядовитые змеи? Откр.4:8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей. Видим, что эти четверо животных подобны шестикрылым серафимам ( Ис. 6:1–4 ). Двумя крылами, как говорит великий Дионисий, они покрывают лица, двумя – ноги, а средними летают. Этим явлено их глубочайшее благоговение к Божественному откровению. Они исполнены очей , то есть ведения Божественных тайн. Этого ведения сподобляются не только чины ангельские, но и искупленные души на небесах, небесная Церковь , ибо ее характер олицетворяют как раз эти четверо животных. И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Ни днем, ни ночью не имеют покоя. Это не означает, что на небе будут дни и ночи, просто Иоанн использует наш земной образ, чтобы показать, что непрерывно воспевает небесная Церковь Всевышнего Бога. И в этом они не имеют покоя . Мы сейчас не имеем покоя, погрязая в домашней работе, обретении богатств, в стяжании чинов, в увеселениях. Но предаемся беспечному покою в служении Богу, в прославлении и воспевании Его святого имени. И только те небесные искупленные, лицезреющие Христа в непосредственной близости престола Божия, не имеют покоя и взывают трисвятую песнь: свят, свят, свят Господь Бог. В этой трисвятой песни прикровенно показуется и воспевается Святая Троица. Впервые эту трисвятую песнь из уст серафимов, окружающих престол Божий, услышал пророк Исайя ( Ис. 6:3 ). И вот теперь видит и слышит апостол Иоанн. Несмолкаемо звучит эта песнь в Церкви и поныне, какой услышал ее из ангельских уст во время богослужения один отрок в Константинополе: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный...» Но будучи еще не на небе, а на земле, добавляет Церковь : «помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Праведник не может быть не милосерд. Во-вторых, потому, что Господь, Царь неба и земли, относит к Себе всякую добрую услугу, оказанную ближнему. Он говорит: напоили, и одели, посетили, приняли Меня. «Поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». ( Мф. 25:40 ). Как понимать то, что Господь Иисус Христос каждую услугу, оказанную ближнему, усвояет Себе? Услугу, оказанную ближнему, Господь усвояет Себе: 1) как Промыслитель. Бедность и другие последствия греха вошли в мир вопреки Его воле: Он предназначил всех к блаженству. Богатый, идя на помощь бедному, исполняет для него как бы дело провидения Божия, и бедняк, получивший от него милость, воздает за нее славу Богу. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздает ему за благодеяние его. (Пр. 19:17). – 2) Как Спаситель. Ближний наш – бедствующий и нуждающийся – искуплен Его кровию и член Его тела – Церкви. В таинстве святого Причащения Господь самым теснейшим образом соединяется с нами, так что тела наши становятся, по выражению Апостола, членами Христовыми. ( 1Кор. 6:14 ). Посему и оказавший помощь бедному, оказывает ее самому Господу, в нем пребывающему. Нет ли еще высшей добродетели, противоположной грехам против восьмой заповеди? Такая добродетель, предлагаемая Евангелием, не как должность всем, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенная нестяжательность, или отречение от всякой собственности. Если хочешь быть совершенными, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небе. ( Мф. 19:21 ). Исполнил ли кто этот совет Господа? Весьма многие ради Господа отказывались от богатства и разделяли его бедным. Так, святой Антоний Великий , услышав в храме слова Господни, сказанные богатому юноше, принял их ъ своему сердцу так, как бы они лично ему были сказаны, – раздал имение свое бедным, удалился в пустыню и сделался основателем монашества на Востоке. Св. Николай Чудотворец, получив от родителей наследство, раздал его бедным. Св. Павлин, епископ Ноланский, также раздал все имение бедным, и когда все удивлялись этой великой жертве, смиренно сказал: «я подобен борцу, приготовляющемуся к борьбе, или человеку, желающему переплыть реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Сегодня вспоминается апостол Тимофей, верный ученик святого первоверховного апостола Павла. Вот что Павел пишет в своем письме к Тимофею: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего; а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» ( 1 Тим.6:10-11 ). Что такое сребролюбие и какая в нем опасность для выздоравливающего алкоголика? Апостол Павел пишет: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1 Тим.6:6-8 ). Если я и заработал сколько-нибудь денег в жизни, то все главное, что у меня есть, я получил даром, по любви и щедрости Божией: саму жизнь, здоровье, семью, таланты и способности, наконец, трезвость. Сегодняшний день — это тоже подарок от Творца. Согласно принципам 8й Традиции вся главная работа в содружестве АА осуществляется безвозмездно. «Мы сделали открытие, что на профессиональном уровне деньги и духовность несовместимы. Всякий раз, когда мы пытались поставить на профессиональный (оплачиваемый — авт.) уровень работу по Двенадцатому Шагу, результат был одним и тем же — мы терпели поражение в осуществлении нашей единственной цели» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 185). Итак, «даром получили — даром давайте». Мне нужно научиться видеть нужды других алкоголиков на группе, предлагать свою помощь, беседовать с новичками. В моем окружении, на работе я знаю многих, кого можно было бы пригласить на собрание АА. Но для того, чтобы мои слова звучали убедительно, я должен быть не только трезвым, но и ничего не хотеть взамен от тех, кому я свидетельствую о трезвости. Есть в Содружестве понятие «13-го Шага», когда мои мотивы не чисты, корыстолюбивы, и вместо того, чтобы вести человека к трезвости, я только пудрю ему мозги и так или иначе его использую. Слава Богу, прививка честности, сделанная в Первом Шаге, позволяет мне распознать неправду, корыстолюбивые мотивы. Даже если они появляется, им долго не прожить, потому что, если я не вынесу их на свет Божий, не перепоручу Богу, то моя трезвость (и, следовательно, жизнь) — под большой угрозой. Зато когда я помогаю другому от чистого сердца, ничего не ожидая взамен, я испытываю настоящее блаженство. В эти моменты я чувствую себя взрослым, свободным человеком, преисполненным жизни, готовым делиться ею с другими. Господи, дай мне сегодня испытать такое чувство, пошли мне того, кому я смогу безвозмездно помочь. 5 февраля. Память святителя Павлина Милостивого, еп. Ноланского ( Иак.3:1-10 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Сейсмическая гипотеза не признает и этой относительной всемирности потопа, она утверждает, что в то время, как Ной спасался от наводнения со своим семейством в ковчеге, во всех окрестных странах люди жили своею обычною жизнью: работали, воевали, умирали, рождались. Без сомнения, всякая геологическая гипотеза потопа, как бы она ни ограничивала размеры последнего, является шагом по направлению к Библии: раньше потоп отрицали безусловно, да и теперь еще многие не желают его допустить. Но как смотреть богословам на это явление? Ждать ли им спокойно, что геологи придут, в конце концов, к признанию безусловной всемирности потопа или что, по крайней мере, в науке исчезнут основания для отрицания этой всемирности, или же и им должно идти на встречу геологам и, сообразно указаниям последних, внести изменения в экзегезис священного текста. Библейский текст представляет потоп безусловно всемирным, но должно ли этот текст понимать буквально? Большинство западных экзегетов отвечают на этот вопрос отрицательно. Еще блаж. Августин в одном своем письме к Павлину Полянскому написал: «scripturae mos est ita loqui de parte tanquam de toto» 963 – св. Пи- —251— сание обычно о части говорит так, как бы о целом. Приводят много цитат подтверждающих это положение. Так, в книге Бытия (XLI) при повествовании о голоде, постигшем Египет и окрестные страны при Иосифе, говорится: «был голод во всех землях» (54), «из всех стран приходили в Египет покупать хлеб» (57), никто из комментаторов слово «весь» в этих текстах не прилагал ко всему земному шару. Во второй главе Второзакония Моисей в своей речи так передает слова Господа к евреям, когда они шли на Сигона аморрейского: «с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом» (25). Но, конечно, далеко не все народы даже слышали и знали о евреях, тем менее чувствовали перед ними страх и ужас. О Соломоне говорится, что «все (цари) на земле искали видеть Соломона» ( 3Цар.10:24 ). В книге деяний повествуется, что ко дню пятидесятницы «в Иерусалиме находились Иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами» ( Деян.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слова «…и говорил он о деревах: от кедра, что Ливане до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах…» всеми комментаторами трактуются как описание обширных познаний Соломона в естественных науках — в ботанике, агрономии, зоологии, животноводстве, а также в медицине. Судя по всему, эти области знания на протяжении всей жизни вызывали у него огромный интерес. Это отчетливо чувствуется и по тому, что Соломон (если, конечно, это был именно он, в чем многие библеисты сомневаются) включил в свою антологию «Притчи» и изречения идумейского мудреца Агура: «Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает она вся стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; конь и козел, и царь среди народа своего» ( Прит. 30:24-31 ). Кроме того, и из легенд, и из текста Библии отчетливо видно, что Соломон необычайно любил живую природу и получал удовольствие от наблюдения за повадками различных животных. Он просил купцов доставлять к его двору диковинных зверей и птиц и, судя по всему, устроил при дворце настоящий зоопарк, в котором, помимо водящихся в Израильском царстве барсов, медведей, львов и других хищников, были и всевозможные виды обезьян, павлины, попугаи и т. д. Кроме того, в дворцовом саду Соломона высаживались саженцы растений из Африки и глубинных стран Азии, никак не характерных для Ближнего Востока. Существует и немало легенд о великих познаниях Соломона в медицине. Одна из них утверждает, что Соломон был автором книги, содержащей в себе верные средства исцеления от всех возможных человеческих болезней. Книга эта, согласно легенде, была уничтожена, «так как если бы люди обладали ею, они перестали бы молить Господа об исцелении». Судя по всему, любимым времяпрепровождением Соломона были пиры, участники которых вели между собой философские споры, наслаждались поэзией и музыкой, состязались в изречении притчей и загадывании загадок.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010