В патриархальный период не было особых ограничений касательно брака в отношении степени родства и национальности брачующихся. Посему были браки между самыми близкими родственниками – как братом и сестрой ( Быт. 20:12 ), между евреями и хеттеями, ( Быт. 26:34–35 ) и хананеями, (ibid. XXXVIII, 2). В период подзаконный были даны некоторые ограничения, относительно степени родства и национальности, в пределах каковых дозволялся брак. Евреи должны были брать жен из своего народа (ср. Суд. 14:3 ), посему браки на иноплеменницах или совсем запрещались, или допускались при соблюдении ими некоторых требований. Так, браки с хананеянками совершенно запрещались ( Исх. 34:16 ; Втор. 7:3 ), как равно запрещалось и еврейкам выходить замуж за хананеев (ibid). Из иноплеменниц, не принадлежащих к хананеянкам, евреи могли брать жен, когда они во время военных действий делались пленницами евреев, причем от них требовалось предварительное очищение ( Втор. 21:10–14 ) и, в случае потери отца или матери, им давался месячный срок для их оплакивания. В отношении степени родства были даны следующие ограничения: запрещались браки между близкими кровными родственниками. Так, запрещались браки: 1) между отцом и дочерью, сыном и матерью ( Лев. 18:7 ); 2) между сыном и мачехой ( Лев. 18:8; 20:11 ; Втор. 27:20 ); 3) между братом и сестрой ( Лев. 8:9; 20:17 ; Втор. 27:22 ); 4) между дедом и внучкой ( Лев. 18:10 ); 5) между сводными по отцу или по матери братом и сестрой ( Лев. 18:11 ; Втор. 27:22 ); 6) между племянником и родной теткой ( Лев. 18:12–13; 20:19 ); 7) между племянником и двоюродной теткой по отцу ( Лев. 18:14; 20:20 ), 8) между свекром и невесткой ( Лев. 18:15; 20:12 ); 9) между деверем и снохою ( Лев. 18:16; 20:21 ); 10) между отчимом и падчерицей и детьми падчерицы ( Лев. 18:17 ) и 11) между зятем и свояченицей, при живой жене ( Лев. 18:18 ). Эти ограничения относительно степени родства брачующихся были тем более необходимы, что у соседних с евреями народов их не было. Так, браки между братьями и сестрами были обычным явлением у египтян, у которых они были приняты даже в царской фамилии, так что достойнейшей супругой царя считалась его сестра 160 . Что касается персов, то у них также дозволялись браки между самыми близкими родственниками. То же самое свидетельствуется относительно хананеев и финикиян 161 . Очевидно Моисей имел в виду египтян и хананеев, когда, устанавливая закон о недозволенных браках, говорил: «По делам земли египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли ханаанской, в которую я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите ( Лев. 18:3 )». К сожалению, и после Моисея у евреев были случаи недозволенных браков, которые, впрочем, встречали грозное обличение со стороны пророков (ср. Иез. 22:11 ; Мф. 14:3–5 ). § 62. Совершение законного брака

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Соответственно первому основному началу общественных отношений, законодатель требовал от народа: а) чтобы израильтяне всегда стремились к праведному и нелицеприятному суду и избегали мздоимства ( Исх. 23:6–8 ); б) чтобы они во всех местах своего обитания поставили себе судей и надзирателей по коленам своим, которые бы судили народ судом праведным, не извращая закона и нелицеприятно ( Втор. 16:18–19 ) и к которым бы народ относился с должным почтением ( Исх. 22:28 ); в) чтобы воздавали должное уважение старейшим по возрасту ( Лев. 19:32 ) и носителям власти ( Исх. 22:28 ); г) добросовестно платили как священные, так и государственные подати ( Исх. 22:29–30; 23:19 ) и д., избегали всякой лжи, обмана ( Лев. 19:11 ) и неправды в торговле, для чего должны были следить за верностью мер и весов ( Лев. 19:35–36 ; Втор. 25:13–16 ). Не ограничиваясь людьми, закон требовал справедливого отношения и к животным, почему запрещал заграждать уста вола молотящего ( Втор. 25:4 ), или относиться к ним с жестокостью (см. Притч. 12:10 ). Соответственно второму основному началу общественных отношений, т. е. милосердию, закон повелевал иметь чувство благожелательности к ближним ( Лев. 19:13–18 ; Втор. 22:1–4 ), запрещал притеснять пришельцев, вдов, сирот и вообще бедняков ( Исх. 22:21–24; 23:9 ; Лев. 19:33–34 ; Втор. 27:19 ), иметь чувство злобы и ненависти по отношению к своему ближнему ( Лев. 19:17–18 ), хотя бы даже и к своему личному врагу ( Исх. 23:4–5 ), и вместе с тем давал ряд таких постановлений, которые в значительной степени способствовали достижению возможно большего общественного благополучия. К таким постановлениям относятся постановления: а) о ссудах, залогах и должниках, б) субботних годах, в) десятине для бедных г) несжатом угле поля и д., оставляемых колосьях и плодах, во время уборки урожая. а) Согласно постановлению о ссуде денег в займы, закон вообще предписывал оказывать помощь бедным такой ссудой ( Втор. 15:7–14 ), и в том случае, если деньги ссужались бедному еврею, закон запрещал брать с него известный прирост ( Исх. 22:25 ), но разрешал это относительно иноземцев ( Втор. 23:19–20 ) 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

После патриархов святость брачного союза была ограждена законами Моисея. Порча нравов, проникавшая в среду народа Божия от язычников, могла бы самым пагубным образом отозваться на супружеских отношениях, если бы ее влияние на них не ослаблено было законами Моисея. Правда, Моисей не возбранил двоеженства и вообще полигамии, имея в виду любовь евреев к многочадию и воззрение их на него как на действие благословения Божия ( Исх.21:9 ; Лев.18:18 ; Втор.21:15–17 ), но при этом он дал предписания, которые в значительной мере должны были препятствовать распространению полигамии. Так, царям, которые более других имели бы средств к содержанию многих жен, закон Моисеев запрещает умножение их ( Втор.17:17 ). Стало быть, подданные еще больше должны были ограничивать себя в этом отношении. Далее, закон Моисеев не позволяет быть скопцам в сонме Господнем ( Втор.23:1 ) и, чтобы внушить отвращение к скопчеству, даже оскопленных скотов признает нечистыми, негодными для жертвоприношения ( Лев.22:24 ). Но без евнухов не могут существовать гаремы. Отсутствие скопцов в народе избранном было причиной, что цари Израильские, которые, в противность закону Моисееву, не желая стоять ниже иноземных восточных царей, имели многолюдные гаремы, вынуждены бывали выписывать стражей для них из-за границы 4 . Законы телесной чистоты в соединении с супружескими обязанностями ( Лев.15:18 ) представляли новые затруднения для многоженцев. Запрещение вступать в супружества с хананеянками, как опасные для благочестия народа Божия ( Втор.7:3 ; Исх.34:16 ), имело также связь с уважением к святости брака. Свидетельством того же уважения служило запрещение вступать в брак в близких степенях родства, как это было в обычае у большей части языческих народов, в особенности у племен хананейских 5 . Открывать наготу ближних родственников значило осквернить себя и святую землю: пусть сквернят себя этим другие народы, отвергнутые Господом ( Лев.18:6–19:2 ). Кто возьмет себе жену и мать ее, тот должен быть сожжен вместе с ними ( Лев.20:14 ). Для обуздания чувственности закон требует умеренности в супружеских наслаждениях. В иное время они даже совершенно запрещались. «К жене в отлучении нечистоты да не внидеши», и в случае неповиновения узаконяется: «Да истребятся оба от рода их» ( Лев.18:19, 20:18 ). В тех же нравственных целях закон строго карал за прелюбодеяние и потерю девства. За нарушение супружеской верности подвергались смертной казни не женщины только, как это было в законодательстве древних народов и позднее у римлян, но и мужчины ( Лев.20:10–14 ; Втор.22:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Итак, в первой группе обратим внимание на следующие нормы. Закон Моисеев предписывал не собирать урожай до конца, но оставлять определенную его часть для нуждающихся, упавшие же или забытые во время сбора колосья и плоды полагалось также оставлять для бедных и даже животных (Лев 19. 9–10; 23. 22; Втор 24. 19). Практически прямое указание на следование этой заповеди встречается в Книге Руфь (Руф 2. 2–3), повествующей о вхождении в среду Израиля переселенки-моавитянки. Согласно Закону, человеку также надлежит «без скорби в сердце» (не скупясь) давать взаймы своим обедневшим собратьям сообразно с их нуждой (Втор 15. 7–10; Лев 25. 35). Нормой Пятикнижия запрещается брать у обнищавших братьев различные материальные активы (золото, серебро или хлеб) в рост, пользуясь тем самым их бедственным положением для получения прибыли (Исх 22. 25; Лев 25. 36–37; Втор 23. 19–20). Запрещалось забирать у ближнего и последнее имущество под залог (Исх 22. 26–27). Синайское законодательство также налагало запрет на притеснение пришельцев, живущих в среде народа Божия (т. к. и сами израильтяне были некогда пришельцами в Египте). Напротив, полагалось относиться к ним так же, как к этническим евреям (Исх 22. 21; Лев 19. 33–34; Втор 34. 17–18; 27. 19). Караться должно было и притеснение вдов и сирот (Исх 22. 22; Втор 10. 18, 14. 29, 16. 12–12, 24. 17, 26. 13), т. к. Сам Господь — защитник этой категории населения (Пс 67. 6, 145. 9; Притч 15. 25). Здесь добавим, что тема необходимости особого попечения о вдовах, сиротах и людях, оставшихся в какой-то момент без покровительства, ярко выражена и у некоторых пророков, уделявших в своей проповеди особое внимание вопросам социальной справедливости (Ис 1. 17, 23; 10. 1–2; Иер 5. 28, 7. 6; Иез 22. 7; Зах 7. 9–10; Мал 3. 5). Подтверждением того, что подобные нормы, наряду с перечисленными выше, издревле считались неотъемлемой частью нравственного кодекса, служат и фрагменты Книги Иова (Иов 22. 6–9, 24. 2–4, 21; 29. 12–13, 15–16; 31. 16–18). Книга Левит запрещает налагать на продавшегося в рабство брата тяжелую рабскую работу. Ее норма предписывает удержание такого человека в рабстве до юбилейного года, после чего он должен был быть отпущен на свободу (Лев 25. 39–41, 43). Тем самым в юбилейный год обедневший и продавшийся в рабство иудей мог досрочно выйти из зависимости, даже если и не отработал положенных 6-ти полных лет, как это было принято (Исх 21. 2). При этом хозяину полагалось из своего имущества дать этому человеку средства к существованию (Втор 15. 12–15).

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

Но если не говорит прямо против такого толкования, то, во всяком случае, свидетельствует о его односторонности употребленное в предыдущем стихе при дополнение («друг против друга»); точно такое же значение имеет и употребление в ст. 14 и 15 глагола в применении к «жене юности ( )». Келер, вероятно, по этим основаниям считает объектом не Иегову, а отдельных членов иудейского народа 1293 . По нашему мнению, ничто не препятствовало бы принять оба эти толкования, потому что в ст. 10 пояснено чрез ; но если нужно выбирать, то мы предпочитаем второе, а к Иегове тогда можно относить . § 90. . Имя значит «мерзость», «гнусность». Слово это имеет специальное приложение в области ветхозаветного культа и обозначает собственно то, что не должно никоим образом входить в какое-либо соприкосновение с культом Иеговы и не должно делаться и допускаться Его почитателями. Употребляется это слово, когда свящ. писатели говорят о почитании чужих богов ( Втор.12:31; 13:15; 17:4 ; 4Цар.21:2 ; Иез.8:6 sq: 16:2 sq.: Ездр.9:11 ), о принесении в жертву детей ( 4Цар.16:3 ; Иер.32:35 ), о заклинании мертвых и разного рода предсказаниях ( Втор.18:9 sq.; 4Цар.21:11 ), о педерастии ( Втор.23:19 ), о ношении одежды другого пола ( Втор.22:5 ), об идолах ( Втор.27:15; 32:16 ; Иез.7:20 : Ис.44:19 ), о порочных жертвенных животных ( Втор.17:1 ), о нечистых животных ( Втор.14:3 ), об идолопоклонниках ( Ис.41:24 ), о допущении язычников в число служителей храма ( Иез.44:6 sq.). Кроме того, ветхозаветные писатели и многие нравственные аномалии рассматривали, как нарушение интересов религии, и потому называли ; – здесь надо назвать прелюбодеяние ( Иез.22:11; 33:26 ), новую женитьбу на отпущенной жене своей, которая уже успела побывать еще замужем ( Втор.24:4 ), кровосмесительные браки и противоестественное распутство, особенно опять педерастию ( Лев.18:22, 26, 29; 20:13 ), обман ложною мерой и весом ( Втор.25:16 ) и мн. др. В данном случае оно, очевидно, употреблено пророком с тою целью, чтобы оттенить противорелигиозную тенденцию, которая заключается в браках с язычницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

7, 9), «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и творяй милость в тысящи» (Исх. 34, 6—7; Чис. 14, 18—19); но вместе Бог, Коего «дела истинна и еси путие Его суд; Бог верен и несть неправды в Нем: праведен и преподобен Господь» (Втор. 32, 4—5), «Иже не дивится лицу, ниже вземлет дара» (Втор. 10, 17) — «отъемляй беззакония, и неправды, и грехи, и повиннаго не очистит, наводяй грехи отцев на чада, и на чада чад, до третьяго и четвертаго рода» (Исх. 34, 7), «воздаяй ненавидящим Его в лице потребити я; и не умедлит ненавидящим, в лице воздаст им» (Втор. 7, 10). Свят есть Господь Бог наш и все освящаяй (Лев. 11, 44; 19, 2 — и пр.): все, к чему прикасается Он и что посвящается Ему, делается святым и неприкосновенным (Исх. 3, 5; Лев. 21, 6 и пр.). Избранием Израиля Себе в народ (Втор. 7, 6), особенно вселением среди его (Чис. 35, 34), Он освятил его, потому только святой, чистый телом и душою (Лев. 11, 44—45; 19, 2; 20, 7—8), может быть в сонме пред Богом. Душа, у которой нет такой чистоты, оскверняет имя святое Божие (Лев. 18, 21; 19, 12; 22, 4), потому грех приемлет и должна потребиться (Лев. 19, 8; Чис. 19, 20). Он есть Господь Бог наш, потребляли все нечистое — «Бог ревнитель» (Втор. 4, 24). Вообще Бог изобразил Себя относительно иудеев попечительным о их совершенстве и доброте Отцом, благоволительным, милостивым и щедрым, когда повинуются Ему; но всегда строго назирающим за ними и тотчас готовым обличить и наказать за всякое намеренное противление Ему, готовым простить кающегося, но не оставить упорного без воздаяния. Таким показал Он Себя при всех возмущениях и преступлениях Израиля в пустыне.   3. Религиозные чувствования   Кто сердцем принял сии понятия, у кого они не остались одними представлениями, а переродились в убеждения, в душе того непосредственно из них должны возникнуть и образоваться соответственные религиозные чувства, характеризующие религию сердца у сынов Израиля. Когда душа приникла вниманием и чувством к завету, то первое, что рождалось в ней, было: а) «чувство» особенного Божия благоволения к себе, явленного в избрании, избавлении и хранении, — особенной близости Бога к себе (Чис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУД [блудодеяние], 1. Грех против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр.  ,  ,  , греч. πορνεα,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано  , означающее прелюбодеяние , т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие ( целибат ). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла , страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех ), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

http://pravenc.ru/text/149399.html

Определенный девтерономический слой подчеркивает крепкую связь между соблюдением заповедей и возможностью овладения Землей Обетованной (напр., 6:18 слл.; 11:8b, 22–25). Следующие слои обработки, датируемые эпохой плена (4:1–40; и содержат в себе уже измененное богословие завета – богословие, которое предполагает уже существование P g . В рамках этого богословия, значительную роль в формировании которого сыграло обращение к традиции завета Яхве с Авраамом и патриархами (ср. Быт.15:18, 17 ), верность Яхве своему завету более никак не связана с повиновением Израиля (4:31; 7:9; 9:5; 30:6). Чудеса, пережитые Израилем во время странствия по пустыне (8; 29:4–6а), становятся парадигмой жизни в Земле Обетованной. Надо всем пребывает чистая милость Яхве. С этих позиций можно было переосмыслять также и будущую жизнь во вновь обретенной Земле Обетованной. В соответствии с девтерономической теорией царства в 2Цар.8 и 12 во Втор.16:18–18:22 сформулирован проект государственного устройства, предполагающий разделение властей. Конкретные потребности общин в эпоху плена после плена обусловили значительное расширение законодательного материала в 19–25. Законы, помещенные в этих главах (по крайней мере, часть их), восходят к древним правовым традициям, среди прочего, к книге завета и закону святости. Именно здесь Втор впервые становится книгой закона в полном смысле слова. Впрочем, остается неизвестным, рассматривали ли репатрианты Втор как действительный закон? Кодекс Втор в процессе редакции 19–25 подвергается систематизации в соответствии с последовательностью заповедей в Декалоге. Литературными «образцами» этой «декалогической редакции» могли служить «катехизис общины» в Лев.19 и Иез.18 , также построенная по принципу катехизиса: 1 заповедь: 12:2–13:19 5 заповедь: 19–21; 22:1–12 содержит переход от 5 к 6 заповеди 2 заповедь: 14:1–21 3 заповедь: 14:22–16:17 6 заповедь: 22:13–23:15 7 заповедь: 23:16–24:7 4 заповедь: 16:18–18:22 8 заповедь: 24:8–25:4 9 заповедь: 25:5–12 10 заповедь: 25:13–16 Прибавление Втор.27 (за исключением ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

2. Выше стоят порядки нравственного мира. Установленное Богом различие полов Израиль должен твердо соблюдать даже во внешнем отношении. «Женщина не должна носить мужеской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье, потому что мерзость пред Иеговою всякий делающий это» Втор.22:5 . Обмен одежды между мужчинами и женщинами легко ведет к греху, который состоит в противоестественном употреблении полов и образует верх нравственной порчи, в которую Бог предал язычников за их отпадение от него, Рим.1:26 . «Неестественными грехами сладострастия осквернились Ханаанитяне и их земля, так что Бог взыскал их вину, а земля стряхнула с себя своих обитателей. Такие мерзости не должны быть в земле Иеговы. Кто сделает одну из этих мерзостей, – будет ли то израильтянин или пришлец, живущий между израильтянами, – души, которые делают это, должны быть истреблены из своего народа» Лев.18:24–29 . – Таким образом смертное наказание назначается: а) за нарушение брака ( Лев.20:10 ) и за обольщение обрученной мужу девицы ( Втор.22:23 и д.); b) за concubitus с женщинами во время их менструации ( Лев.20:18 ); с) за кровосмешение чрез половое соединение с женою отца ( Лев.20:11 ), с невесткою (ст. 12), с матерью и ее дочерью (ст. 14); d) за гнусное преступление связи с мальчиками (ст. 13) и за позор смешения со скотом со стороны мужчины или женщины (ст. 15). Во всех этих случаях оба преступника должны быть умерщвлены, равно и скот, употребленный для соития, и притом чрез побиение камнями, каковое наказание за кровосмешение с матерью и дочерью соединяется еще с сожжением. Такому же наказанию должна подвергнуться священническая дочь, ведущая позорную жизнь, т. е. предающаяся распутству и проституции, потому что она оскверняет своего отца ( Лев.21:9 ), между тем как блуд дочерей остальных израильтян только запрещается, но не подвергается никакому гражданскому наказанию ( Лев.19:29 . Слич. Втор.23:18 ). Этой строгости от священнической дочери требовало положение ее отца. Так как священники, эти священные посредники между Иеговою и его народом долженствовали быть святыми своему Богу, не бесчестить Его имени и считаться святыми у народа ( Лев.21:6–8 ), то осквернение их проституцией их дочерей было оскорблением величия Святого израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Душа, которая обратится к вызывателю мертвых и к волшебнику, чтобы блудно ходить в след их, против нее Иегова обратит лице свое и истребит ее из своего народа, 1183 Лев.20:6 . Наконец, должен умереть всякий пророк, который осмеливается говорить слово во имя Иеговы, какого Иегова не повелевал ему говорить, или который говорит во имя других богов, Втор.18:20 . Отдел третий – Политическое положение Израиля между другими народами Уже патриархи входили с племенами Ханаана в международные отношения, когда они, для обеспечения своего существования в обещанной им в наследие, но еще не данной в действительное владение, земле, заключали союзы и договоры с жителями земли и с князьями их, Быт.14:13; 21:27,32; 26:28; 31:44 . И Моисеево законодательство учит Израиля не только почитать и любить чужих, Исх.22:20; 23:9 ; Лев.19:33 ; Втор.10:17–19 , но также признавать другие народы в своей области. Моисеев закон неоднократно подтверждает израильтянам также истребить подвергшиеся суду божию племена ханаана за их мерзость 1185 и не заключать с ними никакого союза ( Исх.23:32; 34:12 и д.; Втор.7:1 и д.); он не запрещает в случае надобности ходить и обыкновенною войною на остальные народы – Едомитян, Аммонитян и Моавитян и завоевывать их земли, Втор.2:4 и д. 9 и 19. Вообще Израиль не должен был ходить для завоеваний, но, живя в своей земле мирно, должен был заботиться о служении своему Богу и пользоваться ее благами. Сообразно с тем в законе нигде не запрещается завязывать дружественные и мирные отношения с другими народами или также хранить с ними мир чрез союзы и договоры. Так Давид вступил в дружественные отношения с Тирским царем Хирамом ( 2Цар.5:11 ), с Аммонитским царем Вагоном ( 2Цар.10:2 ), и Соломон заключил союз с Хирамом для получения от него материала и архитектора, для построения храма ( 3Цар.5:15 и д.), нисколько не отвергая и не подвергая опасности этими договорами и союзами свое феократическое положение. 1186 Точно также не было запрещено Израильтянам торговое сношение с другими народами, хотя они не должны были сделаться торговым народом (Слич. § 128). Закон ясно дозволяет брать проценты с иностранцев ( Втор.23:20 ) и предполагает меркантильные отношения к ним, когда, наприм. обещается израил. народу, что он будет давать взаймы многим народам ( Втор.15:6 ). Он ограничивает сношение с иностранцами только настолько, насколько было необходимо, чтобы Израиль соответственно своему назначению был огражден против обольщения идолослужением и ниспадения в языческую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010