Письменные известия о ранней истории Л. м. наиболее полно представлены в Новгородской 4-й летописи, созданной ок. 1430 г. Из летописи известно, что деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1389) после литургии 27 мая 1392 г. сгорела, а в следующем году была выстроена, вероятно в камне; 9 июля 1400 г. в мон-ре умер «владычень брат» (т. е. брат архиеп. Новгородского Иоанна (Стухина) ) Василий; в 1403 г. ц. Пресв. Богородицы «подписана бысть» (т. е. расписана фресками); под 1406 г. к упоминанию Илариона , еп. Коломенского, летописец добавляет, что он «бывъ преже игуменомъ Лисицкои лавры»; в 1410 г. архим. Варлаам в Л. м. построил каменную надвратную ц. прп. Варлаама Хутынского; в 1421 г. «владычень ключник с Лисьи горки» Арсений упоминается в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру; в 1429 г. др. кандидат на аналогичных выборах - Евфимий II Вяжицкий - был избран архиепископом из игуменов Л. м. Согласно Летописи Авраамки, в 1457 г. в Л. м. «повелениемь владыкы Еуфимия» была построена деревянная трапезная ц. свт. Иоанна Златоуста (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197), а в следующем году заболевший архиеп. Евфимий поселился в Л. м.; в марте 1458 г. он скончался. Агиограф Пахомий Серб писал, что мн. новгородцы, услышав о смерти архиерея, отправились в Л. м., и «вси путие, иже к тому монастырю ведущии, речным быстринам подобяхуся; вси скорбяху и вси тужаху» (Повесть о Евфимии. 1862. С. 21). Под 1496 г. в Новгородской 2-й летописи игумен Л. м. в перечне настоятелей, принимавших участие в ритуальном обходе Новгорода, назван 5-м (после архимандрита Юрьева мон-ря и игуменов Антониева, Хутынского и Вяжищского мон-рей), что определялось, видимо, не богатством, а авторитетом обители ( Бобров. 1991. С. 97). В XIV - нач. XVI в. Л. м. был связан с домом Св. Софии, в мон-ре проживали «владычень брат» Василий и «владычень ключник» Арсений; дважды представители обители являлись претендентами на Новгородскую кафедру. Настоятель Л. м. Иларион, совершивший паломничество на Афон, в 1396/97 г. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (впосл. епископ Коломенский). Прп. Варлаам после него выполнял игуменские обязанности, в 1410-1419 гг. упоминался уже в качестве юрьевского архимандрита. С именем архим. Варлаама связывается создание летописного свода 1411 г. ( Бобров. Новгородские летописи. 2001. С. 111-128). Другой настоятель Л. м., св. Евфимий II, в нояб. 1429 г. стал Новгородским архиепископом, и его участие в создании различных летописных произведений также не вызывает сомнений у исследователей (Там же. С. 160-237; Он же. 2008. С. 124-151).

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Румовский Александр Иванович; 1738 - 10.11.1786, г. Астрахань), архиеп. Астраханский и Ставропольский. Род. в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Окончил Александро-Невскую ДС. 29 марта 1762 г. архиеп. С.-Петербургским Вениамином (Пуцек-Григоровичем) в Александро-Невском мон-ре пострижен в монашество, определен в семинарию учителем физики. 7 апр. 1762 г. рукоположен во иеродиакона. 2 февр. 1766 г. назначен законоучителем в Сухопутный кадетский корпус. 8 апр. 1767 г. рукоположен во иеромонаха, 6 авг. 1770 г. еп. Тверским Гавриилом (Петровым) возведен в сан архимандрита Вяжищского новгородского муж. мон-ря с одновременным назначением на должность проповедника московской Славяно-греко-латинской академии . 2 февр. 1774 г. в Успенском соборе Московского Кремля еп. Крутицким Самуилом (Миславским) хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского, 27 авг. 1776 г. назначен на Астраханскую кафедру, в мае 1785 г. возведен в сан архиепископа. Восстановил архиерейский дом, консисторию и колокольню, полностью сгоревшие в апр. 1778 г. Открыл в Астрахани ДС. Ходатайствовал перед Святейшим Синодом о передаче семинарии зданий заштатного Троицкого мон-ря, находившегося в Кремле, но его прошение не было удовлетворено. Вместо этого А. нанял для семинарии помещение ведомства астраханской Садовой конторы. В 1782 г. стараниями А. семинария была переведена в 4 просторных каменных флигеля при ц. Входа Господня во Иерусалим. А. участвовал в открытии Саратовского наместничества в 1781 г. и Кавказского - в 1785 г. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у зап. дверей. Опубликованы неск. проповедей А. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 55, 5; Оп. 57, 267; Оп. 66, 251; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 202. Соч.: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. СПб., 1767; Слово при погребении тела графа Алексея Григорьевича Разумовского. М., 1771; Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. СПб., 1771. [Возможно, А. принадлежат: Слово в день коронования императрицы Екатерины II. СПб., 1767; Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига [прививки оспы.- Ред.] СПб., 1769.]

http://pravenc.ru/text/116010.html

н. архитектуре узорочья. Декоративное убранство новгородских храмов 80-х гг. XVII в. гораздо лаконичнее. В 90-х гг. XVII в. в Новгород проникла новая архитектурная мода: воевода Б. И. Прозоровский начал в 1695 г. строительство 3-ярусной ц. Воскресения в Деревяницком монастыре, формы к-рой, очевидно, соответствовали т. н. нарышкинскому стилю. В 1697 г. храм рухнул, и на его месте уже по заказу митр. Иова в 1698-1700 гг. возвели новый собор уникальной для новгородской архитектуры 2-столпной конструкции, с 5 световыми барабанами. Фасады храма украшены наличниками неск. типов, сложный декор выполнен из лекального кирпича разнообразных форм. Все эти черты несвойственны новгородскому зодчеству: вероятно, храм построен мастерами из Поволжья. Комплекс церквей ап. Иоанна Богослова и Вознесения Господня с трапезным корпусом и колокольней Вяжищского мон-ря (1694-1697) отличает не только сложная объемно-пространственная композиция, в которой соединены помещения разного предназначения, но и необычайно богатое убранство фасадов, уникальное для новгородской архитектуры. На фасадах расположены изразцовые фризы, окна обрамляют наличники, полностью сложенные из изразцов, пояски уступчатых нишек с изразцовыми вставками находятся на углах постройки, лопатках, апсидах. К распространенному в рус. архитектуре XVII в., но редчайшему для Новгорода типу восьмерик на четверике относится Покровская ц. в Детинце (1693-1695). Храм входил в комплекс каменного Воеводского двора, возведенный в 90-х гг. XVII в. подмастерьем каменных дел С. Л. Елфимовым. По проекту этого же зодчего был сооружен один из первых каменных мостов на Руси - через Волхов (1697), а также Гостиный двор на Торговой стороне. Елфимов занимался и крепостным строительством: по его проекту в новгородской крепости появилась высотная доминанта - башня Кокуй, им была реконструирована Пречистенская башня Детинца. На Новгородской земле сохранилось значительное количество деревянных построек XVII в. Продолжали строить церкви клетского типа (Благовещенская ц.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Новгородское строительство в 30–50-е гг. XV в. в типологическом отношении было на редкость разнообразным: возводились оборонительные сооружения, жилые, хозяйственные и служебные постройки, часозвоня и колокольни, велись ремонтные работы. Строились церкви достаточно редких типов: сенные, надвратные храмы, а также церкви, соединенные с трапезными палатами — уникальное явление для древнерус. архитектуры того времени. В истории новгородской архитектуры до той поры не было эпохи, столь разнообразной по типологии построек. В 30–40-е гг. XV в. появились первые в новгородской земле каменные храмы в погостах. Кроме того, документы нач. XVII в. упоминают многочисленные каменные погостские храмы, не исключено, что нек-рые из них были построены еще в XV в. В годы архиепископства Ионы Отенского (1458–1470) было построено и отремонтировано около 30 сооружений. Основным заказчиком каменных церквей по-прежнему являлся сам архиепископ, продолживший линию своего предшественника, обустраивая резиденцию архиепископов — Владычный двор, а также возводя храмы в наиболее важных для святителя мон-рях — Отенском и Вяжищском. Строительством городских церквей или храмов в др. мон-рях владыка не занимался — это было делом уличан, частных заказчиков и игуменов. Вполне возможно, что возведение новых построек продолжилось и в 70-е гг. XV в., в годы архипастырского служения Феофила (1470–1479). К сожалению, в летописи в эти годы отмечено только 2 строительных акта, возможно, к 70-м гг. XV в. относится и возведение ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре. Принято разделять все памятники новгородской церковной архитектуры 1430–1470-х гг. на 2 линии: храмы «на старой основе» (Спасский собор в Ст. Руссе 1442 (1441?) г., церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках 1453 г., арх. Михаила на Михайлове ул. 1454 г., св. Илии Пророка на Славне 1456 (1455?) г., Успения на Торгу 1457 г., св. Димитрия Солунского на Славкове ул. 1462 г., Воскресения на Мячине 1463 г. и др.) и «новые» храмы (церкви св. Николая Мостищского мон-ря 1448 г., Двенадцати апостолов 1454 г., св.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Спас на престоле». 3-я четв. XVI в. (ГВСМЗ) С сер. XVI в. получили распространение образы Е., совершающего проскинесис , т. е. в молитвенном поклонении припадающего к стопам Иисуса Христа, восседающего на престоле. Как полагают исследователи, изображения Е. на этих иконах-пядницах могли воспроизводить в уменьшенном виде прижизненный ктиторский портрет, возможно надгробную икону Е. в Вяжищском мон-ре ( Преображенский. 2001. S. 85). Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Вел. новгороде образы Спасителя. Это икона из ризницы Соловецкого мон-ря 2-й пол. XVI в. (ГММК, см.: Христианские реликвии. Кат. 45. С. 174; Спасенные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 16), на к-рой в образе Спаса на престоле воспроизведена композиция одной из древнейших икон новгородского Софийского собора «Спас Златая Риза» сер. XI в. (ГММК) или ее не менее почитаемого списка кон. XIV-XV в.- иконы «Спас на престоле, с припадающим прп. Варлаамом Хутынским» (ГММК). Е. изображен слева, подпись: «о аг Eyфiмue apxienuckon Новгороцки» - располагается под стопами Спасителя, что соответствует древней традиции расположения молитвенных и вкладных надписей. На Е. белый клобук, полиставрион, омофор, епитрахиль и узорчатый подризник зеленоватого оттенка. Др. пример - икона 3-й четв. XVI в. из суздальского Покровского монастыря (ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. Кат. 41), на к-рой Спаситель на престоле изображен в соответствии с изводом иконы «Спас свт. Моисея, архиеп. Новгородского», как он известен по 2 иконам: 1337 г. (с поздней живописью) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) и 1362 г. из придела Рождества Богородицы Софийского собора в Вел. Новгороде. Е. изображен справа, протягивающим руки к стопам Иисуса Христа, облачен в белый клобук с золотыми воскрилиями, крещатые ризы с крупными черными прямоугольными крестами, омофор, золотую епитрахиль и зеленый узорчатый подризник. Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом.

http://pravenc.ru/text/187753.html

возвели столпообразную постройку, на к-рой разместили часы с боем. Важнейшая страница в истории новгородской архитектуры XVII в. связана с деятельностью митр. Корнилия (1674-1695). Владыка много занимался церковным строительством, уделяя особое внимание Зеленецкому мон-рю, пострижеником к-рого он был. В Новгороде были отремонтированы церкви Феодора Стратилата на Щиркове ул., Флора и Лавра, построен новый Знаменский собор (1682-1688), 4-столпный, 3-апсидный, 5-главый, на подцерковье, основной объем к-рого окружают 2-этажные галереи. Завершенные закомарами фасады собора богато украшены наличниками окон, изразцами, на барабанах первоначально находилась орнаментальная роспись. Одним из образцов при строительстве храма стал собор Валдайского Иверского мон-ря, однако зодчие заимствовали нек-рые базовые размеры постройки, существенно изменив композицию плана, структуру и объемно-пространственное решение здания ( Кондратьева. 1993. С. 284-285). Ряд конструктивных и декоративных деталей храма указывает на поволжское происхождение мастеров. В свою очередь Знаменский собор был выбран в качестве образца при строительстве Троицкого собора в Александровом Свирском мон-ре (1695-1698) (Там же. С. 285-298). Типологически близок к Знаменскому храму и Никольский собор Вяжищского мон-ря (1681-1685) - так же 4-столпная 5-главая постройка на подцерковье, окруженная с 3 сторон галереей. Но решение фасадов основного объема церкви более лаконичное, общий монументальный облик храма вызывает ассоциации с памятниками предшествующего столетия. Одно из наиболее важных деяний митр. Корнилия - ремонтные работы в Софийском соборе, в ходе к-рых были выломаны двойные аркады 1-го яруса, находившиеся по осям пространственного креста, растесаны окна, подняты полы и т. п. Основная цель этих работ - расширить пространство интерьера храма и сделать его более освещенным - вполне соответствует представлениям эпохи. Сопоставляя новгородские постройки 50-80-х гг. XVII в. с архитектурой Москвы того же времени, необходимо отметить отсутствие в Новгороде построек, к-рые можно было бы отнести к ведущей для зодчества Москвы т.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Неск. икон Н. было написано для придела во имя Н. (время освящения неизв.) в Успенской ц. на новгородском Торгу. Здание церкви было возведено заново из кирпича «на старой основе» в 1457 г., при еп. Евфимии II Вяжищском, но престол в честь Успения Пресв. Богородицы на этом месте размещался еще в здании, заложенном последним новгородским кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем в 1135 г. (окончено в 1144), при Н. В 1409 г. были устроены каменные приделы: с юга - во имя прп. Алексия, человека Божия (Новгор. летописи. 1879. С. 235; согласно Новгородской IV летописи - в 1399), на средства новгородского посадника Ивана Васильевича; с севера - во имя вмц. Екатерины, по названию престола деревянной церкви, сгоревшей во время пожара 1310 г. Об их архитектуре можно судить по формам юго-вост. пристройки (ныне Алексиевский придел): кубическое простое здание с 3-лопастной аркой на юж. фасаде и апсидой на востоке. При перестройке 1457 г. от прежнего храма был сохранен план 6-столпного 3-апсидного здания. Церковь многократно перестраивалась, ее совр. архитектурные формы относятся к XVIII в., хотя и сохраняют план XII в. (в 50-х гг. XX в. поздние приделы и колокольня были разобраны); в городе она была известна как Успенская «на Козьей Бородке» из-за соседства со скотным рядом. Согласно грамоте 1485 г., Успенская ц. на Торгу имела статус соборного храма ( Макарий (Миролюбов). 1855. С. 44). В день памяти Н., 18 апр., совершались крестные ходы из Софийского собора в Успенскую ц. ( Он же. 1860. Ч. 1. С. 97, 365, 366). Согласно Чиновнику новгородского Софийского собора (1629-1633), крестный ход к Успенскому храму совершался и 11 июля, в день явления чудотворной Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери ; во время крестного хода 18 апр. читались каноны Ржевской иконе и Н. ( Голубцов А. П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 110, 127), на что указывает, ссылаясь на рукописный устав Софийского собора, и архим. Макарий (Миролюбов) ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 366). Согласно церковной описи, составленной 2 нояб. 1685 г., фигуры Н. и кн. Всеволода были изображены на храмовой иконе в иконостасе главного храма. В приделе во имя Н. находились: его образ в серебряном басменном окладе, с венцом и привесом в виде гривенки; небольшой образ создателей храма, кн. Всеволода (Гавриила) и Н., также в серебряном окладе, с венцами и 3 «дщицами», серебряными пластинами, на 2 из к-рых были имена святых, а на 3-й - «летописец о создании храма» (Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док./Сост. И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 211, 225). Согласно сведениям прот. П. Н. Тихомирова, настоятеля новгородского Знаменского собора, в Успенской ц. была икона Н. и свт. Никиты, еп. Новгородского, также постриженика Киево-Печерского мон-ря, на к-рой оба святителя были написаны «в молении», очевидно в 3/4-ном повороте ( Тихомиров. 1891. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Церковь Лазаря 1461 г. и новгородская архитектура времени архиеп. Евфимия II и Ионы//Новгородские древности. М., 1993. С. 38-61. (Архив архитектуры; 4); Петров Д. А. Памятники XV-XVI вв. в Николо-Вяжищском мон-ре//Архитектура и строительство России. М., 1992. 3. С. 22-23; он же. Малоизвестный памятник новгородской архитектуры кон. XV в.//ПКНО, 1992. М., 1993. С. 394-397; он же. Новые сведения об одном забытом памятнике новгородской архитектуры кон. XV в.- ц. Иоанна Богослова в Велебицах на Шелони//Новгородские древности. М., 1993. С. 247-263. (Архив архитектуры; 4); он же. Архиеп. Иона Отенский как ктитор новгородского церк. строительства//RM. 1995. Bd. 8. N 1. S. 114-137; он же. Строительство в Савво-Вишерском мон-ре и архиеп. Иона//Новгородские древности. М., 2000. Вып. 5. С. 113-120. (Архив архитектуры; 11); Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993. С. 139-141; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. С. 92-93, 97; Турова Е. А. К вопросу о деревянных конструкциях в каменных постройках Новгорода XV-XVI в.//Памятники истории, культуры и природы Европ. России. Н. Новг., 1994. С. 117-118; она же. Никольская трапезная Отенского мон-ря (к истории погибшего памятника)//Охраняется государством: 4-я Рос. науч.-практ. конф. «Погибшие святыни». СПб., 1996. Ч. 2. С. 91-97; Гордиенко Э. А., Петрова Л. И. Опись вотчинам новгородского архиерея и церк. утвари 1763 г.: Публ. и коммент.//НИС. 1995. Вып. 5(15). С. 203-295; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 351-378; Соленикова Е. В. Закладные кресты в архитектуре Северо-Запада России. СПб., 1996. С. 7, 17; она же. Новгородская архитектура времени Евфимия II и Ионы//Староладожский сб. СПб.; Ст. Ладога, 1998. С. 115-125; Жервэ Н. Н. Отенский мон-рь//Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 284-290; она же. Утраченные святыни Новгородской земли: Ионо-Отенский монастырь//Петербургские чт.- " 97: Мат-лы энциклопедической б-ки «С.-Петербург-2003». СПб., 1997. С.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Произведения, в разной степени демонстрирующие классицистические живописные начала: иконы «Сошествие Св. Духа» из Духова мон-ря (нач. XV в., НГОМЗ), «Двенадцать апостолов» из одноименной церкви (ок. 1432, НГОМЗ), деисусные чины из Софийского собора (1438), волотовской церкви (все - НГОМЗ) - изящные пропорции, тонкие линии, стройные фигуры, музыкальный ритм, сияющие чистые краски создают поэтичные образы, исполненные мягкости и лиризма. Неизвестно, могли ли такие иконы создавать в новгородских мастерских, хорошо зная московские художественные традиции, или новгородские иконописцы работали в Москве. Отклик на балканское направление в новгородском искусстве без утраты местных черт демонстрируют иконы «Ап. Фома» (1-я треть XV в., ГРМ), «Богоматерь Умиление» (галерея икон банка Интеза, палаццо Леони Монтанари, Виченца). Киноварный фон, стилизованная линейная трактовка, декоративность рисунка, плотность письма, героизация облика сочетаются с размеренным ритмом, точеными ликами, лиричностью и замкнутостью, близкими к фрескам Сковородского мон-ря. Ряд произведений демонстрирует консервативный характер: «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Вяжищского монастыря (ок. 1411 или 1417, ГММК) с энергичной жестикуляцией и экспрессией в многофигурных композициях, «Покров» из собрания А. В. Морозова (ГТГ) с симметрично-геометризированной композицией и динамично направленными скошенными взглядами персонажей, икона «Евангельские сцены» (НГОМЗ) со статичными фигурами и ярким контрастным колоритом. К наиболее ярким образцам, отражающим специфику самобытной культуры Новгорода, относятся 3 краснофонные иконы, исполненные на высочайшем художественном уровне: «Вмч. Георгий» (ГРМ), «Прор. Илия» (ГТГ) и «Вмч. Димитрий Солунский» (Музей икон, Рекклингхаузен). К кон. XV в. новгородская иконопись, подчиняясь общерус. тенденции, становится все более каллиграфичной, миниатюрной и изящной. Ансамбль Софийских святцев-«полотенец» (таблеток, аналойных икон, в НГОМЗ, в музеях Москвы, С.-Петербурга и Лондона) был создан при свт.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной: Е. прямолично в рост, с разведенными в стороны руками - благословляющей и держащей на плате Евангелие (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 188). Прямоличный образ Е. на холсте, на облачном фоне написан на крышке раки Е. 1990 г. в Вяжищском мон-ре, выполненной «тщанием митрополита Новгородского и Ленинградского Алексия» (впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В Вяжищской обители находятся и др. иконы Е. 90-х гг. ХХ в.: работа худож. В. Фирсова в местном ряду иконостаса верхнего храма свт. Николая Чудотворца (в рост, на фоне мон-ря), поясной образ в нижнем храме во имя Е. Керамический образ святителя помещен на вратах монастыря с внутренней стороны (2005). Кроме того, образ Е. введен не только в состав Собора Новгородских святых (икона 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, список с нее кон. ХХ - нач. XXI в. из новгородского Софийского собора), но и в композицию «Собор Псковских чудотворцев», как на иконе кон. XX в. в кафедральном Троицком соборе Пскова. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2; Плешанова И. И. Резные фигуры «старцев» в собр. ГРМ//ПКНО, 1974. М., 1975; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 456-457; Т. 2. С. 102, 302-303; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Преображенский А. С. Архиерейский проскинесис: Спас митр. Киприана и ктиторская иконография XIV в.//RM. 2001. T. 10. S. 76-106; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. С. 344-346. Кат. 121; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 221-227, 277, 315. Кат. 41, 69. М. А. Маханько, Ю. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский

http://pravenc.ru/text/187753.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010