Программа повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры» (72 часа) позволяет получить систематическое представление о Священной истории Ветхого и Нового Заветов, главных моментах в истории христианства, православных Таинствах, житиях святых подвижников Церкви, православной культуре, государственной политике в области образования, познакомиться с современными авторскими методиками преподавания предмета «Православная культура», обменяться опытом преподавания. Целью курса обучения является — подготовка православно ориентированных преподавателей предмета «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Слушатели, успешно окончившие курсы и имеющие высшее профессиональное образование, получают удостоверение о повышении квалификации, выданное Московским государственным гуманитарным университетом им. М.А. Шолохова. Православные миряне, получившие богословскую подготовку, приглашаются пройти курсы повышения квалификации по направлениям специализации: — катехизатор для работы на приходе и в благочинии (144 часа); — катехизатор-преподаватель воскресной школы (144 часа). Обучение проходит в два этапа: — первая сессия (72 часа) теоретическая; — вторая сессия (72 часа) практическая и аттестационная. Между сессиями — четыре месяца стажировки в своем храме, теоретическая подготовка и выполнение практических заданий к аттестации. По окончании обучения выпускники курсов получат удостоверение церковного образца о повышении квалификации. В настоящее время документ разрабатывается Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Документ подтвердит уровень церковного образования у слушателя и даст право занимать штатные должности по направлению церковного служения — катехизатор, катехизатор-преподаватель воскресной школы. Выпускники Высших богословских курсов МДА могут применить полученные знания в различных областях: Для предварительной регистрации нужно заполнить и выслать по указанному адресу анкету в электронном виде. Адрес: 141309, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, МДАиС, ауд. 103, Педагогический кабинет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3333301...

На чём ещё и учиться, как не на текстах Священного Писания, богослужений и молитв? — Вопрос об общецерковной программе и о пособиях для воскресных школ для взрослых — тот же, что и для детских воскресных школ. — Пожалуй, что и ответ будет тот же. — Следует ли предусматривать вне рамок воскресной школы катехизационную подготовку для тех, кто готовится к Крещению? — В большинстве случаев так и происходит. В воскресную школу приходят уже крещёные люди, а школа оглашённых — вопрос особый. Впрочем, они зачастую бывают связаны между собой. Нередко священник поручает проводить огласительные беседы преподавателям воскресных школ. — Каковы должны быть конечные цели обучения в воскресной школе? — Главная цель обучения в воскресной школе — сознательное воцерковление учащихся, через все изучаемые предметы, через поездки и совместные мероприятия привитие им любви к Богу, к Церкви, к Родине. Воспитание в учащихся желания быть истинным сыном Церкви и своего Отечества, жить так, как говорится в молитве: Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу. — Можно ли предусмотреть в системе религиозного образования другие типы учебных заведений, кроме высших? — По сути такие типы учебных заведений уже существуют — это двух-трёхгодичные катехизаторские курсы. Это как бы среднее профессиональное звено образования. На таких курсах готовят преподавателей воскресных школ, катехизаторов, миссионеров. При Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви работают Богословско-педагогичес­кие (катехизаторские) курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Директор курсов — священник Игорь Киреев, руководитель сектора церковно-приходского образования Отдела. Недавно на курсах прошла защита выпускных квалификационных работ, которая показала высокий уровень подготовки выпускников. Главное — чтобы выпускники курсов были практически востребованы на приходах. — Возможно ли сформулировать различия между духовными семинариями с одной стороны, и другими высшими учебными заведениями системы религиозного образования — с другой? — Главное различие в том, что цель духовных семинарий — подготовка священнослужителей, а другие православные высшие учебные заведения открыты для всех, кто хочет получить богословские знания, в какой бы области они ни трудились.

http://pravmir.ru/tseli-i-perspektivyi-r...

Кроме этого, Совет Православного миссионерского общества поручил ему ознакомиться с состоянием миссионерского дела в Японии и Корее с обозрением местных миссионерских учреждений, и в течение многих месяцев он совершал путешествие по обширным просторам Сибири, Китая, Кореи, Манчжурии и Японии. Исполнение такого множества поручений было под силу лишь недюжинному по своим духовным и физическим силам человеку. Отец Иоанн пишет в своем дневнике: «Проехал в Китай и Японию, посетил Сеул, Чемульно, а оттуда прорезал всю Корею к северу с большими неудобствами и лишениями через реку Ялу и горы Манчжурии, мимо знаменитого Тюринчена. Посетил всюду могилы русских воинов, совершил везде панихиды». 274 После наблюдений за жизнью переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке и понимания во всей остроте их духовных нужд, отец Иоанн пришел к мысли о создании в Москве пастырско-миссионерских курсов по подготовке священников и учителей для создаваемых в переселенческих районах приходов и школ. Он издал пособие «Народно-миссионерские и катехизаторские курсы» с подробными программами занятий, с указанием учебников и обширной литературы по этому вопросу. В 1910 году отец Иоанн предпринял еще одну поездку для изучения духовных нужд переселенцев. На этот раз он объехал Туркестан от персидской границы до северных пределов Сыр-Дарьинской области, посетил Семиреченскую и Семипалатинскую области, участвовал в работе Общесибирского миссионерского съезда, проходившего в Иркутске с 24 июля по 5 августа 1910 года. По возвращении в Москву он участвует в организации Высших Богословских женских курсов в Москве и становится их руководителем. А вскоре высокопреосвященнейший Владимир возлагает на него еще одно поручение, назначив председателем Совета по управлению Московским епархиальным домом. С 15 ноября по 15 декабря 1910 года отец Иоанн руководит первыми Московскими епархиальными миссионерскими курсами. В 1912 году протоиерей Иоанн организовывает для Сибири и Дальнего Востока выездные пастырско-миссионерские курсы в Тобольске и Хабаровске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помню, как Алексей Афанасьевич нахмурил брови и с нескрываемым чувством обиды сказал: «Я, батюшка, думаю, что для священника литургика всегда была и будет актуальной наукой. Но я понимаю Вас. Размышлять о богословско-философских вопросах можно и в городском саду, любуясь голубым небом, свежей зеленью деревьев и пением птиц, а чтобы сделать что-то по литургике, для этого надо протереть брюки, и, может быть, не одни». Протоиерей все же оставил книги у Алексея Афанасьевича. После этого он приглашал Алексея Афанасьевича на блины, на пасхальные разговены, но все было напрасно: Алексей Афанасьевич был обижен в лучших своих чувствах!» (6, с.87) Находясь под руководством Алексея Афанасьевича Дмитриевского , Николай Дмитриевич в совершенстве изучил литургические источники. А это дало ему возможность дальнейшей самостоятельной и творческой работе в науке. Вспоминая об этом, Николай Дмитриевич пишет: «По его указанию я переводил Notae Евхологиона Гоара, отдельные места из Архиератикона Габерта и из Собрания литургий Ренодота. Он приучал меня к пользованию трудами Даниеля, Денцингера, и у него я начал переводить патентованный учебник по Литургике Тальхофера» (6, с.88). Неустанный личный добросовестный труд под опытным руководством ученого профессора А.А. Дмитриевского сделал то, что Николай Дмитриевич унаследовал лучшие традиции русской литургической школы, которые он с честью хранил и активно приумножал. Весной 1925 г. Николай Дмитриевич закончил кандидатской сочинение, которое называлось «Происхождение чина агрипнии и его составные части», и представил его в Совет Высших Богословских курсов. За это сочинение он был удостоен ученой степени кандидата богословия с правом соискания степени магистра без новых устных испытаний. Решение Совета курсов было утверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Митрополитом Сергием (впоследствии Святейший Патриарх) 10 марта 1926 года. Обращаясь к источникам и всесторонне разрабатывая их, Николай Дмитриевич в своем кандидатском сочинении показал историческое происхождение главных составных частей всенощного бдения-вечерни, литии и утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Теперь о курсах. Наконец, организационный вопрос закончен: ин­струкция выработана, хотя много было возни с ней [...] я приготовил представление от имени Пр[еосвященного] Венедикта и снарядил о. Макария в Моск­ву к Местоблюстителю, который, по рассмотрении всего в какой-то Ко­миссии у себя, утвердил " Положение " , " Инструкцию " , весь преподаватель­ский состав и нас с А.В.Петровским в должности ректора и проректора (22, X ). Пр[еосвященный] Петр через Макария просил меня написать, как мы оборудовали все дело и добились разрешения. Ему хочется нечто по­добное устроить в Москве [...]. Вообще в Пастырском училище ведется интрига против наших курсов. Слушательницы - крайне правые Зыкова, Луговая и им подобные неблагосклон­но смотрят на о.Чепурина, еще за его " дипломатическую политику " в 1922-23 году; вертятся около " высокоблагодатного " о. Федора Конст[анти­новича] Андреева, носятся с ним как с писаной торбой и всюду разду­вают неблагоприятные толки о Курсах. Снюхались с Пр[еосященным] Иннокентием, настроенным против нас и тоже интригующим. Теперь задумали реоргани­зацию Паст[ырского] училища и тоже не без задней мысли сделать подвох под Курсы... Тяжело, когда " беды " не только " от разбойник " , но и " от сродник " .... Но " Бог не покинет - свинья не съест " [...]. Был у Пр[еосвященного] Венедикта. Предупредил его об интригах Пастырского училища. Он рассказал мне еще нечто большее. Летом велась формаль­ная интрига и против самого Венедикта с целью свалить его, поставить на место Иннокентия, а затем свалить и меня. Все исходит от Беляева, Рудинского (свояк Беляева) и Иннокентия (приписан к церкви Рудинского). В одно из заседаний епископского совета является Рудинский и просит Пр[еосвященного] Венедикта разрешить ему сделать небольшое заявление. Тот разрешает, и Рудинский заявляет, что в епарх[иальном] управлении не все благополучно, что пр[еосвященный] Венедикт поступает неканонично, ут­верждая настоятелем в Морском соборе " кого-то с ветру " и отстраняя действительного настоятеля (Беляева), что Пр[еосвященный] Венедикт не ярко обнаруживает свое Православие в отношении обновленцев и т.п.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Теперь о курсах. Наконец, организационный вопрос закончен: инструкция выработана, хотя много было возни с ней […] я приготовил представление от имени Пр[еосвященного] Венедикта и снарядил о. Макария в Москву к Местоблюстителю, который, по рассмотрении всего в какой-то Комиссии у себя, утвердил “Положение”, “Инструкцию”, весь преподавательский состав и нас с А.В.Петровским в должности ректора и проректора (22, X ). Пр[еосвященный] Петр через Макария просил меня написать, как мы оборудовали все дело и добились разрешения. Ему хочется нечто подобное устроить в Москве […]. Вообще в Пастырском училище ведется интрига против наших курсов. Слушательницы – крайне правые Зыкова, Луговая и им подобные неблагосклонно смотрят на о.Чепурина, еще за его “дипломатическую политику” в 1922–23 году; вертятся около “высокоблагодатного” о. Федора Конст[антиновича] Андреева, носятся с ним как с писаной торбой и всюду раздувают неблагоприятные толки о Курсах. Снюхались с Пр[еосященным] Иннокентием, настроенным против нас и тоже интригующим. Теперь задумали реорганизацию Паст[ырского] училища и тоже не без задней мысли сделать подвох под Курсы… Тяжело, когда “беды” не только “от разбойник”, но и “от сродник”.... Но “Бог не покинет – свинья не съест” […]. Был у Пр[еосвященного] Венедикта. Предупредил его об интригах Пастырского училища. Он рассказал мне еще нечто большее. Летом велась формальная интрига и против самого Венедикта с целью свалить его, поставить на место Иннокентия, а затем свалить и меня. Все исходит от Беляева, Рудинского (свояк Беляева) и Иннокентия (приписан к церкви Рудинского). В одно из заседаний епископского совета является Рудинский и просит Пр[еосвященного] Венедикта разрешить ему сделать небольшое заявление. Тот разрешает, и Рудинский заявляет, что в епарх[иальном] управлении не все благополучно, что пр[еосвященный] Венедикт поступает неканонично, утверждая настоятелем в Морском соборе “кого-то с ветру” и отстраняя действительного настоятеля (Беляева), что Пр[еосвященный] Венедикт не ярко обнаруживает свое Православие в отношении обновленцев и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

9. Гарвардский университет (Harvard University) . Библейские науки в этом многоотраслевом вузе преподаются преимущественно в богословской школе, а также на факультете искусств и наук. Богословская школа нацелена на критическое изучение христианской традиции в сравнении с другими религиями мира. Студенты школы – из 55 деноминаций и имеют самую различную религиозную принадлежность. Школа видит необходимость, чтобы среди учащихся было разнообразие: в «религиозном фоне», этническом составе и в гендерном отличии. Процесс обучения предполагает практические занятия, чтобы по окончании программы выпускники могли работать как лидеры в религиозной жизни (с хиротонией или без нее): как ученые, преподаватели, консультанты, а также – как журналисты, медики, юристы, государственные чиновники. Предметную область специализации студенты планируют сами (как и во многих других американских вузах). Помогают студентам закрепленные за каждым из учащихся университетские консультанты, которые помогают выстроить «учебную линию» предметов. Так, например, магистратура в богословских науках (MTS) предлагает 18 направлений (от буддизма, до религии американцев), но не ограничивает ими студента. Курсы в направлении «Ветхий Завет/Еврейская Библия» такой магистратуры разработаны так, чтобы ими мог воспользоваться как человек знающий древние языки, так и тот, кто кроме английского больше никаких языков не знает. Междисциплинарные курсы направления «Новый Завет и раннее Христианство» предполагают изучение канонической и неканонической литературы, истории и богословия, с учетом древней Срединиземноморской среды, с ударением на герменевтике с учетом «феминистической» интерпретации. Во что углубится студент зависит полностью от желаемого им направления развития. 10. Университет Гранд Каньон (Grand Canyon University) – многоотраслевой вуз, который предлагает разные учебные программы на основе христианского наследия для «критически мыслящих людей». Колледж Свободных Искусств университета предлагает несколько бакалаврских и магистерских программ по направлению «Христианские науки». Среди основных курсов (major) на получение степени бакалавра в Христианских науках (Bachelor of Arts in Christian Studies) есть следующие библейские: «Исторический ракурс Ветхого Завета» (текст, история евр. народа и окружающие события), «Исторический ракурс Нового Завета» (межзаветный период и появление христианства), «Моисей и пророки», «Иисус и Его толкователи» (в особенности, ап.Павел), «Толкование и применение Библии». Получение степени Магистра в Христианских науках с акцентом на пастырство (Master of Arts in Christian Studies with an Emphasis in Pastoral Ministry) предполагает обязательное изучение курсов: «Основания Ветхого Завета» (документы, лежащие в основе, их исторические и богословские структуры), «Основания Нового Завета» (документы, лежащие в основе, их исторические и богословские структуры), «Библейская герменевтика» (на основе евангелических методов толкования и языковых инструментов).

http://bogoslov.ru/article/1169143

4 мая 1925 г. протоиерей Н. К. Чуков писал в дневнике: «На этом времени у меня масса посещений: Преосв[ещенный] Венедикт, иг[умен] Макарий, о. Дмитриевский, о. Митроцкий, о. Платонов, наконец, вчера нарочно созванные гости – Пр[еосвященный] Венедикт, о. Чепурин, Митроцкий и Петровский. Не пришли Аникиев и епископы, из которых Иннокентий еще не приехал из Москвы, а Григорий прислал поздравительное письмо по случаю исполнившейся моей 28-й годовщины священства, где высказывает пожелание “чтобы [мое] служение и неизменно продолжалось и ширилось”, и пишет: “Ваша долголетняя опытность в деле руководства богословским просвещением ставит Вас в первые ряды работников Св. Церкви, на коих внимательно останавливается взгляд любящих дело Божие – с признательностью к ним за прошлое и с упованием, что, по зову Св. Церкви, они усугубят свои труды на Ея благо» . Главное дело жизни протоиерея Н. К. Чукова не пропало, и плоды его Господь возрастил уже в 1925 г. 95 лет назад Петроградский Богословский институт получил свое продолжение в Высших Богословских курсах в Ленинграде, в которые на основании несколько измененного «Положения о Богословском Институте в Петрограде», и с той же программою, были преобразованы Богословские курсы Центрального района Ленинграда. Протоиерей Николай писал: «1 июня/19 мая 1925 г. Понедельник…В это воскресенье исполнилась 1600-летняя годовщина 1-го Всел[енского] собора. По этому поводу на нашем ученом заседании Бог[ословских] курсов проф[ессор] Дмитриевский внес предложение об ознаменовании [годовщины] особым молебном и актом. Порядок молебна был тут же составлен, и затем журналом представили епископу. Там одобрили и распорядились по всем церквам. На курсах у нас соединилось это с годичным актом. Прибыли все 4 епископа, представители общин, слушатели. Служил Пр[еосвященный] Венедикт и 12 священников. Затем я прочел отчет, Дмитриевский и Чепурин сказали речи… После акта продолжалось заседание, на котором я провел вопрос о реорганизации наших курсов в Высшие Богосл[овские] курсы с программой Бог[ословского] Института и трехлетним курсом. Было единогласно принято, избрана комиссия для рассмотрения составленного мною проекта “Положения”. Только еп[ископ] Григорий одиноко высказался против “роскоши” высшего уч[ебного] заведения при острой нужде в псаломщиках и диаконах…Удивляюсь взгляду епископа! » .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

После Февральской революции 1917 г. в КДА происходит ряд перемен в духе революционного времени. Так, 8 марта 1917 г. на заседании Совета КДА было принято решение ввести в его состав доцентов, и.о. доцентов и внештатных профессоров, был восстановлен в профессорском звании и вновь введен в состав Совета В.Экземплярский . В марте 1917 г. на Совете КДА обсуждался проект изменений в уставе Академии. В Киеве в это время начали усиливаться националистические настроения, в связи с чем распространилось движение за «украинизацию» многих сфер жизни. Однако на Совете КДА отмечалось, что быстрое введение украинского языка в богословие пока еще невозможно по объективным причинам (отсутствие разработанной терминологии и проч.). Тем не менее, КДА принимала на себя обязательство по разработке этого вопроса и декларировала возможность преподавания в Академии ряда дисциплин и написания диссертаций на украинском языке. В это же время было принято решение о вхождении КДА в состав Рады объединенных общественных организаций Киева. Одним из «революционных» проектов КДА стало предложение об открытии в Киеве Высших богословских курсов для женщин, с которым в июне 1917 г. выступили профессора Дроздов, Завитневич, Маккавейский, Мищенко, Мухин, Розов, Рыбинский, Скабалланович и др. Совет КДА поддержал это предложение и обратился в Синод с просьбой благословить открытие курсов. Однако начавшаяся вскоре Гражданская война так и не позволила реализовать эту инициативу. В целом, возглавляемая епископом Василием КДА ориентировалась в своей деятельности на политику Временного правительства России. По этой причине Академия демонстрировала неприятие «украинизаторских» проектов новообразованной Украинской Центральной Рады и выступила против ее сепаратистского курса. Несмотря на то, что часть преподавателей КДА проявляла умеренно-националистические настроения, 20 сентября Совет Академии одобрил текст записки, подготовленной профессорами Мухиным и Маккавейским. В ней выражался протест против насильственной «украинизации» и осуждалась политика Центральной Рады. В записке говорилось о недопустимости развала единого Российского государства и выражалась мысль о том, что оптимальным для Украины вариантом политического устройства могла бы стать автономия, но не полная независимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

— Есть ли какие-то требования к слушателям дистанционных занятий? — В целом требования к слушателям очных и дистанционных занятий совпадают: это обязательное присутствие на лекциях, систематическое выполнение заданий, самостоятельное освоение учебного материала на основании рабочих программ дисциплин. — Как изменилась программа курсов? Как подбираются преподаватели? — Программа курсов состоит из более чем десятка дисциплин и включает в себя разделы догматического богословия, пастырского душепопечения, богослужебной практики, миссиологии, сектоведения, церковной социальной деятельности. Курс разделен на базовую и вариативную часть. Базовая часть более стабильна, а вариативная отвечает на актуальные запросы современной практики священника. Например, сейчас в вариативный раздел включены такие предметы, как «Пастырская психиатрия» и «Проблематика оккультизма». При переходе на дистанционное обучения мы, не меняя коренным образом программу, несколько изменили состав преподавателей, стараясь привлечь наиболее компетентных в своих областях специалистов. Это руководители и ведущие специалисты синодальных учреждений, преподавателей духовных и светских высших учебных заведений, профильные кандидаты и доктора наук, опытнейшие клирики г. Москвы. Так, например, предмет «Имущественное положение Церкви в современном государстве» на курсах преподает руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) , а предмет «Социальная деятельность» — председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон. Пастырскую психиатрию читает практикующий врач-психиатр — профессор психиатрии Василий Глебович Каледа. Зачастую время занятия уже закончилось, а слушатели продолжают общаться с преподавателем, узнавая новое и находя ответы на имеющиеся у них вопросы. — Все ли клирики епархии, которые должны пройти курсы, их прошли? Через сколько лет им опять нужно будет пройти курсы? — В соответствии с Положением о курсах клирики Московской епархии один раз в семь лет обязательно повышают уровень своих богословско-пастырских знаний, а также знакомятся с актуальной современной проблематикой жизни нашей Церкви. Число слушателей в год рассчитано таким образом, что когда все клирики пройдут повышение квалификации, у прошедших обучение проходит семь лет после его начала, и начинается новый семилетний цикл.

http://patriarchia.ru/db/text/5876637.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010