Старец Амвросий, как мы уже сказали, руководил и оптинским книгоизданием. При нем вышли подготовленные в Скиту жизнеописание старца Макария (составленное архимандритом Леонидом), шеститомное собрание писем старца Макария (с помощью вдовы И. В. Киреевского Наталии Петровны), новое издание книги аввы Дорофея (подготовленное отцами Климентом и Анатолием), Слова преподобного Симеона Нового Богослова (их же труд по переводу), жизнеописание св. Антония (составленное о. Климентом), «Огласительные поучения» Феодора Студита (перевод отцов Климента, Анатолия и Ювеналия), жизнеописание старца Леонида (позднее значительно дополненное), переработанное архимандритом Леонидом его «Описания Козельской Оптиной Пустыни», жизнеописание архимандрита Моисея , составленное о. Ювеналием, и другие книги, не считая двух десятков брошюр духовного содержания и труда епископа Петра (Екатериновского) «Указание пути ко спасению (опыт аскетики)». 10 октября 1891 года старец Амвросий скончался во время своего пребывания в Шамордине. После отпевания и панихид гроб несли на руках 12 верст до Оптиной Пустыни. Был дождливый день, ветер, – однако свечи в руках идущих не гасли. Сквозь непогоду слышался печальный звон большого колокола с оптинской колокольни. Насельники монастыря с иконами и хоругвями стояли на берегу Жиздры, через которую был наведен временный мост. Похоронен был старец Амвросий рядом с могилой его учителя, старца Макария. Еще при жизни старца Амвросия значительную часть своего иноческого пути прошел будущий старец, скитоначальник о. Анатолий (старший), бывший поначалу духовным чадом старца Макария, а потом по его благословению перешедший к о. Амвросию. С должностью скитоначальника о. Анатолий принял и обязанности духовника. Не было ни одного дела, о котором он не советовался бы со старцем. Когда устроилась под руководством старца Амвросия женская Шамординская обитель, он назначил его духовником сестер, – о. Анатолий стал постоянно ездить туда, исполняя все указания о. Амвросия по Шамордину, где строился Казанский собор и вообще было множество духовных и хозяйственных забот. Старец Анатолий пережил своего учителя лишь на три года – скончался иеросхимонахом 25 января 1894 года на семидесятом году жизни. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Митрополит Иларион: Этому вопросу я посвятил отдельную главу в своей книге об Иисусе Христе. Это первый том из шеститомного исследования под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Также этого вопроса я касаюсь в книге «Иисус Христос», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Если объяснить разницу в двух словах, то две родословные, одна из которых содержится в Евангелии от Матфея, а другая — в Евангелии от Луки, по некоторым позициям сходятся, а по некоторым позициям отличаются. Есть два предположения относительно причин этого различия. Одно предположение связано с тем, что в древнем Израиле существовал так называемый закон левирата, согласно которому если у одного брата, который умер, не было потомства, то его вдова становилась женой другого брата, и другой брат должен был, как говорилось в Ветхом Завете, «восставить семя брату своему» (Быт. 38:8). Так вот, из тех лиц, которые упомянуты в этих родословных, одни были реальными отцами своих детей, а другие — законными отцами своих детей, из-за этого возникли разногласия и путаница. Это одно объяснение. Другое объяснение заключается в том, что Евангелие от Матфея содержит родословие Иосифа, который был законным отцом Иисуса, но не был, как сейчас говорят, Его биологическим отцом. А Евангелие от Луки содержит родословие Девы Марии, Которая была Его Матерью. Такие объяснения существуют в христианской традиции. Вопрос: Почему мы называем Бога Христом, ведь такого имени Божия не существует? Митрополит Иларион: Иисус Христос — это одно из Лиц Святой Троицы. Бог, согласно христианскому вероучению, един, но Он существует в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Иисус — это то имя, которое было дано Богу, когда Он воплотился, то есть когда стал человеком. Это Его человеческое имя. Слово «Христос» в переводе с греческого означает «Помазанник» — этим словом ранние христиане называли Иисуса как Бога и человека в одном лице. Мы употребляем имя Христос не в отношении Триединого Бога, а в отношении Бога, Который стал человеком, то есть когда Бог воплотился, Он принял имя Иисус и прозвище Христос.

http://patriarchia.ru/db/text/5561449.ht...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы 22 декабря, 2016 «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос: Жизнь и учение: В 6-ти книгах. Кн.1. Начало Евангелия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура; Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо, 2016. 799 с. Первая часть шеститомного труда митрополита Илариона (Алфеева) принадлежит к числу книг, без которых невозможно представить себе круг чтения современного человека. По словам автора, «эта серия книг об Иисусе – не столько для укорененных в Предании Церкви православных христиан, сколько для неверующих, сомневающихся и колеблющихся». Владыка Иларион занят самым сложным делом: преодолеть границы непонимания, поверх барьеров и препон заговорить с людьми разных убеждений, ни к чему не призывая прямо, не разделяя собеседников на понимающих и скептиков. Первая книга будущего шеститомника покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий, в ней также рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях, о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем. Отдельные главы посвящены пророческому суждению Иисуса, взаимоотношениям между Иисусом и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. Книга владыки Илариона адресована не только людям разных убеждений, но и приверженцам различных читательских практик: от тех, кто настроен на вдумчивое освоение научных трудов либо интеллектуальных популяризаций разных наук и учений, – до почитателей занимательных изложений исторических событий, тревелогов и семейных историй. Глубоко различные, иногда, по видимости, не совместимые друг с другом жанровые начала связаны в книге тугим морским узлом. Сущностный центр труда владыки Илариона – Православие, данное в восприятии современного человека, обращенное к нему всею совокупностью разнообразных смысловых уровней: от строгого и последовательного изложения новозаветного предания до бытовых подробностей земной жизни Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Год, отпущенный смоковнице, — это весь промежуток времени между Первым и Вторым Пришествием Сына Божия. В течение этого времени Сын Божий через созданную им на земле Церковь будет вести людей по пути покаяния, проявляя по отношению к ним милость и долготерпение: Покаяние есть врачевство, истребляющее грех; оно есть дар небесный, чудес­ная сила, благодатию побеждающая силу законов, почему оно ни блудника не отвергает, ни прелюбодея не отгоняет, ни пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни поносителя не отметает, ни хулителя не гонит, ни гордеца, но всех изменяет... Когда Бог долготерпит грешникам, то имеет двоякую спасительную цель: с одной стороны Он ищет чрез покаяние спасения им самим, а с другой — предуготовляет благодеяние для их потомков, которые будут успевать в добродетели. Бог, повторю опять, долготерпит, чтобы и сам грешник покаялся, и своим потомкам не заключил пути ко спасению, потому что, хотя сам грешник и остается нераскаянным, Бог часто щадит корень, чтобы сохранить плоды, часто же... исправляет и самый корень; а когда последний подвергается окончательной порче, то Бог отсрочивает наказание, ожидая, чтобы другие спаслись чрез покаяние (Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 7 (PG 49, 323–324). Рус. пер.: С. 359) . Долготерпение Божие не имеет пределов. Однако по отношению к человечеству оно действует во временных рамках человеческой истории, а по отношению к каждому конкретному человеку — в пределах его жизни. Однако окончательный итог жизни каждого человека зависит не только от Бога. В значительной степени он зависит от воли и выбора человека — от того, последует ли он за Ним, захочет ли исполнять Его волю и жить по Его заповедям. Это фрагмент из книги митрополита Илариона (Алфеева) — четвертого тома из шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение». Четвертый том серии посвящен притчам Христа. Заголовок, анонс статьи и подзаголовки даны редакцией . Читайте также: Богословие Великого понедельника На заставке фрагмент фото mlhradio/flickr/CC BY-NC 2.0

http://foma.ru/besplodnaya-smokovnitsa.h...

Он (устав. — A. C.) сделался, подвергаясь в разное время известным изменениям, единственным обязательным для всего западного монашества уложением… Объединить монашествующих, собрать их под сенью одного общеобязательного правила, внести в их среду один всем общий порядок — вот цели, которыми задавался св. Бенедикт, приступая к составлению своего «Правила». Но он не сразу пришел к этой мысли, а сначала и сам подчинился современному направлению. Он, можно сказать, сам пережил главнейшие виды монашеской жизни, начав с затворничества. Но скоро он убедился личным опытом в несовершенстве существующих форм и создал свое знаменитое «Правило». Таким образом, «Правило жизни монашеской» — лучший источник для ознакомления с духом западного монашества. С другой стороны, оно раскрывает перед нами внутренние убеждения, душу самого законодателя. «Оно является как бы зеркалом, в котором целиком отражается душа св. Бенедикта; так лучи благодетельного светила, отраженные и умноженные прозрачною и движущеюся поверхностью воды, становятся более доступными для взоров созерцателей». Иванов К. А. Средневековый монастырь и его обитатели. СПб., 1910, с. 31—33. 389 Имеется русский перевод: Сет. Феофан Затворник. Древние иноческие уставы. М., 1994, с. 591—653. Данный перевод мы корректируем по изданию: Saint Benoit La Regle des Moines. Textes latin et francais. Traduction, introduction, notes par Ph. Schmitz. Namurci, 1948. Учитывается также и фундаментальное шеститомное издание этого «Устава»: La Regle de saint Benoit, t. I-VI. Ed. par A. De Vogüe et J. Neufville//Sources chretiennes, N 181—186. Paris, 19711972. Первые два тома данного издания включают в себя обширнейшее введение и текст с подстрочными примечаниями; третий содержит описание и анализ рукописной традиции «Устава», а остальные — подробнейшие комментарии, являющиеся, по сути дела, глубокими научными исследованиями, посвященными различным аспектам истории древнего, преимущественно западного, монашества. При ссылках на данное издание латинскими цифрами в скобках будут указываться номера томов, а арабскими — страницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

А так как сразу изменить дела нельзя, то ближайшим образом надлежит христианским народам воспитывать молодыя поколения в истинно-христианском духе, в духе всепрощающей любви, в духе, чуждом противнаго христианству эгоизма... При этом условии, по крайней мере, в будущем (хотя бы и отчасти отдаленном) последний стал бы все более и более отступать назад, а вместо него выдвигалось бы начало противоположное, – о войнах и разделах не пришлось бы уж так часто или даже и вообще слышать..., наступило бы, наконец, царство мира, «мира вечнаго»... Но исполнятся ли наши чаяния или нет, определенно сказать, конечно, нельзя, хотя, поскольку известна нам человеческая природа, как такая, мы скорее, разумеется, склонны ожидать отрицательнаго на вопрос ответа. Однако, мы искренно были бы рады, если б обманулись, т. е., если б человечество в будущем настолько изменилось к лучшему, настолько стеснило свой эгоизм, что все дела стало бы решать единственно в духе и по руководству любви, любви христианской... «Qui vivra, verra»... А. Бронзов. 7 октября 1890 г. 1 «Толковое Евангелие. Кн. вторая. Евангелие от Марка и от Луки… С предисл. и подробными объяснит. примечаниями Архим.» (после епископа) «Михаила». Москва. 1871 г., стр. 264. 2 «Новое Время» 1989 г. 1 июня, N 7994: «Новости военной литературы» (фельетон: статья «А-та» по поводу «шеститомного сочинения И. С. Блиоха: Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях»). 16 Подробности по вопросу «об отношениях человека к ближним» по «христианскому учению» см. в нашей статье, посвященной выяснению этого и помещённой в «Христ. Чт.» за 1897 г. (ноябрь). Чит. также нашу актовую речь о «Христианской любви, как единственно истинном принципе человеческих взаимоотношений» («Христ. Чт.» 1899 г., март). 22 См., напр., в «Церков. Вестник» 39; 1899 г.; 30 сент., стр. 1393, 1394) о «печальных плодах безрелигиозного воспитании во Франции». 23 Напр. На Филиппинах, – лишь только после испано-американской войны был низвергнут существовавший дотоле порядок вещей, – заявила себя фальшивая свобода вероисповедания, началось удаление духовенства, война против монастырей и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Архив Пн В Москве состоялась презентация книги митрополита Волоколамского Илариона «Агнец Божий» 13 сентября 2017 г. 12:59 11 сентября 2017 года в Доме книги «Медведково» в Москве состоялась презентация книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона «Агнец Божий» пятой из шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение». Обращаясь к собравшимся, митрополит Иларион отметил, что в церковной традиции существует много работ, посвященных Иисусу Христу, Его учению, жизни, смерти и воскресению и, как правило, в этих работах Евангелие рассматривается с богословской точки зрения. «Я в этой книге отталкивался, прежде всего, от истории жизни Иисуса Христа и стремился показать Его как реального человека, но в то же время, как человека, который был Богом. Евангелие от Иоанна, как никакое другое, раскрывает божественную природу Иисуса Христа. Оно начинается со слов " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " (Ин. 1:1). И под Словом здесь понимается Сын Божий, Который пришел на землю и стал человеком», сказал митрополит Иларион. Книга «Агнец Божий» рассматривает тот материал из Евангелия от Иоанна, который не имеет параллелей в других евангелиях. Сквозной темой этого текста является утверждение веры в то, что Иисус Христос Бог воплотившийся. Это исповедание веры в конце четвертого Евангелия звучит из уст одного из учеников Иисуса, Фомы, обращающегося к Учителю – «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). «Евангелие от Иоанна построено так, чтобы каждый после прочтения сказал об Иисусе Христе: " Господь мой и Бог мой " , то есть признал в Нем Бога воплотившегося», подчеркнул ректор Общецерковной аспирантуры. По окончании выступления митрополит Иларион ответил на вопросы собравшихся. В беседе с корреспондентом пресс-службы Общецерковной аспирантуры читатели и представители СМИ отметили, что книга «Агнец Божий» вызвала у них особый интерес, поскольку в этой работе впервые в подобного рода литературе доступным языком рассматривается рассказ любимого ученика Иисуса, который прошел с Ним весь путь Его общественного служения и сумел передать живой образ Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/5009541.ht...

Именно такой истории бескомпромиссно и самоотверженно служили профессора Московской духовной академии – Е. Е. Голубинский , А. П. Лебедев , Н. Ф. Каптерев , В. О. Ключевский и другие. Но даже архиепископу Никанору (Бровковичу) , философски образованному и самостоятельно мыслящему богослову, подобный критицизм казался непозволительной крайностью, – а что уж говорить о противниках более ограниченных и своекорыстных. Уподобление истории гимнографии – спокойнее и благонадежнее… Характерно, что среди подлинных тружеников церковно-исторической науки проявилась удивительная солидарность: митрополит Макарий (Булгаков) , видный и вполне официозный историограф, своим авторитетом поддержал таких представителей критического направления, как проф. Е. Е. Голубинский и проф. П. В. Знаменский , несмотря на то, что первый фактически выступал его конкурентом. П. В. Знаменский (1836–1917) – питомец Казанской духовной академии, где испытал мощнейшее влияние нравственно-религиозного максимализма А. М. Бухарева , обаяние критицизма известного историка М. Я. Морошкина, а также Г. З. Елисеева – ученика А. В. Горского, ставшего позднее известным публицистом, и особенно А. П. Щапова . Щапов, с его критическим настроем к византизму, бюрократии приказного люда и боярщине, стеснявшим свободное развитие русского народа, с его отношением к расколу старообрядчества, с его идеалами гражданского общества, стимулировал живую работу мысли. «Кратковременное служение А. П. Щапова на кафедре русской истории, несмотря на все недостатки его безалаберного преподавания, – пишет П. В. Знаменский , – имело в истории этой кафедры большое значение. Кафедра эта поднялась тогда до небывалой высоты. Русская история сделалась любимым предметом студенческих занятий» 29 . Примечательно, что А. П. Щапову ректором Казанской академии Иоанном Соколовым вменялось в вину, что он мыслит нефилософски: «Имеет знания и способности, – характеризовал он Щапова, – но голова не философская» 30 . Подлинно философской головой был одно время в Казани архимандрит Зилантова монастыря Гавриил (Воскресенский) , автор вышедшей в свет именно здесь шеститомной «Истории философии» (1837–1840).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Монахи выразили свое согласие с этим судом Собора. Патриарх сделал все возможное, чтобы достичь сознательного консенсуса по этому вопросу. Было указано, что имеются прецеденты принятия в общение в епископском сане таких влиятельных из еретиков, как Маркелл Анкирский, Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарийский, Евсевий Анкирский, Евстафий Виритский и др. - на Халкидонском Соборе; что признана была действительной и хиротония, полученная от еретиков: Мелетием Антиохийским - от ариан, Кириллом Иерусалимским - от Акакия Кесарийского и Патрофила Скифопольского, Анатолием Константинопольским - от Диоскора, Иоанном Иерусалимским - от севериан, большинством отцов VI Вселенского Собора - от монофелитов. Монахи удовлетворились объяснением патриарха. Собор признал вопрос о принятии рукоположенных еретиками достаточно разъясненным; епископам предложили принести покаяние и зачитать свои исповедания веры, и наконец 28 (29) сентября состоялось их принятие в общение. К третьей категории принадлежал лишь митрополит Неокесарийский Григорий, в свое время бывший одним из отцов копронимовского собора 754 г., упорнее остальных державшийся иконоборческих взглядов. Но, по его словам, согласие настоящего Вселенского Собора произвело на него такое впечатление, что он полностью чистосердечно раскаялся и просил у Собора прощения за свои предшествующие заблуждения. После серьезного обсуждения было постановлено все же поверить его раскаянию и принять его в сущем сане. После этого Собор приступил к вопросу об иконопочитании. Была проведена серьезная исследовательская богословская работа, подготовившая основания для ороса. Каждая цитата сверялась с источником. 5 (6) октября был зачитан орос копронимовского собора и чрезвычайно подробное, «шеститомное» опровержение на него. 13 октября на 7-й сессии Собора епископом Таврианским (Южная Италия) Феодором был прочитан орос VII Вселенского Собора. Вот он: «И кратко сказать, мы храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания.

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

В телевизионной передаче «Церковь и мир» на канале «Россия-24», помимо беседы с журналистами, есть еще небольшой раздел «Ответы на вопросы телезрителей». Я отвечаю, конечно, только на некоторые вопросы, а присылают их очень много. Так вот, с сожалением должен сказать, что 90 процентов вопросов – это вопросы совсем не о том, о чем я говорил в передаче. Это вопросы ритуального характера: какой надо носить крестик – золотой или серебряный? как нужно передавать свечку – правой рукой или левой? Такие вопросы у меня в голове вообще не возникали. Я иногда не знаю, что ответить. Я не знаю, какой рукой надо передавать свечку: правой или левой. Но меня поражает, что люди, видя человека в рясе на экране телевизора, как бы действуя под влиянием некоего инстинкта, считают, что вопрос надо задать именно такой: что можно есть в пост, какой рукой нужно передавать свечку, какой крестик носить и так далее. Это меня очень огорчает и удручает. В шеститомном исследовании «Иисус Христос. Жизнь и учение» я обратился к тому, что составляет самую сердцевину нашей веры. Это Иисус Христос. Это то, о чем говорил апостол Павел. Он не говорил, что если люди не будут посты соблюдать, то тщетна будет их вера. Он не говорил, что если люди будут свечи не так ставить, то они Царства Небесного не увидят. Он говорил: «Если Христос не воскрес» (Кор. 15, 14), то есть если вы в воскресение Христово не верите, тогда ваша вера тщетна. Христос является сердцевиной нашей веры, и я думаю, что самое главное в нашей жизни, что мы можем обрести, – это обрести Христа, установить с Ним живую связь, понять, как Он может помогать нам в нашей жизни. Это то, ради чего я писал эти книги, ради чего я пишу музыку, ради чего я проповедую и в храме, и с экрана телевизора, и везде, где только можно. Я хочу донести до людей живую личность Иисуса Христа, потому что я уверен, что человечество никогда не произвело на свет ничего более прекрасного и совершенного. И именно Иисус Христос является тем идеалом, на который может ориентироваться каждый человек. Причем я даже думаю, что вне зависимости от степени воцерковленности и даже вне зависимости от вероисповедания.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-k-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010