Протоиерей Андрей Шабанов: пресс-служба Вязниковского благочиния. Вязниковской слободой владели вдова Фёдора Ивановича Мстиславского Ирина Михайловна и его сестра Ирина Ивановна, которые в 1622 г. и вложили в Никольскую церковь Вязниковской слободы икону Казанской Божией Матери, написанную иноком Николо-Шартомского монастыря (около Шуи) Иоакимом. Об этом событии практически сразу узнал Великий Государь Михаил Федорович (1613–1645). В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что 11 октября 1624 г., по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудес от Казанской иконы Божией Матери». В присутствии членов комиссии совершилось 13 октября два чуда. В этой выписке не названа церковь, в которой находилась Чудотворная икона. Сохранились документы о поездке царя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу. «В декабре 1640 г. ясельнечему И. Биркину и дьяку Г. Пятово было велено «дать в Государев объезд в Вязники под образы да в казну в сани лошадь, в мастерские в двои сани две лошади, да под верхи государевы мастерские палаты подъячему лошадь, крестовым дьякам четырем человекам по лошади, комнатному истопнику лошадь, государеву мастерские палаты истопнику лошадь, государеву мастерские палаты часовнику, да палатным мастерам двум человекам, чеботнику, да шапошнику по лошади». Такое представительство мастеровых людей говорит само за себя. Скорее всего, должны были решаться вопросы, связанные с дальнейшим развитием в слободе кожевенного и льняного производства, отсюда и такой набор представителей Государевой мастерской палаты. Для хозяйственных нужд везли в Вязники и Государеву казну. Все это наводит на мысль, что поездка Государя Михаила Федоровича скорее была выездом вотчинника в свое хозяйство, чем поездкой Царя на богомолье. Эта поездка для слободы имела большое значение. Помимо определения повинных поставок к Царскому столу овощей и фруктов, среди которых преобладали яблоки, огурцы и вишни, поставок меда и рыбы, холста и других ремесленных изделий, вязниковцы использовали приезд Царя, чтобы решить вопросы дальнейшего развития.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Сызрань. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Было время, когда Сызрань украшало множество храмов, только в черте города их было четыре. Главный -Христорождественский - на территории крепости... В Кремле находится церковь во имя Нерукотворного Спаса, а рядом - там, где стоит Казанский собор, на территории Богородицкого девичьего монастыря ещё две церкви: каменная во имя Казанской иконы Божьей Матери (построена в 1741 г.) и деревянная во имя Сергия Радонежского (сгорела в первой половине 18 в.) В 1764 году монастырь упразднили, церковь во имя Казанской иконы Божьей матери сделали приходской и приписали к собору Рождества Христова... К середине 19 в. собор уже не вмещал всех прихожан быстро растущего города. Нужен был новый главный соборный храм. Его заложили 26 июля 1866 г. на месте разобранной Казанской церкви. Был создан попечительский совет, в него вошли настоятель собора протоиерей Арсений Петров Успенский, прихожане: купец Борис Ипатович Колпаченков, городской голова Алексей Иванович Леднёв,старосты церкви - Пётр Григорьевич Серебряков и Михаил Дмитриевич Сысуев, которые и были главными благотворителями. По трём кружкам для приношений на строительство нового храма было собрано более шести тысячи рублей, и в городе закипела всенародная стройка. Наблюдал за строительством архитектор Александр Анатольевич Тамаринский. На строительство собора и каменной колокольни (она стояла отдельно) было потрачено 70 тысяч рублей. 23 декабря 1872 года, через шесть лет от начала строительства, настоятель собора протоиерей Арсений Успенский освятил престол в приделе святого Александра Невского, а через полтора года преосвященный Евгений освящает главный престол - во имя Казанской иконы Божьей Матери... В летописи Казанского собора читаем: " Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября " . Иконы в новый собор писаны мастером Владимирской губернии Вязниковского уезда, села Палехи крестьянином-собственником Николаем Михайловым Сафроновым. За написание 87 икон ему заплачено 3480 рублей, за устройство и резьбу иконостаса заплачено 4500 рублей самарскому купцу Фёдору Андрееву Бычкову. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах - святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Иконы были алатырским мещанином Гусевым масляными красками на железных листах. Они украшали наружные стены собора.

http://sobory.ru/article/?object=07126

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Таким образом в настоящее время в Станках две каменных церкви. В Успенской церкви престолов три: главный – в честь Успения Пресв. Богородицы, в приделах во имя Иоанна Златоустог о (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон обращают на себя внимание: 1) храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом, 2) шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах, 3) древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и 4) икона Похвалы Богородицы – древнего письма. В теплом каменном храме престолов два: главный – во имя Двенадцати апостолов и в приделе во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличаются икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апостола Петра. Из древней утвари сохранился оловянный ковчег, а в библиотеке Евангелие, печатанное при царе Михаиле Феодоровиче. Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1,850 руб.) – 74 руб., от служб и требоисправлений и от земли церковной до 670 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 900 саж., пахотной около 20 десят., сенокосной 13 десят.; план и межевые книги имеются только на сенокосную землю. Приход состоит из села Станков и деревень: Глубокова (½ вер. от церкви), Сингиря (3 вер.), Костенева (2 в.) 128 , Яндов (1½ вер.), Шварихи (2½ вер.), Димакова (3 вер.), Барского Рожина (3 вер.) и Плоскова (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 253 дв., 618 душ муж. пола и 734 женского. В с. Станках имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 82. Старо-Татаровский приход Село Старое Татарово на речке Мстерке находится в 23 верстах от уездного города и в 105 от губернского. По писцовым книгам Суздальского уезда 1628–30 годов село Старое Татарово значится в вотчине кн. Григ. Петр. Ромодановского, в селе церковь Покрова Пресв. Богородицы – строение мирское; при церкви священник, дьячек, пономарь и просвирница; пашни церковной «худые земли» по 20 четв. в поле, сена 15 копен; в селе тогда было 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в настоящее время здесь 60 дворов).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1755 году деревянная Троицкая церковь сгорела и на месте ее в 1755–1768 гг. устроен каменный храм; до 1834 г. он разделен был на теплый и холодный, а в этом году обращен весь в теплый. Престолов в этом храме три: главный во имя Живоначальные Троицы, в приделах во имя Св. Николая Чудотворца и в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. – Над главным престолом в 1834 г. устроена резная золоченая сень на 4 колоннах. Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон ценностью украшений отличаются иконы Живоначальные Троицы и Казанской Божией Матери; тем же отличаются напрестольный крест, сребропозлащенные сосуды, напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе (вес его 1 пуд 26 фунтов), риза, воздух и два покрова, шитые золотом и украшенные жемчугом. В 1762 г. в Нижнем Ландехе сгорела и деревянная церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы. В 1785 г., с благословения Суздальского епископа Тихона, на месте сгоревшей церкви начат постройкою каменный храм. Постройка окончилась только через 20 лет в 1805 г. Храм этот пятиглавый величественной архитектуры и весьма благолепно украшен внутри. Престолов в этом храме три: главный во имя Рождества Пресв. Богородицы, в приделах во имя Праведных Богоотец Иоакима и Анны и Всех Святых. – Придельные алтари помещаются внутри главного за общим иконостасом. – Над главным престолом устроена деревянная резная сень. Из св. икон обращают на себя внимание – Казанская икона Божией Матери в бархатной, низанной жемчугом, ризе с серебряным венцом, Тихвинская икона Божией Матери, которой благословил прихожан преосв. Ксенофонт в 1805 году при освящении храма, Нерукотворенный образ Спасителя, икона Рождества Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе, Нерукотворенный образ – на полотне древнего письма. – Ценностью украшений отличается плащаница (2,000 р.), шитая в Арзамасском женском монастыре. При этих двух церквах одна каменная с шатровым верхом колокольня, построенная в 1774–75 гг. Кроме вышеуказанных церквей в Ландехе есть еще каменная двухэтажная церковь на кладбище. – Построена эта церковь в 1807 г.; престолов в ней два: в верхнем этаже во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в нижнем – во имя Трех Святителей – Василия Великого . Григория Богослова и Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1792–805 гг. построен на погосте существующий ныне каменный храм. Главный престол был освящен во имя св. архидиакона Стефана, придел во имя св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон обращает на себя внимание Казанская икона Божией Матери древнего письма в серебряной ризе. Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: от служб и требоисправлений, процентов с причтового капитала (618 руб.) и от земли церковной до 1,560 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2 дес. 1,292 саж., пахотной в двух полях 23 дес, 1,999 саж., неудобной 7 дес, 41 саж., сенокосной 66 дес. 394 саж. и неудобной 28 дес. 1,376 саж., под церковью и кладбищем 491 саж., а всего 128 десятин 796 сажен; план и межевые книги на землю имеются. Приход состоит из деревень: Налескина (½ версты от церкви), Осинок (5 вер.), Раменья (5 вер.), Слободки (4 вер.), Родионихи (2 вер.), Ставрова (3 вер.), Хмельников (4 вер.), Рыкина (6 вер.), Тимина (2 вер.). Калит (3 в.), Доронова (3 в.), Ковыряихи (2 вер.), Ворошилихи (3 вер.), Федосеихи (2 вер.), Новоселок (4 вер.) и Бортникова (5 верст); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 1,082 души мужеского пола и 1,216 женского. При церкви с 1886 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 51. Дебрский приход Погост Дебри при озере того же имени находится в 36 верстах от уездного города и в 90 от губернского. Существует местное предание, что церковь первоначально существовала в нынешней приходской деревне Мицине и перенесена на настоящее место тогда, когда икона Николая Чудотворца чудесным образом неоднократно переносима была из церкви в лес на то место, где теперь находится погост Дебри. Икона эта будто бы взята была в Московский Успенский собор, а вместо ее написана была копия на деке, сделанной из березы, на которую переносима была икона. – В 1688 году, по преданию, и построен был во имя Николая Чудотворца храм на месте явления иконы среди дремучего леса, где основался и Дебрский погост.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав второю округа входят следующие приходы: Акиншинский, Архидиаконский. Дебрский, Ильинский (в Костином углу), Липкинский, Мстерский. Ново-Татаровский, Пантелеевский, Рыловский, Саварнинский, Сарыевский, Спасско-Ивановский, Старо-Татаровский, Станковский и Шустовский. Акиншинский приход Село Акиншино, Богородское тож, на р. Таре находится в 24 верстах от уездного города и в 100 от губернского. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628–30 гг. отмечено: «в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была, пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино. а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанския воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково». Таким образом первая церковь была построена в Акиншине в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли» по 30 чети в поле, перелогу 10 четей. К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова тож, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья. Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. В дополнение к указанию писцовых книг патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистые Богородицы (здесь не сказано«Казанския») есть придел во имя св. Иоанна Богослова. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию. В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо нее, с благословения епископа Суздальского Иоакима, построена была новая деревянная церковь также в честь Казанские иконы Божией Матери. Сохранилась опись этого храма, составленная в 1780–90 гг. Храм был крыт тесом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, из коих в большем было 11 пудов. Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери (существуют и ныне). Иконостас был в 3 яруса. Местные в нем иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова. Нерукотворенного Спаса. Пр. Илии. Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. – В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. – Ризница была для того времени довольно богатая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Из св. икон, имеющихся в сей церкви, по ценности украшения заслуживают внимание: а) икона Господа Вседержителя, с предстоящими – Богоматерью, Предтечею и двумя Ангелами, древнего письма, украшена сребропозлащенной ризою, весу в коей 49 фун.; икона сия пользуется особенным почитанием прихожан; б) икона Рождества Христова в сребропозлащенной ризе, весом в 82 фун.; в) икона Боголюбской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, весом в 38 фун.; г) икона Казанской Божией Матери, на коей риза жемчужная с стразовой звездой на плече Богоматери. Из утвари: а) Евангелие печати 1744 года, украшенное в 1850 году купцом В. Н. Ясюнинским серебряным, изящной работы, окладом со стразами; б) большой сребропозлащенный потир, одетый снаружи серебряной сеткой, 1803 года, и в) сребропозлащенный с литым Распятием напрестольный крест, украшенный бриллиантами, яхонтами и стразами. Из ризницы: а) риза серебряного газа с накладными, шитыми золотом, крестом и звездою, и б) четыре ризы и два стихаря дородоровые по пунцовому и красному бархату с накладными, шитыми золотом, принадлежностями, и обложенные золотым позументом. Теплая каменная пятиглавая церковь построена, как сказано выше, в 1804 году усердием прихожан. В 1833 году в церкви стены расписаны прекрасными священными картинами; а в 1853 году, вместо кирпичного пола, на средства Шуйского купца Григория Прокопиева Медведева сделан чугунный пол. – В сей церкви два престола: в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Сил Безплотных и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. К Христорождественской церкви приписана кладбищенская Казанская церковь . Церкви принадлежат каменные торговые палатки, с коих каждогодно в пользу церкви получается до 250 рублей. Копии метрических книг с 1780 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, – хранится в церкви. Земли при церкви: усадебной около 3 десятин, сенокосной 6 десятин 710 квадр. саж. и пахотной 41 десятина 1,894½ квадр. саж. Документы на земли, кроме усадебной, имеются и хранятся в церковной ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Казанский кафедральный собор (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — православный храм в Волгограде, является кафедральным собором Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви Содержание История [ править править код ] С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся. Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго — вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева. На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным. Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_кафе...

Леонтия, создал каменные ворота для мон. и на них каменную церковь во имя св. ап. Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители св. князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 г. рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 г. Батыем, в 1382 г. Тохтамышем. Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению св. князя Андрея (см. 18 июня), находится в соборном храме Её имени, построенном в 1866 г. в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2½ арш., а в ширину 1½ арш. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в г. Владимир. В память явления св. князю Божией Матери, в монастыре в 1158 г. установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную св. кн. Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя св. князя. При мон. имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову мон. приписан Покровский , находящийся в 1½ в. от г. Боголюбова; он основан в 1165 г.; здесь хранится современный основанию мон. престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта св. икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится в г. Владимир. Борковская Николаевская пуст., зашт., общ., в Вязниковском y., в 1 в. от сл. Холуя, в 45 в. от г. Вязников. Основана в 1650 г. кн. Иваном Димитриевичем, по завещанию отца своего, кн. Д. М. Пожарского, стоявшего в 1612 г. на этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пуст. находятся особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей свв. угодников, Св. Троицы (древней живописи), пожертвованная в 1772 г. еп. Мефодием, возобновителем пустыни, и св. Николая чудотворца – жертва князей Пожарских. Введенская Островская пуст., зашт., общ., близ г. Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 г. двумя иноками, Сергием и Тимофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010