Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В царскую эпоху эти проявления отцовского произвола превратились в воспоминание. Семья основывает свое благополучие на неотчуждаемой земле, которой она владеет и которую защищают права выкупа проданных земель. В юбилейный год, впрочем, все сделки купли-продажи теряют силу ( Лев.25:13–16 ). Усыновление и удочерение не узаконено. Право наследования осуществляется исключительно по закону крови. Патриарх, который был главой семьи и распоряжался абсолютно всем в эпоху кочевания, теперь лишь уважаемый символ. Теперь у городских ворот сидит вместе со старейшинами «отец дома». Он должен передать свои знания и опыт молодым и проследить за уважением к законам и традициям: он защитник вдов, сирот, иноземцев. Он решает спорные вопросы, которые могут возникнуть между членами клана в случае убийства, мести, передачи собственности, тяжб о границах, свадьбы, левирата. Он помогает правосудию во всех вопросах, связанных с городами-убежищами ( Втор.19, 21:1–9 ; Руф.4 ; Суд.11:1–7 ; Втор.25:5 ). Именно он решает, надо ли предать суду мятежника – за преступление, наказываемое смертью ( Втор.21:18–21 ). Приносит торжественные жертвоприношения, следит за исполнением религиозных законов: обрезанием, пасхальными торжествами. Однако реальная власть постепенно перешла к царю и его администрации. Закон о расторжении брака весьма суров: жена не может вернуться к мужу после другого замужества. Развод должен осуществляться по желанию женщины ( Втор.24:1–4 ). Возможно, во время этой церемонии мужчина, как в древние времена, рвал платье женщины, с которой расходился. Право на развод мужчина теряет в случае, если несправедливо обвинил жену в том, что она не была девственна в момент свадьбы ( Втор.22:13–19 ). Проповедь священников и пророков осуждала несогласия и предписывала верность в супружестве ( Втор.24:1–4 ; Иер.3:1 ; Ис.50:1 ; Иер.3:8 ; Втор.21:15–17 ). Право наследования Передача по наследству предусмотрена в библейском законе тремя краткими текстами Чисел и Второзакония ( Чис.27:8–11, 36:6–9 ; Втор.3:18, 18:1 ). Это законодательство происходит от разделения земель внутри племени или клана. Ничто не обязывает наследника выплачивать долги предшествующего владельца. Отношения внутри племени и клана предполагают наследование лишь по отцовской линии. Этот принцип мешает переходу благ от одного племени к другому при экзогамной свадьбе ( Нав.17:3–6 ). Случай, который произошел с дочерьми Салпаада ( Быт.31:14 ), свидетельствует об этом. Из мужчин наследником всегда является старший, ему причитается двойная доля ( Втор.21:15–17 ). Отсюда же обычай левирата: если мужчина умирает без детей, его брат обязан жениться на его вдове, чтобы обеспечить род наследниками ( Втор.25:5–6 ). Мы, однако, не знаем, как в этом случае распределялось наследство между детьми вдовы и детьми ее мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно всем доселе приведенным свидетельствам, Иудеи разумели под упомянутой Моисеем ( Втор.31:9 ) «книгой закона» все Пятокнижие и, согласно его повелению, читали Пятокнижие в праздник Кущей еще при Иосифе Флавии и ранее его (Древ.4:8,12). Вот где стало быть начало вышеупомянутой терминологии Иисуса Христа и апостолов. Такое понимание иудейским преданием указанных свидетельств Пятокнижия стоит в полном согласии с многочисленными свидетельствами всех последующих ветхозаветных писателей и всей истории иудейского народа. Из ветхозаветных книг видно, что писателям их всегда было известно Пятокнижие как книга Моисея, и что оно служило законом для еврейского народа 5 . Так, первая по времени своего происхождения после Пятокнижия книга Иисуса Навина содержит следующие свидетельства. Она начинается повествованием об избрании умершему Моисею преемника ( Нав.1:1–3 ), т.е. с того периода еврейской истории, до которого доведено было повествование во Второзаконии (34:5). Столь близкое соответствие содержания возможно только в том случае, если писатель книги И. Навина знал Второзаконие и вообще Пятокнижие, известное нам, и был прямым продолжателем его. В книге И. Навина нередко упоминается книга Моисеева закона, которою руководились И. Навин и его современники, причем видно, что питуемая книга закона Моисеева тождественна с ныне известным Пятокнижием. Исполнение предписаний этой книги должно было доставить успех И. Навину и исполнение возложенной на него задачи (1:7–8). При дальнейшем повествовании постоянно замечается, что И. Навин во всем поступал согласно повелениям Моисеевой книги закона ( Нав.4:12 = Числ.33:29 ; Нав.8: 31–34 =Втор.27гл.; 9:24= Числ.2;11:15 = Числ.33:5 ). Вообще И. Навин и евреи поступали согласно постановлениям этой книги, а равно и Пятокнижия, во всех случаях своей жизни: при покорении обетованной земли, при истреблении жителей ее, при разделении полей ее, при назначении городов убежища и левитов ( 1:12 ; 4:12= Числ.32:28 ; 11:12 = Числ.33:52 ; 14:1–2 = Числ.26:32–55; 33:54; 34:16; 21:1 = Числ.35:2; 20:1 = Числ.35:6 ; Нав. 17:3–5 = Числ.26:33; 27:1–11 ), при праздновании Пасхи ( Нав.5:10 = Исх.12:6 ; Лев.23:5 ; Числ.28:16 ) и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Рефаимы вытесняются из Ханаана, собственно с западной стороны Иордана, хананеями. Уже во время Авраама «в земле сей (жили) хананеи» ( Быт.12:6 ). Позднее они вытеснены и с восточной стороны Иордана, именно эмимы и замзумимы – аммонитянами и моавитянами ( Втор.2:9–11; 19–22 ), а рефаимы, жившие в Васане, аморреями. Во время Моисея здесь господствуют хананеи, собственно аморреи ( Числ.21:21–26 ). И лишь Ог, рефаим, царь васанский, господствует над чуждым ему населением ( Втор.3:11 . Cp. ст. 8). Эти новые поселенцы в стране ханаанской разделяются в свою очередь, подобно своим предшественникам, на несколько отдельных и независимых одно от другого племен. Точное определение числа этих племен трудно. Родословная потомков Ноя показывает одиннадцать сынов Ханаана, т. е. народов, происшедших от Ханаана ( Быт.10:15–18 ); шесть из них: сидоняне, аркеяне, синеяне, арвадеи, цемареи и хамафеи живут в Финикии и Сирии, от Сидона до лежащей при Оронте Эпифании сирийской; 71 остальные пять, именно; хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, объединяясь под общим именем хананеев, живут в стране ханаанской. В других местах, вместо пяти народов ханаанских, поселившихся в Ханаане, считается семь ( Втор.7:3 ; Нав.3:10; 24:11 ), чаще шесть ( Исх.3:8,17; 23:23 и др.; по LXX и в этих местах семь), пять (по LXX семь. Исх.13:5 ), три (евеи, хананеи и хеттеи, Исх.23:28 ) и два (аморреи и хананеи, Нав.5:1 ). Эвальд думает, что одиннадцать имен сынов Ханаана, показанные в родословной, означают только исторические главные группы, которые могут еще быть наблюдаемы в бесконечно разрозненном целом. 72 И общее название всего населения страны в его совокупности не одинаково: то употребляется для этого имя хананеев ( Быт.10:39; 12:6; 24:3 и др.), то имя аморреев ( Быт.15:16; 48:22 ; Нав.24:15 ; Суд.6:10 и др.), то, впрочем, реже, имя хеттеев ( Нав.1:4 ; ср. 3Цар.10:29 ; 4Цар.7:6 ). Равным образом трудно определить точно и территорию, занимаемую каждым из указанных выше племен или народов. В книге Числ общее их распределение по земле описывается так: амалик живет на южной стороне земли, хеттеи, (LXX: евеи), иевусеи и аморреи живут на горе, хананеи же живут при море и на берегу Иордана (13:30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

49 Дан. См. 30,6. судить народ. Т.е. вершить правосудие. 49 змеем. Несмотря на то, что Даново колено было немногочисленным, оно оставалось чрезвычайно опасным для противника, неожиданно нанося удары и уничтожая более многочисленные народы ( Суд. 18 ). Самсон, принадлежавший к этому колену, без посторонней помощи разбил филистимлян ( Суд. 14–16 ). 49:18 Молитва Иакова прерывает его пророческие благословения. 49 Гад. См. 30,11. Четыре из шести древнееврейских слов этого стиха произносятся как «гад». В них использованы три различных корня, означающих «удача, прибавление», «отсекать» и «нападать, теснить». Гад постоянно подвергался опасности со стороны своих южных и восточных соседей. 49 Асира. См. 30,13. будет доставлять царские яства. Указание на то, что в будущем он будет владеть плодородной землей ( Втор. 33,24 ; Нав. 19,24–31 ). 49 Неффалим. См. 30,8; Нав. 19,32–38 . 49 Иосиф. См.30,24;48,15–20. плодоносного. Некогда бесплодная Рахиль произвела самое плодовитое колено (30,2.22;41,52). простираются над стеной. О расширении их территории см. Нав. 17,14–18 . 49 мощного Бога Иаковлева. См. Ис. 49,26 . Пастырь. См. 48,15.16. 49 Твердыня. Надежная защита Израиля ( Втор. 32,4.15.18 ). Всемогущего. См. 17,1 и ком. благословениями. В этом стихе шесть раз используются слова с одним и тем же древнееврейским корнем, означающим «благословить, благословение». Благословения включали в себя плодородие земли, питаемой благотворной влагой с небес (1,6–8 и ком.), и плодовитость тела («грудь» и «утроба»; 1,22; Чис. 24,5–7 ). Благословения, данные человечеству при сотворении, теперь переданы Иосифу. 49 благословения гор древних. См. Втор. 33,15 . да будут... между братьями. Благословение на Иосифа исходило от Бога (см. Втор. 33,16 ). избранного. Это древнееврейское слово обозначает того, кто посвящен на особое служение. 49 Вениамин. См. 35,18 волк. Он убивает больше, чем может съесть. делить добычу. Вениамин был настолько удачлив, что мог делиться добычей. 4950,26 Веря Божиим обещаниям Аврааму и Исааку даровать им обетованную землю, последний патриарх стремился быть похороненным с ними в Ханаане, а не в Египте. Иосиф также заклинает своих братьев захоронить его там после исхода. Сходство судеб Иакова и Иосифа, умерших в Египте, но погребенных в земле обетованной, объединяет поколение Иосифа с патриархами и предвещает исход. Единство семьи в дальнейшем подчеркивается добрыми словами Иосифа и его благосклонностью к своим братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2. НАПАДЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН, Иисуса Навина 11:6–7 Иисус Навин неожиданно напал на войска хананеев при водах Мерома. Выражение «перерезать жилы у коней» («1 ?У) означало сделать коней неспособными к битве, годными только для пахоты земли или переноски грузов (др. перевод «сделать неспособными к воспроизведению»). Также Израиль должен был сжечь огнём их колесницы, потому что в вопросе победы народ Божий должен был зависеть не от последних разработок военной промышленности, а от Господа ( Втор. 17:6 ; 2Цар. 8:4 ; Пс. 19:8 ). 3. БЕГСТВО ХАНАНЕЕВ, Иисуса Навина 11:8–9 Иисус Навин поразил хананеев и преследовал их далеко (чёрные стрелки отступления и синие – преследования). Великий Сидон находится на северо-западе, на Финикийском побережье. Мисрефоф-Маим – это, возможно, река Литани, протекающая в северной части Верхней Галилеи. Долина Мицфа была северной частью долины Хулы ниже горы Ермон ( Нав.11:3 ). 4. УНИЧТОЖЕНИЕ АСОРА, Иисуса Навина 11:10–15 Вернувшись после преследования хананейской коалиции, Иисус Навин захватил Асор. Он побил «всё дышащее, что было в нём, мечом», однако затем, в отличие от других городов, «Асор сжёг он огнём» ( Нав.11:10 ). Священное Писание очень ясно говорит об этом отличии: Впрочем всех городов, лежавших на возвышенности (евр. телль), не жгли израильтяне, кроме одного Асора, который сжёг Иисус ( Нав.11:13 ). В отношении доказательств реального разрушения телля Асора огнём существует немало споров. Археологи, производившие раскопки Асора в наше время, приписывают окончательное разрушение ханаанского города в XIII веке до Р.Х. израильтянам (BAR 25/3, 1999: 22–39). Согласно Библии, заслуга в окончательном разрушении ханаанского Асора таки принадлежит израильтянам после победы Деворы и Барака ( Суд. 4:24 ; карта 4–5). Свидетельство более раннего разрушения Асора огнём можно отнести к эпохе завоеваний Иисуса Навина. Библия показывает, что за 170 лет, разделяющих Иисуса Навина и Барака, хананеи вновь заселили Асор. То, что израильтяне в дни Иисуса Навина забрали «всю добычу городов этих и скот» ( Нав.11:14 ), предполагает, что они не смогли сразу же заселить многие из завоёванных городов (ср. Нав.13:13 ; карта 4–2). В любом случае, разрушение хананейских городов израильтянами было скорее всего исключением, чем правилом. Во время Северной кампании был сожжён только Асор, как ранее Иерихон и Гай. Стратегия израильтян состояла в том, чтобы сохранить города с целью последующего их заселения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Первомученик Стефан упоминает об Иисусе Навине и завоевании им обетованной земли (Деян.7:45). Ап. Иаков упоминает о принятии соглядатаев и спасении чрез то Раави блудницы (Иак.2­­ Нав.2:1—21). Ап. Павел прославляет веру Раави и завоевателей Иерихона (Евр.11:30—31 ­­ Нав.2:1—20; 6 гл.).    Библейские писатели, вспоминая о событиях эпохи Иисуса Навина, придают повествованиям книги вполне исторический характер и непререкаемо утверждают ее историческую достоверность. Последняя незыблемо покоится на том, что сам Иисус Навин принимал личное участие в событиях, о коих повествуется в его книге, и был непосредственным их свидетелем, как при завоевании, так и при разделении обетованной земли, и сам произносил увещательные речи. А он удостоен был божественного вдохновения (Числ.27:18; Втор.34:9; Сир.46:1). Были также составляемы и тщательно сохраняемы для последующего времени письменные памятники — записи «в книгу» писцов, которые «расписывали» землю по городами и уделам ее (Нав.18:1—9). Может быть ими были тщательно записаны числа (4:13; 7:4—5; 8:12, 25) и имена (12:9—24) разных лиц, стран, воинов, городов, сел. Тщательно сохранялись долгое время вещественные памятники: камни на дне и на берегу Иордана (Нав.4:9, 20); груда камней над трупом Ахара (7:26); развалины сожженного Гая (8:28); камни при пещере с трупами ханаанских царей (10:27). Собственные имена: Галгал (5:9), Ахор (7:26), Жертвенник-Свидетель (22:34). — Все эти записи, памятники и имена, отмечаемые священным историком, по его взгляду должны были не уличать, а подтверждать его повествования. Кроме того, весь еврейский народ, в большинстве случаев, был очевидцем и свидетелем всех событий и мог легко заметить всякую погрешность в описании их. Таких же погрешностей никто никогда не замечал, а напротив все и всегда подтверждали их полную правдивость.    Правдивый характер священного историка имеет внутреннюю, как бы принудительную для читателя, черту и силу, состоящую в его полном беспристрастии к деяниям описываемых лиц. Так, он не скрывает ни в жизни Иисуса Навина (7:1—6; 9:14—16), ни в жизни еврейского народа ошибок, погрешностей и даже преступлений (24:14, 23). Не вполне правдивому и пристрастному историку очень свободно можно было бы о подобных событиях умалчивать. Он в этом отношении вполне подобен Моисею, хотя не наполняет своего повествования укоризнами евреям, но не наполняет и похвалами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

2) непосредств. к П. примыкал продолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков ( Исх. 12:18 ), к-рый, с одной стороны, также напоминал об исходе ( Исх. 12:17 ; Втор. 16:3 ; ср. Втор. 26:1–11 ), а с другой, был праздником начала жатвы ( Лев. 23:10–14 ). Первый и последний день праздника были днями свящ. собраний, когда разрешалась только такая работа, которая была связана с приготовлением пищи ( Исх. 12:16 ; Лев. 23:7.8 ; Числ. 28:18.25 ). Ежедневно приносились праздничные жертвы ( Лев. 23:8 ; Числ. 28:19–24 ), к к-рым добавлялись добровольные жертвы израильтян ( Исх. 23:15 ). В течение всего праздника запрещалось есть и вообще держать в доме квасной хлеб ( Исх. 12:18–20 ; Лев. 23:6 ). На след. день после субботы (т.е. после первой праздничной субботы), на второй день праздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник приносил первый сноп в качестве жертвы потрясания и ягненка в качестве жертвы всесожжения. До того момента плоды нового урожая есть не разрешалось ( Лев. 23:9–14 ). Вероятно, это первое жертвоприношение одноврем. символизировало всеобщее начало жатвы ( Втор. 16:9 ). Как и на П., во время праздника Опресноков нарушение Божьих предписаний каралось смертью ( Исх. 12:19 ); 3) описание П. и праздника Опресноков в Втор. 16 обнаруживает нек-рые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников. Здесь, похоже, допускается приносить в качестве пасх. жертвы также и крупный рогатый скот ( Втор. 16:2 ; однако, возможно, речь идет о других праздничных жертвах) и упоминается только один день собрания в конце праздника ( Втор. 16:8 ; см. также Исх. 13:6 ). Отправляться в путь разрешалось на след. утро после пасх. трапезы ( Втор. 16:7 ), как это и происходило во время П. исхода ( Исх. 12:11.39 ). IV. ПРАЗДНИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ О праздниках П. подробно рассказывается лишь несколько раз: после празднования П. на Синае ( Числ. 9:1–5 ) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда израильтяне праздновали П. в Галгале и на след. день ели опресноки и поджар. зерна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось ( Нав. 5:10–12 ). Праздник Опресноков при этом не упомянут. После строит-ва храма Соломона П. стали отмечать регулярно ( 2Пар. 8:13 ). Важное значение имеют два праздника П., совершенные при царях Езекии ( 2Пар. 30 ) и Иосии ( 4Цар. 23:21–23 ; 2Пар. 35:1–19 ), когда впервые после разделения царства израильтяне снова собрались вместе, из всех колен ( 2Пар. 30:1.11 ; 2Пар. 35:18 ). Однако если П. Езекии совершалась во втором месяце ( 2Пар. 30:2 ), согл. предписаниям, излож. в Числ. 9:10 , то Иосия праздновал ее в первом месяце, как и положено по Закону ( 2Пар. 35:1 ). В обоих случаях за П. следовал праздник Опресноков ( 2Пар. 30:21 ; 2Пар. 35:17 ). V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ИУДАИЗМА

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Чудеса во время исхода израильтян из Египта. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Чудеса во время исхода израильтян из Египта. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. В ветхозаветной письменности память об И. определила становление исторической традиции Израиля, связанной с осмыслением спасительных деяний Бога в отношении Своего народа. Поэтому значение И. как начального этапа истории Израиля, отсылка к этим событиям формируют предание избранного народа: «...не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня» (Суд 19. 30; 1 Цар 8. 8; 2 Цар 7. 6; ср.: Ам 9. 7). В др. местах при упоминании об И. из Египта акцент сделан на связанных с ним последующих событиях истории Израиля (Втор 11. 10; Суд 2. 1; 6. 13; 1 Цар 10. 18; Нав 2. 10; Пс 113. 1 сл.). И. из Египта становится основополагающим дидактическим принципом, ключом к объяснению и пониманию Моисеева законодательства, ядром которого было откровение о спасительных действиях Бога в истории Израиля (Втор 6. 21-23; 26. 8; Нав 24. 6-7). И. обосновывает установление празднеств и культовых обычаев Др. Израиля (Втор 16. 1, 3, 6; Исх 12. 26-27; 13. 3, 8, 14-16; 23. 15; Лев 23. 42-43). Память об И. как об избавлении от рабства израильтян в Египте стала основой мн. социальных и нравственных требований Моисеева законодательства (Втор 5. 15; 10. 19; 15. 15; 16. 12; Исх 22. 21; 23. 9; ср.: Лев 19. 34). В пророческих книгах ВЗ встречается много аллюзий на И., к-рые не только служат отправными точками нравственных увещеваний, но и становятся важными смысловыми ориентирами, их упоминание должно пробуждать в народе чувство благодарности Богу и ответственности перед Богом (см., напр.: Ам 2. 10; 3. 1; 5. 25; Ис 4. 5 сл.; 10. 24-26; 11. 15 сл.; Мих 6. 1-5; 7. 15; Агг 2. 5). Образ И. стал выразительным средством для провозвестия надежды на возвращение из плена. Наиболее ярко тема И. раскрыта в Книге прор. Осии в контексте откровения о Божественной любви к Своему народу. Господь полюбил и призвал Израиль из рабства как Своего сына, еще когда евреи были в Египте (Ос 11. 1). Израиль (представленный в образе возлюбленной) стал служить чужим богам и поэтому должен быть снова отведен в пустыню, с тем чтобы Господь смог опять обратиться к «сердцу» народа, как во времена И.; т. о. дается надежда на новое овладение Св. землей (2. 14-16). Это обращение к ранней истории Израиля, к событиям угнетения в Египте и странствия по пустыне призвано воспитать заблудший народ (9. 3; 11. 5; 13. 1-11).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Так точно распределяются они (за исключением амалика, который совсем не упоминается) и в книге Иисуса Навина: – хананеи к востоку (в иорданской долине) и к морю, аморреи, хеттеи, ферезеи и иевусеи – на горе и евеи подле Ермона в земле Масеифе (11:3). Но то и другое распределение жителей Ханаана, по занимаемым ими территориям, слишком обще. Оно означает только, что хананеи жили (преимущественно) в приморской равнине и в иорданской долине; аморреи, хеттеи, ферезеи и иевусеи во внутренней горной стране Ханаана, евеи же на севере Ханаана. Остается вопрос о более точном, частном, определении территорий каждого из племен, живших в горной части страны. И на этот вопрос ответить с желательною точностью и ясностью – трудно. Трудность заключается в том, что один и тот же народ представляется живущим на разных местах страны, проводя таким образом разъединение между народами одного и того же корня еще далее в среду самого народа отдельного, – и что часто в одном и том же месте представляются живущими различные народы или их части. Представим то и другое нагляднее на примере аморреев, одного из наиболее значительных хананейских народов. Аморреи, как мы видели уже из приведенных выше мест, жители гор или горной части страны. По ним гора Ханаана называется горою аморрейскою ( Втор.1:7,19,20,44 ). Живущие на горе Иудиной цари называются для краткости аморрейскими ( Нав.10:5,6 ), хотя сюда включены царь иевусейского Иерусалима и царь хеттейского Хеврона. Союзники Авраама, жители Хеврона, называются аморреями ( Быт.14:13 ), а между тем этот город населен хеттеями (23:3 и д.). Жители Гаваона называются аморреями ( 2Цар.21:2 ), тогда как они были собственно евеи ( Нав.11:19 ). Аморреи упоминаются как на горах южной половины Ханаана, даже до самой крайней южной его границы ( Быт.14:7 ; Суд.1:36 ), так и на горах северной половины ( Нав.11:8 ). Они проникают даже в заиорданскую страну ( Числ.32:39 ; Нав.9:10; 24:8 ), завоевывают ее от Ермона и Васана даже до Арнона ( Втор.4:46–48 ; Числ.21:13,24 ) и еще во время Моисея делают новые завоевания в земле моавитской ( Числ.21:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010