Как и многие другие деисты, скептики и атеисты, Вольтер заостряет внимание на проблеме зла. Но тем самым он подрывает собственную позицию. Ибо, как мы могли бы решить, что несправедливость в конечном счёте не будет исправлена, если не постулируем существование окончательного эталона справедливости? Но если Бог в конечном счёте справедлив, то проблема зла решена. То безнаказанное зло, которое мы видим, есть лишь временная несправедливость. Коль скоро Бог совершенно справедлив, Он исправит всякую несправедливость в то время, которое для этого изберёт (см. проблема зла). Дилемма Вольтера оказывается ложной. Ведь тот факт, что зло все ещё не уничтожено, не означает, что так и будет. Коль скоро Бог всеблаг. Он хочет уничтожить зло. Коль скоро Бог всемогущ, Он может это сделать. А коль скоро Ему присуще и то, и другое, но зло ещё не уничтожено, оно будет уничтожено. Мыслителям «эпохи °Просвещения» свойственно было выступать против несправедливости преисподней. Но их предполагаемый эталон высшей справедливости именно этого и требует. Иначе высшей справедливости не было бы, и Бог в конечном счёте оказался бы несправедливым, а Он должен быть справедливым, поскольку сама концепция несправедливости требует существования высшей Справедливости. Типичной для того периода была и негативная библейская критика. Однако эта критика основывалась на неоправданном отрицании всего сверхъестественного и может быть названа «доархеологической». Библейские тексты с тех пор получили множество существенных подтверждений (см. Ветхий Завет: археология; Книга Деяний: историческая достоверность; Новый Завет: археология; Новый Завет: историческая достоверность). Как и другие, кто принимает для истории религии необоснованную гипотезу об эволюции от анимизма к энотеизму, а затем к политеизму и к монотеизму, Вольтер поддался на пропаганду той идеи, будто бы ветхозаветный Бог был мстительным родовым божеством, в отличие от новозаветного Бога любви. Фактически же, о любви и милосердии Бога гораздо чаще говорится в Ветхом Завете (см., например, Быт. 43:14 ; Исх. 20:6 ; Чис. 14:19 ; Вт. 7:9; Пс. 135 ; Иона 4:2 ). А самые суровые предостережения о вечном наказании встречаются в Новом Завете (например, Мф. 25:41 ; Лк. 16:19–31 ; Отк. 20:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Неудивительно поэтому, что мы в древнейшей истории израильской встречаем наряду с меновой торговлей и деньги в качестве средства платы. Раб Саула имеет при себе ¼ сикля ( 1Цар.9:8 ). Домашний священник в Михи по Суд.18:10 , ежегодно получает 10 сиклей. И в дальнейшем законодательстве деньги всюду предполагаются (ср. Исх.22:6 ). Как покупная цена за жену, так и всякие штрафы платятся деньгами, Исх.22:15 и д. 21:36 и др. Напротив, различные приношения святилищу доставлялись in natura ср. Вт.14:24 (живущий вдали от святилища может перевести свою десятину на деньги, но должен при святилище купить за эти деньги необходимых продуктов), Лев.27:13–15–19 . Впрочем, в допленное время денежная плата состояла исключительно в том, что благородный металл отвешивался, ср. Быт.23:16 ; 3Цар.20:39 ; 4Цар.12:12 ; Иер.32:9 и д. Ис.55:2 . Только после плена входят в употребление действительные, чеканенные монеты, именно персидские дарикии драхмы. Составить отчетливое представление о стоимости вещей и денег, в виду скудости свидетельств, естественно, трудно. Только в общем очевидно, – как дает основание предполагать и социальное развитие народа, что стоимость предметов продажи в период царей сильно возвысилась. Приведем здесь ряд примеров, которые частью интересны сами по себе, частью могут служить к сопоставлениям с отношениями стоимости денежной у других народов. Давид покупает ( 2Цар.24:24 ) гумно Орны (т. е. вероятно, то место, где позднее были построены храм и крепость) и пару волов за 50 сиклей серебра (1 сикль=2,50 марки). Амврий ( 3Цар.16:24 ) приобретает гору, где затем был построен город Самария, за 2 таланта сереб. (6000 сиклей). Иеремия (32:9) покупает в Анафофе поле, величина которого для нас, впрочем, остается неизвестной, за 17 сиклей серебра. Если, напротив, Авраам приобретает погребальную пещеру около Хеврона за 400 сиклей, то здесь показана чрезвычайно высокая цена. После того как, во время ужасного голода в Самарии, ослиная голова ценилась 80 сиклей серебра, 4Цар.6:29 , Елисей возвещает скорое прекращение бедствия словами: «завтра сеа (приблизительно – 12 литров) пшеничной муки будет продаваться по сиклю, а сеи ячменя – по 1/2 сиклю, 4Цар.7:1 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             18 листопада 2011 р. 20:42 Митрополит Волоколамський Доля християн Близького Сходу — тема для Великого Собору [Ihmepb " ю] Московський Кирил завершив цього тижня до та де молився духовенством та Церкви про мир на Близькому з державними та Супроводжуючий Предстоятеля Церкви в митрополит Волоколамський з кореспондентом «Новости» першими висновками за (рос.) 17 листопада 2011 р. 18:00 Митрополит Волоколамський Кирила в як режиму Асада [Ihmepb " ю] 12-15 листопада Кирил - Предстоятель Церкви як з так з державними Супроводжував митрополит Волоколамський в " ю про та про загрози, з якими стикаються християни на Близькому (рос.) 1 жовтня 2011 р. 16:30 Миколай Балашов: У Буковини чому повчитися монастирям [Ihmepb " ю] 1 жовтня 2011 року Первосвятительський Московського Кирила на Буковину. коментар дав заступник голови церковних зв " Московського Миколай Балашов. (рос.) 14 липня 2011 р. 18:14 В.Р. Легойда: тиску умови, за яких проблема церковного розколу в може бути [Ihmepb " ю] Про заплановану на липня Московського Кирила в про в та про майбутню та Церков в " ю кореспонденту правди» Борису Клину голова Синодального Церкви В. Р. Легойда. 5 травня 2011 р. 17:20 В.Р. Легойда: З точки зору християнства в словах про те, що — [Ihmepb " ю] Московського Кирила до голова Синодального В. Р. Легойда дав " ю порталу (рос.) 14 липня 2010 р. 12:30 В.Р. Легойда: вклонитися святиням [Ihmepb " ю] Про Московського Кирила на в " ю берег» голова Синодального В.Р. Легойда. 29 2010 р. 18:25 Протоиерей Всеволод Чаплин: «Неслучайно соборный разум нашей Церкви избрал Патриархом яркого и сильного человека, способного вести людей за собой» [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы портала «Православие и мир» об итогах первого года Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/22...

Так как употребление имени Ваал в его нарицательном значении могло наталкивать народ на ложное представление об Иегове и на забвение им нравственных обязательств перед своим Богом, то в мессианское время Израиль будет бояться осквернять себя даже произнесением имени ваалов (Keil на Ос.2:16 ; E. König, Hauptpr., 35–37; Robertson, 127–128; Бродович, 94–95; Еп. Палладий, 20–21). 236 См.: справедливое замечание Nowack’a (Zukunftshoffnungen 44), что без обращения жены к своему оставленному мужу весь рассказ 3-й главы был бы бесцелен. 238 Соображение (Volz’a, 32), что в ст. 5 при упоминании о восстановлении царской династии Давида не выдерживается образ брака (союза между двумя лицами), так как через то вводится посредствующее лицо (царь Давид), недостаточно для признания неподлинности этого упоминания. Раз будущее состояние Израиля изображается пророком в виде дарования ему разных внешних и внутренних благ, то ничто не возбранять apriori представлять среди этих благ дарование Иеговой Своей супруге, народу израильскому и таких благ, которые соединялись с царством Давида. С точки же зрения того распределения содержания пророческой книге, которое было нами сделано, упоминание о будущем главе и царе объединенного народа соединяется с идеей брака и внутренним образом, так как уже из Ос.2:19–23 мы видели, что в роли стороны, обручающейся с Иеговой, является именно объединенный под единой главой Израиль и что, стало быть, «единая глава», «царь Давид» вовсе не составляют в образе брака чего-либо излишнего. 241 «В последние дни» евр. bbeacharîm hajomîm. Beacharîm в противоположность reaschîm значит конец в противоположность началу (Вт. 11:12; Ис. 46:10 ), и в частности мессианское время (Hengstenberg, 328; Möller, 101: Бродович, 128). 243 Что отдел Ос.6:1–3 изображает не простое скоропреходящее покаянное настроение грешников (как думает Volz, 33, Nowack, Valeton и др.), а серьезное обращение Израиля к Иегове, это видно из следующего: а) угроза, заключающаяся в Ос.5:14 , представляется в высшей степени напряжения («растерзаю и уйду, и никто не спасет»), б) Иегова отрекается решительно от Израиля (15 а); возможность восстановления прежнего союза обусловлена также решительно полным раскаянием грешников и возвращением к Иегове (15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             14 березня 2013 р. 20:05 Митрополит Волоколамський знедоленим у [Ihmepb " ю] 14 березня в церковних зв " Московського голова ВЗЦЗ митрополит Волоколамський для та низки На з представниками зокрема, були питання, що стосуються обрання нового Папи Римського та перспектив розвитку православно-католицького (рос.) 4 березня 2013 р. 11:17 Митрополит Волоколамський би висловити на те, що наступний Папа Римський буде, в хорошому слова, [Ihmepb " ю] 2 березня гостем програми «Церква на 24», яку веде голова церковних зв " митрополит Волоколамський став католицький богослов священик Дестивель. (рос.) 17 лютого 2013 р. 19:50 " ю митрополита Волоколамського в суботу» [Ihmepb " ю] Голова церковних зв " митрополит Волоколамський у з Брильовим, яка була показана в в суботу» на 1», торкнувся теми на Папи Римського Бенедикта XVI, а також православно-католицьких (рос.) 11 лютого 2013 р. 11:40 Митрополит Волоколамський Захист моральних — це поле, на якому ми з Римо-Католицькою Церквою [Ihmepb " ю] 9 лютого гостем програми «Церква що виходить на 24» яку веде голова ВЗЦЗ митрополит Волоколамський став Надзвичайний Повноважний Посол у О.О. (рос.) 28 грудня 2012 р. 18:35 Православ " я по-тайськи: Бангкок, Пхукет, " ю з представником Церкви в Олегом [Ihmepb " ю] 20 грудня в Бангкоку було звершено освячення закладного каменя в основу нового храму. Про храму пастви в представник Церкви в Олег (рос.) 10 грудня 2012 р. 10:50 Митрополит Волоколамський що гаслами, можна перемогти лише зусиллями влади [Ihmepb " ю] 8 грудня гостем програми «Церква яку на 24» веде голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський став богослов Салман.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/86...

§ 4. М. – ценнейший источник по истории Византии, Ирана, аваров, тюрков во второй половине VI в.; сведения о славянах и антах гораздо малочисленнее и менее информативны: основная часть фрагментов М. содержится в так называемых «Извлечениях о послах» (см. ниже, § 15), а Византия практически не имела тогда дипломатических сношений со славянами и антами (ср. Maur. Источники М. лишь в одном случае поддаются совершенно однозначному определению: он использовал мемуары Петра Патрикия (Магистра) о возглавлявшемся им византийском посольстве в Персию в 561/562 г. (фр. 11, 12). Весьма вероятно, что М. использовал сочинение историка Феофана Византийского, писавшего о томже периоде, что и М. (сохранился только пересказ: Phot. Bibl. Cod. 64), или возможно, наоборот – Феофан использовал книгу М., см.: Krumbacher. Geschichte, 243 и сл.; Moravcsik. ВТ, I, 422; Blockley. History, 18. Самостоятельное использование документов засвидетельствовано лишь косвенно (Blockley History, 18 и сл.). Занимая придворную должность (или имея чин) протектора (ср. выше, § 1), М. мог иметь доступ к документам государственного архива (ср.: Veh. Beiträge, 6, 10 и сл.; Blockley. History, 11). Ср. коммент. 25.3. Какая-то часть данных получена, разумеется, изустным путем, на что им некоторые косвенные указания (Blockley. History, 19; ср.: Haussig. Exkurs 305). κκοα (букв, «[я] слышал», фр. 25: de Boor. EL, 455, 31) значит, скорее «[я] читал», как это, по-видимому, уже у Геродота (Hdt. 1.125) (указано А.К. Гавриловым): κοσας τατα – о конфиденциальном письме; Polyb. Ι.13.6: ο κοοντες «читатели» (Досталова. Историография, 34). λγεται (букв, «[как] говорят» многократно используемое у М. выражение, также может быть ссылкой как на устный, так и на письменный источник (Blockley. History, 19); ср. также коммент «54 О возможных случаях аутопсии см.: Haussig. Exkurs, 304 и сл. § 5. Судя по всему, М. любил точность в хронологических указаниях (см. особенно фр. 19: de Boor. EL, 192, 20) и давал их очень часто (Veh. Beiträge 27 Anm. 10). Как правило, он дает датировки по «царскому году», который начинался со дня вступления императора на престол (см.: Dölger. Das Kaiserjahr, 66 и сл. Blockley. History, 6). Датировки по сезонам военных кампаний, столь частые у Прокопия и Феофилакта Симокатты (Higgins. The Persian War, 56), у M. отчетливо не прослеживаются.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             30 2019 р. 08:50 Сербський Проблема може православний у XXI [Ihmepb " ю] 29 по Московським Кирилом Сербський на запитання (рос.) Фото 27 2019 р. 13:17 Митрополит Волоколамський Константинопольський втратив свою у Вселенському Православ " [Ihmepb " ю] 26 на «ТВЦ» вийшов черговий випуск «Постскриптум», в та за межами. Гостем автора ведучого програми Пушкова став митрополит Волоколамський голова церковних зв " Московського 26 2019 р. 14:11 Те, що в — Так бути не повинно! [Ihmepb " ю] " ю Церкви (Православна Церква Чеських земель Словаччини). 23 2019 р. 10:28 Митрополит Волоколамський В отримали Константинополя [Ihmepb " ю] 19 в «Церква що виходить на по суботах голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на запитання телеканалу Катерини (рос.) 14 2019 р. 13:04 Митрополит Волоколамський Руська Православна Церква народжена в а не в чи [Ihmepb " ю] Голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський дав " ю англомовному телеканалу RT. (рос.) 11 2019 р. 13:14 Константинополь на права [Ihmepb " ю] Калмицький дав " ю телеканалу «Царград». (рос.) 10 2019 р. 18:10 Митрополит Волоколамський розколу в Православних Церков може зберегтися на або [Ihmepb " ю] 5 в «Церква що виходить на по суботах голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на запитання телеканалу Катерини (рос.) 9 2019 р. 18:37 В.Р. Легойда: тягнуться до Православ " я [Ihmepb " ю] Про церковний в його з появою церкви в про деструктивну та до Православ " я порталу Baltnews.ee голова Синодального Церкви з В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Если же небо в Быт. 1:1  может иметь только символическое значение, то под сотворением его нет ничего естественнее разуметь создание мира духов, непричастных материи, а принадлежащих в особенном смысле, – именно в силу особого образа творения, – к области жизни божественной. Авторитет св. ап. Павла ( Кол. 1:16 ), в своем мировоззрении опиравшегося, конечно, на ветхозаветное библейское учение, окончательно убеждает нас в том, что создание Богом мира духов на ряду с видимым миром или прежде него есть факт, утверждаемый свящ. бытописанием, и что он прикровенно передан бытописателем только по опасению, как бы не подать повода современным ему евреям к обоготворению ангелов 278 . Другое, хотя также не вполне ясное, указание на создание ангелов, можно находить в заключительных словах бытописателя о мироздании: «так сотворены небо и земля и все воинство их (ve-kolzeba’am)», Быт. 2:1 279 Выражение – zeba-liaschamaim нередко обозначает небесные светила (Вт. 4:19, 17:3; Суд. 5:20 ; 4Цар. 17:6, 21:3–5, 23:4 : Ис. 34:4, 40:26 ; Иер. 5: 2, 19:13, 33:22 ; Иов. 25:2–5 ; Соф. 1:5 ; Дан. 8:10 ; 2Пар. 33:5 ), которые и в данном случае тем естественнее могут быть разумеемы под словом zeba’am, что о создании и значении их подробно говорилось в 1-й главе ( Быт. 1:14–18 ). Но с другой стороны именем воинства небесного в Ветхом Завете не менее часто называются и ангелы, при чем, конечно, выражается та мысль, что мир ангельский представляет, по своему устройству, совершеннейший организм 280 ( Нав. 5:14 ; 3Цар. 22:19 ; Ис. 24:21, 45:12 ; 2Пар. 18:18 ; Пс. 102:21, 148:2–3 ; 4Цар. 6:17 ; Суд. 5:20 ; Иов. 15:15, 38:7 ; ср. Лк. 2:13 . Откр. 19:14 ),  и понимание zaba в Быт. 2 , об ангелах имеет то преимущество пред первым, что избегает плеоназма, которой должен получиться при первом понимании 281 . Лучший комментарий к данному месту представляет место из кн. Неемии, 9:6, где молящийся Ездра вместе с упоминанием о создании неба и небес говорит, что Иегова все это оживляет, и небесные воинства поклоняются Ему 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

ст. 7. Дано ли кому дарование 201 служения; служи другим: получил ли кто дарование учительства, (будь полезен) учением: ст. 8. Получил ли кто дар увещания, увещевай; подаватель милостыни, подавай простодушно; 202 начальствующий будь тщателен; милующий, милуй с добрым произволением. 203 ст. 9. Любовь нелицемерна: ненавидя зла, прилепляйтесь ко благу: ст. 10. Будете расположены друг ко другу братолюбием: делайте предпочтение друг другу: ст. 11. Будьте тщателены без лености, горя духом, работая Господу: ст. 12. увеселяйте себя (вашим) упованием, переносите оскорбления, будьте прилежны к молитве: ст. 13. Помогайте нуждам святых, (верных), держитесь страннолюбия: ст. 14. Благословляйте гонителей своих; благословите, говорю, а не кляните. ст. 15. Заповедую вам, радоваться с радующимися, плакать с плачущими. 204 ст. 16. Судите (благоволительно) друг о друге, точно так, как каждый судит о себе самом: 205 не высокомудрствуйте, но будьте снисходителены к людям низкого состояния: не надейтесь на свое мудрование. τος ταπεγος смиренными; συναπαγομενοι ведущеся; 1Кор.1:10 ст. 17. Никому зла за зло не воздавайте, промышляйте о том, чтобы доказать вам добродетель свою, пред всеми людьми: ст. 18. Если возможно с вашей стороны, то, со всеми живите мирно. Мк.9:50 ; Евр.12:14 ; Вт.32:35–36; Лев.19:18 ст. 19. Не отмщевайте за себя самих, друзья мои, но дайте место гневу; ибо (в законе) написано: Мне принадлежит отмщение, Я воздам, вещает Господь. 206 ст. 20. А потому, если алчет враг твой, насыть его; если пить хочет, напои его. Ибо ты, поступая таким образом, углие огненное собираешь на главу его. 207 Притч.25:2 ст. 21. Не будь побежден злом, но ты побеждай зла добром. Глава тринадцатая Апостол, как в предыдущей главе предлагал учение о мирном с другими сожитии; то, к большему утверждению сего учения, в настоящей главе: 1) учит, как поступать должен всякий относительно к общественным уставам? и предписывает повиноваться гражданскому правительству. 2) Как любовь есть источник всякой добродетели; то, беседует притом и о любви; которую он поставляет одну общим правилом: и 3) заповедует христианам, дабы они жили согласно с исповеданием веры, в духовной чистоте и непорочности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Строго говоря, она имеет одну цель – воплотить монотеизм в жизни Израиля, внушая каждому из его сынов, что Бог его есть единый Бог, единый собственник и владыка всей его жизни и всего его достояния. Все сыны Израиля принадлежат Ему одному, как и все то, что они имеют. Он уступает им в  пользование то, чем они владеют. Они «пришельцы» у Него; Себе Он берет лишь часть того, что принадлежит Ему всецело, и народ отдает ему часть своих сынов в услужение (левиты), часть земли, часть доходов (десятины), часть времени (субботы), часть и самой плоти своей – с тем чтобы сознавать непрестанно, что Ему принадлежит все. При таком условии часть святит целое. Жертва имеет свою цену не сама по себе, а в послушании человека, или, как высказал еще пророк Самуил, «повиновение лучше жертвы и послушание достойнее бараньего жира, ибо непокорность есть то же, что волхование, и самочинство то же, что идолослужение» (1 Ц. 15, 22). Законодательство это  по существу своему не представляет компромисса. Как ни сложна была работа книжников, она была проникнута благоговением к «закону Моисея» и стремлением провести его в жизнь народа; она была одушевлена верой в древнее предание и глубоким религиозным идеализмом. Ярким образчиком такого идеализма может служить хотя бы законодательство об юбилейных годах (Л. 25), которое, очевидно, никогда не     –  291  –   исполнилось на практике, как того требовал законодатель. Разумеется, в сложном целом торы есть много положений, которые представляются компромиссами с человеческим «жестокосердием» (ср. Мф. 19, 7 сл.). Но это не изменяет существа закона и его основных тенденций, которые, по свидетельству Христа, выражаются в двух «наибольших заповедях» всецелой любви к Богу и любви к ближнему (Вт. 6, 5 и Лев. 19, 18) . Основным мотивом священнического закона являются не внешние побуждения награды или наказания, корысти или страха, а простая заповедь: «будьте святы, потому что Я свят». Конечно, идея возмездия связана с законом. Но такая идея может и должна быть бескорыстной, поскольку вера в возмездие требуется верою в правду Божию, в правду полную и всесильную и в ее грядущее торжество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010